Девочки | Мальчики | |
1.Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям | 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную | |
4. Быстрее реагируют на мимику, | деятельность | |
жесты, позу и т.д. | Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. | |
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке | ||
Бытовая тематика игр («семья», | 1. | Игры военно-героической |
«больница», «магазин», «д /сад» | тематики. Игры на | |
Игры подвижные с малой и | приключенческую тематику. | |
средней степенью подвижности. | Игры подвижные с высокой | |
Изображает людей, природу. | степенью двигательной | |
Рисунки с элементами | активности | |
декоративности | 3. | Рисуют технику, машины. |
Тщательно прорисовывают детали | 4. | Рисунки наполнены действиями. |
костюма, прически. | движениями. | |
Любят лирические, спокойные | 5. | Рисунки схематичны |
мелодии | 6. | Любят маршевую, бодрую музыку |
III. Познавательно –поисковая деятельность | ||
1.. Лучше выполняют задачи | 1. | Любят решать нестандартные |
типовые, шаблонно | задания, выдвигают новые идеи | |
2. Тщательно, качественно, | 2. | Неинтересно делать одно и то же. |
аккуратно выполняют задания | исполнительская часть оформления задания невелика |
Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации их мозга и психики. Все эти различия реализуются педагогом в поло-дифференцированном подходе. Суть данного подхода в подготовке детей к будущим половым социальным ролям, развитие потенциальных возможностей развития психических различий мальчиков и девочек.
В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается
с позицийсу бъекта педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно - практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании», (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).
Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектиости, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).
На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество и педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектиости ребенка младшего возраста будут:
Формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;
Развитие положительного само изучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);
Создание положительно – заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;
Корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);
Организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;
Создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.
В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется - из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.
Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает
Стимулирование субъектности ребенка;
Построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
Понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;
Признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;
Построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);
Задействование технологии проектирования, как активно - поисковой деятельности в условиях выбора;
Использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;
Создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.
Таким образом, объект дошкольной педагогики - ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку - главный принцип изучения ребенка как объекта.
Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?
2. Что лежит в основе этапности?
3. Каковы особенности психолого-педагогического «портрета» дошкольника?
4. Чем объясняется взаимосвязь психологического пола и педагогического «портрета» ребенка - дошкольника?
5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?
6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?
7. Каковы общие педагогические условия развития субъектности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Что у них общее?
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Учёные давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или ими становятся? Одни утверждают, что от рождения мальчики и девочки психологически абсолютно одинаковы. И только в процессе социализации одни приобретают набор качеств, отличающихся мужественностью, другие, напротив, женственностью. А если бы мальчика в детстве одевали в платьица и покупали ему в игрушечном магазине не машинки, а кукол, то он вырос бы ласковым, нежным и мягким - у него есть для этого врождённые задатки, стоит их только развить. И напротив, человек, рождённый женщиной, при надлежащем воспитании вполне может по характеру и поведению напоминать мужчину.
Другие учёные убеждены в обратном: младенца мужского пола, как ни старайся, невозможно превратить в «психологическую женщину», ведь он уже рождён мужчиной, у него мужской мозг.
Оказалось, что в наших различиях виноваты гормб-ны - вещества, которые вырабатывает организм человека, у мужчин и женщин они разные. Они несут ответственность за наше поведение, наши предпочтения и наши различия. Что это значит? Если воспитывать детей на необитаемом острове в отрыве от общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки всё равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально.
Интересные факты
Мозг - хранилище ума. Учёные предложили испытуемым мужчинам и женщинам тесты на интеллект. Выяснилось, что у женщин больше способностей к иностранным языкам, а мужчинам легче даётся математика.
Физически и психически женщины выносливее мужчин. Эту точку зрения прекрасно иллюстрирует тот факт, что среди потерпевших кораблекрушение выживает больше женщин. Женщины лучше, чем мужчины, переносят всякого рода обстоятельства, истощающие силы: голод, опасность, усталость, стрессы.
Женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщины запрограммирован на детский крик, а мужчина может ночью не услышать его и спать как ни в чём не бывало. Зато мужчин отличает мужество, отвага, храбрость, логичность ума (среди лауреатов престижной Нобелевской премии больше мужчин).
А вы как думаете, чем мальчики отличаются от девочек?
Осознание своей половой принадлежности формируется у ребёнка уже к 1,5 года. Двухлетний ребенок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать различия. На третьем году жизни появляется явное предпочтение к игре со сверстниками своего пола (сначала у девочек, а потом у мальчиков). В 3-4 года ребёнок уже различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). К 5 годам дети, особенно мальчики, предпочитают играть с детьми только своего пола.
Различия двух социальных полов начинаются в детстве, но эти различия надо обязательно воспитывать, причём правильно. Такое воспитание называется гендерной социализацией.
Гендерная социализация начинается в детстве и охватывает всю жизнь человека.
С детства девочки учатся накрывать на стол, пеленать ребёнка и др. А мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий.
Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость.
Как фотографии отражают гендерную социализацию девочек и мальчиков?
Родители часто рассказывают детям о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Вы вступили в тот возраст - 10-11 лет, который является самым критическим с точки зрения разницы между мальчиками и девочками. В то время как мальчики могут ещё не стесняться играть в машинки, девочки того же возраста уже говорят о вечеринках и обсуждают вполне взрослые темы. Девочки 10-11 лет начинают активно интересоваться косметикой и задумываться о собственной внешности. Примеряют различные красивые заколки, резинки, обручи на волосы, браслеты, колечки и цепочки.
Интересные факты
Мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в соревновательные игры в больших, смешанных по возрасту компаниях. Оказывается, игры мальчиков длятся дольше, они чаще ссорятся во время игры, но быстрее разрешают конфликты по сравнению с девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу, стремление нравиться. А значит, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение придаётся личной привлекательности.
В 5-6 классах интерес к человеку другого пола приобретает необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают «задирать» девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников и тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее появляется застенчивость, скованность и робость, которые могут сопровождаться показным равнодушием, презрительным отношением к сверстнику противоположного пола.
В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность в самосовершенствовании. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола.
Подведём итоги
Через игры, одежду и манеры поведения ребёнок с малолетства начинает соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом.
Различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными (физиологическими) различиями, а также с воспитанием - гендерной социализацией.
Основные термины и понятия
Гендерная социализация.
Иногда приходится слышать жалобы родителей о том, что их сын - первоклассник гораздо труднее осваивает учебный материал в школе, чем его старшая сестра. Он невнимательно слушает, пишет неаккуратно и плохо пересказывает, а вот их дочь в этом возрасте радовала их блестящими результатами. Ничего страшного в этом на самом деле нет, все это особенности мужского ума.
К возрасту 7 лет различия в развитии мальчиков и девочек составляет один год. У мальчиков к этому возрасту хуже развито левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки в начальных классах превосходят мальчиков в речевых способностях, в запоминании цифр и аккуратности письма. Но уже в подростковом возрасте мальчики обгоняют девочек в решении нестандартных математических задач и сообразительности. После 13 лет у девочек красивее почерк, беглая речь, они быстрее читают, но решение кроссвордов и геометрических задач лучше удается мальчикам.
Развитие и поведение мальчиков и девочек отличается уже с самого момента рождения. Мозг у мальчиков при рождении бывает больше, чем у девочек. Но, несмотря на это, мальчики начинают намного позже говорить и ходить, чем девочки. Разница полов отражается на поведении и играх малышей. Развитие девочек ориентируется на выживаемость, а у мальчиков оно направлено на совершенствование и прогресс. Вот в чем конкретно проявляются эти отличия:
1. Девочки быстрее, чем мальчики начинают узнавать знакомые лица, они с самого рождения больше удерживают внимание на лице человека. Мальчиков же интересуют больше неодушевленные предметы, чем люди. Им нравится глядеть на подвесную погремушку и осваивать развивающий коврик.
2. Мальчики на громкие звуки реагирует хуже девочек, они позднее начинают распознавать оттенки эмоций родителей. Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они чаще игнорируют голоса родителей. Например, реакция на выговор родителей приходится у них на первые минуты их высказывания, а затем они просто "отключают" слуховой канал и информация родителей на тему перевоспитания у них не доходит до сознания.
Ругая мальчика, конкретно и коротко говорите о том, что вас не устраивает в его поведении. Иначе через некоторое время он перестанет вас слушать. Девочек лучше не ругать, а объяснять им тихим голосом, что так поступать не следует. Спокойный голос родителей, мелодичное пение и колыбельные песни лучше действуют на девочек.
3. Уже в возрасте 2,5 лет мальчики начинают проявлять агрессивность и лучше чувствуют враждебное отношение к себе. Для полноценного развития надо больше пространства, чем девочке. У мальчиков развито пространственное зрение, поэтому они любят играть, кидая игрушки вдаль.
А у девочек периферийное зрение развито сильнее, они предпочитают играть сидя с игрушками, которые лежат перед глазами. Поэтому девочка может спокойно играть в своей комнате, разместив в ней свои куклы и игрушки, а мальчику надо лазать на диван, забираться под кровать и подниматься по лестнице. Мальчики во время игры предпочитают соревноваться, а девочки при состязаниях могут перессориться.
4. У девочек
более выражена кожная чувствительность, они больше реагируют на телесный дискомфорт и лучше чувствуют нежные прикосновения.
5. Если девочки
воспринимают информацию, слушая мнения и наставления других, то мальчики учатся всему, копируя поведение взрослых. Поэтому мальчику лучше показать пример хорошего поведения, чем много раз это объяснять.
6. Мальчики
быстрее раздражаются, а девочки больше грустят. Девочки выражают свои эмоции словами или плачем, а мальчики - действием.
7. Мальчикам
больше нравятся игрушки, которые можно двигать, а девочкам - яркие и красивые. Девочки дольше мальчиков могут играть с новой игрушкой, рассматривать их и беречь от повреждений. Мальчики активнее играют с игрушками и быстрее их ломают.
8. Чтобы обучить мальчика чему-то, надо держать быстрый темп. Как только вы начнете повторять пройденное для закрепления материала, внимание у мальчиков ослабевает. Девочки же любят выполнять все поэтапно, они предпочитают повторно проверять свои знания.
9. Мальчики в подростковом возрасте более сообразительные, изобретательные и находчивые. Но девочки быстрее адаптируются к любой ситуации, они легче общаются и заводят много друзей. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. А девочки только для того, чтобы установить контакт с собеседником.
Учитывая, все отличия между развитием и поведением мальчика и девочки, родителям не следует сравнивать мальчиков с девочками. У мальчика и девочки свой путь взросления. Старайтесь не перегружать мальчика эмоциональными переживаниями, они очень тяжело реагируют на них. Ведь мальчики чувствуют себя ответственными за жизнь и благополучие близких людей, поэтому их проблемы больше затрагивают их.