Русское-народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности

04.07.2019

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

Праздники и развлечения;

Музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

Спасибо за внимание!


Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ ДС «Золотой ключик» г. Волгодонска Ростовской области по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» , наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения» .

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Но назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

Каждое музыкально - художественное впечатление, каждый музыкально - художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: - понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

  • желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я» , познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
  • создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
  • овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
  • активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками) .

Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.

Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:

  • насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
  • углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
  • реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
  • целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.

Учитывая, что функции педагогов заключаются в том, что он создает условия для внутрикультурного диалога, диалога искусств, стимулирует, у детей общение, поиск способов художественно-эстетической музыкальной деятельности, вызывает желание утверждать самоценность «Я – ребенок» через ценности русской народной культуры, особое внимание было обращено на формирование культуры педагога.

Формирование культуры педагога осуществлялось в различных формах организации:

  1. Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
  2. Семинары помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
  3. Практикумы по русскому народному творчеству помогали педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
  4. Профессиональные игры способствовали развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
  5. Педагогические фестивали были направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.

Организация данной работы предполагала её осуществление посредством разнообразных профессиональных объединений, где осуществлялась координация между педагогами и музыкальными руководителями, педагогами и родителями, педагогами и администрацией учреждения. Деятельность объединений способствовала созданию творческо-инициативной группы специалистов, близких по творческим замыслам и духовно-профессиональным интересам. Творчество педагогов проявилось в создании перспективных планов по знакомству с русскими народными традициями, внедрению в практику ДОУ технологий по приобщению детей к русской народной культуре.

Формами взаимодействия всех подразделений учреждения явились: педсоветы (общие для всех) и совещания, круглые столы и семинары, консультации и собеседования, создание проблемных ситуаций, деловые игры, обучающие тренинги, и т.д.

Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ было создано интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это давало возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.

Был подобран музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции:

  • Пение русских народных песен: «Сеяли девушки яровой хмель» , «Во поле береза стояла» , «Как у наших у ворот» , «Как пошли наши подружки» , «Вот уж зимушка проходит» , «Прялица» , «Во кузнице» , «Два гуся» и других.
  • Прослушивание русских народных мелодий: «Барыня» , «Камаринская» , «Трепак» , «Ах, ты, береза» , «Зимушка-зима» , «Коробейники» , «Полянка» .
  • Русские народные танцы: «Кадриль» , «Яблочко» , «Лебедушка» , «Калинушка» , «Березка» , «Русский сувенир» , «У самовара» .
  • Народные игры: «Плетень» , «Кто у нас хороший?» , «Селезень и утка» , «Капуста» , «Огородники» , «Муха» , «Заинька серенький» , «Черный жук» , «В смолу» , «Бабка - Ежка» и другие.
  • Игра на музыкальных инструментах: «Андрей-воробей» , «Сорока-сорока» , «Лиса по лесу ходила» , «Кукушечка» , «Во поле береза стояла» , «Частушки» , «Курочки и петушки» , «Ах, вы сени» и другие.

Был разработан календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений, составлены методические рекомендации по проведению этих мероприятий: «Зимние святки» , «Масленица» , «Пасха» , «Троица» , «Веселая ярмарка» , «Покров» , «Кузьминки» , «Герасим-Грачевник» и других.

Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, им давали возможность слушать народную музыку, сказки. В нашем детском саду есть видео- и фонотека с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей.

Дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка» , «оркестр народных инструментов» , «народный хор» .

Со старшими дошкольниками знакомились с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Детям раннего возраста давались коротенькие байки (колыбельные) , потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагировали на веселую музыку, начинали прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихали, покачивались в такт музыки.

Содержание народных произведений для старших дошкольников иное. В них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксировалось внимание детей на характере песни, а иногда предлагалось его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные («Коровушка» , «Прялица» ,) ; легкие, подвижные («Как на тоненький ледок» , «Земелюшка-чернозем» ) ; шуточные («Тень-тень, потетень» , «Где был, Иванушка?» ) ; задорные, плясовые («Ах, вы, сени» , «Как у наших у ворот» ) .

Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери» , «Андрей - воробей» , «Лиса по лесу ходила» , «Сорока- сорока» . Песни «Кукушечка» , «Гуси» пели с солистами.

Русскую народную музыку широко использовали на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами) . Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай» , «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору» , кота – в игре «Кот Васька» и т.д.) , изображали картинки жизни

(в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки) .

Любимый вечер досуга детей – отгадывание загадок. В гости к малышам приходила Бабушка - загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр) . Сначала они предлагали загадки детям, потом дети загадывали им свои загадки. Народные загадки-шутки способствовали развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекали детей. Народные загадки часто включали в музыкальные занятия. Например, перед прослушиванием песни «Во поле береза стояла» предлагалась загадку о березе. (Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а не человек…)

Народному творчеству мы посвящали тематические концерты «Родные напевы» , «Времена года» , «Донские просторы» , которые оставили в душе ребенка глубокий след, радость общения с природой через песню и народную музыку, и поэтическое слово.

Ребята старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, металлофонах и ксилофонах. Детям нравилось

исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла» ;

подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе» , «Как под горкой под горой» ; задорную, напевную «Калинку» , «Вареньку» . Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности ребят.

Дети с радостью выступали перед воспитанниками других групп

или на празднике перед гостями, дошкольниками такие праздники, как:

«Кузьминки» , «Троица» , «Герасим-Грачевник» .

Особенно любимы старшими «Покров праздничек» , «Осенние посиделки» , «Ярмарка» , «Рождественские вечера» , «Масленица» .

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.

Русскую народную музыку и сказки использовали на праздниках и развлечениях. Через театр игрушек показывали для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Маша и медведь» . Потешку «Кисонька-мурысенька» разыгрывали по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показывали в кукольном театре. Потом на занятии с детьми старших групп разучивали эту песню. Дети полюбили игру «Теремок» и с удовольствием играли в нее в свободное время. С подгруппой старших ребят подготавливали музыкальные сказки «Лиса и заяц» , «Аленушка и лиса» , «Снегурочка» и другие, показывали в часы досуга детям всех групп.

Детский сад «Золотой ключик» на протяжении многих лет взаимодействует с музыкальной школой №2 им. Рахманинова. Учащиеся школы – желанные гости в детском саду. На таких концертах дошкольники с большим интересом слушали игру юных музыкантов на баяне, домре, балалайке. Программа ранее согласовывалась с преподавателем музыкальной школы. В заключении дети детского сада пели свои любимые песни, показывали хороводы и т.д. В ценности таких концертов сомневаться не приходится.

Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики» . Только в тесном сотрудничестве с родителями мы можем решить задачи воспитания и развития ребенка.

Взаимодействуя с родителями, выяснилось, что эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции.

Взаимодействие с родителями способствовало обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями изготавливались русские народные украшения, шапочки, праздничная одежда и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.

Устраивались совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становились участниками праздничных действий вместе со своими детьми.

Для выявления семейных традиций был составлен экспресс – опрос родителей «Традиции нашей семьи» . Проводились индивидуальные беседы с родителями, другие мероприятия, такие как «Творческая гостиная» , родительские собрания, где идеи и опыт народной педагогики являлись предметом обсуждения. Мы же, педагоги детского сада, помогали родителям в овладении народной мудростью, корректировали совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

  • создание и развитие семейных традиций
  • наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
  • постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
  • владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики:

фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить

праздники и игры дома;

  • постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм

праздникам и т.д.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Подводя итог деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:

  1. Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
  2. Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.

Показателями художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка выступили:

  • умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
  • пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
  • освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
  • умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

3) Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменила не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.

Родители стали полноправными участниками музыкально-образовательного процесса в ДОУ. Они активно принимали участие в изготовлении атрибутов для музыкального образовательного процесса; в мастерских - по изготовлению кукол для кукольного театра; шили костюмы к русским народным праздникам; участвовали в постановках сказок, сценок; заучивали с детьми тексты потешек, загадок, пословиц и поговорок, песен. Они активно принимали участие в беседах, в анкетировании, мастер-классах по русскому народному творчеству, которые проводили для них музыкальные руководители ДОУ.

Родители помогали детям впитывать народный дух, прививали любовь к культурным ценностям русского народа.

Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «котя, котенька-коток», «баю-баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, некоторые нюансы при исполнении песен.

Для развития песенного творчества детей необходимо овладение детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения-попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: «а», «у», «э». Например, при пении песни «Котя, котенька - коток» помогает следующий прием: «Давайте позовем котенка, чтобы он услышал».

Для овладения детьми навыками легкого, подвижного пения необходимо предлагать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием.(«Споем на дудочке: ду-ду-ду», «Покажи, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.) Таким образом у детей, особенно старших, развивается умение произвольно менять характер звучания.

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

Народная музыка должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни, детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке, тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать, кроме народной песни, и специально написанные песни -образцы. В них поется о каком - нибудь знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит гудок, жужжит пчелка, звучит рожок,

Позывные горна. После этого предлагается ребенку придумать конец песни самостоятельно, и спеть ее.

В свободное время можно предложить ребенку такое коротенькие упражнение: взрослый задает музыкальный «вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный «ответ».

При объяснении задании детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь? - «домой».

В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Например: «Зайчик, зайчик, где ты был?» (пропевается) и обращается внимание, какой может быть музыкальный ответ. Но каждый раз можно по-разному ответить, например, так спеть и по-другому (пропеваются ответы).

С целью развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки (мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк.

Ведущий читает текст, например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».

Ребенок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущей карточку- дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке. Игра продолжается.

Таким образом, специальные задания, игры, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности.

Действуя совместно со взрослыми дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Использование музыкального фольклора при формировании песенного творчества старших дошкольников значительно облегчает и ускоряет процесс овладения детьми средствами музыкальной речи для создания собственных отношений.

Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств.

Поэтому родителям не надо упускать из своего поля зрения такой важный аспект развития и воспитания ребенка, как народная музыка.

Литература
1. Байтуганов,В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании // Музыкальный руководитель - 2006 №4 - с.22-26.
2. Науменко, Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М.,1999- 169с.
3. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,учителей начальных классов, руководителей художественных студий./ Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: изд. «Российское педагогическое агентство»,1997. - 208с.

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад?

Это можно сделать посредством русской народной музыки: сказок, песен, попевок, потешек, прибауток. Одной из важнейших задач в работе с детьми является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

  • 1. Народная песня.
  • 2. Народная хореография.
  • 3. Народные игры.
  • 4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим некоторые эти аспекты подробнее.

Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься -

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

Зайка белый

Куда бегал?

  • - В лес дубовый.
  • - Что там делал?
  • - Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

Загадка. Загадка -- жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные об разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку рузы становится башней, морковь -- девицей с косой. Подчерки вая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: «Загадка -- ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внима ние слушателя или читателя специально направлено на необходи мость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, ко торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по этического образа, развитию художественного мышления и твор чества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ре бенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Пословицы и поговорки. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Обратимся, например, к такому жанру народного творчества, как пословицы. В них, по словам Д.Н. Садовникова, находят отражение «вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина», открывается «полный простор для здравого смысла и критики народа». Вот почему музыкальные мотивы в русских народных пословицах могут многое рассказать об отношении народа к музыке. О чем же говорят такие мотивы? Прежде всего, о признании народом огромной значимости как вокальной, так и инструментальной музыки в жизни людей. Позиции эта отмечается в большом количестве пословиц, Вот некоторые из них. «Русский с горя поет и с радости», «К вечерне в колокол, всю работу в угол».

При этом музыка» согласно народным представлениям, может передавать чувства, мысли людей, раскрывать их тайные помыслы: «Какая жизнь, такие и песни», «Горькому горькая песенка поется», «Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят», «Гусли - мысли мои, песня - думка моя». Более того, в ней видят чудодейственную силу, способную не только поддержать человека, но даже уберечь его от беды: «Кто поет, того беда не берет».

Уместно вспомнить в связи с жизнью и таких былинных героев, как Добрыня Никитич, Садко, а также многих: сказочных персонажей, которым мастерство пения и игры на музыкальных инструментах неоднократно помогало в самых различных ситуациях. Причем в образцах народного творчества постоянно подчеркивается обусловленность звучания той или иной музыки конкретными жизненными обстоятельствами. И если по каким-либо причинам между ними происходило рассогласование, то музыка уже, судя по народным воззрениям, не могла выполнить своего предназначения: «Играл в дуду - не скачут, рыдал в пиру - не плачут».

Приведем, к примеру, несколько пословиц, подтверждающих выдвижение такого рода требований: «Когда пир, тогда и песни», «Красны похороны плачем, свадьба - песнями».

Сказка. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспита ния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспита ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече ских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на до использовать весь арсенал народных средств и факторов воспи тания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого расска зывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Под готовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька --

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько --

Будет песенка.

А колечко на колечко --

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

“На море, на океане, на острове Буяне

стоит дерево -- золотые маковки.

По этому дереву ходит кот-баюн:

вверх идет:-- песню заводит,

вниз идет -- сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди”.

При сказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».

Потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеют самостоятельное значение, не связанное с играми. Их назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить: Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочета ния, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь -- баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звуко сочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее вырази тельность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни.

Следует сказать, что задачами музыкального воспитания являются: развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; формирование начала как музыкальной, так и общей духовной культуры.

В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной деятельности и т.п.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы. В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, систематическое использование в практике работы всех разновидностей (жанров) народного творчества позволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через:

знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;

попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;

интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных), исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

На протяжении двух лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного творчества (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию), воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям: все это происходит в интересной игровой форме, разучиваем народные прибаутки, потешки, колыбельные и народные песни, играем на музыкальных инструментах народную музыку и т.п.

Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению:

фольклорных праздников, следуя национальным традициям: осенней ярмарки, зимних праздников: Новый год, Рождество, весеннего праздника Пасхи, Масленица и т.д.

детских праздников с социально-значимой идеей: Международный женский день – 8 Марта, День защитников отечества – 23 февраля, День трудящихся – 1 Мая, Праздник Великой Победы – 9 Мая, Всемирный День защиты детей – 1 июня, именины, и т.д.




Занятиях по музыкальному воспитанию. 2. Изучить особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста с целью определения стратегии в применении фольклора в патриотическом воспитании и развитии творческих способностей. 3. Определить эффективность работы по использованию народного творчества как средства патриотического воспитания и развития творческих способностей детей...

... (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о...

Остается одной из малоизученных педагогических проблем. В музыкально-педагогической литературе не содержится экспериментально подтверждаемых данных о роли накопления разнообразного интонационного опыта в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, хотя о необходимости использования шедевров музыкальной культуры в развитии личности говорится во многих научных трудах. ...

Лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических, нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального воспитания в жизни человека. В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания личности, используя научную литературу. Во...