Что необходимо ребенку в 8 месяцев. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

10.08.2019

Где бы ни оказался ваш малыш. Он старается обследовать как можно большую территорию. Найдя связку ключей, ребенок подбирает ее, «разговаривает» с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к малышу, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию.

В течение 8 месяца ребенок научится различать все больше и больше предметов и обнаружит способность возвращаться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, кроха интуитивно обнаруживает, что можно одновременно заниматься несколькими игрушками. Умственные способности младенца развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Учимся понимать друг друга

Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки. Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные для 2-3 месячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и может произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживает какой-нибудь особенный звуковой ряд и используют его в течение целой недели, прежде чем перейти к другому.

Ребенку нравится слушать, как разговаривают мама и папа, и он может подолгу играть в одиночестве, если родители время от времени обращают на него внимание. Малыш начинает различать свое имя, и это значительный шаг вперед в его развитии. Если кто-то называет кроху по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто это произнес, плюс он может общаться с окружающими с помощью жестов.

Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжает недоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражает неудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и не перестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течение некоторого времени.

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает знакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчивым к разным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говорит «нет», ребенок прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.

Двигательные навыки ребенка в 8 месяцев

Большинство детей в 8 месячном возрасте умеют самостоятельно сидеть . Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранит равновесие, и он совершает ими множество других действий – дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Обычно карапуз одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Большинство малышей хорошо ползает. Особенно активный ребенок способен достичь большего – научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз – это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, маленький человечек начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть.

В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важный дел. В этом возрасте у малыша формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физические процессы, происходящие в его нервной системе.

Кроха начинает разбираться в непростых ситуациях и принимать решения. К примеру, иногда малыш, приближаясь к краю кровати, будто понимает, что может упасть и останавливается. Но, к сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны не терять бдительность.

Вижу, слышу, ощущаю…

Одна из характерных особенностей ребенка в 8 месяцев – умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами, как будто хочет взять. Кроме того, карапуз начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов: берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один – в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.

На 8 месяце ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Он узнает знакомые вещи, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в нормальное положение. Любопытство малыша вызывает также положение в пространстве собственного тела. Он ерзает и выгибается на руках у мамы, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.

В возрасте 8 месяцев ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как единое целое. Карапуз проявляет интерес к матрешкам, вкладывающимся стаканчикам. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета.

Самый большой интерес у малыша вызывают вещи круглой формы. Дайте ребенку мяч – он будет снова и снова вращать его, пытаясь обнаружить углы, найти его переднюю, заднюю, верхнюю и нижнюю стороны. Внезапно кроха обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, привязанную к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону.

На 8 месяце у ребенка появляются способность возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре. В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки.

Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчез из поля зрения, совсем необязательно пропадает навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. И хотя малыш догадывается, что мама рядом, ему хочется знать это наверняка.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

Дети любят играть, находясь в разных положениях – сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки. Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: «чашка», «телефон», «кукла», «котенок», ложка», «собака», «кубик», погремушка», «банан», «клоун». Во время игр не забывайте называть их.

Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и «почитайте» ему. Исследуйте вместе с любимым «чадом» отражения в зеркале. Покажите крохе тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

С каждым днем малыш все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти игрушки, которые могут реагировать на его действия – пищать, растягиваться, выскакивать и т.д. Кастрюльки и сковородки доставляют карапузу больше удовольствия, чем любые игрушки, купленные в магазине.

Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если малыш успешно справится с задачей, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли кроха, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльке какие-нибудь предметы. Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите малышу, как бить крышкой о крышку.

Физические навыки ребенка 8 месяцев

Качайте малыша на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом». Такие игры развивают чувство равновесия, и ребенок начинает контролировать свои движения. Под ритмичную потешку или музыку, покачивайте сына или дочку вверх-вниз. Ваше чадо будет заранее смеяться в ожидании предстоящего «прыжка».

Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог дотянуться до него. Он с удовольствием будет ударять по мячу, и наблюдать, как тот раскачивается. Поиграйте с ребенком в «Делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», и пусть малыш повторяет ваши движения.

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.
  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.


Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.

Поведение 8-месячного малыша становится более разнообразным: усложняются игры, повышается двигательная активность, в его речи появляется множество звуков, усиливаются эмоции. Анализируя развитие своего младенца, многие родители задумываются: что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Все дети индивидуальны, однако есть общие показатели, в соответствии с которыми развивается большинство здоровых малышей.

Восьмимесячный ребенок уже уверенно сидит, ему удобно играть в таком положении

Физические навыки

Большинство 8-месячных малышей уверенно сидят. Теперь они не опираются на ручки, а совершают ими множество различных действий: берут лежащие рядом игрушки, трясут их, тащат в рот, кидают. При этом грудничок одинаково хорошо использует правую и левую руки. Ребенок замечает изменения в окружающем мире: пытается вернуть в первоначальное положение перевернутый предмет, ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Активность 8-месячного малыша резко возрастает. Многие дети в этом возрасте хорошо ползают, переворачиваются со спины на живот и в стороны, подтягиваются из сидячего положения. У некоторых малышей получается самостоятельно подняться на ножки, удерживаясь, например, за спинку кроватки. Незрелая нервная система младенца не успевает за его физическим развитием, поэтому даже во сне ребенок будет пытаться ползти, садиться, подниматься. Родителям следует набраться терпения, чтобы в этот сложный период помочь малышу нормализовать сон. Потребуется чаще вставать к ребенку ночью, успокаивать его и возвращать в кроватку.

Ребенок в 8 месяцев активно включается в игру со взрослым. Он прячется под платком и находит маму, радуется, когда папа катает машинку, пытается бросать мяч. При этом малыш может быть занят двумя делами одновременно. Если его отвлечь от игры, он через некоторое время вновь вернется к своему занятию.

В этом возрасте малыш уже настороженно относится к незнакомца и пытается спрятаться от пугающих его явлений

Психическое развитие

В этот период происходит большой скачок в эмоциональном развитии младенца. Теперь он способен распознавать настроение окружающих и даже подражать ему. Например, видя, что старшая сестренка плачет, 8-месячная малышка тоже может заплакать. Грудничок способен делить с вами радость, грусть, сопереживать и сочувствовать. Однако плохое настроение малыша можно легко сменить на хорошее, переключив его внимание на новый объект.

В этом возрасте появляются новые страхи. Больше всего младенец боится расставания с мамой: он не отпускает ее от себя ни на минуту, желая, чтобы мама постоянно находилась в поле его зрения. Большинство малышей настораживаются в присутствии незнакомых людей. Не настаивайте на знакомстве, но и не настраивайте ребенка против посторонних. Некоторые дети в 8 месяцев начинают бояться пылесоса, стиральной машинки, соковыжималки. Познакомьте ребенка с каждым видом бытовой техники, доступно объясняя, для чего она предназначена.

Даже во время игры малыш прислушивается к речи находящихся рядом людей. Он понимает знакомые слова, пытается взглядом отыскать предметы, когда их называют. Ребенок в 8 месяцев очень любит, когда с ним разговаривают, читают ему или поют. Он начинает подражать речи взрослого, регулярно добавляя в свой лепет новые слоги. В этот период родители могут услышать первые подобия слов, в которые малыш вкладывает конкретный смысл. Например, проголодавшись, он может говорить «ма-ма-ма», желая, чтобы папа поиграл с ним, звать «па-па-па». В речи 8-месячного ребенка можно услышать все звуки родного языка.

Восьмимесячный малыш уже хорошо умеет ползать, причем как вперед, так и назад

Достижения малыша к 8 месяцам

Сравнивая то, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, с навыками вашего малыша, не расстраивайтесь, если он в чем-то отстает. Каждый младенец уникален и развивается по-своему. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, оценивая его достижения, ориентируйтесь на дату, в которую он должен был родиться. Нормально развивающийся здоровый ребенок к концу 8 месяцев должен:

  • самостоятельно садиться и ложиться (на спину, на живот);
  • хорошо ползать вперед и назад;
  • ползти, удерживая в одной руке предмет;
  • вставать, придерживаясь за опору;
  • держась ручками за барьер, переступать боком;
  • играя, подражать действиям взрослых;
  • выполнять различные действия с игрушками: катать мяч, нанизывать кольца, качать куклу;
  • поднимать мелкие предметы двумя пальчиками;
  • понимать вопрос «где?», поворачивая голову в сторону названного предмета;
  • узнавать себя на фотографиях и в зеркале;
  • с помощью взрослого играть в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • возвращаться к прерванному занятию;
  • пить из кружки, придерживая ее ручками;
  • танцевать под веселую музыку;
  • по просьбе протягивать ручку, поднимать голову;
  • откусывать и жевать мягкую пищу;
  • не сопротивляться при высаживании на горшок;
  • узнавать маму, папу, другого близкого человека среди взрослых;
  • помнить, во что играл несколько дней назад;
  • сильно бояться расставания с матерью;
  • произносить звуки и слоги, подражая взрослому.

Если вашему малышу 8 месяцев, обязательно читайте ему книжки, особенно стихи — их детки любят за ритмичность и напевность

Как помочь правильному развитию ребенка?

Малышам любого возраста не обойтись без помощи мамы и папы. Чтобы физическое и психическое развитие младенца было правильным, уделяйте крохе много внимания, регулярно занимаясь и общаясь с ним. Если в поведении вашего ребенка что-то кажется вам странным, не стесняйтесь обращаться к детскому врачу.

  1. Ежедневно делайте грудничку массаж и проводите с ним гимнастику. Чтобы научить малыша хорошо держать равновесие на ножках, иногда используйте ходунки. Но помните, что в таком приспособлении ребенок может находиться не более часа в день, а 1 упражнение должно длиться до 15 минут, иначе неокрепший позвоночник будет испытывать большую нагрузку.
  2. Малыш в 8 месяцев копирует многие движения взрослого, поэтому показывайте ему как можно больше действий: надевайте и снимайте обувь, завязывайте шнурки, взмахивайте руками, стройте пирамидку, бейте в барабан, заводите музыкальную шкатулку.
  3. Если грудничок не спешит ползать, простимулируйте этот важный навык. Во время купания поместите ребенка в ванну вниз животиком и начните постепенно заполнять ее водой. Из-за поднимающегося уровня воды малыш поднимется на коленки и локти. Внимательно следите, чтобы ребенок не захлебнулся.
  4. Чтобы развить навык откусывания и жевания, давайте грудничку небольшие кусочки фруктов, овощей, печенья. Это необходимо делать в том случае, если ваш малыш имеет 4 зуба или больше.
  5. Постоянно пополняйте словарный запас ребенка, называя всевозможные предметы и действия. Комментируйте все, что делаете во время игры, уборки, прогулки, купания.
  6. Ребенку в 8 месяцев нужны разнообразные книги. Обеспечьте его детскими изданиями с крупными понятными картинками, по которым он будет учиться новым словам. Для малыша в этом возрасте очень важны стихи. Дети любят ежедневно слушать привычные для них строчки.

Активность подрастающего ребенка увеличивается с каждым днем, а значит, родителям необходимо следить за безопасностью его перемещений. Проверьте все ящики и шкафы, до которых может добраться непоседа: они не должны содержать опасных или ценных вещей. Бьющиеся, острые предметы, лекарства, документы, деньги держите на самых высоких полках. Помните, что малыш может быстро научиться забираться вверх и открывать различные замочки.

Вашему малышу уже восемь месяцев. В его жизни появляется всё больше открытий. Он всё чаще радует маму и папу. Если вы задаётесь вопросом, что должен уметь делать ребенок 8 месяцев, то в этой статье вы найдёте ответы на этот вопрос.

Физические изменения

За последний месяц ребёнок в среднем набирает 550 грамм, а рост его увеличивается – на 1,7 см.

За общепринятыми показателями восьмимесячный мальчик весит от 7 до 10 кг, а девочка – от 7 до 9 кг. Рост таких деток от 67 до 73 см и от 66 до 72 см у мальчиков и девочек соответственно.

В этот период рост карапузов уже не такой активный. Сейчас все силы брошены на развитие физических способностей организма ребёнка.

Мой сын в восемь месяцев уже весил 9 кг 400 г, а рост у него был – 74 см.

В этот период у деток уже может быть четыре зуба: два снизу и два сверху. Но это далеко не обязательно. Так что не расстраивайтесь, если у вас не так.

Развитие речи

  1. Ребёнок громко разговаривает, верещит.
  2. Умеет говорить (по-своему) шёпотом.
  3. Собирает «слова», ставит ударение, правильно передаёт интонацию.
  4. Пытается повторять звуки, которые слышит.
  5. Уже называет предметы своими именами (понятными только ему и маме).

Двигательная активность ребёнка

  1. Свободно может держать мелкие предметы, перекладывать их из правой руки в левую или наоборот.
  2. Ребёнок может одновременно брать две игрушки. А если ему предложить третью, то он её возьмёт, при этом освободив одну руку.

По тому, какой рукой малыш чаще берёт предметы, уже можно сказать ребёнок будет левшой или правшой.

Мой сын в первую очередь использовал левую руку. Но стоит не забывать, что нагружать нужно обе руки малыша. Просто одна останется доминантной. И не пытайтесь переучивать ребёнка, если он оказался левшой, это только навредит ему.

  1. С лёгкостью переворачивается на спину и на живот. Благодаря этому совершает первые попытки ползти. Однако стоит заметить, что далеко не все дети в этом возрасте к этому способны.

Мой сын, например, только в 9 месяцев начал ползать .

  1. Малыш уже сидит с ровной спинкой. Но не стоит расстраиваться, если у вашего ребёнка это ещё не получается. Развитие этого навыка допустимо до 9 месяцев включительно.
  2. Если перед ребёнком поставить свои пальцы, он ухватиться за них и попытается подтянуться.
  3. Карапуз принимает разные позы, при этом демонстрирует свою гибкость и умение удерживать равновесие.

Психоэмоциональные навыки

У ребёнка проявляются новые навыки и усовершенствуются старые:

  1. Малыш понимает значение слов, понимает, о чём его просит мама. Может с лёгкостью указывать на предмет или объект о котором его спрашивают.
  2. Карапуз уже знает, что такое «нельзя». Может очень расстраиваться и даже начинать показывать свой характер.
  3. Различает предметы за размером и формой. Может откладывать в одну сторону, например, все красные объекты или все круглые.
  4. Ребёнку нравится бросаться вещами, при этом он с удовольствием наблюдает за падением предметов.

Питание и сон

В восемь месяцев ребёнка необходимо кормить, не чаще, чем 6 раз за сутки. Промежутки между кормлениями составляют в среднем 4 часа. Нужно стараться полностью отучать малыша от питания в ночное время. Вот советы, как этого добиться:

  1. Накормить малыша суточной нормой в дневное время.
  2. Последним и первым кормлением должны быть грудное молоко или смесь.
  3. За два часа до сна дайте ребёнку питательную пищу, это может быть каша.
  4. Ночью, если малыш просыпается от желания покушать, предлагайте ему чай.

В рацион детей на грудном вскармливании добавляются желток, мясо нежирных сортов, в редких случаях творог. Уже допускается приготовление многокомпонентного пюре.

Для детей-искусственников также вводят новые продукты в рацион питания и расширяют уже знакомые группы продуктов.

В этом возрасте одно – два кормления может быть полностью замещено прикормом.

Сон у ребёнка занимает в среднем 14 часов. При этом ночью он может спать 11 часов, а днём иметь двухразовый сон в среднем по 2 часа. Не забывайте приучать ребёнка к режиму. Лучше всего класть кроху спать в одно и то же время.

Мальчик и девочка

Не редко можно услышать вопрос, что должен уметь мальчик в 8 месяцев, как и другой вопрос, что должна уметь девочка в 8 месяцев. Однако в этом возрасте малыши развиваются практически одинаково, следовательно, дать ответы на эти вопросы нельзя. И если вы видите, что соседская девочка раньше села или у неё раньше вылез первый зубик — это вовсе не потому, что она женского пола. Существует много причин и факторов, способствующих этому. И, вполне нормальной будет ситуация, когда у вашего мальчика какие-то достижения появятся раньше, чем у соседской девочки того же возраста. Просто это всё индивидуальные особенности детского организма.

А в восемь месяцев уже даже вес и рост у детей разного пола практически уравнивается.

Отклонения от норм

Можно начинать говорить о проблемах в развитии ребёнка, если у него обнаружен как минимум один признак:

  1. Не реагирует на звуки.
  2. Не произносит слоги.
  3. Не радуется, не улыбается .
  4. Не узнаёт родственников, не тянется к маме.
  5. Не обращает внимания на игрушки, не пытается их взять в ручку.
  6. Не пытается садиться и поворачиваться.
  7. Не пробует подниматься, держась за опору.

Если вы заметили, что у ребёнка есть хоть один такой признак, обратитесь к доктору. Только он сможет точно установить диагноз.

Помогаем крохе развиваться

Малышу крайне необходима поддержка мамы. Помогите своему ребёнку быстрее и правильней развиться.

  1. Продолжайте тренировать мелкую моторику малыша. Для этого используйте мешочки с бусинками или другими мелкими объектами, игрушки с кнопочками, предметы с крышечками.
  2. Стройте со своим карапузом пирамидки с разноцветными кольцами. Объясняйте ребёнку, что их нужно ставить по размеру, обращайте внимание, что кольца разных цветов, называйте их.
  3. Стимулируйте ребёнка ползать.

Я учила своего сына так: клала ребёнка на животик и показывала его любимую игрушку. При этом вначале я была совсем близко от него, а когда он пытался подползать ко мне, немного отходила назад. Но делать это нужно буквально несколько минут, ребёнок устаёт.

  1. Показывайте карапузу ваши фотографии, пусть пробует найти себя.
  2. Не стесняйтесь танцевать с любимым пупсом. И можете подпевать, ребёнку это понравится, и он тоже будет стараться повторять за вами.
  3. Пусть малыш привыкает удерживать равновесие. Можно слегка подкидывать его вверх и опускать вниз.

Моему сыну очень нравились подкиды, он так верещал и смеялся от удовольствия.

  1. Когда малыш купается, опускайте в воду к нему разные игрушки. Можно использовать какие-то контейнеры, чтоб ребёнок пробовал переливать воду из одного объекта в другой.
  2. Карапуз очень хочет быть похожим на маму, поэтому разрешайте ребёнку «помогать» вам на кухне. Пусть играет с кастрюлями, ложками, представляет, что он тоже готовит кушать. Также для этих игр можно использовать игрушечную посуду.
  3. Часто бывайте на улице, обязательно называйте ребёнку всё, что он видит или слышит.

Так и пролетело уже 8 месяцев. Малыш заметно подрос, начинает ползать. В его рационе уже много новых блюд, продолжают вылезать зубки. Он стал подвижнее и активнее. А впереди вас ждут ещё большие открытия.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев:

  • Переступать ножками, если его поддерживают за ручки;
  • Сидеть или пытаться сидеть;
  • Ползать или пытаться ползать;
  • Подползать к опоре и вставать в вертикальное положение;
  • Переворачиваться в разные стороны;
  • Стоять и раскачиваться на четвереньках;
  • Ложиться на спину из положения сидя;
  • Пережевывать мягкую пищу (при наличии зубов);
  • Делать «ладушки»;
  • Узнавать себя в зеркале и улыбаться;
  • Около 10 минут и больше играть самостоятельно.

Физическое развитие

Малыш поправился на 500 грамм, вырос на 0,5-1,5 сантиметра, объем груди и головы увеличились на 0,5 сантиметра. В среднем параметры выглядят так: вес – 7-9 килограмм, рост 67-71 сантиметров. Незначительные отклонения не страшны.

Правильно ползаем

Если ребенок много ползает, не переживайте и не ограничивайте его в этом, ему легче потом будет ходить. Он активно развивает свои мышцы спины, живота, рук и ног. Хорошо ползающий ребенок – это хорошо развивающийся ребенок. Поддерживайте малыша за ручки, он будет усердно пытаться делать свои первые шажки.

При правильном ползании малыш заносит вперед правую руку и левую ногу, после левую руку и правую ногу.

Что мы кушаем?

Ребенок кушает разные блюда, пять раз в день, приблизительно через каждые 3-4 часа. Сам тянется за ложечкой и если она попадает ему в ручку, пытается кушать самостоятельно. Конечно, это не очень получается, большая часть еды остается на одежде и слюнявчике, но не отказывайте иногда ему в этом удовольствии. Помогайте правильно держать ложечку и направляйте ее в ротик, так как сам кроха может попасть и в нос, и в щечку. Поите его из чашки, вскоре это он будет делать сам. Заваривайте детский чай, делайте компоты, попробуйте дать детский сок без сахара (можно с фруктозой) и разведите его в бутылочке на 50% кипяченой водой.

В 8 месяцев развиваются вкусовые рецепторы, и ферментная система достаточно окрепла. Ребенок уже ест кашу со сливочным маслом и овощное пюре с растительным или оливковым маслом. Дети, на искусственном кормлении, кушают фруктовое пюре. Тем самым два грудных кормления и три кормления смесью заменены новыми продуктами, но утром и перед сном полакомите свое чадо молочком или смесью обязательно.

  • Учим детей пользоваться ложкой

Пора вводить мясо. В первый день даем половину или одну ложку, далее увеличиваем порцию до 20-30 грамм в день. Первым рекомендуют вводить кролика, так как его мясо не считается аллергеном. Затем пробуйте индейку, говядину, она богата железом, телятину. Многие малыши с удовольствием едят конину. Мясо нужно варить, размельчать в блендере до однородной консистенции, можно покупать приготовленное в промышленном производстве. Смешивайте мясо с овощным отваром или пюре, безмолочными кашами (гречневой или рисовой).

Другие продукты. Начинаем давать детский творог (рекомендуемая суточная доза 30 грамм), картошку, свеклу и пшеничный хлеб (5 грамм). Не добавляйте в еду соль или сахар. Вводя новый продукт, консультируйте со своим педиатром, ведь маленькие дети очень уязвимы, навредить им легко.

Зубы

В 8 месяцев у одного ребенка можно найти 4 зубика (два нижних и два верхних центральных резца) во рту, у другого не одного. Подумайте о зубной щетке и пасте. Ребенку легче к чему-то привыкнуть с более раннего возраста. Чистить зубы можно вместе, так даже веселее, ведь малыши так любят все повторять за взрослыми.

  • Когда начинать чистить зубы детям

Выкладывайте малыша на живот – он быстро должен встать на четвереньки. В этом возрасте детям не характерно долго лежать.

Проведите несколько простых упражнений для определения развития ребенка, в 8 месяцев ребенок должен:

  1. В положении сидя, снять с себя пеленку, которой вы накрыли его.
  2. Выразить свои эмоции и недовольство, если у него забрали интересную ему вещь.
  3. Поиграйте с крохой в прятки, каждый раз, когда вы появитесь, он должен выражать радость и смех.
  4. В одну руку дайте игрушку, во вторую ложку, ребенок должен в обеих ручках уметь держать разные предметы.
  5. Положите небольшой мячик перед малышом, он должен его взять двумя пальчиками.
  6. Называйте знакомые ребенку предметы, он на них будет показывать ручкой.
  7. Покажите какое-нибудь действие, например, покатайте по полу маленькую машинку или мячик. Ребенок попытается повторить ваше действие.

Эмоциональное развитие

С каждым месяцем малыш все лучше понимает ваши слова и даже выполняет просьбы. Если вы попросите дать хорошо знакомый ему кубик, который лежит в стороне от него, он дотянется, возьмет его в ручку и даст вам. Продолжайте играть с ним в «перетягивание каната». Тонкий шарф держите руками вы и малыш, тянете сначала на себя, после легко отпускаете на него. Учите его махать ручкой, когда кто-нибудь уходит.

Опасайтесь громких звуков, не включайте резко пылесос или другую громкую технику, ребенок может очень сильно испугаться.

Можете начинать учиться рисовать. Дайте малышу карандаш и бумагу — он либо нарисует пару закорючек, либо просто начнет рвать бумажку, но моторика и мышление его будут развиваться.

Сон

Спит ребенок не менее 10 часов в сутки. Один раз ночью, длительностью 7-10 часов и два раза днем от 40 минут до 2 часов. Ночное кормление индивидуально, многие дети отказались от него, некоторые ночью покушать любят.

Больше разговаривайте с ребенком, не искажая слов, читайте книги разной интонацией. Чем больше он слышит, тем больше запоминает. Показывайте музыкальные игрушки и книжки, нажимая на кнопки, быстрее развивается мелкая моторика и сообразительность. Стройте башенки из кубиков и собирайте пирамидки, ребенок в восемь месяцев это не повторит, но разрушит и разбросает. Это знак того, что он пытается подражать вам. Сидя на кровати или в коляске он может выбрасывать из нее игрушки, поднимите и положите обратно, ребенок не вредничает, он хочет так поиграть.

Будьте аккуратнее со шкафчиками, маленькие исследователи учатся их открывать. Либо заблокируйте их, чтобы нельзя было открыть, либо уберите подальше химические средства, лекарства, острые и мелкие предметы.

Какие бывают отклонения

Обратитесь к специализированному врачу, если:

  1. Выложили ребенка на живот, и он долго на нем лежит, не вставая на четвереньки.
  2. При ползании сначала малыш передвигает ручки, а затем подтягивает ножки.
  3. При ползании одновременно двигает правой рукой и ногой, а затем левой рукой и ногой.
  4. Не проявляет эмоций.
  5. Не лепечет.
  6. Не пытается сидеть, ползать, вставать.
  7. При поддержке не стоит.