Тестирование опекаемых детей. Особенности приемных детей и проблемы, связанные с периодом адаптации Тест комфортность ребенка в семье

26.02.2024

Особая роль в подготовке компетентного замещающего родителя отводится отбору претендентов, который базируется, прежде всего, на диагностике, цель которого выявить из общего числа кандидатов людей пригодных к выполнению роли приемных отца и матери.

Диагностика направлена на изучение личностных черт потенциального замещающего родителя-воспитателя, истинных мотивов принятия неродного ребенка, уровня психолого-педагогической компетентности. Уже в процессе диагностики, как свидетельствует наш опыт, имеется возможность предотвратить принятие людьми ошибочного решения создать замещающую семью.

Для диагностики претендентов на роль замещающего родителя могут использоваться анкеты: «Первичный отбор приемных родителей», «Генограмма семьи», «Семейная гибкость, сплоченность»; опросники: «ОСТ (состояния тревожности)», «Опросник родительских отношений (ОРО)», «Родитель должен…», «Ребенок должен…», «Опросник приспособленности», «Личностный опросник Р. Кетелла» и т.п.; проективные методики: рисунки «Я в приемной семье», «Незаконченные предложения», «Идеальный родитель...» и т.п.; тесты: «Тест Лири (межличностные отношения)», «Цветовой тест Люшера», «Тест Томаса (межличностные отношения)» и др. (27).

Следует иметь в виду, что кандидаты в замещающие родители с тревожностью относятся к психологическому обследованию. Поэтому очень важно создание спокойной атмосферы, комфортной обстановки, очередности использования отдельных методик. В частности, целесообразно начать всю процедуру с беседы, позволяющей построить доверительные отношения, помочь человеку успокоиться, снять неопределенность ситуации, а затем уже использовать диагностический инструментарий.

Опыт диагностирования будущих приемных родителей показывает, что у 26 % мотивом создания замещающей семьи стал альтруизм (желание сделать счастливыми детей, оставшихся без попечения родителей), у 45 % претендентов – прагматизм (быть как все; дети помогут в старости; дети помогут решению материальных проблем; попытка сохранить брак). Желание иметь ребенка высказало 27 % опрошенных и у 2 % - попытка заполнить пустоту, возникшую после смерти родного ребенка.



Результаты диагностики позволяют так же сделать вывод о том, что у многих будущих родителей характер затруднений типичен для всех категорий граждан (не зависимо от возраста, опыта предыдущего воспитания детей как биологических, так и приемных, уровня образования и мета проживания) и требует обучения.

Диагностики замещающей семьи основывается на мультимодальном подходе, что позволяет диагностировать проблемы семьи и ребенка в различных контекстах (В.Н. Ослон). Она включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы, которые помогают определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема, динамику изменений состояния членов замещающей семьи и приемного ребенка (56).

Можно выделить различные виды диагностики: предварительная диагностика, углубленное обследование, отслеживание в процессе функционирования замещающей семьи и проблемная диагностика.

Предварительная диагностика с кандидатом в замещающие родители Цель этого этапа – получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью.

Основные задачи этапа:

Получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье;

Выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин к созданию семейной группы;

Обогащение его представлений

Побуждение кандидата в замещающие родители к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации;

Выделение специфических проблем кандидата, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе.

Данный этап имеет персонифицированный характер. Это начало непосредственного общения с гражданином. С момента обращения кандидата в открывается на него социально-психологическую карту, в которую вносится информация, характеризующего социальный и психологический статус.

Специалисты получают следующую информацию о претенденте:

Ф.И.О., дата рождения, образование.

Семейное положение (состоит в браке, количество детей, возраст).

С кем проживает.

Жилищные условия.

Профессия, род занятий в данное время (дни и часы работы).

Занятия членов семьи.

Примерный совокупный доход семьи.

Сведения о состоянии здоровья.

Наличие фактов биографии, препятствующих созданию семейной группы.

Адрес, телефон (домашний, рабочий).

Важный момент первых бесед с кандидатом- выявление причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание. Выясняется также, ребенка какого пола и возраста он хотел бы принять в свою семью.

Опыт показывает, что среди причин гражданами могут быть названы следующие:

Желание помочь обездоленному ребенку.

Нравится большая семья.

Отсутствие собственных детей.

Потеря родного ребенка, стремление восполнить утрату.

Одиноко жить без семьи, хочется иметь рядом близкого человека.

Не истраченный родительский ресурс (свои дети выросли, дом опустел, хочется вырастить еще одного ребенка).

Желание родителей иметь второго ребенка в семье («чтобы свой не рос один») или ребенка противоположного пола.

Желание кровного ребенка («сын хочет иметь брата»).

Желание получить работу на дому, расчет на улучшение материального положения (6; 25; 28).

Таким образом, может быть получен в результате заполнения анкеты материал, требующий прояснения отношения кандидата к проблемным детям.

Например, в санкт-петербургском социально-реабилитационном центре «Дом милосердия» в беседах или с помощью небольшой анкеты выявляют позицию будущего воспитателя по следующим вопросам:

Можете ли вы принять в семью ребенка, который:

Имеет инвалидность;

Подвергался сексуальному насилию;

Имеет выраженное сексуализированное поведение;

Имеет проблемы в умственном развитии, что предполагает обучение по программе вспомогательной школы, по программе коррекционных классов или специальной программе?

Намерены ли вы принять ребенка на время с учетом того, что тот может вернуться в кровную семью, или в перспективе планируете оформление опеки или усыновления?

Какие особенности поведения ребенка вы считаете абсолютно неприемлемыми для себя?

Как вы относитесь к возможным прямым или косвенным контактам ребенка со своими родителями и родственниками?

Как вы прогнозируете необходимые изменения в жизни своей семьи и профессиональной деятельности, связанные с появлением в семье ребенка (т.е. насколько осознанно и взвешенно идете на этот шаг)?

Выяснение формальных данных о кандидате, его намерений и мотивации создания замещающей семьи дает возможность специалистам сделать вывод о тех обстоятельствах, которые изначально препятствуют созданию замещающей семьи, требуют отсрочки или являются сигналом для определенных сомнений или последующей коррекционной работы с будущими замещающими родителями.

Этап предварительной диагностики с кандидатами предполагает тщательную работу специалистов по анализу первичных диагностических материалов. Так на заключительном этапе предварительной диагностики в случае, когда у них возникает потребность серьезно и обстоятельно обсудить с кандидатом конкретное побуждение принять ребенка-сироту, необходим обстоятельный разговор с претендентом на роль замещающего родителя. Поэтому важно предложить ему подробно рассказать о том, как он пришел к такому решению, давно ли у него возникло такое желание, что стало последним поводом к приходу в государственное учреждение. Ему следует пояснить, что внимание сотрудника не обусловлено праздным любопытством или недоверием, а, наоборот, продиктовано желанием найти наилучший вариант создания замещающей семьи. Расспрашивая кандидата, специалист тем самым побуждает его к тому, чтобы он еще раз взвесил твердость и устойчивость своих намерений, обоснованность и достаточность причин для принятия решения о создании семейной группы.

Обстоятельный разговор нужен и для того, чтобы внести коррективы в планы кандидата относительно выбора пола, возраста ребенка.

Например, даже с бездетной парой могут возникнуть проблемы.

Если в семье все благополучно, брак достаточно прочен, но отсутствие детей огорчает супругов, это значит, что ребенок - главное, чего им обоим не хватает для полноты жизни. Такая ситуация не может не вызвать у претендентов сочувствия и стремления помочь супружеской паре обрести полнокровную семейную жизнь.

Бывают случаи, когда отношения супружеской пары нестабильны, прочность брака сомнительна, налицо предразводная ситуация, причиной которой считается бездетность. Но это лишь видимая причина разлада, верхняя часть айсберга.

Нестабильность брака, причины, по которым он может распасться, многообразны. Выборочные исследования (Н. Юркевич, В. Колокольников, П. Звидриньш, В. Сысенко) обнаруживают более двадцати причин разводов. Среди них кроме бесплодия супруга супруги - алкоголизм, грубость, жестокость, бестактность, частые ссоры, супружеская измена, длительное раздельное пребывание, возрастное или сексуальное несоответствие и т.д. Все это ведет к тому, что потребность супругов в эмоциональном контакте, жизненно необходимом человеку, в семье не реализуется. Семья находится под угрозой распада. Принятие наиболее решительным из супругов (чаще всего женщиной) в семью ребенка расценивается как возможность изменить ситуацию, восстановить стабильность брака.

Однако опыт показывает, что такое «замещение» не всегда удается, отчего могут пострадать все субъекты семейного взаимодействия, и в первую очередь ребенок. Определить, с каким вариантом столкнулся специалисты на первом этапе знакомства с кандидатом, затруднительно, для этого он не располагает достаточной информацией. Но названная кандидатом причина, по которой он хочет создать замещающую семью, может стать сигналом для организации обследования его семьи.

Если специалист убеждается, что в данный момент внутрисемейные отношения складываются неблагополучно, следует, не отказывая кандидату в воспитатели в его просьбе, решительно посоветовать ему повременить с созданием семейной воспитательной группы до того момента, когда кризисная ситуация в семье завершится.

Большого такта и бережного отношения требуют люди, которые стремятся создать семейную группу после потери собственного ребенка в надежде смягчить боль утраты, заполнить образовавшуюся пустоту, приняв в семью чужое дитя. Тяжесть потери заставляет их настойчиво, а иногда не совсем обдуманно искать замену, даже не дожидаясь принятой в таких скорбных случаях годовщины. Это весьма сложный вариант создания семейной группы. Во-первых, пережитое горе выбивает родителей из жизненной колеи, невротизирует их, усложняет межличностные отношения в семье и требует определенного восстановительного периода.

Во-вторых, нередко будущий замещающий родитель, члены его семьи, надеясь «заместить» потерянного ребенка, испытывают разочарование, так как понимают, что адекватного «замещения» не произошло - в семью пришел другой ребенок, не похожий на ушедшего. Это усиливает дисбаланс их эмоциональной сферы, усложняет взаимодействие с воспитанником.

Уважая чистоту стремлений и искренность таких людей, необходимо провести серьезную коррекцию их намерений. Перспектив у такой семейной группы мало, и все ее члены могут пережить новую боль. Практика свидетельствует, что воспитатели именно этой категории чаще других обращаются в учреждение с просьбой о закрытии семейной группы.

Учитывая эмоциональное состояние таких людей, а также тот факт, что они чаще всего приходят с намерением не просто создать временную семейную группу, а с желанием в перспективе оформить над ребенком опекунство (попечительство) или усыновление, специалисту следует с особым тактом принять их информацию, мягко предостеречь от возможных проблем, которые связаны с их трагической ситуацией. При этом ни в коем случае не следует пресекать стремление этих граждан к созданию семейной группы. Просто необходимо убедить их в том, что не надо торопиться, что лучше соблюсти установленный традицией траур. Если за это время желание взять на воспитание чужого ребенка не пройдет, то порекомендовать им принять в семью воспитанника другой возрастной группы и противоположного пола, чтобы не было оснований мучительно сравнивать своего, утраченного, с чужим, что скорее всего будет не в пользу последнего.

Не менее важно позаботиться и о переориентации этих людей, привести их к мысли, что взять в семью воспитанника следует не только для того, чтобы облегчить собственные страдания, но и ради помощи обездоленному ребенку, которому необходимо чувствовать себя любимым и защищенным.

Ситуация, когда воспитатели хотят взять в семью второго ребенка (при невозможности больше иметь собственного), также требует предметного обсуждения, а зачастую тактичной коррекции их планов. Если, например, в семье есть ребенок подросткового возраста и родители хотят взять на воспитание ребенка для компании своему, «чтобы тот рос не один», следует очень взвешенно принимать решение о создании семейной группы. Соискателю требуется дать информацию для размышления.

Если в семье растет мальчик-подросток, следует задуматься о том, стоит ли брать на воспитание мальчика такого же возраста. Выросшие в разной социальной среде дети могут не поладить, поэтому предпочтительнее взять мальчика на несколько лет моложе кровного ребенка. Он легче адаптируется в семье. Ему не грозит опасность предстать в глазах членов семьи в невыгодном свете, к его воспитанию может приобщиться кровный ребенок, отношения в семье будут строиться гармоничнее, а значит, и реабилитационный процесс - проходить эффективнее.

Если в семье растет мальчик 12-14 лет, а кандидат хочет взять в семейную группу девочку примерно такого же возраста, следует предупредить его относительно особенностей полоролевой социализации детей, объяснить, что на эту возрастную ступень как раз падает период половозрастной сегрегации - «противостояния» мальчиков и девочек, которое может усложнить адаптацию девочки в семье. Нельзя исключать и возникновение сексуального интереса разнополых подростков друг к другу, тем более что у девочки может проявиться опыт предшествующей жизни в неблагополучной семье, где половые отношения взрослых могли протекать на глазах у детей.

В случае, когда воспитатель намерен принять в семью ребенка старше, чем его собственные дети (кстати, как и в тех случаях, когда речь идет о сверстниках-подростках), необходимо с помощью собеседования и психологического тестирования исключить такой скрытый мотив, как желание держать в семье «золушку» - Нет сомнений в том, что очень полезно для выросшего на улице и ни к чему зачастую не приученного подростка подключиться к систематическому выполнению определенных домашних обязанностей, получить опыт нормальных внутрисемейных отношений. Особенно удачно проходит приобщение воспитанников к труду в сельских семьях, где традиционно дети с ранних лет включены в общесемейные дела. Тем не менее на стадии знакомства с претендентом в воспитатели полностью исключать такой скрытый мотив, как желание в закамуфлированной форме использовать труд несовершеннолетнего, не следует.

Конечно, совпадение возраста кровного ребенка и воспитанника не влияет фатально на эффективность функционирования семейной группы. Известны случаи, когда мальчик-подросток сам выбирает себе «брата» из числа приютских детей, обучающихся с ним в одном школьном классе, с которым он подружился, но побудить человека к размышлению необходимо.

Достаточно трудным контингентом кандидатов в воспитатели являются одинокие люди, у которых нет опыта семейной жизни. Одиночество нередко является закономерным следствием некоторых особенностей личности претендента, которые с возрастом лишь усугубляются, - обидчивость, эгоцентризм, подозрительность, тревожность, ригидность мышления, придирчивость, гипертрофированное пристрастие к порядку, нетерпимость к чужим слабостям и недостаткам. Мы не исключаем возможностей создания удачной семейной группы одинокой женщиной, таких примеров немало. Однако при проведении диагностического обследования важно в мягкой форме предостеречь ее от чрезмерно жесткой позиции по отношению к детям, уже пострадавшим от жестокости взрослого мира, дефицита тепла, любви и доброй снисходительности.

Завершая обзор причин, побуждающих людей взять на воспитание чужого ребенка (здесь перечислены лишь наиболее типичные из них), необходимо обратить внимание на деликатную проблему – педофилию. В санктпетербургском «Воспитательном доме», например, всегда с большой осторожностью относятся к созданию семейных групп с воспитателями - одинокими мужчинами. Есть достаточно корректные способы (кроме данных психологического тестирования, полученных, например, с помощью многопрофильного опросника MMPI, который выявляет половые отклонения) предпринять «проверочные» действия. Вот конкретный пример.

Одинокому мужчине средних лет, имеющему намерение взять на воспитание мальчика 10-12 лет, предложили обдумать другой вариант, а именно: взять родных брата и сестру (14 и 12 лет), очень дружных, активных, веселых ребят, увлекающихся спортом, театром, открытых и доброжелательных. При этом ему разъяснили преимущества такой семейной группы как в материальном, так и в воспитательном плане. Мужчина попросил время на обдумывание и больше в приюте не появился. Через некоторое время из достоверных источников выяснилось, что опасения специалистов в отношении данного мужчины подтвердились.

Ни в коем случае не желая делать каких-либо оскорбительных обобщений, оставляем за собой право акцентировать внимание специалистов и на этой проблеме (6; 25).

Если на первом этапе диагностирования не обнаружены явные проблемы, которые могут стать препятствием для создания семейной группы, и с кандидатом в воспитатели проведена необходимая работа по коррекции его планов, специалист по социальной работе делает предварительное заключение о возможности создания таковой во главе с данным кандидатом, а также информирует коллег об имеющихся сомнениях, которые необходимо прояснить на следующих этапах.

Специалист должен проинформировать потенциального воспитателя о своем заключении и получить согласие на участие его и его семьи в более углубленном обследовании, которое поможет сотрудникам учреждения принять окончательное решение о целесообразности создания замещающей семьи и выбрать для нее ребенка.

На втором этапе – углубленном обследовании определяется уровень готовности кандидата в приемные родители к созданию замещающий семьи.

Следует иметь в виду, что кандидаты в воспитатели по-разному относятся к психологическому обследованию. Одни проявляют любопытство, другие - удивление, третьи - неудовольствие. Негативная позиция объясняется наличием искаженной информации о тестировании, которое якобы преследует цель выявить интеллектуальную неполноценность человека; страхом некоторых людей перед любыми испытаниями; опасениями, что психолог получит и использует против них данные, которые повлияют на их репутацию.

Специалист должен с пониманием отнестись к подобному отношению потенциальных замещающих родителей и членов их семей, найти способы рассеять их опасения. При этом полезно апеллировать как к рациональной, так и к эмоциональной сфере людей. Специалисты могут опереться на следующие аргументы:

Специализированное учреждение принимает на работу воспитателем человека, не имеющего профессиональной подготовки, успех его деятельности во многом зависит от его личности, опыта воспитания, усвоенного в родительской семье и приобретенного на собственной практике. Учреждение продолжает нести ответственность за ребенка, и оно обязано быть уверенным, что человек, принимающий ребенка в семью, сможет успешно выполнить роль воспитателя;

Специализированное учреждение подбирает не только воспитателя семейной группы, но и ребенка в эту группу. Ознакомление с семьей кандидата в воспитатели, укладом ее жизни нужно для того, чтобы лучше осуществить подготовку ребенка к переходу в данную семью;

Обследование кандидата и его семьи даст возможность специалистам учреждения оказывать более эффективную помощь в воспитании, когда группа будет создана;

Специалисты стремятся прежде всего выявить позитивные ресурсы кандидата как будущего воспитателя, но одновременно не должны пройти мимо тех свойств, которые могут снизить эффект его воспитательной деятельности, обратить на них его внимание и в дальнейшем помочь ему их изменить.

При определении степени готовности потенциального воспитателя к новой социальной и профессиональной роли следует учитывать два важнейших критерия, которые могут быть выражены через конкретные показатели, свидетельствующие о благоприятной перспективе открытия группы во главе с данным воспитателем.

1. Личностные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с ребенком:

Развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность;

Развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений.

2. Характерные установки на воспитание детей:

Представление о личностном смысле роли воспитания;

Характер воспитательной тактики;

Предположительный или реальный характер эмоциональных контактов с детьми.

3. Удовлетворение брачно-семейными отношениями.

Существенное значение для формирования у потенциального воспитателя спокойного отношения к обследованию имеет верная тактика его организации. Следует правильно определить очередность использования различных методик. Целесообразно начать с беседы, микроанкеты, а затем уже, когда напряжение прошло и человек успокоился, использовать психоиагностику.

Выявление личностных качеств претендента на роль воспитателя семейной группы проводится с помощью психодиагностидеских методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет исключить субъективизм в оценке. В санкт-петербургском «Воспитательном доме», который первым из российских специализированных учреждений начал создавать семейные воспитательные группы и отрабатывать методику подбора для них воспитателей, используют тест Кэттелла, цветовой тест Люшера, многопрофильный личностный опросник MMPi, тест «Pari».

Тест «Кэттела» - 16-факторный опросник - является одним из наиболее надежных и важных средств диагностики, помогает получить многогранную информацию о чертах личности, которые автор называет конституционными.

Исходя из опыта работы с тестом при отборе воспитателей, можно рекомендовать в первую очередь обращать внимание на коммуникативные и эмоционально-волевые свойства личности, а также на характер межличностных взаимоотношений. Оптимизации семейных отношений, успешной адаптации ребенка в семье способствуют такие черты кандидата в воспитатели, как мягкосердечность, эмоциональная стабильность, ответственность, самоконтроль, открытость, эмпатия, доброжелательность, терпимость, проницательность, спокойствие и уверенность в себе.

Насторожить специалистов должны те свойства, акцентуация которых может помешать созданию оптимальных взаимоотношений с ребенком. К ним относятся:

Замкнутость. Как правило, ей сопутствуют холодность, жестокость, бескомпромиссность, слабый интерес к жизни;

Эмоциональная нестабильность. Таких. людей отличает неспособность контролировать эмоции и свои импульсивные влечения. Внешне это проявляется как плохой самоконтроль, безответственность, капризность, попытка уклониться от реальности. Внутренне эти люди чувствуют себя беспомощными, усталыми, пасуют перед жизненными трудностями;

Подозрительность. Отношения этих людей с окружающими основываются на предубеждении, они никому не доверяют, ждут подвоха, часто излишне настойчивы, придирчивы и раздражительны, плохо воспринимают новое.

Эти качества не позволяют кандидату в воспитатели принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его проблемами, вследствие чего взаимоотношения с ним могут зайти в тупик. Если не обратить на это внимание, можно поставить под угрозу семейную группу, так как названный «букет» негативных личностных качеств воспитателя неизбежно осложнит адаптацию ребенка в семье. Слишком жесткая воспитательная политика, стремление требовать от ребенка больше, чем он может дать, попытка полностью подчинить его себе, скорейшим образом перевоспитать непременно вызовут напряжение, зажатость, повышенную тревожность. Такие люди могут обеспечить неплохой уход за ребенком. Но тот факт, что воспитанник ухожен, его быт и питание хорошо организованы, не смягчает ситуации. На жесткость он отвечает непослушанием и обманом, не проявляет желания учиться, что вызывает дальнейшее ужесточение воспитательного подхода и, как следствие, разрушение группы.

Использование проективного цветового теста Люшера позволяет оценить эмоциональное состояние человека, обнаружить тревогу, страдание, страх, обусловленные подавлением, неудовлетворенностью субъективно значимой для человека потребности. Тест позволяет выявить непосредственные, не подвластные осознанию проявления индивидуально-личностных свойств, что делает методику незаменимым инструментом глубинного изучения личности, ее эмоционально-характерологического базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Этот метод наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств, с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты (компенсаций).

По мнению Люшера, компенсация - это такой тип поведения, который, вызывая временное облегчение, никогда не приводит к действительному удовлетворению ущемленной потребности. Психологическая характеристика имеющихся у испытуемого тревог и компенсаций дает возможность понять актуальные проблемы личности.

Методика может быть и как тест отношений, если выяснить цветовые ассоциации человека со значимыми для него людьми: муж, дети, жена, друзья, родственники супруга. Причем как цвет, так и порядок расположения в ряду определяет сам испытуемый. Психолог же знает, что 1-2-е место имеет знак устремления, цели; 3-4-е место - оценка собственного состояния, здоровья; 5-6-е место - знак индифферентности, безразличия; 7-8-е - неприятия.

Например, при тестировании потенциального воспитателя получен следующий ряд цветовых предпочтений: 43256

Интерпретация ведется исходя из значения цвета и его места в ряду у испытуемого. В данном случае получены следующие ассоциации: 4 - желтый, самый приятный цвет, ассоциируется с подругой; 3 - красный, ребенок, который также принят и ассоциируется с затратами энергии; 2 - зеленый и 5 - фиолетовый - это оценка своего состояния, и она позитивна. А теперь о главном: 6- муж, коричневый и стоит на 5-м месте. Значит, к нему отношение в лучшем случае индифферентное, он не является значимой фигурой в жизни потенциального воспитателя.

Исключить зависимость результатов от личностных особенностей и опыта психолога помогает компьютерный вариант модифицированного теста MMPI. Методика разработана американскими психологами. В нашей стране создана интерпретационная схема MMPI, более углубленная по сравнению с американской и ориентированная на целостный подход к личности как единству биологических и социальных факторов (Л. Собчик).

Применение методов психологического тестирования для подбора замещающих родителей крайне важно, так как позволяет исключить психопатологию или наличие таких свойств личности, которые являются признаком непригодности к роли воспитателя: психопатические черты, жестокость, подозрительность, склонность к депрессивным состояниям, низкая терпимость к чужим недостаткам, низкая или чрезмерная тревожность (озабоченность), неразвитая чувственность, выраженная враждебность, а также низкая работоспособность, пассивность, безответственность. Весь комплекс нежелательных для замещающего родителя черт встречается редко. Наличие одного-двух из них не является причиной для категорического отказа отдать ребенка в замещающую семью на воспитание, но это повод для серьезного психологического консультирования и постоянной психологической помощи семье в дальнейшем, внимательного наблюдения специалистов во время испытательного срока.

2. Выявление характерных для кандидата установок на воспитание детей осуществляется также с помощью различных методов.

Для объективного прогноза используется тест «Pari» разработанный американскими психологами Е.Шеффер и Р.Белл. В нашей стране методика адаптирована Т. Нещерет. Тест «Pari» позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального воспитателя с ребенком. Выделены три блока признаков, касающихся родительско-детских отношений: оптимальный эмоциональный контакт; излишняя эмоциональная дистанция; чрезмерная концентрация на ребенке. Благодаря методике «Раri» можно выяснить если не реальное отношение, то хотя бы идеальные представления испытуемого о взаимоотношениях с детьми, получить представление о том, какие отношения воспитатель намерен строить с ребенком: партнерства, зависимости ребенка от взрослого или дистанцирования друг от друга.

Блок вопросов об отношении к семейной роли позволяет оценить уровень вероятной конфликтности в семье, выявить распределение в ней ролей (25).

Этап углубленного обследования целесообразно соединить с консультированием.

Значительную информацию можно получить в процессе собеседования с кандидатом в воспитатели. Можно выявить, как оценивает кандидат стиль воспитания в его собственной родительской семье, что он считает приемлемым и оправданным, в чем сомневается, что категорически не принимает. Беседуя, важно прояснить, что радует и огорчает его в собственных детях, какие он предпочитает способы поощрения и наказания, чем считает нужным заниматься вместе с детьми, как хочет проводить с ними свободное время и т.п.

При этом следует иметь в виду, что любая подобная беседа должна строиться с соблюдением определенных правил. У сотрудника специализированного учреждения непременно должны быть продуманный план, схема ведения беседы и четкая цель. Важно расположить кандидата в воспитатели и членов его семьи к беседе. Встреча должна быть назначена в удобное для них время, специалисту необходимо проявить уважение к благородному решению кандидата помочь детям, лишенным родительского попечения, его намерению создать семейную группу.

Беседу следует вести, демонстрируя внимательное и эмпатийное слушание, в дружелюбной, доверительной манере, выражать собеседнику поддержку, похвалу, использовать подбадривающие реплики. Не следует ставить лобовые вопросы, если они не касаются формальных данных, не следует начинать разговор с вопросов, затрагивающих семейный климат, сплоченность семьи, лучше получить информацию косвенным путем - к примеру, выяснить, как члены семьи проводят свободное время. Такой подход не вызовет напряжения у собеседника и в то же время не только даст представление о содержательной стороне досуга семьи (что важно), но и позволит выяснить, что в семье доминирует - автономность или взаимодействие, сотрудничество, расположение друг к другу, желание быть вместе.

Полезно взять на вооружение советы по технике ведения беседы разработанные специалистом по семейному консультированию Ю. Алешиной. Мы приводим их в сокращенном варианте.

Четко ограничить время беседы, чтобы оно было использовано максимально эффективно;

Довести до минимума активность специалиста. Говорить должен в основном его собеседник. Интерпретации специалиста должны быть по возможности краткими;

Спокойно и терпеливо относиться к паузам и остановкам, которые встречаются в рассказе собеседника;

Вопросы специалиста должны отличаться краткостью, желательно начинать их после окончания высказываний собеседника;

Разговорная речь специалиста должна быть приближена к языку собеседника, освобождена от специальных терминов, слов и выражений, которые могут быть ему непонятны.

Для поддержания контакта следует использовать реплики, которые выполняют разные функции:

Укрепляют у собеседника положительную «Я-концепцию»: «Вы быстро уловили суть», «Вы правильно понимаете смысл своей новой работы», «Вы хорошо чувствуете детей» и т.д.;

Подчеркивают идентичность собеседника с другими людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации: «Неудивительно, что вы волнуетесь», «Затрудняетесь», «Не можете объяснить», «Большинство людей испытывают то же самое» и т.д.

Следует использовать и возможности невербального контакта, который помогает более эффективно строить беседу. Не следует постоянно смотреть в глаза собеседнику, но тем не менее смотреть на него нужно, иначе у него может возникнуть ощущение, что его невнимательно слушают. В процессе беседы необходимо следить за своим лицом - оно должно выражать доброжелательное внимание, а также за тоном и громкостью своего голоса - приглушенный тон больше способствует возникновению доверительных отношений.

Во время беседы кандидату в воспитатели можно предложить мини-анкету, представляющую собой небольшой по объему текст, в котором представлены четыре разные позиции, дающие представление о том, какой личностный смысл человек вкладывает в понятие «воспитание». Он должен внимательно прочитать текст и выбрать одну из позиций, которая кажется ему самой близкой и в большей степени отражает его отношение к воспитанию чужого ребенка.

Мини-анкета

1. Воспитание ребенка для меня составляет смысл моей жизни.

2. Я хочу, чтобы ребенок многого достиг в жизни (даже, может быть, того, чего мы с супругом не сумели достигнуть).

3. Мы в семье всегда ставим себе цели (квартира должна блестеть, мы должны быть спортивными, нам надо овладеть компьютером, все, что мы делаем (труд, учение), должно быть на высоте и т.п.. Ребенок должен вместе с нами двигаться к их достижению.

4. Ребенок нам необходим, потому что без него жизнь эмоционально бедна. Ребенок может стать для меня источником эмоциональной поддержки, любви и утешения.

Предлагаемая анкета составлена с учетом выводов А. Спиваковской, сделанных на основе изучения воспитательных позиций людей, которые берут в свои семьи чужих детей. Опора на эту информацию поможет специалисту как в продолжении беседы, так и в ее интерпретации.

Приводим характеристики воспитательных позиций, выявленные автором:

1. Воспитание как реализация потребности смысла жизни. В этом случае главный смысл жизни родителей (не всегда осознанно) выражается в заботе о ребенке, его воспитании. Они стремятся навсегда связать свою жизнь с жизнью детей. Закономерное возрастное отдаление ребенка, повышение субъективной значимости для него других людей может бессознательно восприниматься как угроза собственным потребностям.

2. Воспитание как реализация потребности в достижении. Для таких родителей главное, чтобы их дети достигли в жизни определенных целей, которые кажутся родителям значимыми (чаще всего тех, которых им самим по разным причинам не удалось достичь). При этом не всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка, а любовь к нему приобретает условный характер и связана с оценкой его достижений.

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»

Как часто вы мысленно, а то и вслух восклицаете: «Мы таковыми не были! Мы так со старшими не поступали! Что же это за дети такие?» И это мы говорим не о каких-то чужих, невоспитанных монстрах, а о своих родненьких чадах. Недавно появились широко известные сегодня термины: «дети-индиго» и «дети с повышенной чувствительностью». Одновременно начала развиваться нейропсихология, массово начали ставить диагнозы «СДВГ» и «аутизм». Возможно, наука сделала большой шаг вперед и научилась наконец определять и классифицировать подобные отклонения, а возможно - нынешние дети требуют иного понимания, поскольку они уже не такие, как мы или наши родители...

В последние годы среди родителей начала приобретать популярность теория привязанности, развитая клиническим психологом Гордоном Ньюфельдом, автором книги «Не теряйте своих детей» (Hold on to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers). К сожалению, в одной статье невозможно изложить всю теорию и шаги, с помощью которых можно вернуть доверительные отношения с детьми, с самим собой и даже целым миром. Но по крайней мере попробовать стоило:)

Чтобы кактус зацвел

Раскрытие потенциала, по мнению Ньюфельда, неизбежно, но спонтанно. Нельзя заставить яблоню цвести силой воли, нельзя и принудительно раскрыть потенциал человека, если условия для этого не подходят. Итак, наша с вами родительская задача - создать соответствующие условия, чтобы наши яблоньки, груши и кактусы «зацвели».

Чтобы ребёнок (да и любой человек) мог раскрыть свой потенциал, нужно, чтобы он мог:

  • независимо функционировать;
  • принимать и переживать неудачи;
  • общаться с себе подобными, сохраняя индивидуальность.
Из этих трёх характеристик нам более-менее удаётся научить наших детей быть независимыми. Однако, удаётся ли нам сформировать личность, которая умеет переживать неудачи? Более того - умеем ли мы сами переживать неудачи? Принимать во внимание опыт и продолжать двигаться? Если применительно к себе, то должен признать - нет. Удаётся нам, с нашим коллективистским прошлым, научить детей балансировать между «я» и «мы» без перекосов?

Шаг за шагом

По Ньюфельду, ребёнок в течение развития должен успешно пройти три этапа:

  1. Становление - стремление быть отдельным. Мы не можем его стимулировать - ведь самостоятельности невозможно научить, она должна созреть внутри.
  2. Адаптация - умение принимать неудачи и справляться с ними. Но адаптация в первую очередь заключается в умении осознавать свое бессилие, принимать то, что изменить невозможно.
  3. Интеграция - умение слышать сигналы изнутри и снаружи, осмысливать их и использовать для решения поставленных задач.
Если какой-то из этапов не был пройден или искусственно ускорен, то происходит так называемое застревание - ребёнок взрослеет, но его поведение не становится более зрелым. Симптомы застревания могут быть разные.

Равнодушие . Когда ребёнку запрещают чувствовать и проявлять негативные эмоции, мозг отфильтровывает болезненные чувства, поэтому ребёнок теряет способность чувствовать гнев, горе, печаль или скуку и перестает гневаться, плакать или капризничать. Тут бы нам порадоваться и похвалить его, но не стоит - это не зрелое умение управлять эмоциями, а лишь их угнетение. Такая ситуация наблюдается у младенцев-отказников в детдоме. Они перестают плакать, поскольку не имеют отклика на свои потребности.

Освобождение . Ребёнок не воспринимает реальных душевных переживаний, которые могут сделать его уязвимым, заменяя их на нереалистичные. Например, не страдает от смерти бабушки, но когда ломается игрушка, реагирует бурно-наигранно.

Защитное отчуждение - ребёнок отказывается от близости с тем, к кому привязан, чтобы не чувствовать постоянную боль отделения. Например, с легкостью идёт в детский сад и не хочет домой, чтобы не чувствовать снова и снова «потерю» родителей.

Что же делать?

Ньюфельд считает, что самое главное, с чего нужно начать, - это обеспечить ребёнку чувство защищённости. Лучше всего это сделать, восстановив утраченную привязанность.

Мать вынашивает ребёнка 9 месяцев, и никому не приходит в голову быстрее ее родить и разорвать бесценную пуповину. Но уже родившегося малыша почему-то подгоняют становиться самостоятельным, потому что не успеет:-) И часто нам это удается - дети выглядят более самостоятельными, однако со временем их поведение почему-то портится, они не доверяют нам или становятся равнодушными. Мы так боимся того, что наши дети, если дать им такую возможность, останутся зависимыми навсегда, и так стремимся привить им самостоятельность сызмальства... Однако эта независимость в конце концов становится независимостью от нас самих, а нереализованную потребность привязанности дети переносят или на другого взрослого, или на своих сверстников.

Ньюфельд предлагает вернуть детей под родительское крыло, в утробу привязанности. Ведь чтобы у эмбриона правильно сформировались все органы, нужно время для спокойного созревания. Если же ребенок родился раньше, то ему создают такие условия, чтобы пока он до конца не сформируется, имитировать материнское лоно. То же и с детьми, которые каким-то образом потеряли эмоциональную связь с родителями: их надо вернуть в безопасный ближний круг, где они будут чувствовать себя защищёнными и смогут проявлять негативные эмоции - бояться, расстраиваться, плакать, скучать. Мир, в котором можно положиться на родителей, а не защищаться самому.

Но вернуть ребёнка к внутреннему кругу бывает не так-то просто. Для начала надо установить надежный контакт. Вот некоторые правила, которые в этом помогут:

Не командуйте, а завладейте вниманием ребёнка. Иначе получите пустой взгляд. Если не можете поймать взгляд, то постарайтесь попасть в зону внимания другими способами, например, через звуки или через прикосновение.
Прежде, чем достичь согласия в важных для вас вопросах, попробуйте получить ответы в виде кивка на простые вопросы: «погода отличная, правда?», «У тебя в руках собачка?».
Если не можете пока завладеть вниманием, не пытайтесь управлять ребенком. Без его разрешения это вам не удастся, и вы только распишетесь в собственном бессилии. Попробуйте через некоторое время снова.

Есть контакт!

Когда вам удалось уже установить прочный контакт с ребенком, то следующим шагом будет вернуть доверие в отношения, закрепить свой статус попечителя:

  • Постарайтесь, чтобы зависимость ребёнка от вас была лёгкой и безопасной.
  • Не злоупотребляйте зависимостью ребенка, не используйте его.
  • Помогайте ребёнку во всех его начинаниях, показывайте ему мир и раскрывайте ему собственные возможности.
  • Будьте щедрыми в своих предложениях заботиться, ухаживать, помогать и принимать ответственность за ребёнка.
  • Помните: пока дети не в состоянии существовать автономно, им необходимо зависеть от взрослых, и лучше, чтобы этими взрослыми были родные.
P.S. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: чувствуете ли вы себя способными балансировать между индивидуальным и коллективным, умеете переживать неудачи. Что, по вашему мнению помогло / помешало формированию таких способностей?

Статьи по теме: Воспитание детей

Avrora 16.05 07:45

Если коротко формулировать идеи Ньюфелда, можно их выразить примерно так: "Сначала привязанность, потом развитие. Привязанность - это необходимость, развитие - роскошь". В короткой статье о привязанности действительно не расскажешь, но если есть интерес к этой теме - я бы рекомендовала начинать знакомство с книги Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно". Читать Ньюфелда на языке оригинала мало кому под силу, переводы имеют определенную погрешность. Что касается книги "Не упускайте своих детей" - я ее прочитала на одном дыхании, она полезна и интересна, НО новичку в теме привязанности она может только помешать понять суть. Дело в том, что в этой книге описывается лишь одно из множества существующих нарушений привязанности - замещающая привязанность к ровесникам. Это достаточно узкая тема, да и сама книга новичкам часто кажется сложной для понимания. Еще можно Ольгу Писарик почитать, это ученица Ньюфелда. А вообще, теория теорией, но детей нужно растить не "по теории привязанности", а опираясь на собственное родительское чутье и интуицию, знание теории только помогает формировать свою родительскую позицию. Делать что-либо только потому, что так написано в книге, а не из собственных внутренних убеждений - малоэффективно.

rimma 17.05 11:52

С появлением ребенка все больше убеждаюсь, что их воспитание - это огромный душевный труд. Иногда вообще кажется, что на самом деле ни родители детей воспитывают, а они нас. Ведь детки очень сильно меняют нас изнутри, то и дело заставляя нас пересматривать свои собственные взгляды и убеждения. А эмоционально благополучных детей могут воспитать только эмоционально благополучные родители. Поэтому бросая все силы на воспитание и развитие ребенка, не стоит забывать и о собственном психологическом комфорте. Ведь как мы можем дать ребенку то, чего нет у нас самих.

Aniri 26.07 15:29

А у нас почему то по-другому. Мама (хоть и не очень строгая), но детям за день, наверное, надоедает - сделай это, не делай то. Надо так, так не надо. Зато когда приходит с работы папа, а он соскучился, то детям можно все. Понимаю, что это неправильно, но сделать ничего не могу.
Во-первых, дети ждут,когда придет папа и можно будет забыть про все можно и нельзя.
Во-вторых, папа воспринимает мои попытки остановить этот "произвол" в свой адрес и... "обижается"
И, вообще, я часто задумываюсь - Мы сами все вчерашние дети. Кто-то был идеальным ребенком, кто- то хулиганом, кто-то сильная личность, кто-то слабоват...Но становимся родителями и перед нами одна задача - воспитать своего ребенка правильно, зачастую дать ему то, чего у нас самих никогда не было (я не имею ввиду материальные блага - тут все понятно). А как это сделать? Это у животных инстинкты работают, а человек сам должен этому научиться.
Я тоже читала книги по воспитанию. Но вот только применить их на практике в своей семье почему то не получается.

В 2014 году в Республике Татарстан проводился мониторинг комфортности проживания детей в приемных семьях «Приемная семья. Приемный ребенок».

В мониторинге приняли участие приемные семьи из 45 районов республики. На предложенную анкету ответили 2186 приемных родителей из 1296 семей, в которых воспитываются 2425 приемных детей.

Целью мониторинга было обозначено отслеживание комфортности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях Республики Татарстан.

Задачами мониторинга стали:

    • определение социального статуса приемных семей республики;
    • выявление мотивации приемных родителей, побудившей принять ребенка в свою семью;
    • выявление насущных проблем приемных семей для дальнейшей работы по их устранению;
    • изучение материальных и жилищных условий приемных семей;
    • прогнозирование успешности развития данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения поставленных задач приемным родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), которая состоит из нескольких блоков:

    • общие сведения о приемной семье;
    • самооценка ситуации в семье (мотивация приемных родителей и их дальнейшие намерения; приемный ребенок и его адаптация в семье, требуемая помощь для разрешения возникших трудностей);
    • жилищное и материальное обеспечение семьи.

I. Общие сведения о приемной семье.
В качестве респондентов в анкетировании приняли участие всего 2186 человек (1296 семей). Среди граждан, участвовавших в опросе, 42% (910) мужчин и 58% (1276) женщин.

Семейное положение.
Большинство приемных семей, принявших участие в мониторинге, полные семьи – 72% (939) , число неполных семей составило – 28% (357).

Место проживания приемных семей.
Распределение приемных семей по месту проживания следующее:

    • 44% (570) семей являются жителями малых городов и поселков городского типа;
    • 56% (726) семей проживают в сельской местности (в поселках и деревнях) республики.

Возраст приемных родителей.
По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:
от 26 лет до 35 лет – 5% (106) приемных родителей;
от 36 лет до 45 лет -29% (633) приемных родителей;
от 46 лет до 55 лет – 45% (997) приемных родителей;
старше 55 лет – 21% (450) приемных родителей.

Образование приемных родителей:

    • основная часть граждан из числа приемных родителей, принявших участие в мониторинге, имеют среднее профессиональное образование – 42% (909) родителей;
    • полное высшее образование имеют 25% (540) родителей;
    • среднее образование имеют 24% (534) родителя;
    • начальное профессиональное образование имеют 8% (177) родителей.

Приведенные цифры отражают результаты обработки 99 процентов родителей, 1 процент (10) приемных родителей предпочли не отвечать на данный вопрос.

Профессия приемных родителей.
Исследование профессиональной деятельности приемных родителей показало:

    • 25% (540) родителей – это люди рабочих профессий;
    • 23% (501) родителей трудятся в бюджетных организациях;
    • 16% (379) родителей трудятся в области производства;
    • 7% (141) родителей заняты в сельском хозяйстве. Неработающие приемные родители.
    • домохозяйки – 13,3 % (287) родителей из числа неработающих граждан;
    • приемные родители, достигшие пенсионного возраста – 10,4% (225) родителей;
    • приемные родители, являющиеся пенсионерами по состоянию здоровья (по инвалидности) – 3% (63) родителя;
    • не указали причин по которой не работают – 2,3% (50) родителей.

Материальное положение семей.
Уровень материальной обеспеченности большинства приёмных семей позволяет создать приемным детям достойные условия для воспитания детей.

В результате исследования было установлено:

    • 3% (39) семей имеют ежемесячный доход, где в среднем на каждого члена семьи приходится более 20000 рублей;
    • 42% (548) семей имеют доходы в диапазоне от 10000 до 20000 рублей;
    • 50% (642) семей, составляют семьи, в которых на одного члена семьи приходится в среднем до 10000 рублей;
    • 5% (67) семей – предпочли не отвечать на данный вопрос.

Дополнительное материальное обеспечение семей.
В результате исследования выяснилось, что семьи получают от государства дополнительные денежные средства в форме:

    • пособия на кровного ребенка – 16% (208) семей;
    • пенсии приемных детей – 60% (788) семей, из них:

∗ 32,6% (428) семей – откладывают их на сберегательную книжку ребенка;
∗ 18,4% (241) семей – используют пенсию приемного ребенка на его содержание;
∗ 9% (119) семей – используют частями, на содержание ребенка и на его сберкнижку.

Почти все приемные родители получают денежные средства на детей своевременно, лишь 2% – иногда с небольшой задержкой.

Соотношение кровных и приемных детей в приемных семьях.
В 1296 приемных семьях, принявших участие в опросе, воспитываются:

    • 2186 кровных детей , из которых 925 девочек и 1261 мальчиков;
    • 2425 приемных детей , из которых 1120 девочек и 1305 мальчиков.

Состояние здоровья детей в приемных семьях.
Состояние здоровья «кровных» детей:

    • практически здоровыми являются 95% (2073) детей;
    • детей, страдающих хроническими заболеваниями, не выявлено;
    • инвалидность имеют 2% (42) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос – 3% (71), участвовавших в опросе.

Состояние здоровья приемных детей:

    • практически здоровыми, являются 92% (2234) детей;
    • страдают хроническими заболеваниями 0,3% (8) детей;
    • имеют ограниченные возможности здоровья 6% (155) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос 1,7% (28) детей.

Исследование состояния здоровья приемных детей показало положительную динамику, произошедшую с детьми за время проживания их в семье. Так, более 90% приемных родителей отмечают не только улучшения в состоянии здоровья детей, но и значительное улучшение их психоэмоционального состояния.

Продолжительность проживания детей в приемных семьях.

    • 1% (24) детей проживает в семьях приемных родителей более 15 лет;
    • 7% (170) детей проживают в приемных семьях от 10 лет до 15 лет;
    • 48% (1164) детей проживают в приемных семьях от 6 лет до 10 лет;
    • 22% (534) детей живут в приемных семьях от 3 лет до 5 лет;
    • 13% (315) детей проживают в приемных семьях от 1 года до 2 лет;
    • 9% (218) детей проживают в приемных семьях менее года.

II. Самооценка ситуации в семье.
Первой и основной причиной решения взять ребенка на воспитание в семью приемные родители назвали чувство сострадания к детям, желание дать им семейное тепло, родительскую любовь и заботу – 70% (916) семей.

Следующей причиной стало отсутствие возможности иметь собственных детей – 19% (242) семей.
И третья причина – это чувство ответственности за дальнейшую судьбу детей друзей и знакомых, чьи дети остались без попечения родителей – 4% (49) семей.
Не ответили на поставленный вопрос – 7% (89 семей).

Общественное мнение .
Приемные родители, участвовавшие в мониторинге, отмечают, что близкие родственники и друзья:

    • с одобрением отнеслись к приему в семью детей на воспитание – 28% (365) семей;
    • лояльно отнеслись – 61% (788) семей;
    • с непониманием отнеслись – 7% (89) семей;
    • с осуждением отнеслись – 4% (54) семей.

Планы на принятие детей в семью в будущем.

    • 50% (651) семей больше не намереваются брать детей в свою семью, так как не уверены, что смогут окружить их должным количеством заботы, любви и внимания;
    • 20% (255) семей испытывают сомнения;
    • 14% (179) семей планируют еще принять ребенка на воспитание в семью;
    • 3% (45 семей) не определились с планами на будущее.

Трудности , с которыми столкнулись приемные родители.
Все опрошенные приемные семьи испытывали те или иные трудности в процессе совместного проживания с приемными детьми:

– психолого-педагогические (дети были педагогически запущены, чрезмерно замкнуты или агрессивны, испытывали затруднения в общении со сверстниками, имели асоциальное поведение и т.п.) – в 45% (584) семей;

– законодательно-правовые (в основном по закреплению жилья после исполнения 18 лет) – в 16% (204) семей;

– медицинского характера (в основном с детьми-инвалидами) – в 31% (406) семей;

– материальные затруднения – в 8% (111) семей.

На вопрос о том, какая необходима помощь,

    • 20% (259) семей отметили необходимость законодательно-правовой помощи;
    • 23% (298) семей отметили необходимость психолого-педагогической помощи;
    • 12% (156) семей отметили необходимость медицинской помощи;
    • 15% (194) семей – материальную помощь, в виде дополнительной поддержки в организации летнего отдыха и оздоровления детей.

III. Самооценка знаний приемных родителей в вопросах воспитания законодательства, медицины и психолого-педагогической направленности :

    • 56% (726) семей оценивают свои знания как «хорошие»;
    • 42% (544) семей считают их «удовлетворительными»;
    • 2% (26) семей – «неудовлетворительными». 80% (1037) семей интересно, как живут другие семьи с приемными детьми.
    • 59% (376)семей хотели бы общаться с другими, приемными родителями, встречаясь, и обсуждая свои проблемы;
    • 13% (168) семей предпочитают объединяться в клубы по интересам;
    • в равных долях 9% (117) семей желают общаться посредством переписки и вести совместную деятельность;
    • 5% (67) семей внесли предложения об общении в сети интернет и по телефону.

IV. Обеспеченность жильем детей, воспитывающихся в приемных семьях .
Собственным жильем обладает лишь 15% (369) приемных детей, из них:

    • Собственной квартирой обеспечены 8% (191) детей;
    • имеют комнату или долю в квартире 5% (112) детей;
    • имеют дом или долю в нем 2 % (66) детей.

V. Жизненные перспективы приемных детей после достижения ими 18 лет (с точки зрения родителей) .
В дальнейшем:

    • планируют усыновить воспитываемых детей – 9% (115) семей;
    • планируют совместное проживание – 62% (801) семья;
    • планируют иные формы (на усмотрение ребенка, раздельное проживание, учеба в другом городе т.п.) – 14% (186) семей;
    • не ответили на данный вопрос 15% (194) семьи.

VI. Помощь и льготы, оказываемые со стороны местных и республиканских властей приемным семьям .
Льготы, полученные приемными семьями с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет, включая приемных.

Всего 120 многодетных приемных семей воспользовались различными льготами:
6% (72) семей воспользовались субсидией на приобретение лекарственных средств;
16% (201) семей получали субсидию в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
13% (166) семей получали компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
12% (161) семей были вне очереди обеспечены жилым помещением;
23% (298) семей воспользовались преимущественным правом на получение санаторных путевок для детей, в том числе бесплатных;
52% (678) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для приемных детей;
11% (147) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для кровных детей;
1% (17) семей получали ежемесячное пособие неработающим матерям.

Помощь в организации воспитания и оздоровления детей:

    • 28% (362) семей получили путевки в детские лагеря отдыха;
    • 16% (213) семей получили путевки в оздоровительные санатории и пансионаты;
    • 5% (65) семей получили путевки в дошкольные учреждения;
    • 62 % (801) семей приняли участие в мероприятиях, организованных для приемных семей и получили ценные подарки к праздникам.

Помощь в улучшении жилищных условий приемных семей:

    • 60 приемным семьям выделены квартиры большей площади;
    • 45 семьям выделены денежные средства на ремонт квартиры;
    • 125 семьям выделены денежные средства на ремонт или постройку нового дома.

Роль семьи трудно сегодня переоценить. Именно в семье формируются самые главные нравственные качества, такие, как честность, порядочность, доброта, отзывчивость, трудолюбие и определённая гражданская позиция.

Результаты мониторинга показывают, что приемная семья как форма устройства ребенка органично совмещает интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, приемных родителей и общества в целом.

У приемных детей произошло много изменений: улучшение успеваемости в школе, взаимоотношений с одноклассниками, соседями, появилась уверенность в себе, доброта к окружающим. Самым главным результатом воспитания приемного ребенка родители считают тот факт, что у детей пропал страх за будущее, появилась активная жизненная позиция.

Несмотря на имеющиеся трудности, которые нам предстоит преодолевать всем вместе, институт приемной семьи в республике успешно развивается.

Хочется сказать особые слова благодарности и признательности, приемным родителям за то, что дети обделенные любовью и теплом семейного очага, обрели семью и надежду на счастливое будущее.