Родители, требуйте повиновения от детей своих. Вот видите, как мы сами делаем ад из своего дома. Дети, чьи родители требуют от них послушания, счастливее

25.04.2019

М ы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать» . Там говорится: «Почитай отца и мать» . И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям» . Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем» . Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.

Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность» . Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог» . Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание» . Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.

Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» . Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Подписывайтесь:

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать - вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей (Притчи 1:8; 13:1; 30:17). Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39). Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу (Евреям 12:9; Малахии 1:6).

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом? Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания. «Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит» (Притчи 13:1). В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы. Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками. Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру (Иезекииля 20:18–19). Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей (Деяния 5:28).

Почтение порождает почтение. Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей. Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога. «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Колоссянам 3:20).

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Э той статьей я надеюсь призвать родителей-христиан требовать послушания от своих детей, потому что, видя, как без каких-либо последствий маленькие дети не обращают никакого внимания на просьбы своих родителей, я не могу не писать об этом. Зачастую дважды, а то и трижды родители говорят своему ребенку сидеть смирно, угомониться, подойти или наоборот выйти из комнаты и после третьей попытки сдаются и подкупают ребенка со снисходительной улыбкой на лице. К сожалению, такой подход не всегда приводит к желаемому результату.

К написанию статьи меня подтолкнули два случая, произошедших некоторое время назад. Одним из них стала смерть 13-летнего Энди Лопеса в калифорнийской Санта-Розе от рук полицейских, когда те подумали, что у мальчика в руках была настоящая винтовка, и он собирался стрелять. Уместным этот пример делает тот факт, что, по словам полицейских, они дважды попросили парня бросить оружие. Вместо этого он направил его на них. Они выстрелили.

Так как мне неизвестны подробности этого случая, в том числе то, слышал ли Энди приказы полицейских, я не могу быть уверен, что он им не подчинился. Однако не на этом я бы хотел заострить наше внимание. Что, если он слышал полицейских и просто-напросто проигнорировал их требования? Будь оно правдой, это стоило ему жизни. Таковой может быть цена неповиновения старшим.

Как это происходит

Как же получается, что родители обрекают своих детей на трагедию в процессе воспитания? На прошлой неделе я стал свидетелем того, как это происходит, наблюдая, как мать готовит своего сына к тому, чтобы его застрелили.

На борту самолета я сидел позади них. Мальчику было лет семь, и он играл на своем планшете. Пассажиров попросили отключить все электронные приборы перед взлетом. Парень продолжал играть. Его мама не обратила на это никакого внимания. Проходя по салону, стюардесса сказала, чтобы он выключил прибор. Он этого не сделал. Мать снова оставила это без внимания.

В последний раз стюардесса остановилась у их мест и сказала, чтобы мальчик отдал планшет маме. Он его выключил, но, когда стюардесса заняла свое место, он снова включил его и продолжал играть во время взлета. Мать не предприняла никаких действий. Мысль, которая мелькнула у меня в голове: «Она готовит его к тому, чтобы быть застреленным полицией».

Лекарство от родительской глупости

Безразличие и лень неверующих родителей понять нетрудно. Для этого есть Библия, которая описывает поведение духовно слепых людей. Однако халатность родителей-христиан ставит меня в тупик.

Что стоит за неспособностью родителей требовать и добиваться послушания от своих детей? Не могу сказать точно, но, возможно, нижеследующие девять пунктов помогут спасти некоторых из них от глупостей воспитания по принципу невмешательства.

1. Требование родителями послушания от своих детей косвенно выражено в библейском требовании от детей слушаться своих родителей.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1, Синодальный перевод). Со стороны Бога было бы бессмысленным требовать от детей слушаться своих родителей и, в то же самое время, не требовать от родителей настаивать на послушании своих детей. Воспитывать в наших детях дух радости и кротости перед поставленным Богом авторитетом – часть нашей работы. Родители являются представителями Бога для маленьких детей, и учить их игнорировать Его требования смертельно опасно.

2. Послушание есть новозаветная, евангельская категория.

Послушание – не просто установленная «законом» категория. Это категория Благой Вести. Павел говорил, что целью его благовестия было «привести всех язычников к вере и послушанию » (Римлянам 1:5, Современный перевод). «Я не буду говорить о том, что сделал сам, а только о том, что свершил через меня Христос, приведя язычников к повиновению Богу, благодаря тому, что я говорил и делал», — говорил он в послании к Римлянам 15:18 (Современный перевод).

Намерением Павла было «брать в плен всякие мысли, подчиняя их Христу» (2 Коринфянам 10:5, Современный перевод). Он требовал этого от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фессалоникийцам 3:14, Синодальный перевод).

Родители, не обучающие своих детей повиновению старшим, поставленным над ними Богом, готовят их к жизни, в которой им будет не по пути с Его словом, не по пути с тем самым евангелием, которое они так желают до них донести.

(Если вы сомневаетесь в том, насколько важна это доктрина, вы можете обратиться к главе Уэйна Грудема под названием «Угождая Богу нашим послушанием: забытое учение Нового Завета» в книге «Для Славы Имени Божьего» под редакцией Джастина Тэйлора и Сэма Стормса).

3. Требовать послушания от детей возможно.

Жалко смотреть на родителей, которые ведут себя так, словно они беспомощны в присутствии своих непослушных детей. Бог требует, чтобы дети слушались, потому что это возможно. Если у вас маленький ребенок, уже того, что вы больше, достаточно, чтобы эффективно показать, чего делать нельзя. Например, плеваться, устраивать истерики, что-то трогать, тянуть в рот, дергать за что-то или указывать на кого-то пальцем. Используйте это, чтобы сохранить вашего ребенка для радости, а не приговорить его к эгоизму.

4. Чтобы послушание было возможным на публике в тех случаях, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, оно должно стать правилом в незначительных вещах дома.

Одной из причин, по которым дети не поддаются контролю на людях, является отсутствие контроля дома. Отчасти это происходит потому, что нередко дома игра не стоит свеч: легче сделать что-то самим, чем тратить время и силы на нежелающего делать это ребенка. Однако все, что такой подход воспитывает, это то, что послушание в любом месте – дело выбора. Последовательная требовательность к послушанию дома поможет вашему ребенку приносить вам радость и за его стенами.

5. Послушание требует усилий и стоит того.

Если вы говорите ребенку оставаться в кровати, а он все равно встает, легче сказать: «Иди обратно в постель» , чем встать и разобраться с этим. Родители устают, и я понимаю это, потому что сам больше сорока лет воспитывал несовершеннолетних детей. Требование послушания энергозатратно и с физической, и с эмоциональной точки зрения. Гораздо проще уступить ребенку.

Результат? Неуправляемые дети, когда это действительно важно. Если мама беспомощна, а папу легко обвести вокруг пальца, дети быстро научаются извлекать из этого выгоду. Например, зная предел вашего терпения, они будут игнорировать ваши требования, пока он не наступит. Это горький плод воспитания. С другой стороны, безотлагательное и последовательное воспитание послушания приносит плод сладкий как для родителей и их детей, так и для окружающих.

6. Вы можете положить конец проблемам предыдущих поколений.

Одним из доводов, по которым родители не настаивают на дисциплине, является то, что они никогда не видели этого в действии. Они выросли в семьях, где были приняты две модели воспитания: пассивность или злость. Не желая воспитывать своих собственных детей в гневе, им остается выбирать только пассивность. Но есть хорошая новость! Это можно изменить. Библия и мудрые советники могут подсказать родителям, что в процессе воспитания является возможным, что – обязательным, а что – мудрым, и как оставаться терпеливыми, твердыми, любящими и укорененными в евангелии наставниками.

7. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию.

Дети должны научиться слушаться до того, как они смогут проявлять послушание через веру. Когда придет вера, послушание, которое выработалось у них в результате «кнута и пряника» и из уважения к взрослым, станет естественным выражением веры. Не требовать послушания до обретения ребенком веры не только глупо, но и недальновидно. Это приведет к закоренелым бунтарским привычкам, которые в дальнейшем станут препятствием на пути веры.

8. Дети, чьи родители требуют от них послушания, счастливее.

Воспитание по принципу невмешательства не приводит к формированию приятной и кроткой личности. Его результат – невоспитанный, избалованный ребенок. Такие дети несчастны, с ними неинтересно, они капризны и заносчивы, а их «свобода» не в радость ни им самим, ни окружающим, потому что свободны они так же, как свободна в своем плавании лодка без рулевого. Они — жертвы своих прихотей, которые рано или поздно кто-нибудь откажется исполнять, что приведет к беде или даже смертельной встрече с полицией.

Подписывайтесь:

9. Требовать послушания не значит требовать совершенства.

Исходя из того, что в глазах детей родители олицетворяют собой Бога — особенно до того момента, когда они приходят к познанию Его через веру — мы, родители, являем им Его милость и справедливость. Не всякое неповиновение должно быть наказано: в некоторых случаях мы делаем замечание, ругаем ребенка или же оставляем его поведение без внимания. Четкой инструкции, как поступать в разных ситуациях, нет. Наше воспитание должно научить детей тому, что Бог евангелия есть «огнь поядающий» (Евреям 12:7,29, Синодальный перевод), и в то же самое время он «долготерпелив и многомилостив» (1 Тимофею 1:16, синодальный перевод). Так или иначе, наша цель – быстрое и всестороннее послушание с радостью. Ведь именно это является плодом познания Бога через Иисуса Христа.

Родители, это вам под силу. Это непростой период в жизни. В моей он занял 60% всего времени, но на это есть Божья милость, и вас ждет щедрая награда.

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Екатерина Макарова для

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – «Господу» , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это» , – говорит, – «благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13) ; и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10) ? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы» , – говорит, – . Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы» , – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только» , – говорит, – «служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6) . Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца» , – говорит, – «боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем имповелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших . Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12) . Да внимают этой заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Еф 6:1) . Господь не сказал просто: Кто любит отца или мать, не достоин Меня , - чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно не понял в превратном смысле, но присовокупил - больше Меня (Мф 10:37) .

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям - послушание родителям; родителям - нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,- ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. - Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви . Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там - приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь - что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9- )» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте ,- не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν ,- чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу

Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем , так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.


Введение: Учитель задает детям вопрос.

Скажи, пожалуйста, было ли такое, что ты не слушался своих родителей? Поступал так, как хотелось тебе, а не так как говорили твои родители?

Предложение связка: Это происходило потому, что ты не знал, что Библия говорит о твоих родителях. Давай об этом прочитаем в Библии. Это написано в послании Колоссянам 3-я глава 20 стих.

Чтение стиха: Учитель читает первый раз библейский стих из Библии, второй раз с наглядного пособия.

А теперь, давай прочитаем этот стих с наглядных пособий. (Учитель прикрепляет наглядные пособия на видное место и вместе с детьми читает стих).

Объяснение сложных слов и понятий: Библия учит тебя, быть послушным своим родителям. А как ты думаешь, что значит быть послушным? Дети отвечают.

Быть послушным - это значит делать все так, как тебе говорят твои родители. Выполнять их просьбы и поручения с первого раза. А если тебе что-то не разрешают делать - не уговаривай родителей, а согласись с ними, даже если тебе очень этого хочется.

Благоугодно - это значит, что когда ты слушаешься своих родителей во всем - это приятно Богу. Господу это нравится.

Итак, Библия учит тебя, чтобы ты слушался своих родителей, потому что это приятно Богу. Тренировка (повторяем стих 2-3 раза): Ребята, давайте прочитаем этот стих с наглядных пособий еще раз (учитель вместе с детьми, читают стих с наглядных пособий). А теперь, давайте прочитаем стих, показывая некоторые слова движениями.

Колоссяне - это люди, которые жили в городе Колоссе. Название города Колосс - очень похоже на слово «колосок». Ты собирал когда-то колоски? Давай, когда мы будем говорить колоссяне - будем показывать правой рукой, как будто гладим колосок.

Три - показываем правой рукой три пальца.

Двадцать - два раза хлопаем ладонями по коленям обеих ног.

Дети - показываем ладонью правой руки рост маленького ребенка.

Послушны - ладонью правой руки, показываем, как будто солдаты отдают своему командиру честь.

Родителям - ладонью правой руки, показываем рост высокого человека.

Благоугодно - показываем двумя руками знак «класс».

Не забывайте говорить сноску к стиху вначале и в конце стиха.

Дети вместе с учителем повторяют стих с движениями 2-3 раза.

Применение: Может быть, каждый раз, когда ты выходишь на улицу после дождя, мама говорит тебе, чтобы ты не бегал по лужам. Но когда ты видишь своих друзей, беззаботно бегающим по грязи и лужам, тебе так хочется присоединиться к ним. Тем более они зовут тебя. Но ты не делаешь этого. Молодец, ты слушаешься своих родителей. Ты делаешь Богу приятно.

Тренировка (повторяем стих 3-4 раза): учитель делит детей на две

команды. Первая команда - дети проповедники, которые знают, что нужно слушаться своих родителей. А 2-я команда - это дети, которые никогда не слышали о послушании. Первая команда должна рассказать второй команде стих Колоссянам 3:20. Можно говорить разными способами: вначале просто рассказать стих без движений, потом рассказать стих с движениями, а потом показывать движения, а 2-я команда будет говорить слова, которые запомнила. Затем команды меняются местами.

Применение: Может быть, родители тебе говорят, чтобы, когда ты приходишь со школы, ты сразу делал домашнее задание, которое тебе задали. А тебе так не хочется. Друзья зовут тебя гулять или тебе хочется посмотреть фильм по телевизору. Но ты ведь знаешь, Богу, приятно, когда ты слушаешься своих родителей. Поэтому, делай уроки сразу, когда приходишь со школы.

Тренировка (повторяем стих 2-3раза): Приглашаю тебя вместе со мной отправиться в миссионерское путешествие. Рассказывать детям о том, что они должны слушаться своих родителей.

Давай представим, что мы попали на остров, на котором живут люди очень невысокого роста - пигмеи. Поэтому, чтобы рассказать стих детям этого племени тебе нужно присесть на корточки так, чтобы дети видели наши лица и тихонечко, чтобы они не испугались, рассказать им Колоссянам 3:20 (дети вместе с учителем рассказывают стих, сидя на корочках и показывая движения только пальцами).

А теперь, мы в стране, где живут очень высокие люди. Чтобы они нас услышали и поняли, давай, рассказывая стих, станем на носочки, будем говорить громко и делать большие движения руками.

Игра «Крестики - нолики».

С помощью цветного скотча или туалетной бумаги сделайте на полу рамку для игры в «Крестики-нолики». Детей разделите на две команды. Чтобы сделать ход на игровом поле игроку одной из команд, нужно произнести вслух Колоссянам 3:20. После того, как игрок правильно сказал стих, он становится в один из квадратов этой рамки. Следующей, делает ход вторая команда. Победившей, будет та команда, трое игроков которой первыми станут в один ряд.

Вопрос на повторение: Как ты теперь поступишь, когда придешь со школы, и тебе очень захочется посмотреть свой любимый фильм по телевизору?и мыл в храме полы, мыл посуду, носил из колодца воду, собирал хворост и делал самую разнообразную работу.

Однажды вечером, когда Самуил вместе со своим приемным папой, приготовили все для завтрашнего служения Богу, произошло что-то необычное.

Спокойной ночи Самуил - сказал Илий и погладил мальчика по голове, - Сегодня, ты был молодец, так чисто вымыл полы. Иди ложись и отдохни. Завтра в храме будет много людей. Нам придется хорошенечко поработать.

Самуил пошел в свою комнату, которая находилась рядом с комнатой Илия. Он сел на свою кровать. «Ну, и наработался я!» - думал Самуил, глядя на свои ноги. Он так набегался за целый день, что от беготни, его ноги болели и ныли.

А-а-аа! - зевая, потянулся Самуил на своей кровати (учитель изображает зевающего мальчика). - Как хорошо, что можно целую ночь отдыхать и ничего не делать.

Самуил закрыл глаза, ему было так приятно лежать на своей кровати. Мальчик начал засыпать.

Самуил! Самуил! - вдруг услышал он.

«О нет!» - подумал мальчик: «Неужели Илий хочет, чтобы я еще, что-то сделал».

«Сделай вид, что ты уже спишь и не слышишь его!» - пронеслась мысль в голове Самуила.

Илий, уже иду - прокричал он в ответ. Самуил знал, нужно быть послушным своим родителям и тогда Бог благословит его. Бог благословит и тебя, если ты, будешь послушен своим маме и папе.

Применение: Может быть каждый раз, когда ты ложишься спать, мама говорит тебе, чтобы ты чистил зубы. А тебе так не хочется это делать, ты так устаешь к концу дня, что у тебя просто не хватает на это сил. Но ты ведь уже знаешь, что если ты будешь слушаться своих родителей, Бог благословит тебя. Поэтому, каждый вечер ты берешь зубную щетку и чистишь зубы, даже если тебе не хочется это делать.

Библейская история:

Самуил, я не звал тебя, - сказал Илий, когда мальчик вошел в его комнату. - Иди и ложись спать.

«Ничего не понимаю?! Может мне показалось?» - думал Самуил, возвращаясь в свою комнату.

Мальчик опять лег на свою кровать. Как только он начал засыпать, вдруг он опять услышал:

Самуил! Самуил!

«Теперь уже точно, Илий завет меня. Наверное, ему нужна моя помощь» - подумал мальчик и сел на своей кровати.

- «Тебе снова послышалось. Ложись и спи. Не надо никуда ходить» - снова пронеслась мысль в голове Самуила. И, правда, ему так не хотелось идти по прохладному коридору в комнату Илия. Но мальчик знал, если он будет послушен своему приемному папе, Бог благословит его. Бог благословит и тебя, если ты, будешь послушен своим родителям.

Применение: Может быть каждый раз, когда ты выходишь во двор, мама говорит тебе, чтобы ты играл во дворе и никуда без ее разрешения не уходил. Твои друзья постоянно зовут тебя пойти в соседний двор поиграть с ребятами. Они смеются над тобой, когда ты идешь спрашивать разрешения у мамы. Ты правильно делаешь, не обращай внимания на своих друзей, помни, Бог благословит тебя, если ты будешь слушаться своих родителей Библейская история:

Самуил, я не звал тебя, - снова сказал Илий, когда мальчик вошел в его комнату. - Иди, ложись спать.

Когда Самуил снова лег спать. Он в третий раз услышал, как кто-то звал его по имени. Как ты думаешь, как теперь поступил мальчик? Самуил решил быть послушным, он снова встал и пошел к Илию. Теперь Илий все понял. Нет, он не звал Самуила, он понял, что мальчика зовет Бог. Давай прочитаем в Библии, что Илий сказал мальчику:

«И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем» 1 Царств 3:9

Самуил был послушным мальчиком. Он сделал все так, как сказал ему Илий.