Конспект интегрированного НОД развитие речи и конструирование «Домашние животные». план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему. Проект в средней группе в детском саду. Домашние животные Декорирование и размер поделок

08.02.2024

Елена Астапенко

Конспект занятия по конструированию в средней группе «домашние животные из воздушных шариков»

Цель: Изготовление игрушки из воздушного шара

Задачи:

1. Учить надувать воздушный шар, развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание;

2. Развивать глазомер и мелкую моторику;

3. Научить правильно и аккуратно работать с клеем;

4. Развивать память и творческое мышление;

5. Закрепить знания о домашних животных;

Оборудование:

Конверт с письмом, загадками и картинками домашних животных (кот, поросёнок, корова);

Воздушные шары 3 штуки, вырезанные из бумаги детали на каждую игрушку (уши, глаза, нос);

Сделанные заранее рога и грива для коровы;

Цветные карандаши, клей, кисточки, салфетки;

Ход занятия:

В: Ребята, смотрите, а что это лежит у нас на столе?

Д: Воздушные шарики и письмо.

В: Давайте его откроем. В письме есть загадки, попробуем их разгадать и тогда мы узнаем кто же нам это оставил и зачем.

После того как дети отгадают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением отгадки.

Загадка 1:

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца

Ест и пьёт он из корытца (поросёнок)

Загадка 2

Этот зверь живёт лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он мурлыча песнь поёт

Только мышь его боится

Угадали? Это…. (кот)

Загадка 3

Каждый вечер так легко

Она даёт нам молоко

Говорит она два слова

А зовут её …. (корова)

В: Мы с вами разгадали загадки. Значит, кто нам оставил воздушные шарики?

Д: Кот, поросёнок и корова.

В: А как называют таких животных? Правильно, домашние животные.

Они хотят, чтобы мы себе сделали таких же домашних питомцев. Для того, чтобы сделать такие игрушки, сначала нам нужно надуть воздушные шарики.

(Дети надувают шарики, воспитатель завязывает их.)



: Молодцы! Теперь нужно раскрасить детали: ушки, носик и глазки для кота, поросёнка и коровы. Детали и цветные карандаши лежат перед вами.

(Дети раскрашивают детали.)

В: Как у вас хорошо получилось. Вы наверное устали. Чтобы нам немножко отдохнуть поиграем.

Физминутка.

«Му-му-му! - мычит корова. -

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко!»

Н. Нищева Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Разбегаются по группе.

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху - кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасно не обижу.

Но дразнить меня опасно -

Я царапаюсь ужасно.

В. Стоянов Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью.

Останавливаются, встают лицом в круг,

делают «ушки» из ладошек, затем - «когти» из пальчиков.

Вновь идут по кругу крадучись.

Опять останавливаются, встают лицом в круг

и показывают «когти»

В: Поиграли, а сейчас самое интересное. Будем аккуратно наклеивать глазки, затем носик и ушки.

Наносим кисточкой клей на наши раскрашенные детали и по очереди подходим и приклеиваем на воздушный шарик. Глазки приклеиваем в верхней части шарика, носик по середине, ушки на верху.

В: Наши игрушки готовы. Но посмотрите, чего-то не хватает у коровы?

Д: Рогов.

В: Правильно! Сейчас я приклею рога и гриву нашей коровке.

У нас всё получилось! Теперь можно поиграть с нашими игрушками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД с применением ИКТ «Домашние животные и их детёныши» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные» в средней группе Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии "Домашние животные", беседы о жи-вотных, наблюдения за кошкой и собакой, чтение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Домашние животные» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования..

Конспект НОД в средней группе «Домашние животные» Цель: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит).

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Домашние животные» Тема: Рассматривание картинок утки, курицы. Чтение «Утёнок и цыплёнок» В. Сутеева. Цели: 1. Уточнение и расширение словаря о домашних птицах,.

Конструирование в средней группе - занятие, на котором дети учатся работать с ножницами, бумагой, картоном, клеем, создавая различные поделки. Также предполагается совершенствовать приобретённые навыки на других уроках, например, по развитию речи, рисованию, музыке, логики и окружающему миру.

занятий по конструированию

Воспитатель должен ставить перед собой задачу не только учить детей выполнять определённые действия, но и реализовывать свои личные проекты поделок, выполняя их из «бросового материала», попросту говоря, из мусора и хлама. Именно конструирование в средней группе открывает перед юными творцами огромное поле деятельности для фантазии, учит малышей добиваться поставленных целей, беречь и ценить свой и чужой труд.

Каждое занятие в детском саду - это словно путешествие в сказочный мир. И конструирование в средней группе в этом плане не является исключением. Поэтому начинать занятие следует с небольшого вступления, этакого мини-спектакля, в котором должны принимать участие и дети, отвечая на вопросы педагога и действующих лиц персонажей миниатюры. Таким образом задействуются речевые навыки и логическое мышление ребят. Конструирование в средней группе может привлекать навыки, полученные на музыкальных занятиях, когда малышей просят спеть какую-то разученную ранее песенку.

Работа с ножницами, бумагой и клеем

Самым простым материалом для детского творчества является бумага. Дети практически с года начинают создавать из неё свои первые шедевры. С удовольствием творит из этого доступного материала и средняя группа. Конструирование из бумаги - отдельный раздел в планировании занятий по ручному труду.

Дети с радостью создают поделки в подарок своим родным. Можно предложить им сделать весёлую игрушку-лягушку, раздав предварительно шаблоны деталей. Педагог должен показать малышам, как склеивается пакет-тельце милого лягушонка, как прикрепляются лапки, глазки, пятнышки. Можно отдать перед этим одно занятие на конструирование в средней группе картинки «Квакша кушает муху».

По ходу работы можно рассказать ребятишкам короткую сказку про грустного лягушонка Квакшу, который считал себя никому не нужным на земле.

«А кто знает, какую пользу приносят лягушки?» - должен спросить педагог. И, показав готовый образец поделки, тем самым подвести детей к ответу: уничтожают насекомых - комаров и мух - которые донимают людей и животных.

Оригами на ручном труде

Другой вариант занятий с бумагой - это складывание из листов различных фигурок. Кроме обязательного показа всех этапов изготовления изделия предполагает конструирование в средней группе схемы, которые воспитатель учит «читать», то есть понимать. Каждое действие в пошаговом мастер-классе имеет свой порядковый номер, следует одно за другим. Уместно после показа предложить малышам распечатки схем выполнения поделки с перепутанным порядком действий - пусть дети сами стрелками укажут, что за чем нужно делать.

Карандашницы из цилиндров от рулончиков туалетной бумаги

Хорошо, если планирование конструирования в средней группе включает в себя работу с предметами, которые большинство людей обычно выбрасывает в мусорное ведро. Например, от рулонов туалетной бумаги остаются картонные трубочки, которые легко можно превратить в весёлых кроликов, оклеив их цветной бумагой и прикрепив им носики, ушки, глазки и лапки. Кроме того, что эти вещички очень мило смотрятся, в них удобно складывать карандаши и ручки.

Домики для коротышек

После знакомства с произведением Николая Носова про маленьких человечков из можно запланировать конструирование «Дом». В средней группе это занятие может начаться с появления перчаточной куклы Незнайки. Слова персонажа уместно заранее записать на диктофон, чтобы педагогу не пришлось во время реплик малыша открывать рот.

«Ребята, здравствуйте! - грустно должен сказать коротышка. - Вы узнали меня? Да, я Незнайка из Цветочного города. Вы, наверное, помните, что все коротышки живут не в отдельных домиках, а по несколько человечков в одной комнате. Это не очень комфортно. Ведь Гусле нужно заниматься музыкой, а Цветик хочет в это время писать свои стихи. Знайка любит читать вечерами свои умные книги, а Авоська очень хочет пораньше завалиться спать - ему мешает свет лампы. Коротышки все перессорились из-за этого!» И Незнайка утирает платочком нос, как будто бы плачет.

Воспитатель здесь должен спросить детей, могут ли они помочь коротышкам. И если ребята не дадут верного ответа, то взрослому уместно самому предложить: «Давайте, сделаем для них отдельные домики! Вот, у меня как раз есть пустые коробки от соков, может быть, они нам пригодятся?»

Кормушки для птиц

Очень нравится ребятам помогать кому-то в жизни, делать добрые дела. Почему бы не направить их неуёмную энергию в нужное русло и не предложить сделать по-настоящему полезные вещи? С огромным удовольствием малыши станут мастерить из тех же картонных коробочек из-под молока или соков.

Конечно, нужно обыграть начало занятия по конструированию. Например, интересно будет появление на занятии птицы (наряженного артиста или игрушки) с огромным письмом в клюве. Прочитав послание, дети узнают, что с наступлением холодов птицам стало чрезвычайно трудно находить корм под снегом.

Воспитатель должен в этом месте предложить детям вспомнить материал занятия по окружающему миру. Уместны такие наводящие вопросы:

  1. Какие птицы с наступлением холодов улетают в тёплые страны?
  2. Кто из пернатых остаётся зимовать у нас?
  3. Когда улетают снегири и почему?
  4. Зачем нужно подкармливать зимой птиц?
  5. Что следует предлагать пернатым в качестве корма?

Конструирование по замыслу

Хорошо, если дети любят фантазировать, предлагают свои собственные идеи. Тогда можно предложить придумать свои поделки. Это может быть комплексная работа над проектом нового современного детского городка для коротышек. Пусть называться будет это конструирование «Детский сад».

Средняя группа с удовольствием примет участие в изготовлении крошечной мебели для своих любимцев. Для её создания можно воспользоваться коробочками разных размеров или даже пластиковыми или картонными одноразовыми стаканчиками.

Конструирование из овощей и подручных материалов

Этот вид творчества открывает дорогу для фантазии. Сколько всего интересного можно изготовить даже из обычного картофеля! Вот натыкай в сырую картошку спичек, сделай из виноградин глазки, а из смородины носик - и пожалуйста, перед тобой смешной ёжик. А если спереди парочкой спичек закрепить кружок сыра или ломтик того же картофеля, сделать ушки и глазки - вот уже и поросёночек, неуклюжий и грязный. А ещё лучше заменить спички ломаными макаронинами-спагетти - не стоит позволять ребятам трогать спички, которые они могут взять без спросу, пока взрослых не будет рядом.

Дети с удовольствием мастерят на занятиях ручного труда с овощами персонажей из сказки Джанни Родари «Чиполлино», воплощают сюжеты других сказок. Достойны восхищения объёмные композиции по сказке «Золушка», где карета и в самом деле изготавливается из тыквы, а кони-крысы - из картофелин.

Мастер-класс изготовления сумочки из картонных тарелок

Изготовить поделку, которую не стыдно будет и преподнести в дар, поможет занятие конструирование. В средней группе малышам можно предложить сделать замечательную сумочку из картонных одноразовых тарелочек в форме мордочки кролика. Для её изготовления понадобится три тарелки, два кусочка ваты, пуговица для носа, ремешок или красивая верёвочка, ножницы и фломастер. Скреплять детали можно клеем или степлером.

Макаронные изделия превращаются в драгоценности

А как роскошно смотрятся изделия из обычных макаронных изделий! Конечно, для бус и подвесок ракушки лучше всего раскрасить заранее и тщательно просушить. А вот украшенную поделку в виде ангелочка можно покрыть золотистой или серебристой краской прямо из баллончика.

Но больше всего детям доставляет удовольствие конструировать по замыслу склеивая их. Это очень напоминает работу с конструктором лего, однако в уже готовом наборе деталей соединять можно только таким образом, каким было заранее задумано и предусмотрено инженером. При работе же с макаронами фантазии малыша никто не ставит преград.

И выходят из-под детских ручек замечательные сказочные домики и удивительные транспортные средства, весёлые и добрые инопланетяне и очаровательные полянки с диковинными цветами.

Конструирование - один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.

Конструирование в средней группе детского сада: цели, виды и задачи

Конструирование - вид детской продуктивной деятельности, в процессе которой малыши изготавливают различные постройки и поделки, отображая явления предметного мира и объекты природы. Цели его:

  • повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
  • совершенствование конструкторских умений и навыков;
  • развитие творческого потенциала детей;
  • предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.

Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Л.В. Куцакова

«Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»

Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию воспитанников.

Виды конструирования

Различают такие виды конструирования:

  • Техническое. Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют:
    • строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева);
    • конструкторы с деталями, имеющими крепления;
    • крупные модульные блоки.
  • Художественное. Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из:
    • бумаги и картона;
    • природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.);
    • бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.).

Фотогалерея: материалы для технического конструирования

Классический деревянный конструктор - лучший строительный материал для дошкольников С помощью деталей пластикового конструктора дети смогут закрепить цвета и форму геометрических тел Пазовый конструктор типа «Лего» позволяет малышам легко и быстро создавать крепкие постройки Конструктор-пазл набирает всё большую популярность, но пока его больше используют для игровой, а не учебной деятельности Моделируя постройки из крупных блоков, дети учатся ориентироваться в пространстве и рационально его использовать

Задачи обучения конструированию

Основные задачи технического конструирования в средней группе:

  • совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, брусок и т. д.);
  • учить выбирать стройматериал в зависимости от величины и назначения готового изделия;
  • закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как эти части соединены друг с другом, что находится вверху, что внизу и т. д.);
  • развивать умение сравнивать предметы и постройки, применять его на практике (для большой машины нужен широкий мост, для высокой матрёшки - высокие ворота);
  • изготавливать собственные сооружения, используя показанные воспитателем принципы конструкций;
  • комбинировать крупные и мелкие детали, декорировать постройки, обыгрывать их.

Задачи конструирования из бумаги:

  • расширить представления детей о бумаге как удобном и красивом материале для поделок (она легко поддаётся склеиванию, изменению формы, её можно сминать и скручивать, резать ножницами);
  • дать понятие об отличии ватмана и картона от бумаги (они более плотные, их трудно деформировать, но изделия из них прочнее, дольше сохраняют свой вид);
  • учить создавать поделки из бумаги, используя её красочность, эстетичный вид;
  • обучить воспитанников новому способу конструирования - из бумажных квадратов путём складывания по диагонали и вдвое с совмещением противоположных сторон;
  • придавать поделке готовый вид наклеиванием мелких дополнений (колёс, окошек, декоративных элементов).

В средней группе дети овладевают новым навыком: учатся складывать квадрат бумаги пополам, совмещая углы

Использование природного материала в конструктивно-модельной деятельности ставит перед педагогом такие задачи:

  • развитие представлений о дарах природы и использование их для создания красивых поделок;
  • формирование умения рассматривать, изучать имеющийся материал и представлять, на что он похож и что из него можно сделать;
  • обучение навыкам воплощать замысел, создавать цельный художественный образ, комбинируя разные виды природного материала (шишки, сухие листья и ветки, крылатки клёна, ореховую скорлупу и др.), а для крепления используя клей и пластилин;
  • приобщать детей к миру природы, воспитывать экологически целесообразное поведение во время сбора природного материала на прогулках.

Главной целью конструирования из природного материала является создание художественного образа на уже имеющейся готовой основе

Помимо специальных задач, конструирование решает ряд общих, таких как:

  • развитие речи (дети должны описать, что они соорудили, как можно использовать изделие);
  • развитие памяти, воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствование представлений о цвете и форме;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия (всегда складываем конструктор и материалы на место), экономности (при использовании бросового материала), любви к природе и бережного отношения к её дарам;
  • укрепление чувства товарищества и взаимопомощи;
  • формирование стойкого интереса к профессиям строителя, конструктора, желание беречь результаты их труда.

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ

Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу).

Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность.

Следует приучать малышей аккуратно складываать на место конструктор и другие материалы после окончания занятия или игры

Кроме того, нужно помнить:

  • Особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения.
  • Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели. Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала - разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно.
  • Со временем природный материал приходит в негодность, поэтому его необходимо периодически проверять, удаляя испорченный. К этому виду труда можно привлекать и детей.
  • Природный материал собирается только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов срывать не следует.

Сбор природного материала для поделок ребёнок может превратить в увлекательную игру

Приёмы, используемые в работе с детьми пятого года жизни

Основными приёмами обучения конструированию являются:

  • Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие (мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение поделки или постройки.
  • Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат.
  • Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных, наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
  • Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме.
  • Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на вид и форму готового изделия. К примеру, если ребёнок не сумел точно совместить стороны квадрата при сгибании, воспитателю следует оценить, насколько деформирована будет готовая поделка, и помочь маленькому конструктору исправить недочёт. Следует также учить детей анализировать поделку, сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу.

Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования:

  • По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из отдельных деталей, частей.
  • По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.
  • По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых.

Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору, овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.

Занятия конструированием в средней группе детского сада

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по конструированию необходима в процессе обучения, потому что она:

  • позволяет педагогу проводить работу одновременно со всей группой детей, выполнять определённые программные требования;
  • наиболее полно и систематизированно осуществлять выработку умений и навыков;
  • контролировать уровень овладения навыками конструирования у детей и при необходимости проводить индивидуальную работу;
  • разнообразить конструирование другими видами деятельности (рисованием, аппликацией), дополнить чтением стихотворений, загадок, слушанием музыкальных произведений.

Структура и временной план занятия

Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе - художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом.

Приблизительная длительность занятия - 20 минут, и состоит оно из таких этапов:

  1. Организационная часть. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.).
  2. Основная часть.
    1. Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.).
    2. Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.).
    3. Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.).
    4. Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).
  3. Итоговая часть. Рассматривание. обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.).

Непременным условием успешного проведения занятия является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий по городу воспитатель обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат).

Замечательно, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях пятого года жизни высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия.

Чтобы заинтересовать детей конструированием, их нужно как можно подробнее познакомить с работой строителей

Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера.

Если предстоит изготовить лесовичка или другого сказочного персонажа из природного материала, предварительную работу можно провести с использованием фрагментов соответствующих мультфильмов. Можно разучить заранее весёлую песенку о гномике, ёжике (по теме предстоящего занятия) и спеть её во вступительной части занятия.

Мотивирующее начало занятия

Известно, что правильная мотивация - половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются:

  • Появление сказочного героя, персонажа любимого литературного произведения, лесных гостей (зверят), которые просят малышей помочь им. Например, ёжику нужна корзинка для сбора яблок, бумажной кукле - новая мебель.
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек.
  • Сюрпризный момент. Он непременно должен нести что-то необычное, удивительное. Тут будет уместным появление красивого, привлекающего внимание предмета (декоративной снежинки с блёстками, макета самолёта или корабля, подарка от сказочного героя). Сюрприз должен вызывать эмоциональный отклик у детей, стимулировать к творчеству и фантазированию. Он будет кстати на занятии по художественному конструированию.
  • Проблемная ситуация. Её озвучит сказочный герой, также она может содержаться в аудиописьме или простом письме персонажа (заранее оформленном воспитателем). К примеру, в группу приходит грустная обезьянка, она скучает по своей семье, которая живёт в далёкой Африке, за океаном. Чтобы помочь ей повидать родных, дети решают построить корабль, который переплывёт океан. Или же Весна присылает малышам письмо с просьбой изготовить цветы в подарок мамам и бабушкам.
  • Дидактическая игра несложного содержания («На чём люди ездят?», «Летит, едет, плывёт», «Лесные жители, детки и родители», «С какой ветки эти детки?» и др.).
  • Рассматривание иллюстраций, картин, краткая беседа по их содержанию.

Эта добрая и забавная обезьянка сможет мотивировать детей построить корабль, чтобы переплыть через океан

Мотивирующий этап должен логически сочетаться с темой занятия и временем года.

Конструирование техническое и из бумаги проводят в групповой комнате. Поделки из природного материала делают в помещении весной и осенью, а зимой конструирование можно вынести на улицу и построить горку, снеговика, снежную крепость.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по конструированию

Тема и автор НОД Содержание фрагмента
Фрагмент занятия на тему «Мосты», автор Коломенская Л.А. Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней. (Выслушивает предположения детей). Загадывает загадку:
  • Есть коробка у меня,
    В ней живут мои друзья,
    Очень они разные,
    Жёлтые, красные,
    Зелёные и синие,
    Все дружные и сильные.
    Вместе любят собираться
    И в постройки превращаться. (Кубики).

В.: Хотите послушать сказку про кубики? (Да). Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Рассказ с показом:

  • Как-то Кубик в лес пошёл,
    Там Кирпичика нашёл,
    Взялись за руки детали,
    По тропинке побежали.
    А навстречу - скок-поскок -
    Подбежал к друзьям Брусок.
    И спросил Брусок детали:
    «Вы Цилиндра не видали?».
    Повернулся Куб бочком:
    «Я с Цилиндром не знаком»,
    А Кирпичик удивился:
    «Нам навстречу он катился?
    Ну, теперь пора идти,
    Надо Призму нам найти.
    Видел я её - без дела.
    Она с Конусом сидела
    У друзей Пластин в гостях
    И со схемою в руках».

Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их.
В.: Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать.
На объединённых вместе четырёх столах разложена река - полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо, в центре кольца устроен парк (деревья, скамейки, качели и т. д.).
Проблемная ситуация: как попасть в парк, как можно перебраться через реку? (Предположения детей: на лодке, переплыть, построить мост).
Воспитатель хвалит за их предложения, предлагает остановиться на том, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить в парк по прочному мосту.
Предлагается несколько вариантов постройки мостов. Рисунки разбираются: что сначала нужно построить, какие детали необходимы при строительстве.

Фрагмент занятия на тему «Будка для собачки», автор Суворова Л.А. Проводится игра с мячом «Кто в каком домике живёт». Дети стоят в кругу лицом к воспитателю. У воспитателя в руках мяч.
В.: Ребята, я буду бросать мяч и называть животное или птицу. А тот, кто поймал мяч, называет, где это животное или птица живёт.
Бросает мяч:
  • Лиса (в норе),
  • ворона (в гнезде),
  • белка (в дупле) и т. д.

Игра проводится несколько раз.

Фрагмент занятия на тему «Грузовые машины», автор Штарёва Н.А. Воспитатель вносит в группу сундучок, в котором находится игрушка-грузовик.
В.: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. А хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:
  • Не зверь, не птица, по улице мчится.
    Едет, жужжит, моторчик шумит.
    Есть и кузов, и кабина, и четыре колеса.
    Груз тяжёлый перевозит,
    Вот такие чудеса!

В.: Правильно. Это грузовик (достаёт игрушку из сундучка). А почему его так называют? (Перевозит разные грузы).
Давайте посмотрим, что же сегодня нам привёз грузовик? (Разные фигуры). Какие? (Дети называют некоторые фигуры из блоков Дьенеша, которые показывает воспитатель).
А теперь возьмите по одной фигурке и сядьте на тот стульчик, где лежит картинка с изображением точно такой же фигуры.
Молодцы, ребята, правильно нашли нужные картинки (Воспитатель собирает модули-блоки и картинки).
Посмотрите, у меня на мольберте тоже изображён грузовик. Давайте построим похожий грузовик! А чтобы он получился большой, делать его мы будем из модулей. Начнём с кабины. Какая фигура нужна для кабины? (Воспитатель поочерёдно вызывает детей, чтобы те выбрали нужную фигуру из модулей, и совместно с детьми делает модель грузовика).
Вот какой большой и красивый у нас получился грузовик. Сравните - похож он на машину, изображённую на картинке?
А вы любите кататься на машине? (Ответы детей). Тогда давайте сейчас прокатимся на автомобиле, поиграем в игру «Машины».

  • В руки руль скорей берите и моторчик заводите.
    Накачаем дружно шины,
    Сядем вместе на машины.
    Нажимаем на педаль, и машина едет вдаль.

(Дети вместе с воспитателем выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, и «едут» под музыку «Мы едем-едем-едем…» по группе).

  • Стоп, машина, стоп, мотор,
    На дороге светофор (Воспитатель показывает макет светофора).
    Загорелся красный свет -
    Значит, нам дороги нет.
    Жёлтый - осторожно,
    А зелёный свет горит -
    Значит, снова путь открыт!

Все машины едут на стоянки, на стульчики за столы, на которых для каждого ребёнка приготовлен набор блоков Дьенеша и схема с изображением грузовика.

Таблица: примерная картотека занятий с детьми пятого года жизни

Автор Хабибуллина А.Н., воспитатель МАДОУ Берёзка, г. Когалым, ханты-Мансийский АО
Месяц Вид деятельности Тема НОД Задачи НОД
Сентябрь Загородки и заборы
  • Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник);
  • закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок);
  • учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Ковёр из листьев
  • Учить составлять композицию из осенних листьев;
  • творчески дополнять композицию деталями;
  • развивать фантазию и творчество.
Октябрь Конструирование из строительного материала Домики, сарайчики
  • Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками-пластинами, установленными вертикально и горизонтально;
  • развивать умение делать перекрытия;
  • упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа);
  • упражнять в различении и назывании цветов;
  • развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования;
  • способствовать игровому общению.
Конструирование из бумаги Вагоны
  • Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов;
  • развивать глазомер.
Ноябрь Конструирование из строительного материала Терема
  • Развивать конструкторские навыки детей;
  • упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая постройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями;
  • упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке;
  • развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.
Конструирование из природного материала Ёжик
  • Учить детей видеть образ в природном материале;
  • использовать для закрепления частей пластилин;
  • делать поделки аккуратными и устойчивыми.
Декабрь Конструирование из строительного материала Лесной детский сад
  • Учить организовывать пространство для конструирования;
  • планировать деятельность, моделировать;
  • конструировать различные предметы мебели;
  • объединять постройки единым сюжетом;
  • побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
  • приобщать к совместной деятельности;
  • развивать конструктивные способности;
  • формировать представления о геометрических фигурах;
  • развивать пространственное мышление.
Конструирование из бросового материала Игрушки на ёлку
  • Учить делать игрушки из различных материалов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творческие способности.
Январь Конструирование из строительного материала Грузовые автомобили
  • Дать детям обобщённые представления о грузовом транспорте;
  • упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям;
  • дать представление о строительной детали - цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском);
  • уточнять представления детей о геометрических фигурах;
  • побуждать к поиску собственных решений;
  • развивать способность к плоскостному моделированию.
Конструирование из бумаги Ёлочка
  • Упражнять в обрывании бумаги по контуру;
  • упражнять в скатывании бумажных шариков;
  • формировать навык составления изображения из частей на плоскости.
Февраль Конструирование из строительного материала Мосты
  • Дать детям представление о мостах, их назначении, строении;
  • упражнять в строительстве мостов;
  • закреплять умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их;
  • познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.
Конструирование из бумаги Будка для собаки
  • Продолжать учить детей складывать лист пополам;
  • аккуратно работать с клеем;
    украшать поделку мелкими деталями.
Март Конструирование из природного материала Цветы для мам и бабушек
  • Учить детей делать несложные композиции из природного материала;
  • развивать моторику рук;
  • развивать воображение.
Конструирование из строительного материала Корабли
  • Дать детям представление о разных видах судов, о том, что их строение зависит от функционального назначения;
  • подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба;
  • упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности;
  • развивать конструкторские навыки;
  • упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу;
  • развивать способность к зрительному анализу.
Апрель Конструирование из строительного материала Самолёты
  • Дать детям представление о самолётах, их видах, зависимости их строения от назначения;
  • подвести к обобщению: у всех самолётов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси;
  • упражнять в конструировании самолётов по образцу, преобразовании образа по определённым условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек;
  • развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
Конструирование из бумаги Корзиночка
  • Закреплять умение складывать квадрат пополам;
  • делать надрезы, соединять и склеивать их.
Май Конструирование из строительного материала Постройка по рисунку
  • Учить определять последовательность;
  • отбирать материал;
  • согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Конструирование из природного материала Пчёлки
  • Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи природного материала;
  • развивать воображение;
  • развивать мелкую моторику рук.
Цит. по: http://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=23023

Фотогалерея: схемы и готовые постройки из строительного материала

Строя мосты, дети знакомятся с понятием равновесия Кораблик - одна из самых популярных фигур при работе со строительным материалом Самолёт из строительного материала - довольно неустойчивая конструкция Постройку терема детям не всегда удаётся сделать устойчивой При постройке моста через «реку» ребёнку следует учесть размер корабликов Из строительного материала можно сделать грузовик, но перемещать его с места на место не получится Из строительного материала получаются разнообразные арки и башни Объединив постройки нескольких ребят, можно получить готовую тематическую композицию

Индивидуальный подход на занятии

На занятиях по техническому конструированию допустимо давать разноуровневые задания, если дети работают в парах, по 4 за одним столом, сооружая общую постройку. Тогда тот, кто успевает сделать свою часть работы раньше, может помочь остальным или выполнить некоторые действия сверх предусмотренного плана (выбрать и установить дополнительные детали украшения, соорудить небольшую постройку рядом с основной, если остались материалы).

Занятия по художественному конструированию обычно предполагают выполнение одинаковой поделки всеми детьми, но активные малыши могут заскучать, если справятся с работой раньше. Воспитателю следует иметь в запасе несколько вариантов, чем занять такого ребёнка: предложить ему сделать ещё одну несложную поделку по теме прошлых занятий, дать возможность украсить работу некоторыми деталями по желанию (приклеить или нарисовать что-то). Вполне возможно, что ребёнок, закончив поделку раньше остальных, захочет просто рассмотреть её или тихо поиграть с ней, этому тоже не стоит мешать.

Иногда ребёнок хочет украсить свою поделку особенными деталями, а иногда - просто поиграть с ней

Индивидуальные предпочтения малышей следует учитывать и при выборе материалов для поделок. У детей уже есть любимые цвета, элементы декора, поэтому стоит предоставить им право выбора. Кто-то захочет делать жёлтую корзинку и украсить её розовым цветком, а кому-то нравится голубая основа и красные ягоды для украшения.

Элементов декора всегда стоит заготавливать несколько больше, чем требуется на группу, и варьировать их (если цветы, то разной конфигурации, если грибочки, то разного вида).

Декорирование и размер поделок

Украшение поделок - важный этап в становлении эстетического вкуса и мировосприятия ребёнка. Нужно давать дошкольнику как можно больше свободы и выбора в этом вопросе, так мы воспитаем активную, мыслящую личность, способную принимать собственные решения и отстаивать своё мнение. Кроме того, обучая детей декорированию готовых изделий, воспитатель развивает у них чувство симметрии и соразмерности частей, учит гармоничному сочетанию цветов.

Для украшения бумажных поделок можно использовать рисунки фломастерами или восковыми карандашами, они дают яркий насыщенный цвет линий и легки в использовании. Корзинки, ведёрки, домики и прочее можно украсить аппликацией из ткани, кружевной тесьмы. На поделки, в которых использовался пластилин, легко крепятся бусинки, пайетки. Обрезки пряжи, нарезанные трубочки для коктейля, пуговицы, пробки, кусочки слюды, солома, мох, сухие травы и колосья - всё это также может быть использовано как дополнение для создания цельного художественного образа, наиболее полного воплощения замысла.

Основой для забавной поделки могут стать даже кукурузные початки

Поделки из бумаги и подручного материала не следует задумывать слишком крупными и громоздкими, ребёнку должно быть удобно держать их, играть, манипулировать ими. Постройки из кубиков, блоков должны соответствовать по размерам предполагаемой функции (строим мост достаточной ширины, чтобы проехала большая машина, корабль мастерим такого размера, чтобы в нём уместились все игрушки, которые хотят путешествовать).

Видео: занятие по конструированию из бумаги в средней группе

Видео: занятие по Лего-конструированию в средней группе

Особенности проведения открытого занятия по конструированию

На открытом занятии по конструктивно-модельной деятельности должны быть учтены такие моменты:

  • Актуальность темы занятия (отражает ли оно тематику самообразования педагога или проблему, над которой работает коллектив ДОУ).
  • Использование инновационных методик, дидактического материала, оборудования. Это могут быть блоки Дьенеша, нетрадиционные материалы (коробки, пробки, макароны, пластиковые тарелки). Приглашённым на занятие коллегам полезно увидеть что-то новое и интересное для себя, способствующее их профессиональному росту и самосовершенствованию.

Готовясь к занятию, воспитатель должен:

  • Обдумать цели, задачи, методы и приёмы, которые будут использованы на показе НОД.
  • Составить подробный конспект с указанием всех видов деятельности, используемых игр, литературных произведений, малых форм фольклора и т. д., а также своих реплик и возможных ответов детей.
  • Рассчитать ожидаемый результат, возможные трудности и способы их устранения (дети могут растеряться в присутствии посторонних, замешкаться с ответом, нужно быть готовым к этому, подбодрить ребёнка, задать наводящий вопрос).
  • Подготовить пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
  • Расположить демонстрационный и раздаточный материал так, чтобы детям было удобно им пользоваться, хорошо видно.
  • Продумать организацию пространства: где рассадить детей, где гостей, чтобы они не отвлекали малышей (лучше расположить приглашённых за спинами сидящих воспитанников), как расставить крупное оборудование, куда повесить мультимедийную доску, если её используют.
  • За несколько дней до занятия сообщить родителям. Подготовить детей, рассказать, что у них будут гости, воспитатели из других детских садов, которые посмотрят, как малыши умеют работать с конструктором.
  • Подготовить речь, поясняющую коллегам цели и задачи занятия, методы их достижения.

Чего не следует делать:

  • Проводить изнуряющие репетиции. Лучше загодя разбить всю НОД на части и использовать в разных видах деятельности то дидактическую игру, то физкультминутку. Тогда занятие не будет выглядеть заученным и искусственным.
  • Затягивать продолжительность занятия выше нормы. Если планируется НОД с интеграцией разных образовательных областей, то её допустимо продлить на 5–6 минут.
  • Проводить более одного открытого занятия в день. И дети, и воспитатель должны отдохнуть, снять напряжение. Оставшись в группе после ухода коллег, педагог ещё раз хвалит малышей, вспоминает удачные моменты занятия. Это способствует налаживанию эмоциональной близости, помогает детям получить удовлетворение от выполненного, ведь они тоже чувствовали ответственность и волновались.
  • Давать детям больше нагрузки или предлагать им виды работ, которые не соответствуют возрасту, желая «поразить» гостей. Дети должны выполнять действия и получать знания, которые даются им и на обычном занятии.
  • Перегружать занятие пёстрой наглядностью, визуальными эффектами, дорогими декорациями. На открытый показ приходят, чтобы увидеть и перенять опыт, который можно использовать и в своей работе.
  • В случае неудачи изводить себя самокритикой. Любая неудача даёт толчок для движения вперёд.

Коллеги также должны быть корректны и относиться с пониманием к педагогу, поскольку для него открытый показ - большая ответственность и нервная нагрузка.

Таблица: пример конспекта открытого занятия по конструированию в средней группе

Автор Мавлютова Г.Я., воспитатель МБДОУ Детский сад №6 «Василёк» Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Тема «Дома на улицах города»
Этап НОД Содержание этапа
Задачи НОД
  • Образовательные:
    • продолжать закреплять знания детей по сооружению построек, домов с перекрытиями;
    • учить выделять основные части (стены, фундамент, крыша);
    • различать и называть названия деталей: призма, цилиндр, конус, брусок, пластина;
    • отбирать нужные для постройки детали;
    • учить анализировать готовую графическую модель дома;
    • учить соблюдать симметрию и пропорции;
    • продолжать учить конструировать по схеме, упражнять в расположении деталей;
    • закрепить знания о дорожных знаках, правилах поведения на улицах города.
  • Развивающие:
    • развивать образное мышление и воображение;
    • развивать творческую инициативу, зрительную память и внимание, коммуникативные навыки, умения работать в группе сверстников;
    • развивать конструкторские навыки детей;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес детей к самостоятельной работе;
    • побуждать детей к поисковой деятельности;
    • воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе конструирования;
    • формировать уважительное и бережное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование и материалы
  • Картины и схемы с изображением зданий по количеству детей в группе,
  • магнитная доска,
  • разноцветные магниты,
  • строительный материал,
  • карточки со схемами зданий,
  • дополнительный материал (деревья, дорожные знаки),
  • плитки из картона для рефлексии,
  • проектор, ноутбук, USB-флешка с музыкальным видеоклипом и картинками.
Предварительная работа
  • Конструирование жилых, общественных зданий.
  • Беседы о работе строителя.
  • Просмотр слайдов «Разные дома».
  • Индивидуальные беседы на тему: «Здания и сооружения города».
  • Индивидуальная работа: постройка по схемам.
Организационная часть В.: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас снова такими красивыми, здоровыми, с добрыми глазками. Нас ждут сегодня увлекательные игры и ещё много интересного. Сначала поздороваемся.
Коммуникативная игра с артикуляционной гимнастикой «Здравствуйте» (по М. Картушиной).
  • Здравствуйте, ладошки! (Дети вытягивают руки, поворачивают их ладонями вверх.)
    Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка.)
  • Здравствуйте, ножки! (Пружинка.)
    Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
  • Здравствуйте, щёчки! (Гладят ладонями щёчки.)
  • Пухленькие щёчки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
    Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
  • Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
    Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
  • Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
    Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубками.)
  • Здравствуй, мой носик! (Гладят нос ладонью.)
    Бип-бип-бип! (Нажимают на нос указательным пальцем.)
  • Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.)
    Привет! (Машут рукой.)

Определение психологического состояния детей.
В.: А сейчас поудобнее присаживайтесь на коврик. Выберите каждый понравившуюся вам картинку и объясните, почему выбрали именно её.
Детям показывают карточки с изображением солнышка, тучи, солнышка за тучей, молнии, дождя.
Ответы детей.
В.: Хорошо, а хотите, чтобы всегда было солнышко рядом с вами, чтобы вы не грустили, не ссорились? А для этого больше улыбаться, заняться интересным делом и порадовать друг друга. Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого станет тепло, светло и радостно, весело. Давайте покажем, как радуются весёлые человечки.
Пальчиковая игра «Весёлые человечки» (Дети встают парами и выполняют действия в соответствии с текстом).

  • Бежали мимо речки весёлые человечки.
    Прыгали, скакали, солнышко встречали.
    Забрались на мостик и забили гвоздик.
    Молоточки стучат: т-т-т, т-т-т.
    Что за шум, что за гром?
    Мы ударим топором: д-д-д, д-д-д.
    Улыбнулись, подружились и обнялись.
Основная часть В.: Вот какие весёлые человечки! И у каждого есть свой дом, где его любят, ждут и все они живут одной семьёй. Домики есть у животных, даже у насекомых. Посмотрим, у кого какой дом.
Дидактическая игра «У кого какой дом».
Мультимедийная презентация. Слайд №1.
В.: Смотрите, как же муравей и пчела носят строительный материал. Может, мы тоже попробуем без рук таскать палочки?
Игра-эксперимент «Прижимая верхнюю губу к носу, несём трубочки-палочки».
В.: Как выглядит дом у людей, из каких частей он состоит? (Из фундамента, стен, окон, перекрытия, крыши).
Какие детали нужны, чтобы построить дом? (Кирпичи, кубики, пластины).
Посмотрим на экране.
Слайд № 2. Мультимедийный показ, как геометрические фигуры превратились в строительные детали.
В.: На какую грань поставили кирпичик? (На узкую длинную грань).
Люди каких профессий работают на стройке? (каменщик, маляр, штукатур, крановщик).
А вы хотите строить дом? (Ответы детей. Затем они надевают форму: каски, фартуки, нарукавники). Соблюдайте правила безопасности.
Динамическая музыкальная пауза «Я хочу построить дом».
В.: Как вы думаете, можете вы поставить свой дом где захотите? (Нет). Вам покажут специальные участки, площадь. Сейчас каждый возьмёт номер участка и схему будущей постройки и найдёт свой участок.
Расскажи, Эмиль, про свой чертёж. (Рассказ ребёнка).
Приступаем к работе. Делайте постройки крепкие, устойчивые.
Самостоятельная работа детей по схеме.
Итоговая часть В.: Вот закончили мы постройку. Когда стоит много домов, как мы это назовём? (Улица). А если эта улица очень длинная? (Проспект).
Как назовёте этот проспект? (Проспект Мира, Детский).
Как будете переходить улицу? (По пешеходному переходу). Есть у вас знак такой, ставьте, где должен стоять знак. На что смотреть, когда переходите улицу? (На светофор). Где светофор поставим?
Что за этот знак? («Осторожно, дети!»).
Возле какого здания поставим такой знак? (Возле школы, детского сада).
А чтобы всегда было красиво на улице, возле дома, что надо делать? (Сажать цветы, не сорить во дворе).
Рефлексия.
В.: Ребята, вы так сегодня старались, трудились все на славу. Спасибо вам за ваш труд. Вы так порадовали людей, жильцов своей работой. Всегда есть маленькая тропиночка, которая ведёт вас в дом. Если вам сегодня понравилась такая работа, положите зелёную плитку,если вам что-то не удалось, что-то не получилось, положите красную плитку.
Скоро заселятся жильцы в эти дома. Будет новоселье, праздник. Давайте сделаем праздничный фейерверк. (Мыльные пузыри).

Анализ занятия и диагностика навыков детей средней группы по конструированию

После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно.

Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами.

Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей конструированию.

Таблица: пример диагностической карты

Конструирование как тема самообразования педагога

Если конструктивно-модельная деятельность детей близка педагогу, и он хочет развивать свои знания и умения в этом направлении, то конструирование вполне может стать темой самообразования. Работа воспитателя по своему профессиональному совершенствованию будет проходить в таких направлениях:

  • Изучение инновационных технологий, использование нетрадиционных материалов для изготовления собственно поделок и их декорирования.
  • Изучение и анализ рекомендованных общеобразовательных программ.
  • Чтение новинок методической литературы по теме.
  • Участие в методических объединениях, посещение открытых мероприятий на уровне города и ДОУ.
  • Участие в тематических выставках, семинарах, мастер-классах.
  • Исследование возможностей детей в данной области, стимулирование их поисковой, экспериментальной деятельности.
  • Работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы, привлечение к участию в выставках поделок, обогащении развивающей среды группы).

Проведение занятий по конструированию и их полноценный глубокий анализ помогут педагогу сделать свою работу с дошкольниками среднего звена ещё более продуктивной, а в малышах воспитатель, который сам увлекается конструированием, разовьёт как творческие и художественные способности, так и задатки будущих изобретателей, архитекторов, мастеров.

Конспект интегрированного НОД развитие речи и конструирование «Домашние животные».

Цель: Закрепить знания о домашних животных, закрепить названия взрослых животных и, названия детенышей и их жилищ.. Познакомить с особенностями поведения домашних животных. Создать проблемно – поисковую ситуацию - предложить построить дома для разных домашних животных Инициировать поиск деталей для постройки домов. Развивать восприятие, пространственное мышление, фантазию и творческое воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением домашних животных (детенышей и взрослых), музыка (гудок паровоза и веселая музыка под которую дети имитируют движение паровоза) деревянный конструктор, деревянные фигурки домашних животных, игрушки (домашние животные), игрушки (еда для домашних животных), игрушка пес.

Ход НОД

В : Пришел пес Барбос. У них в деревне случилось беда- сильный ветер поломал все дома в деревне, где живут домашние животные.

Ребята, давайте, поможем домашним животным, сядем в поезд и поедем в деревню.(Звучит музыка, дети имитируют движение паровоза)

В: -Вот мы и приехали. Кого мы видим? Кто к нам пришел? (воспитатель загадывает загадки и достает картинки с отгадками домашних животных и выставляет их на мольберт)

Загадки

  1. Молоко пьет, песенки поет

Чисто умывается

А с водой не знается. (кошка)

  1. С хозяином дружит, дом сторожит

Живет под крылечком,

Хвост колечком (собака)

  1. У кого есть хвост и грива? (лошадь)
  1. Борода, да рожки бегут по дорожке.(коза)
  1. Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок. (свинья)
  1. Голодная мычит, сытая жует

Всем ребятам молоко дает.(корова)

В. А как назвать всех этих животных?(Это домашние животные.)_Почему они называются домашними?(Потому, что о них заботится человек.)

Но случилась беда, мамы потеряли своих детенышей Давайте поможем их найти.

На столе разложены картинки с детенышами домашних животных, дети по одному подходят к столу и берут картинку. Дидактическая игра «Мамы и детки»

В. Это кошка. У нее потерялся кто? (У нее потерялся котенок) А если их много? (У нее потерялись котята).

Это собака. У нее потерялся кто? (У нее потерялся щенок) А если их много? (У нее потерялись щенята)

Это лошадь. У нее потерялся кто? (У нее потерялся жеребенок) А если их много. (У нее потерялись жеребята)

Это коза. У нее потерялся кто? (У нее потерялся козленок.) А если их много? (У нее потерялись козлята.)

Это свинья. У нее потерялся кто? (У нее потерялся поросенок.) А если их много? (У нее потерялись поросята)

Это корова. У нее потерялся кто? (У нее потерялся теленок.) А если их много? (У нее потерялись телята.)

В. Молодцы! Все мамы нашли своих детенышей. Ребята, а теперь давайте поможем построить домики домашним животным.

(На столе на пластиковых салфетках разложен деревянный конструктор и фигурки домашних животных)

В.Посмотрите, что у нас на столе? (конструктор и домашние животные) Как называются детали конструктора? (кубики и кирпичики)Вы можете построить домики для животных какие захотите, но, чтобы животные там могли укрыться от дождя и снега. Что вы будите строить сначала? (стены) А потом? (крышу)

Молодцы. Ребята помогли домашним животным построить дома.

Миша, ты для кого строил дом? (Я строил дом для коровы.) А как он называется? (коровник) Мила, а ты для кого строила дом? (Я строила дом для свиньи) А как он называется?(Он называется свинарник)

Аня, а ты для кого строила дом? (Я строила дом для лошади) А как он называется? (Он называется конюшня) Алина, а ты для кого строила дом? (Я строила дом для собаки.) А как он называется? (Он называется будка) Варя, а ты для кого строила дом? (Я строила для козы. А, где она живет? (Она живет в сарае.)

В. Ребята, оказывается у пса Барбоса сегодня день рожденье и он решил пригласить домашних животных к себе в гости и приготовил им угощение.

(Дети садятся на ковер. Перед ними стол на нем домашние животные. У них еда.)

У кошки – сено. У собаки – сено. У коровы – косточка. У лошади – молоко. У козы – вискас. У свиньи –курица. Сели животные и остались голодные. Правильно ли он сделал?

Что ест кошка? (Кошка ест рыбу, пьет молоко, вискас, мясо, ловит мышей.)

Что ест собака? (Собака ест мясо, собачий корм, грызет косточки)

Что ест корова? (Корова летом ест траву, а зимой сено)

Что ест свинья? Свинья ест (хлеб, комбикорм, все отходы,)

Что ест коза? (Коза ест летом траву, а зимой сено)

Спасибо, ребята, что опять помогли мне (говорит пес Барбос)

А теперь давайте поиграем в игру «Кого не стало»

Воспитатель выставляет игрушки (кошка, коза, свинья, лошадь,

собака, корова) Предлагает детям запомнить и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну игрушку. Дети угадывают кого не стало.

Ну, молодцы, а теперь отправляемся обратно домой. Садимся в поезд.

Пес Барбос, до свидания! До свидания домашние животные! (дети под музыку имитируют движение паровоза)

Остановка.

Ребята, где мы были? (Мы были в деревне) Кого мы там видели? (Мы там видели домашних животных) Почему они называются домашние? (т.к о них заботится человек и они живут рядом с человеком) Как вы помогали псу Барбосу (мы строили домики для животных, нашли мамам их деток и помогли псу Барбосу подобрать угощения для животных.

Используемая литература : Н.С Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Средняя группа


Конспект комбинированного занятия в средней группе

Тема: « Игры с пауком Вопросиком. Конструирование домашних животных»

Цели:

  1. Совершенствовать навыки конструирования по данному образцу, образцу взрослого и по заданной теме.
  2. Развивать грамотную монологическую речь, обогащать словарный запас детей.
  3. Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев, совершенствовать интеллект: развивать внимание, память, мышление, развивать воображение и фантазию
  4. Воспитывать любовь к домашним животным, бережное отношение к ним.

Оборудование:

Схемы конструкций – собака, кот енок(оригами). Рисунки домашних животных. Цветные карандаши. Половина паучка – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Работа с опорными сигналами « помощники»

Вос-ль:Какие помощники в игре нам понадобятся?(голова, ушки, глазки, ручки, рот).

Вос-ль: Молодцы! Давайте повторим. Первый помощник- « умная голова»(берёмся ручками за голову)

Будет сложная игра-

Думай, думай,голова!

Помощники-« ушки на макушке».(показываем на ушки)

Послушай задание внимательно-

И выиграешь обязательно!

Помощники- наши глазки.(показываем на глазки)

Разминка для глаз-

Поиграем сейчас!

Помощники- наши ручки.(показываем ручки)

Надо ручки вам размять,

Будут пальчики играть!

Рот- помощник.(показываем на ротик)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

Развитие мелкой моторики.

Вос-ль. – Кто в гостях на нашей чудесной полянке? Все ли в порядке с паучком Вопросиком?(у него нет лапок)., давайте поможем паучку и дорисуем лапки. Раскрасьте брюшко любым цветом, чтобы он стал весёлым (закрепляем весёлые цвета)

Посчитайте, сколько лапок у паучка?

Какому паучку мы помогли?

Что любит делать паучок Вопросик? (задавать вопросы)

Давайте еще поиграем с нашим паучком, будем отгадывать загадки. Какие помощники нужны, чтобы отгадать загадку правильно?

Дети: умная голова и уши.

  1. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Вос-ль: Молодцы! Будем конструировать собаку по схеме. Рассмотрите внимательно, что лежит у вас на столе и не забывайте, что помогать будут ручки-помощники.

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Найдите на квадратах линии и аккуратно сгибаем, стараемся не отклоняться.

Посмотрите, какие собачки у вас получились! А у вас есть дома собачки и как зовут?

А у кого из вас живет дома кот или кошка? Поднимите руки.

Физминутка « Умные котята».

Вос-ль.- Вы мои умные котята, а я ваша мама. Что любят делать кошки по утрам.(Умываются).

Вот я вас сейчас научу, готовы? Вставайте.

Повторяйте за мной. Моем мордочку. За ушками. Передние лапки. Задние лапки. Хвостик.

Вос-ль: Какие чистые стали котята! Как котята говорят когда они довольны? (мяу).

Молодцы! Давайте построим себе котят по образцу, назовите каждого и расскажите какой он.

Каких животных мы сегодня делали? Какие это животные?

Почему их так называют?

Вос-ль: Каких еще домашних животных вы знаете?

Дети называют, а я выставляю на столе макет деревни с животными (корова, лошадь, коза и т. Д.)

Итог занятии, рассматриваем и обсуждаем поделки.