Царская дочь анастасия. Елена ПрокофьеваПринцессы Романовы: царские дочери Царские дочери

13.10.2019

РОМАНОВЫ

Чтобы найти положительный пример для воспита­ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне­го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо­рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо­каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му­ченическую смерть.

Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каж­дый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необхо­димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье.

Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи­вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб­ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув­ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го­сударственными делами, любое свободное время посвя­щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо­дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога» . «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку» , - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав­ственно здоровой личности. Не может быть личность пол­ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде­лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала , -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь­ся слушаться Бога, когда станешь старше» . Она не сомне­валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель­но, никогда не требовала от детей невозможного и всег­да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав­торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста­вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что­бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня­ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте­ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не­приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не­когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко­делием, ставили домашние сценки и что самое порази­тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де­тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить­ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо­чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи­няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно­сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по­мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска­зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба­зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы­рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль­ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе­щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи­тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита­ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари­стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери ви­дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по­рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране , - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе­ны на неопределенное время.

В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на­равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи­тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль­ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван­ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу­жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя­вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц до­машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер­вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по­нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш­него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ­ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма­терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове­та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви­дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими поло­жительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяй­ства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похо­жа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги скла­дывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отри­цательные качества характера могли перерасти в озло­бление на всех окружающих, угрюмость, в конечном ито­ге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостат­ки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпе­ния. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро по­молись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувер­нантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссори­лись. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мсти­ли за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще силь­нее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - пи­сала Ф.Я. Офросимова.

У Татьяны рано определился цель­ный характер, хозяйственная сметка, практичность, дело­витость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - го­ворил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностя­ми. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи бе­женцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, про­веряя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокой­ся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпро­миссное подчинение других своей воле. Но этого не про­изошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способ­ности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к воз­можности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помо­гать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоми­наниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, ве­селая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людь­ми - солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт».

Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружа­ющих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее гото­вить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней осно­вательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими рели­гиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое при­ятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым харак­тером. Она находилась в полном подчинении у сво­ей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никог­да впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склон­ность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находя­щегося в подчинении у других с комплексами нелюби­мого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она на­казывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать дава­ла дочери различные поручения, побуждая ее к само­стоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным на­следником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хва­тало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые сто­роны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, со­храняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и жи­вость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во вре­мя обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия за­бралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудоволь­ствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вы­тащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и уте­шала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже ране­ные пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем бе­лья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и кор­пии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - гово­рила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила сво­их родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и мо­литвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, зо­лотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, че­тырьмя личностями девочек и девушек. С одной сторо­ны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личны­ми достоинствами и недостатками. Нос другой сторо­ны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласко­вый просты в обращении с окружающими, трудолюби­вы, были патриотами своей Родины. Очень любили ро­дителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала пере­делывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благоче­стия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекатель­ные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспита­ние, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспита­нии детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!

Список литературы:

Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы право­славного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия-, 2000.
Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русскоесло-во», 1998.
Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. РассулинЮ. -СПб.: «Царское Дело*. 2005.
Савченко П. Русская девушка. Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег», 2002.
Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.
Миллер . Царская семья-жертва темной силы.- Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический Центр, 1998.

Как воспитывались царские дочери

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
В основе воспитания детей императрица Александра Федоровна полагала религиозное (духовное) воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности.
Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.
Царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное- не прекращали обучения.
Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова (фрейлина, ближайшая и преданнейшая подруга Императрицы Александры Фёдоровны)
Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей..

Чтобы найти положительный пример для воспитания своих детей, обратимся сегодня к семье последнего Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напоказ своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли мученическую смерть.


Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каждый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье.

Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости государственными делами, любое свободное время посвящал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных базарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вырученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и аристократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей порока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложены на неопределенное время.

В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом, и в моральном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, названных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослужащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проявили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее совета. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы видим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими положительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяйства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похожа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги складывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отрицательные качества характера могли перерасти в озлобление на всех окружающих, угрюмость, в конечном итоге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостатки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувернантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссорились. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - писала Ф.Я. Офросимова.

У Татьяны рано определился цельный характер, хозяйственная сметка, практичность, деловитость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - говорил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностями. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи беженцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, проверяя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокойся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпромиссное подчинение других своей воле. Но этого не произошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к возможности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помогать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоминаниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, веселая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людьми - солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт».

Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружающих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее готовить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней основательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими религиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое приятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым характером. Она находилась в полном подчинении у своей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склонность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находящегося в подчинении у других с комплексами нелюбимого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она наказывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать давала дочери различные поручения, побуждая ее к самостоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным наследником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хватало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые стороны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, сохраняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и живость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и утешала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже раненые пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем белья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и корпии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - говорила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила своих родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и молитвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, золотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, четырьмя личностями девочек и девушек. С одной стороны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личными достоинствами и недостатками. Нос другой стороны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковый просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Очень любили родителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет?

Мудрая Государыня-мать вовсе не желала переделывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспитание, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской.

Е. В. Прокофьева, М. В. Скуратовская, С. А. Аннина

Принцессы Романовы: царские дочери

© Прокофьева Е. В., Скуратовская М. В., Аннина С. А., 2016

© Оформление, издательство «БХВ-Петербург», 2016

Дарье Корольковой – без ее помощи и поддержки эта книга могла бы и не состояться,

а также благодарят Наталью Харсу и Софью Пономареву за содействие в сборе иллюстративного материала

Вступление

«Принцессы Романовы». Так называли их в Европе.

Принцессами, а не царевнами в европейской истории стали называться дочери и племянницы русских царей, начиная с эпохи петровских реформ.

Прежде их судьбы были однотипно печальны. Историк Михаил Семеновский писал, что с рождением дочери в царской семье допетровских времен «прибавлялась только новая инокиня, судьбою, вековым обычаем обреченная на уединенную, тихую жизнь вдали от всего, что так сладостно в жизни, от печалей и радостей, жизни общественной. Никакой монастырь не мог быть скромнее и благочестивее царских теремов. В глубоком уединении, частью в молитве и посте, частью в занятиях рукоделием и в невинных забавах с сенными девушками проводили они свои дни… Никогда посторонний взгляд не проникал в их хоромы: только патриарх и ближние сродники царицы могли иметь к ним доступ… Народ знал их единственно по имени, возглашаемому в церквах, при многолетии царскому дому, также по щедрым милостыням, которые они приказывали раздавать нищим. Ни одна из них не испытала радостей любви, и все они умирали безбрачными, большей частью в летах преклонных. Выходить царевнам за подданных запрещал обычай, выдавать их за принцев иноземных мешали многие обстоятельства, в особенности различие вероисповедания. Таким образом отшельницы мира с самого младенчества, недоступные никаким надеждам или желаниям, выходившим из круга повседневной жизни, нисколько незнакомые ни с семейным, ни с общественным бытом, ни тем менее с жизнью государственной, царевны увязали в своих недоступных светлицах».

Первыми русскими принцессами, чьи лица и чей нрав сделались известными всем придворным и иноземцам, явились Анна и Елизавета, дочери Петра Великого. Они же первыми из царских дочерей надели европейское платье и стали вести образ жизни, соответствующий статусу принцесс.

Итак, с XVIII столетия «принцессы Романовы», подобно другим европейским принцессам, стали драгоценным товаром в политической торговле, заложницами мира между государствами. Получить в жены одну из них, породниться с могущественной Россией сделалось престижно, тем более что замуж они шли в основном за принцев и герцогов мелких германских княжеств или небольших скандинавских королевств, ибо там исповедовалось лютеранство. Русские жены оставались православными, привозили с собой духовников, отстраивали домовые церкви, организовывали приходы… Всего лишь раз великую княжну выдали замуж за католика: Александру Павловну, прелестнейшую из дочерей Павла I – за Иосифа, палатина Венгерского. Окончилась эта история более чем печально, и больше с католиками Романовы в родство не вступали. Но вообще, о великих княжнах в царские времена писали немного и неинтересно: только о добродетелях их, о благотворительности, и ничего – о тайных страстях, иной раз кипевших вокруг них или даже в их сердцах. А когда трехсотлетнее величие Дома Романовых рухнуло, смятенное революционным ураганом, об императорах и императрицах писать стали мало и в основном – негативно, а уж о великих княжнах, в юные годы вышедших замуж и уехавших за границу, – и вовсе ничего, они были неинтересны новой власти и новой истории.

Висели в Эрмитаже и Русском музее портреты прелестных девушек: их сохранили, потому что они принадлежали кисти великих художников – Дмитрия Левицкого, Василия Боровиковского, Элизабет Виже-Лебрен, Джорджа Доу, Карла Брюллова, Валентина Серова… Но мало кто знал о жизни тех, кто был изображен на портретах.

В Петергофе, в качестве экспоната парковой архитектуры, сохранилась мемориальная скамейка великой княжны Александры Николаевны, украшенная ее мраморным бюстом: изящная головка, тонкий профиль, грустный взгляд… Многие поколения посетителей задерживались возле этого бюста, всматривались в красивое личико, но невозможно было узнать о судьбе этой девушки: о ее короткой, простой и печальной жизни.

Между тем, за границей – в Германии, в Голландии, в Австрии, в Великобритании, в Греции – жила память о русских принцессах. Как драгоценные памятники оберегали их могилы и выстроенные ими дворцы, как реликвии сохраняли принадлежавшие им вещи. Лишь недавно начали издаваться на русском языке исследования жизни великих княжон, и все равно большинство фактов о жизни этих женщин мы можем узнать только из зарубежных источников, а что-то – только из архивных документов.

Но знать о них необходимо. Ведь судьбы этих женщин – пусть не самая важная, однако же значительная и интересная часть отечественной истории. А знание истории, память о ней – необходимая составляющая для духовного становления, для самоуважения как нации в целом, так и каждого человека по отдельности.

Из этой книги читатели узнают о судьбах всех царских дочерей с начала XVIII века, которые могли именоваться уже не только царевнами, но – «принцессами Романовыми». Всех, кроме четырех дочерей Николая II, ибо у этих девочек почти что и не было самостоятельных биографий, они почти и не жили, их общей судьбой стало мученичество и гибель вместе с родителями и братом. Их история – кровавая, страшная – выходит далеко за грань даже самых драматических судеб их предшественниц. О них надо писать отдельно… Это слишком больная тема, слишком далекая от словосочетания «женские судьбы», которое нам хотелось бы сделать краеугольным камнем нашей книги о русских принцессах. Потому что судьба Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии – это судьба не женщин, а ангелов. Остальным русским принцессам все-таки посчастливилось пройти, иногда пусть недлинный, но земной путь: при всех бедствиях, зачастую их постигавших, они все-таки были женщинами и успели вкусить сладость жизни. О них наша книга.

Глава 1. Первые принцессы: Анна и Елизавета, дочери Петра Великого

В детстве они были неразлучны – две прелестные девочки, темноволосая и белокурая. Старшая сестра, живой портрет своего отца в девичьем обличье, умерла совсем юной на чужбине, успев родить будущего императора Петра III, чье правление было бесславным и окончилось трагически. Младшая вошла в историю как «блистательная Елисавет», «кроткая Елисавет», «веселая Елисавет» – императрица Всея Руси Елизавета I.

* * *

Из одиннадцати детей Петра I и его возлюбленной, а потом супруги Марты Скавронской, ставшей при крещении в православие Екатериной Алексеевной, дожили до отрочества только двое. Три маленьких Павла, два Петра, две Натальи, Екатерина и Маргарита умерли кто в младенчестве, кто в раннем детстве. Обычное явление для тех времен: смерть не различала отпрысков монархов и крестьянских ребятишек. Но то, что в царской семье она пощадила лишь дочерей, повлекло за собой множество раздоров и интриг и в немалой степени предопределило судьбу российского трона. (Единокровный брат девочек Алексей, сын Петра I от Евдокии Лопухиной, был, как мы знаем, обвинен в государственной измене и погиб при неясных до сих пор обстоятельствах в 1718 году.)

Анна и Елизавета родились одна за другой: 27 января 1708-го и 18 декабря 1709 года. Еще не царевны, более того – незаконнорожденные. С их матерью Петр обвенчался только в феврале 1712 года. Венчание проходило в храме Исаакия Далматского – простой деревянной церкви для шкиперов, ничем не походившей на величественный Исаакиевский собор, воздвигнутый спустя полтора века. Сама церемония тоже была очень скромной.

За женихом и невестой, обходившими аналой, едва поспевали две крошечные девочки. Отныне Аннушка и Лизонька считались, по старинному русскому обычаю, «привенчанными», то есть приравненными к детям, рожденным в законном браке. Но вопрос о сомнительности их происхождения всплывал еще не однажды…

* * *

После свадьбы, столь же лишенной помпезности, сколь и венчание, жизнь девочек сильно изменилась. Им отвели собственные покои во дворце, приставили к ним отдельных поваров и прочую прислугу. Мать теперь могла открыто баловать своих любимиц, наряжать их как куколок и, не стесняясь в средствах, выписывать платья по последней моде, сшитые самыми умелыми европейскими портными.

На ассамблеях, введенных Петром в 1718 году, уже подросшие царские дочки блистали и в переносном, и в буквальном смысле – их костюмы были расшиты золотом и серебром, а головные уборы украшены бриллиантами.

Портреты девочек заказывали придворным художникам. Сохранилось несколько картин кисти Луи Каравака, изобразившего Анну с Елизаветой и их младших братца и сестрицу, рано умерших Петра и Наталью, юными греческими божествами.

Эта новость потрясла человечество. Большевистский режим расстрелял и добил ударами штыков русского царя Николая II, царицу Александру Федоровну, их четырех детей и четырех слуг в подвале небольшого дома на Урале.

После революции и отречения царя от престола, Российская империя утратила былую мощь, и, как следствие, царская семья была отправлена в ссылку и затем расстреляна.

С тех пор выдвинуто немало предположений об их гибели. Утверждают, что самая младшая из дочерей царя Анастасия Николаевна Романова избежала трагической участи остальных членов семьи. Ее спас русский солдат, которого впоследствии расстреляли. Так родилась легенда об Анастасии, которую историки и научные работники изучали в течение многих десятилетий.

Согласно официальной версии, после Февральской революции 1917 года Николай отрекся от трона 2 марта. Борьба за власть между меньшевиками и большевиками завершилась победой последних, и захватили власть в государстве во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным).

Они создали Красную армию и установили коммунистическое правление. Арестованную царскую семью отправили в Екатеринбург (Урал), но несколько месяцев спустя, опасаясь того, что белогвардейцы попытаются освободить царя, правительство большевиков в июле 1918-го отдало приказ о расстреле царской семьи, который и был совершен в подвале дома купца Ипатьева группой красногвардейцев под командованием Якова Юровского.

В подвале собрали всю семью и слуг, сказав, что это сейчас их будут фотографировать. Но вместо фотографа вошла группа солдат, и Юровский обратился к царю, сказав, что русский народ приговорил его к смерти. Тут же послышались выстрелы. Затем палачи обследовали тела и добили штыками тех, кто еще подавал признаки жизни.

Тела хотели отвезти в более надежное место, но автомобиль сломался, и было решено захоронить их в близлежащей Ганиной Яме. Там вырыли могилу, уложили в нее убитых и полили серной кислотой с известью. Но, как рассказал один из солдат, участвовавший в казни, Анастасия и ее младший брат царевич Алексей были похоронены в другом месте.

На основе этого эпизода родилась легенда о том, что Анастасия осталась жива. В докладной записке, которую в 1918 году Юровский отправил своему начальству в Москву, об эпизоде с Анастасией ничего не говорилось.

Белогвардейские войска, воевавшие за восстановление монархии с красными, вскоре заняли Екатеринбург и не обнаружили никаких следов царя и его семьи, тайно похороненных в Ганиной Яме.

С тех пор появилось немало историй, которые и по сей день переходят из уст в уста. Их рассказывают различные монархисты и «свидетели», основываясь на событии, которое потрясло мир: Анастасия Романова, младшая из четырех дочерей царя, по всей видимости, осталась жива и после целого ряда перипетий появилась на публике под именем Анне Андерсон, требуя признать себя Великой Княжной Романовой, законной дочерью царя.

Анне Андерсон, заявлявшая, что она дочь царя, взволновала мировую общественность, разделив ее на два противоположных лагеря. Ее история звучала очень убедительно для прессы и салонной публики, а также для простых людей всех континентов.

Хотя не только Анне требовала признания себя в качестве дочери Николая II и царицы Александры, вскоре она стала единственной претенденткой, поскольку в течение более полувека настойчиво утверждала, что является настоящей Великой Княжной Анастасией Романовой.

В отношении Анне были проведены тщательные расследования, поскольку, если бы было доказано, что она настоящая Анастасия, то ей перешло бы несметное состояние царя, что совершенно было не в интересах ближайших родственников Николая II, утрачивавших все права на наследство.

Все началось 27 февраля 1920 года в Берлине, когда молодая девушка пыталась покончить с собой, прыгнув с моста в канал Ландверканал (Landwehrkanal). Ее спас сержант полиции и доставил в психиатрическую больницу. Поскольку никаких документов у нее с собой не было, ее записали как Fräulein Unbekannt, то есть, неизвестная девушка. Она стала называть себя Анне Чайковская и пробыла там два года.

Клара Пейтерт (Clara Peuthert), одна из обитательниц психлечебницы, уверяла, что Анне была одной из дочерей царя — Татьяной или Анастасией. Выйдя из больницы, Пейтерт распространила эту новость, и она приобрела большую известность. Анне посещали журналисты, русские эмигранты и даже люди, близкие к царской семье. История стала набирать обороты.

Одни ее принимали, а другие называли самозванкой. По выходе из больницы ее принимали многие, кто в нее верил, в том числе и представители дворянства, оказавшиеся в эмиграции. Они приютили ее и помогли материально.

У Анне был непростой характер, который объясняли ее тяжелой судьбой. Ее приглашали в Швейцарию и различные города Германии в период с 1922 по 1927 год. Один из родственников царицы даже поместил ее в замке Зееон (Seeon). Мария, мать царя, была убеждена, что Анне это Анастасия, в то время как другие родственники это отрицали, что придавало еще большую загадочность всей истории.

Американский журналист Глеб Боткин написал ряд статей на эту тему. В США проживала подруга детства Анастасии, княжна Ксения Лидс (Xenia Leeds), которая была замужем за американским промышленным магнатом. Она заинтересовалась Анне и пригласила ее к себе в гости в США, где Анне познакомилась со многими русскими эмигрантами, поверившими в статьи Боткина. Там Анне и взяла себе фамилию Андерсон.

Вместе с адвокатом Эдвардом Фоллоусом (Edward Fallows) журналист основал Корпорацию Великая Русская Княжна Анастасия (Grandanor), которая занималась продажей собственности Романовых, когда ее передавал Анне/Анастасии королевский двор Великобритании, бывший в курсе дела.

Анне Андерсон вернулась в Германию в 1931 году, но в 1968 году вернулась в США, где проживал Боткин. Там она и прожила до своей смерти в 1984 году. Умерла от воспаления легких. За несколько месяцев до этого она вышла замуж за Джека Мэнахена (Jack Manahan), который был на 20 лет моложе и называл себя «зятем царя».

В 1970 годы судебные тяжбы закончились, и ни одна из сторон не смогла установить, была ли Анне Андерсон настоящей Анастасией или просто выдавала себя за дочь Николая II. Захватывающая легенда так и осталась загадкой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.