Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».
Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.
Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.
Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.
Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.
Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.
Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.
Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.
Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.
Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.
Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.
Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.
Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.
Добрый день, дорогие друзья. Воспитание детей – очень сложный и ответственный процесс, который требует от родителей по-настоящему героических усилий. Я знаю очень мало (буквально единицы) людей, которые воспитывают своих детей с умом, чтобы те вырастали по-настоящему счастливыми людьми, без психологических травм и могли применять множество универсальных жизненных навыков. Одним из таких навыков является чтение. Безусловно, он очень важен, но многие родители очень недооценивают его свойства. Итак, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка читать.
В чем же заключается такая важность этого навыка? Причин несколько.
Существует множество других причин, я привел лишь основные. Как видите, подходить к этому вопрос необходимо очень основательно.
На данный момент мне известно лишь три способа, как правильно научить ребенка читать: по слогам, бегло и в виде игры. В принципе, они все в какой-то мере дублируют друг друга. Я рекомендую записать основные идеи из каждого способа и создать собственную систему обучения. Уверен, она получится максимально подходящей для вашего ребенка.
Прежде чем научить ребенка читать, необходимо правильно подобрать методические указания или, говоря по-русски, букварь. Выбирайте его самостоятельно, почитайте в интернете отзывы, выберите лучший. Кстати, количество картинок – не показатель интересности. Обратите особое внимание на качество печати и букв. Они должны быть достаточно большими, чтобы ребенок не напрягал зрение и мог легче усваивать материал.
Первым делом ребенка необходимо научить читать гласные звуки. Начинать лучше всего с буквы «А», потом «О», «Е» и другие. Дело в том, что именно «А» озвучить и понять ребенку проще всего. Ведь он уже знает множество слов с использованием этой буквы. «О» максимально похоже на «А», в то время как «Е» — самая часто встречающаяся буква в русском языке. Затем разберите остальные гласные звуки. Помните, что не стоит докучать ребенку, и прекращайте занятия каждый раз, когда видите, что ему становится скучно.
Но вернемся ближе к теме. После изучения гласных, самое время взяться за согласные. Первыми должны быть звонкие согласные (Л, М и т.д.), а только потом шипящие. Помните, что ребенку ни в коем случае нельзя произносить эти буквы как «эл», «эм» и так далее. Только «л-л-л» и «м-м-м», иначе он сможет неправильно их произношение и в будущем у него будут проблемы с чтением.
Лучше не ждать, пока ребенок выучит весь алфавит, а начать тихонько гонять его по слогам. Попросите прочитать две буквы сразу. Вначале будет получаться плохо, но вы помогайте ему, показывая правильный пример.
Далее доведите произношение слогов до автоматизма. То есть, ребенок не должен задумываться над тем, как правильно составлять две буквы вместе, а сходу произносить вам «ЛА» и «ГО». Сделать это можно, увеличивая скорость повторения. Например, после недели изучения слогов вырежьте карточки (штук 30) с изученными слогами и попросите ребенка их произносить. Установите таймер на 30 секунд и скажите ребенку, что его задача – прочитать как можно больше слогов за это время. Вы удивитесь, но после 2-3 таких игр произношение слогов станет очень гладким.
Используя самые простые слова вроде «ма-ма», «па-па», «га-зе-та» и т.п. Используйте слова, которые ребенок хорошо знает и с которыми он встречается каждый день. Это позволит ему сильно не напрягаться и получать больше удовольствия от занятий. И не забывайте постоянно повторять изученное. Лучше делать это периодически. Например, если вы сегодня выучили букву «Р», то повторите ее через неделю, а потом через месяц.
Надеюсь, вам понятно, как научить ребенка хорошо читать . Постепенно увеличивайте сложность, давайте ему предложения, маленькие сказки и так далее. Он должен постоянно развивать свой навык чтения. При этом не забывайте, что произношение изначально должно быть идеальным. Не заставляйте своего ребенка петь слова, иначе ему сложнее будет отучиться в последующем. Изначально учите ему тому, чтобы он все делал правильно.
Я советую вам учить ребенка читать в 5 или 6 лет. Это идеальный возраст для начала развития интеллектуальных знаний. Если вы сделаете это раньше, ваш ребенок столкнется с большими проблемами в понимании и после усвоения окажется более умным, чем сверстники, поэтому процесс социализации будет протекать более болезненно. Некоторые рекомендуют учить детей читать, начиная с 2 или 3 лет, но я считаю, что это только навредит и вам и вашему ребенку. Вы бы ему еще в этом возрасте начали.
Это методика немного расходиться с общепринятыми представлениями об обучении детей чтению. Суть ее заключается в том, что ребенок учится читать ассоциативно, то есть, не углубляясь в абстрактные понятия вроде букв и звуков. Насколько применима данная методика к вашему чаду, решать, конечно, вам, но мой личный опыт подсказывает, что именно таким способом ребенок сможет освоить этот полезный навык максимальной быстро и легко.
Кстати, его часто упоминают, когда речь идет о том, как научить ребенка читать по-английски . Сказать по правде, даже когда я изучал английский язык, я использовал этот метод. А суть его заключается в том, с чем каждый молодой родитель сталкивался – с изучением новых слов.
По идее, для ребенка слова ни с чем не связаны. Он просто слышит звуки, чувствует запахи и видит образы. Скоро у него начинают просыпаться ассоциации, и он понимает, что если скажет слово «мама», то это любящая добрая женщина придет, приласкает и покормит, а если «папа», то придет мужчина и вытрет попу. То же самое происходит и при изучении чтения. По сути, буквы для ребенка ничего не значат, это обычные закорючки, но можно легко изменить ситуацию.
Сделайте карточки, на которых большими красными буквами будут написаны слова, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Можете распечатать их на принтере, а можете сделать вручную. Большого значения это не имеет. Для удобства понимания методики возьмем любое слово. Пускай это будет слово «КОШКА».
Покажите ребенку кошку, произнесите это слово и покажите карточку. Затем сразу же достаньте вторую карточку и повторите эти действия. Он не должен стараться закорючки, они должны откладываться ему в память самостоятельно. После того, как все карточки закончатся, вновь покажите ему слово «КОШКА» и попросите назвать ему предмет. Если у него получится, похвалите его и проявите ласку и внимание, если нет, постарайтесь помочь, но не говорите правильный ответ.
Наверное, это самый простой способ, как научить ребенка читать дома . Постоянно повторяйте это упражнение, а также включайте новые слова. Главное регулярно обновлять словарный запас и изучать новые слова. Вы удивитесь, но скоро ребенок самостоятельно будет читать простые тексты, а потом уже и сложные. Причем ему не придется забивать голову ненужными знаниями о буквах и слогах. Кстати, после таких занятий, он сможет .
Чтение на английском языке происходит таким же образом, только вместо русских слов давайте ему карточки с английскими названиями. Лучше делать это одновременно, тогда он сможет быстро освоить оба языка и ему не придется в будущем тратить много времени на понимание. Опять-таки все зависит от ваших по воспитанию, где давать советы я просто не имею права.
Существует довольно интересная методика обучения чтению с помощью игры, которую можно делать абсолютно бесплатно, используя интернет или обычные картинки, причем подходит данная методика и для детей 3-4 лет, не говоря уже о 5 или 6. Суть заключается в первоначальном знании слов. Вообще, эту методику называют «ребусной». Огромная доля правды в этом названии есть, так как родителям придется самим составлять своеобразные ребусы.
Итак, вначале договоритесь с ребенком об определенных правилах. Вы показываете ему какую-нибудь картинку и произносите с ним первый слог. Например, «МАМА» — произнести нужно «МА», «ПАПА» — произнести нужно «ПА». Так приводите несколько примеров (лучше 7-10). После этого попросите ребенка самостоятельно произносить слоги.
Вначале у него может получаться не очень хорошо. Но вы же не зря интересуетесь тем, как научить ребенка быстро читать . Направляйте его, но не оказывайте ему «медвежью услугу». Ребенок сам должен понять, где он сделал ошибку, и исправить ее. Во-первых, это сильнее заинтересует его в игре, во-вторых, сделает его умнее.
После того как ребенок начнет без ошибок произносить первый слог, похвалите его и усложните задачу. Теперь покажите ему несколько картинок и попросите его назвать первые слоги. Например, на две картинки маски ребенок должен ответить «МАМА». Далее увеличивайте количество картинок, чтобы получать более сложные слова.
С помощью этого метода ребенок легко выучит буквы и слова. О его полезности судить сложно, так как я еще не встречал не одну семью, которая бы использовала этот метод при обучении своего ребенка чтению, но она имеет право на существование. Можете опробовать его в купе с другими методами и составить собственную авторскую систему.
На этом статья о том, как научить ребенка читать подошла к концу. Задавайте свои вопросы в комментариях, отвечу всем. И не забывайте подписываться на обновления, чтобы не пропустить новые интересные посты. Пока!
i.u-mama.ru
Мы уже рассматривали различные , говорили и о , подробно останавливаясь на физиологических и психологических особенностях того или иного возраста. Если вы приняли решение учить ребенка читать в 4 года и видите, что он к этому готов, проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать, наши подсказки вам в помощь.
Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.
Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая!
Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам. При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь». а «эм-а-эм-а» — это «мама».
knigi.tomsk.ru
Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!
Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.
Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.
лучики-томск.рф
Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель — найти именно ЭТУ.
Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.
Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.
marypop.ru
Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.
Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.
Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче — угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.
Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова. Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение.
На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы. Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее.
Психологи заметили, что умение рассказывать — это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.
detki.guru
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Без игры вы не сможете научить ребенка читать в 4 года. Учиться читать можно лежа, бегая по квартире, играя в мяч, стоя в очереди и даже купаясь в ванной. Совсем не обязательно смирно сидеть за партой отведенные 20 минут.
Минимум 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Одно занятие — наработка, изучение нового, второе — закрепление.
Некоторые родители думают, что нужно заставлять ребенка читать «от сих до сих», определенное количество страниц и т.п. Нет и еще раз нет! Нельзя допустить, чтобы обучение чтению ассоциировалось у ребенка с какими-то неприятными моментами, это вызовет отторжение и нежелание читать в будущем.
Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.
mac-urban.ru
Задания:
Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.
Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».
Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».
Придумайте других животных и их звуки.
Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.
Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН - Норка…)
Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.
ot2do6.ru
Напишите на доске мелом или на листочке слова из 2-3 букв, вместо последней поставьте многоточие. Предложите ребенку домыслить, какие буквы потерялись. Например: ко… (кот, кол); ра… (рак, раб) и т.п.
Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учили своего ребенка читать? В 4 года он уже умел это делать?
Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.
Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.
У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.
Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.
Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.
Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.
Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.
Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.
В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!
Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:
Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.
Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?
Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.
Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.
Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.
Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.
Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.
Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.
На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.
Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.
Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.
Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.
В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.
В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.
Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.
В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.
Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.
Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.
Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.
Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.
Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.
Современный темп жизни заставляет ускоряться не только взрослых людей. Термин «раннее развитие» накладывает обязанности и на детей. Знаменитая фраза известного педагога «После трех уже поздно» будоражит умы родителей и не дает отдыхать малышам. Ведь, как известно, чем раньше, тем лучше, а значит в ход идут лозунги «читать - раньше чем ходить» и «мы должны дать ребенку все!»
Подготовка детей к школе теперь включает обязательное обучение чтению. И это неплохо, так как доказано, что ребенок, умеющий хорошо читать к 1 классу, уверенно опережает в школьных успехах своих сверстников, которым этот навык дается с трудом.
Но вот вопрос, как учить и когда это начинать делать, решается всеми по-разному. Новые методики воодушевляют родителей, но есть ли от них польза?
Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!
Что имеем?
Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят - да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.
Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.
В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.
Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно - стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.
Признаки готовности ребенка к освоению чтения:
Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы - не лучшее сопровождение уроков.