Приемы фантазирования

23.05.2019

ТРИЗ приёмы фантазирования.

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти (опред.)

У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу сказок услышанных ранее. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка.


Как обогатить этот опыт? Тут не обойтись без развития навыков, которые помогут ребенку научиться фантазировать.


Первое, что необходимо сделать - это научить ребенка пользоваться своими знаниями. Необходимо помочь ребёнку - дошкольнику оформить свои знания так, чтобы ребёнок не путал реальность и фантазию. Фантазийные образы не должны замещать реальность окружения.

Необходимо учитывать, что основным видом деятельности дошкольника - является игра.

Есть множество игровых приемов для развития мышления ребёнка.

Например: приёмы фантазирования.


Предложите малышу понаблюдать за явлениями природы, например: за ветром. Оживить его, наделить характерными чувствами, связями. Важно задать правильные вопросы.

Спросите ребенка, как он думает, а кто у ветра друзья? Какой у ветра бывает характер? В каких сказках ветер является героем? (Например: сказка А.С.Пушкина - «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….») Каким ветром ты хотел бы стать? Почему? Неплохо было бы подвести ребенка к сравнению, например: сильный ветер - ураган и легкий тёплый ветерок. Наличие противоречий у объекта (в данном случае - это ветер) помогает ребенку провести анализ, установить связь между ураганом и ветерком: они оба дуют, двигаются, оба природные явления. Но при этом: ураган - ломает, уничтожает, уносит, кидает, роняет, а ветерок - обдувает, щекотит, ласкает. Можно пойти дальше, и поиграть с ребенком в игру: «Хорошо - плохо» - эта игра поможет сформировать представления ребенка об урагане и ветерке. Поможет освоить многообразие функций природного явления.


На тризовском языке это звучит так: противоречие - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.


Можно с этим поспорить: ураган может успокоиться и стать легким ветерком, и наоборот. Это уже наличие определенных знаний.

Одним из приёмов фантазирования является приём эмпатии.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновения - в чувствование в переживание другого человека. (опред.)

Маленькому ребенку сложно перевоплотиться в другого ребенка в группе, потому, что дети ощущают себя наравне друг с другом. В дошкольном детстве необходимо воспитать чувство сопереживания, желание позаботится. Тогда, как дать адекватную оценку действиям другого ребёнка дети иногда не могут.

Однажды произошла такая ситуация: мальчик, назовем его Коля, совершил поступок - поднял девочку Катю, которая упала, отряхнул на ней одежду, обнял и погладил по голове. Причем, это все происходило на площадке во время игры, в которой Коля активно участвовал (бежал мимо в какой - то роли и что - то кричал). После этих действий он побежал дальше мимо Кати, которая успокоилась и продолжила игру.


Всё происходящее наблюдал другой мальчик, назовём его Вова. Я предложила оценить поступок Коли Вове, сказав при этом: «Ты представь себя Колей». На что Вова мне ответил: «Я не хочу быть Колей, он дерется и штаны у него некрасивые». Мальчики незадолго до этого подрались.

Оценки поступка не произошло, но произошло постижение эмоционального состояния, потому, что дальше Вова сказал: «Я хочу быть Катей».


Как же применить приём эмпатии, чтобы он четко сработал?


В своей работе с детьми я называю такую игру: «Превращалки». Дети превращаются в животных, птиц, сказочных героев, неодушевлённые предметы, растения. Эта игра помогает организовать детей, превращает режимные моменты, такие, как - одевание на прогулку - в веселую игру.


Дети превратились в кукол - музыкальная игра.


Приём эмпатии позволяет детям проявить фантазию, выдумку. Воплотить свои выдумки в действии и речи.

Другие приёмы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение и т.д. отлично воспринимаются детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве воображение становится творческим, продуктивным.

Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.


Фантазируйте вместе с детьми!

Фатимет Такахо
Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для развития фантазии и воображения ребенка .

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.

1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием , он широко используется в сказках, былинах, в фантастике . Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.

o Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.

o Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы» .

o Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

Человек не спит.

Человек не чувствует боли.

Человек потерял вес, обоняние.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш) . Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами) .

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных : животных, растений, небесных тел, мифических существ.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.

9. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации : щука поёт колыбельную («Открывает щука рот» , «Серый волк ей верно служит» , храбрый заяц, трусливый лев.

10. Новое название картине.

Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше : ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

11. Фантастическое объединение .

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

12. «Как мне повезло!»

«Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце» .

«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей» .

«Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники» .

13. Склеивание.

Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.) . Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

14. Аналогии.

Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.

Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

15. Акцентирование.

Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.).

16. Типизация.

Один из самых сложных приёмов творческого воображения , который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).

17. Превращение незнакомого в знакомое.

Этот приём включает в себя четыре операции :

1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.) ;

3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;

4) фантастическая аналогия , при которой проблема решается «как в волшебной сказке» .

Зачем учить фантазированию? У дошкольников воображение само по себе зашкаливает, такую историю расскажут, что только держись…

Вынуждена не согласиться.

Во-первых, в наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации (не надо ничего додумывать, все увидишь на экране) далеко не у всех воображение развивается так, как положено, без отставания (но дети молодцы, сопротивляются потокам навязанных образов).

Кто забыл, напоминаю, что воображение – это фундамент творческой личности

Во-вторых, знать приемы фантазирования – это осознанно их использовать для придумывания преобразований и усовершенствований. Такое умение называется управляемая фантазия .

Level up от простого сочинения небылиц, как говорится

А еще, уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывая фантастические сюжеты для игр и рассказов.

Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение, уменьшение, дробление, объединение, наоборот . Именно эти простые приемы легли в основу многих сказок и фантастических произведений. Поэтому сегодня именно художественная литература поможет мне проиллюстрировать прием увеличения-уменьшения.

Суть очень простая: представим себе, что какой-то объект стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?

Вот появился Гулливер: каково ему будет среди маленьких человечков, какие трудности у него возникнут?

Или, наоборот, уменьшились Карик и Валя, стали меньше букашки. Как им перемещаться, как добыть еду, спастись от опасности?

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. Например, возьмем водопроводную трубу. Увеличим – получится тоннель, уменьшим – соломинка для сока.

А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя, шезлонг или книгу? При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве?

Вот картинки для примера, и, конечно, можно придумать еще множество вариантов.

Теперь уменьшаем предметы и задаем такие же вопросы.

Еще можно увеличивать не весь объект целиком, а только его часть. Таким нехитрым способом был придуман Чебурашка.

Простейшие приемы фантазирования:

а) составление фантастического рассказа о дереве;

б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?

в)упражнение «Робинзон Крузо». Находимся на нео­битаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?

г) посмотри на мир чужими глазами .

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сто­рон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замеча­ется другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хло­пья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание - «продолжить рассказ». Но сделать это не­обходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отне­сешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рас­сказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стре­миться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от кри­тики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яр­кие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В даль­нейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

Естественно, что от такого простого, условного пере­мещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способнос­ти талантливого творца, называющейся сверхчувстви­тельностью к проблемам, но первые шаги в этом на­правлении мы уже сделали;

д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по состав­лению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям фор­мулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».



При выполнении этого задания надо поощрять са­мые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжет­ной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривыч­ный для себя образ;

е) составьте рассказ, используя данную концовку.

Иного подхода требует упражнение составить рас­сказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логич­ность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

· «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

· «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

· «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;

ж) сказка наизнанку.

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачи­вании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогич­на игре «Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказ­ку и предложите поменять характер у ее героев - поло­жительный характер на отрицательный и наоборот. Пред­ложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Пред­ложение о смене характера может быть разным:

1.Злая волшебница заколдовала героев...

2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а зло­му стало его жалко и он подобрел...

3.Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...

4.Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...

Все эти варианты предложены нашими детьми, пред­ложите своим детям подумать и придумать свои вер­сии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого кале­ния добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому ге­рою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...



Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью - это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наи­знанку» применен к одному или ко всем элементам дан­ной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования - с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рас­сказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;

з) перевирание сказки.

Дети - консерваторы в отношении сказок, им хо­чется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в па­родию - появляется другой угол зрения, на сказку мож­но посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...» Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и ска­зал...» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете...» И так далее.

1- й вариант. После того как дети вас исправили, про­должайте рассказывать немного текста реальной сказ­ки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказ­ки ведите до конца.

2- й вариант. Изменяя сказку в самом начале, веди­те ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;

и) сказка в заданном ключе.

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.

Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха?

Красная Шапочка живет сейчас...

Это мы изменили время действия. Можно использо­вать оператор РВС - растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:

Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...

Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.

Можно предложить детям проиллюстрировать сказ­ку - каждый, самый интересный на его взгляд, мо­мент - получится иллюстрированная книга;

к) что было потом.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнув­шись от самого интересного места или вопроса, предло­жить детям подумать: «А что было потом?»

Если работать по системному принципу, то продол­жение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы из­меняем и продолжаем всю надсистему сказки.

Например: залез медведь на крышу теремка, тере­мок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок мед­ведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вмес­те строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

А туфелька Золушки? Что с ней стало после заму­жества Золушки? Золушка отдала ее маленькому вол­шебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке;

л) «карты Проппа».

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследо­вательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, кото­рые всегда находятся в одной и той же последователь­ности. Согласно системе Проппа, этих функций трид­цать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличе­ствуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.

Сказка может начинаться с первой функции, с седь­мой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение домой.

13. Прибытие домой.

14. Ложный герой.

15. Трудные испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ложный герой изобличается.

19. Наказание антигероя.

20. Свадьба.

Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруп­пы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по поряд­ку (можно пронумеровать - цифры старшие дети зна­ют хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных на­угад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каж­дая из них - целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;

м) сказка «калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с раз­личными степенями узнаваемости или полностью изме­ненную.

Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сво­дится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с деть­ми, записываете на доске основные этапы сказки.

Так как буквенное обозначение трудно запоминает­ся детьми, можно использовать цветовое или геометри­ческое обозначение:

Дом, дворец - Золушка -

Мачеха - Фея -

Сестры - Принц -

Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое твор­чество. В старших и подготовительных группах дети лю­бят буквенное обозначение, но каждую букву украша­ют каким-либо элементом, характеризующим этого ге­роя. Например, сказка «Теремок»:

Теремок - Мышка

Лягушка - Заяц -

Лиса - Волк -

Медведь -

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

· кто-то из героев этой сказки остается;

· сказка про окружающие детей предметы;

· сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;

· сказка про себя или про товарища. Главное - стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.


Литература

Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск, 2008.

Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошколь­ников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М., 1997.

Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. - М., 2003.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до­школьников. - М., 2002.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в под­готовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. - М., 1998.

Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. - СПб.: Паритет, 1999.

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 1999.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. - М., 2001.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дош­кольника приобретать знания. - Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.

Филичева Т.Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразви­тием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Тумано­ва. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недораз­витием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филиче­ва, А.В. Соболева. - Екатеринбург, 1996.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - Воронеж, 1997.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


Введение

Глава 1. Технология развития мелкой моторики

Глава 2. Технология развития артикуляционной моторики

Глава 3. Технология развития фонематического слуха.

Глава 4. Технология развития речевого дыхания и голоса

Глава 5. Технология развития лексико – грамматических компонентов речи

Глава 6. Технология развития связной речи

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчество вообще и воображение в частности – очень индивидуальны. Но любой художник должен владеть некоторыми базовыми приемами, прежде чем сможет выразить себя в собственном творчестве. Подобные приемы имеются и для воображения. Их описанию посвящена данная статья.

Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач.

Терминология

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. Также, к творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых еще никому неизвестных задач.

Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и т.д.

Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата.

Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.

Творчество может быть очень многообразно по своей формам. Также многообразны и творческие приемы и методы. Есть свои приемы у фантастов, изобретателей, журналистов, художников, поэтов и т.д.

Для картостроителей творчество имеет значение для решения следующих задач

1. Придумывание сюжета, квестов, диалогов.

2. Придумывание идей для новых карт, заклинаний, триггерных систем

3. Придумывание идей для новых иконок, экрана загрузки, скинов.

4. Придумывание идей для рельефа карты.

5. Придумывание идей для новых моделей.

В пунктах 3-5 я не силен. Возможно, специалисты в этих областях смогут дополнить эту статью собственной информацией. Кое-какую подобную информацию можно найти из других картостроительных статей:

Создание сюжета для РПГ – моя собственная статья про создание сюжета.

Заметки Натуралиста - статья про создание рельефа (автор Mefist).

Приемы воображения

Прием воображения позволяет придумать что-то новое.

Общие приемы воображения

Существует ряд наиболее общих приемов, которые применяются в творчестве практически любого вида. Таких приемов 5.

I. Прием уменьшения.

II. Прием увеличения.

III. Прием объединения.

IV. Прием дробления.

V. Прием наоборот.

1. Уменьшая размер и расцветку адского зверя близзард получили модель зерглинга в war3 (не то, чтобы похоже, но впечатление от этого юнита уже не такое, как от адского зверя).

2. На одной из карт по war3 я видел такого монстра, как гигантский паук. Паук был настолько огромен, что я принял его ноги за причудливую арку. И когда герой уже собрался пробежать между его ногами, это чудище ожило.

3. Любая из рас: хоббит, гном, гоблин – основана на приеме уменьшения. Энты и огры – на увеличения. Хотя тут немалую роль играет еще и прием объединения. Грубо говоря:

Хоббит - уменьшенный человек-фермер

Гном - уменьшенный человек-рудокоп и кузнец

Гоблин (варкрафтовский) – это уменьшенный человек-техник, пироман, террорист с зеленой кожей.

Энт – это увеличенный человек-дерево.

4. Каждая из сторон - альянс и орда представляют собой объединенные фронты различных рас и созданий. Одновременно с этим, по сюжету состав этих блоков постепенно меняется. Старые альянсы разваливаются, возникают новые силы. Если в Reign of Chaos расы были более или менее едины, то уже в Frozen Throne количество различных сил увеличилось как минимум вдвое.

5. Прием наоборот стоит особняком. По сути, его можно применить даже к описанным выше приемам: уменьшение – увеличение, объединение – дробление. Очень широко его применение можно отследить в редакторе объектов при создании заклинаний. Большинство эффектов могут быть использованы как с положительными, так и с отрицательными значениями. Это позволяет значительно разнообразить возможность создания заклинаний.

Специфичные приемы воображения

Перечислю лишь некоторые из более специфичных приемов творчества и воображения.

1. Поиск противоречий: найти противоречия в существующем объекте или системе. Противоречия – это движущая сила развития любого объекта. Для каких целей сценаристы blizzard удвоили число фракций в TFT? Чем больше фракций, тем больше противоречий между ними. Чем больше противоречий, тем больший простор для дальнейшего развития сюжета. Это было особенно важно с учетом выхода WOW. Игрокам было бы не так интересно играть в мире, где нету противоречий.

2. Использовать внутренние ресурсы: по возможности пользоваться внутренними ресурсами объекта или системы.

Возможно, это не столько прием, сколько принцип. Нагляднее всего его показать на примере НЛО. Если в мире происходит что-то необъяснимое, не стоит кричать, что виновато НЛО. Для начала проверьте, нельзя ли объяснить произошедшее вполне земными причинами.

В отношении картостроительсва можно сказать так: перед тем, как планировать какое-то сложную карту, заклинание или триггерную систему, убедитесь, что она действительно нужна и что ее невозможно реализовать более простыми средствами.

3. Изменить неизменное: если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным,- возьмите и измените.

Все статуи не живые. Если же предположить существование ожившей статуи, то получаем идеи юнитов вроде гаргойл и сфинкс.

Трупы не могут двигаться или думать. Если же предположить обратное, получаем идею расы нежить.

Разумные и имеющие волю стихии дают идею элементалей.

Ходящие деревья дают идею энтов.

4. Сделать искусственным то, что является естественным.

В мире warcraft происхождение миров и рас связано с некоей загадочной расой Титанов.

- «Искусственная» земля - живая земля дает идею ларвы из старкрафта. В варкрафте реализована обратная идея – мертвая земля, на которой нежить чувствует себя более уютно.

5. Отделение функции от объекта: отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот - приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.

Многие параметры юнитов в редакторе объектов основаны на отделении функции от объекта. Например, способность атаки, защиты, потребляемой пищи и т.д. Эти параметры основаны на реальной способности людей драться, защищаться, есть и т.д. Из реальной жизни мы можем черпать (и, вообще говоря, черпаем) и другие функции, которые можно реализовать в игре.

6. Моделирование: представить, как будет существовать фантастический объект в реальном (или фантастическом) мире.

Об этом писал еще Толкин. Несложно придумать зеленое солнце, но сложнее придумать мир, в котором такое солнце будет естественным. Об этом стоит думать, когда вы придумываете новые миры и расы. Элементы мира должны быть связаны между собой и непротиворечивы.

Например, возвращаясь снова к фантастическим расам. Хоббиты, гномы, гоблины – это низкорослые народы. Значит, должны быть какие-то другие качества, которые позволяют им выжить в суровом мире. У хоббитов – это скрытность. У гномов – сила и выносливость. У гоблинов – изобретательность и технология.

7. Использовать поля: для объяснения сути какой-то фантастической или фэнтезийной технологии необходимо поле.

Понятие поле применено здесь в более широком смысле, чем в физике. Поле – это то, что позволяет объектам взаимодействовать. Если есть два объекта, то для совершения какого-то действия необходимо поле. Если есть объект и поле, то для совершения действия необходим другой объект.

В мире фэнтези есть универсальное поле – магия. При помощи магии можно объяснить практически все что угодно.

8. Использование известных физических законов и не до конца изученных явлений для создания фантастических ситуаций.

Это скорее актуально для фантастики, а не фэнтези. Но, к примеру, автор может придумать законы, которым подчиняется магия в придуманном им мире. Позаимствовать идеи законов и их суть можно из физики.

9. Аналогия: воздействовать на органы чувств второстепенным объектом, который вызывает определенные ассоциации. Эти ассоциации приводят к программированию восприятия главного объекта.

Это прием из искусства. Пример: когда что-то недоброе должно произойти, во время заставки включается зловещая музыка.

Методы воображения

1. Метод разрешения противоречий:

Цель: избавиться от противоречивого свойства в объекте или системе.

Метод: 2 варианта:

А) Разделить противоречивые свойства в пространстве.

Б) Разделить противоречивые свойства во времени.

Пример. Нагляднее всего это можно показать на примере детективов. Например, инспектору известно, что человека А убил человека Б. Но есть свидетели, что во время убийства А находился в другом месте. Как решить это противоречие? Есть немало способов. Например, убийца мог ввести в заблуждение свидетелей, переведя часы, на которые они смотрели. Или подсунуть похожего на себя человека, а самому совершить убийство. Или совершить убийство заранее, а потом организовать какой-то инцидент, который заставит свидетелей считать, что Б в такое-то время был еще жив. И т.д.

2. Метод ИКР (идеальный конечный результат):

Цель: определить, какого рода способы нужно применять для решения определенной задачи и оценить эффективность того или иного способа.

Метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении.

Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться, избавляясь от противоречий.

Пример. Это метод полезен не столько для фантазирования, сколько для организации творческой работы. Идеальный конечный результат дает представление о цели работы и критериях, по которым эту работу нужно оценивать.

3. Универсализация:

Цель: экономия.

Метод: объединение систем, имеющих какую-то общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности.

Пример. Пример из жизни. В начале второй мировой самолеты строили по принципу: корпус отдельно, броня отдельно. Только некоторое время спустя конструкторы додумались, что можно сразу же изготавливать корпус из брони, что позволило значительно облегчить самолеты и улучшить их летные характеристики.

4. Морфологический метод:

Цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование.

Метод: проводим анализ объекта или системы. Выделяем все важные свойства, которые могут иметь значения для достижения какой-то цели. По каждому параметру делаем шкалу с набором допустимых значений. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал.

Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов.

Пример. Для интереса я провел анализ различных вариантов заклинаний, которые можно создать на движке warcraft. У каждого заклинания я выделил ключевые свойства:

Эффект заклинания (повреждения, лечение, защита от магии и т.д.)

Знак – т.е. улучшаем ли мы параметры цели или ухудшаем. Или улучшаем одно, но ухудшаем другое.

Время эффекта (постоянный, временный, пассивный)

Количество целей (один, группа)

Цель (сам, друг, враг, земля)

Тип эффекта (магический или физический)

При помощи макроса я легко создал программу, которая сгенерировала все возможные варианты заклинаний. Вариантов получилось более 2700 штук. Хотя очень многие варианты оказались заведомо ложными. Например, сразу же можно выкинуть заклинания, которые дают положительные бонусы врагам и отрицательные союзникам. С другой стороны, среди множества вариантов наверняка окажутся такие, которые вряд ли придут в голову. Например: неудачливый критический удар (шанс нанести меньше повреждений), материализовать дух; переместиться в какое-то место на время (сделал диверсию – отправился обратно) и др.

Замечу также, что получившийся список не окончательный. Можно добавить и другие параметры. Например, наличие автокаста. Или добавить другие эффекты.

Также список учитывает заклинания прямого действия, но не учитывает более сложные многоступенчатые заклинания. Например, такое: юнит сначала перемещается к врагу, затем бьет, затем отлетает в неизвестном направлении. Тут задействовано как минимум 2 эффекта – перемещение (дважды) и повреждение. Такие заклинания можно придумывать применяя прием объединения между более простыми заклинаниями.

В конце статьи прикреплен файл analiz.zip. Внутри находится файл формата MS Excel с проведенным морфологическим анализом.

5. Мозговой штурм:

Цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи.

Метод: проводится в 2 этапа.

1. Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена.

2. Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла.

6. Синектика:

Цель: поиск решения творческой задачи.

Метод: представить себя на месте объекта.

Пример. Практически каждый сюжетник этим пользуется. Представить себя на месте персонажа. Что бы ты стал делать на его месте? Но метод предполагает и более широкое применение. Например, можно представить себя в роли какого-то заклинателя ил даже заклинания.

7. Диверсионный метод:

Цель: разрешение противоречий в технических системах.

Метод: если нужно избавиться от вредного фактора (особенно – неизвестно), начнем решать задачу с другого края. Т.е. будем думать над тем, что сделать, чтобы усилить вредный фактор.

Пример. Иногда задачи гораздо быстрее и изящнее решаются с другого конца. К примеру, можно поразмышлять на тем, что нужно сделать, чтобы испортить впечатления от своей карты. Или подумать, как сделать, чтобы ваше триггерное заклинание стало вконец глючным.

8. Системы, подсистемы, надсистемы:

Цель: придумать новый фантастический объект или систему.

Метод: Если нужно придумать фантастический объект, можно не только применять к другому объекту непосредственно приемы фантазирования. Можно также перейти к подсистеме (отдельным частям объекта) или надсистеме (группа таких объектов в своей среде). Кроме того, можно рассматривать каждый элемент (система, подсистема, надсистема) в прошлом (как он развивался), настоящем и будущем. Это очень сильный прием, дающий широкие просторы для фантазирования.

Итого, получается 9 комбинаций:

1. подсистема-прошлое

2. система-прошлое

3. надсистема-прошлое.

4. подсистема-настоящее

5. система- настоящее

6. надсистема- настоящее

7. подсистема-будущее

8. система- будущее

9. надсистема- будущее

специфика: фантазирование.

Пример. Суть метода в том, что он позволяет ставить перед собой правильные вопросы. К примеру, мы придумываем капанию о морлоках, на что обратить внимание? Исходную скудную информацию можно почерпнуть из игры:

Человек-земноводное. Разумный. Использует кинжал (скорее всего, костяной) и щит, сделанный из раковины. Охотники способны использовать сеть. Проживают в хижинах из тростника на берегах рек.

Эта информация относится к пункту 5 – система настоящая и частично 4 – подсистема настоящая. Остается еще множество вопросов.

Где, как и из чего возникли морлоки?

Как выглядел морлок в далеком прошлом? Чем отличался от нынешнего морлока? Как охотился, где жил?

Какими инструментами пользовался древний морлок? Как выглядело его жилище?

Какой у морлоков был общественный строй? Как они уживаются друг с другом и другими расами?

Поклонялись ли морлоки Богам?

Приручали ли животных?

Использовали ли магию?

Что изменилось для морлоков с тех времен, когда они возникли?

Как изменился их общественный строй и отношения с соседями?

Как будет выглядеть морлок в далеком будущем? Какими инструментами/магией будет пользоваться морлок будущего? Как изменится общественный строй и отношения с соседями?

Вопрос – это еще не ответ. Но отвечая на поставленные вопросы появляется возможность проявить свою фантазию. Например, могу предположить, что со временем для морлоков все большее отношение будут иметь отношения с обитателями суши. Возможно, они захотят наладить торговые отношения с другими расами. Торговать дарами рек и морей. Или сами научатся их выращивать. Создадут запруды для рыбы, водорослей, моллюсков и т.д. Также, чтобы комфортнее чувствовать себя на поверхности, морлоки наверняка будут осваивать магию, которая позволит предсказывать погоду и управлять ею. И т.д.

9. Метод ассоциаций:

Цель: придумать что-то новое.

Метод: выберите два произвольных класса объектов. К примеру, «животные» и «элементарные частицы». Каждый из этих объектов обладает своими уникальными свойствами, верно? Так вот, метод ассоциаций предлагает сделать простую вещь: пусть объекты обменяются своими свойствами. Для продуктивной работы фантазии нужно подбирать объекты, очень непохожие друг на друга.

Пример. Давайте придумаем какую-нибудь новую расу. Объединим свойства двух объектов: человек и кувшин. Какими свойствами обладает кувшин?

Сделан из глины

Специфическая форма

Способность хранить в себе жидкости

Если кувшин разбить, жидкость выльется

Нет, мы не будем делать человека из глины или делать его по форме напоминающей кувшин. Но последние два свойства можно весьма интересно использовать. К примеру, раса созданий с уникальной магической системой. В специальном месте каждое из этих созданий может наполнить себя энергией, которая делает его сильным и опасным. Затем создания идут воевать. Но энергия постепенно иссякает и им приходится возвращаться назад и снова заряжаться. Если же такое создание убить, то оставшаяся в нем энергия изливается в пространство, нанося вред всему живому.

10. Метод фокальных объектов:

Цель: создание нового.

Метод: Метод фокальных объектов - собрать, будто в фокусе, свойства сразу нескольких объектов и приписать их все какому-то одному объекту, выбранному заранее. По сути, это известный прием «объединения», дополненный не менее известным приемом «увеличения».

Методы развития воображения

1. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»:

Цель: научиться находить противоречия в объектах или системах.

Метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» - плохо потому что «В». И т.д.

2. Придумать фантастическое растение, животное, явление:

Цель: научиться применять приемы фантазирования.

Метод: выполнить подобное задание. Попробуйте придумать такое животное, растение и явление, которое никому и никогда не придет в голову. Затем проанализируйте, какими приемами и методами вы пользовались для их создания

3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:

Метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином базовом приеме воображения. Анализируя их, учишься обнаруживать эти приемы.

В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Еще одно полезное задание на развитие творческих способностей – придумать анекдот самому.

4. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:

Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

Метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются как бы 2 истории. Одна полностью фантастична. Другая полностью реальна.

5. Игра «что изменилось»:

Цель: развитие воображения, преодоление косности мышления.

Метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.