Суррогатное материнство. За и против. Суррогатное материнство: за и против

16.10.2019

Использование услуг суррогатной матери является одним из самых важных, но в тоже время самых сложных и трудоемких способов лечения бесплодия. Тем не менее, оно остается единственным способом иметь детей тем парам, у которых наблюдаются серьезные проблемы в сфере репродуктивного здоровья, включая деформацию или врожденное отсутствие матки или различные противопоказания для вынашивания и родов. Безусловно, каждый решает сам, как ему относиться к суррогатному материнству. С самого начала у явления суррогатного материнства появилось очень много сторонников и противников, каждый из которых предъявляет свои аргументы за и против.

Доводы сторонников суррогатного материнства:

  1. В мире существует огромное количество пар, для которых использование услуг суррогатной матери - это единственный способ иметь ребенка.
  2. Только с помощью суррогатного материнства однополые пары могут иметь ребенка, который будет генетические родным хотя бы одному из них.
  3. Вознаграждение, которое выплачивается суррогатной матери, более чем привлекательно, и помогает решить множество финансовых проблем, а значит, затраченное время и труды были не напрасны.
  4. Биологическая мать будущего ребенка может оставаться активной и продолжать работать, не выбивается из привычного ритма жизни.
  5. Если рассматривать ситуацию в целом, суррогатное материнство - это один из способов преодоления демографического кризиса.

А вот аргументы противников суррогатного материнства:

  1. Считается, что таким образом дети превращаются в товар. Хотя на самом деле это сложно назвать правдой, ведь суррогатная мать не отдает своего ребенка, она всего лишь занимает ответственное место, вынашивания малыша для пары, страдающей от бесплодия. Именно поэтому работу суррогатной мамы часто сравнивают с работой няни, только более сложной: ее задача - просто обеспечить комфорт и спокойствие малышу, а затем вернуть его генетически родным родителям.
  2. Для суррогатной матери расставание с ребенком, которого она вынашивала в течение 9 месяцев, может обернуться серьезной психологической травмой. Это один из самых веских аргументов противников суррогатного материнства. С одной стороны, действительно, так или иначе женщина привыкает к этому ребенку, и иногда не хочет с ним расставаться. Но то же самое можно сказать о тех же нянях, которые воспитывают детей много лет, и обязаны затем вернуть их родителям. Кроме того, в центрах суррогатного материнства работают специалисты-психологи, чья задача - обеспечивать максимальный психологический комфорт суррогатной матери. Именно по этой причине в программу выбирают женщин, у которых достаточно психологической устойчивости, чтобы понимать, что они вынашивают ребенка, который не имеет к ним самим никакого отношения. К обязательным требованиям к суррогатным матерям относится и тот факт, что у них должен быть как минимум один генетически родной ребёнок. Таким образом, суррогатная мать будет только рада наконец-то вернуться к родному малышу и привычному образу жизни, и не будет скучать по ребенку, за которым она ухаживала 9 месяцев.
  3. Биологические родители не будут испытывать настоящей родительской любви к ребёнку, которого выносила суррогатная мать. Этот вопрос гораздо более сложен, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, действительно, у женщины возникает некоторая ревность из-за того, что ее малыша вынашивает другая. Однако на самом деле всё это очень быстро проходит, когда бесплодная пара впервые в жизни берёт на руки своего родного малыша. Важно понимать, что процесс беременности и родов - это еще не гарантия родительской любви, ведь много женщин не любят своих детей, хотя сами их выносили и родили. А вот люди, которые с помощью суррогатной матери лечатся от бесплодия, очень долго ждали возможности завести малыша, а значит, они готовы к его появлению и точно будут ему рады. Кроме того, ребёнка недостаточно любить, к нему очень важно относиться с вниманием и в каком-то смысле с уважением к этой маленькой, но уже личности. В этом плане детям, рожденным суррогатами матерями, повезло даже больше, ведь их родители уже точно знают, для чего им нужен ребенок, и обеспечат его всем необходимым. Очень редки случаи, когда биологические родители малыша, впервые взяв его на руки, не испытывают к нему теплых чувств. Но даже если всплеска родительских чувств не последовало, всё равно родители ребенка полюбят его, знакомясь с ним понемногу каждый день.
  4. Бывают случаи, когда суррогатная мать не хочет отдавать ребёнка, несмотря на подписанный контракт. В этом плане украинское законодательство идет впереди планеты всей, оно одно из самых демократичных и точно прописанных в плане вспомогательных репродуктивных технологий. В украинском законодательстве очень четко указано, что ребенок, выношенный и рождённый суррогатной матерью, является ребенком той пары, которая проходила курс лечения от бесплодия с помощью услуг сурмамы. Это означает, что биологических родителей ребёнка защищает не только контракт, но и законодательство, и суррогатная мать не имеет права оставлять себе чужого ребенка.
  5. Представители церкви активно выступают против такого явления, как суррогатное материнство. Это один из самых сложных вопросов и доводов противников суррогатного материнства. Ведь, если вдуматься, суррогатное материнство как явление относится еще к библейским временам, и даже в библии можно найти персонажей, которые использовали суррогатных матерей для рождения собственного ребенка. Кроме того, суррогатное материнство - это не торговля детьми или что-то подобное, это просто один из способов борьбы с бесплодием, ведь даже с точки зрения церкви каждый человек имеет полное право на полноценную счастливую семью.

Противники суррогатного материнства в ходе полемики приводят множество обоснованных и необоснованных утверждений:

Необходимость отдать выношенное и рожденное ею дитя серьезно травмирует психику женщины, попирает ее материнские чувства, даже если младенец совершенно чужой генетически;

Вынашивание чужого ребенка за деньги равносильно торговле детьми. Любой, у кого достаточно средств, может заказать малыша «с доставкой». Ребенок превращается из дара в товар - все тяготы беременности и родов достаются исполнителю, а заказчик получает наследника в конверте с бантом;

По мнению многих феминисток, сурматеринство – это эксплуатация женщины, использование ее в качестве инкубатора, чьи чувства никого не волнуют;

У биологической матери не образуется особая связь с ребенком, которая возникает во время беременности. У нее могут не проснуться материнские инстинкты, и она не примет кроху, рожденного другой женщиной, как родного. Из-за этого и мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем;

Суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе;

Суррогатная мать может разрушить семью, потому что отец будет считать ее настоящей матерью своего малыша;

Суррогатное материнство противно божественному замыслу. И христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. С позиции этих религий, суррогатное материнство ведет к разобщению брака и нарушению таинства зачатия – дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью. Кроме того, к сурматеринству представители духовенства предъявляют и все претензии, которые их вероисповедание имеет и по отношению к ЭКО – единственном законном способе зачатия сурмамой чужого малыша.

Аргументы сторонников

Тем, кто поддерживает суррогатных матерей и людей, которых к ним обращаются, тоже есть, что ответить:

Первый и основной довод в пользу суррогатного материнства в том, что для многих бездетных пар оно – единственный шанс завести своего ребенка. Только благодаря сурмамам тысячи семей обрели родного малыша;

Женщины участвуют в программе только добровольно, никто никого не принуждает, так что об эксплуатации не идет и речи;

Очень многие сурмамы становятся таковыми не из-за жажды обогащения, а в стремлении помочь бездетным людям стать родителями;

Позволить себе ребенка, рожденного таким образом, могут не только очень богатые – если в качестве сурмамы выступает родственница или подруга, то вся программа обойдется не сильно дороже обычной беременности после ЭКО;

Возникновение материнских чувств у биологической мамы не связано напрямую с тем, сама она рожала или нет. Но, как правило, те, кто обращается к сурмаме, уже много лет безуспешно пытаются стать родителями естественным способом и давно ждут и заранее любят своего малыша.

Позиция ESHRE

Чтобы снизить накал подобных споров, Европейское Общество Репродукции Человека (ESHRE) разработало основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства:

1. Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.

2. Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.

3. Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, сурмама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).

4. При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.

6. Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.

7. Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может сурмаму к нему принудить.

8. Сурмама должна, в первую очередь, руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе, при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не в праве.

9. Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью.

Суррогатное материнство – очень неоднозначная вещь. Но пока оно остается единственным способом сделать бездетные пары счастливыми, мир от него вряд ли откажется.

Смотрите сериал

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Современная медицина сделала возможным ощутить все прелести материнства тем семьям, которые не могут самостоятельно обзавестись потомством. Многие проблемы, которые ранее были неразрешимыми, сейчас не представляют особой сложности.

На данный момент в мире бесплодием страдают около 20% семейных пар. Статистики о том, сколько из них решается приобрести ребенка путем суррогатного материнства, не существует. Среди людей отношение к данному способу рождения ребенка весьма неоднозначно.

Есть ошибочное мнение, что суррогатное материнство – это оплодотворение отцом яйцеклетки чужой женщины и последующее вынашивание ею ребенка для бездетной семейной пары. Но с точки зрения биологии это утверждение неверно. На самом деле данный процесс заключается в следующем.

Яйцеклетка генетической матери оплодотворяется сперматозоидом генетического отца, а затем внедряется в организм женщины, которая вынашивает ребенка.

Истоки и появление метода

Идея вынашивания ребенка для бесплодной жены другой женщиной зародилась очень давно. Еще в Древнем Риме бесплодные супруги брали внаем женщину, которая рожала им ребенка.

В последующем он становился законным ребенком бесплодных супругов. В современном мире поиск альтернативных путей лечения бесплодия привел к идее суррогатного материнства. Появление технологий экстракорпорального оплодотворения и искусственного оплодотворения сделали ее осуществимой и реальной для многих пар.

В 1989 году появился первый ребенок, которого выносила суррогатная мать. Группа британских врачей изъяли и оплодотворили яйцеклетку бесплодной женщины, после чего эмбрион был перенесен в матку здоровой женщины.

Спустя 9 месяцев женщина, у которой практически не было шансов родить своего ребенка, стала матерью здорового малыша, который генетически является ее сыном. В странах СНГ эта программа стала активно использоваться с 1995 года.

Сущность метода

Метод суррогатного материнства заключается в получении генетического материала от родителей и пересадкой его в «естественный инкубатор» – организм другой, подходящей женщины для вынашивания.

В данном процессе принимают участие три действующих лица.

  1. Генетический отец – дает генетический материал (сперму) для оплодотворения.
  2. Генетическая мать – также предоставляет свой генетический материал (яйцеклетку).
  3. Суррогатная мать – женщина в детородном возрасте, как правило, уже имеющая своих детей, которая согласна выносить ребенка и родить его для генетических родителей.

После того, как ребенок родится, в качестве официальных родителей оформляются его генетические родители.

Совет: обязательное условие – юридически грамотно составленный договор, так вы будете уверены, что суррогатная мать в последующем не заявит своих прав на ребенка.

Одни против, другие полностью за

Двоякое отношение общества к вопросу суррогатного материнства разделило его на два лагеря: за и против. В основе такого разделения лежат вопросы морали. По большей части против выступает духовенство, которое считает, что данная практика сводит на нет святость семьи и брака, дегуманизирует общество.

Феминистки также ведут активную борьбу с таким способом появления человека на свет. Они считают, что это ведет к эксплуатации женщин. Противники такого материнства убеждены в том, что дети, производимые этим методом, выступают в качестве товара.

Богачи нанимают женщин с невысоким достатком для вынашивания своих детей, а таинство материнства превращается в обычную работу.

Есть мнение, что тот факт, что суррогатная мать вынуждена отдать выношенного ею ребенка, может нанести вред ее психике, ведь за время вынашивания устанавливается связь с ребенком. Если перед началом процедуры ей казалось, что она легко пойдет на этот шаг, то потом сделать это бывает довольно затруднительно.

Сторонники суррогатного материнства имеют свои доводы и приводят множество аргументов. Так, данный метод – единственный способ получить генетически своего, родного ребенка, для некоторых бесплодных пар.

Некоторые женщины не могут зачать в силу каких-либо причин, выносить плод, либо это представляет опасность для их здоровья. Рассматриваемый способ дает им шанс познать радость материнства.

Его сторонники воспринимают данное действие как осознанный шаг со стороны суррогатной матери и принятие всех рисков, связанных с этим процессом. Такая женщина может получить удовлетворение от осознания пользы, приносимой обществу, а также улучшить материальное положение, получив денежное вознаграждение за услугу.

Плюсы и минусы

Чтобы определить для себя целесообразность проведения такой процедуры, надо ознакомиться с положительными и отрицательными сторонами вопроса.

Плюсы суррогатного материнства – причина его популярности среди посетителей центров планирования семьи и клиник:

  • оно во многих случаях является единственным шансом обрести родного ребенка: уже тысячи семей воспитывают своих детей, рожденных при помощи суррогатной матери;
  • рожденный ребенок несет гены своих родителей;
  • для вынашивания плода выбирается здоровая женщина, что сокращает вероятность отклонений, выкидышей, сложностей при родах;
  • суррогатная мать добровольно предлагает свои услуги, без принуждения;
  • здоровью настоящей, генетической матери, ничего не угрожает.

Минусы суррогатного материнства также должны быть учтены, ведь иногда они являются препятствием к выбору именно этого метода:

  • стоимость процедуры достаточно высока, далеко не каждая семья может себе позволить такие траты. Средства уходят не только на оплату услуги суррогатной матери, но и на ее обеспечение в период вынашивания плода, услуги врачей, здоровое питание и прочее;
  • есть риск, что суррогатная мать может не отдать родившегося ребенка, аргументируя это тем, что у нее проснулись материнские чувства. Чтобы избежать этого, процедура оформляется юридически и учитываются все нюансы;

  • может быть и такое, что генетическая мать отказывается от своего ребенка, выношенного другой женщиной. После распада семьи он остается никому не нужным и отправляется в приют.

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Рисунок Петра ЗАХАРОВА

Путь разрушения

- Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки…
- Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство - это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

- То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок?
- Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни - в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя - попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки - потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.

Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством - основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим.

- Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи?

Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.

Ребенок не виноват

- Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг?

Я думаю, что правильный шаг для человека на земле - искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой, -

Пели люди, которые разрушили российскую государственность, люди, которые покусились уничтожить Церковь в России; и мы до сих пор пожинаем плоды этих безумных действий. И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.

А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям?
- Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.

Меньшее из зол

- Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства...

Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии - но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку - и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт - это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины - когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.

Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, - потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.

Юлия ДАНИЛОВА

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.