Домашнее воспитание. Плюсы и минусы. Плюсы и минусы разных педагогических систем

20.05.2019

Многие родители задумываются: как же воспитывать своего ребёнка? Что разрешать, а что запрещать? Как и чему учить? За что наказывать? Ответов на эти вопросы много, и они все разные, но есть основные методики, которые могут пригодиться родителям.

Основанная задача воспитания - это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.
Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.
Макаренко
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.
По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё - обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание - это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.
Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».
Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.
В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.
Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Времена возникновения этой системы - это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.
Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко - трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас - любой ценой.
Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха - это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.
Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.
«Воспитание красотой»
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».
В одной из своих самых известных книг - «100 советов учителю» - Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания - научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница - самая лучшая!». Фактически - подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.
Сильные стороны - формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.
Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна - личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей - что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.
Вальдорфское образование
Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.
Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.
Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.
Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье - из-за его выраженной мужественности и женственности.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: 20–30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени - остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.
Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.
Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.
Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа - самая лучшая!».
Система Монтессори
СправкаМария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.
Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя - помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.
Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Понятное дело, что в воспитании детей мы чаще всего придерживаемся того стиля, который сами усвоил с детства. Некоторые, правда, из чувства протеста перед родительским воспитанием, отзывающимся болью и комплексами, стараются всё делать наоборот, нежели папа с мамой. И в том и другом случае, порой возникают перекосы, которые оказываются чреваты всё теми же ненавистными комплексами.

Так какой же стиль воспитания лучше выбрать для собственного чада?

Современные специалисты по детской психологии различают четыре основных стиля воспитания. Каждый стиль имеет свои плюсы и минусы.

Я сказал.

Родители, придерживающиеся авторитарного стиля в воспитании, заставляют своих детей неукоснительно следовать установленным ими правилам и указаниям. Вопрос зарабатывания авторитета для них не стоит. Взрослый заслуживает уважения уже за то, что он взрослый.

Правила для детей в таких семьях устанавливаются, как само собой разумеющийся факт («Делай, что тебе говорят, и не задавать глупых вопросов»). Из-за чего дети не понимают, почему надо поступать так, а не иначе.

Отношения с ребёнком основываются на позиции силы.

Мнение ребёнка в лучшем случае просто не учитывается. В худшем ему вообще запрещено высказывать это мнение и тем более спорить с родителями.

Чувства ребёнка и желания в расчёт вообще не берутся - мал ещё.

Главное в воспитании, по мнению таких родителей - строгость. Поэтому, если ребёнок не выполняет волю или указания родителей, он заслуживает наказания. В лучшем случае это просто лишение его чего-либо приятного - сладкого, прогулки с друзьями, любимых игрушек и даже подаренных подарков. В худшем что-нибудь предполагающее моральное унижение и даже рукоприкладство. Сторонники подобного стиля воспитания, как правило, с симпатией относятся к телесным наказаниям, считая, что удержать ребёнка в узде можно только с помощью страха.

Плюсы

Минусы

Поскольку неукоснительное выполнение родительских правил (суть которых при этом ребенку и не ясна) редко кому под силу, дети в таких семьях рано приучаются к вранью. Ведь именно оно позволяет им избежать наказания. Вместо того чтобы не совершать запрещённого поступка, или исправить его последствия, ребёнок прикладывает усилия, чтобы не попасться.

Многие из них демонстрируя внешнюю покорность, тем не менее (особенно в подростковом возрасте) норовят шкодить исподтишка и стремятся всё делать по-своему.

В таких семьях нет места тёплым и доверительным отношениям.

Такой человек всегда старается доказать окружающим, что он лучший, важный, что его мнение единственное правильное. Он всегда будет стремиться заставить всех вокруг следовать установленным им правилам. Часто именно дети авторитарных родителей становятся семейными тиранами.

Хотя возможен и другой вариант - безынициативный, слабый, неспособный на решительные действия. Именно у авторитарных мам вырастают маменькины сынки и подкаблучники.

Большинство хулиганов происходят именно из этой группы детей, так как авторитарный стили воспитания вызывают гнев и горечь. Таким образом, дети реагируют очень агрессивно на все то, что им не нравится или чего они не понимают.

Будет так, как ты захочешь.

Другая крайность, получившая в последнее время немалую популярность среди пап и мам - полная вседозволенность, как стиль воспитания.

Родители, придерживающиеся такого стиля, основываются на, в общем то вполне правильном, постулате, что ребёнок это личность. И на этом основании они с самого раннего детства позволяют этой личности выражаться, как ей вздумается. Они не устанавливают для любимого чада никаких правил и ограничений. Правила здесь устанавливает ребенок. Родители же пытаются их выполнять.

Здесь чувства и желания ребенка на первом месте. И родители стараются по возможности исполнить любое пожелание ребёнка

Плюсы

Ребёнок с детства не знает, что такое унижение. Он вырастает достаточно жизнерадостным человеком, не испытывающим осознанной потребности кого-либо унижать.

Минусы.

Однако такие дети часто чувствуют себя одинокими и несчастными. Ведь внешний мир не настроен к ним столь же благосклонно, как и родители.

Любая маломальская неудача вызывает у них панику и обиду. Они не умеют чего-либо добиваться - ведь родители, не жалея ранить ребёнка ничего от него не требуют, и хвалят за любые, даже незначительные мелочи.

Растущий вне запретов ребёнок плохо себе представляет, что можно делать, а что нельзя. И это часто становится причиной его конфликтов с окружающими.

В результате вседозволенности дети становятся не организованными, у них отсутствует независимость, и очень часто они не имеют никакого авторитета.

Очень часто, повзрослев, такие люди норовят ставить свои интересы и желания превыше всего. Что осложняет его социальную адаптацию.

Среди других возможных последствий этого стиля воспитания для детей, эгоизм, агрессия и страх взять на себя ответственность.

Такие дети часто относятся к родителям довольно потребительски.

А мне по барабану

Определённая категория родителей вообще не сильно заморачиваются по поводу стилей воспитания ребенка. Своей главной задачей они видят обеспечение ребёнка всем необходимым - едой, одеждой, хорошими условиями. Понимание и душевное тепло в этот список попросту не попадают.

Такие родители слишком заняты своими собственными делами - карьерой, просто зарабатыванием денег и т.д., у них совсем нет ни времени, ни желания заниматься своим ребенком.

Они абсолютно не интересуются его жизнью, не вникают в его проблемы и имеют отдаленное представление о его интересах. Сыт, обут - что ему ещё надо?

Определённые правила поведения, конечно же, устанавливаются, но за их соблюдением никто особенно не следит. По крайней мере, до тех пор, пока ребёнок не вытворит что-то из ряда вон выходящее.

Плюсы.

Разве что свобода родителей на определенном этапе развития ребёнка. Никаких других положительных моментов в таком стиле воспитания не обнаружено.

Минусы

В таких семьях дети либо вообще не следуют общепринятым правилам, либо соблюдают их с очень большим трудом. Из-за этого они, как никто другой, склонны к асоциальному поведению.

Ни о каком общем языке между детьми и родителями говорить не приходится. Они только всё больше и больше отдаляются друг от друга и со временем становятся совершенно чужими людьми.

Такие дети не любят свой дом, и при первой возможности стремятся его покинуть - рано жениться, выйти замуж, переехать к подруге или другу и т.д.

Агрессия одна из отличительных черт таких детей. Они, как правило, враждебны по отношению к другим. У них отсутствует самоорганизация и самоконтроль.

Самое главное ребенок, выросший в такой семье, обычно очень одинок и несчастлив, и обладает чрезвычайно низкой самооценкой.

Не имея опыта взаимодействия между близкими людьми, они часто не могут построить отношения во взрослой жизни. Из таких детей часто вырастают люди, склонные к созависимым отношениям и несчастной любви.

Пойми меня

Так называемый авторитетный стиль с одной стороны предполагает выстраивание для ребёнка чётких границ поведения. Но при этом родители должны объяснять ребенку, почему необходимо выполнять те или иные правила, и почему нельзя совершать тот или иной поступок. Причём объяснять надо до тех пор, пока ребёнок не поймет, почему надо поступать именно таким образом.

Ни в коем случае не стоит решать конфликты с позиции силы

Желания и мнение ребёнка должны учитываться в обязательном порядке. Ну, если только они не представляют угрозы для его здоровья или не противоречат общепринятым нормам поведения. Например, нельзя ходить без шапки в мороз, брать чужие вещи, грубить взрослым и т.д. Но и в этом случае ребёнку надо объяснить причину запрета.

Если ребёнок, несмотря на все старания, всё же упорно игнорирует установленные правила, родители могут его и наказать. Но без унижений и подчёркивания зависимости ребёнка от родителей.

Вообще уважительное отношение друг к другу одна из главных особенностей подобного стиля воспитания.

Понятное дело, что при таком подходе предполагается постоянное общение родителей со своими детьми и установление доверительных отношений между ними.

Плюсы

Такие дети вырастают независимыми, открытыми для нового и уверенными в себе. Они принимают общественные моральные нормы без каких-либо трудностей и хорошо вписываются в любой коллектив.

Из таких людей получаются самостоятельные и ответственные, руководители.

А главное, им чаще остальных удаётся построить по-настоящему счастливые отношения. В которых нет места взаимному унижению, агрессии и отыгрыванию комплексов.

Минусы.

Ну, разве что необходимость тратить на ребёнка больше времени и душевных сил, нежели при других способах воспитания. Впрочем, некоторым папам и мамам подобное только в радость.

…Помните, что в воспитании главное соблюдать последовательность. Хуже нет, чем когда родители сегодня требуют от ребёнка неукоснительного соблюдения правил, а завтра из-за занятости или лени об этом уже забывают. Сегодня что-то настрого запрещают, а потом об этом запрете забывают напрочь.

Или, наоборот - ещё вчера ребёнку всё было дозволено, а сегодня папа с мамой решили включить авторитарный стиль.

Неврозы при таком подходе ребёнку обеспечены.

Будьте внимательны к своим детям, уважайте их, не жалейте на них времени и души. И тогда вы сможете предать им по наследству достойный стиль воспитания.

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника – ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам «домашнее» качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают – вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п.

Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением – как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять гувернантку или репетиторов, которые дополнят «образовательное» окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование – основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи – это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе. Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера.

Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка – выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, «подтягивании» знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе – это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах. Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми – воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на «социальной дистанции» - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах. Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно.

Поначалу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми – и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе. Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды – и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению ребенка

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка , так и воспитательные и образовательные цели его родителей. Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей. Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное – построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу. Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу) в возрасте:

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка , которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу – чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка , составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка , нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия. Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка , одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок , не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают. Другая сфера приложения индивидуального обучения – работа с так называемыми «сложными», «особыми» детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе. Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок , несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у «среднестатистических» детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим. Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка . Во-первых , общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых , при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка , способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

Так что же выбрать – домашнее обучение, репетиторов, детский сад или пансион? Как сочетать возможности разных форм обучения и воспитания? Наверное, у каждого родителя есть четкое представление о том, как надо обучать ребенка , каких ошибок следует избегать. При этом мы основываемся в первую очередь на негативном или позитивном опыте, вспоминая свои школьные годы. Многое зависит и от финансовых возможностей семьи дать ребенку приличное образование. Но при прочих равных условиях можно выделить общие возрастные особенности организации обучения ребенка , которые вносят свои коррективы в построение индивидуального плана развития ребенка . В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды. Наилучшие результаты дает гибкое и гармоничное сочетание развивающих возможностей семьи и усилий профессиональных педагогов. Обучение, как и воспитание, начинается с рождения ребенка . С первых дней, общаясь с близкими взрослыми младенец учится – смотреть и видеть, слушать и слушать, быть внимательным, просить помощи и действовать самому. В младенчестве складывается не только стиль взаимоотношений с окружающими, но и стиль интеллектуальной активности ребенка , которая прямым образом влияет на последующие успехи ребенка в обучении. Младенцу важнее всего близкие отношения с мамой. Именно мама, общение с ней становится для него источником новых впечатлений, новых интересов и сил исследовать этот мир. Вообще-то говоря, в этом возрасте любые игры, любое взаимодействие с ребенком можно рассматривать как настоящее развивающее занятие. Собственно образование в этом возрасте реализуется через организацию развивающей среды и общение со взрослыми. При этом участие профессионального педагога может ограничиться консультированием по созданию игровой развивающей среды, подборе игрушек и организации режима дня ребенка . Ребенок подрастает, с каждым днем его возможности расширяются, и внимательный родитель видит, как быстро малыш схватывает все новое, что появляется в его окружении. Такой быстрый темп развития нередко просто завораживает. Маленькие дети поражают воображение взрослых своими способностями – около полутора лет становится видно, что у ребенка масса задатков. Многим мамам и папам хочется использовать момент, начать систематическое обучение ребенка . Тем более, что возраст от 1,5 до 2,5 лет в силу целого ряда факторов весьма благоприятен для овладения различными навыками – дети легко овладевают разговорной речью на иностранных языках, учатся тонкому восприятию оттенков цвета, звуков музыки, способны без всякой робости самовыражаться в движении под музыку. Но развивающая работа с малышами – задача не самая простая. В отличие от школьника, и тем более взрослого, у ребенка нет стремления учиться, делать правильно, лучше, чем обычно у него получается. До трех лет большинство детей хотят не учиться у взрослого, а стремятся просто действовать – не говорить правильно, а разговаривать, не запоминать названия геометрических фигур, а строить из них домик, не рассматривать картинки, а перелистывать странички, не рисовать аккуратно, а играть с красками и т.п. Ограничение активности, требование аккуратности, внимательного отношения к тому, что делает взрослый, нередко, вызывает бурю возмущения у ребенка – ведь взрослый мешает ему действовать так, как хочется! Вообще при занятиях с маленькими детьми всегда следует помнить о том, что интеллектуальный потенциал малыша, как правило, сильно опережает его возможности управлять своим поведением, поэтому «несобранность» двухлеток надо принимать как данность. Обучение в этом возрасте возможно только через игру с ребенком, при этом полезно идти за замыслом малыша и очень корректно предлагать новое видение ситуации, новые способы действия, еще не знакомые крохе. Ребенок развивается, познает окружающий мир, его закономерности через собственные исследовательские действия и взрослые могут помочь ему в этом, предоставив возможность совместного исследования возможностей предметов в видах деятельности, доступных малышу – в рисовании – красками (кисточкой или пальчиками), карандашами, фломастерами, мелками, в лепке, в аппликации, в играх с водой, песком, палочками и камешками, крупами, тестом, мукой и т.п.. Каждой маме знакома непоседливость юного исследователя, как настойчиво он требует новых игр и как быстро переходит от одного занятия к другому. Усидчивость, концентрация внимания – не самые сильные стороны ребенка до трех лет. Конечно, надо развивать способность заниматься одним делом продолжительное время, но заставить малыша невозможно – он быстро устает, может раздражаться, или вовсе теряет интерес к навязываемым занятиям. С другой стороны, для развивающих занятий в этом возрасте очень важна регулярность. Ребенок качественно овладевает новыми умениями постепенно, только если постоянно создаются похожие ситуации, в которых вновь и вновь повторяется то, что заинтересовало его в прошлый раз. Кроме того, не стоит забывать про личностную незрелость малыша. Не смотря на все свои таланты, он еще не готов самостоятельно общаться с педагогами вне семьи. Помещение ребенка в самые замечательные ясли, с прекрасными педагогами и чудной развивающей средой, продолжительный по времени отрыв от матери, нередко становятся настолько тяжелым стрессом, что его последствия продолжают сказываться еще многие годы, мешая ребенку не только гармонично строить свои отношения с окружающими, но и успешно учиться. Поэтому воспитание и обучение малыша в этом возрасте вне семейного окружения вряд ли можно рассматривать как благоприятный вариант. Организовать систематические занятия с ребенком дома можно, но сложно. Во-первых , потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто – нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей. Во-вторых , вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: «Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу», «Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру». Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше. Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество. В-третьих , так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка , не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему – не делать за него, и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки. Для ребенка раннего возраста, от года до трех лет идеальным вариантом развивающих занятий является посещение несколько раз в неделю занятий в группах развития, где профессионализм педагогов сочетается с возможностью индивидуального подхода к каждому ребенку (так как детей в группе не больше шести-восьми) и плюсами от общения ребенка со сверстниками. Присутствие других детей, их участие в занятиях не только дает малышу возможность совершенствоваться в навыках общения, но и заставляет с большим интересом относиться к обучению, расширяет его кругозор. А присутствие сопровождающего взрослого – мамы или няни, позволяет крохе чувствовать себя уверенно и защищено. При этом очень важно, чтобы занятия с малышами перемежались совместными играми, общением, а не превращались в рутинную «познавательную» работу. Больше возможностей для развития ребенка дают не занятия «кружкового» типа – по 30-45 минут, а более продолжительные программы кратковременного пребывания, которые предусматривают полноценную работу группы детей как в направлении получения новых знаний, так и в совершенствовании навыков общения. После четырех лет большинству детей полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении или регулярно посещать длительные занятия в развивающих группах. Связано это с тем, что программа обучения в школе, да и в дошкольном возрасте, постепенно усложняется, заниматься надо много и качественно. Кроме того, после четырех лет значительно возрастает роль регулярного общения с другими детьми – как для формирования социальных навыков, так и для интеллектуального развития и общей психической активации ребенка , что весьма сильно сказывается на его психическом развитии. Но при этом не стоит забывать и про роль семейного окружения. Именно общение с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами расширяет кругозор ребенка , не только обеспечивает ему уверенность, но и активно влияет на развитие его интеллектуальных интересов, стремление учиться и добиваться своих целей в жизни.

К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

См. статью «Ай да наши пальчики! Первые игры для развития мелкой моторики», № 3, 2006 г.

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.