Тема занятия: «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. Беседы с родителями несовершеннолетних темы Беседа о милосердии и сострадании

11.02.2024

Тема занятия: «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

4. Учить детей правильно выражать свое эмоциональное состояние и понимать чувства других людей.

Материал для занятия:

Игрушка «Добряша», книга Г.Остера «Вредные советы», рассказ Л.Толстого «Два товарища», «волшебный стул», пиктограммы с выражением чувства радости, грусти, злости, страха и удивления, трафареты лиц мальчиков и девочек по количеству детей без выражения эмоций, картонный макет детского сада, фланелеграф, 6 карандашей основных цветов на каждого ребенка, диск с записью песни «Дорогою добра» муз.Минкова, сл.Энтина.

Ход занятия:

Педагог приглашает детей в зал и обращает внимание детей на то, что к ним пришли гости, которые хотят увидеть, какие умные, красивые и замечательные дети в этой группе. Педагог предлагает детям сделать «Круг друзей». Дети встают в круг со словами: «Ты мой друг и я твой друг. Становись скорее в круг! Крепко за руки возьмись и друг другу улыбнись! Хлопни, топни, покружись и друг с другом обнимись! В соответствии словам имитируют движения.

Педагог хвалит детей и предлагает сесть на стульчики. Он сообщает им, что кним на занчтие спешит еще одна гостья, но прежде чем она появится, она просит послушать ее самую любимую песню.

Педагог включает песню «Дорогою добра». На последнем куплете песни педагог вносит в зал игрушку «Добряшу». Добряша здоровается с детьми и спрашивает: «Понравилась вам моя самая любимая песня? А о чем эта песня?» Выслушивает ответы детей. Добряша говорит, как зовут ее и просит детей догадаться, почему ее так назвали. Слушает ответы детей. Добряша хвалит детей за сообразительность и поясняет: «Да, я люблю делать добрые дела. И мою страну, откуда я пришла зовут Добряндия. Там все жители добрые, внимательные друг к другу, умеют себя хорошо и правильно вести. А вы ребятки умеете?» Педагог предлагает детям послушать советы, как надо себя вести с окружающими тебя людьми и высказать свое мнение детям.

Советы Г.Остера:

1. Когда получишь в ухо, не лей напрасных слез и вежливо, но сухо ответь ударом в нос!

2. Рви и пачкай все, что мама надевает на тебя. И тебе пойдут и купят много новеньких вещей!

3. Ну-ка, стукни в лоб соседа! Он тебя, а ты его! Наконец-то вам удастся время провести не зря!

4. На детском празднике, когда начнут давать подарки- не стой застенчиво -

Вперед протискивайся ловко! Толкай девчонок, малышей отпихивай локтями!

5. Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал. Покажи на друга пальцем и хватайся за живот

Хохоча над другом громко. Пусть он видит лежа в луже- ты ничуть не огорчен!

Дети слушают советы и высказывают свое мнение. Предлагают свои варианты выхода из прослушанных ситуаций.

Добряша хвалит детей, что они правильно умеют себя вести со своими товарищами и близкими.

Добряша интересуется у детей: «А красивые, добрые, вежливые слова вы умеете говорить друг другу?»

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный стул» и показать Добряше, какие дети внимательные друг к другу.

Игра «Волшебный стул» .

Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: «Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!» После того, как песенка закончится, тот, кто окажется ближе к стулу, садится на него.

Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Добряша и педагог хвалят детей за то, что они такие внимательные друг к другу. Педагог приглашает детей на стульчики и предлагает послушать историю, которая произошла с двумя товарищами.

Педагог читает рассказ Л.Толстого «Два товарища». После прочтения рассказа педагог задает вопросы детям:

Что произошло с мальчиками в лесу?

Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

Тот мальчик, который забрался на дерево, каким оказался другом?

Что значит быть плохим другом?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Педагог выслушивает варианты ответов детей и делает вывод: «Да, ребята, дружить надо уметь и в радости и в горе. Дети, а у вас и ваших друзей всегда только хорошее настроение?» Слушает ответы детей. После того, как педагог выясняет, что у детей бывает и плохое настроение и даже злое, то он предлагает встать со стульчиков и показать способы «борьбы» с плохим настроением.

Дети показывают способы «борьбы» с плохим настроением:

1. «Надуть шарик злости».

2. «Потопать ногами».

3. «Сложить плохое настроение в мешочек».

Педагог предлагает Добряше посмотреть, как дети умеют определять настроение друг друга и для этого поиграть в игру «Угадай настроение».

Игра «Угадай настроение» .

Педагог одному из детей дает пиктограмму с настроением, которую он прижимает к себе и никому не показывает, этот ребенок становится водящим. Водящий со всеми детьми идут по кругу со словами:

«Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевай!» Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами: «Настроение у Саши (Кати, Сережи и т.д.) ну-ка быстро отгадай!» Водящий мимикой, жестами показывает спрятанное настроение. Дети отгадывают, после чего водящий показывает пиктограмму с загаданным настроением.

Педагог с Добряшей хвалит за то, что дети такие внимательные к чувствам и настроению друг друга.

Педагог предлагает детям: «А давайте ребятки подарим Добряше подарок на память о нашей встрече?»

Выслушивает ответы детей. Педагог предлагает детям сесть за стол и посмотреть, какой подарок можно приготовить для Добряши. Педагог показывает макет детского сада и трафареты лиц мальчиков и девочек. У лиц нет рта, носа, глаз и бровей, т. е. настроения. Педагог предлагает детям нарисовать на трафаретах то выражение лица, которое детям больше всего нравится и которое они хотели бы подарить Добряше на память. А потом все эти лица наклеить на макет детского сада.

Дети выполняют задание и дарят Добряше подарок. Добряша благодарит детей: «Спасибо вам ребятки за то, что вы такие добрые, внимательные друг к другу, умеете дружить, говорить добрые слова и даже умеете бороться с плохим настроением! Да еще и рукодельные! Теперь я буду смотреть на ваш подарок и вспоминать о вас! Но прежде, чем я уйду и заберу подарок, я хочу, чтобы вы показали мне свою группу. Покажете?» Выслушиваются ответы детей. Добряша напоминает детям не забыть попрощаться с приглашенными гостями и педагог провожает детей с Добряшей в группу под звуки любимой песни Добряши «Дорогою добра».

Список использованных источников :

1) Программа С.И.Семенака «Уроки добра».

2) Программа С.И.Семенака «Учимся сочувствовать,сопереживать».

3) Книга Г.Остера «Вредные советы».

4) Диск с записью песни «Дорогою добра» муз.Минкова, сл.Энтина.

03.07.2015

  • поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;
  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Учитель . Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

· Что же такое милосердие?

· Обратимся к словарю (Ожегов).

· Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

· Милосердный – это какой? (дети подбирают синонимы).

· Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

(Учащиеся рассуждают, приводят примеры )

Учитель . Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

· в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;

· в Москве- 1813060 рублей;

· в Одессе- 709863 рубля;

· в Риге- 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:

· 7-9 рублей стоила корова;

· 3-5 рублей костюм тройка;

· 25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

· в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

· А сколько их, интересно, сегодня?

· Кому они помогают?

(ответы детей).

Учитель. Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.

Творческое задание «Солнце человечности» .

Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

(рисунки крепятся на доску)

Учитель.

· Стоит ли быть в наше время милосердным?

· Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

· Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

· Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

· Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

· Есть ли люди, не достойные милосердия?

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).

· Почему мог произойти такой случай?

· Откуда же в людях равнодушие?

· Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

· Почему утрачивается чувство милосердия?

· Термин «милосердие», к сожалению, непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

· Нужно ли милосердие сегодня?

(Ученики рассуждают и отвечают)

Учитель . Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя? » Врач – целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе не потому,что должен, а потому что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, они есть прямой призыв к милосердию.

И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.

(на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал, чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).

Идёт обсуждение ответов детей.

Учитель . Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Афоризмы о доброте, милосердии.

1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон)

3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго)

4. Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. (В.М.Кожевников)

5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. (пословица)

Мария Петрова
Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»

Конспект беседы на тему : “Сопереживание , сочувствие и безразличие” .

Формирование представлений о сочувствии , сопереживании и безразличии .

1. Актуализация представлений о сочувствии – безразличии .

А. Демонстрация фотографий детей с выражением эмоционального состояния (радость, печаль, уныние, обида, сожаление, огорчение, ликование, испуг, ужасстрах, беспокойствие, тревога, отчаянье, безразличие .) Беседа о том , что можно наблюдать различные выражения эмоционального состояния человека в какой либо момент.

Вопросы к детям :

А можно ли по выражению лица узнать о состоянии человека?

Что выражают лица детей на фотографиях?

А если бы тебя фотографировал фотограф, когда ты поранил палец, разбил колено, когда у тебя болит зуб и т. д., каким будет твое лицо? Покажи.

Подвести детей к пониманию того, что человек понимает состояние сочувствия и безразличия .

Б. Игра “Заколдованный ребенок”

Ребенок не может говорить. Он жестами показывает что с ним случилось. Дети повторяют эти жесты, угадывают состояние другого ребенка, рассказывают, что с ним случилось.

В. Упражнение “Грустная Маша”

Дети встают в круг. Маша в центре сидит на стульчике, делает грустное выражение лица, дети по очереди подходят, пытаются помочь. Ведущий помогает детям, предлагает различные способы воздействия (сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить) . Когда Маша улыбается, она встает в круг, ее место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

Когда Маша в центре радостная, восторженная, подойдите, вместе с ней порадуйтесь.

Данное состояние необходимо выразить словами, жестами.

Маша выбирает того, с кем ей было приятно радоваться вместе. В конце игры ведущий предлагает детям дома наблюдать за мамой, и когда она загрустит утешить ее; Когда радуется – порадоваться вместе с ней.

Г. Упражнение “Сотворение чуда”

В руках у детей “волшебные палочки”. Дети идут на встречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают : “Чем я могу тебе помочь”, “Что я могу для тебя сделать”. (ответы могут быть ситуационные : “Улыбнись, станцуй, спой”; перспективные : дети договариваются о месте, времени сотворения чуда.) Подвести детей к выводу о том, что приятнее : сочувствовать или быть безразличным .

2. Анализ проявления сочувствия – безразличия в художественных произведениях.

А. Чтение стихотворения Г. Глушнева “Соседский щенок”

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная коротка.

Говорят, уже через год

Подойти к нему – разорвет.

А сейчас он тихонько палачет

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе,

Торопливо мне он руку лижет :

“Отпусти меня. Отпусти”

Я глаза отвожу : “Прости, ты не мой.

Понимаешь, не мой. ”

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Вопросы детям :

Что чувствует щенок, если он привязан?

Хорошо ли ему живется?

Кто хочет ему помочь?

Почему мальчику жаль щенка? Как он это выражает?

Почему мальчик не может помочь?

Был ли мальчик безразличен к щенку ? Как вы это узнали?

Спросить детей, приходилось ли им защищать животное? Как? Приходилось ли помогать?

3. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассматривания картин, иллюстраций.

А. Рассматривание двух картинок с изображением полянок : на первой – цветы, травка, бабочки, а на второй – вытаптаная трава, мусор, и сломанные деревья.

Задание детям : если бы ты попал на вторую полянку, как бы ты стал отдыхать :

а) лежал, ничего не делал;

б) убрал бы все;

в) другие варианты.

Б. Рассмотрение картины В. Г. Петрова “Тройка”.

Вопросы детям :

Что происходит на картине?

Как выглядят дети?

Почему они выполняют такую не посильную работу?

Хотели бы вы оказаться на их месте? Почему?

4. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассмотрения схематических лиц (масок) .

А. Предложить детям выбрать маску, соответствующую состоянию сочувствия – безразличия . Предложить детям объяснить свой выбор.

Б. Перед ребенком маски – лица.

Посмотри на маски и скажи, что изображает маска? Почему?

5. Анализ проявления сочувсвия – безразличия на основе схематических поз.

А. Задание детям.

За окном гроза. Мальчик стоит у окна, вдруг грянул гром, и мальчик испугался. Покажи, как он испугался : Голова втянута в плечи, рот открыт, ладонью прикрывает рот.

Вопросы детям :

Что ты испытываешь, если ты испугался?

Чего в такой момент хочется больше всего?

Предложить детям различными способами помочь мальчику.

Б. Упражнение “Печаль”.

Стрекоза не приготовила себе домик на зиму. Она идет к муравью и говорит :

Голодно, холодно,

Жутко зимой!

Пустите погреться

Дайте поесть.

В. Упражнение “Радость” (сорадуемся) .

У Саши был друг. Летом Саша остался в городе, а друг уехал к бабушке на дачу. Скучно стало Саше без друга. Прошел месяц. Однажды Саша открывал дверь, а на пороге стоял его друг. Как же обрадовались они друг другу!

Покажите, как это произошло (взаимодействие в парах) .

Приятна ли такая встреча?

Провести беседу с детьми о том , приятно ли сочувствовать и сорадоваться или приятней быть безразличным .

П. Ощущение сочувствия , сопереживания - безразличия , выражение этих ощущений в творчестве.

1. Ассоциирование.

Предложить детям задание по ассоциированию состояния сочувствия - безразличия .

А. Через музыкальные фрагменты.

Мой успех;

Мой плач;

Моя боль, печаль, грусть и т. д.

Б. Через восприятие цвета.

Предложить рассмотреть цветные полоски, кружочки.

В. Через ассоциирование с героями мультфильмов.

2. Выражение в творчестве.

Чтение стихотворения Г. Глушнева «Соседский щенок» .

Задание детям.

А. Предложить детям послать хозяину щенка иллюстрированное письмо. Нарисовать щенка так, чтобы хозяин понял, что ему плохо и захотел бы освободить его от цепи.

Б. Предложить послать телеграмму, написать такие слова, чтобы хозяин поспешил на помощь щенку. Рассказать, о чем написали в телеграмме.

III. Эмоциональное переживание состояния сочувствия- безразличия , эмоциональное переживание позиции других людей, находящихся в определенном состоянии.

Переживание через моделирование поведения людей.

1. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

безразличия , в которые становится сам ребенок.

Предложить детям проанализировать ситуации.

А. Витя играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал девочку Машу. Мальчик достал мяч из лужи и снова пошел в него играть.

Ты - мальчик. Ты кинул мяч и обрызгал девочку.

Покажи :

а) проявление содействия;

б) проявление сочувствия ;

в) проявление злорадства;

г) проявление безразличия ;

Вопросы к детям :

- Что тебе было приятнее : быть безразличным , или по

мочь другому, или позлорадствовать? Почему?

Б. Коля с Мишей играли в футбол. Коля попал мячом в окно. Вышла соседка и начала его ругать.

Ты - Миша.

Что ты сделаешь :

а) промолчишь и убежишь;

б) скажешь, что окно вместе разбили;

в) заступишься за друга;

г) помолчишь, ничего не скажешь, но останешься;

д) обрадуешься.

2. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

безразличия , в которые ставятся сам ребенок и другие люди.

Упражнение :

Папа с мамой поссорились.

Что ты сделаешь :

а) пожалеешь кого-то из них;

б) попытаешься помирить их;

в) останешься безразличным , уйдешь в сторону.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Доброта и милосердие спасут мир

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (словарь Ожегова)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Большой толковый словарь русского языка)

В жизни по-разному можно жить: В горе можно. И в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям Сергей Островой

Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Беседа «Доброта и милосердие спасут мир»

Цель: Создать условия для обращения к собственным чувствам, развития внимания к окружающим людям, умения учитывать интересы других.

Задачи:

  1. Продолжить развитие внимания, эмпатии, умения чувствовать настроение другого и описывать его.
  2. Создание положительного эмоционального фона.
  3. Создание условий для позитивного отношения к окружающим.

Оборудование и оформление: АРМ, бумага, ручки, фломастеры, магниты и магнитная доска, высказывания о доброте и милосердии.

Возраст детей - 6-8 класс.

Дети рассаживаются за 4 стола.

Этапы

беседы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показ притчи «Всё оставляет след»

Считаю нецелесообразным обсуждать проблему, поднимаемую в притче, т.к. выводы сформулированы в видеосюжете.

Просмотр притчи «Всё оставляет след»

Очень часто мы забываем, или даже не подозреваем, как слово может ранить человека.

Помните, как сказал поэт Вадим Шефнер

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

…..

Итак, тема нашей беседы «Доброта и милосердие спасут мир»

На экране слайд 1 с названием.

Два ключевых слова нашей беседы «доброта» и «милосердие».

Как вы понимаете, что такое доброта? (1 и 2 стол)

Что такое милосердие? (3 и 4 стол)

Учитель демонстрирует ответы слов «доброта» и «милосердие», взятые из словарей. (слайды 2 и 3)

На обсуждение 2-3 минуты.

Дети высказывают свои предположения. Возможные варианты ответов (обычно для обоих слов ответы схожи): это сочувствие, сострадание, желание помочь в трудную минуту, любовь, толерантность и др.

Дети сравнивают значения слов доброта и милосердие.

А теперь прошу вас закончить предложения

Добрый человек - это тот …. (1 и 2 стол)

Милосердный человек - это тот … (3 и 4 стол)

(раздаются заготовки с началом предложений)

(Приложение 1)

На обсуждение и написание ответа 2-3 минуты. Затем дети зачитывают свои ответы. Возможные варианты ответов (оба предложения дети, как правило, заканчивают похоже): это человек, способный прийти на помощь в трудную минуту, внимательный, отзывчивый, и т.д.)

У вас у каждого есть пословицы о доброте. Прошу вас по очереди зачитать их. (приложение 2)

На пословице «Злой не верит, что есть добрый» остановимся подробнее. Прошу вас высказаться, как вы понимаете значение этой пословицы?

Учащиеся зачитывают пословицы.

Учащиеся высказывают свои предположения. По высказываниям учитель понимает глубину восприятия отдельными учащимися проблемы.

Учитель подводит итог: Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, а злой - плохое.

Сейчас я прочту вам притчу. А вы подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику?

Учитель зачитывает притчу.

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, «Что за народ в этом городе?». «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил: ……..


Настоящее окончание притчи. Ответ мудреца:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".

Дети обсуждают варианты ответов. О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают.

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из вас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам должен относиться к ним хорошо. Сегодня мы с вами постараемся разобраться с том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

На столы учащимся выдаются большие листы бумаги и маркеры (или фломастеры). Дети на листах бумаги пишут свои варианты ответов, которые затем вывешивают на доске. Возможные варианты ответов: честность, внимание, умение слушать, сострадание, чуткость, помогать старшим, больным и немощным и др.

Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, милосердных решений?

Предлагается разграничить список добрых дел:

1 стол - по отношению к близким людям (членам семьи);

2 стол - по отношению к одноклассникам;

3 стол - по отношению к старым людям;

4 стол - по отношению к природе.

Возможные варианты ответов: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, беречь и восстанавливать природу и др.

Дети зачитывают свои варианты ответов.

Учитель подводит итоги. На доске выражения, напечатанные на листах бумаги и закреплённые на магниты.

Добрые сердца - сады.

Добрые мысли - цветы.

Добрые слова - корни.

Добрые дела - плоды.

Он просит детей выстроить логическую цепочку.

После ответов учащихся, учитель просит дома завести дневник добрых дел, куда дети будут записывать все свои хорошие дела и поступки.

Дети выстраивают правильный ответ.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца - сады.

Комментируют свою цепочку.

Закончить нашу беседу я хочу стихотворением Сергея Острового (слайд 4)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.

(слайд 5)

В конце разговора, я прошу вас заполнить анкеты. (приложение 3)

Спасибо за ответы.

Дети заполняют анкеты.

Приложение 1

Приложение 2

  1. «Доброе слово лечит, злое калечит»
  1. Злой не верит, что есть добрый
  1. “Добрая слава лежит, а худая бежит”
  1. Добрые вести прибавят чести.
  1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  1. Делай другим добро - будешь сам без беды.
  1. Доброе дело питает и душу и тело.
  1. Добрый человек в добре живет век.
  1. Худо тому, кто добра не творит никому.
  1. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  1. Добрые умирают да дела их живут.
  1. Красота до вечера, а доброта навеки.
  1. Живи добрее, будешь всем милее.

Приложение 3

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (Обведите ответ)

  1. Тема разговора актуальна. После беседы мне захотелось глубоко проанализировать своё отношении к людям.
  2. Тема разговора не очень актуальна. Вопросы, обсуждаемые в беседе, мне не совсем понятны.
  3. Тема разговора меня вообще не заинтересовала.

Спасибо за ответы!


Цели : усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

Эпиграф:

Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц

Помнящий добро никогда не сотворит зла.

Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

Радость у кого-то - порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ход беседы

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий (учитель). «Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина - удочерила девочку?! А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

2. Сообщения о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

Как вы погашаете значение слова «милосердие»?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.

«Вернемся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

В Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

В Москве - 1813060 рублей;

В Одессе - 709863. рубля;

В Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

7-9 рублей стоила корова;

3-5 рублей - костюм тройка;

25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их, интересно, сегодня?

Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

3. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

Ведущий. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Демонстрируется фрагмент видеофильма «Фронтовой санбат».

Учащиеся рассуждают.

4. Чтение и обсуждение статьи или книги на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Учитель (ученик-помощник) читает статью о проявлении равнодушия.

Почему мог произойти такой случай?

Откуда же в людях равнодушие?

Почему бездушие, жестокость спиши нормальными?

Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Ученики обсуждают главы 6—8 повести Б. Васильева «Завтра была война». (Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери «врага народа». Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора. одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

Ведущий . Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «- Ну, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

Нужно ли милосердие сегодня?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

6. Обсуждение вопроса, нужно ли приносить себя в жертву ради других людей.

Ведущий. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Ученики рассуждают.

Ведущий . Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский завет пронизывает творчество П. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

А можно ли приносить в жертву одних люден ради помощи другим?

Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Ученики рассуждают.

7. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!