Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей

17.05.2019

Жанна Малая
Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей»

Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в Долине фей »

Ф. И. О. Малая Ж. Т.

Полное наименование место работы участника, должность : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район ,

Цель : закрепить полученные ранее знания с использованием дидактических игр.

Программные задачи.

Способствовать формированию умений пользоваться схемами при выполнении заданий.

Закреплять умение ориентировки на листе бумаги в клетку.

Закреплять знания о составе числа 5, о геометрических линиях.

Уметь применять знаки неравенства при решении задач.

Совершенствовать знания детей о дорожных знаках .

Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений.

Материал и оборудование : мультимедийная установка, презентация «Помощь долине фей » , конверты с заданиями, раздаточный материал, карандаши простые, тетради в клеточку.

Предварительная работа : математические дидактические игры.

Ход игровой образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята. Утром ранним кто-то странный заглянул ко мне в окно. На ладони появилось ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло. Будто руку протянуло тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной. Смотрите, какое яркое и весёлое солнышко заглянуло к нам. Как оно нам улыбается. Давайте и мы друг другу подарим свои улыбки

Ребята, к нам на электронную почту поступило сообщение. Вы хотели бы узнать, что там? Да это добрые Феи прислали нам сообщение. Оказывается у них беда (показ слайда 1-3) . На их Долину фей налетел сильный ураганный ветер и разбросал маленькие домики фей по всей долине . Ребята, а вы любите этих героев? За что? А хотели бы вы им помочь?

А как же нам найти эту долину ? Как вы думаете, чем пользуются люди, когда отправляются в путешествие , что им помогает?

Дети. Карта.

Воспитатель. Вот и наши волшебницы прислали нам карту, как нам добраться в сказочный лес .

Обратите внимание , что на карте есть знаки. А вы знаете, что это за знаки?

Дети : Дорожные знаки.

Воспитатель : А какую роль они выполняют на дорогах, подскажите мне? А как думает Ваня? А Лиза? А кто думает иначе?

Воспитатель. Добрые феи побеспокоились, чтобы мы не сбились с дороги, и чтобы были предупреждены об опасности. Надо отправляться в путь. А на чём мы будем передвигаться? (Дети предлагают свои варианты) . Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Выполняется графический диктант

Возьмите волшебные карандаши и слушайте, куда нам надо передвигаться. Что получилось у Вани? А что нарисовал волшебный карандаш Киры? На чём поедет Вероника? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель. Вот теперь мы готовы. Для того чтобы машина поехала, нам нужно ответить на вопросы. «Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой месяц?» и посчитать от 1 до 10.

Вот теперь мы можем двигаться вперед.

Машина везет нас и не устает,

Посмотрите ребята впереди знак, который перегородил нам путь. Подскажите, пожалуйста, о чём он нам говорит? А как думает Артём? А Лиза?

Воспитатель : Этот знак предупреждает, что впереди крутой поворот. А чтобы продолжить путь нам надо выполнить задание. Для этого надо найти конверт с этим знаком. Ваня, помоги мне найти этот конверт. (Ребёнок выбирает нужный конверт) .Вам интересно, что в этом конверте? Илья, посмотри, что там.

Дети. В конверте какие –то линии.

Воспитатель. Саша, тебе знакома эта линия, а тебе Софья?

Дети называют линии. Проводится игра «Назови линии» .

А вот и первые домики нашлися. Путь открыт. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Осторожно, тормозите ребята. Я вижу знак, только не вспомню, как он называется. Нужна ваша помощь. Саша, ты мне подскажешь? А Лиза знает этот знак? (Ответы детей ) .

Воспитатель. Этот знак «Главная дорога» . А что вы знаете про этот знак? Вы его видели у нас в посёлке? Надо найти конверт с очередным заданием, помоги мне, пожалуйста, Рита. (Ребёнок находит конверт) . Ребята, в конверте какие-то схемы и пирамидки. Кто знает, что надо сделать? (Надо раскрасить кольца пирамидки согласно схеме) .

Задание «Распиши пирамидку» .

Воспитатель. Вот и с этим заданием справились. Смотрите ребята, вот ещё два домика нашлись. Сколько же всего мы уже нашли их?

Дети. Четыре.

Воспитатель. А как считает Артём, Валя правильно посчитала? Целых четыре домика мы с вами нашли. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Что-то там впереди опять. Что вы видите ребята?

Дети. Знак дорожный.

Воспитатель. Ребята, подскажите, какой?

Дети. Место отдыха.

Воспитатель. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети. Отдохнуть.

Физминутка. Мультзарядка

Воспитатель. Смотрите ребята, ещё обнаружились домики, целых два. Кто уже подсчитал, сколько домиков у нас всего? А у Киры сколько получилось? А какой результат у Толика? Какие мы молодцы, и отдохнули и домики нашли. Отправляемся дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает.

Нажимайте на тормоз, нас встречает знак. Кто узнал его?

Дети : Знак внимание.

Воспитатель. Может кто-то хочет рассказать об этом знаке.

Ответы детей .

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали про этот знак. Будем внимательны и найдём конверт с этим знаком и заданием. Валера уже нашёл его.

Игра «Реши задачу, не ошибись» .

Задача № 1

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят : 2 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки. (3)

Задача № 2

«Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (4)

Задача № 3

У бабушки Даши внучка Маша

Кот, Петушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

Воспитатель. Какие вы были внимательные и поэтому не ошиблись ни разу. (На экране высвечивается домики) . А вот и пропажа, ещё домики. Сколько уже их нашлось, ребята?

Дети : Восемь.

Воспитатель. Ребята, мы с вами всё ближе и ближе. Уже видна долина фей . Будьте осторожны впереди вновь знак. Кто уже увидел его? Дима, а как ты думаешь, что это за знак?

Воспитатель. Ребята, нам надо собрать яблоки в корзинку , решив пример, в сумме который даёт 5. Только не обгонять друг друга (ведь знак нас предупреждает, дать высказаться друг другу.

Игра «Собери яблоки в корзинку» .

Воспитатель. Ребята. Смотрите, мы с вами нашли ещё два домика. А вот и долина фей . Вы видите домики? Вы хотите помочь жителям этой долины . А как это сделать, кто знает?

Дети. Надо используя схемы расположить домики фей.

Воспитатель. Ребята, выбирайте схемы и домики, которые мы нашли и верните их на свои места. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Ура! Все домики на месте. Какие вы ребята настоящие друзья. Сразу согласились помочь феям, выполнили все задания, восстановили домики. Как радуются фей. Ребята, феи хотят знать, как труден был путь к ним. Какие задания вы выполнили?

Ответы детей .

Воспитатель. Что было интересного?

Что было ново?

(ответы детей )

Воспитатель. А теперь нам надо вернуться обратно в наш детский сад . Закроем глаза и посчитаем все в обратном порядке от 10 до 0 . Да, ребята, вы молодцы! Я была в вас уверенна! И за ваши подвиги феи вам говорят спасибо. Они передали вам на память сувениры о сегодняшней встрече.

Публикации по теме:

Игровая образовательная ситуация по аппликации. «Кораблик из салфеточных шариков». Активизировать и разнообразить технику работы с салфеткой:.

Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Игровая образовательная ситуация по формированию знаний о геометрических фигурах «Пригласительный билет» (младшая группа) Игровая образовательная ситуация на тему: «Пригласительный билет».(младшая группа) Цель: развивать умение детей различать геометрические.

Игровая образовательная ситуация по математическому и сенсорному развитию детей второй младшей группы «Бусы для мамы» Игровая образовательная ситуация № 1. Бусы для Мамы. Программное содержание Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков.

Игровая деятельность - это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:


Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:


Классификация видов игровой деятельности

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
  • строгие правила;
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы - это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Познавательная деятельность. Игровые ситуации в подготовительной группе

Шкрет Юлия Михайловна МБДОУ № 12 воспитатель

Город Урай Тюменская область ХМАО-ЮГРА

Задачи : обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

Формировать социально-коммуникативные качества(сотрудничество, гибкость,

терпимость);

Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к

другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирований представлений о дружбе;

Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

Продолжать работать над осознанием основных эмоций- радости, гнева, удивления, страха;

Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов

Оборудование : письмо, кирпичики из картона для домика, буквы, акварель, кисточки,

Трубочки для коктейля, восковые мелки, маленькие и большие круги для рисования, пиктограммы эмоций.

План: 1.Приветствие

2.Игра «Составь слово»

3.Мозговой штурм

4.Модель дружбы

5.Тренинг эмоций

6.Игра «Мир друг без друга»

7.Игра «Паутинка добрых слов»

8.»Салют радости»

9.Физминутка

10.Пословицы и поговорки о дружбе

11.Стихотворение «Гостеприимство» О.Григорьев

12.Игра «Покажи настроение»

13.Портрет друга

14.Итог занятия

Ход занятия: Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь,

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро»,»Привет».

Воспитатель : Давайте сейчас поздороваемся со своими товарищами не словами, а телом.

Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки, два- дотронетесь локтями, три хлопка – спинами..

Игра «Приветствие»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто-то бросил нам в окошко письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишко, пролетая обронил?

Давайте попробуем по этой песенке, от кого это письмо

Звучит запись песни «Шапокляк»

Молодцы! А вы помните, что с ней произошло?

Дети: Она улетела на воздушных шариках

Воспитатель зачитывает письмо Шапокляк

«Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут

Я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили крокодил Гена и его

друзья, остался далеко позади.Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуй-

ста, найти друзей. Я больше не буду вредничать и хулиганить. До свидания. Ваша

Шапокляк».

Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель: давайте построим дом дружбы и пригласим Шапокляк жить в нем.Но кирпи-

чи для стройки будут особенные, их мы получим, если правильно выполним задания.

Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, и нам предстоит выполнить не одно

задание, пройти длинный путь. Каждое задание – это один кирпичик, а каждый кирпич

это часть дома, нашего дома Дружбы.

Итак, 1 задание: Составь слово

Составить слово из букв, которые находятся перед вами на доске:РДУАЖБ

Какое слово получилось (Дружба)

«Мозговой штурм « - что такое дружба ?

Первый кирпичик крепим на доску.

«Модель дружбы»

Как нужно относиться к своим друзьям? Каким надо быть? (добрым, щедрым, великодушным.

Помогать друзьям в беде, радоваться их успехами, кто всегда спешит другу на

помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет прощать, тот никогда не переложит

на него свою вину. Это дети играют вместе, делятся игрушками, не обижаются друг на

житься в трудную минуту.)

Воспитатель: А у нас в группе умеют дружить?

Назовите своего лучшего друга, расскажите о нем.

Рассказы детей.

Воспитатель: А бывает, что друзья ссорятся?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? Активизировать детей дополнительными вопросами

Дети:- Не драться, делиться игрушками, договариваться. Соблюдать правила игры, уважать мнение и желание других детей, не жаловаться, уметь прощать

друг друга, уступать.

Воспитатель приглашает все детей на ковер, сидя на нем все рассматривают сюжетные

картинки и рассказывают о них.

Молодцы! Пройден еще один этап и кирпичик крепится на домик.

Тренинг эмоций (рисунки на доске)

Жили-были две подружки: Плакса и Злюка. Однажды гуляя, они попали под

Дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя ведут.

Какую из подружек было приятнее изображать и почему?

Поведенческий тренинг: А можно помочь Плаксе? (выбирается ребенок –плакса,

остальные успокаивают)

А как можно помочь Злюке? (выпускаем злость в шарик)

А сейчас давайте потопаем ногами и представим себе, что мы надуваем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в него и лопнем! Хлопнули - шарик лопнул, а вместе с

ним исчезла наша злоба и обида. Как вы думаете, почему такие разные девочки

смогли подружиться?

(На земле много людей и они разные, но все дружат между собой, потому

что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы)

Крепим еще один кирпичик на домик

Воспитатель: я хочу предложить еще одну игру «Мир без друга»

Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

Мир без друга был бы неинтересным, потому что…

Мир без друга был бы безрадостным, потому что…

Мир без друга был бы мрачным, потому что…

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда он…

Я доволен другом, когда он…

Я помогаю другу, когда он…

Следующий кирпичик крепится на доску

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу узнать, крепкая ли у нас дружба?

Игра « Паутинки

Упражнение «Паутина добрых слов» -

У меня есть «клубочек дружбы» , который я передаю рядом стоящему ребенку (Оле) , она

обмотает свободным концом ладошку и передаст другому, сопровождая движение

добрым пожеланием или комплиментом (передаем клубок всем ребятам с добрыми словами).

А теперь посмотрите, какая паутинка добрых слов у нас получилась! Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? Почему?

Дети: настроение стало радостным, веселым, потому что приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим приятно было говорить добрые слова друзьям?

Следующий кирпичик для дома Дружбы также «отправляется» на свое место.

А теперь предлагаю всем устроить « Салют Радости»! На рабочих столах находятся кисти,

краски, трубочки для коктейля - каждый делает салю на свое усмотрение (можно дуть из трубочек, можно и рисовать) .

Молодцы! Салют получился чудесный, как настоящий!

Ставим следующий кирпичик на доску.

Физкультурная минутка: Теремок

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему

заданию.

На поляне теремок

Дверь закрыта на замок,

Из трубы идет дымок,

Вокруг терема забор,

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук-тук!

Открывайте! Я ваш друг!

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о дружбе:

Ссора до добра не доводит.

Один за всех и все за одного.

Нет друга- ищи, нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Следующий кирпичик крепится на доску.

Игра « 1-2-3 как я обрадовался, покажи! (разозлился, улыбнулся)

Воспитатель: как много трудных заданий мы выполнили! Очень много знаем о дружбе,

это значит, вы без труда сможете найти друзей, быть верными и хорошими товарищами.

Благодаря вашим стараниям дом Дружбы для Шапокляк получился красивым и простор-

ным, но мне кажется кого-то не хватает?

Дети: Людей, новоселов.

Воспитатель: кто же будет жить в этом доме? Правильно, наши друзья. Предлагаю всем

присутствующим (и гостям в том числе) нарисовать портреты (приготовленные

заранее) и прикрепить в окнах дома Дружбы. Наш дом согрет теплом наших сердец.

Воспитатель приглашает всех в круг и произнести слова:

Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня,

Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня,

Мир, любовь, добро – всем –всем-всем!

В завершении –упражнение «Всем-всем-до свидания»!

(Кулачки ставят в один столбик – кулачок на кулачок)

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном)

  • Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
  • Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?


Ситуация с огнём

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой

  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
  • Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

  • Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

  • В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

  • Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

  • В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
  • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
  • Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла.Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ



«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ


«Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо - кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

  • Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

    Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

    Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

    Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

  • ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

  • В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

  • Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

  • В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.

  • -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
    - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
    -А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
  • У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
    Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
    Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
  • Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
    - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
    Права ли Наташа в такой ситуации?
  • Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
    Никита в раздевальной комнате кричит.
    - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
    Катя молча подошла и помогла Саше.
    Чей поступок верный?
  • Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
    Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
  • Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
  • Елена Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной Алексеевной. Маша кричит.
    - Елена Ивановна, а Оля не отдает мою куклу.
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
    -Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
    Что сказала Елена Ивановна Маше?
  • Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
  • Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
    -Ты предатель.
    Рома обиделся.
    Как ты думаешь, почему?
  • Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
    -Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?
  • В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
    -А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
  • Света выходит в раздевальную и громко говорит.
    - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света?
  • Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
    Витя говорит.
    - Не нужна мне ваша добавка.
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
  • После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
    -Поправьте мне одеяло.
    -Я хочу в туалет.
    - А Саша громко сопит, мне мешает.
    Как бы поступили вы?
  • Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
    Никита громко сказал.
    -Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социальногопроисхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

  • Ситуация

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

  • Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом сдвумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, итеперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  • Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

  • Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

  • Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

  • Ситуация

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он былнекрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

  • «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

  • «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

  • «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

  • «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

  • «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

  • «…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.


Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе.
Автор: Уфимцева Ю. А.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Специально созданные ситуации, требуют определенной подготовки. Эти ситуации разрабатываются, планируются. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности. Предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы:
1. Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
2. Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия.
3.Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью. действенностью (мобильностью) , прочностью Психологического - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей) ; Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д.) ; Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования «эмоциональных потенциалов» коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 1 ситуация. Педагог говорит детям: -Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем:я насыплю крупу так,чтобы вы не видели,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. Решение. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и неаказалось,что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем.Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том, что оно другое. Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.
2 При работе с рисунком в тетради: - Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». Решение. Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
3 ситуация. Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: - На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. -Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше. Проблемная игровая ситуация № 4 “Всеми любимая роль!”Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).Ты кем хочешь быть в этой игре?Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?Ребенок предлагает свои варианты.А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. При чем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.Ребенок предлагает свои варианты.Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:
Можно по ходу игры меняться ролью.
Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.