Социально коммуникативное развитие для старшей группы занятие. Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» ко Дню Матери. Старшая группа

14.05.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГРЯЗНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

«Кто я такой и что могу –

сам и вместе со всеми?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ИЛЛАРИОНОВА

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ГРЯЗНОВО, 2016

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

«Кто я такой и что могу – сам и вместе со всеми?»

ЗАДАЧИ.

    Образовательные:

УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПРИПОМИНАНИИ ИМЕН РОДИТЕЛЕЙ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТАТУСЕ В СЕМЬЕ (РОДИТЕЛИ-ДЕТИ, ДЕВОЧКИ-ДОЧКИ И ВНУЧКИ, МАЛЬЧИКИ – СЫНОВЬЯ, ВНУКИ);

    Развивающие:

РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ В ПАРАХ И В КОЛЛЕКТИВЕ; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ВОРОСЫ ВЗРОСЛОГО; УМЕНИЕ ОБРАЗОВЫВАТЬ ГЛАГОЛЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ОТ ГЛАГОЛОВ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА 1-ГО ЛИЦА. УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ СВЕРСТНИКУ, УМЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СОСТОЯЩЕГО ИЗ 2-Х ЧАСТЕЙ, УМЕНИЕ ПОДБИРАТЬ АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

    Воспитательные:

ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ К ДРУГУ; СОЗДАВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, РАСКРЫТЬ РЕБЕНКУ МИР ЧУВСТВ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ И ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

КУКЛА Баба Яга, мяч.

Ход занятия

    Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Всех(обводящий группу жест) и каждого по отдельности. Я рада видеть – отгадайте кого? – я на него сейчас смотрю.

Ответы детей.

Правильно, Сашу. Пусть Саша теперь сядет. А теперь –на кого я посмотрю – тот тихонько садиться на свое место…

Дети выполняют задание.

Я посмотрела, как вы садились, молодцы!

    Игра «Слушалки и смотрелки».

А сейчас мы поиграем в одну игру. Называется она «Слушалки и смотрелки». Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Правильно, в этой игре нужно смотреть, что делаю я – и выполнять то же самое. Только будьте внимательны, если я буду говорить одно, а делать другое, тогда нужно сказать: «Стоп!». Попробуем?

Я стою… а вы- что делаете… Ответы детей.

Я подпрыгиваю…, а вы- что делаете? Дети – мы подпрыгиваем.

Я приседаю(подпрыгивает). Дети кричат «Стоп».

Хорошо, что вы меня остановили. Ведь я говорила одно, а дела – другое. То есть я обманывала. Играем дальше.

Я шагаю на месте, а выт – что делаете…(мы шагаем)

Я хлопаю в ладоши(приседает). Дети кричат: «Стоп».

Молодцы! Вы снова не дали себя обмануть.

Что вам помогло? Ответы детей.

А еще то, что вы были внимательны.

    Игра «Кто что любит».

А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду передавать мяч по кругу(Встаньте в круг) и говорить, что я люблю. Потом – тоже самое будете делать вы. Нужно постараться запомнить, кто, что любит. (берет мяч). Я люблю, когда дети играют дружно. А ты, что любишь? (передает мяч рядом стоящему ребенку)

Давайте вспомним, кто, что любит?

    Беседа о семье

А еще каждый из вас, и я тоже, любит своих родителей. Кто такие «родители»? Ответы детей.

Спросите у своего соседа, как зовут его родителей? Только нужно спрашивать по очереди. Сначала один спросит, другой – ответит. Потом наоборот. Что бы всем было слышно, никто не был обижен. На счет три – начинаем. Раз, два, три! (дети работают в парах)

А теперь, ответьте, за, что вы любите своих родителей? Я начну, а вы продолжите.

Я люблю своих маму и папу, за то, что…

Ответы детей.

Я люблю своих маму и папу, потому что…

Ответы детей.

Я люблю своих родителей, но…

Ответы детей.

Молодцы, хорошо отвечаете.

    Беседа о детях.

А себя вы тоже любите? Поднимете руку те, кто себя любит.

Реакция детей.

А теперь поднимите те, кто себе не нравится.

Реакция детей.

За что вы себя не любите? Ребята, а есть, за что любить Диму? Валю?

Ответы детей.

Разве мы такие не внимательные, что даже не сможем увидеть не чего хорошего? Кто мне поможет сказать хорошие слова о Диме?

Ответы детей.

Теперь о Вале? Ответы детей.

Молодцы, я вами горжусь. Вы - замечательные дети!

    Физкультурная минутка.

«Шел козел по лесу…»

    Игра с Бабой Ягой «И мы»

Появляется Баба Яга (кукла, которой управляет воспитатель).

Баба Яга. Кто это сказал, что они замечательные дети? А я – самый замечательный ребенок! (Дети возмущаются)

Я не чем от вас не отличаюсь – вот голова есть, руки есть – ноги, юбочка.

Воспитатель. Нет, ты не такая, как наши ребята,

Ты старая, а они… (дети добавляют)

Ты безобразная, а они … (дети добавляют)

Ты злая, а они… (дети добавляют)

Ты грязнуля, а они… (дети добавляют)

Ты обманщица, а они… (дети добавляют)

Баба Яга. Это, что же, я совсем-совсем плохая, ни чего хорошего во мне нет? (плачет) может быть, поэтому меня никто не любит.

Воспитатель. Наши дети умеют видеть хорошее, даже в тех людях, которые себе не нравиться. Сейчас Дима и Валя тебе помогут. Ребята, посоветуйтесь и подскажите, что хорошего есть в Бабе Яге.

(дети совещаются и отвечают)

Баба Яга. Мне это нравиться. Теперь я буду исправляться и еще буду лучше. Что бы меня все-все любили.

Воспитатель. А хочешь с нами поиграть?

Баба Яга. А га! Кто кого догонит и съест?!

Воспитатель. Нет, хорошие люди в такие игры не играют. (смотрит на группу детей)

Это игра называется «И мы». Ведущему нужно говорить, что то о себе, а остальные, если это к ним подходит, хлопают в ладоши, улыбаются и кричат «И мы». Ели же не подходит, то они топают, хмурятся и кричат «А мы – нет». Поняла?

Баба Яга. Чур, а начинаю! Я – сказочное существо. (Дети топают, кричат «А мы – нет»).

Баба Яга. Так кто же вы?

Дети. Мы люди.

Баба Яга. Я – баба… (Дети топают, кричат «А мы – нет»).

Баба Яга. Что вы мне все перечите, топаете, да топаете. Съем если не будете хлопать! Я дочка… (часть детей хлопает, часть топает)

Что – то я не запомнила, кого съесть грозилась. Еще раз попробую.

Я – девочка. … (часть детей хлопает, часть топает) вот, уже двух детишек запомнила. Вот та девочка с хвостиками все время топала, и вот эта, в красной юбочке.

Воспитатель. нет, ты была невнимательна.

Баба яга. Нет внимательна! Я спросила, кто здесь девочки- они топают, значит, они переодетые мальчики. Ну-ка, отвечайте, кто вы такие: может шпионы, какие-нибудь из другого царства-государства! (дети объясняют, кто они: перечисляют необходимые признаки).

Баба Яга. Ну, тогда понятно, что вы можете быть только девочками. Вы же не мальчики, что бы сыночками быть. А вот ответьте мне на вопрос, можете ли вы быть внуками? (дети отвечают) и что у вас есть свои бабушки и дедушки? А у меня_ никого нет! Может кто-то согласится быть моим внуком или внучкой? Я его или ее в лес уведу, суп научу варить из мухоморов, покажу как нужно людей и зверей, пугать. Что, никто не хочет? Вот кого сейчас догоню того и заберу к себе в лес. (подвижная игра «Догонялки»)

Баба яга. Что-то ваши дети друг друга выручают. Да еще и быстро бегают. Устала за ними гоняться. Да и доброй мне надоело быть.

Воспитатель. Тогда уходи от нас по добру по здорову. Мы не хотим дружить с теми, кто не хочет исправляться, кто хочет делать зло всю жизнь.

Баба яга. Тоже мне напугала! Я сама кого хочешь, напугаю.

Воспитатель. Давайте покажем, что мы не боимся! (дети хором кричат «мы тебя не боимся»)

Баба яга. Так мы не договаривались. Я пугаю – они не боятся. Так не интересно. Пойду от вас в другой детский сад детей пугать. Может быть там получиться, а то придется на пенсию уходить, если не чего не будет получаться. (уходит).

    Итог занятия.

Воспитатель. Дети как вы думаете, Баба Яга, правда на пенсию ушла? (дети отвечают) Почему у нее не получилось вас напугать?

Поймать вас?

Обмануть вас?

(Дети отвечают)

Значит, мы сегодня не зря занимались! Мы стали немножко лучше: умнее, внимательнее, смелее.

Ваши родители будут гордиться вами!

Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Конспект комбинированной НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему:
«Семья крепка ладом». Старший дошкольный возраст

Программное содержание:
Настроить детей на занятие, обеспечить благоприятный микроклимат: создать условия для проявления дружеских взаимоотношений, снятия напряжения, развития коммуникативных навыков.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, уважение к старшим, к семье, чувство гордости за свою семью.
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; обогащать эмоциональный словарь дошкольников. Учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, осознавать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешними проявлениями; развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.); отражать эти умения в своих рисунках. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в группах, развивать умение делать комплименты сверстникам согласовывать свои действия со сверстниками; воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.
Развивать воображение, творческое мышление; уверенность в себе, артистические способности.
Учить отвечать на вопросы, слушать своего собеседника, уважать его мнение; выражать и объяснять свою точку зрения.

Материалы и оборудование: клубок шерсти яркого цвета, изображения детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (6 эмоциональных состояний), магнитофон, кассета с записью веселой музыки, картинки «Собери цепочку», цветные карандаши, фломастеры, бумага; «волшебный сундучок»; колокольчик.

Ход занятия:

1 этап - организационный (активизация внимания детей и включение в работу) - 3 мин.
Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает тоже самое, и так далее. Пока приветствие не вернется ко мне.
2 этап – мотивационный - 2 мин.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла загадочный сундучок. Он адресован вашей группе. Давайте откроем его и узнаем, что там внутри. Не получается! В чем же дело? Посмотрите, здесь письмо! В письме говорится: «Волшебный сундучок откроет тот, кто умеет дружить и знает все про свою семью» Ребята, давайте покажем, что мы дружные, добрые, общительные, любящие свою семью и, быть может, тогда сундучок откроется.
3 этап – практический - 25 мин.
Упражнение «Паутина добрых слов».
Воспитатель: Кто из вас любит слушать приятные слова в свой адрес? Кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам … (ласково называет ребенка по имени). Он(а) обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая, движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Проводится упражнение.
Воспитатель: Посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше настроение стало хорошим потому, что нас окружают добрые люди, так же, как и в каждой из ваших семей. Теперь расскажите, пожалуйста, о своей семье, (дети по желанию рассказывают).
По ходу беседы воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут.
-Кто твоя семья?
-С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто чем занимается в семье?
-Что вы чувствуете рядом со своей мамой, своим папой?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Воспитатель: Мы испытываем чувство радости, когда находимся в окружении своей семьи. Вы радуете своих родителей тем, что подрастаете, крепнете, учитесь новому в жизни. А дети счастливы, когда родители любят их, защищают, заботятся о них, пока Вы растете.
Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д.
Воспитатель: Молодцы, Вы знаете, как вырастут ваши имена. А как же растем мы? Давайте разделимся на две команды и поиграем в игру «Собери цепочку».
Игровое упражнение "Собери цепочку"
Разложить изображения согласно возрасту и полу:
1 младенец - девочка - мама - бабушка;
2 младенец - мальчик - папа - дедушка.
Дети выполняют задание, поясняют свой выбор, воспитатель задает вопросы (как еще можно назвать маму? - женщина, как можно назвать дедушку - пожилой человек и т.д.)
Воспитатель: Правильно, а теперь послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно:
"Сыро, хмуро за окном,
Дождик моросит.
Низко небо серое
Над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко
В комнате взошло".
(Овсей Овсеевич Дриз)
Воспитатель: О ком говорится в этом стихотворении?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно о маме! Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая)?
Дети отвечают.
Этюд "Ласковый ребёнок" - дети дарят свою любовь маме.
Воспитатель: сейчас вы показали чувство любви, радости. Но есть и много других эмоций. Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их (грусть, злость, радость, удивление, спокойствие и пиктограмма с неопределенным настроением)
Воспитатель: Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает).
Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой?(обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается).
Почему хорошо, когда человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми
играет). Как вы догадались, что человек радуется? Что изображено на четвертой пиктограмме? Давайте покажем это чувство. Какое настроение у пятого человека? (спокойное)
Игровое упражнение «Определи настроение».
Воспитатель: А можно ли узнать о настроении человека на картинке?
Разделитесь на пары. Внимательно рассмотрите рисунок, определите чувство героя, расскажите, как вы об этом догадались?
Воспитатель: А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на картинке (обиженный, восторженный, печальный, тревожный, испуганный, недовольный).
Пальчиковая игра "Дружная семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
-"При солнышке тепло, при матери - добро"
-"Нет милее дружка, чем родная матушка"
-"Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют"
-А какие вы знаете пословицы о семье?
Дети называют знакомые им пословицы и поговорки.
Воспитатель (звонит в колокольчик у сундучка): Ребята, посмотрите, наш
волшебный сундучок открылся! Что внутри?
Дети: карандаши, фломастеры, альбом.
Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать ваши семьи!
После занятия дети рисуют свою семью.

Цель: формирование полоролевой социализации.

Задачи:

— формировать первоначальные представления о проявлениях достойного поведения женщин;

— способствовать стремлению девочек быть похожими на настоящих женщин;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: обложка и страницы для детской книги; сюжетные картинки с изображением достойного (заботится о ком- то, о чистоте и уюте в доме, своем внешнем виде) женского поведения и с изображением сказочных героев (Снежной королевы из сказки Г.-Х. Андерсена, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки и царе Салтане» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»); диктофон; индивидуальные наборы карточек со схематичным изображением эмоций; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она очень хочет рассказать детям о настоящих женщинах. Но для этого ей нужна книга, где было бы много рассказов с картинками о достойных женщинах, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась воспитатель с просьбой найти такую книгу. Родители даже пытались найти ее в книжных магазинах. Но, к сожалению, им это не удалось. Тогда воспитатель средней группы решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги настоящих женщинах. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о качествах достойных женщин. Малыши так любят играть в разные игры! А чтобы наша книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о настоящих женщинах. В чем проявляется женское достоинство?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель . Добрая женщина какая?

Дети . Внимательная, заботливая, щедрая, добродушная, отзывчивая.

Воспитатель . В чем проявляется доброта женщины?

Дети. В поступках, действиях, чувствах.

Воспитатель . Предлагаю выбрать картинки, на которых изображены добрые женщины, и наклеить их на страницы нашей книги.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок.

Да, женское достоинство проявляется в заботе, нежности, доброжелательности. Настоящая женщина всегда приветлива, с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением Снежной королевы, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова

«Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки о царе Салта- не» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Ребята, почему вы не выбрали изображения этих женщин для нашей книги?

Дети. Потому что Снежная королева злая, равнодушная, сестры купеческой дочери и Бабариха — злые, жадные и завистливые, а Федора — неряшливая, неаккуратная.

Воспитатель. Недостойно женщине быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой, жадной, равнодушной. Вы правильно сделали, что не поместили их в нашу книгу. Как вы думаете, легко ли быть добрым?

Дети отвечают на вопросы.

Сейчас Маша прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта».

Маша читает стихотворение.

Ребята, в нем говорится: «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Почему это так?

Дети. От добрых слов и поступков всем становится радостно.

Воспитатель. Все верно, как от солнышка всем тепло и радостно, так и от добрых слов и поступков всем бывает приятно и хорошо. Вспомните пословицы и поговорки, в которых женская доброта сравнивается с солнышком.

Дети . «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет», «И личиком бела, и с очей весела», «Идет — словно павушка плывет», «Красота без разума пуста», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Кроткое слово гнев побеждает», «Скромность красит человека», «Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Путная хозяйка каждую курочку знает», «Хозяйка красна — и каша вкусна», «Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет», «Мир в семье женой держится», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Добрым быть — добрым и слыть».

Воспитатель. Молодцы, ребята, как много пословиц и поговорок вспомнили! Много настоящих женщин окружает нас в жизни. Ребята, а среди ваших родственников, знакомых есть такие женщины? Расскажите об их добром отношении к другим людям.

Дети рассказывают, воспитатель записывает их рассказы на диктофон.

Как вы думаете, можно ли будет ваши рассказы поместить в книгу для малышей?

Дети . Да.

Воспитатель . Предлагаю после занятия нарисовать настоящих женщин. Рисунки мы тоже поместим в нашу книгу. Ребята, почему в стихотворении говорится: «Доброта с годами не стареет»?

Дети. Если уже в детстве человек добрый, то, когда он вырастет, тоже будет добрым.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими в детстве были настоящие женщины?

Дети . Добрыми, заботливыми, внимательными.

Воспитатель. Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно с детства готовиться к этому. Что должна уметь девочка, чтобы в будущем стать заботливой и внимательной?

Дети . Уметь заботиться о малышах, мальчиках, родителях, других людях, животных.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о малышах?

Дети . Поиграть с ними, успокоить.

Воспитатель . Что для этого должна знать и уметь девочка?

Дети. Знать игры, стихи, колыбельные песенки.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за маленькими детьми, заботиться о них, играть с ними, нужно знать разные песни, стихи, уметь приласкать, успокоить. А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

Девочки по желанию исполняют колыбельные песни. Воспитатель обращает внимание детей на то, что их нужно петь ласково, нежно.

Как девочка может позаботиться о мальчиках?

Дети. Помочь привести себя в порядок.

Воспитатель. Есть ли в нашей группе такие девочки, которые заботятся о мальчиках?

Дети . Да.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о родителях?

Дети . Красиво накрыть на стол, убрать посуду после еды, подмести пол.

Воспитатель. Девочки помогают родителям в домашних делах. Они следят за порядком, чистотой и красотой в доме, умеют составлять букеты, убирают, сервируют стол. А как наши девочки помогают дома своим родителям?

Дети отвечают.

Чтобы проявлять заботу друг о друге, о родителях, малышах, животных, девочкам нужно многое уметь: чувствовать состояние людей, уметь утешать. Ребята, какие в нашей группе есть игры, которые учат по выражению лица, жестам определять настроение людей, изображенных на картинках?

Дети. «Узнай, какое настроение», «Страна колобков».

Игра «Узнай, какое настроение»

Воспитатель предлагает по выражению лица, мимике, жестам определить настроение женщин, изображенных на картинках. Дети выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению героев.

Воспитатель . А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Называется она «Раз, два, три, нужное место найди».

Игра «Раз, два, три, нужное место найди»

Воспитатель устанавливает в разных местах групповой комнаты пиктограммы. Он читает небольшие отрывки из художественных произведений и предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Воспитатель . Ребята, назовите игры, которые помогут малышам вспомнить о таких женских качествах, как приветливость и внимательность.

Дети выполняют задание.

Игра «Шкатулка ласковых имен»

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам и для себя. Побеждает тот, кто придумает больше ласковых имен.

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы придумали много ласковых имен. Особенно постарались наши девочки! Как много имен они придумали! Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова.

Игра «Комплименты»

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.

Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.

Воспитатель . Как вы думаете, мы можем рассказать воспитателю средней группы об этих играх?

Дети. Да.

Воспитатель. У нас в группе есть еще одна интересная игра, которая рассказывает о настоящих девочках. Давайте в нее поиграем.

Игра «Правильно — неправильно»

По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.

Воспитатель . За что любят и ценят девочек?

Дети . За доброту, заботу.

Воспитатель. Верно, девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Все хорошие поступки, которые совершают девочки, служат благу рода, его чести. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это хорошая девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.

Ребята, как вы думаете, поможет наша книга воспитателю средней группы рассказать малышам о настоящих женщинах? Почему?

Дети. Да, потому что в нашей книге много картинок, есть рассказы о таких женщинах.

Воспитатель . Как еще можно помочь воспитателю?

Дети . Мы можем подарить ей наши игры, научить малышей играть в них.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)