С чего начинать воспитание ребенка? С чего начать воспитание ребёнка. Вот их перечень

22.09.2019
(5 голосов : 5,0 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Нет ничего удивительного в том, что любой родитель мечтает о послушном и воспитанном ребенке, который не доставлял бы никаких проблем и в адрес которого можно было бы услышать только похвальбы от учителей и знакомых. Однако чтобы достичь этого, стоит провести немалую работу – и начинать нужно прежде всего с себя. Активная мама расскажет, как правильно воспитать воспитанного ребенка.

Эффективность популярных в советское время способов наказания детей криком, ремнем и углом, уже давно развенчана психологами и педагогами. Да, такие методы «помогут» воспитать запуганного, забитого, обиженного на родителей ребенка и создадут массу комплексов, с которыми он будет бороться во взрослой жизни. К родительским крикам дети и вовсе быстро привыкают и со временем просто игнорируют их.

В отличие от физического наказания и крика в воспитании детей эффективны следующие методы:

1. Общение

Начинайте общаться с ребенком с первых дней его жизни. Дома, в гостях, на прогулке. Пусть малыш с грудничкового возраста видит на вашем лице позитивные эмоции, улыбку. Рассказывайте ему обо всем, что находится вокруг – даже если он пока ничего не понимает. Таким образом вы разовьете у малыша коммуникативные способности, благодаря чему впоследствии он будет стремиться рассказать вам о своих проблемах, легко идти на контакт, находить в вас собеседника, советчика, внимательного слушателя.

2. Игра

Что может быть интересней и проще игры с ребенком? А ведь это не просто забава – это главный способ познания мира для ребенка раннего и дошкольного возраста. Сегодня существует огромный выбор игр для любого детского возраста и для всестороннего

: настольные, ролевые, логические, познавательные, обучающие, спортивные и т.д. Безусловно, в раннем возрасте нужно стараться играть вместе с ребенком.

3. Чтение

Яркий пример сказочных персонажей – отличный способ воспитать в ребенке такие качества, как послушание, отзывчивость, дружелюбность. Классические сюжеты народных и авторских сказок учат детей тому, что в жизни везет сообразительным, внимательным и добрым героям. А книги от известных психологов на тему того, как воспитать ребенка правильно, в свою очередь помогут самим мамам.

4. Совместное творчество

Забудьте о проблемах взрослой жизни и вместе с ребенком окунитесь в детство: рисуйте, лепите из пластилина, создавайте аппликации, делайте , готовьте вместе простые блюда, организуйте . Совместный труд скрепит ваши отношения с ребенком и даст ему понять, насколько интересно может быть с вами. Кроме того, на таких занятиях развивается фантазия, логическое мышление, речь, чувство прекрасного, эстетический вкус.

5. Посещение развивающего центра

При желании каждая мама может организовать развивающие занятия в домашних условиях. Однако занятия в коллективе с ранних лет научаться ребенка общаться с другими детьми, вступать с ними в контакт и осуществлять совместную деятельность. Поэтому Активная мама рекомендует записать ребенка в развивашки уже с 1 года. Как правило, имеющие такой опыт детки быстрее и легче проходят , проявляют готовность к обучению, впоследствии активно участвуют в различных мероприятиях в саду и в школе.

6. Посещение кружков

Более старших деток (от 5 лет и выше) можно записать в кружок по интересам. Вы сами можете определить, в развитии какого направления нуждается ваш ребенок: активные непоседы с пользой растратят энергию на уроках танца или занятиях по единоборству, творческие личности реализуются в изостудии, художественной или музыкальной школе, деток с актерскими талантами с радостью примут в театральной студии.

7. Беседа

Пусть на смену крику придет спокойная размеренная беседа, которая и маме позволит успокоиться и взять себя в руки, отбросив первоначальные горячие эмоции, и ребенку с воспитательной точки зрения принесет куда больше пользы. Обсудите проблему, попытайтесь в дружелюбном разговоре выяснить, почему ребенок поступил так или иначе, как можно исправить его ошибку, как поступить в аналогичной ситуации в следующий раз.

8. Разумные ограничения

Да-да, вы не ошиблись – чтобы воспитать ребенка, Активная мама не призывает отказаться от метода наказаний совсем, однако мы предлагаем заменить его более мягкими ограничениями. Ведь иногда бывает, что разговоры, беседы и аргументированные увещевания не действуют. Однако наказание однозначно не должно быть физическим, ущемлять ребенка в его правах, унижать или позорить его.

Обдумайте со своим супругом варианты грамотного наказания-ограничения, которое именно ваш ребенок воспримет адекватно (универсальных советов здесь быть не может). Предупредите ребенка о возможности такого наказания заранее. Оно ни в коем случае не должно стать катастрофой, которая разобьет детские мечты и планы: скажем, никуда не годится отмена похода в кино или цирк, лишение ребенка мороженого на год (вспомните зощенковские рассказы о Лёле и Миньке!) или отказ от маминого поцелуя на ночь.

9. Личный пример

С первых дней жизни на родителей возлагается огромная ответственность – воспитывать личным примером. Если у вас в доме не в ходу вежливые слова – то откуда им взяться у ребенка? Если папа кричит на маму – то ребенок вскоре научится подражать ему. Если вы не сдерживаете своих обещаний перед ребенком – то не требуйте и от него этого. Если вы обманываете ребенка и он это понимает – то не удивляйтесь, если у вас в семье вырастет врунишка. Если вы позволяете себе выкидывать мусор мимо урны – можете ожидать такого же поведения и от чада.

Помните: чтобы воспитать воспитанного ребенка, мы должны воспитывать прежде всего самих себя. Надеемся, в это вопросе для вас все предельно ясно.

10. Проявление любви

Активная мама уверена: дети появляются на свет для того, чтобы их любили. И они должны понимать это, должны каждый день чувствовать, что их любят, что они нужны, что именно они делают нас, родителей, самыми счастливыми в мире. Мы никогда не забудем сделать ребенку замечание, чтобы не допустить «попустительства» и «избалованности», но о похвальбе как одном из самых действенных методов воспитания часто забываем. Если вы будете искренне любить ребенка, почаще ласкать, обнимать, целовать его, хвалить за малейшее достижение и от души радоваться вместе с ним каждому его успеху, то вам, возможно, в скором времени не понадобятся никакие советы из серии «как правильно воспитывать ребенка».

11. Самосовершенствование

Не ребенка – ваше! Мы уже говорили о том, какое значение имеет личный пример в деле воспитания ребенка. Однако никто не идеален, и если вы замечаете за собой некоторые недостатки как мамы/папы – не стоит отчаиваться. Заведите дневник самосовершенствования и в две колонки напишите позитивные качества, к которым вам нужно стремиться (мудрость, сдержанность, рассудительность, доброта, ласка, креативность, ответственность и т.д.), и негативные, от которых вам нужно избавиться (агрессия, злость, несдержанность, излишняя эмоциональность, невнимательность, усталость, отсутствие интереса, неудовлетворенность и т.д.) Имеются ввиду прежде всего те качестве, которые помогают/мешают вам в общении с ребенком. Ежемесячно выставляйте себе оценку по десятибалльной шкале напротив каждого качества, рисуйте графики и диаграммы, наблюдайте, в какую стороны вы меняетесь. И, конечно, делайте все для того, чтобы ваши положительные качества набирали как можно больше баллов!

12. Отсутствие завышенных требований

Не нужно стремиться слепить из ребенка нечто гиперидеальное, суперпослушное, удобное родителям, не доставляющее проблем ни в каких ситуациях. Во-первых, это практически невозможно. Во-вторых, такие стопроцентно правильные дети вырастают чаще всего в закомплексованных взрослых и часто в свою очередь переносят эти комплексы на своих детей. Ребенок не должен быть идеальным! Он имеет право на ошибку, на шалости, на недостатки – так же, как и вы, взрослые люди. Не будьте слишком строги к ребенку, не бойтесь избаловать его вниманием и понимаем – это просто невозможно! Вы растите будущего счастливого и всесторонне развитого взрослого человека – не забывайте об этом!

Качества, которые нужны родителям, чтобы воспитать воспитанного ребенка:

  • любовь к ребенку;
  • доброта;
  • готовность слушать и умение слышать;
  • самоконтроль;
  • способность признавать свои ошибки;
  • готовность работать над собой;
  • рассудительность;
  • умение решать проблемы вместе с ребенком;
  • позитивный настрой в любой жизненной ситуации;
  • хорошее чувство юмора;
  • умение видеть в любом явлении положительные стороны;
  • способность уделять ребенку достаточное количество времени для общения и совместных занятий;
  • умение мысленно поставить себя на место ребенка;
  • любые таланты – дети любят гордиться своими родителями!

Чем больше пунктов вы отметили из этого списка, тем выше ваши шансы правильно воспитать ребенка!

О воспитании щенков написано море литературы, и, как правило, все будущие владельцы собак её тщательно изучают. Но как только щенок появляется в доме, большинство советов либо вовсе выветриваются из головы хозяина, либо он не понимает, как же правильно их применить. И самое большое затруднение обычно возникает с толкованием основополагающей установки: хозяин должен стать для своей собаки вожаком. Как этому научиться, как правило, никто не уточняет. На самом деле, это вовсе не сложно.

Три признака настоящего вожака

Два биологических вида, человек и собака, созданы природой для гармоничного существования в иерархическом социуме. Спорить, справедливо ли выстроена иерархическая лестница в человеческом обществе, не будем. Но примем как данность, что в стае волков, ближайших родственников собак, она выстроена справедливо. Это подтверждают и многолетние наблюдения учёных за поведением волков в стае. И вот какие важные для нас выводы они сделали.

Вожак - не тот, кто сильнее

Физическая сила далеко не всегда является признаком вожака, недаром возглавить стаю может и самка. Лидером становится порой и не самый смелый, и не самый опытный, но всегда самый умный - тот, кто в трудной ситуации способен принять правильное решение, и кому все остальные животные могут доверить своё благополучие.

Вожак всегда последователен и справедлив

Выяснилось, что визуально определить вожака в стае можно далеко не сразу. Он выступает на первый план, только когда нужно принимать решение и вести за собой других или когда кто-то из животных нарушает мир и спокойствие, пресекает установленные границы поведения. Вожак практически никогда не применяет силу и даже не рычит - ему буквально достаточно взгляда, чтобы заставить подчиниться. Наконец, вожак всегда сохраняет спокойствие и уверен в себе.

Власть вожака никогда не основана на насилии

Известный исследователь волков Ясон Бадридзе однажды наблюдал такую картину. Стая волков отдыхала на берегу реки, все они спокойно лежали на траве, а несколько молодых животных устроились на небольшом возвышении - месте, которое всегда занимает вожак. Когда тот появился, молодые волки вовсе не бросились врассыпную.

Они заметили приближающегося лидера издали и, спокойно встав, «сделали вид», что им немедленно нужно отлучиться по важному делу. Один пошёл попить воды, другой заметил что-то очень интересное в кустах, третий деловито побежал к опушке леса. Все волки уступили место вожаку, полностью сохранив своё достоинство, без униженности и раболепия.

Таким образом, отношения между вожаком и другими членами стаи никак нельзя назвать отношениями хозяина и бесправного раба, они основаны на добровольном признании всеми животными авторитета одного. В идеале, таким и должно быть воспитание и дрессировка щенка - попробуйте мысленно примерить на себя роль именно такого лидера.

Воспитание щенка: семь основных правил

Мы сформулировали для вас 7 главных установок - начало воспитание щенка закладывает базу для дальнейших отношений и дрессировки, поэтому постарайтесь ими не пренебрегать.

1. Всё, что может быть разбито или испорчено, должно быть убрано

Тщательно подготовьтесь к появлению щенка в доме. Уберите все бьющиеся предметы, провода, бытовую технику. Обработайте деревянные ножки мебели специальным спреем «антигрызином», сверните ковры, ведь пока не сделаны все прививки, выпускать щенка на улицу нельзя, а приучение к пелёнке займёт у вас некоторое время. Все эти приготовления важны не только для сохранения вашего имущества, но и для правильного воспитания щенка.

Все мы люди, и если щенок случайно разобьёт вазу эпохи Мин, мало кто из нас будет бить себя кулаком по лбу за то, что вовремя её не убрал. Большинство начнёт кричать на ничего не понимающего щенка. А ваша задача - с самого начала избегать этого во что бы то ни стало.

2. Еда - только в миске, поощрение - только с руки

Для миски нужно найти более или менее постоянное место в доме. Кормите и даже угощайте щенка только из миски. Исключение - лакомства, которые вы даёте в качестве поощрения за правильное поведение. Их нужно предлагать только с руки. Никогда не бросайте лакомства на пол - это очень важно. Для собаки упавшее на пол - свалившееся с неба, и только данное с руки - поощрение от хозяина.

3. Исключения из правил - после твёрдого уяснения самих правил

С самого начала приучайте щенка спать только на своей подстилке. Пожалуй, одно из первых правил, с чего начать воспитание щенка, - это научить его команде "место". Для начала просто повторяйте это слово каждый раз, когда относите щенка на лежанку, и хвалите его.

В первое время вы можете поместить подстилку в комнате, где спите сами, ведь щенку поначалу будет страшно в незнакомом для него месте. Потом вы можете перенести её в любой другой тихий уголок квартиры или в коридор. Не берите щенка в постель и не разрешайте ему залезать на неё, а также на диваны, кресла и другую мягкую мебель.

Это табу до полного взросления щенка и твёрдого уяснения им правила: возвышенность - место вожака. Воспитанную взрослую собаку хозяин может позвать полежать рядом с ним на кровати, но также в любой момент и отослать на место. Такая собака, даже если уляжется на кровать в отсутствии хозяина, немедленно спокойно встанет и уйдёт при его появлении, как волки в приведённом нами примере.

4. Всё своё свободное время тратьте на общение со щенком

Чем больше вы общаетесь со своим щенком, тем прочнее станут ваши дружеские узы в будущем. Главной формой общения является игра, именно в ней выстраиваются те отношения, которые нужны для формирования гармоничного союза человека и собаки. О том, как играть со щенком, мы ещё с вами поговорим, но вот главный принцип: играть нужно только игрушками, и чем разнообразнее будут эти игры, тем лучше.

5. Никогда не кричите на щенка!

Крик в ушах собаки звучит как истеричный захлёбывающийся лай цепного пса. Как и у пса, которому цепь не даёт возможности как следует разобраться с чужаком, это признак бессилия. Порицайте щенка тихим и твёрдым голосом, а также пристальным немигающим взглядом.

Делать это нужно, только если вы застали его «на месте преступления», и только в том случае, если вы тут же можете предложить ему альтернативное правильное действие.

6. Любовь рождается из ласки и заботы, боль рождает страх

Одного и того же эффекта в воспитании и дрессировке щенков можно добиться двумя способами: путём отрицательного подкрепления (то есть животное делает что-то, чтобы избежать наказания, боли) или положительного (животное делает что-то, чтобы получить за это награду). Повторимся, результат будет один и тот же, именно поэтому физические методы воздействия так популярны в дрессировке до сих пор.

Горькая правда и в том, что методы, основанные на физическом воздействии, дадут эффект быстрее, потому что животному инстинктивно важнее избежать боли, чем получить лакомство или ласку. Однако если вы выберете этот путь, то единственным чувством, которое будет испытывать к вам собака - страх.

7. Воспитывайте щенка сами

Главное в воспитании - последовательность. Чётко установите правила поведения для щенка, последовательно добивайтесь их исполнения и не позволяйте никому из членов семьи эти правила менять. У собаки - один хозяин. Тот, кто умнее, кто знает, как правильно. Надеемся, не надо доказывать, что вожаком для своей собаки может стать абсолютно любой человек, ведь разум дан ему при рождении. Нужно только об этом не забывать.

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года

… Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее…

- из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет

Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет

Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Возраст детского сада – первых классов начальной школы, пять-восемь лет

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет

Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо

Ранние юношеские годы, 12–15 лет

Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.

Я не профессионал в области психологии и педагогики. И моих университетских знаний в этой области не достаточно для того, чтобы разрулить некоторые сложности наших взаимоотношений с детьми. Поэтому со временем мое внимание к тематическим статьям и журналам превратилось не только в серьезное увлечение, но и в, своего рода, увлекательный практикум.
Главное - не только иметь багаж знаний в той или иной области, но важно уметь применить его в жизни, увидеть себя внутри ситуации и понять, что с этим следует делать!

И поскольку я не профессионал, и не претендую быть в этой области консультантом, раздающим свои авторитетные мнения и советы, то наше путешествие в мир психологии будет в виде совместного осмысления и претворения всего этого в жизнь. Надеюсь, нам понравится!Для начала публикую памятку для родителей, которую встретила второй раз в своей жизни. Первый раз я увидела подобный лист заповедей в детском саду. Он красовался на информационной доске для родителей. Второй раз этот листочек принесла недавно дочь из школы.Не думаю, что все написанное в этих постулатах станет для кого-то новостью. Очень может быть, что ваши дети тоже принесли такие листочки из школы или из детского сада. Но мне кажется, будет логично открыть рубрику, посвященную воспитанию детей, именно с этого своего рода «Устава для родителей».

Детский эгоцентризм для маленького ребёнка, когда он сам считается центром всего. И это утверждение абсолютно вполне приемлемым. Ведь поначалу малыш постепенно учиться ощущать свои руки, ноги, анализирует собственное тело. Основным этапом считается понимание себя в отдельности от мамы. Эгоцентристом можно назвать ребёнка, в том случае, если стержнем его мира считается его «я».

Ребёнку необходима поддержка взрослых, чтобы выйти на очередную ступень развития.

Главная цель взрослых не давить на здоровый детский эгоизм, а не позволить превращение эгоизма в эгоцентризм. Эгоизм в небольших дозах нужен, даже идёт на пользу ребёнку и позволит добиваться поставленных задач.

Первостепенно необходимо оценить семейные отношения. Воспитание ребёнка заключается в следующем, чтобы вырастить в нём нужные качества, которые помогут ему во взрослой жизни. Чтобы ребёнок не вырос в дальнейшем эгоистом, для этого необходимо совместные занятия с членами семьи. Примерами могут быть совместные уборки, просмотры кинофильмов, походы по магазинам. Если, например, родители заботятся о себе, то и малыш будет думать об окружающих. Самым лучшим образцом считается воспитание на личном примере. Можно также завести в квартире домашнее животное, и приучить ребёнка, чтобы он ухаживал за ним, так у него усвоиться в дальнейшем забота о близких ему людях. Эгоистом человек не может родиться. Им можно стать от неправильного воспитания родителей. Для этого ребёнка необходимо приучать принимать самостоятельные решения, считаться с его мнениями и потребностями других людей. Каждая мама переживает, если её ребёнок более жестокий, чем остальные дети.

Почти всё в жизни ребёнка зависит от воспитания, и существуют меры, которые не позволяют вам воспитать эгоиста и эгоцентриста.

Искоренить тщательный надзор за ребёнком, так это к хорошему не приведёт.

Не идти на уступки малышу, если сильно капризничает, а придумать схему награждений и наказаний для ребёнка. Благодаря этому он будет соблюдать правила.

Хвалить ребёнка за инициативность и трудолюбие, пусть малыш учится делать всё сам, а если, начав, какое-нибудь дело, то всегда его завершать до логического конца.

Придумывать ребёнку какие-нибудь обязанности, постоянно контролировать и качество их исполнения. Так, ребёнок будет развивать в себе качества, то вырастет дисциплинарным и ответственным.

10 заповедей для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему. И это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай ребенка!
Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Хуже, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всего.
Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ребенке творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы дали твоему.
Люби своего ребенка любым - маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Скажу честно, каждый раз, когда я читаю эти слова, они становятся для меня очередным откровением. Что греха таить, все мы, родители, частенько стремимся, прежде всего, воспитывать и назидать, - вдруг ребенок без этого станет хуже и пойдет неверной дорогой?! И как часто мы боимся любить наших детей, думая, что от переизбытка нашей любви они станут избалованными и неконтролируемыми. А правильной ли дорогой мы идем в таком случае? Думаю, стоит над этим задуматься.



Статьи по теме: Дети


Итак, первый шаг Вы уже сделали - признали свои негативные чувства и даже дали им название. Чувства эти естественные, только два фактора - послеродовая депрессия и сезонная депрессия - уже вполне их объясняют, а они, как правило, не единственные. Что с этим делать?

Попробуйте найти для себя время. Знаю знаю - двое детей. Но речь идёт не о количестве, а о качестве. Пусть это будет всего полчаса, но каждый день и чтобы они принадлежали только Вам. Возможно, во время дневного сна - займитесь не дело, на которые не хватает времени, когда дети не спят, а собой.
Не бойтесь просить помощи - подруга, сестра, мама, муж, наконец - найдите, кто присмотрит за детьми, пока просто подышите в соседнем парке или хотя бы на балконе.
Поговорите с мужем откровенно. Попробуйте объяснить ему, что Вы нуждаетесь в его помощи и, главное, понимание.
Разработаете у себя привычку ничкак не действовать по отношению к детям в таком состоянии, после которого придется извиняться. Ребенку не понять, что происходит, поэтому Ваша реакция "плюс-минус" создает стресс в его жизни. Приучите себя брать тайм-аут и реагировать чуть позже, когда успокоетесь или просто посчитаете до десяти.

Просто напоминайте себе, что так трудно будет не всегда. Этот период просто нужно пережить.