Грудное вскармливание. В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)

27.08.2019

Прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения способствует скорейшему завершению родов - отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации. Очень важно, чтобы ребенок сразу же после родов был выложен на живот матери. Контакт "кожа к коже" позволяет ребенку почувствовать материнское тепло. Ведь после девяти месяцев, проведенных в "уютном доме", он выходит в новый, чужой, холодный мир. Пусть ребенок не будет сосать, но если он даже полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Профессор И.А. Аршавский называет раннее прикладывание "пассивной иммунизацией" ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней.

У детей, рано приложенных к груди, наблюдается более низкая (в 3,3 раза) заболеваемость, лучшая динамика веса по сравнению с детьми, приложенными к груди через сутки после рождения. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия билирубина, вызывающего желтуху у новорожденных.

Раннее прикладывание способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. У новорожденного кишечник, кожа и слизистые стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Доказано, что микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются на ребенке, и даже условно-патогенные микробы с кожи матери реже приводят к развитию заболеваний, нежели те же микробы, но занесенные с других источников. У 1/3 детей, приложенных к груди не раньше чем через сутки, происходит нарушение формирования кишечной флоры. Эти дети чаще болеют кишечными расстройствами. Выкладывание на живот является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и ребенку о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Гармония, существовавшая между ними прежде, восстановлена. Теперь можно расслабиться и порадоваться друг другу. Из родов, закончившихся ранним прикладыванием, ребенок выносит знание о том, что из сложных обстоятельстГвыход может и должен быть найден. Разлученный с матерью, он получает скорее отрицательный опыт.

Большое значение для установления глубокой эмоциональной связи родителей с ребенком имеет первый контакт глазами. Важно, чтобы первым лицом, которое увидит ребенок, было лицо мамы или папы.

Будучи оставленным у материнской груди в течение 30-45 минут после родов, ребенок восстанавливает связь с прошлым: он вновь слышит сердцебиение матери, ее голос и обретает столь же теплый дом, только уже здесь, на земле. Почувствовав себя в безопасности в объятьях родного существа, новорожденный начинает осваивать новый мир: его кожа ощущает прикосновения мамы, язык чувствует вкус ее кожи и молозива, нос вдыхает ее запах, глаза обращены к любящему взгляду, уши слышат ее голос.

Контакт "кожа к коже" необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери.

Об этом свидетельствуют наблюдения за самой природой. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, - сколько, прежде всего, создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма. Без этого вылизывания малыши животных просто погибают.

Не является ли отрыв ребенка от матери причиной так называемых "внезапных" смертей здоровых младенцев, особенно часто наблюдаемых в домах ребенка? Не есть ли контакт с матерью важнейшее условие выживания потомства? Не упускаем ли мы благоприятный момент для начала умственного развития ребенка? Наконец, не плодим ли социальных сирот, не обретших естественной связи с миром, утверждающих себя посредством агрессии и жестокости?

Женщина, прижимающая к груди в муках рожденное дитя, забывает о своих страданиях, ее лицо светлеет и в этот момент между ней и ребенком устанавливается взаимопонимание, позволяющее чувствовать друг друга без слов. Не за сутки ли разделения рождается у некоторых матерей столь неестественное ненаблюдаемое в природе явление, как боязнь собственного ребенка? Ведь когда новорожденного сразу подносят к груди женщины, которая была намерена отказаться от него, то, как правило, после этого она забирает малыша с собой.

Раннее прикладывание и частота кормления

Нередко даже вид проголодавшегося ребенка и его настойчивый крик настолько сильно воздействуют на женщину,

что способность к выделению молока резко возрастает. Установлено, что в естественных условиях у новорожденного достаточно запасов жидкости и пищевых веществ для поддержания жизнедеятельности в течение нескольких дней после рождения.

Mолоко у мамы вырабатывается ПО ЗАПРОСУ ребенка. Поэтому продолжайте прикладывать ребенка к груди и в том случае, если вам кажется, что молоко не прибывает и грудь "пустая". Чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше вероятность успеха.

Право матери потребовать ребенка для кормления сразу после родов

Право матери на раннее прикладывание оговорено в Совместной декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ 1989 г. "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб". В этом документе сформулировано 10 принципов успешного грудного вскармливания, в том числе и такие:

  • медицинские работники должны помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов
  • должны показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей
  • исключено докармливание новорожденных иной пищей или питьем, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями,
  • необходимо практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного вместе в одной палате
  • необходимо поощрять грудное кормление по требованию младенца, а не по расписанию:
  • нельзя давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, бутылочки и др.).

    Постепенно принципы успешного грудного вскармливания утверждаются и в российской практике. Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ направило Информационное письмо от 26.01.96 (а еще ранее от 13.04.94) заместителям руководителей территориальных органов управления здравоохранения, главным педиатрам и главным акушерам-гинекологам, распространило памятку для работников родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник по вопросам поддержания и стимулирования естественного вскармливания.

    Однако в наше время практика раннего прикладывания еще не распространена широко. Долгое время считалось, что важно создать щадящий режим для женщины - вызвать сон, обезболить, стимулировать роды, а после - дать отдохнуть без ребенка. Однако все эти меры существенно уменьшают шанс матери выкормить ребенка грудью. Очень важно, чтобы родители прониклись сознанием, что они несут ответственность за здоровье ребенка. Грудное кормление, как и роды, бывает успешным лишь тогда, когда родители уверены, что прежде всего они сами должны и могут дать собственному ребенку все необходимое. И не полагаются исключительно на врачей, а проходят предродовую подготовку, активно участвуют в родах и принимают все меры для поддержания лактации.

  • Несколько десятков лет назад сразу же после родов новорожденного кроху забирали от матери и увозили в отдельную палату – своего ребенка роженица могла увидеть только спустя несколько часов в лучшем случае, а иногда – только на следующий день.

    В некоторых случаях такое разделение матери и ребенка действительно необходимо – например, если роды были тяжелым и женщина или ребенок нуждаются в медицинской помощи. В остальных случаях такая тактика в корне неправильна – современные акушеры и педиатры убеждены в этом.

    Сегодня, как только малыш появился на свет, его сразу же прикладывают к маминой груди – даже до того, как перерезают пуповину , взвешивают ребеночка и проводят прочие необходимые тесты и манипуляции.

    Значение первого прикладывания к груди

    Представьте себе – девять месяцев малыш жил, рос и развивался у мамы в животе, где было тихо, тепло, уютно. Он постоянно ощущал биение ее сердца, слышал родной голос. И вдруг все изменилось – теплая вода, окружающая его, куда-то исчезла, стало очень светло и шумно, холодно и неуютно. И самое главное – куда-то исчез стук маминого сердца, она больше не рядом!

    Конечно же, это огромный стресс для новорожденного. Он справится с ним, разлука с матерью сразу после рождения не будет для него смертельной. Но доказано многочисленными исследованиями : те детки, которых сразу же после появления на свет выкладывали к маме на живот и грудь, потом росли активнее, здоровее, лучше брали грудь и спокойнее спали.

    Официальная позиция ВОЗ – первое прикладывание новорожденного к груди должно произойти не позже, чем через час после родов.

    Западные ученые убеждены: если младенец в первые минуты своей жизни ощущает мамины заботливые руки, слышит ласковый и знакомый голос, ему легче будет строить во взрослой жизни взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

    Немаловажно ранее прикладывание младенца к груди и для самой молодой мамы . Когда женщина впервые видит своего малыша, может обнять его, почувствовать тепло маленького тельца, слабое, еще неосознанное пожатие крошечных, нежных пальчиков, в ней просыпается материнский инстинкт, заложенный природой.

    Примечательно, что после первого прикладывания, первого контакта с ребенком, те женщины, которые до этого хотели отказаться от ребенка, меняли свое мнение и забирали новорожденного домой.

    Раннее прикладывание новорожденного к груди: польза для матери

    1. Когда ребенок берет грудь, стимулируется выработка гормона окситоцина и процесс родов завершается быстрее – матка сокращается, отходит послед.
    2. Начинает интенсивнее вырабатываться сначала , а затем полноценное грудное молоко.
    3. Доказано, что если ранее прикладывание имело место, становление лактации проходит более быстро и благополучно, и длится она намного дольше.

    Для ребенка очень важно, чтобы к нему в ротик попали именно эти несколько капелек первого выступившего молозива . Сам он сосать еще не умеет и не в состоянии – роды нелегкий процесс и для ребенка тоже. Потому врачи-акушеры помогают уставшим маме и малышу. К ротику ребенка подводят сосок и вкладывают. Кроха попытается сосать его, но, если даже не получится – просто слизнет молозиво. Этого будет на данном этапе вполне достаточно.

    В чем ценность молозива?

    Когда малыш появляется на свет, его пищеварительная система и кишечник полностью стерильны. В нем нет ни хороших нужных бактерий, ни вредных. Соответственно, иммунитет у новорожденного тоже полностью отсутствует. В нескольких каплях молозива содержится все, что нужно для дальнейшего благополучного развития ребенка . Он получает необходимое количество полезных бактерий, которые заселяют его кишечник, и благодаря этому уже надежно защищен от патогенной микрофлоры в окружающей среде.

    Кроме того, молозиво запускает работу пищеварительной системы и помогает малышу быстрее выделить свой первый продукт жизнедеятельности – меконий . Также это мощнейшее средство из маминой груди помогает снизить выработку билирубина и таким образом предотвращает развитие «желтушки» – достаточно распространенного явления у младенцев. «Желтушка» в принципе патологией не считается, но может такой стать, если билирубин удерживается на высоком уровне несколько дней.

    Интересно

    Согласно исследованием, те дети, которые получили материнское молозиво в первые минуты жизни, потом имели более крепкую систему, чем те, которых сразу к груди мамы не прикладывали. Они болели в 3,5 раза реже , у них быстрее прорезался первый зубик, они раньше начинали ходить и сидеть.

    Подведем итоги

    Итак, чтобы окончательно выяснить, зачем прикладывают ребенка к груди матери сразу поле родов и почему это так важно, следует отметить такие моменты:

    1. Ранее прикладывание способствует интенсивным сокращениям матки и быстрому отхождению плаценты – обычно роженица и не замечает этого момента. А послеродовое кровотечение проходит быстрее и менее болезненно.
    2. Когда малыш берет грудь, запускается механизм лактации, начинает интенсивно вырабатываться молоко.
    3. Налаживается эмоциональный контакт между новорожденным и роженицей.
    4. Вместе с каплями молозива малыш получает все необходимое для защиты от патогенной микрофлоры и становления иммунной системы.
    5. Малыш успокаивается и чувствует себя защищенным, в дальнейшем он развивается лучше и ведет себя спокойнее.

    Импринтинг – так называют на западе связь, которая устанавливается между крохой и его мамой в первые минуты после родов . Малыш запоминает на подсознательном уровне именно свою родительницу и отныне тянется только к ней. Он фиксирует ее голос, ее запах, ее тепло. Отныне между матерью и ребенком существует глубокая связь, которая сохранится до конца жизни. Вот почему так важно ранее прикладывание к груди.

    Естественное вскармливание - это кормление ребенка женским молоком, путем прикладывания ребенка к груди. При возникновении у мамы вопроса почему она должна кормить ребенка грудью, она прежде всего должна знать преимущества вскармливания ребенка грудным молоком и как кардинально оно отличается от коровьего.

    Преимущества вскармливания ребенка грудным молоком:

    1. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
    2. Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
    3. Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
    4. В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
    5. В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
    6. В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
    7. Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

    Отличие грудного молока от коровьего:

    1. Содержание белка. В грудном молоке белка меньше, чем в коровьем, в нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз меньше, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями, что облегчает процесс пищеварения.
    2. Белки грудного молока сходны с белками плазмы, а белки коровьего молока обладают резко выраженной АГ активностью, что способствует появлению аллергических реакций.
    3. Содержание аминокислот в грудном молоке меньше, что является более оптимальным для ребенка. В коровьем молоке аминокислот в три раза больше, это приводит к белковой перегрузке, что может привести к обменным нарушениям.
    4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые три дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно А, который играет важную роль в создании местного иммунитета ЖКТ новорожденных. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому грудной ребенок имеет хорошую иммуно-биологическую защиту.
    5. Количество жира одинаковое, но имеется важная отличительная черта, это состав жира. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жиры. Доказано что искусственное вскармливание часто приводит к ожирению.
    6. Углеводы в грудном молоке в большом количестве.
    7. Грудное молоко богато ферментами: амилазой, трипсином, липазой. В коровьем молоке ферментов в сотки раз меньше. Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
    8. Минеральный состав грудного молока: количество кальция и фосфора в меньше чем в коровьем, но усвоение в два раза лучше, поэтому дети на естественном вскармливание гораздо реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, железо цинк и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке большое количество витамина D, что способствует профилактике рахита.

    Основные принципы успешного кормления грудью:

    1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и родильниц.
    2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
    3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
    4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
    5. Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
    6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
    7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
    8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
    9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки).
    10. Поощрять организацию группы поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

    Правила, необходимые для успешного вскармливания:

    1) раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

    2) в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

    3) при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

    4)если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

    Первое прикладывание к груди

    Первое прикладывание к груди здоровых доношенных новорожденных должно осуществляться в первые полчаса после рождения.

    Раннее прикладывание к груди является стимулом для более быстрого становления лактации у матери, способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни, в частности более раннему заселению кишечника и кожи бифидум-флорой и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника. Считается также, что ранний контакт ребенка с матерью (кожа к коже в течение 3 0 - 6 0 мин после рождения) усиливает чувство материнства, стимулирует развитие психики ребенка и установление психического контакта с матерью, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. Если позволяет состояние матери и ребенка, то оптимально положить полностью раздетого ребенка на живот обнаженной матери, и через некоторое время новорожденный сам достигнет (приползет) груди и соска матери, присосется к соску. Есть горячие сторонники присутствия в это время и отца ребенка. Следует отметить, что такое раннее прикладывание к груди способствует и более быстрому успокоению матери, исчезновению у нее стрессорного гормонального фона (роды - сильнейший физиологический стресс!), лучшей послеродовой инволюции матки, уменьшению вероятности гнойно-септических заболеваний как у матери, так и у ребенка, более длительному сохранению лактации у матери.

    Длительность первого кормления должна быть около 20 мин: молока в это время либо нет, либо очень мало, но крайне ценны и капли молозива.

    Молозиво богато иммуноглобулинами, а значит содержит больше антител и других противоинфекционных факторов, чем зрелое молоко. Этим частично объясняется, почему в состав молозива входит больше белка, чем в зрелое молоко. Молозиво обеспечивает и защиту от аллергии.

    В молозиве содержится больше лейкоцитов, чем в зрелом молоке, что также защищает от инфекций.

    Антиинфекционные белки и лейкоциты, которыми богато молозиво, обеспечивают первую иммунизацию против заболеваний, с которыми может столкнуться ребенок после рождения, т.е. молозиво способствует предотвращению возникновения бактериальных инфекций, опасных для новорожденных.

    Молозиво обладает мягким слабительным эффектом, благодаря этому кишечник ребенка очищается от мекония (первичного темно-зеленого кала), а заодно и от билирубина, что предотвращает развитие выраженной желтухи.

    Молозиво обладает фактором роста, который способствует созреванию кишечника ребенка. Молозиво (вероятно, содержащиеся в нем антитела) предохраняет ребенка от аллергии и непереносимости другой пищи.

    Молозиво по содержанию некоторых витаминов (в частности, витамина А) значительно богаче зрелого молока. Витамин А снижает тяжесть любых инфекций у ребенка.

    Учитывая сказанное, считаем, что первое прикладывание к груди и контакт кожа к коже должны производиться после отделения ребенка от матери, перевязки пуповины, обработки пуповинного остатка.

    Московский Педагогический Государственный Университет
    Факультет Дошкольной педагогики и психологии

    Реферат на тему:
    «Питание детей первого года жизни. Значение раннего прикладывания к груди»

    Работу выполнили
    Студентки 204 группы
    Аксёнова Наталья
    Пчелинцева Кристина

    2011
    План:

      Рекомендации по прикладыванию к груди………………………………………………………….. 3
      Противопоказаниями к раннему прикладыванию к груди………………………………………… 4
      Свойства и значение грудного молока для ребенка………………………………………..…….. 6
      Состав грудного молока……………………………………………………………… ………….….… 7
      Смешанное вскармливание…………………………………………… ……………………………… 7
      Свободное искусственное вскармливание…………………………………………… …………... 8
      Прикорм…………………………………………………………… ……………………………………... 8
      Соки…………………………………………………………………… …………………………………. 10
      Фруктовые пюре…………………………………………………………………… ………………. 11
      Каши…………………………………………………………………… ……………………………. 12
      Творог и кефир………………………………………………………………… …………………… 13
      Вода и чай……………………………………………………………………… …………………… 14
      Схема введения продуктов и блюд прикорма детям первого года жизни……………………… 15
      Используемая литература…………………………………………………… ……………..……… 16

    Питание детей первого года жизни. Значение раннего прикладывания к груди.

    Преимущества грудного вскармливания

    Грудное молоко отличается от любой другой возможной пищи для детей, включая коровье молоко, смеси домашнего и промышленного приготовления, следующими признаками:
        Грудное молоко имеет оптимальный, сбалансированный состав пищевых элементов;
        Грудное молоко способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника ребенка;
        Организм ребенка легко усваивает материнское молоко;
        Грудное вскармливание практически никогда не вызывает аллергию;
        В грудном молоке есть целый спектр важных биологически активных веществ и защитных факторов, таких так ферменты, гормоны, иммуноглобулины (элементы, обеспечивающие иммунитет ребенка), и др.
        Грудное молоко всегда имеет оптимальную для ребенка температуру;
        Грудное молоко характеризуется оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов. Также белки из состава грудного молока качественно отличаются от белков в коровьем молоке. Грудное молоко богато незаменимыми аминокислотами;
        Около 90% углеводов грудного молока это лактоза, которая способствует всасыванию таких важных микроэлементов как кальций, железо, цинк, магний и медь;
        В грудном молоке содержится липаза, фермент, который облегчает переваривание жиров;
        В грудном молоке содержится витамин А, витамины группы В, а также витамины К, Е, Д и С.
        Грудное молоко защищает ребенка от большинства инфекций, так как в грудном молоке есть элементы иммунной системы матери.

    Ребенок, который получает грудное молоко, в меньшей степени подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, респираторным инфекциям, менингитам, отитам и пневмониям, развитию пищевой аллергии .

    Состав грудного молока

    Компоненты в грудном молоке Количество Роль в организме
    Вода 87% Обеспечивает постоянство внутренней среды организма, теплообмен
    Углеводы 7% Обеспечивают организм энергией, способствуют усвоению питательных веществ
    Жиры 4% Обеспечивают организм энергией, способствуют строению клеток, в т.ч. головного мозга и центральной нервной системы
    Белки 1% Обеспечивают усвоение молока, помогают строение клеток, поддерживают иммунитет, обеспечивают рост и развитие ребенка
    Витамины, микроэлементы и др. Менее 1% Осуществляют питание организма, обеспечивают сопротивляемость инфекциям

    ПРИКОРМ.
    Прикорм ребенка - введение новой пищи, более калорийной и концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. Это соки, пюре (фруктовое и овощное), каши, творог и так далее. Именно прикорм удовлетворяет все возрастающую потребность организма ребенка в сложных углеводах. Вместе с разнообразной пищей в организм вводятся балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для пищеварения. Кроме того, ребенок, получая разнообразную пищу, постепенно отвыкает от груди, учится жевать и глотать более плотную пищу.
    Введение прикорма ребенку необходимо для его правильного развития:

      при возникновении дефицита энергии, белков, жиров, микроэлементов, поступление которых с грудным молоком становится недостаточным из-за бурного роста ребенка;
      прикорм начинают с целью введения в питание животного и растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах
      для приема более плотной пищи, что требуется для дальнейшего развития жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта ребенка.
    Согласно рекомендациям ВОЗ первый прикорм при грудном вскармливании нужно вводить ребенку в 6 месяцев, а малышу-искусственнику в 5-5,5 месяцев. Малыш сам «подскажет» когда нужно начинать прикорм. Если малыш тянется к маминой тарелке и у него уже есть первые зубки, если ребенок весит в два раза больше чем при рождении и не наедается маминым молоком – пора вводить прикорм.
    После выбора первого прикорма: каша или овощи , можно вводить прикорм по половине чайной ложечки первые два дня и доводите до полной порции в течение одной-двух недель. Следующая неделя отводится для привыкания к новой пище. Затем через две-три недели замените еще одно кормление грудью следующим видом прикорма, который вводится по такой же схеме, как и первый. Со временем нужно менять один вид прикорма другим, чтобы познакомить ребенка с разными продуктами. Наиболее оптимальным временем для прикорма считается первая половина дня, так в течение дня появляется возможность понаблюдать за реакцией малыша на новый продукт. Если у ребенка наблюдается боль в животике, сыпь, сухость кожи или жидкий стул, необходимо исключить этот продукт на время из рациона малыша. Новый продукт можно пробовать только после того, как эти симптомы пройдут. Новые продукты в первый прикорм при грудном вскармливании следует вводить только через 2 недели после успешного принятия предыдущих составляющих.Следует помнить, что с введением прикорма нужно следить за питьевым режимом ребенка до года .
    Основные правила введения прикорма
      каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости продуктов прикорма.
      сроки введения прикорма для каждого ребенка могут колебаться в пределах 1-2 мес.
      ребенок должен быть здоров в период введения нового прикорма. Если ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», то введение прикорма ребенку нежелательно.
      введение всех блюд прикорма производится дробно, начинать ввод прикорма нужно с нескольких граммов продукта (с одной чайной ложечки), т.к. любая пища является для ребенка новой;
      прикорм ребенку дают до кормления грудью, когда ребенок голоден, после чего предлагают грудь (для сохранения лактации и для получения ребенком жидкости);
      недопустимо введение более одного нового прикорма;
      вначале прикорма ребенка вводят однокомпонентные блюда прикорма. После привыкания и отсутствия аллергических реакций (обычно через 1-2 недели) дают смеси из 2-х и более продуктов.
      в первые дни введения прикорма продукты должны быть достаточно жидкими (так, каша может быть вначале 5 %), постепенно продукты прикорма становятся более густыми;
      блюда следует давать подогретыми до 37-39° С;
    Нельзя заставлять ребенка есть пищу, которая ему не нравится.
    Введение ребенку прикорма из томата, который принадлежит к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей, возможно не ранее 8 месяцев, бобовые, содержащие высокий уровень растительных волокон и особых видов сахаров, способных вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования в кишечнике, - с 7-8-ми месяцев; лук и чеснок, содержащие эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечника, почек - не ранее года; травы - с 9-ти месяцев и старше.

    Соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток при смешанном и искусственном вскармливании назначают несколько раньше, чем при вскармливании грудным молоком. Первый прикорм в виде овощного пюре и второй - в виде каши назначают на месяц раньше.

    Организм младенца еще не совершенен, многие органы и системы только формируются и постепенно созревают. Давая новую пищу слишком рано, можно спровоцировать различные неприятности в кишечнике, желудке и даже вызвать аллергию. К тому же малыш начнет хуже кушать молоко (или смесь), и лактация пойдет на убыль. Но и слишком затягивать введение этих важных продуктов тоже не следует. В возрасте старше полугода ребенок должен учиться глотать и правильно жевать, что непременно отразится и на его аппетите, и на развитии, и росте, и здоровье.
    Ориентироваться надо на то, что в возрасте 6,5-7 месяцев малыш уже должен попробовать, и фрукты, и овощи. Но если по каким-то причинам не получается это сделать, начать следует с овощей и кашек, а потом обязательно вернутся и ввести в рацион фрукты в виде пюре и соков.
    После 7-8 месяцев ребенок должен получать 2 раза в день прикорм (кашу и пюре) и 3-4 раза (по аппетиту) - грудь или молочную смесь. Между прикормами обязательно должно быть одно кормление грудью или молочной смесью.

    В 9 месяцев прикорм - 3 раза в день, более разнообразный: гречневая, овсяная, рисовая каши, супы-пюре на бульоне, мясное и овощное пюре, кефир, цельное молоко.

    С 8-10 месяцев добавляют сухарики, печенье; с 10 месяцев - фрикадельки, паровые котлеты, свежие фрукты. В качестве напитков могут быть компоты, соки и чай.

    К одному году давайте ребенку часть блюд, приготовленных для всей семьи, исключая кофе, крепкий чай, копчености, маринады, ограниченно - капусту, бобовые.
    Правильно подобранное меню и заранее хорошо продуманная комбинация блюд прикорма должны способствовать хорошему пищеварению и своевременному опорожнению кишечника.

    Важно соблюдать следующее сочетание блюд: каша и бульон, пюре и кисель, т. е. не надо давать в одно кормление два плотных или два жидких блюда. Плотная пища переваривается дольше и задерживается в желудке, а жидкая быстро переварится и вызовет преждевременное чувство голода.
    СОКИ
    Начинать знакомить 6-месячного ребенка с соками лучше всего с яблочного сока, лимонного и черносмородинового. С 7-ми месяцев можно постепенно вводить вишневый, абрикосовый, томатный, морковный, капустный и сливовый соки. Малиновый, морковный, апельсиновый, мандариновый, клубничный и земляничный соки нужно давать осторожно, внимательно наблюдая за ребенком. Эти соки иногда вызывают диатез (это одна из форм аллергии ).
    Детям, имеющим склонность к запорам, не рекомендуются соки черной смородины, черники, вишни и граната, потому что они действуют на желудок закрепляющие. И наоборот. Если у ребенка склонность к неустойчивому стулу, желательно исключать или давать в смеси с другими соками такие соки, как: морковный, сливовый, капустный и свекольный (они слабят желудок).
    Капустный, яблочный и морковный соки содержат ферменты, разрушающие витамин С, поэтому их не рекомендуется давать в смеси с соками черной смородины, цитрусовых или отваром шиповника.

    Лимонный и морковный сок начинают давать с 2 капель и разводите фруктозным сиропом 1:1. Свекольный сок вводите к 7 месяцам и доводят его количество до 1 столовой ложки к 10-12 месяцам.

    Начинают знакомить ребенка с соком с нескольких капель, чтобы не вызвать расстройства пищеварения: в первый день достаточно будет 3-5 капель, далее постепенно увеличивают объем, доводя до 30-50 мл в день (в несколько приемов) для детей первых 6 мес и да 60-100 мл для детей до года. Далее, когда малыш приобщится к соку и будет пить его с удовольствием, давайте уже после еды. С 7-ми месяцев, когда порции сока увеличиваются, давайте их каждый день в 2 приема во время или после еды.
    Новый вид сока давайте только после того, как малыш полностью привыкнет к предыдущему, и начинайте так же с небольших порций.
    ФРУКТОВОЕ ПЮРЕ
    С 6-7-месячного возраста подключается к рациону фруктовое пюре. Чаще всего под ним понимается яблочное пюре из свежих яблок, приготовленное собственноручно или специальное фруктовое гомогенизированное пюре для детского питания.

    Если использовать баночное пюре, необходимо обращать внимание на
    и т.д.................

    2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди.

    3. Совместное содержание матери и ребенка в одной па­лате.

    4. Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка.

    5. Правильное положение ребенка у груди. Кормление по требованию ребенка. Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

    6. Ночные кормления и совместный сон матери и ребенка. Исключение допаивания и докармливания ребенка до 6 месяцев.

    7. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного корм­ления. При необходимости введения докорма его следует да­вать только из чашки, ложки или пипетки. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него.

    8. Исключение дополнительного сцеживания молока по­сле каждого кормления.

    9. Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка по­сле выписки из родильного дома, проводимых чаще 1 раза в неделю.

    10. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет.

    11. Сохранение грудного вскармливания до исполнения ре­бенку 1-2 лет.

    Раннее прикладывание к груди

    Первое прикладывание новорожденного к материнской груди долж­но произойти в течение первого часа жизни ребенка. Именно первое прикладывание, осуществленное в физиологические сроки, позволя­ет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захваты­вать грудь. Кроме этого, при первом прикладывании младенец получает первые капли молозива - всего 2 миллилитра. Тем не менее да­же это количество молозива играет важную роль в становлении им­мунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важ­ным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности.

    Исключение догрудного кормления

    Догрудным называют первое кормление новорожденного не из материнской груди, а из бутылочки. Если ребенка забрали у матери впервые он получил не материнскую грудь, а соску, то значительно возрастает опасность, что мать может бросить кормить грудью; не начнет грудное вскармливание вообще. Догрудное кормление очень опасно по следующим причинам:

    Ребенок не получает молозиво - самую раннюю и целебную пищу;

    Если ребенка начали кормить не из груди, а из бутылочки, то у не­го может возникнуть путаница сосков и он не сможет охотно и ус­пешно брать грудь матери.

    Благодаря исследованиям ВОЗ установлено, что даже одного-двух догрудных кормлений достаточно, чтобы грудное вскармливание не состоялось.

    Совместное содержание матери и ребенка

    Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в после родовое отделение им должно быть обеспечено совместное пребывание в палате «мать - дитя», где кроватка ребенка ставится непо­средственно около кровати матери. Матери предоставляется возмож­ность с самого начала общаться с ребенком. Она может находиться с ним в одной кровати, спать вместе с ним, кормить грудью, мыть его в случае необходимости, брать на руки, когда ей захочется. С момента поступления матери и новорожденного в палату совместного пребывания начинается процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскармли­ванию. Преимущества совместного пребывания матери и ребенка:

    Мать может реагировать на ребенка, что помогает установлению эмоциональных связей;

    Ребенок меньше плачет, меньше причин дать ему бутылочку;

    Матери больше верят в кормление грудью;

    Кормление грудью продолжается дольше.

    Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

    Очень важно отсутствие докармливания и допаивания ребенка в пер­вые дни после рождения. Введение любых жидкостей и молочных смесей исключает или сокращает возможность получения молозива и травмирует организм новорожденного ребенка. Докармливание новорожденного в первые дни жизни воз­можно только в случае, если малыш появился на свет путем кесарева сечения и у матери нарушен процесс выработки молока.

    Правильное положение ребенка у груди

    Правильное положение ребенка у груди - это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

    Процесс сосания груди

    Специальные манипуляции ребенка с грудью называют «сосанием груди» (англ. «suckling»). Просто сосание (англ. sucking) - это то, что ребенок проделывает со своим большим пальцем или другим твердым предметом. Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему сосать грудь и питаться.

    Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

    Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

    Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

    Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка (рис. 32). Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:

    1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу - участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.

    2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

    Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

    Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

    Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.