Развитие общей моторики у детей в возрасте до двух лет. Развитие мелкой моторики у детей до года Игры на развитие моторики 1 год

21.10.2019

В этой статье:

Развивать моторику у детей от одного года важно и необходимо. Нужно понимать, что речь идет о развитии как крупной, так и мелкой моторики. Чем отличаются эти понятия и что такое моторика в принципе? Об этом ниже.

Итак, моторика - это способность организма совершать движения с целью выполнения какого-то определенного действия. Выделяют крупную моторику, мелкую моторику и моторику органов. Каждое действие построено прежде всего на основе крупной моторики. Ее ребенок осваивает особенно активно с рождения и до года.

Общая моторика

Под общей моторикой понимают способность выполнять самые простые действия телом и отдельными его частями. Например, до года это способность малышей менять положение тела, подниматься, держать голову, после года - ходьба, прыжки, бег и так далее. У детей, которые только появились на свет, общая моторика может проявляться в способности управлять глазами и двигать конечностями.

Развитие общей моторики с первых дней жизни можно ускорить с помощью легкого массажа – ласковых поглаживаний тела малыша по направлению сверху вниз. Такого рода упражнения положительным образом отразятся на гипертонусе мышц крохи, помогут ему лучше
почувствовать тело и управлять им. Со временем ребенок научится не только удерживать голову, но и подниматься, браться руками за опору, сидеть, ползать и т.д.

Каким должно быть развитие общей моторики после полугода? Тут также необходим массаж, который, помимо поглаживаний, будет включать также и похлопывающие движения. Обязательно даст положительный эффект, а главное, понравится крохе массаж с помощью резинового мячика. Кроху нужно будет перекатывать с одной стороны на другую, поднимать и опускать, тренируя таким образом позвоночник.

Учитывая, что начиная с трех месяцев дети проявляют интерес к игрушкам, можно выкладывать их время от времени на развивающий коврик, где крохи смогут приподниматься на локтях, пробовать ухватить игрушки, наблюдать за разными элементами.

Мелкая моторика на втором году жизни

После года большинство детей осваивает навыки ходьбы, развитие их общей моторики доходит до определенного этапа. Далее, до трех лет, малыши ее совершенствуют, пытаясь овладеть
более точными навыками. Так называемые ювелирные навыки позволяют детям лучше контролировать движения пальцев, а также положительным образом сказываются на развитии речи.

Отличный способ ускорить развитие мелкой моторики с года до двух лет - это рисование. Причем рисовать можно чем угодно: как карандашами и фломастерами, так и пальчиковыми красками или мелками. Также на процесс повлияет проведение пальчиковой гимнастики и всевозможные игры, некоторые из которых описаны ниже.

«Мамины помощники»: забавы с тестом

Цель этой игры - развитие у малышей 1-2 лет мелкой моторики, а также стимуляция активных зон пальцев и ладоней. Для этого понадобятся:

  • вода;
  • мука;
  • емкость для замешивания.

Малыши
в эту игру играют с большим удовольствием, родителям же рекомендуется заранее позаботиться о фартуках и защите пола и стола.

Итак, начините с того, что предложите малышу самостоятельно высыпать муку в приготовленную емкость. Не спешите заливать ее водой – пусть кроха немного повозится в ней ладошками. Когда ему это занятие надоест, вместе можно начинать замешивать тесто, добавив в муку приготовленную воду. Замешивая тесто, развлекайте кроху потешками, песенками и стишками по теме.

Когда для крохи процесс замешивания станет скучным, предложите ему вылепить какие-либо изделия (хлеб, булочки, пирожки), после чего вместе наведите на столе порядок.

Такие игры не только ускорят развитие мелкой моторики малышей, но и сблизят их с родителями еще больше.

«Сбор гороха»: лучшие игры с бобовыми

Цель этой игры, так же как и в предыдущем случае - это развитие мелкой моторики у малыша 1-2 лет, наряду с развитием тактильных ощущений и зрения. Для игры потребуются горох (можно заменить фасолью) и емкость. Во время игры нужно не спускать с малыша глаз, контролируя, чтобы он случайно не проглотил горошину или фасоль либо не вставил их в нос или ухо.

Суть игры заключается в складывании горошин или фасоли в приготовленную емкость. Можно делать это под музыку и наперегонки. Конечно же, в финале должен победить ребенок, которого нужно не забыть похвалить за терпение и старание.

Сортировка - лучший способ потренировать моторику

Сортировка бобовых – отличный метод тренировки мелкой моторики рук детей с года до двух лет с попутным развитием тактильной чувствительности и терпения. Для игры понадобятся две емкости, фасоль и горох либо же только фасоль разного цвета.

В процессе нужно будет смешать бобовые разных видов в емкости, после чего попросить кроху отделить горох от фасоли и разложить их в разные коробки. Старайтесь смешивать не слишком много бобов, чтобы малышу не было сложно справиться с заданием. Не забудьте похвалить его за успехи.

Операция по спасению «крабиков»

Нужно ли говорить о том, что малыши с года до двух лет воспринимают занятия и проявляют к ним интерес только в том случае, если они проходят в игровой форме? Игра со спасением
запутавшихся «крабов» обязательно понравится крохе после года. Роли «крабов» могут играть заколки для волос с характерным названием. Также для игры потребуется обычная коробка из картона.

В процессе можно предложить малышу разъединить сцепившихся между собой «крабов», после чего красиво расположить их вдоль бортика картонной коробки. Также можно предложить крохе пристегнуть «крабов» к одежде мамы или папы, которые в это время будут убегать. В конце игры нужно будет убрать заколки в коробку вместе с крохой и обязательно похвалить его за успехи.

Управление часовыми стрелками

Естественно, что детей с года до двух лет обучать пониманию времени на циферблатах со стрелками не имеет никакого смысла – они просто не поймут. Но использовать старые часы для развития мелкой моторики рук можно с большим успехом.

Подготовьте часы со стрелками (подойдут как наручные, так и настенные или будильник), покажите, что нужно делать для того, чтобы стрелки стали двигаться. Сопровождайте действия крохи потешками и стихами про часы, обязательно хвалите за старательность и терпение.

Простая и функциональная пирамидка для развития моторики

Используя обычную пирамидку, с которой малыш привык развлекаться еще до года, можно также успешно тренировать мелкую моторику рук, а также прививать ему способность принимать решения, развивать чувство цвета.

Ребенка можно
усадить за стол или на пол, после чего предложить ему самостоятельно разобрать пирамидку, комментируя его действия, если сам малыш пока говорить не умеет. После того как пирамидка будет разобрана, можно предложить ему собрать ее снова, наблюдая за тем, будет ли он хотя бы частично соблюдать порядок расположения колец по цвету или размеру, но не делая на это упор.

Со временем, когда кроха научится быстро собирать и разбирать пирамидку, можно будет вместе с ним делать это в определенном порядке, выбирая кольца по цвету, по размеру. Если у крохи что-то не заладится, лучше отложить игру до следующего раза, не настаивая на ее окончании.

Забавы с макаронными бусами

Отлично поможет ускорить развитие мелкой моторики детей игра с бусами. Вам понадобится плотная нить, толстая игла с затупленным концом, а также макаронные изделия, желательно разных цветов,
и тарелка.

Покажите крохе, как удерживать иглу в пальчиках. Очень важно в это время быть все время рядом, контролируя процесс. Поставьте перед ним тарелку с макаронными рожками и колечками, покажите, как с помощью иглы можно продевать через них нитку, после чего предложите крохе сделать это самостоятельно. Когда бусы будут готовы, завяжите нитку и похвалите кроху. Такая поделка станет предметом его гордости и радости. Макаронные изделия можно заменить крупными бусинами или пуговицами.

Игра с фантиками

И последний вариант интересной, а главное, ускоряющей развитие мелкой моторики у годовалых детей игры - с использованием фантиков. Все, что потребуется - это коробка и фантики от конфет.

Научите детей складывать фантики, укладывая их в коробку, вместе рассмотрите изображенные на них рисунки, предложите крохе завернуть в них мелкие игрушки, горошины, орехи и поиграйте в игрушечный магазин, где будут продаваться сделанные вами конфеты.

Для игр, разумеется, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор - кому что нравится. Например, у нас любимой игрушкой был набор крохотной детской посуды - очень маленьких по размеру чашечек и блюдечек. Задача состояла в том, чтобы сначала достать пальчиками эти миниатюрные посудные принадлежности из коробки, затем сервировать маленький игрушечный столик: поставить блюдца, на блюдца сверху чашечки, причем сделать все так, чтобы столик не потерял равновесие и не завалился - признаюсь, с этой задачей трудно справиться было даже мне. У дочки получалось лучше.

Следующим предметом, который был способен увлечь Олечку всерьез и надолго, оказались пуговицы. По этому случаю с антресоли была снята большая шкатулка с большими, маленькими, металлическими, пластмассовыми, деревянными - яркими, разноцветными пуговицами. Эта шкатулка стала Олиной сокровищницей, с которой играла она, разумеется, только в компании со мной.

Сначала дочке просто нравилось запускать в коробку пальцы и перебирать содержимое. Затем - перекладывать, пересыпать в стаканчики. Позже, когда рутинное перебирание и раскладывание пуговиц Оле немного наскучило, мы начали включать этот "мелкомоторный" предмет в наши ролевые игры. Например, варили для кукол и зверушек кашу - пересыпали пуговицы в кастрюльку, помешивали, затем раскладывали по тарелочкам. Или перевозили "ценный груз", сложив пуговицы в грузовичок и двигаясь от мишкиного домика к зайкиной избушке.

В более старшем возрасте, ближе к двум годам, - смешивали в коробке пуговицы и фасоль, и Оле предстояло, как Золушке, отобрать крупу.

Говоря о "мелкомоторных" играх, трудно обойти вниманием традиционные развивающие игрушки. Для развития маленьких пальчиков очень полезными считаются шнуровки, но дочка оказалась равнодушна ко всем их видам. Зато очень увлекли ее рамки-вкладыши (которые мы не только собирали, но также обводили по контуру и раскрашивали), паззлы (хотя Оля еще не могла, конечно, собрать целую картинку, но соединение "кусочков" по моей подсказке ей очень нравилось и служило хорошим пальчиковым упражнением) и "склеивание" разрезанных пополам картинок.

Ближе к двум годам Олечка очень полюбила книжки с наклейками. Ассортимент этих книг достаточно разнообразен (животные, растения, цифры, буквы и пр.), но я заметила, что малышке доставляет большое удовольствие именно сам процесс отклеивания и наклеивания картинок. Поэтому мы стали покупать обычные наклейки в киосках канцтоваров (желательно тематические - например, с изображением овощей, фруктов, цветов) и наклеивать их в специальный альбомчик. Впрочем, книжками с наклейками мы также продолжаем пользоваться.

2. Мелкая моторика и творчество

Как известно, лепка и рисование сами по себе являются мощным инструментом для развития мелкой моторики. Обращу внимание на некоторые моменты, которые хорошо использовались именно в данном возрасте.

  • рисование кусочком поролона. Тут два момента - во-первых, отрывание от поролона мелких кусочков нравится ребенку само по себе. Во-вторых, выжимание этих кусочков в процессе рисования является очень хорошим упражнением для детской ручки
  • рисование ватной палочкой или спичкой - приходится прилагать больше усилий, чем при рисовании кисточкой
  • и, разумеется, рисование пальцами

Что касается лепки, то, конечно же, разминание , перекатывание в руках пластилиновых шариков, отрывание мелких кусочков, наклеивание их на бумагу - список можно продолжать долго. Совместными с дочкой усилиями мы изготавливали (и продолжаем сейчас) поделки из пластилина и различных материалов. Например, пластилиновую куколку. Я скатываю шарик (получается голова), а Оле предлагается оторвать два маленьких кусочка пластилина и приделать кукле глазки. Потом скатать пластилиновую колбаску (это она умеет), которую мы вместе превращаем в ротик. А в заключение приделать кукле "волосы". В качестве "волос" мы используем макароны в форме спиралек - и на голове у куклы появляются забавные кудряшки. Сооружение такого "парика" под силу самой Оле.

Есть поделки и попроще, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Например, "ежик" - малышу предлагается утыкать кусок пластилина спичками. Или "новогодняя елка" - обычную еловую шишку украсить пластилиновыми кусочками. Ну, и так далее.

Еще одним инструментом для развития моторики, сродни пластилину, к моему удивлению оказалась... фольга. Да-да, обычный лист пищевой фольги можно скрутить в жгутик и из этого жгутика соорудить нечто.... например, кольцо, подковку и т.д. Из маленьких кусочков фольги можно попробовать скатать шарики. И самое простое, то, что очень нравилось Оле - заворачивать и разворачивать небольшие предметы, например, фигурки, вылепленные из пластилина нашими совместными с дочкой усилиями. Аналогичным образом мы заворачивали в фольгу макаронные фигурки.

К слову, фигурные макароны (в форме ракушек, цветков, листиков) - наша особая любовь. С ними можно делать что угодно. Можно просто утыкать кусок пластилина макаронными цветками или ракушками, и сделать "цветочную поляну" или "морской берег". Можно попробовать нанизать те же макаронины на леску и соорудить симпатичное ожерелье или браслет. А можно просто выкладывать импровизированные узоры на листе цветной бумаги - очень интересно и красиво получается.

Цветная бумага - тоже полезный предмет. Орудовать ножницами малышу еще не под силу пока (поползновения есть, но пока безрезультатные), а вот рвать лист цветной бумаги на полосы - сплошное удовольствие. Цветная бумага рвется легче, чем, например, старые газеты, и, разумеется, ребенка яркая цветовая гамма привлекает больше, чем непритязательный газетный лист.

Ну вот, пожалуй, основное, наше любимое.

3. Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда - и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики - все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис - поднос берем темный, если гречка - то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы...Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками - Оле очень нравится распределять крупинки по "гнездышкам". К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия - мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа - не единственный вид "кухонной деятельности". Оля очень любит "помогать". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками - и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под "исследовательский инвентарь". Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки - очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является "творческий" беспорядок - ну, а без этого, увы, никак.

4.Мелкая моторика и самостоятельное одевание

С раннего возраста все попытки Оли одеться самостоятельно мы всячески поощряли, обучая, как застегнуть кнопку или пуговицу на курточке, или "липучку" на ботинке - для детских пальчиков поистине ювелирная работа.

5. Мелкая моторика на прогулке

Тут можно долго рассказывать: все мы знаем, насколько увлекает ребенка собирание природного материала - камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень - мы с Олей всегда возвращались из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебирали, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки. На прогулке Олечка обрывала с гроздей ягодки рябины и перекатывала их в ладошках...

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше - совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Разумеется, в данной статье описан далеко не полный перечень игр и занятий, которые можно предложить ребенку в данном возрасте для развития мелкой моторики руки. Таких игр может быть великое множество - в зависимости от интересов ребенка и фантазии родителей. Но, возможно, наши идеи окажутся полезными и для вас.

Обсуждение

Всем доброго времени суток! Статья интересная, много полезного. Моё предложение по работе с шнурочками: можно предложить ребенку "зашить порванную одежду" в качестве одежды высиупает шнуровальная планшетка, или взять пластмассовый конструктор (там есть длинные и короткие палочки с дырочками) и предложить ребенку что нибудь собрать из конструктора и шнурков (качели, сумочку...), а вообще предоставить ребенку возможность фантазировать и не просить его сделать что - то определенное - пусть сам соображает, а пальчики развивают речь малыша.

26.09.2007 13:23:25, анастасия

Привет, Катюш!
Не, я не перестаю удивляться твоей изобретательности! Статья очень ценная в первую очередь благодаря тому, что в ней нет тех банальных игр с детьми, которые описываются в большинстве книг и требуют определенных материальных затрат. А тут - все под рукой, все доступно. Вот только время бы найти:)

Давала своей только карандаши,кот-ми дочка любит по рукам и ногам писать.А сегодня попробовали пластилин,показала ей,она сама пока с трудом.Вообще оч.ценная статья,только от мам требуется время и желание,которого иногда не бывает.

Привет, Кать! Отличная статья! Многое я делала с Артемом, но кое-что я уже подзабыла, а кое-что и не знала. Поэтому польза твоей статьи для меня очевидна - Тимофей уже сейчас обожает пуговицы и рвать цветную бумагу.

14.08.2007 11:30:28, Лариса.

Комментировать статью "Наши ""мелкомоторные"" занятия (от года до двух) "

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2 -х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Интеллектуальное, творческое, физиологическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка в период от 1 года 9 месяцев до 2 лет.

Да, лет 15 назад тема раннего развития была весьма и весьма популярна и многие водили на занятия бездумно и так же без задней Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим Посоветуйте хорошие развивающие...

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Развиваем пальчики и речь. Развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет: краски, пластилин, аппликация.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух).

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и может и так, а может и нет. может как возьмёт высокую планку, так снижать сам и не захочет. есть дети очень амбициозные от природы. у нас два примера таких в...

Мелкая моторика. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Да ну...пирамидки и кубики они в год учатся собирать, до года им можно просто показывать, как это делается, и давать манипулировать кольцами от пирамидок.

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Главная > Конференции > Ребенок от рождения до года.

Тред порожден для обсуждения этой статьи. О пользе игр и занятий, развивающих мелкую моторику руки, написано достаточно много. В данной статье я хочу рассказать о тех играх, которые чаще всего использовали для занятий мы с дочкой...

Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Педиатр посоветовала купить макароны, такие большие круглые колеса и давать ребенку в какой нибудь емкости, чтобы он брал пальчиками и соответсвенно развивал мелкую моторику.

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Детям полезно для развития мелкой моторики рук= идет процесс стимуляциии мозга. Комплекс упражнений". Нет ли ее у Вас?

Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Мамочки, а чем вы занимаетесь с ребенком для развития мелкой моторики? Я даю играть с мелкими предметами (типа колец, крупных бусин, цепочек), естественно только вместе со мной, открываем-закрываем...

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Пальчик-мальчик, где ты был? Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Ход конем.

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Ай да наши пальчики!

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Правая и левая. Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Игры с пластилином.

В Культурном центре ЗИЛ открывается новая студия для детей от полутора до семи лет - авторский курс музыкально-ритмических занятий Ольги Макушкиной «Волки - зайцы». Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух).

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Игрушки и игры (привет! Не решаюсь со своими вопросами ткнуться в Раннее развитие, там малышата в два года).

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Развиваем мелкую моторику у детей: рисование, лепка, песочная терапия. Я даю играть с мелкими предметами (типа колец...

мелкая моторика. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Что-нибудь, что действительно нравиться вашему ребенку. Вот у нас "на ура" идет насаживание бусинок из пластилина на самую тонкую макаронину.

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и Потом пока я все остальное делаю (режем вместе его рукой...

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:


Развитие мелкой моторики! Сколько о ней написано статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент игр, развивающих моторику пальчиков малыша.

35 игр для развития мелкой моторики

1. Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.

2. Игра очень похожа на предыдущую! Разница только в том, что вместо палочек для коктейлей вы дадите ребенку ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия дуршлага ушными палочками. Отличная игра на развитие мелкой моторики рук.

3. Ещё одна увлекательная игра для мелкой моторики: распределение цветных помпонов по ячейкам формы для выпечки. Эта игра для деток, которые учат названия цветов и знают их различие.

Малышу даете много разноцветных помпонов, а он их раскладывает по ячейкам, сортируя по цветам.

4. Для игры вам понадобятся:

  • контейнер для яиц
  • палочки для коктейлей (желательно разноцветные)
  • рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца.

Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги.

5. Подготовьте все необходимое для этой игры! На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку для шашлыка или шпажку. Попросите кроху надеть на нее кольца печенья, как показано на рисунке.

6. Игра очень похожая на предыдущую игру, только к комочку пластилина крепится коктейльная трубочка и на нее малыш нанизывает сырые макаронные изделия.

7. Игра на улице, которая поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику!

Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета.

8. Дайте карапузу пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.

9. В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную трубку из-под бумажных полотенец. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что малыш будет заполнять емкость, вкидывая помпоны в трубу.

10. Игра заключается в том, что ребенок будет брать кулинарными щипцами кубики и вкидывать их в пластиковую банку или контейнер

11. Еще один вариант игры – это рассыпать на поднос разноцветные помпоны, а затем попросить малыша собрать их в емкость.

12. Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.

Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду.

Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

13. В подготовке к этой игре малыш будет сам принимать активное участие! Дайте юному художнику краски и кисточку, чтобы раскрасить контейнеры для игры. Когда краска высохнет, вырежьте в крышках отверстия в виде маленького и большого прямоугольника. Контейнер, где отверстие с меньшим прямоугольником малыш будет заполнять палочками из-под мороженого, а контейнер с большим прямоугольником – заполнит крышками из-под лимонада или сока.

14. Внимание! Во время игры малыш может выпачкаться в краску! Суть игры состоит в том, что юный художник будет макать мочалку в разноцветные краски и делать отпечатки на бумаге или картоне.

15. Игра «Нанизывание на веревку»

Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок.

Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете Вы или решает ребенок!

16. Еще одна игра, когда малыш может научиться нанизывать фигуры на веревку! Для этого вырежьте из поролона фигуры в виде катушек и попросите малютку нанизать их на веревку.

17. Игра понравится даже полугодовалому ребенку. В присутствие взрослого малыш из тарелки или подноса берет разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и вкидывает их в емкость через отверстие в крышке.

18. В отверстие пустой солянки кроха вставляет кусочки цветной ворсистой проволоки. Таким образом развивается мелкая моторика рук.

19. Научите свое чадо прищипывать прищепки! Для этого возьмите ведро и к его верхнему краю малыш будет прищипывать прищепки.

20. Учим малыша пользоваться молнией. Для этого к картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите вашему малютке: как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.

21. Игра заключается в том, что малыш вкладывает разноцветные пластиковые яичка в контейнер для яиц. Таким образом, он учит цвета и развивает моторику рук! Эти яичка можете взять из Киндер-сюрприза.

22. Игра, во время которой малыш разучивает цвета, а так же учиться застегивать прищепки.

Раскрасьте лист картона в разноцветные полоски. Затем, в те же цвета раскрасьте прищепки. Когда краска высохнет, попросите малыша прищипнуть прищепку так, чтобы ее цвет соответствовал цвету полосы.

23. Малыш учиться одевать пуговицу в отверстие. Для этой игры нарежьте разноцветные ткани на маленькие отрезки, в середину сделайте надрез. Попросите ребенка продеть пуговицу через отверстие.

24. Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»! Для этого возьмите большое количество крупных пуговиц и научите кроху нанизывать их на шнурок.

25. Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы»

Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.

26. Игра «Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки»

Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет! Для примера покажите: как это правильно сделать!

27. Игра с разноцветными перышками.

Вместе с малышом раскрасьте перышки в разные цвета, на бумаге нарисуйте небольшие разноцветные кружочки. Игра заключается в том, что карапуз вставляет перышко в тот кружочек, который соответствует цвету перышка.

28. Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую».

Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки из-под вина. Попросите малютку переложить пробки из одной емкости во вторую.

29. Игра «Прикрепление магнитиков»

Дайте карапузу большое количество красивых, ярких магнитиков и покажите: как прикреплять их к любой поверхности, например к пластиковой миске. Затем малыш сам будет играть с магнитами, прикрепляя их и сдирая.

30. Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните своему чаду, что ему нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.

31. Игра «Детский боулинг»

Распечатайте в компьютере фотографии членов семьи, сверните их трубочкой и склейте по краям. Поставьте их вертикально на стол. Малыш должен будет мячиком сбить эти цилиндры.

32. Спортивные упражнения на подушках

Малыш раскладывает в одну линию подушки, а затем прыгает на них, ползает и т.д.

33. Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук.

Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.

34. Учимся прикреплять скрепки, а так же учим цвета

Для игры вам понадобятся цветные скрепки и кружочки, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на кружочки так, чтобы их цвета совпадали.

Моторики 2, 3 лет

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебная шкатулка

Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования

Необходимый инвентарь : шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

◈ Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

◈ Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь : цветные шнурки различной длины.

◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

◈ Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Угости кукол

Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.

◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.

◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.

◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.

Опять мимо!

Игра развивает мелкую моторику и координацию движений

Необходимый инвентарь : крупа, емкость с широким и узким горлышком.

◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.

◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.

◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь : сухая фасоль, пластиковая бутылка.

◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Крутится?

Необходимый инвентарь : пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

◈ Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.

◈ Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.

◈ Попросите повторить ваши действия.

Входит и выходит

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь : банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

◈ Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.

◈ Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».

◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь : любая крупа, две емкости с широким горлышком.

◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Бусы

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

◈ Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

◈ Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.

◈ Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.

◈ Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

◈ А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

◈ Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь : макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

◈ Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Подарок для куклы

Необходимый инвентарь : бусины с крупными отверстиями, леска.

◈ Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску.

◈ Называйте цвет каждой бусины.

◈ Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.

◈ После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Сортируем макароны

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь : макаронные изделия разной формы.

◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».

◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

◈ Помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия

Необходимый инвентарь : катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.

◈ Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.

Узоры

Необходимый инвентарь : бумага, фломастеры.

◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь : лист бумаги, ручка.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.

◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.

◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.

◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.

◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

◈ На дорожки приклейте разную крупу.

◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Попробуй расстегни

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).

◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.

◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.