До 2015 года для начисления пенсионного обеспечения при выходе на заслуженный отдых гражданам необходимо было иметь пять лет страхового стажа минимум. Начиная с 2015 года правила ужесточаются: понятие «трудовая пенсия» как таковое перестало существовать, а стаж трудовой деятельности заменили пенсионными баллами.
В 2017 году период обозначен в 8 лет и продолжает поэтапно расти на один год на протяжении десяти лет, то есть в 2025 году он будет составлять 15 лет. Право на начисление минимального пенсионного пособия человек получит в том случае, если отработал нужное количество лет к моменту выхода на заслуженный отдых. Для тех, кто вышел на пенсию в 2017 году, эта цифра составляет восемь лет официального трудоустройства.
Сумма будущих пенсионных выплат зависит от нескольких факторов:
Поскольку сумма пенсии привязана к размеру официально получаемой зарплаты за весь период трудовой деятельности, наличию страхового стажа и времени выхода на заслуженный отдых, общий принцип можно описать так: чем выше оплата труда и больше наработанный страховой стаж, тем ощутимее будет ожидаемая пенсия.
Кроме подтвержденной трудовой деятельности, в стаж для оплаты пенсионного пособия учитываются некоторые периоды, также документально зафиксированные, на протяжении которых человек не трудился и взносы в ПФР не оплачивал:
Все обозначенные периоды могут быть засчитаны в общий страховой стаж при условии, если человек до указанного события официально трудился, за него регулярно оплачивались пенсионные взносы и после вынужденной нетрудоспособности он вновь вернулся к трудовой деятельности.
Соответственно, чем выше официальная (белая) зарплата граждан, тем больше шансов получить на старости лет достойное содержание. На официальном сайте ПФР можно узнать количество баллов и время уже имеющегося стажа.
Неприятный момент заключается в том, что получить «социалку» можно только по достижении женщинами 60 лет, а мужчинами – 65.
Кроме того, чтобы получать социальную пенсию, нужно постоянно проживать на территории России, при выезде за ее пределы на ПМЖ выплаты прекращаются. Сумма социальной пенсии должна быть не менее установленного прожиточного минимума. Все пенсионные выплаты ежегодно индексируются.
Для большинства граждан пожилого возраста пенсия – это самый главный, а часто и единственный источник дохода. Чтобы получить достойное обеспечение по старости, позаботиться об этом нужно смолоду, соблюдая все условия накопления минимального страхового стажа и нужного количества баллов.
Многих граждан в России интересует минимальный стаж для пенсии. Ведь недостаточно достигнуть пенсионного возраста. Чтобы получать нормальные выплаты за статус пенсионера, требуется отработать за всю жизнь определенное время. В Российской Федерации пенсионная система постоянно меняется. Поэтому хочется знать, сколько именно требуется отработать, чтобы не остаться без пенсии в старости. Что гласят на этот счет установленные в России правила?
Дело все в том, что самым главным для является достижение пенсионного возраста. То есть каждый гражданин в тот или иной период времени будет иметь право на получение выплат за свой статус.
Минимальный стаж для пенсии из года в год меняется. В России его планируют повышать до 2025 года. А вот пенсионный возраст - это более устойчивая составляющая. На данный момент граждане РФ могут рассчитывать на пенсионные выплаты с 55 лет или с 60 для женщин и мужчин соответственно. В ближайшее время планируется поднять пенсионный возраст до 63 и 65 лет.
Многое зависит от того, о какой пенсионной выплате идет речь. Существует Она выплачивается всем гражданам, которые достигли Но не того, что был приведен ранее. 55 и 60 лет - это возрастные ограничения для тех, кто рассчитывает на страховые выплаты. Или на трудовые.
Каков должен быть минимальный стаж для пенсии социального типа? Его вообще может не быть. Данная выплата положена только тем, кто не набрал установленный минимум к указанному возрасту. Пенсия социального типа мужчинам назначается в 65 лет, женщинам - в 60.
А вот теперь стоит узнать о трудовом стаже. Учитывается любое ведение деятельности. Например, предпринимательство. для пенсии крайне важен. В России имеются особые периоды труда, которые не считаются работой, но засчитываются при расчете пенсий. О них - немного позже. Сначала необходимо узнать, сколько трудиться должен гражданин для получения пенсионных выплат несоциального типа.
Минимальный стаж для пенсии раньше составлял 5 лет. Именно столько приходилось отработать каждому гражданину, чтобы получать пенсионные выплаты по старости или по труду. Но с 2015 года в пенсионной системе многое изменилось. И теперь в РФ имеются иные правила расчета. Появилась так называемая балловая система Учитываются не только отработанные годы, но и баллы, начисляемые за тот или иной период труда. Так сколько теперь граждане должны отработать для получения государственной помощи за статус пенсионера?
Вопрос весьма трудный. Ведь, как уже было сказано, в России пенсионная система сейчас терпит серьезные изменения. А значит, придется готовиться к тому, что она будет постоянно меняться. Можно узнать только информацию, которая актуальна для конкретного года.
Минимальный стаж для начисления пенсии в 2016 году составляет 7 лет. И при этом у гражданина должно быть набрано не меньше 33 Они важны при расчетах размера пенсионных выплат. Каждый год работы - это определенное количество очков. Узнать о них можно в ПФР.
Важно учитывать, что во внимание принимается только официальное трудоустройство. Поэтому не учитывается в трудовой стаж. Лишь предпринимательская деятельность, а также периоды официального трудоустройства, которые были занесены в трудовую книжку.
А что планируется дальше? Уже было сказано, что система пенсионных выплат постоянно меняется в России. Планируется серьезно изменить минимальный трудовой стаж, который необходим для получения страховой или трудовой пенсии. До скольки лет?
Население России должно готовиться к тому, что постепенно будет требоваться 15 лет официальной работы для указанной цели. Как было подмечено, ранее трудовой стаж должен был быть минимум 5 лет.
Соответственно, о пенсии придется задумываться заранее. И многие смогут получать только социальную пенсию в определенном возрасте. Это необходимо учитывать. Законопроект уже принят и вступил в силу. Отныне ежегодно минимальный стаж для пенсии будут увеличивать до указанных значений.
Работа - это не только официальное трудоустройство. Дело все в том, что граждане имеют возможность зачесть себе в трудовой стаж нетрудовые периоды. То есть моменты, когда человек не работал, а выполнял иные функции. Но какие именно?
Минимальный стаж для начисления пенсии в 2016 году составляет 7 лет, в 2015-м он был равен 6. Учитываться будут не только периоды, занесенные в трудовую книжку или которые считаются ведением предпринимательской деятельности, но и:
Самостоятельно рассчитать, сколько будет пенсия в том или ином случае, не так-то просто. А вот трудовой стаж определить не составит труда. Достаточно собрать все справки, которые указывают на ранее перечисленные периоды. Также стоит обратить внимание на то, что предпринимательская деятельность - это тоже труд. Период пребывания в качестве ИП тоже будет учитываться при расчете пенсий. Рекомендуется использовать специальный калькулятор подсчета трудового стажа, а также пенсионных баллов для воплощения задумки в жизнь.
Чем хорош подобный сервис? Дело все в том, что подсчитать трудовой стаж, а также понять, сколько можно получить в виде пенсионных выплат, самостоятельно весьма проблематично. В частности, из-за того, что с введением балловой системы пенсионных выплат приходится узнавать, сколько в том или ином году "стоили" 12 месяцев труда. Для облегчения реализации задумки был создан калькулятор подсчета трудового стажа и будущей пенсии. Можно найти его, например, на официальном сайте ПФР.
По вводным данным будет рассчитываться период труда гражданина, а также сумма, которую будет ежемесячно получать человек на пенсии. Обычно требуется заносить:
Для большинства россиян преклонного возраста пенсия является главным, если не единственным источником дохода. Не все пожилые граждане имеют поддержку со стороны родственников или нормальное состояние здоровья, которое позволяет работать полноценно. Но даже если они и обладают достаточным уровнем физических и психических ресурсов, многие работодатели не хотят трудоустраивать таких граждан по причине их возраста.
Проблема государственного обеспечения лиц, вышедших на заслуженный отдых, обострилась со вступлением нашей страны в кризисную фазу развития. Прежде всего, это связано с экономическими санкциями в отношении России и снижением цен на базовые экспортные товары. Так что Пенсионный фонд переживает далеко не лучшие времена и старается урезать, где это возможно, отток денежных средств. Именно поэтому два года назад правительство, пересмотрев создавшуюся ситуацию, разработало программу изменений в действующем законодательстве относительно этого вопроса.
Количество граждан, собирающихся на заслуженный отдых, в России неуклонно растет, а лиц, совершающих страховые взносы, становится все меньше. Многие работают по «серым» зарплатам, когда с определенной части денежного вознаграждения проценты государством не удерживаются.
За фундамент новой системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан по возрасту взята идея пенсионной системы австралийского законодательства.
С 2015 года стартовали нововведения, согласно которым введено новое понятие – «страховая пенсия и пенсионный балл» (коэффициент), который накапливается на счету каждого работающего гражданина. Такая валюта переводится в рубли.
Этот метод позволяет избежать обесценивания средств из-за роста инфляции. За каждый год трудовой занятости физическое лицо получает 1 балл.
Для того чтобы получать денежные выплаты по старости, требуются следующие условия:
Для выхода на заслуженный отдых такой балл должен быть не менее 11,4 в 2017 году. Ежегодно будет происходить его увеличение на 2,4 пункта; остановится на цифре 30.
Как известно, пенсионный возраст для женщины в России составляет 55 лет, а для мужчины – 60. Эти аспекты не подверглись изменениям.
Реформы 2015 года коснулись также продолжительности обязательного периода трудовой активности россиян для получения страховой пенсии. Правительство полагает, что необходимые 5 лет, которые требовались ранее, не являются достаточным стимулом для занятости граждан на работах с официальным оформлением.
В 2017 году минимальный стаж для начисления пенсии – 8 лет. Этот показатель будет постепенно увеличиваться до 2025 года и его рост прекратится, остановившись на отметке 15. Например, если в этом году для россиянина наступает пенсионный возраст, но необходимый стаж не набран, то когда бы он ни обратился за денежными выплатами, с него будут требовать именно названное количество лет.
Помимо фактической и официально подтвержденной трудовой занятости, в стаж входят следующие документально зафиксированные периоды:
Какой пенсионный возраст у граждан, находящихся в северных регионах и ближайших к ним? Он ниже на 5 и более лет в сравнении с остальными. К тому же 9 месяцев работы в этой местности соответствуют 12 месяцам для всей страны.
Главный документ для подтверждения стажа – это трудовая книжка. Однако бывают случаи ее утери, а также могут быть неточности, допущенные при заполнении. Среди наиболее часто встречающихся ошибок – отсутствие печати при записи об увольнении, невозможность ее разобрать, отсутствие записи о должности или названии организации и др. Все эти детали способны усложнить процесс оформления пенсии.
В таком случае необходимую информацию берут из других документов, которые можно получить с места работы или архивных учреждений. К таким бумагам относятся трудовые договоры, которые оформлены в соответствии с законодательством, справки работодателей, справки из архивов, выписки из приказов.
Если гражданин не отработал определенный законодательством период или вообще не вступал в трудовые отношения, то он имеет право получать социальную пенсию по старости. Ее назначают по достижении определенного возраста, который увеличен на 5 лет от вышеуказанного.
Объем пенсии по возрасту тем больше, чем продолжительнее период трудового стажа и величина зарплаты, то есть 24% от суммы денежного вознаграждения за трудовую деятельность. Такое пособие назначается исходя из прожиточного минимума, который имеет отличие в разных регионах (в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму, Брянске и Краснодарском крае – максимальные показатели его величины).
В том случае, если физическое лицо, достигнув пенсионного возраста, не прекращает работать, его будущее пособие будет увеличиваться. Чем позже он остановит трудовую деятельность, тем выше становятся баллы, которые будут потом переведены в рубли.
В 2019 году продолжает действовать изменение в законодательстве о повышении минимального трудового стажа для выхода на пенсию, которое вступило в силу в 2015 году. Количество обязательных отработанных лет для получения страхового пособия по возрасту ежегодно будет расти, в итоге достигнув отметки 15. Такие меры применены законодательством с целью мотивации россиян к легальной трудовой деятельности. Важную роль играет и введение балла вместо рубля для накопления на индивидуальный счет каждого пенсионера. Эти изменения должны оберегать денежные средства от возрастающей инфляции.
Внимание! В рамках нашего сайта у вас есть уникальная возможность получить бесплатную консультацию профессионального юриста. Все, что вам необходимо сделать - это написать ваш вопрос в форме ниже.
Какой нужен педстаж для льготной пенсии в России в 2019 году На что влияет и как рассчитывается непрерывный трудовой стаж
По достижению определенного возраста граждане РФ имеют право получать от государства выплаты в виде пенсии. В последние годы пенсионная система в нашей стране неоднократно подвергалась реформированию. Теперь размер пособия определяется многими факторами, но наличие трудового стажа для выхода на пенсию остается одним из самых важных условий.
До 2002 года размер пенсии в России определял единственный показатель: количество лет, отраженных в трудовой книжке. В трудовой стаж включались периоды прохождения воинской службы, получения образования и нахождения в декретном отпуске. Требованием для начисления трудовой пенсии было соответствие пенсионному возрасту и наличие подтвержденного стажа 20 или 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Каждый дополнительный отработанный год означал прибавку к пенсии в размере 1% от оклада.
После вступления в силу Федерального закона от 28.12 2013 года N-400-ФЗ “О страховых пенсиях” введено новое понятие “страховой стаж”. Начиная с 2002 года в расчет берутся только те периоды, в которые производились страховые взносы в пенсионный фонд. Перечисляет их работодатель, а размер отчислений зависит от того, сколько составляет заработная плата работника. Поэтому принципиально важными становятся и факт трудоустройства в соответствии с ТК, и наличие “белой” зарплаты.
В течение 13 лет минимальный стаж для начисления пенсии был равен всего 5 годам непрерывной работы со страховыми отчислениями. При условии высокой зп, даже за столь небольшой срок граждане могли претендовать на пенсию размером выше средней, что не совсем справедливо в отношении людей, отработавших десятки лет с меньшим окладом. К тому же мягкие требования к продолжительности страховых взносов недостаточно эффективны в мотивации граждан искать официальную работу и не соглашаться на зарплату “в конверте”.
С учетом наблюдаемых последствий предыдущей реформы и развившегося экономического кризиса в 2015 году в пенсионную систему вновь были внесены существенные изменения:
С 2015 года обязательным становится не только количество лет, посвященных трудовой деятельности, но и то, сколько перечислено страховых взносов в пенсионный фонд. То есть возможна ситуация, когда стажа хватает, а норма баллов не набрана. На 2019 год достаточно 12,4 балла, а к 2025 году нужно будет иметь не меньше 30 баллов. Это значит, что в скором будущем работа за низкую “белую” зарплату не будет гарантировать право на страховую выплату даже при наличии минимального стажа для получения пенсии.
Если работодателем или самим гражданином осуществляются перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, трудовой стаж в большинстве случаев рассчитывается так: 1 день трудоустройства равен 1 дню стажа. Но бывают периоды, в которые работник не исполняет свои трудовые обязанности. Страховые взносы не перечисляются, однако в стаж это время в соответствии со ст.12 Федерального закона N400-ФЗ засчитывается:
Важным условием учета времени, потраченного в результате данных обстоятельств, является наличие официальной работы до и после этих периодов.
С введением балльной системы социально значимая деятельность не просто включается в стаж, но и подразумевает начисление баллов за каждый год в размере:
Годы получения образования, за исключением повышения квалификации и трудовой оплачиваемой практики, по новому законодательству больше не принимаются в общий стаж. Предполагается, что в дальнейшем полученный уровень квалификации обеспечит более высокую заработную плату, что позволит получать большее количество баллов.
В некоторых случаях возможно . Речь идет о выплате “за выслугу”. Начисляется такая выплата, если гражданин трудился в особенных вредных, сложных условиях или занимался определенным общественно полезным видом деятельности:
Чтобы претендовать на страховую пенсию, важно соответствовать установленным законом требованиям: иметь необходимое количество баллов и минимальный стаж для назначения пенсии по старости. Но если какой-то из двух пунктов не выполнен, это не значит, что гражданин преклонного возраста не имеет права на пособие.
В случае недостаточного стажа или его отсутствия, государство выплачивает социальную пенсию по старости. Она устанавливается на основании Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Так как сумма в итоге получается незначительная, за счет средств регионального бюджета размер социальной пенсии доводят до принятого в данном регионе прожиточного минимума. Начать получать социальную пенсию можно только неработающим гражданам по достижению 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, что на 5 лет позже общего требования к пенсионному возрасту.
В последние годы увеличен минимальный пенсионный стаж, посредством балльной системы выставлены обязательные требования к объему страховых взносов, наблюдается тенденция сокращения возможности досрочного выхода на пенсию “за выслугу”. Правительство не скрывает, что реформы направлены на сокращение расходов государства на пенсионные выплаты. Такая мера объясняется возникшим дисбалансом между количеством трудоспособного населения и количеством людей пенсионного и предпенсионного возраста.
Выплата пособий, в том числе пенсионных, ежегодно является одной из самых крупных статей расходов в федеральном бюджете. Государство рассчитывает, что принятые меры способны повлиять на пополнение пенсионного фонда за счет страховых отчислений, и тем самым частично решить вопрос с дефицитом средств на выплату трудовой пенсии нынешним и будущим пенсионерам.
Текущее положение в стране спровоцировало ряд серьёзных реформ. Реформы затрагивают все сферы, не исключая социальные. Впрочем, пенсионная система реформируется уже очень давно, еще с советского времени. Но более заметные и радикальные перемены начались уже в 21 веке.
Может быть, эти вопросы еще долго откладывались бы, но необходимость уже назрела. За пару десятилетий проведения реформ несколько раз менялись принципы назначения пенсий. Но общее направление от намеченного ранее не отклоняется.
На сегодняшний день основное понятие, используемое при расчете пенсии - это общий страховой стаж. С 2017 года для пенсии понадобится не менее 8 лет такого стажа. В 2015 году было нужно 6 лет, в 2016 - 7. То есть, ежегодно минимальный стаж увеличивается на один год.
В трудовой (страховой) стаж с 2017 года входят периоды, в которые за работника перечислялись пенсионные взносы. Если будущий пенсионер получает «серую» зарплату, взносы перечисляются только с ее официальной части. Сейчас все прекрасно понимают, насколько это невыгодно. Но при существующем ограничении суммы сверху, с точки зрения застрахованного не имеет смысла «показывать» зарплату выше определенного уровня.
Создание проекта реформ для грядущего года затронет многие существующие принципы нынешнего закона. В том числе, изменится и начисление страхового стажа с 2017 года для пенсии. После нескольких лет практического испытания накопительной системы, законодатели пришли к решению, что трудовой стаж работника должен делиться на страховой и нестраховой. В первую очередь, к нестраховому стажу относятся периоды, когда на работника не перечислялись пенсионные взносы. Это могло произойти при оформлении на работу без трудового договора. Другие варианты:
Для того, чтобы страховой стаж в 2017 году (для пенсии) положительным образом повлиял на будущее обеспечение, он должен иметь определенную минимальную продолжительность. В следующем году этот минимум составит восемь лет. Планируется поэтапно довести этот срок до 15 лет, что произойдет к 2024 году. Этот порядок обусловлен тем, что большая часть населения уже вышла на пенсию по старым законам, а другая, которой это событие предстоит в скором времени, тоже будет оформляться по «переходному» варианту, так как не успели наработать достаточно стажа для страховой пенсии. Учитывая, что пенсионный возраст, без сомнения, будет повышаться - резко или постепенно - люди младше 1967 года рождения достигнут нового пенсионного возраста не раньше 2027 года. К тому времени система должна устояться. Если, конечно, ситуация не усугубится.
Исчисление страхового стажа в 2017 году, при совпадении нескольких страховых периодов, производится по выбору пенсионера. Нередко бывает, что человек не работал по объективно важным причинам, например:
Пенсионная система сейчас разрабатывается и испытывается на ходу. Создатели и идеологи ее, конечно, ничего сами не изобретают. Они применяют схемы, работающие в других странах и зарекомендовавшие себя как эффективные. Но критерии эффективности - вопрос неоднозначный. Для грамотного переноса механизма на российскую почву, нужно учесть много факторов. Во-первых, важно правильно оценить существующие в России реалии. Во-вторых, нужно оценить пенсионные системы других стран с точки зрения именно наших реалий.
Первоначально при модернизации старой системы за основу брались пенсионные модели европейских стран. Но специфика страны с небольшой площадью и небольшим населением диктовала свои правила, и в нашей стране оказались неэффективны даже те, которые были применимы. История экономического развития европейских стран и нашей слишком разная. Разное историческое и экономическое прошлое вырастило разный менталитет.
Попытки встать на «европейские рельсы» проводились не один год. Накопительная система финансирования оправдывала себя при высоком уровне доходов государства. Когда поток нефтедолларов уменьшился в несколько раз, стало очевидно, что накапливать средства не получится.
Можно изобретать новые способы пополнения пенсионного бюджета, вроде предполагаемого повышения ставки взносов - с 22 до 26 процентов. При этом, ставку на сумму превышения максимума предлагают уменьшить с 10 до 8, 5 процента. Инициаторы этого предложения ожидают, что это станет причиной увеличения поступлений в бюджет фонда примерно на 56 млрд. руб.
Но не факт, что предприятия, которым раньше оказалось выгодно «обелить» зарплату сотрудников, не будут возвращаться опять к «серой» схеме. Конечно, на страховой стаж с 2017 года это не повлияет, зато повлияет на сумму перечислений, и, соответственно, на заработанные сотрудником баллы.
Попытки совместить две схемы - обязательное и добровольное пенсионное страхование - показали, что это неработающий вариант. Поиски варианта, уменьшающего нагрузку на бюджет и одновременно сохраняющего инвестиционную привлекательность для населения, продолжаются.
Следующим вариантом для испытаний предложена пенсионная схема Новой Зеландии и Австралии. В этих странах действует так называемая вмененная модель пенсионного страхования. Выглядит это так. Государство устанавливает ставки взносов для пенсионного страхования, средства перечисляются в негосударственные пенсионные фонды, и управление этими деньгами - полностью прерогатива фондов. По умолчанию, участвовать в этой системе начинает каждый гражданин с первого дня своей рабочей жизни.
Есть мнения, что новозеландская модель пенсионного обеспечения является самой эффективной в мире. Насколько это достоверно, должно быть известно тем, кто рассматривает эту модель как образец для создания российской. Проблема в том, что в краткосрочном периоде эффективность изменений оценить невозможно. Нужны годы и десятилетия. И в продолжение их люди по-прежнему будут достигать пенсионного возраста.