Картотека игр су-джок. Картотека на тему: Упражнения с шариком и кольцами Су - Джок

02.07.2019

Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей.

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).

Эти части тела представляют для специалистов су-джок наибольший интерес, так как по своему строению они подобны телу человека, являются его отражением, миниатюрной копией. Отсюда возникло учение о зонах соответствия (подробнее о них мы уже рассказывали в статье: « ») и точках, способных улучшить самочувствие человека.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:


Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.

Важно знать, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию.

Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками врачи, педагоги и родители.

Терапия су-джок в детском саду

Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, учится или общается со сверстниками, пока родители заняты на работе. Первоочередные цели каждого ДОУ – укрепление растущего организма, профилактика заболеваний, формирование у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. И это не случайно: по данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.

Такая печальная статистика заставляет педагогов обращаться к инновационным и традиционным методикам оздоровления, самой популярной из которых стала су-джок-терапия: ее элементы в детском саду преподносятся ненавязчиво, в форме веселой игры, включаются в разные этапы распорядка дня.

Массаж

Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:

Шарик в ручки мы возьмем,

Покатаем и сожмем,

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим «ежика» на стол

И ладошкою прижмем,

Вновь немножко покатаем

И потрем его слегка,

Помассируем бока.

Уже в средней группе детского сада педагоги знакомят детей с «волшебным» колечком су-джок, покатав которое по пальчикам, можно избавиться от боли в разных частях тела. В минутки здоровья обязательно включают массаж стоп. Его делают вручную или с помощью дополнительных приспособлений: спиралевидной палочки для ног, мячиков с шипами, ребристых ковриков или резиновых «кочек».

Гимнастика

Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.

  • Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.
  • «Раз» – развести руки в стороны.
  • «Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.
  • «Три» – вновь развести руки в стороны.
  • «Четыре» – вернуться в исходное положение.

Увлекательные упражнения с использованием резиновых «кочек» или мячиков с шипами, помогают проработать многочисленные активные точки на стопах. Педагог предлагает малышам:

  • пройти по дорожке из ребристых полусфер;
  • наступить на «кочку» и, стоя на одной ножке, попытаться удержать равновесие, расставив руки в стороны;
  • сесть перед мячиком, захватить его ногами и передать следующему ребенку.

Такая тренировка прогоняет сон, дарит заряд бодрости и хорошего настроения на целый день.

Развивающие игры

Применение во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:

  • «Самый внимательный» – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец), покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
  • «Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.
  • «Один – много» – взрослый перекатывает шарик су-джок ребенку и называет любой предмет. Малыш должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.

Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

В логопедической работе

Сегодня специалисты все чаще и чаще говорят об увеличении количества детей с нарушениями речевого и сенсорного развития. Эти отклонения приводят к ряду серьезных проблем: прежде всего, к нарушению психического здоровья малыша, адаптационным и коммуникативным сложностям, трудностям с усвоением знаний. Таким детям необходима своевременная помощь.

Научные исследования доказали, что развитие речевых центров головного мозга происходит под влиянием сигналов, идущих от пальцев рук. Поэтому одновременно с логопедическими упражнениями специалисты рекомендуют проводить массаж су-джок, направленный на активизацию работы маленьких пальчиков.

Во время занятий с дошкольниками логопеды используют:


Работа логопеда направлена на развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки. Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру:

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Детям предлагают:

  • Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».

Развивая речь ребенка, логопед работает с грамматическими категориями. В упражнения также часто включают элементы массажа су-джок, добиваясь тем самым более активной работы мозга, тренируя память, внимание и восприятие. К примеру, перемещая массажный шарик в пространстве относительно других предметов, отрабатывают употребление предлогов: в, на, за, под, перед.

Интересно, что терапия су-джок успешно справляется даже с такими серьезными речевыми нарушениями, как заикание.

Специалисты говорят, что эта патология связана с недостатком энергии тепла. В результате ребенок испытывает постоянный страх, внутреннюю скованность, спазмы.

Исправить ситуацию можно, активизируя соответствующие меридианы цветовым воздействием (закрашивая рефлекторные зоны красным фломастером), массированием кончиков пальцев, прогреванием энергетических точек, их стимуляцией магнитами, семенами или зернами растений.

Использование методов в домашних условиях

Конечно, су-джок – отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Но не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста часто болеют, ведь их иммунная защита находится пока в стадии формирования. В этом случае терапия су-джок поможет бережно оказать первую помощь заболевшему малышу и предупредить развитие осложнений. Поэтому любой маме не помешает получить консультацию специалиста су-джок, чтобы узнать какие упражнения применять при разных заболеваниях.


Родители должны знать, что воздействие на точки может быть довольно болезненным: важно правильно рассчитать силу давления, чтобы не напугать малыша. Лечение в раннем детском возрасте рекомендуется проводить в игровой форме, сопровождая каждое действие веселыми комментариями, стихами, песенками или «чинилками», наподобие традиционного: «У лисы боли, у волка боли, а у моего малыша (называем имя) заживи-заживи-заживи».

Картотека

Дети дошкольного возраста очень любят играть и не терпят однообразия. Чтобы увлечь их, сделать занятия яркими и запоминающимися, педагог детского учреждения должен ежедневно проводить большую подготовительную работу, отыскивая новые задания, проявляя выдумку и фантазию. Упростить этот трудоемкий процесс поможет картотека – своеобразное хранилище накопленного педагогического опыта и интересных идей. Здесь собраны стихи, потешки, описания лучших игр, которые применяют во время терапевтических практикумов су-джок.

Массаж шариком

Шла большая черепаха (дети катают мячик ладонью по столу)И кусала всех от страха:

Кусь, кусь, кусь, кусь – (надавливают пальчиками на иголочки)

Никого я не боюсь.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Массаж колечком

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Кольцо на пальчик надеваю,

Вниз и вверх его качу,

Здоровья пальчику желаю.

Ловким быть его учу.

Пальчиковые игры

Проговаривая фразы, дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с большого:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Картотека игр с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх) , делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок

«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(
дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су- Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(
массажные движения безымянного пальца
)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Мячик»

Описание : Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-
С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец )

С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

Пальчиковая игра «Пальчики - мальчики»

Описание : Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Ш»

Описание :

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Пальчиковая игра «Ш»

Описание : Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ш.

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Пальчиковая игра «Ж»

Описание : Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ш .

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его

Пальчиковая игра «Ежик»

Описание : Каждому ребенку дается Су-Джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик .

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.
Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.
Раз-пальчик большой он красивый такой.
Два - пальчик указательный очень обаятельный.
Три - пальчик средний он совсем не вредный.
Четыре - безымянный пальчик очень славный.
Пять - мизинчик маленький счастливчик.

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование : Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Современные мамочки очень обеспокоены массовостью речевых нарушений у детей и пытаются правильно развивать своих малышей уже с раннего возраста. Чаще стали появляться вопросы у молодых родителей:

  • Как лучше развивать речь детей в раннем возрасте?
  • Можно ли использовать нетрадиционные приемы для развития речи малышей?
  • Можно ли применять в раннем возрасте?
  • Если можно, то как начинать работать с детьми с массажерами, какие игры использовать?

Сегодняшняя статья и видео поможет ответить на эти вопросы. Своим опытомработы делится Константинова Елена Геннадьевна – учитель-логопед высшей категории МАДОУ «ЦРР-детский сад № 394» города Перми.

Актуальность

Какова роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» – скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.

Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном заботятся о создании комфорта. А ведь именно в раннем возрасте закладываются основы грамотной, четкой, выразительной речи, и ведется работа по развитию интереса ко всему, что нас окружает.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное представление об их речевом уровне развития. Выяснилось, что не все дети одинаково овладевают речью. Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют цвет, форму, величину предметов.

Наши наблюдения показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие соответствует норме. У остальных наблюдается задержка речевого развития.

Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей раннего и младшего возраста является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.

От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.

Нас заинтересовали нетрадиционные формы работы с детьми раннего и младшего возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды?

Су-джок терапия – одна из них. «Это лучшая система самооздоровления, обладающая высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» – доказы вают корейские ученые.

«Су» по-корейски – кисть, «джок» – стопа. Для лечебного воздействия необходимо используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.

Мы используем Су-джок массажеры – массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими массируются труднодоступные места.

Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров

Массажный шарик

Учить:

  • Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки
  • Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот
  • Сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой
  • Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки
  • Надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
  • Удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний)
  • Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
  • Прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны
  • Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз

Массажное кольцо

Надеть кольцо на большой палец, и передвигать его вверх- вниз до конца, помогая большим и указательным пальцем другой руки. Промассировать поочередно все пальцы обеих рук.

Массаж проводится первоначально педагогом, родителем, затем самостоятельно под их присмотром.

Растягивать, т.к. оно потеряет массажные свойства.

Оставлять на пальце без движений.

Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь.

Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок массажоров, нами разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.

Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц мелкой моторики, и конечно, развитию речи.

Использование Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких сторон языковой системы, как фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.

Цель:

Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего возраста.

Задачи:

  • Продолжать развивать в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок – массажеров;
  • Использовать пять чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок – массажеров;
  • Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.

Для реализации задач выбираем следующие формы работы с использованием пяти чувств познания – слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:

  • формирование фонематического слуха;
  • различение цвета, формы, величины, поверхности предмета;
  • развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
  • работа над правильным речевым дыханием;
  • развитие вкусовых ощущений.

Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

  • Словесные (потешки, стишки, сказки)
  • Игровые (игра, игровые упражнения)
  • Наглядные (предметные картинки, схемы, иллюстрации)
  • Практические (массаж кистей, пальцев рук)

Су-джок терапия проводится поэтапно:

1 этап:

Знакомство с Су-джок – массажерами и правилами его использования.

2 этап:

Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

3 этап:

Самостоятельное использование колючих шариков в игре.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.

Сроки реализации : комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога с детьми раннего и младшего возраста в рамках общеобразовательной программы в течение учебного года.

Результативность

Результаты мониторинга : в 2012-2013 учебном году было обследовано 16 детей раннего и младшего возраста (2,5 – 3,5 года).

При систематическом использовании комплексов речевых игр с Су-джок массажёрами, наблюдается положительная динамика в развитии речи у 78% детей: к концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей сформировался фонематический слух, они научились в играх дифференцировать громкие и тихие звуки, называть правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступали в речевые контакты с педагогом и близкими людьми.

В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:

  • Развивается речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности.
  • Развивается моторный праксис (общая и мелкая моторика)
  • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок массажеров.

Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам, воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям.


Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Елена Куделина
Картотека игр Су-Джок

Су – Джок терапия

Массаж специальным шариком, эластичным кольцом

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Картотека игр

по Су-джок терапии

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке :

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке :

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много» . Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично упражнения «Назови ласково» , «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию : надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов : красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

8. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги» : Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

9. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог :

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

словами :

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

10. СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование : Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга) . Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик : кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы : подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) .

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .

11. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

От хвоста и к голове.

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

12. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

И в тетрадочках писать.

13. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая :

“У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

14. Упражнение «Осень» .

Цель :

Оборудование : массажные мячики.

Дождик, дождик озорной,

Поиграть пришёл со мной.

Капли весело стучат

Кап-кап-кап.

Листья кружатся, летят,

С ветром поиграть хотят.

Осень в гости к нам пришла.

Непогоду привела. Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

Катаем мяч круговыми движениями между ладонями.

15. Упражнение «Дождик» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

Дождик по лесу гулял,

Дождик песню напевал :

Кап-кап, кап-кап-кап.

Всё не кончится никак. Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Энергично сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

16. Упражнение «В саду» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

Это спелый абрикос.

Он в саду на ветке рос.

В сад с корзиной мы пойдём,

Яблок спелых мы наберём.

Не ленись, и помогай,

Собирать нам урожай. Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

17. Упражнение «Урожай» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

В огороде много дел.

Урожай у нас поспел.

Помидор и кабачок,

Перец, лук и чесночок.

Свекла, репа, редька, лук.

Много овощей вокруг! Катаем мяч по поверхности стола круговыми движениями.

Попеременно сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

18. Упражнение «Колобок» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

Пироги испечь хочу.

Руками тесто замешу.

Посильнее разомну.

В колобок превращу.

Испеку я колобок.

Колобок румяный бок. Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Катаем мяч по поверхности стола или между ладонями круговыми движениями.

19. Упражнение «Каравай» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

Месим, месим тесто,

Есть в печурке место.

Испечём мы каравай

Перекладывай, валяй. Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Перекладываем то в левую руку, то в правую руку.

20. Упражнение «Мои руки» .

Цель :

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование : массажные мячики.

В руки мячик я возьму.

Посильней его сожму.

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Знаю я наверняка. Движения соответствуют тексту.

21. «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

22. «Фрукты» .

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. «Ну – кА, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

23. «Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг.

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

24. «Поздняя осень» .

Солнышко греет уже еле – еле,

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

25. «Ягоды» .

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

26. «Мебель» .

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

27. «Одежда» .

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

28. «Посуда» .

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила.

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

29. «Дикие звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

30. «Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки : бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

31. «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

32. «Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

33. «Животные жарких стран» .

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети катают Су – Джок между ладонями.

34. «Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

35. «Дикие животные весной»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

36. «Домашние птицы» .

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

37. «Домашние животные» .

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

38. «Перелетные птицы» .

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

39. «Подводный мир» .

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

40. «Насекомые» .

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

41. «Еж»

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог :

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами :

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

42. «Зайцы»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

43. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

44. Вот помощники мои

Вот помощники мои. (показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)

45. «На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

46. «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

47. «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

48. «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят :

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

49. Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой» . Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней) .

50. Пальчиковая игра «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

Эта ручка – правая Шарик на правой ладони

Это ручка – левая Шарик на левой ладони

Я на мячик нажимаю Зажать шарик между ладонями

И зарядку делаю :

Будет сильной правая Сжать в правом кулаке

Будет сильной левая Сжать в левом кулаке

Будут ручки у меня – ловкие, умелые. Катать мячик между ладонями

52. Самомассаж шариком Су-джок .

Буду шарик я катать.

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

53. Массаж ладоней

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть -

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

54. Материал из книги : "Игры с мячом"

Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук

КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю. Сжимать мячик правой рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает :

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево - как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки : указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает -

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю - браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь -

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.

55. Упражнения из книги Ермаковой И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз) .

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз) .

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.

Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.

Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.

«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

3.Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.