Понятие и виды безработицы. причины и особенности ее возникновения. Пособие по безработице: понятие, размеры и сроки выплат Статья понятие пособия по безработице

13.10.2019

Одним из видов социального обеспечения безработных граждан в стране является пособие по безработице.

Правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан (безработные), осуществляется Законом РФ от 19 апреля 1991 г.

«О занятости населения в Российской Федерации».

Среди государственных гарантий безработным, установленных названным законом, предусматривается также выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости.

Указанные денежные выплаты осуществляются и в период временной нетрудоспособности безработных.

Право на их получение имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т. е. имеющие статус безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней . Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней .

Решение о признании гражданина безработным принимает орган службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т. д.).

Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:

♦ не достигшие 16-летнего возраста;

♦ которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

♦ отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

♦ не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

♦ осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В период, когда граждане признаны безработными, им гарантируются: социальная поддержка, бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Для отдельных категорий населения установлены дополнительные гарантии занятости, например создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (организации для труда инвалидов), установление квоты для приема на работу инвалидов, обучение по специальным программам и др.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, пользование лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. При этом безработные граждане регистрируются в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Изложенное позволяет сформулировать следующее понятие: пособие по безработице – это денежная выплата гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с целью возмещения утраченного заработка или социальной (материальной) их поддержки за счет средств государственного бюджета.

Еще по теме 5.1. Понятие пособия по безработице:

  1. § 6. Пособие по безработице Круг лиц, имеющих право на пособие по безработице, сроки выплаты пособия и его размер

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Страница 1

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30–35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы – 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы – 60%; в дальнейшем – 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях

общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

  • Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению
  • 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
  • Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения
  • 1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды
  • 2. Страховой стаж
  • 3. Общий трудовой стаж
  • 4. Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
  • 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Тема 5. Пенсия по старости
  • 1. Понятие пенсии по старости и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях
  • 3. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • 4. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
  • Тема 6. Пенсия по инвалидности
  • 1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
  • 2. Понятие пенсии по инвалидности и ее виды
  • 4. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву
  • Тема 7. Пенсия по случаю потери кормильца
  • 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • 3. Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву
  • Тема 8. Пенсия за выслугу лет
  • 1. Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды
  • 2. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 9. Назначение и выплата пенсий
  • 1. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • 3. Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 10. Пособия по временной нетрудоспособности
  • 2. Размеры пособий по временной нетрудоспособности
  • Тема 11. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 1. Общие вопросы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  • 3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • 4. Пособия, предоставляемые женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • Тема 12. Пособия по безработице
  • 1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
  • 2. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице
  • Тема 13. Иные виды государственных пособий
  • 1. Социальное пособие на погребение
  • 2. Государственные единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 3. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих
  • Тема 14. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан
  • 1. Ежемесячные компенсационные выплаты студентам, учащимся и аспирантам
  • 2. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
  • Тема 15. Меры социальной поддержки
  • 1. Понятие мер социальной поддержки
  • 2. Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами рф
  • Тема 16. Государственная социальная помощь
  • 1. Понятие государственной социальной помощи
  • 2. Социальные пособия, материальная помощь и помощь в натуральном виде, предоставляемые малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
  • Тема 17. Социальное обслуживание
  • 1. Понятие, принципы и формы социального обслуживания
  • 2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • 3. Осуществление отдельных форм социального обслуживания
  • 4. Предоставление временного приюта в доме ночного пребывания
  • Тема 18. Социальное обеспечение
  • 2. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты
  • 3. Социальная защита граждан, занятых на опасных объектах
  • Тема 12. Пособия по безработице

      Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане

      Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице. Прекращение, приостановка выплаты и снижение размера пособия по безработице

    1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане

    Пособие по безработице - это вид социального обеспе­чения, состоящий в ежемесячном предоставлении гражда­нам, признанным в установленном порядке безработными, денежных средств с целью компенсации утраченного зара­ботка.

    Безработными признаются граждане: а) трудоспособные; б) не имеющие работы и заработка; в) зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей рабо­ты; г) ищущие работу и готовые приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного по­собия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволен­ным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокраще­нием численности или штата работников организации, инди­видуального предпринимателя.

    Безработными не могут быть признаны граждане:

    а) е достигшие 16-летнего возраста;

    б) которым в соответствии с законодательством РФ назна­чены пенсии;

    в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее неработавшие) и при этом не имеющие профессии (специаль­ности) - в случае двух отказов от получения профессиональ­ной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

    г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им под­ходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных;

    д) осужденные по решению суда к исправительным рабо­там, а также к наказанию в виде лишения свободы;

    е) представившие документы, содержащие заведомо лож­ные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

    ж) занятые граждане:

    Работающие по трудовому договору, в том числе выпол­няющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачи­ваемую работу (службу), включая сезонные, временные рабо­ты, за исключением общественных работ (кроме участвующих в общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ра­нее не работавших) и при этом не имеющих профессии (спе­циальности)); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, пред­усмотренные законодательством РФ; прекративших инди­виду-альную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установ­ленном законодательством РФ порядке; стремящихся воз­обновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами служ­бы занятости на обучение и отчисленных за виновные дей­ствия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смеж­ную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

    Зарегистрированные в установленном порядке в каче­стве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами под­ лежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

      занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

      выполняющие работы по договорам гражданско-право­вого характера, предметами которых являются выполнение ра­бот и оказание услуг, авторским договорам, а также являющие­ся членами производственных кооперативов (артелей);

      избранные, назначенные или утвержденные на оплачи­ваемую должность;

      проходящие военную службу, альтернативную граждан­скую службу, а также службу в органах внутренних дел, Госу­дарственной противопожарной службе, учреждениях и орга­нах уголовно-исполнительной системы;

      проходящие очный курс обучения в общеобразователь­ных учреждениях, учреждениях начального профессионально­го, среднего профессионального и высшего профессиональ­ного образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

      временно отсутствующие на рабочем месте в связи с не­трудоспо-собностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной за­бастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к ме­роприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

      являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и ре­лигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отноше­нии этих организаций;

      являющиеся членами крестьянского (фермерского) хо­зяйства.

    Конституция Российской Федерации признает за каждым право на защиту от безработицы (ст. 37). Одной из гарантий такой защиты является
    выплата пособия по безработице. Оно введено в нашей стране Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

    Право на данное пособие имеет любое лицо, признанное в установленном законом порядке безработным.

    По действующему законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

    Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Для тех, кто ищет работу впервые (ранее не работавших), и не имеет профессии (специальности) достаточно предъявления паспорта и документа об образовании.

    При невозможности предоставления органом службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

    Следует иметь в виду, что граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц для решения вопроса о признании их безработными.

    Лицам, которые признаны безработными в установленном законом порядке, выплачивается пособие по безработице, которое для них является основным источником средств существования.

    § 2. Размеры пособия по безработице и продолжительность его выплаты

    В соответствии с действующим законодательством размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Такой порядок исчисления размера пособия по безработице предусмотрен для граждан, которые были уволены из организации по любым основаниям (кроме случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины либо иные виновные действия), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).



    Пособие по безработице в других случаяхустанавливается в размере его минимальной его величины:

    Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

    Лицам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;

    Лицам, уволенным по любым другим основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

    Гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.

    Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере его минимальной величины, увеличивается на размер районного коэффициента.

    Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Размеры пособия по безработице дифференцированы и зависят от различных факторов. Так, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели), пособие в первом (12 – месячном) периоде его выплаты начисляется:

    В первые три месяца - в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

    В следующие четыре месяца - в размере 60%;

    В дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше

    максимальной величины пособия по безработице и не ниже его минимальной величины,увеличенных на размер районного коэффициента.

    Во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия равен его минимальной величине, увеличенной на размер районного коэффициента.

    С 1 января 2005 года размеры минимальной и максимальной величины пособия ежегодно определяются Правительством РФ. В 2013 и в 2014 годах минимальная величина пособия составляет 850 руб., а максимальная – 4900 руб. в месяц.

    Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; лицам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 полных календарных недель, а также тем, кто был направлен органами службы занятости на обучение и отчислен за виновные действия, пособие по безработице начисляется:

    В первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

    Во втором (6-месячном) периоде выплаты - также в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

    Пособие начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

    Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

    Каждый период выплаты пособия по безработице по общему правилу не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

    Каждый период выплаты пособия не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев для следующих граждан:

    Впервые ищущих работу (ранее не работавших) или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

    Уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;

    Уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 полных календарных недель;

    Лиц, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

    При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

    Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

    Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

    Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

    Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

    Прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях:

    Признания гражданина занятым;

    Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

    Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

    Переезда или переселения безработного в другую местность;

    Попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

    Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

    Назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет;

    Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

    Смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

    Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

    Отказа в период безработицы от двух вариантов подходяшей работы;

    Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), а также лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

    Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

    Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

    Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится в этом случае со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

    Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

    Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

    Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

    Отпуска по беременности и родам;

    Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

    Призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

    Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

    Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

    Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

    Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

    Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

    Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

    Контрольные вопросы

    1. Раскройте гарантии конституционного права граждан на защиту от безработицы.

    2. Дайте понятие безработного.

    3. Что понимается под пособием по безработице, какова его роль и значение?

    4. Круг лиц, имеющих право на получение пособия по безработице.

    5. Какие документы необходимо представить для получения пособия по безработице?

    6. Как определяется размер пособия по безработице?

    7. Укажите минимальный и максимальный размеры пособия по безработице.

    8. Какова продолжительность выплаты пособия по безработице?

    9. В каких случаях выплата пособия по безработице: приостанавливается, прекращается?

    10. Раскройте основания снижения размера пособия.

    Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

    Понятие безработицы и экономически активного населения

    (unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

    Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

    • занятыми (наемные работники, предприниматели);
    • безработными.

    Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

    Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

    • не имел работы;
    • но искал ее;
    • и был готов к ней приступить.

    Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

    Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

    Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

    где: u – уровень безработицы;

    U – численность безработных;

    L – численность экономически активного населения.

    Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

    Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

    То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

    Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

    где: u * – естественный уровень безработицы;

    u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

    u структ. – уровень структурной безработицы;

    U фрикц. – численность фрикционных безработных;

    U структ. – численность структурных безработных;

    L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

    Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

    Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

    Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

    1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

    В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

    2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

    Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

    Различают две разновидности структурной безработицы :

    • деструктивная - с негативными последствиями;
    • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

    3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

    Кроме того, различают и другие виды безработицы :

    а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

    Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

    б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

    Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

    в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

    Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

    г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

    д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

    е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

    Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

    ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

    з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

    Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

    и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

    Причины и последствия безработицы

    Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

    1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

    2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

    3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

    4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

    5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

    Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

    1. Экономические последствия:

    • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
    • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
    • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
    • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

    Закон Оукена Показать

    Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

    Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

    где: Y - фактический ВВП;

    Y * - потенциальный ВВП,

    u цикл. - уровень циклической безработицы;

    β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

    2. Неэкономические последствия:

    • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
    • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
    • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

    Галяутдинов Р.Р.


    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на