Какие бывают мамы: мамины роли. Мама-наседка. Это временно или диагноз

25.05.2019

Мамы-кукушки. Так принято называть тех, кто отказался от своего ребенка. При этом чаще всего подразумевается полный отказ от материнства. Однако некоторые психологи используют данный термин и для тех, кто делегировал свои полномочия по воспитанию третьим лицам. Отдельные специалисты фактически ставят знак равенства между частичным и полным отказом от ребенка. Насколько это справедливо - кто знает?

Чаще всего детей передают на воспитание бабушкам. Но не обязательно. Иногда в роли «заместителей» выступают братья, сестры, дяди и тети или того хуже - старшие дети.

Мать Иры и Ивана - первоклассный специалист, которого работодатели на части рвут. Вот только в родном городе применение ее талантам отчего-то не находится. Потому и колесит женщина по городам и весям, не забывая про супруга - куда ни устроится, и ему местечко обязательно выхлопочет. Одна зарплата хорошо, а две всегда лучше. Но не срывать же еще и детей с насиженного места? Тем более, они уже большие, сами справятся.

Дети и впрямь не детсадовцы: Ире недавно восемнадцать исполнилось, Ивану - тринадцать. У мальчишки тяжелый переходный возраст - учебу забросил, практически живет на улице. Сестра, как может, пытается его образумить. Он не слушает, даром, что та с детства мать ему заменяла. Всякое случается - бывает и до драк дело доходит, но мама с папой уверены - их присутствие ничего не изменит, а так хоть деньги будут. В том числе и на содержание любимых чад. У других вон того хуже, и ничего. Живут.

В этой ситуации мать поступила не очень справедливо по отношению к обоим детям: она оставила сына в непростой период его жизни и возложила на плечи дочери непомерный для нее груз.

Причины, вынуждающие женщину отказываться от своего долга, могут быть разными. Иногда это объективная необходимость содержать семью, а иногда банальный эгоизм, прикрывающийся этим мотивом.

У Светы мать-наседка. Всю жизнь она посвятила служению детям и вырастила двух махровых эгоистов. У каждого своя история. Светина достаточно благополучная. В девятнадцать сознательно родила ребенка от случайного друга - «всегда мечтала о девочке-подружке, чтобы с минимальной разницей в возрасте». Разумеется, новорожденную тут же повесила на шею бабушке. А та и рада. Спустя три года после рождения малышки Светка с вещами умотала в Москву - покорять ее и разгонять тоску.

Мать напряглась, купила в первопрестольной квартиру. Вскоре дела у дочери пошли неплохо, и она забрала ребенка себе. Бабушка поехала следом. Стоит ли говорить, что в воспитании Светиной дочки она вновь принимает самое живое участие?

Иногда мамы-кукушки номинально не покидают ребенка, но видят его так редко, что тот начинает испытывать дочерние (сыновьи) чувства к «заместителю». И тут тоже могут возникнуть проблемы.

Потому что на самом деле мать обычно желает оставаться матерью. Включается ревность, и ребенок оказывается втянут в конфликт двух близких ему людей.

Особенно часто так бывает, если воспитывает его свекровь или няня. И, если от первой так просто не избавиться, то вторую можно быстро сменить. Мама довольна, ребенок получил еще одну травму и негативный опыт. У него фиксируется убеждение, что все, кого он любит, его предают и бросают. В зрелом возрасте это обязательно «аукнется».

Разумеется, во временных «заместителях» нет ничего плохого. Если мать вынуждена работать, но при этом интересы ребенка для нее в приоритете, если в сложной ситуации бросает все, чтобы помочь - нарушения привязанностей вряд ли случатся.

«Если женщина не чувствует материнство сферой своей самореализации и понимает, что не желает много заниматься ребенком, имеет смысл искать постоянное замещающее лицо: папу, бабушку или постоянно проживающую няню.

Но в этом случае маме придется согласиться, что няня, папа, или бабушка станут основной привязанностью ребенка. В общем-то, многие годы имущие классы так и жили, а мать начинала фактически заниматься ребенком в его более взрослом возрасте. Так, например, мы все знаем имя няни Пушкина, но не знаем, как звали его мать, верно? Если маму такой расклад устраивает, то все в порядке» - предупреждает Людмила Петрановская в интервью для журнала Forbes.

Беда в том, что часто маму такой расклад не устраивает. Ей хочется оставаться главным для ребенка человеком исключительно по факту материнства. Малыш же привязывается к тем, кто находится с ним в самые сложные жизненные моменты. Он не обязан испытывать теплые чувства к тем, кого не знает и видит только по праздникам. Не научившись этому в детстве, во взрослом возрасте он, скорее всего, также проявит к ним черствость и отстраненность.

В.Е. Маковский - Две матери. Мать приемная и родная. 1905-06

Сюжет картины, по свидетельству художника, был взят из жизни. Супружеская пара взяла на воспитание мальчика, но через несколько лет появилась женщина, которая его родила, и предъявила на него родительские права.

Руслан - одноклассник моего сына. Странный ребенок, которого дети не любят и не принимают. Лживый, изворотливый, непонятный и очень-очень несчастный. Воспитывает его бабушка - женщина простая и говорливая, поэтому в историю мальчугана посвящены все родители одноклассников.

Так, благодаря бабушкиной несдержанности, мы узнали, что отец Русика несколько лет назад угодил в тюрьму за какие-то экономические махинации. Мама же мальчика, длинноногая блондинка, декабристку изображать не стала. Сразу после ареста супруга она оперативно развелась и уже очень скоро снова вышла замуж. И то верно - «ковать железо» нужно, пока красота ликвидна. В новом браке появилась дочь, и сын оказался не у дел. С глаз долой, из сердца вон - его отправили к бабушке. Та старается, как может, но получается то, что получается.

- Никакого с ним сладу нет, - жалуется она в очередной раз. - Грубит, хамит, не слушается. Я его, было, отвезла матери, так они подрались, и она его выставила.

Родители девятилеток слушают, открыв рот. Они понимают, что все их проблемы с детьми - это так… Цветочки. Вот где жизнь, вот где драма.

Как сложится судьба мальчика, неизвестно, но уже сейчас окружающим заметно, что он остро нуждается в психологической помощи.

Я не пытаюсь натянуть на себя маску Кассандры и предречь ему страшное будущее. На самом деле, в каждом человеке скрыт огромный потенциал психологического восстановления, и, наверное, нет такой раны, которую нельзя было бы излечить. Пример - моя подруга Татьяна, у которой была очень властная бабушка.

А мама наоборот безвольная. Это и определило Танину судьбу - бабка сразу после ее рождения выставила родителей за дверь, оставив ребенка себе.

- Так у тебя что? Как у Санаева в «Похороните меня за плинтусом», - я, открыв рот, слушаю подружкины рассказы о подогреваемом бабушкой мороженом и запрете на любые виды спорта.

- У Санаева лайт-версия, - смеется та.

Она давно простила обеих. Простила, отпустила, не таит обиды и зла. Чего ей это стоило, знает только она и ее психотерапевт. Раны зарубцевались, шрамы остались, но она научилась с этим жить. Своих детей (а их у нее трое) Таня воспитывает в духе ненасилия и отсутствия какого-либо контроля, из-за чего слывет матерью странной и безалаберной.

Таня смогла, Таня справилась, хоть и было очень непросто. К сожалению, опыт показывает, что так бывает не всегда. Достаточно вспомнить истории знаменитостей советской эпохи, которые пожертвовали материнством в пользу карьеры. Их судьбы и судьбы их детей под микроскопом препарированы отечественным ТВ, поэтому нет смысла повторяться. Отмечу только, что часто страдают как взрослые дети, так и их матери, в старости оказывающиеся никому не нужными. На закате своей жизни они испытывают те же чувства, что и их дети - ненужность и заброшенность.

В какой-то степени «полусиротство» хуже полного, так как потерявший родителей ребенок может обижаться на несправедливость мира и гневаться на судьбу, но вряд ли будет обвинять в случившемся себя. «Полусироты» делают так почти всегда. «Мама меня бросила, маме я не нужен, потому что плохой».

Это вовсе не означает обязанность матери жертвовать собой, отказываться от личного счастья и карьеры. Однако их ставить их во главу угла, забывая о своей главной (как ни крути, а это так) роли, тоже неправильно. Пусть с ребенком проводит время няня и (или) бабушка, пусть он ходит в детский сад и остается на продленку в школе, но в самые ответственные моменты его жизни, в самых трудных ситуациях мама должна быть рядом.

В мои задачи не входит клеймить кого-то позором. Жизнь - штука сложная, личность человека формируется под влиянием множества факторов, да и обстоятельства бывают разными, но я убеждена, что даже не очень хорошая мать лучше прекрасной бабушки.

Ребенку нужна мама. А он нужен ей, ведь мужчины приходят и уходят, карьера рано или поздно заканчивается, и только дети навсегда. Банально? А что делать, если самые мудрые истины давно избиты и редко отличаются оригинальностью?

Я мама-наседка. Ну, по крайней мере, так считает мой муж. Хочу с помощью своего же поста разобраться хорошо это или плохо. И вообще, наседка ли я.

У меня есть три, скажем так, постулата в распорядке дня. Обязательно приготовить кушать, обязательно погулять с ребенком (два раза в день) и обязательно вздремнуть самой. Так как доча по ночам усиленно ест, я досыпаю днем. Стараюсь, по крайней мере. Хотя, конечно, сном это трудно назвать. Пока соберусь спать, уже и вставать надо. Конечно же, в распорядок дня входят и уборка, и глажка, и покупка продуктов, и купание ребенка, и много чего еще. Но три "обязательно" выполняются ежедневно и практически всегда в одно и то же время. И, если вдруг, что-то из трех сбивается, у меня сразу же "сыпется" весь день.

Исключение - выходные. Хотя, в эти дни тоже стараюсь придерживаться ежедневного режима. Просто потому, что они редко отличаются от будней. Муж работает по выходным иногда даже дольше, чем в другие дни. Да и легче так. И мне, и ребенку. Так вот, если что-то ломается в режиме, я тут же начинаю паниковать. Мой ведь организм тоже привык. Приходится создавать все условия, чтобы эти "перемены" прошли как можно мягче и незаметнее для ребенка. Бегать, прыгать, развлекать. В общем, делать все, чтобы избежать капризов. А дочка конечно же хнычет, если пора спать, а мама занята другими делами. Вот здесь муж и говорит: “Относись к этому проще”. А я то не могу. Я же наседка.

Или вот например. Усыпила дочу. Вроде как свободное время для родителей. А я все равно хожу тихо, разговариваю вполголоса, стараюсь не шуметь. И мужа прошу делать то же самое. Он мне - это чересчур, ты перегибаешь палку. Ребенок должен привыкать к шуму и засыпать в любых условиях. А у меня не получается так думать. Плюс еще статей всяких начиталась, что здоровый сон не может быть под грохот посуды и орущий ТВ. Взрослым же тоже приятнее спать в тишине и покое. Но это не значит, что я сложила, такая, ручки, и не дышу возле детской кроватки. Мою посуду, иногда готовлю по ночам, занимаюсь своими личными делами, но в два раза тише. Хотя дочка много раз засыпала в местных ТРЦ и на улице. Но это дневной сон. Я за него так не переживаю. Было просто у нас пару ночных активностей. Проснулась и не спит. Я, значит, такая вся в предвкушении своего личного времени и долгожданного сна, два часа ее развлекала и укачивала одновременно. И это при том, что спишь-то тоже урывками, пока на ГВ по-крайней мере.

Или вот еще. Приходила к нам на дом массажист. Назначили время на раннее утро. Чтобы мы первые у нее были. Но она все время опаздывала. Практически каждое занятие. А так массажист она отличная! Нам очень нравился ее подход к сей процедуре. Но у ребенка тем временем ломался режим. То приходилось вытаскивать ее из-за стола не докушав. То от груди отнимать и раздевать быстрее. То сама из ванны бежишь не успев домыться. Но потом я приноровилась вроде как. Отложила все свои дела на "после массажа". А дочку кормила сразу как проснулась. И грудью. Самой уже неудобно было за свои заносчивые вопросы к массажисту. “А завтра у Вас все без изменений? Вы также придете или пораньше?” Потом поняла - бесполезно. Весь мир невозможно подстроить под своего ребенка. От этой мысли стало легче. Выдохнула. Но ненадолго. Пришла другая мысль. Значит так. Я же в декрете. Не работаю. Распорядок своего дня регулирую сама. А значит, могу... нет, обязана готовить всякие вкусности мужу. Удивлять его своими кулинарными изысками. Тем более, когда все соцсети пестрят просто застольным разнообразием. И я удивляла.

Пока дочка была маленькой и спала по три раза в день. Но потом слава Богу поняла, что жить на кухне все свободное от ребенка время, нельзя. Словарный запас может стать исключительно из кухонных принадлежностей и всяких там дочкиных “бу, ка, ма“. Можно считать, с этим “сдвигом” наседки я справилась. Но вот ведь какая незадача.

Еще одна! Отправляю дочку с мужем гулять. И нет чтобы лечь на диван, закинуть ноги повыше, посмотреть фильмец. Ничего подобного. Мама-наседка начинает стирать, убирать, готовить. Делать все, что с ребенком бы сделала в два раза медленнее. Муж с дочкой возвращается и спрашивает: “Отдохнула?” А я вся такая в мыле: “Неа, не успела”;)

Хотя, один раз от своей нерожавшей подруги услышала фразу: “Ты какая –то ненормальная мамашка”. Все, говорит, с большими сумками ходят, а ты с маленьким пакетиком в коляске. Не стала я ей рассказывать, что замучилась уже носиться с ребенком, коляской, телефоном, кошельком и еще кучей причиндалов для дочки. Уже давно беру с собой только самое необходимое. Памперс, пару влажных салфеток в пакетике целлофановом и что-нибудь погрызть или почесать зубки. Яблочко или игрушку для зубиков.

В общем, я поняла одно. Ребенок у меня первый. А в первый раз всегда непонятно, сложно. Все познаешь методом проб и ошибок. Со вторым возможно будет по–другому. Уже как по накатанной. Надеюсь;) Наверное, все мамашки-первородки такие. Немного сумасшедшие)) Нашла себе оправдание и решила не напрягаться больше по поводу моих “сдвигов” наседки. Я то больше не напрягаюсь, но что делать моим близким...?:) Ждать второго пополнения и надеется, что все будет по–другому?))

С легкой руки главного советского гимнописца мы знаем, что мамы разные нужны, мамы всякие важны. Действительно, для ребенка мама – это центр вселенной, и ему совершенно все равно: кто она по профессии и как выглядит.

Иное дело ее характер. Этот самый близкий малышу человек может, как дарить тепло и радость, так и, любя, составлять раскидистые букеты неврозов и комплексов. Все зависит от принятой мамой модели отношений с окружающими.

По наиболее ярким чертам поведения всех родительниц можно разделить на несколько типов, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки.

Домашняя мама

Для нее ценен каждый кирпичик домашнего очага, а жизнь без детей не имеет смысла. Естественное стремление домашней мамы – родить несколько отпрысков и посвятить им всю себя, но без излишней гиперопеки в отношении каждого ребенка.

Для ребенка это идеальный вариант, потому что их мама всегда рядом. Она не будет убегать рано утром, оставив еду в холодильнике, и возвращаться с работы без сил. Впрочем, и остальным членам семьи домашняя мама обеспечивает уют и комфорт, создавая ощущение надежности и защищенности.

Плюсы: Ребенок не чувствует себя одиноким. У него формируется чувство доверия к миру и людям, понятия дома и семьи получают позитивную окраску.

Минусы: В последнее время в обществе женщину-домохозяйку часто воспринимают как неудачницу, в связи с этим ребенок может начать стыдиться неработающей мамы. Если же мать занята только детьми и кухней, также может ощущаться дефицит интеллектуального общения.

Наседка

Курица-наседка долго сидит на яйцах, иногда даже отказываясь от еды и воды, а потом ни на шаг не отходит от своих цыплят. Вот только в природе цыплята вырастают и отдаляются от наседки, а матери этого типа стремятся опекать своего «малыша» всю его жизнь. Чаще всего в детстве они сами недополучили любви и решили своей кровинушке отдать все-все. Правда, старую истину о том, что «много хорошо тоже плохо» никто не отменял – сверхопекающая мама всем своим поведением внушает чадам, что те ничего не могут сделать сами, формируя массу комплексов.

Плюсы: Конечно, мать этого типа дает ребенку не только отрицательные посылы. Для грудного младенца мать-наседка вообще идеальна, да и подросший ребенок наседки уверен, что его любят, хотя если со временем не удается оторваться от материнской юбки, эта самая любовь начинает тяготить.

Минусы: Ребенка лишают шанса стать взрослым самостоятельным человеком. Мать из благих побуждений (в садике детям плохо, во дворе можно подхватить инфекцию и т.п.) ограждает его от контактов со сверстниками, в итоге дети наседки не умеют устанавливать контакт и общаться с другими людьми, принимать решения, заботиться о себе. О личной жизни им тоже часто приходится лишь мечтать – мама не считает зазорным сунуть нос даже в постель давно выросших детей. В худшем случае последствием «святой материнской любви» наседки являются странные организмы типа любящего сорокалетнего сына, который ни шагу не может сделать без мамочки, или старой девы без признаков личной жизни.

Контролер

Такую мать еще можно назвать диктатором или надзирателем, ведь с самыми добрыми намерениями она превращает дом в тюрьму для маленького человека. Визитная карточка контролера – слова «Ты сделаешь так, как сказала я » и установка на то, что ребенок не имеет права на личную жизнь и его слово не значит ничего. При этом мать-контролер стремиться знать о нем все из соображений «как бы чего не вышло», собирает информацию и временами устраивает перекрестные допросы приятелям своей дитяти и даже их родителям. Естественно, другие дети стараются держаться от неприятной тети подальше, что автоматически переносится и на ребенка. Корни такого поведения могут быть различны: собственное трудное детство, сокрытие неуверенности в себе, стремление реализовать собственные подавленные желания, привычка командовать на работе и многое другое. При этом естественное направление жизни ребенка подменяется слепым следованием родительским прихотям.

Плюсы: Если вы не стремитесь воспитать составителя легенд для разведчиков (при матери-диктаторе приходится учиться врать так, чтобы комар носа не подточил), то никаких плюсов в столь суровом подавлении личности нет.

Минусы: Часто дети родителей-контролеров вырастают слабыми людьми, выбирающими путь наименьшего сопротивления, или ведут двойную жизнь. В этом случае в собственной семье их ждет разочарование и стремление к выбору партнера, который будет обижать и наказывать так как, как это делали родители. Второй вариант развития ситуации — протест, когда подросший ребенок отрицает авторитет родителей, отказывается иметь с ними дело и стремиться сделать все, что ему запрещали. Отсюда плохие компании, наркотики, беспорядочный секс и попытка выбрать наиболее нестандартную и шокирующую модель поведения.

Критик

Что бы ни делал ребенок, он не видит искренней похвалы и восхищения. Мама-критик либо не знает другого поведения (если ее саму в детстве распекали), либо самоутверждается за счет ребенка. Еще в детстве чадо узнает, что руки у него выросли из мягкого места, характер ужасный, оценки никуда не годятся, а достоинств вообще нет. Итогом становится либо перфекционизм (стремление делать все идеальным образом), либо патологическая боязнь критики.

Плюсы: Дети критиков чаще всего не оставляют надежду на родительскую похвалу и стремятся делать все как можно лучше, добиться выдающих успехов вопреки негативным прогнозам родни. Поэтому в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот.

Минусы: Недолюбленный и недохваленный ребенок рискует вырасти злым и беспощадным или не верящим в любовь и теплоту. При этом практически любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом несостоятельности.

Кукушка

Эта мама своя и чужая одновременно: к жизни ребенка интерес у нее эпизодический. Мама-кукушка либо не любит его, либо слишком занята – собой, работой, чем угодно. Ребенка же воспитывает кто угодно: бабушка, няня или телевизор с улицей. Кукушкины дети чаще всего одеты, обуты и сыты, им не хватает лишь главного – тепла и ласки, вместо внимания мать этого типа отдаривается дорогими игрушками по праздникам. При этом кукушка чаще всего не плохая – она просто не настроена на материнство. Но ребенок этого не понимает и недоумевает, почему сегодня мама приветлива, а завтра не замечает его, и отчаянно завидует сверстникам, у которых обычные мамы.

Плюсы: Обделенный вниманием ребенок обычно вполне самостоятелен и легко взрослеет, а, если мама успешна, то ею гордятся и стремятся достичь успеха, чтобы быть «достойным».

Минусы: Дети кукушек чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Кроме того, не узнавшему материнской любви ребенку сложно любить себя и он часто делает вывод, что причина холодности матери именно в нем, стремясь к саморазрушению. Такие дети в группе риска по суицидам и наркомании, им сложно строить доверительные отношения.

Настоящий друг

Такие мамы даже младенца воспринимают как личность, правильно расставляя приоритеты между своими желаниями и возможностями ребенка в пользу последнего, терпеливо объясняют почему что-то можно, а другое нельзя и искренне восхищаясь достижениями ребенка. Причем никакой вседозволенности в отношении ребенка не наблюдается. Сын или дочь такой матери получит не только тепло, но и умение ценить других людей и выстраивать партнерские отношения на принципах доверия и уважения.

Плюсы: Малыш, которого с детства научили ценить себя, но не задирать нос, чаще всего вырастает в человека, нацеленного на конструктивное решение всех жизненных задач, не опускающего руки после совершенной ошибки и терпимого к чужим успехам. У таких детей позитивное восприятие семьи, именно они чаще всего становятся такими же ответственными и любящими родителями, как и их собственные.

Минусы: Детей, воспитанных в атмосфере любви и уважения, реальный мир иногда шокирует. Им часто бывает сложно смириться с тем, что в жизни есть место обману и предательству, жестокости и несправедливости.

Конечно, в жизни встречаются разные сочетания описанных вариантов и разная степень их выраженности. Правда, отнюдь не факт, что даже у мамы с ярко определенной ролью вырастет ребенок с определенным набором черт. Важно и влияние других членов семьи – так при маме-критике недостающую любовь ребенок может добирать у бабушек и дедушек, а трезвомыслящий папа вполне способен осадить маму-наседку, не давая ей прожить жизнь за любимое чадо. Но, какой бы замечательной ни была многочисленная родня, без мамы ребенку не обойтись и даже требовательного критика-диктатора не заменит самая ласковая чужая тетя.

Правда, хорошо бы еще в свете демографической агитации возник институт психологического патроната молодых семей, чтобы специалисты в случае необходимости могли помочь родителям выбрать адекватную модель отношений с ребенком и преодолеть собственные проблемы, не перекладывая их груз на хрупкие детские плечики.

Олеся Сосницкая

В Одессе по Дерибасовской идет еврейская мама и ведет двух мальчиков за руки. Ее встречает знакомая.

Здравствуйте, Софья Марковна. Какие чудные крошки! Сколько им лет?

- Гинекологу - шесть, а юристу - четыре.

Насилие над детьми - тема, уровень актуальности которой не снижается. Это тема, которая вызывает постоянный отклик. Действительно, насилие над детьми - маленькими, беспомощными крошками, которые не могут постоять за себя, особенно в отношениях со значимыми взрослыми - вызывает ужас, негодование, людей, способных на такое, общество предает остракизму. Известно, что даже преступники в тюрьме жестко наказывают педофилов.

Однако так ли мы далеки от проявления насилия к собственным детям? Понимаем ли мы, что такое насилие? Что такое абьюз?

Из книги Черепановой Е. «Психологический стресс»:
"У нас в русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее практически буквально отражает основной смысл: "тебя поимели". Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же "насилие" обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием.
Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием".

Нэнси Мак Вильямс так пишет об утрате, источнике депрессии: Ранняя потеря не всегда является явной, наблюдаемой и эмпирически верифицированной (например, смерть родителя). Она может быть более внутренней и психологической (например, если ребенок уступает давлению родителя и отказывается от зависимого поведения до того момента, как он действительно будет эмоционально готов сделать это)

Любой отказ ребенка от своего свободного развития, как личности, своего выбора - есть утрата. И любое превращение ребенка в инструмент, способ решения своих проблем - есть его противоправное использование, абьюз.

Абьюз по отношению к ребенку может начаться еще во время беременности. Если ребенок зачинается и вынашивается, например, как месть отцу ребенка, как способ давления на него. Чтобы женился, чтобы не уходил из семьи. Чтобы подавить его, уничтожить его свободную волю.

Или как способ откупиться от собственной матери, которая становится бабушкой, забирает у тебя ребенка, и отпускает тебя наконец на волю.

И так далее. Женщина, которая не ощущает себя достаточно отграниченной от окружающих, особенно близких, не только во время беременности, но и после, плохо отличает ребенка от себя самой. Он есть продолжение ее тела, объекта использования родителями и мужчинами, объекта ее ненависти. И эта ненависть, и использование распространяются на ребенка. И ложатся в основу его первертной сексуальности. В книге «Мать.Мадонна.Блудница» Эстела Уэллдон так пишет о судьбе этого ребенка:

Для перверсии характерно воздействие на тело, а мышление как процесс связывания отсутствует (еще одно свидетельство очень ранней фиксации). Перверт вторгается в первичную сцену в попытке создать симбиотическую садистическую связь с матерью, из которой отец был исключен. Психическая конструкция, создаваемая первертом, включает в себя догенитальную мать, чье поведение колеблется между пренебрежением и соблазнением. Все это приводит к созданию хрупкой и крайне непрочной садистической связи, в которой будущий перверт постоянно ощущает угрозу исчезновения или смерти. Его символическая мать становится мишенью его первертных действий, направляемых бессознательным желанием садистической мести.

Садистическая месть направлена на насильника, агрессора и формируется в рамках идентификации с ним, слияния, даже не симбиотического, а перинатального.

Таким же насилием является зачатие и вынашивание ребенка в качестве нарциссического расширения матери.

Нарциссическое расширение - это представление о ребенке как о продолжении себя, как о собственной «улучшенной модификации». Родитель инвестирует в него какие-либо свои психические части, отвергая собственно личность самого ребенка, как отдельного, Другого человека. Это прямое использование ребенка в родительских целях, настоящий абьюз. Если ребенок выпадает из родительской проекции, он бывает каким-либо образом отвергнут. Удерживается он внутри родительской проекции под угрозой утраты любви. Но - внимание! - если процесс начался во время беременности матери, особенно если она размышляла о возможности аборта, решала, оставлять ей ребенка или нет, и «оставила» его, позволила ему жить в качестве решения своей нарциссической задачи - тогда выпадение из ее проекции ощущается ребенком впрямую как утрата права на жизнь. Так во взрослой жизни этого ребенка зачастую стартует онкологическое заболевание.

Терапия жертв перинатального насилия будет очень продолжительной и сложной, поскольку она должна начаться с создания границ личности, которых в случае перинатальной фиксации просто никогда не было… к тому же, несколько поколений подряд.

Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Известные психологи из Калифорнии Г. Клауд и Д.Таунсенд, опираясь на свой практический опыт, определили несколько деструктивных типов матерей и описали их влияние на последующую жизнь человека. Они дали определение категорий матерей, их особенностей во взаимоотношений с детьми, указали на возможные пути избавления из плена образа матери, которая по ряду личных причин не имела возможности подарить безусловную любовь и тепло ребенку.

    Вот эти 6 основных типов:
    - мать – «призрак»
    - мать – «фарфоровая кукла»
    - властная мать
    - мать - «охотница за скальпами»
    - мать – «босс»
    - мать – «наседка»

    Мать – «призрак»

    Мать – «фарфоровая кукла»

    Не в состоянии справиться с неприятной или напряженной ситуацией. Она не умеет устанавливать границы, владеть собой и своим окружением, не готова иметь дело со взрослым миром. В поведение это проявляется истериками, воплями и криком. Проблемы ребенка подавляют ее, захлестывают точно так же как и собственные.
    Если ребенок выражает какие-нибудь сильные чувства, данный тип матерей мгновенно пасует перед малышом, его паникой, яростью, печалью или страхом. Сила чувства ребенка пугает ее, она не знает, как с этим быть и что делать. Как следствие у нее вырастают дети эмоционально неуравновешенные и не имеющие достойного опыта владеть своим внутренним миром.

    Властная мать

    Не поощряет самостоятельность, самоидентификацию и ответственность ребенка. Дети, которые выросли рядом с властной матерью, испытывают трудности во взрослой жизни. Они не способны говорить «нет», когда этого желают. Контроль властной матери способен задушить стремление человека к свободе. Контроль матери нередко передается и детям. Чувство сверхконтроля над всем мешает человеку испытать радость бытия и делает его невыносимым для окружающих.
    Властные матери выпускают в жизнь созависимых детей, которые не в состоянии самостоятельно решать личные проблемы и выходить из жизненных трудностей.
    Во взрослой жизни люди, которые были рядом с властной матерью, страдают неорганизованностью, им трудно быть самодисциплинированными и как следствие, они безответственны, с ними трудно поддерживать профессиональные связи.

    Мать - «охотница за скальпами»

    Воспитывает в своих детях огромное чувство вины за любое спотыкание или ошибку. Она учит что, все должно выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Заставляет своих детей восхищаться собой любыми доступными ей способами. Дети, которые выросли рядом с такой матерью, страдают перфекционизмом, следуют путем утаивания ошибок и не признают свои промахи. Мать такого типа запрещает своим детям проявлять свои таланты и склонности, приучает их прятаться от других - «не высовываться». Многие дети у таких матерей становятся алко- или нарко- зависимыми, в избыточной мере живут в тревоге, стыде и испытывают огромное чувство вины.

    Мать – «босс»

    Ребенок такой матери не может стать равным среди равных. Ему трудно общаться, находить личные темы для дружеских бесед, представлять себя среди людей. Взрослому матери «босса» постоянно кажется, что он ниже других, он не в состоянии принимать взвешенные компетентные решения. Он печется о том, чтобы не вызвать раздражение в окружающих. Он страшится неодобрения больше всего на свете. Распространенные психологические проблемы детей матерей - «босс»:
    - неспособность быть взрослым в мире взрослых требований;
    - подавление страха и сексуальных потребностей;
    - страдание из неудачных попыток угодить всем.

    Мать – «наседка»

    Это сверхзаботливая мать. Она любит, согревает теплом, кормит и ходит на цыпочках за своим чадом, укрывает его абсолютно от всех видимых и мнимых невзгод и опасностей. Мать не способна перестать это делать даже тогда, когда сын или дочь уже стали взрослыми и не нуждается в ее заботе и скрупулезном уходе.
    (c)