Навыки ребенка в четыре месяца от рождения. Развитие и игры: что и как развивать. Чему можно научить кроху

10.05.2019
Вот уже и четыре месяца малышу, чему он научился, что умеет и как за ним ухаживать, ведь он растет и требует все больше внимания к себе и нельзя его игнорировать.

Физиологическое развитие ребенка

Глаза. Слезы теперь у малыша вполне оправданы в отличии от первых трех месяцев, когда н просил кушать или ему что-то мешало. сейчас ребенок привлекает внимание и требует чего-то. Также плачет он и потому, что возможно чувствует дискомфорт: жарко, холодно, мокрый, хочет к маме на ручки или просит кушать. Следите за этим и контролируйте.
Характер . Малыш стал более активным, но и спокойным в то же время. Он уже понемногу привыкает к режиму сна, и подстраивается под него (правда не идеально конечно, так как ночью малыш часто хочет кушать).
Рефлексы . Ребенок уже целенаправленно пытается схватить игрушку, трогает ее и пробует на вкус. Также мы пробуем и погремушку, трясем ее с целью услышать звук, которому радуемся. Улыбаемся мы уже постоянно, ведь когда покушал, покупался в чистом памперсе, почему бы не поулыбаться. Также улыбка малыша часто-густо обращена к маме, которую он узнает по запаху и даже по силуэту. Он знает, что если подошла мам, значит, будет что-то хорошее: массажик, поцелуи, обнимашки, игры, помощь, конечно же. Хватаемся ручками за кроватку, за одеяльце и пытаемся привстать.
Мы чувствуем страх, приязнь и даже отвращение. Причем реагируем на это достаточно активно и эмоционально. Маме стоит ограждать малыша от негатива обязательно.
Умеем уже переворачиваться на животик и приподниматься на ручках, даже держимся. Это означает, что у малыша нормальное развитие которое должно быть.
Зрение. Пока что цвета мы выдим смутновато, но на самые яркие уже реагируем. Красный, Зеленый, желтый. Не стоит показывать малышу "ядовитые" расцветки, он еще не привык и не поймет смысла салатового или фиолетового.


Что умеет ребенок на четвертом месяце

В превую очередь он узнает маму (или того, кто за ним ухаживает). Этого человека он рад видеть всегда и постоянно нуждается в нем, зовет и чувтсвует.
Различает голоса . На незнакомый голос может расплакаться.
Агулит . Первые "гули" были еще ранее, но теперь они немного четче и чаще.
Умеет хватать и удерживать (слабо пока, но все же).
Уже знает немного свое имя . Появляется некая реакция.
Начинает мять грудь при кормлении . Умеет придерживать бутылочку.


Для мам

  • Массаж обязателен. И спинки, и животика, ручек/ножек и пальчиков.
  • Почаще разговаривайте с малышом.
  • Начинайте чаще говорить его имя.
  • Показывая пальцем на себя говорите "мама".
  • Купая накидайте в ванночку резиновых игрушек, пускай разрабатывает хватательные рефлексы.
  • Почаще меняйте памперсы.
  • Раскутывайте ребенка и давайте коже дышать.
  • Играйте с ним, носите на ручках почаще.
Главное посещайте педиатра при первых признаках каких либо отклонений. температура повысилась, блевота, постоянный плач. Медлить не стоит, ведь малыш развивается и вместе с ним растет организм, а доктор подскажет вам, как правильно устранить любую проблему.

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

  • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
  • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
  • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).

Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

1.1. Сон четырехмесячного ребенка

В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.


Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

1.2. Питание в 4 месяца

Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

  • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
  • держит головку без посторонней помощи;
  • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
  • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
  • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
  • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
  • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
  • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.

В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

  • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
  • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
  • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
  • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
  • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.

По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

3. Развивающие игры

Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок , поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику , и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучились в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Родители, внимательно следящие за физическим развитием своего малыша, часто бывают обеспокоены тем, что ребенок в 4 месяца не переворачивается. Этот возрастной рубеж они выбирают не случайно. По принятым медицинским нормам в возрасте 4-х месяцев ребенок уже должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот или, по крайней мере, делать активные попытки.

Переворот с живота на спину считается, скорее, падением, сигнализирующим о недостаточном мышечном развитии. Американские педиатры расходятся во мнении с российскими специалистами, утверждая, что никаких определенных сроков для начала переворотов не существует. Но лучше не пускать этот процесс на самотек. Вовремя замеченное отклонение от нормы проще исправить.

Нормы развития ребенка в 4 месяца

Ребенок начинает переворачиваться не сразу. Без предшествующих этому этапов физического развития перевороты не возможны.

Умеет держать голову и опираться на руки

По детским нормам развития к четырем месяцам кроха должен уверенно держать голову, опираясь на ладони и выгибая спинку. Это достижение высвобождает силы для новых достижений. С высоко поднятой головой гораздо проще осмотреться и понять, что вокруг еще так много интересного.

Поворачивается

С этого момента ребенок предпринимает попытки перевернуться. Сначала - поворот на бок. Закидывая ножку, малыш ложится на бочок и возвращается в исходное положение.

Такой акробатический этюд смотрится чрезвычайно мило. Ведь маленькие ручки и ножки все еще не совсем слушаются, поэтому кроха может немного заваливаться вперед в попытке удержать равновесие. Поворот на бочок - это вторая большая победа после того, как малыш научился держать голову. Но останавливаться на достигнутом он не собирается, а постепенно пытается перекатиться с боку на животик.

Переворот на животик

Проходит немного времени, и постоянно тренирующийся малыш уже умеет самостоятельно повернуться со спины на животик и подолгу рассматривать окружающих, лежа на животе и опираясь на ладошки.

Если вашему ребенку уже исполнилось 4 месяца, а он все еще не переворачивается - это еще не повод для паники. Скорее всего - это обычная лень, возникающая по вполне объяснимым причинам. Тем не менее, надо присмотреться к малышу внимательнее и выяснить причину.

Почему ребенок в 4 месяца не переворачивается

Избыточный вес

Возможно, вес вашего малыша несколько превышает норму и ему тяжеловато даются физические упражнения. Не желая себя утруждать, он предпочитает просто лежать и отдыхать вместо того, чтобы работать над собой и овладевать новыми навыками. Это естественная причина, для устранения которой вам стоит пересмотреть рацион крохи и нормы кормления. Особенно часто с этой проблемой приходится сталкиваться родителям, чьи детки находятся на искусственном вскармливании.

Недоношенный ребенок

Дети, родившиеся раньше срока могут немного отставать в своем развитии. Ведь им приходится не только осваивать новые навыки, но и наверстывать не пройденные этапы внутриутробного развития. В этом нет ничего страшного. Со временем недоношенный ребенок выровняется в плане физического развития и догонит своих сверстников.

Мышечная система недостаточно развита

Если у малыша нет никаких врожденных патологий, то его недостаточное мышечное развитие является упущением родителей. В первые месяцы жизни ребенка особенный упор делается на массаж и развивающую гимнастику. Именно эти нехитрые, но регулярно выполняемые упражнения помогают развивать мышцы и обеспечивать его правильное физическое развитие. Пренебрегать ими ни в коем случае нельзя. Иначе к определенному моменту у крохи просто не хватит сил, чтобы перевернуться.

Инфекционные заболевания

Инфекции тоже могут стать причиной задержки в физическом развитии. Они могут спровоцировать недостаток кальция и железа в организме, которые так необходимы для нормального роста малыша. Иногда это происходит из-за сильного токсикоза мамы во время беременности, перенесенных ею инфекций или нервных стрессов.

Индивидуальные особенности развития

Некоторые детки с пеленок отличаются яркой индивидуальностью. Например, не освоив элементарные перевороты с живота на спину или со спины на живот, уже стараются сидеть или ползать.

Марина, мама годовалой Кати: «Я очень сильно переживала, когда в 4 месяца дочка не поворачивалась на живот. Она начала делать попытки месяца в 3,5, но потом прекратила. С весом и неврологией было все в порядке. Врач недоумевала, говорила, что она ленивая. Но потом неожиданно почти в 5 месяцев Катя начала переворачиваться, и не на бочок, а сразу на живот! В 7 месяцев доча поползла (тоже поздновато), а в 11 пошла. Теперь бегает, все отлично!»

Все вышеописанные причины - еще не повод для того чтобы успокоиться и не заниматься физическим развитием ребенка. Родителям нужно прийти на помощь крохе и научить его переворачиваться. Конечно, уговоры на 4-х месячного карапуза не подействуют. Поэтому придется прибегнуть к физическим упражнениям. Главным условием их эффективности будут постепенность и регулярность. Помните, что с первого раза ребенок может не освоить технику. Да это и не нужно. Вы проводите не соревнования на скорость, а прививаете жизненно важные навыки самому дорогому для вас человечку.

Как научить 4-месячного ребенка переворачиваться

Перед началом занятий нужно объективно оценить физическую подготовку ребенка.

Если он плохо держит голову - не стоит торопить события. Приступать к упражнениям можно в случае, если малыш хорошо держит головку, лежа на животике, а сам процесс ему очень нравится. Это будет дополнительным стимулом для скорейшего освоения навыков переворота. Ведь новое положение тела позволит по-новому увидеть мир, составить о нем другое представление, получить интересную информацию.

Подготовка

Массаж остается самой важной и эффективной подготовкой к переворотам на бок и на спину. Поэтому не ленитесь и регулярно начинайте упражнения именно с него. Тем более, что силы рук и специфических навыков для этого не потребуется. В таком нежном возрасте массаж состоит из серии поглаживаний, сгибаний и разгибаний ручек и ножек. С этим родители могут справиться, не прибегая к помощи специалиста.

Ирина, мама 5-месячного Игоря: «Сын начал переворачиваться сразу после курса массажа. Я как-то и не думала о переворотах, знала, что это должно быть в промежутке между 3-5 месяцами. А тут после 9-го массажа, когда папа громко включил телевизор, лежавший на диване Игорек, повернулся на бочок, а потом, на живот и как суслик вытянулся на руках!»

Поворот ножек

Положив малыша на твердую поверхность на спинку (лучше на пол, расстелив одеяло), согните его ножки в коленях и поверните их в сторону. За поворотом ног последует таз, а затем и верхняя часть туловища.

Тренировка поворота на бочок

Положите ребенка на спину и подставьте руки под его ступни, пусть он упрется ножками. Дайте малышу палец для захвата, но не тяните на себя. Пусть кроха сделает это сам. Повернувшись, таким образом, на бочок, он может полежать так какое-то время. Для этого подложите подушку под спинку. Это закрепит навык лежания на боку.

Поворот на живот

Возьмите яркую игрушку или музыкальный инструмент (колокольчик, бубен) и привлеките ею внимание ребенка. А потом положите ее сбоку от него, но так, чтобы игрушка осталась в поле зрения. Желая заполучить понравившуюся вещицу, кроха будет изо всех сил пытаться перевернуться на бок и дотянуться до нее.

Если он близок к своей цели, то просто понаблюдайте, подбадривая ребенка. Если же переворот не получается, немного помогите. Для этого достаточно зафиксировать одну ножку малыша, несильно прижав ее. Второй ножкой нужно совершить движение по оси, закидывая ее для переворота. Но не старайтесь выполнить все за ребенка. Вы должны лишь дать намек, показать направление и фронт работ. А заканчивать движение, доводить его до конца он должен самостоятельно. Не мечтайте, что одного раза будет достаточно для усвоения материала. Маленькие ножки не будут столь послушными. Потребуется повторить занятие несколько раз.

При этом с каждым разом нужно чуть-чуть уменьшать дозировку родительской помощи и репетировать повороты в разные стороны.



Перекаты

Расстелите на полу одеяло, а сверху - простыню. Положите малыша спиной на простыню. По краям подложите подушки, чтобы он не скатился на твердый пол. С противоположной от подушек стороны приподнимите край простыни, на которой лежит кроха и покачивая, медленно тяните ее вверх, приговаривая:

Ой гу-гу, ой гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица.
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!

Дождитесь, когда под действием силы тяжести кроха перевернется со спины на живот. Пусть он полежит на животике, а затем повторите игру с переворотом на другой бок.

Используя эти советы, родители смогут в короткие сроки устранить отставание малыша в физическом развитии и научить его переворачиваться. Потом, когда ребенок овладеет этой техникой, переворот будет даваться ему легко.

Видео: Как научить ребенка переворачиваться

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.