Игры для группы продлённого дня в начальной школе. Конспект занятия группы продленного дня

26.04.2019

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности ребенка необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе

После окончания учебных занятий в Школе для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 ч. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе. Прогулки сопровождаются спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, стадионы.

Подготовка домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

Приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

Начинать самоподготовку в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

Проводить физкультурные минутки длительностью 1-2 мин;

Предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 мин в день для обучающихся I—II классов и не более 1,5 ч в день для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаше двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 ч для обучающихся I—III классов и 1,5 ч - для обучающихся IV-VIII классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Режим дня в группах продленного дня в 1-х классах (I полугодие)

Начало Окончание Вид деятельности
12.10 12.30 Приём детей в группу
12.10 12.45 Развивающее занятие
13.20 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 18.20

Режим дня в группах продленного дня (2-4 классы и II полугодие 1-ые классы)

Начало Окончание Вид деятельности
12.20 12.30 Приём детей в группу
12.30 13.15 Развивающее занятие
13.15 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 16.00 Самоподготовка
16.00 18.20 Занятия по интересам, прогулка

Уважаемые преподаватели группы продлённого дня!

Если вы хотите сделать досуг ваших подопечных интереснее, ярче, заполнить его минутами творчества, в которых так нуждается каждый ребёнок, то эти материалы для вас. Подарите школьникам радость открытий, помогите им лучше узнать себя, оценить свои творческие способности!

Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся. Она, ограждая детей от негативного влияния улицы, а также от длительного просиживания дома у экранов телевизоров или компьютеров, предлагает им различные варианты заполнения своего свободного времени полезной деятельностью, развивающей личность.

В наши дни родителям, озабоченным прежде всего добыванием денег на содержание семьи, не так часто удаётся выделить время для разного рода игр с ребёнком. И здесь группа продлённого дня может и должна вносить свою лепту в организацию детского досуга. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что игра пропитывает собой всю деятельность ученика. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, быстрота реакции, выдержка, активность. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует от игрока максимум усилий. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Среди многообразия игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, подвижных, игр-забав, развлечений, праздников и др.) особое место занимают развивающие игры, которые способствуют выявлению имеющихся у ребёнка пробелов в развитии творческих способностей (таких как память, внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские способности, ориентация в пространстве) и устранению их.

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

Процесс совместной деятельности с использованием материалов данной книги создаст атмосферу заинтересованности, увлечённости, сблизит преподавателя группы продлённого дня и учащихся, доставит массу приятных впечатлений.

Игры, игровые упражнения, викторины, кроссворды для младших школьников

Игра «Крестики-нолики» к уроку литературного чтения по сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» для учащихся 4 классаАвтор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Описание материала: Данная разработка игры предназначена для учащихся 4 класса и может быть использована учителем на уроках литературного чтения при закреплении знаний по сказке, а также во внеклассной работе по предмету. Цель: Закрепление и обобщение зна...

ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС» для младших школьников НА ТЕМУ «РАСТЕНИЯ-КРАСНОКНИЖНИКИ» Описание. Игра проводилась при прохождении темы «Растительный мир и его охрана в Республике Беларусь» на занятии в объединении по интересам «Занимательная биология». Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Примеры игр на уроках английского языка для 3 и 4 классов Автор работы: Долгих Марина Сергеевна, учитель английского языка МОУ “Школа № 62 города Донецка” Описание работы: лексико-грамматические игры предназначены для учеников 3 и 4 классов. Данные игры можно использовать в рамках творческого проекта для предметной недели английского языка. Цель: развитие лексических навыков устной речи по темам “Colours”, “Animals”, “Food”, “Professions”, “School subjects and supplies”. Задачи: - активизиро...

Занятие в дополнительном образовании. Тема: Годовой календарный цикл как структура жизненного уклада ненцев. Данная разработка подготовлена в рамках дополнительного образования детей, для учащихся начальных классов. Цель занятия – знакомство с традициями и бытом северного народа (ненцев) через их календарный цикл. Материал занятия может быть использован воспитателями для детей подготовительной группы детского сада, или учителями для учащихся начальной школы, педагогами дополнительного образован...

Викторина для школьников 4-5 класса. Тема: «Пернатые друзья»Автор сценарной разработки: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация: эта викторина рассчитана на учащихся 4-5 классов. В ходе викторины, учащиеся не только вспомнят названия и повадки пернатых друзей, но также узнают много нового и интересного о птицах мира. Цель: обобщить и расширить знания у...

Автор сценарной разработки: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: - выявляет уровень знаний детей о животных, растениях, охране природы; - воспитывает умение внимательно слушать педагога и ровесников; - тренирует умение работать в команде, ответственность перед...

Викторина для младших школьников. Загадки осениЦель: закрепить знания детей об осенних явлениях, их практические умения ориентироваться в природе. Ход праздникаСегодня мы отправляемся занимательное путешествие по царству осени.. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой Отгадайте, о каких осенних месяцах говорится в загадках: Осень улицей спешит, Красит все, не лениться, Под колеса...

Игра «Угадай-ка» для младших школьников 2 классаИнтересные вопросы для учащихся начальной школы. Окружающий мир О каком времени года идет речь? Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. (Об осени.) Явление неживой природы, при котором температура воздуха опускается ниже 0 °С в теплое время года. Верная примета этого явления - л...

Квест игра для школьников "Школа юных разведчиков". СценарийОписание материала: материал может быть использован педагогами-организаторами образовательных учреждений в качестве самостоятельного мероприятия либо как часть большого мероприятия, например: игра «Зарница», игра «Экспресс памяти» и другие. В нашем учреждении дополнительного образования квест «Школа юных разведчиков» был проведен в рамках районного слета поисковых отрядов «Наследники Победы». В слете участвовали 10 отрядов. Каждый отряд...

Игра-путешествие для школьников 4-6 класса по теме: «Зимующие птицы»Состав учебной группы: возраст детей: 10-12 лет Цель: расширить знания учащихся в области видового состава птиц Беларуси. Задачи: Обучающая – изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедея-тельности в зимнее время года; Развивающая – развить навыки и умения общаться с природой, наблюдать за зимующими птицами при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности; Воспитывающая – воспитывать чувство ответствен...

Контрольно-измерительный материал «Цвет в одежде» для учащихся начальных классов объединения «Основы обработки швейных материалов». Цветовое решение изделия включено в программу обучения. На практических занятиях учащиеся работают с тканью, они шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, собирают изделия из лоскута. Конспект занятия Тема: Цвет в одежде Время проведения: 20 минут Цель: Выявление у учащихся знаний по цвету в одежде. Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучени...

Экологическая викторина для учащихся начальной школы «Природа и мы»Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление....

Сценарий игры «Крестики-нолики» о лекарственных растениях для учащихся начальной школыАвтор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Описание материала: Данную игру можно провести с учащимися начальной школы. Материал можно использовать учителям начальной школы для проведения урока окружающего мира, во внеклассной работе. Цель: Закрепление и обобщение знаний о лекарственных растениях Задачи: - развивать речь, м...

Квест - игра для детей младшего школьного возраста «Мозаика леса». Автор: Деришева Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «РЦТДиМ « Спектр» Цель и задачи игры: развитие знаний и кругозора учащихся в процессе игры; воспитание бережного отношения и любви к природе; формирование коллективных навыков в игре. Описание: данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста, может быть полезно учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспи...

Конспект литературной викторины по сказкам "Кто до сказок не охоч?!"Данная викторина предназначена для учащихся 1-2 классов и может быть использована учителем на уроках литературного чтения при закреплении знаний по произведению, а также во внеклассной работе по предмету в начальной школе. Цели: 1. Привитие любви к чтению, привлечение к чтению детской литературы, сказок. 2. Развитие познавательного интереса. 3. Выявление лучших читателей. 4. Воспитание в детях добра, справедливости на примере с...

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 восьмого вида»

Страна Добра и Вежливости.

Подготовила воспитатель группы

продлённого дня Шипицына

Зоя Михайловна

Цель: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Задачи:

Учить учиться самостоятельному выполнению заданий;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

Работать над выработкой положительных черт характера;

Познакомить с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, расширение кругозора;

Активизировать и корректировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, внимание, устную, связную речь, творческое воображение и чувство юмора, эмоционально-волевую сферу ребенка, артистические способности, память;

Развивать в ребенке чувство воспитанности, любознательности, активного отношения к миру и творческого воображения, развивать чувство коллективизма через командные игры..

Используемые приемы и методы:

    словесно-наглядные: рассказ, объяснение, показ;

    практические : конкурсы, игры, викторины ;

    частично - поисковый: решение и анализ конкретных ситуаций .

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная и самостоятельная работа.

Оборудование : « Поезд» волшебный, магнитофон, 2 цветка с лепестками. Разрезные буквы и предложения, карточки, витамины, билеты.

Плакаты: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Участники: учащиеся 3-9 классы.

Ход мероприятия:

Учитель. Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, воспитанность - ведь они неразделимы. А для этого мы отправимся в волшебное путешествие. А вы, ребята, любите путешествовать? Конечно! Вот мы и отправимся в необычную страну - Страну Добра. Эта страна необычная: ее улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное "волшебное", то есть вежливое, слово. В путешествии нас будут ждать разные приключения, а иногда и испытания в виде различных заданий. Но чтобы нам попасть в эту страну, нам нужен транспорт и билеты. Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы поедем в путешествие:

Загадка:

А вот и транспорт, на чем мы поедем? А разве это поезд (локомотив), значит мы не можем все уехать, нам нужны вагоны. Поэтому нам нужно пройти несколько остановок, выполнить задания, и получить вагон и волшебные билеты (а почему волшебные вы узнаете позже) и добраться до станции «Добра». Разделимся на две команды. Чья команда быстрее и лучше. Итак, вы готовы? Тогда мы отправляемся!!! (песня «Голубой вагон»)

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой отправной точки – «Народная мудрость»

(волшебный билет, объяснение волшебного билета).

Здесь ваша задача поразмышлять:

Найди ошибки:

    Ученик подходит к взрослому (руки в карманах, жует) и говорит “Здравствуйте!”

    Мальчик сидит дома на диване и смотрит телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик, повернувшись, говорит “Привет!” и поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик должен встать, подойти к гостье, сказать “здравствуйте, тетя Маша!”, предложить сесть, узнать, не мешает ли ей телевизор.)

    Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с человеком, которого вы не знаете, и приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше. (Если здоровается ваш товарищ, следует поздороваться и вам. Надо пройти немного в сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться, чтобы подождать товарища.)

    В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!” (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть-чуть склонить голову).

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. “Привет, Коля, Леха, Андрюха!” – закричали вы на весь автобус и начали проталкиваться вперед, бурча под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит. Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка поклониться.)

6. Вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у продавца, сколько стоят яблоки.

Как лучше к нему обратиться:

Продавец, сколько стоят яблоки?

Гражданин, сколько стоят яблоки?

Тетенька, сколько стоят яблок?

(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки? Простите, сколько стоят яблоки? Скажите, пожалуйста, сколько стоят яблоки?)

Обращение должно быть вежливым. К знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих родственников.

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

7. Прибегает Ваня к товарищу домой – на прогулку позвать – и говорит: “Алеша дома?” (Первое, что надо сказать, – здравствуйте!)

Получают вагончик!!!

Станция «Хорошие манеры».

Существует забавная история о происхождении хороших манер .

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать “золотую середину” – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Может быть, хорошие манеры – это “золотая середина”, которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов, натянутости в отношениях. По тому, как человек держится, как он ходит, садится, ест, как держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры.

На доске: картинка. Расскажите кто первый должен начать разговор, что сначала нужно сказать, как нужно знакомиться. Попробуйте составить связный рассказ по плану:

Приветствие;

Знакомство;

Прощание.

Выбери правильный ответ:

    С чего нужно начинать телефонный разговор:

    с приветствия

    с фразы «А куда я попал? Или «А кто это?»

    с фразы «Позовите Петю…»

    с фразы «Вас беспокоит…»

    Кто первым здоровается в парикмахерской, ателье и др. службах быта:

    клиенты

    парикмахер, мастер по ремонту обуви и др.

    никто не должен здороваться

    Как нужно обратиться к гардеробщице с просьбой открыть раздевалку:

    «Откройте побыстрее, я тороплюсь»

    «Анна Ивановна, будьте добры, откройте раздевалку»

    Не надо ни к кому обращаться, надо стоять и громко говорить:

«Когда же откроют?» Гардеробщица услышит и подойдет.

    Выбери наиболее вежливый вариант приветствия вашего сверстника:

    просто сказать «Привет»

    пожать руку

    слегка наклонить голову и поприветствовать фразой: «Я рад тебя видеть. Как дела?»

    Вы приходите в гости, где уже собралось много людей.

    Кто должен первым поздороваться?

    гости

    тот, кто пришел последним

    никто, так как все друг друга знают

    Кто здоровается и называет себя первым, если встретились:

    младший и старший? (первым здоровается младший )

    мальчик и девочка? (первым здоровается мальчик )

    два мальчика? ( первым здоровается тот, кто лучше воспитан)

    девочка и пожилой мужчина? (девочка здоровается первой )

    кто подает руку первым? (руку первым подает старший младшему, женщина - мужчине, девочка – юноше). Младшие представляются старшим, женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.
    Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как тебя звать" правильным будет ответ "меня
    зовут ... (не звать).

    Вы часто встречаете одного и того же человека в магазине, на улице, в школе, но вы не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься – продавца в магазине, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах, даже если ты с ними не знаком, - обязательно.)

Получают вагончик.

Чтобы продолжить свой путь. Нужно немного размяться. Сейчас я читаю вам текст, если вы услышите слово пожалуйста - нужно три раза прыгнуть. Спасибо – 5 раз присесть, извините – потянуться!!!

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: "Садитесь..." (Пожалуйста) . Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: "..." (Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: "...." (Извините, пожалуйста).

Станция «Здравствуйте».

Что означает слово здравствуйте?

Конкурс: “Разноцветное слово “здравствуйте”

Ребятам предлагается произнести слово “здравствуйте” со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово “здравствуйте” может прозвучать:

    официально (сухо, строго, по-деловому)

    весело, по-дружески

    вопросительно (испуганно, недоверчиво)

    пренебрежительно (без желания общаться)

    грустно, печально

    уважительно (с почтением, с поклоном)

    доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении)

А как еще можно здороваться? (Доброе утро, Добрый день, привет).

Каковы основные правила приветствия?

1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается.

2. Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).

3. Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.

4. Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать?

Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.

- Кто знает, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

Китайцы – кланяются друг другу.

Эскимосы выражают свое уважение и почтительность, высовывая язык во все стороны (но вам, конечно, никто не поверит, что вы эскимосы, если вдруг где-то, встретив знакомого, вы высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз).

Самыми забавными и по сегодняшний день остаются приветствия африканских племен. Словами “я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Японцы предпочитают поклоны.

Получат вагончик.

Станция «Улыбка»

А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.

Делятся на две команды: каждой раздается цветок,1- приклеить лепестки. На которых написаны хорошие качества человека. 2- плохие качества человека.

Шуточные вопросы

1. В каком кармане брюк, в правом или в левом, не следует держать руку в присутствии старших? (Держать обе руки в карманах брюк ни в коем случае нельзя, даже в присутствии своих ровесников. Девочке тоже не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае, во время разговора. В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать.)

2. Где можно громко зевнуть: дома, в классе или в обществе малознакомых людей? (Совершенно неприличен громкий зевок не только в обществе малознакомых людей, но и в классе, дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. Можно зевнуть “внутрь”, но осторожно, главное, незаметно.)

«Скажи верно»:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит - Добрый день .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, - Здравствуйте .

Когда нас бранят за шалости

Говорим - Простите, пожалуйста .

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят - До свидания.

Релаксация «Улыбка»

Получают вагончик. Берутся за руки, улыбаются. Напевая песню («Улыбка»), отправляются дальше!!!

Станция «Вежливость»:

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить "Спасибо" за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Что значит быть вежливым?

Получают вагончик.

Станция « Спасибо» .

(узнают сами) Составляют из карточек на которых написаны буквы.

Слово спасибо? (Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со­стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со­беседнику в знак уважения и благодарно­сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Когда нам говорят спасибо или мы сказали спасибо, что нужно ответить?

«Пожалуйста» или «На здоровье»

Назовите слова с помощью, которых можно обратиться к человеку (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит…)

Что означает слово, пожалуйста (происходит от слова, , которое в свою очередь близко по смыслу словам дарить , облагодетельствовать . Видимо, изначально, слово, пожалуйста, возникло именно как просьба сделать подарок или одолжение).

«Выражение»:

Придумать предложения из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы, в каждом предложении есть слово, пожалуйста.

П.П.М.Х. (подайте, пожалуйста, мне хлеб).

С.П.С.В. (скажите, пожалуйста, сколько времени)

М.К.П.И. (мама, купи, пожалуйста, игрушку).

П.М.П.В. (позвони мне, пожалуйста, вечером).

Станция «Добра»:

Парк «Фантазеров».

Правила хорошего тона.
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью
- в холодильнике

Переулок «Волшебные слова».

Здесь нас ждет новое испытание. Вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!" Давайте, попробуем. Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,

"С добрым утром!" скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в автобусе тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго "спасибо"?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

    Разыграть ситуацию:

Вам надо познакомиться в новой компании.

( устно) Составьте правила вежливости:

Правила вежливости:

    Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

    Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

    Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

    В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

    Не отвечай на грубость грубостью.

    Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

На чем мы с вами путешествовали? Поезд, тоже хочет проверить чему вы научились сегодня:

Ваша задача составить из этих слов (на доске) предложение. С какой буквы начинается предложение? В конце предложения ставиться… Это все учтите! В это время жюри подсчитает баллы. (Итог).

Ребята, спасибо вам за веселое путешествие, мне было приятно с вами познакомиться!!! Будьте вежливыми, доброго вам пути и до новых встреч!!!

Какие волшебные слова использовал поезд?

Еще он вам передал витамины добра и вежливости.

Вот и подошло к концу наше путешествие-соревнование.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми . Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

Надежда Петухова
Занятие в группе продленного дня «Кто и как зимует?»

Занятие в группе продленного дня .

«Кто и как зимует

Цели : Познакомить детей с жизнью животного мира зимой.

Систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : Мультимедиа, письмо Лесовичка.

План занятия :

1. Создание интереса (письмо Лесовичка)

2. Подготовка растений к зиме.

3. Жизнь медведей, барсуков, енотов.

4. Зимний сон рыб и насекомых.

5. Жизнь белок, лис, зайцев, птиц зимой.

6. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Создание интереса (читаю письмо лесовичка)

(Письмо Лесовичка :

Дорогие ребята!

Это вам пишет старичок – лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц, животных. У меня очень много дел в лесу. А вы ребята знаете, как живут обитатели леса зимой? Хотите узнать? Но для этого нужно постараться.)

Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить. ?

(ответы детей)

Сегодня мы узнаем, как зима отразилась на жизни растений и животных. И кто и как зимует .

2. С наступлением осени начинают подготовку к зиме не только животные, но и деревья, и травянистые растения.

Как зимуют деревья , кустарники и травы? (ответы детей)

Да, правильно. Деревья сбрасывают листву, чтобы не замерзнуть. Травы желтеют, высыхают. А вот, например, озимая рожь, озимая пшеница, травы многолетние (клевер,люпин….) остаются зелеными под снегом.

3. Какие животные уходят в спячку (спят зимой)

Все еноты, барсуки и медведи осенью занимаются подземным строительством. Барсуки и еноты, иногода просыпаются, поести что – нибудь из своих запасов и снова засыпают.

Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца.

Ребята, как вы думаете, сосут ли медведи во сне лапу?

Оказывается, сосут. На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком.

А ложатся лм белые медведи спать?

Белые медведи, живущие вблизи Северного полюса, на зиму спать не ложатся : им холода не страшны. Но берлоги также умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры.

4. Кто еще впадает в спячку?

В спячку зимой впадают кроме медведей, барсуков, рыбы и насекомые. Рыбы спят под водой. В самых глубоких местах в яме.

Сейчас ребята мы немножко поиграем.

Игра «Птица- не птица»

(Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Аисты, вороны

Галки, макароны

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Лебеди, куницы

Галки истрижи

Чайки и моржи

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Чибиси,чижи

Сойки и моржи

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Чайки, пеликаны

Майки и орланы

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Цапли, соловьи

Окуни и воробьи

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Утки, гуси, совы

Ласточки, коровы

Прилетели птицы :

Голуби синицы.

Палки и стрижи

Бабочки, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки.

5.- Ну, а что делать тем, кому зимой не спится?

Ребята, а какие животные зимой не спят?

Спрятались под снегом плоды, семена, корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

А сейчас отгадайте загадки : (ответы на слайде)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Правильно, это белочка.

К зиме белочка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дупле….

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя. Промелькнула, пробежала-

Нет ни дыма ни пожара.

Что за зверь?

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворочивается и прикрывается хвостом.

А чем же питаются зайцы?

Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников.

А сейчас ребята немножко отдохнем. (физминутка «Елочка» )

Ребята, а кто еще зимует вместе с нами ?

Птицы, тоже не спят зимой.

Но не все птицы остаются зимовать.

Как называют птиц, которые остаются с нами?

(зимующие )

Каких зимующих птиц вы знаете ? (ответы детей)

А что нужно сделать, чтобы птицы зимой не погибли.

Их нужно кормить. А чем их можно покормить?

(ответы детей)

Можно сделать кормушки.

5. Подведение итогов :

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что происходит с деревьями и травами?

Какие животные спят зимой, а какие нет?

А сейчас старичок- лесовичок передал вам медальки со своей фотографией, но она черно- белая. Её нужно раскрасить.

А пока вы раскрашиваете, посмотрите мультфильм «Девочка и зайцы»

Ребята вам понравился мультфильм?

А что в нем было интересного?

Что вам понравилось больше всего?

Что вы поняли посмотрев этот мультфильм?

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приёмов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль - помочь овладеть учащимся личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приёмы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров, а также приёмы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Приёмы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путём целенаправленного преобразования исходной ситуации.

Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания младших школьников будет лежать развитие мышления.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшулером, - это образование, которое является одной из моделей перспективного образования. Умелое использование приемов и методов теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у младших школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если…? - все это и есть работа с элементами ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Очень важно продумать, с помощью какого метода мы будем применять приемы ТРИЗ-технологии в работе с младшими школьниками. Наиболее приемлемой и эффективной является метод игры, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным. В игре дети получаютсвободу инезависимость, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. Также эффективное воздействие имеют и дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию .

ТРИЗ для младших школьников в режиме работы группы продлённого дня - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимальноувеличивать ее эффективность. Занятия проходят в легкой форме и непринужденной обстановке, на них не бывает скучно. Они способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума.

Дети на занятиях ТРИЗ и РТВ - первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать, они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка.

Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы - именно этих целей я пытаюсь достичь в своей работе с детьми.

Разработка внеклассного игрового занятия в группе продлённого дня

для 1-2 классов «Путешествие на остров Чунга-Чанга»

Цель : уточнить, активизировать словарь по теме:«Животные жарких стран», совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Развивающие: развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации, развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику рук, речь, нетрадиционное мышление, память.

Воспитательные: воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация с заданиями, слайды экзотических животных, предметные картинки с изображением животных жарких стран, журналы «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран, чтение журналов «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Блок1. Мотивация (встреча с чудом, удивление, сюрприз)

«Мотивация» - это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся на сказочный остров, который называется «Чунга-Чанга».

В конце нашего путешествия я вручу вам посылку, которую я недавно получила от жителей сказочного острова. А что бы её получить, вам нужно выполнить все задания, которые нам будут встречаться на пути.

Итак, вы готовы? В путь! - маршрут .

Танец маленьких островитян

Сделай-ка

Разгадай-ка

Расскажи-ка

Да-нет-ка

Блок 2. Содержательная часть.

Выполнение задания «Сказка»

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: картинки животных жарких стран: жираф, леопард и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я, (называет себя, например, жираф). А ты кто?

А я - (называет себя, например, леопард). Пустишь меня в теремок?

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у жирафа и у леопарда пятнистый окрас. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.

Я, жираф, я леопард. А ты кто?

А я- пантера. Пустите меня к себе жить?

Леопард и пантера-один и тот же зверь. Леопард-пятнистая пантера.

Тук-Тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера. А ты кто?

А я - окапи. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У Окапи и жирафа одинаковые рожки.

Тук-тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера, окапи. А ты кто?

А я - зебра. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У окапи ноги в чёрно-белую полоску как у зебры.

Тук-тук, кто в теремочке живёт?

Это я: жираф, леопард, пантера, окапи, зебра. А ты кто?

А я - тигр. Пустите меня к себе жить?

Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

У зебры и тигра полосатый окрас.

Если кто-то не сможет ответить хозяевам, остальные дети могут помочь.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Блок психологической разгрузки заключается в проведении двигательной разминки «Танец маленьких островитян.

Блок 4. Головоломка.

Головоломки - это один из важнейших элементов системы НФТМ-ТРИЗ для развития нестандартного творческого мышления.

Выполнение задания «Сделай-ка».

Младшим школьникам предлагается из 5 спичек сложить жирафа.

Теперь переместите одну спичку так, чтобы форма жирафа осталась нетронутой, но была повёрнута или же отражена .

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Дети выполняют задание «Разгадай-ка».

Воспитатель загадывает загадки:

1. Его увидишь - сразу ясно.

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев )

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон )

3. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф ).

4. Любит он в грязи лежать,

Рот огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот )

5. Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог )

6. С визгом прыгают по веткам

И резвятся, словно детки,

На качелях из лианы

Ввысь взлетают…(обезьяны ).

Блок 6. Содержательная часть

Выполнение задания «Расскажи-ка».

Работа в группах

Используется приём ТРИЗ «Системный оператор» - который позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Применение данного метода формирует у детей «навыки системного анализа, системное мышление, или много экранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Каждая группа выбирает любое животное, о котором они слышали на предыдущих этапах занятия. Командам предлагается рассказать об этом животном используя «Волшебный экран» (рис. 1). Можно пользоваться журналами «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».