Семинар-практикум для родителей воспитанников социальной гостиной «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» (2010 г). Семинар-практикум для родителей воспитанников социальной гостиной Работа с родителями гостиная в доу

20.06.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березниковская средняя школа»

Детский сад №2 «Катюша»

Программа

родительского клуба

«Семейная гостиная»

Разработчики: Шестакова Светлана Викторовна,

Социальный педагог

Березник, 2016 г.

«Единственная ценность жизни – это семья

Как только погибнет семья, погибнет и мир.

Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».

(Старец Паисий Афонский)

Пояснительная записка

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребёнка. Нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно это послужило толчком создания клуба «Семейная гостиная» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психолого-педагогической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребёнком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Педагоги, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.

Цель:

Создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

Помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнёрский диалог со своим ребёнком на основе знаний психологических, педагогических закономерностей и особенностей возраста с учётом интересов, и потребностей малыша;

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

Положение о родительском клубе

«Семейная гостиная»

1 Общие положения:

1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.

1.2 Основными принципами работы клуба «Семейная гостиная» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.3 Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, старшая медсестра ДОУ, узкие специалисты ДОУ, социальный педагог.

1.4 Непосредственным руководителем Клуба является социальный педагог ДОУ.

1.5 Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

1.6 Положение о Клубе утверждается заместителем директора школы по дошкольному воспитанию.

2 Основные направления деятельности клуба «Семейная гостиная»:

2.1 Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2.2 Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

2.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

2.4 Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

3 Права и обязанности участников клуба «Семейная гостиная»:

3.1 Родители – члены Клуба имеют право:

На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;

Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

Высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

Давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

Участвовать в планировании работы Клуба.

3.2 ДОУ имеет право:

На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Внесение корректировке в план работы клуба «Семейная гостиная» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3.3 ДОУ обязано:

Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

Предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители – члены Клуба обязаны:

Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

Принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба «Семейная гостиная»:

4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

4.2 Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям социального педагога ДОУ.

4.3 Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

4.4 На итоговом заседании клуба «Семейная гостиная» обсуждаются результаты работы, её эффективность.

4.5 Формы организации работы клуба «Семейная гостиная»:

Круглый стол;

Практикумы;

Решение педагогических ситуаций;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Семейная гостиная»:

5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

5.2 Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

5.3 Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

5.4 Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

    Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

    Личностно ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

    Инструментальную – позволяющую выбрать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

    Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Формы работы с родителями:

    Информационные стенды, папки-передвижки, памятки;

    Анкетирование, тестирование;

    Индивидуальное консультирование;

    Встречи со специалистами ДОУ и других объектов психолого-педагогической помощи.

Элементы подготовки занятия в Клубе:

    Выбор темы;

    Определение целей занятия;

    Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

    Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

    Определение вида, формы и этапов занятия, способов и приёмов совместной работы его участников;

    Подготовка сценария проведения мероприятия;

    Приглашение родителей и других участников Клуба;

    Оборудование и оформление места проведения заседания Клуба.

Этапы проведения занятий в Клубе:

Разминка

Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т.п. (игры в знакомства, игры в пожелания).

Основная часть

Она состоит из нескольких этапов.

Теоретический этап , как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; её цель – сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.

Практический этап – отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т.д. игры и игровые ситуации помогают избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринуждённо выполнять сложные задания.

Диагностический этап – способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников.

Заключительная часть

Завершая занятие с родителями, подводятся итоги, в которых даётся оценка того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определённые модели поведения с ребёнком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.

Тематический план-программа

заседаний клуба «Семейная гостиная»

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

«Детские страхи»

практикум

Социальный педагог

«Скоро в школу!»

практикум

Социальный педагог, воспитатель группы

Круглый стол

(дискуссия)

Социальный педагог, специалисты Вельского центра социальной помощи семье и детям «Скворушка»

«Что наша жизнь?.. Игра!»

Практикум (деловая игра)

Социальный педагог, воспитатель группы, педагог по физическому воспитанию

Тематика заседаний

Формы взаимодействия

Сроки

«Детские страхи»

Детские рисунки на тему «Чего я больше боюсь?»,

Заполнение таблицы «положительные и отрицательные стороны страха» (вместе с родителями),

Оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте,

Оформление таблицы «Норма страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста»,

Решение кроссворда «Детские страхи» (вместе с родителями),

Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»,

Памятки для родителей: «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей»,

Статьи для стендов и папок-передвижек: «Воспитание без крика», «10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика», «Один дома», «Детская тревожность».

Индивидуальная консультация (по запросу) «Использование сказки для борьбы со страхом»,

Подбор сказок для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов (использование книги «Нам не страшен серый волк» А.В.Микляева, П.В.Румянцева).

Октябрь - декабрь

«Скоро в школу!»

Решение кроссворда на школьную тематику (для родителей),

Педагогические ситуации для обсуждения с родителями,

Тесты для родителей «Какие вы родители?», «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

Буклеты-памятки для родителей: «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий»,

Оформление в подготовительной группе стенда «Всё о школе»,

Оформление картотеки тестов для родителей будущих первоклассников,

Статьи для стендов и папок-передвижек: «Как помочь ребёнку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе», «Волевая готовность к школе», «Полезные советы родителям будущих первоклассников», «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Как мотивировать ребёнка к учёбе?», «Адаптация к школе», «Учимся грамотно мотивировать ребёнка к учёбе», «Читайте книжки своим детишкам», «

Декабрь -февраль

Профилактика семейного неблагополучия

Анкетирование родителей по выбору темы и вопросов для обсуждения,

«Что наша жизнь?.. Игра!»

Программное содержание занятий

Занятие 1. «Детские страхи»

Цель : повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме «детские страхи»; актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.

Задачи: познакомить родителей с определением «детский страх», причинами их появления, особенностями возникновения страхов у детей; познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов; обсудить приемлемые для них приёмы работы по данной проблеме.

Подготовка:

    Оформление выставки детских рисунков на тему «Чего я больше боюсь?» (рисунки подписываются с обратной стороны).

    Подготовить презентацию «Детские страхи».

    Вопросы к игре «Быстрые ответы» (для снятия торможения, возникающее при внезапных вопросах).

    Оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте.

    Кроссворд «Детские страхи».

    Памятки для родителей «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей».

Занятие 2. «Скоро в школу!»

Цель: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы; формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению.

Задачи: наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе; вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения.

Подготовка:

1. 1. Приготовить приглашения на собрание.

2. Подготовить кроссворд на школьную тематику.

3. подготовить презентацию «Готовность к школе».

4. Подготовить для каждого родителя буклет-памятку «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания».

5. Подготовить бланки с вопросами к тесту «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

6. Игрушки: Мальвина, Буратино, Карлсон (сформирована ли у данных сказочных персонажей готовность к школьному обучению?).

Занятие 3. «Что наша жизнь?.. Игра!»

Цель: показать родителям значимость игр, игрушек для полноценного развития ребёнка.

Задачи: рассказать родителям о предназначении игр и игрушек; научить управлять ребёнком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребёнка.

Подготовка:

1. Подготовить выставку дидактических и настольно – печатных игр для детей дошкольного возраста.

Основные цели и задачи образования должны обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; преемственность уровней и ступеней образования; развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; академическую мобильность обучающихся; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Возможно ли достижение этих целей и решение таких задач только в образовательных организациях и только силами педагогических коллективов?
Сегодня, когда весь мир перешел в новую информационную и технологическую эпоху, когда появляются новые требования к качеству личности подрастающего поколения, когда образование является фактором национальной безопасности, необходимы не только новые образовательные технологии и материальные ресурсы, необходимы новые условия взаимодействия школы и родительской общественности.
Современность усложняет родителям задачу в выборе школы, каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Почему в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую – нет? Безусловно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают обучающиеся школы и ее выпускники, но это не единственный фактор привлекательности. Имеют значение и инновационные педагогические технологии, и авторские программы, и уровневое содержание образования, и формы организации образовательного процесса, и главное - открытость образовательной среды школы.
Школа должна стать близкой и понятной родителям. Получение информации о новых законодательных актах, ФГОСах, новых технологиях обучения, других вводимых в образовании нововведениях не должно пугать, должно становиться обучением для самих родителей.
Не секрет, что наши дети развиваются быстрее нас, они постоянно находятся в огромном потоке информации через социальные сети, через игры и виртуальные знакомства. Сегодня в пик высоких технологий и огромных потоков информации, появляется больше возможностей для достижения превосходных показателей в обучении, но как использовать высокие технологии в образовательном процессе.
Как направить виртуальный мир и общение в социальных сетях наших детей на достижении образовательных целей? Ответ может быть один – вместе!
Директор, учителя, родители должны и могут все вместе учиться жить в быстро изменяющемся мире.
Общение директора школы с родителями, выстроенное на систематической основе, ни в рамках «записаться на прием», а для поиска новых точек взаимодействия, сотрудничества, форм общения – создает условия не только для решения вопросов связанных с проблемами нарушений образовательного процесса и иных бытовых и коллективных недоразумений, становится основой зарождения в школе нового сообщества, умеющего решать задачи качественно нового уровня:
1. Как ребенку освоить образовательную программу в более короткий срок?
2. Как научить детей учиться?
3. Как научиться учить интересно?
4. Как добиться хороших результатов в предметных олимпиадах?
5. Как снизить стрессовое состояние перед экзаменами?
6. Как сформировать личную успешность каждого ученика?
7. Как внедрить дистанционные технологии в образовательный процесс?
8. Как добиться дружественных отношений у всех участников образовательного процесса?
9. Какой учебник или образовательная технология эффективнее?
10. Как научить детей правильно отдыхать?
11. Как управлять большим потоком новой информации и как его использовать?
Только движение в одном направлении коллектива школы, родителей и подрастающего поколения дает усиливающий эффект. Сначала родители приходят в школу для решения личных проблем, потом для получения информации о новых учебниках и педагогических технологиях, потом для собственного саморазвития, потом для оказания помощи школе как профессионалы своей области. Они становятся такими же участниками образовательной среды, обучаются вместе со своими детьми, и в то же время приносят в школу и свой опыт.
Школа должна стать комфортной для всех, чтобы возникало желание находиться в школе снова и снова, потому что каждый участник образовательного процесса – творец будущего.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.

В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.

Семья и детский сад — два кита,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?

Существуют следующие направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением:

1. Познавательное;
2. Досуговое;
3. Информационно-аналитическое;
4. Наглядно-информационное.

Существуют традиционные и не традиционные формы проведения родительских собраний.

Традиционные формы, такие как: классические родительские собрания, беседы, консультации, работа с родительским комитетом, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей – педагоги используют ежедневно в своей деятельности. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия.

К ним относятся:
1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты детского сада, личные блоги воспитателей, рассылка информации с помощью электронной почты и т.д.)
2. Проведение мастер-классов для родителей;
3. Выпуск семейных газет;
4. Фотовыставки;
5. Круглые столы
6. Педагогическая гостиная.

В нашем детском саду активно используется такая нетрадиционная форма работы с родителями как педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная - специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, мед.сестра), родителей и воспитанников.

Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.

Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.

Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:
«Знаешь ли ты своего ребенка?»
«Наш друг-книга»
«Играют дети — играем вместе»
«Наша дружная семья»
«Охрана жизни и здоровья ребенка»

«Я заканчиваю ясли, поступаю в детский сад» — так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) педагогических гостиных, проводимых в нашем детском саду.

Нами были созданы приглашения для родителей, в которых анонсировалось данное мероприятие, для того чтобы заинтересовать родителей.

Выступали логопед и психолог с консультацией «После трех уже поздно». Родители могли получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам.. Затем выступали воспитатели с подведением итогов первого года в ДОУ. Для посвящения в ряды детского сада родителям был торжественно вручен «Кодекс настоящего родителя» и произнесена «Клятва родителя».

Клятва родителей

Клянетесь ли вы:
Любить «Березку» так же, как мы?
Приводить детей на занятия в любую погоду: мороз, слякоть, жару?
С уважением относиться к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?
Активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях?
Поддерживать атмосферу добра, любви?

Затем проходило торжественное награждение родителей в различных номинациях:
Самые отзывчивые
Самые ответственные
Самые активные
Самые приветливые
Самые доброжелательные
За умение дружить

Наградой служили памятные грамоты, созданные детьми, с помощью воспитателя.
Для родителей был организован мини-концерт с участием детей. И в заключении был представлен вниманию родителей видео фильм о жизни группы за прошедший год.

Преимуществом этой системы взаимодействия ДОУ с семьёй является:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
Учет индивидуальности ребенка;
Укрепление внутри семейных связей;
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение временного пребывания

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг на встречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности социально-психолого-педагогической работы отделения временного пребывания, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьей.

1.3. Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

1.4. Клуб «Семейная гостиная» создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

3. Управление Клубом «Семейная гостиная».

3.1. Общее руководство Клубом «Семейная гостиная» осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

3.2. Руководство деятельностью Клуба «Семейная гостиная» осуществляют руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3.3. Органом коллективного управления Клубом «Семейная гостиная» является общее собрание Клуба.

3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Семейная гостиная» несет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

4. Материальная и финансовая база Клуба «Семейная гостиная».

4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Семейная гостиная» предоставляет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

4.2. Руководители Клуба «Семейная гостиная» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» порядка и режима работы.

4.3. Финансовая поддержка Клуба «Семейная гостиная» обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и спонсорской помощью.

Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»

Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

Задачи:

    оказание психолого-педагогической помощи родителям;

    пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

    повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;

    развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;

    обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Запланировано 6 тематических встреч, но по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.

Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты – магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников – 5-10 человек.

Содержание программы

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

    позитивный настрой;

    отсутствие назидательности и нравоучений;

    «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Работа Клуба «Семейная гостиная» реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг навстречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Содержание заседаний Родительского Клуба «Семейная гостиная»

Тема заседания №1 – «Наши дети» ( )

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья»

Цель

Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;

2) буклет «Сохраним главное…»;

4) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №3 – «Я родитель, а это значит»

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

Практическая часть

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».

Обратная связь

Возможные формы организации:

буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №4 – «Рецепт счастья – «Большая семья – большая радость»

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«совместное рисование»;

общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

Тема заседания №5 – «Мы вместе» ( )

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«шумовой оркестр»;

общий танец в круге, хороводы;

совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

анкета о работе Клуба «Счастливая семья»

пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Тема заседания №6 – «Семейные ценности» ( )

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

танцевальные и вокальные номера;

совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература:

    Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.

    Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.

    Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.

    Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.

    Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.

    Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.

    Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.