Беседы с родителями несовершеннолетних темы. Уроки доброты - сочувствие Беседа о милосердии и сострадании

26.09.2019

Цели : усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

Эпиграф:

Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц

Помнящий добро никогда не сотворит зла.

Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

Радость у кого-то - порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ход беседы

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий (учитель). «Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина - удочерила девочку?! А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

2. Сообщения о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

Как вы погашаете значение слова «милосердие»?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.

«Вернемся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

В Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

В Москве - 1813060 рублей;

В Одессе - 709863. рубля;

В Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

7-9 рублей стоила корова;

3-5 рублей - костюм тройка;

25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их, интересно, сегодня?

Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

3. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

Ведущий. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Демонстрируется фрагмент видеофильма «Фронтовой санбат».

Учащиеся рассуждают.

4. Чтение и обсуждение статьи или книги на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Учитель (ученик-помощник) читает статью о проявлении равнодушия.

Почему мог произойти такой случай?

Откуда же в людях равнодушие?

Почему бездушие, жестокость спиши нормальными?

Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Ученики обсуждают главы 6—8 повести Б. Васильева «Завтра была война». (Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери «врага народа». Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора. одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

Ведущий . Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «- Ну, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

Нужно ли милосердие сегодня?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

6. Обсуждение вопроса, нужно ли приносить себя в жертву ради других людей.

Ведущий. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский завет пронизывает творчество П. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

А можно ли приносить в жертву одних люден ради помощи другим?

Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Ученики рассуждают.

7. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!

Справедливость и сочувствие
Цель: Воспитание высоконравственной личности
Задачи:
1. Познакомить с содержанием нравственных категорий
«справедливость», «сочувствие»;
2.
Развитие

самопознания,

конструктивного
взаимодействия.
Оборудование: карточки с текстом рассказов – для ведущего, плакат
схемы достойного выхода из ситуации.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Вступительное слово.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод:
справедливость – отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более
подробно разобраться в этом.
3. Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил
песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить
дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали
спорить и кричать».
­ Как вы думаете, как нужно было поступить по справедливости?
(Обсуждение).
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла
кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь,
размазня? Заживёт твоё колено»».
­ Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить
Андрею?
­ Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2­3
минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
 будете драться
 станете кричать, плакать, ругаться
 сделаете вид, что всё хорошо
 будете доказывать, что с вами поступили несправедливо
 перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации,
которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными
ситуациями.
3.2. Игра с элементами тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники стоят в кругу. Кто­нибудь выходит из них в круг и говорит
о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое
высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это
здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по
очереди.
4. Закрепление.
­ Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не
выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша
подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет
меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и
я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена
отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не
буду с ней больше дружить»».
­
Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете
поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 3­4 минуты).
4.1 Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: ­ обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций.
­ Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации:
с кем­то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по­своему
выходит из подобных ситуаций – кто­то обижается, кто­то «сдаёт сдачи»,
кто­то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной
ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших
знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а
другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается
достойно выйти из ситуации.
4.2 Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как
итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не
устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и
поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи
ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий
раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не
изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»,
«Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

РАЗГОВОР С УЧАЩИМИСЯ

НА ТЕМУ :

«Милосердие…

Нужно ли оно в наше время ?»

Проведенный учителем

МОУ гимназии «Пущино »

Евтеховой Викторией Фёдоровной

Тема: Милосердие… Нужно ли оно в наше время?

Цель: Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Образовательные задачи : - учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
- создавать условия для свободного общения и самовыражения детей
на уроке;
Воспитательные задачи : - воспитывать свободу мышления;
- учить свободно, без боязни выражать свои чувства, эмоции, мысли.
- воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
Развивающие задачи : - развивать нравственные качества учащихся, воображения;
-Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

Тип урока : проблемно-диалогический.
Технологии: - технология проблемного обучения;
- групповая технология;
- игровая технология
Методы проведения : поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций)

Ход урока.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект классного часа

«Учимся сочувствовать»

Подготовила учитель начальных классов:

Бальчинова Галина Васильевна

Кяхта 2015

к лассный час на тему

«Толерантность» 4 «б» класс

Конспект классного часа о толерантности

«Учимся сочувствовать»

Цели : способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям , дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе, развивать устную речь.

Оборудование : мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями: презентация «Учимся сочувствовать»,песня « Я, ты, он. она –вместе дружная семья»

- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...

- Если я увижу больного престарелого человека, то...

- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...

- Если бы я был волшебником, то...

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

    Вступительное слово.

    Беседа «Что такое толерантность?».

1.Упражнения на развитие толерантности.

2. «На какого сказочного героя я похож».

3. «Это здорово!»

4. «Кто похвалит себя лучше всех».

    Подведение итогов.

Ход классного часа

Вступительное слово

Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: « Учимся сочувствовать».

Беседа «Что такое толерантность?»

Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Как вы понимаете выражение «Мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Представьте себе такую ситуацию: два друга, Вадим и Кирилл, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Вадиму нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Кириллу нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

Кто из мальчиков прав? (Никто.)

Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных вариантов те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

Кто назовет другие черты толерантного человека?

Послушаем ваше мнение.

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

Упражнения на развитие толерантности

Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

Попрошу встать тех, кто умеет:

кататься на роликах;

вышивать;

сочинять стихи;

играть в футбол;

танцевать; И Т.Д.

« Я умею и это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

«Кто похвалит себя лучше всех»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения и кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

Класс – это маленькая семья . И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

Подведение итогов

Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача - закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)



Результаты обработки анкеты «Проявляешь ли ты толерантность?»

Класс:4 «Б»

Классный руководитель: Бальчинова Галина Васильевна

Уровень толерантности

Показатели

Результат

Высокий уровень толерантности

8 б-15 человек

68%

Средний уровень толерантности

3-7 б- 6 человек

27%

Низкий уровень толерантности

0-2 б- 2 человека

5%