Семантическая дислексия способы ее коррекции. Причины приобретенной дислексии. Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

16.06.2019

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.


Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков - к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» - «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» - «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» - «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» - «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» - «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.


Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это - результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.


При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».


Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез - информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.


Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

«Колечко» эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.


Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих - написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.


Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое - например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово - например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Губы”.

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ

Характеристика навыка чтения.

Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных знаков в речеслуховые. Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека как саморазвивающейся личности.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие. Выделяется две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т.е. его техническая сторона, с другой стороны - понимание читаемого. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Три первых качества составляют технику чтения. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством. Становление технической стороны идет поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем - словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык.

Процесс чтения можно представить графически при помощи метафоры «велосипедного колеса» (смотри рисунок). На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой, все нейропсихологическое обеспечение с помощью спиц, личный опыт отмечается осью, способность превращать содержание текста в свой личный, познавательный опыт в виде обода. Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста, видно согласованную работу всех элементов структуры. По данной схеме также видно, невозможность правильного усвоения читаемого текста при нарушении одного из структурных элементов.

Нарушения чтения (дислексия) у учащихся с нарушением интеллекта.

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Это частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Дети не "перерастают" дислексию! Коррекция дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

При устранении нарушений чтения необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Поэтому логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма. Дислексии различаются по своим механизмам и степени выраженности.

Выделяются следующие виды дислексий, в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Выделяются две группы нарушений чтения:

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слухопроизносительной дифференциации фонем, различение звуков;

Нарушения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза;

Затруднения вызывают буквы, обозначающие звуки сходные акустически и

артикуляторно: ц - с, ш - щ, ч - щ, ж - ш, з - с, б - п, д - т , твёрдые и мягкие, идёт замещение при чтении данных букв. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдается побуквенное чтение, вставки, пропуски, перестановки; трудности чтения обратных слогов.

Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв, их смешения и замены.

Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой, не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Проявляются в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв.

Семантические нарушения чтения (механическое чтение) - это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызываются недоразвитием звуко-слогового синтеза; нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов внутри предложения.

Следует отметить, что нарушения чтения у детей с недостатками интеллекта встречаются преимущественно в комплексном, осложненном, а не в чистом виде.

При устранении нарушений чтения используется принцип поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений. Методика устранения строится с учетом особенностей его проявления, степени выраженности, механизмов дислексии. При работе использовать взаимодействие различных анализаторов, опираться на более сохранные психические функции. Следует учитывать и общедидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Пути коррекции различных видов дислексий.

Устранение фонематических дислексий .

В случаях, если дети смешивают буквы, проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий;
  • Выделение звука на фоне слога;
  • Определение наличия звука в слове;
  • Определение места звука в слове

В дальнейшем проводится работа по сопоставлению смешиваемых звуков: изолированно, в слогах и словах, в предложениях. Соответственно проводится соотнесение звука и буквы.

Пример: дифференциация Ц - С.

Изолированно:

1.С помощью кинестетических ощущений уточняется расположение органов артикуляции.

2.Определение звуков по артикуляции.

В слогах:

1.Логопед произносит слоги: ца, су, со, цу, сы. Ученики поднимают нужную букву.

2.Повторение слогов за логопедом.

3.Чтение слогов

4.Придумывание слогов.

В словах:

1.Определить, какой звук в слове (ц или с): находится в начале слова, в конце, в середине.

2.Определить, в какой последовательности идут данные звуки в словах: скворец, лисица, синица нарцисс.

3.Подобрать слова со смешиваемыми звуками.

4.Назвать слова из прочитанного текста со смешиваемыми звуками.

5.Отобрать картинки, в названиях которых звук С, затем Ц.

6.Загадки, лото.

При побуквенном чтении, искажениях звукового и слогового состава слова проводится следующая работа:

1.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных.

2.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного (первоначально обратный слог):

3.Составление слогов: прямых и обратных.

4.Работа по таблицам:

А У О О А У

5.Фонематический анализ слова.

6.Развитие слогового анализа и синтеза:

Изменить порядок звуков в слоге (прямой - обратный)

Добавить недостающий слог: -пог, по- -да, -бака (са, су, со)

Составить слово из слогов.

Устранение оптических дислексий .

Работа проводится в следующих направлениях:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Расширения объёма и уточнение зрительной памяти;
  • Формирование пространственного восприятия и представления;
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

Можно предложить следующие упражнения:

Назвать предметы, изображенные на картинке

Назвать контурное изображение предметов

Назвать перечеркнутые контурные изображения

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

Найти букву среди ряда других

Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

Узнать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями

Определить буквы в неправильном положении

Выделить буквы, наложенные друг на друга

Упражнения на уточнение представлений детей о форме, величине, цвете

Упражнения на развитие зрительной памяти («Чего не стало?» и др.)

Упражнения, направленные на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза (право - лево, верх - низ с использованием предлогов, запомнить расположение предметов по отношению друг к другу, рисование по речевой инструкции и др.).

Устранение мнестических дислексий .

Одним из методов устранения мнестической дислексии, когда дети не могут запомнить, какая буква соответствует тому или иному звуку, является использование пальцевого показа изображения буквы. Ведь известно, что развитие мелкой моторики руки тесно связано с развитием речи ребенка. Например: буква О - круг, составленный из большого и указательного пальцев; А - эти же пальцы широко раздвинуты, Р - изображение головы лошади. Первоначально, при изучении буквы дети сопровождают называние буквы показом, затем по мере запоминания буквы, показ отходит. Практика показывает, что с использованием данного метода дети быстрее запоминают буквы, в дальнейшем улучшается скорость чтения, постепенно механическое чтение переходит в осознанное.

Устранение семантических дислексий .

Семантические нарушения чтения, возникающие в следствие недоразвития звуко-слогового синтеза, преодолевается частично при улучшении технической стороны чтения. Когда ребенок перестает обращать внимание на узнавание буквы, слияние букв в слоги; начинает читать целыми словами, тогда внимание и мышление ребенка освобождается для усвоения семантического значения слов и текста в целом. В данном случае используются различные тренировочные упражнения, направленные на развитие техники чтения. Другая сторона работы направлена на расширение активного и пассивного словаря, актуализации имеющегося опыта учащихся, их представлений, понятий.

Виды работы:

Подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, видеоматериалов

Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями

Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста.

Разнообразные виды упражнений для устранения дислексий.

Упражнения на выработку речевого дыхания .

  • футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

«Ручка в зубах»

Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Н Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П

Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

Развитие фонематического восприятия

  • покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)
  • поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • дирижер Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
  • архитектор Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
  • звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.

Развитие четкости произношения.

Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и отдельными учениками.

Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.

Чтение блоков.

Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.

Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков.

Ба бы б-э-э-э во! Вы га да до ды же

Ка ку ли ля лю ми м-у-у мы мэ-э-э но

Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Ба-ба

Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Вторая группа блоков.

Ага бай сам шар пол

Аут баз бык бэр вон

Выя дар дом уже зал

Ему бош кар зим лот

Ива лом сон мыс шаг

Лю люк лук лос лис мыс рис

Бэ бэр бор бур бук бим бус

Уж муж луж лыж пыж паж маж

Третья группа блоков.

Бокс борт борщ верх волк толк полк

Зонт зонд корт лифт лярд морж торт

Фонд форт порт цинк шарф шест шёлк

Четвертая группа блоков.

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Смысл спорт столб страж трест

Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд

Значения незнакомых слов объясняются логопедом.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»

из ры ста

изб рыб стар

изба рыба старый

избушка рыбка старик

старушка рыбак старичок

соседний

скворечник

«Полустертые слова»

1.Шалунья - резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.

2.В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.