Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения

30.05.2019

ФЕНОМЕН

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер­жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на­родов и народностей разных стран проявляется не только в тради­циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филоге­незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко­лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает пита­ние не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспита­ние-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.

основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззрен­ческие представления о высших целях и задачах воспитания.

Социология изучает социальные проблемы развития личности.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у раз­ных народов мира.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, группо­вые особенности и законы развития и поведения людей.

Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как уче­ния о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, мик­ро- и макросреде.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Воспитание как феномен педагогической действительности яв­ляется объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.

Педагогическая наука выполняет две основные функции: на­учно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические яв­ления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Иссле­дуя педагогическую действи­тельность как сущее, педагогика раскрывает закономерности вос­питания.

Осуществляя нормативно-ре­гулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая законо­мерности воспитания, формулирует принципы, объясняет долж­ное - как необходимо организовать воспитание, систему образова­ния, обучение, чтобы они были эффективными.

Теория воспитания - раздел

педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движу­щие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различ­ные концепции воспитания и вос­питательные системы,

В отечественной педагогичес­кой науке основы теории вос­питания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).


В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических тео­рий, таких как:

- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);

- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);

- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);

- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);

- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выгот­ский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);

- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методо­логического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» мож­но четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педаго­гического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Это­му направлению соответствуют следующие определения:

Воспитание - целеустремленное, систематическое управле­ние процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Кова­лев);

Воспитание в специальном педагогическом смысле - про­цесс и результат целенаправленного влияния на развитие лично­сти, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, спосо­бов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опре­деленных установок, понятий, принципов, ценностных ориента­ции, обеспечивающих необходимые условия для его развития,


подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная дея­тельность, призванная формировать у детей систему качеств лич­ности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздей­ствие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фак­тор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в фило­софских воззрениях современного европейского общества, в соот­ветствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на су­бъект воспитания.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Яркое противостояние гума­нистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как аль­тернатива гербартианской «педа­гогике управления», в которой ре­бенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматри­вался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейер­баха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагоги­ческой культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.

Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам

Гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект – объектные отношения ).

Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма.

Ребенок рассматривается как центральная фигура в учение «новом воспитании», породившем свои педагогические теории педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф. Гансбе гом, М. Паулем; в России - К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым; Италии - М. Монтессори; во Франции - С. Френе.

Гуманистическая идея свободного выбора субъекта развивала и в теоцентрической педагогике. Принцип самосовершенствования и свободного выбора души перед Богом мы находим в работах С.А. Рачевского, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева.

Гуманистические идеи субъектности ребенка, свободы выбора и ответственности человека за свое самосовершенствование находят своеобразное развитие в антропософской теории Р. Штейне (1919), раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственно опыта духа, души и тела.

В отечественной педагогике 20 -30-х гг. XX в. гуманистические принципы субъектности воспитанника и сотрудничества взрослого и ребенка обоснованы в трудах Л. С. Выготского, П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.

С середины XX в. основные гуманистические идеи мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, продолжавшего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Я.Корчака.

В 50 - 60-е гг. появляется гуманистическая психология (А. Маслоу К. Роджерс), которая с экзистенциальных позиций рассматривала принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника. Эти принципы продолжают развиваться в работах Р.Бернса, В. Франкла, С.Л.Франка, Э.Фрома, Э. Эриксона.

Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л.И.Божо


вич, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков), дает методологические основания для раз­вития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке.

Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно-ориен­тированного обучения и образования М. Н. Берулавы, Е. В.Бонда-ревской, С.Л.Братченко, О.С.Газмана, В.В.Горшковой, Э.Н.Гу­синского, Л.М.Лузиной, В.В.Серикова, Ю.И.Турчаниновой, И.С.Якиманской являются развитием идей, выдвинутых отечест­венными и зарубежными учеными.

Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его спо­собности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гу­манистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.

В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.

Культура общества является источником принципов воспита­ния, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные при­знаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культу­ра каждой отдельной личности, с которой взаимодействует вос­питанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспи­тательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность че­ловека к саморазвитию.

Потенциальные возможности развития человека заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе фи­зиологического развития под влиянием стихийных социальных от­ношений и целенаправленных воздействий, которые либо стиму­лируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жиз­ни. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-вос­питательного процесса является обеспечение положительной мо­тивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положитель­ная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания. Положи­тельная Я-концепция личности, по Р. Бернсу, также является важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания.


Я-концепция – эти динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание сво­их физических, интеллектуальных и других качеств, так и само­оценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. По своему содержанию Я-концепция включа­ет описательную составляющую (образ Я, или картина Я) и со­ставляющую, связанную с отношением к себе или отдельным ка­чествам, - самооценку, или принятие себя. Я-концепция пред­ставляет совокупность установок, направленных на самого себя, Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмо­ционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я-концеп-ция формируется под влиянием социализации, воспитания, не имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.

В процессе воспитания происходит овладение духовными цен­ностями культуры общества и их интериоризация, т. е. преобразо­вание внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). По­этому мы говорим не только об усвоении культуры, но и о ее ос­воении - активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка.

В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслимо духовное развитие человека. Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопре­деления, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом, как отмечает О. С. Газман, культура личности -это гармония культур знания, чувств и творческого действия.

Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоци­онального потенциалов личности, высоким нравственным разви­тием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловечески­ми ценностями, и достойными поступками, в основе которых ле­жит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важней­шим средством, так как оно способствует усвоению знаний, уме­ний, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и


осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь умест­но сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволя­ет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

Итак, перечислим основные закономерности воспитания:

Воспитание детерминировано культурой общества;

Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимо­зависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

Эффективность воспитания обусловлена активностью челове­ка, включенностью его в самовоспитание;

Эффективность и результативность воспитания зависят от гар­моничной связи всех структурных элементов, участвующих в вос­питательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,
адекватных ребенку и педагогу.

Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осоз­нать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.

Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности. Универсальная структура педа­гогической системы представле­на на рис. 1.

В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный про­цесс, обучение, деятельность каж­дого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), дея-


тельность любого образовательного учреждения и других субъектов педагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.

Представленная на рис. 2 теоретическая модель воспитания как системы отражает его основные закономерности (детермини­рованность культурой общества, взаимосвязь с самовоспитанием и активностью воспитанника).


Самовоспитание - целенаправленный процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих, по выраже­нию Ю.М.Орлова, телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для достижения индивидуальных целей, осозна­ния смысла собственной жизни, выполнения своего предназначе­ния, как он его понимает.

Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовно­му и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и са­мореализации.

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореа­лизация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педа­гогике исходят из основного положения - признания способнос­ти человека к саморазвитию.

Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспи­тание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов ок­ружающей действительности: достижения духовной и материаль­ной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятель­ности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется веду­щий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанни­ка: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в млад­шем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к ин­формационному обществу в скором будущем потребует более ши­рокого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

Методика воспитательной ра­боты - раздел теории воспита­ния, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образова­тельно-воспитательных учрежде­ниях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий ре­комендации по созданию системы воспитательной работы в об­разовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или тех­нологий в воспитательном процессе.

Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспита­ния на главном принципе - любви и уважении к ребенку как ак­тивному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.

Классификации методов воспитания в традиционной педаго­гике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».

Так, метод определяется как «путь», «способ». В книге И. П. Ра-ченко «НОТ учителя» (М., 1989) мы находим следующее опре-


деление: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, со­образуясь с общей и конкретной целями».

«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) опреде­ляет методы воспитания как «совокупность наиболее общих спо­собов решения воспитательных задач и осуществления воспита­тельных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность класси­фикации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.

Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т.А.Ильина, И.Т.Огородников в учебнике «Педагогика» (М., 1984) определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация дея­тельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требова­ние), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).

В учебнике «Педагогика школы» (М., 1977) Г.И.Щукина объе­диняет методы в три следующие группы: разностороннее воздей­ствие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, ме­тод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и фор­мирование опыта общественного поведения (педагогическое тре­бование, общественное мнение, приучение, упражнение, пору­чение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, кор­рекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнова­ние, поощрение, наказание, оценка).

В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Уче­ный называет четыре группы таких методов: формирование со­знания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стиму­лирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, са­моконтроль и самооценка деятельности и поведения.

П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагоги­ческого управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эсте­тической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование само-


оценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.

Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной пе­дагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобла­дали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Есте­ственно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспи­таннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозида­ния: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импрови­зация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу со­творчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по раз­витию своей личности.

Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их после­довательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уро­вень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное ок­ружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, куль­туры педагога.

Гигиеническое воспитание детей

как элемент культуры поведения

Консультация для родителей

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневного общения с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей взрослый сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаром для систематической проверки состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура домашних, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Быть грамотным

еще не значит быть культурным

В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

И путь этот – путь Культуры.

Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание (коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67) и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.

Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.

На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.

Безответственный человек не может быть культурным.

Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».

Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.

Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.

Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.

Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.

О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.

Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.

От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.

Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?

Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.

Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.

Расширение и утончение мышления, а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.

Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность,

– интеллигентность и ответственность,

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,

– любовь к Природе и Родине,

– признательность и умение быть благодарным,

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,

– утонченность и культура сердца…

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:

– он никогда не солжет,

– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,

– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.

Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.

Воспитание культурой

Сегодня наступило новое время в жизни общества - экономические реформы, социальные преобразования, технический прогресс и другие изменения диктуют новые правила жизни.

У каждого времени свои ценности, но есть некие незыблемые истины, необходимые в любые времена. Существует такое понятие как "культурная среда", которая не только окружает человека, но и незаметно воспитывает его. Культурная среда создаётся многими поколениями людей, и процесс этот непрерывен, поскольку каждый из нас в той или иной мере является её творцом. Сохранить культурную среду - значит дать возможность каждому участвовать в созидательном процессе, который способствует созданию культурологической среды, формирующей этническую, региональную, гражданскую, общечеловеческую идентичность. Особенно это важно для молодого человека, студента, школьника, так как именно в это время формируется система жизненных ценностей. Важно знать культуру, традиции края, в котором живёшь.

Дополнительное образование исчисляется не только наличием хорошо оборудованных кабинетов, наличием финансирования и т.п., сегодня для воспитания важно иметь развитую систему сохранения культурных ценностей: библиотеки, музеи, театры. Чистые улицы, красивые фасады зданий, оборудованные тротуары, цветущие клумбы, ухоженные парки, вежливые люди – это важные составляющие процесса воспитания, которые призваны вырабатывать норму поведения иными словами «Культура» должна создавать благоприятную среду для воспитания личности с высоким культурным потенциалом.

Современное учреждение дополнительного образования это не только место, где царит мир увлечений - это центр роста, социализации и предпрофессиональной подготовки детей. С самого начала важно донести детям идею о том, что в основе успешности человека лежат культурные и моральные ценности, без них формируется примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

И здесь, конечно же, огромна роль такого учреждения как музей. Значение музея как образовательного, просветительского центра в культурной жизни особенно велико.
Музей как культурный центр синтезирует в себе возможности эстетического, нравственного воспитания и образования, способствует творческому развитию личности. Музейная культура является составной частью общечеловеческой культуры. Но её не воспитать за одно посещение. Выполнение такой задачи требует постоянной и последовательной работы. Вот почему сегодня так важно руководителю музея образовательного учреждения основывать свою работу на принципах музейной педагогики - новой научной дисциплине, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Воспитание посетителя музея - дело трудоёмкое, кропотливое, творческое. Каждый посетитель музея, будь школьник, дошкольник, студент, должен непременно найти в музее что-то своё, именно ему интересное. Поэтому экспозиция музея в равной степени обращена и к интеллекту, и к эмоциям посетителя, то есть она даёт возможность познания истории края и личностного с ней соприкосновения, сопереживания. У музея образовательного учреждения особый статус и особая миссия.

Особенно важна работа с детьми младшего возраста. Здесь уместно использовать ролевые игры, соревнования, викторины и т.д., то есть нужно вовлечь ребёнка в диалог, сделать так, чтобы ему в музее было комфортно. Не менее важно встретить подростков, пришедших в музей впервые, так, чтобы им захотелось зайти ещё не раз. Современный посетитель не нуждается просто в общеобразовательной информации. Гораздо важнее пробудить потребность думать и чувствовать, а не только усваивать знания. Поэтому, чтобы, пришедшему впервые захотелось прийти ещё раз, надо, чтобы в музее было интересно. А это значит, что музей должен меняться. Одним из новых направлений в музейном маркетинге стал так называемый "событийный маркетинг", когда музей организует серию "событий", не меняя основной экспозиции. Цель события - информировать и привлекать в музей посетителей. Таким образом возникла идея: на фоне постоянной экспозиции организовывать временные и передвижные выставки. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, очень важно внимательно относиться к событиям сегодняшнего дня и заботиться об их фиксации. Поэтому открытия выставок работ творческих людей, живущих с нами рядом, и есть такой способ фиксации, но и способ воспитания нравственных патриотических начал человека.

Итак, реализуя принципы музейной педагогики, мы включаем учащихся в безграничное культурное пространство, приобщаем их к общечеловеческим ценностям, помогаем им ощутить потребность в общении с культурными ценностями. Посетитель музея - не бессловесный объект, на который обрушивается поток информации, а собеседник, партнёр, участник диалога, викторины или ролевой игры. Музейные предметы воспитывают уважение как к их контексту, так и к посетителю.

Воспитание культурного поведения у школьников

2.1 Сущность и особенности воспитания культуры

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

Превращение школы Знания в школу Воспитания,

Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,

Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,

Возрождение национальных и культурных традиций;

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания»;

Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания;

- «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;

Непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;

Соблюдение режима для овладение санитарно-гигиеническими знаниями и нормами».

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:

Стиль общения с учащимися,

Образовательно-воспитательную среду,

Педагогическую психологию,

Самого себя.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.

Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.

Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.

«Поведение - это система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой».

«Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».

«Поведение - образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».

«Поведение - образ жизни и действий».

«Культура - совокупность достижений человечества в производственном общественном и умственном отношении».

«Культура - 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества

2)Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».

«Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.

Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.

«Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития».

Истинная культура поведения - органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.

Проявление культуры поведения - вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.

Основной путь формирования культуры поведения - воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание.

Важное средство воспитания культуры поведения - формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия.

Усвоенные человеком качества превращаются в воспитанность личности.

Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.

Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека.

Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное. Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапку подснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь природу.

Вежливый человек совершает поступки и отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, к учителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьники нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.

Точность и обязательность составляют неотъемлемые черты культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому часто нарушаются ими.

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям (формы обращений и приветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. Этикет - это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность - качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем. Работа, связанная с воспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон, интонация/, характерную для человека походку, жестикуляцию, мимику, иногда также говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки.

Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные - доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости и невоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить, развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами.

Дурные манеры создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей.

В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению - это показатель устойчивости морального мотива, - включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека.

«Привычки» - это те «кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения - словом, все то, что в конечном счете определяет судьбу человека».

Добрую привычку К.Д.Ушинский, рассматривал как «нравственный капитал, который постоянно растет, и процентами с которого человек пользуется всю жизнь». Дурная привычка, по его же словам, есть «нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства».

У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В работе с младшими школьниками это достигается систематическим приучением к выполнению правил.

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел.

Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.

Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера - единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».

Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.

Вот лишь некоторые из них:

1. У ребенка еще беден жизненный опыт;

2. Нет устойчивых привычек поведения.

Склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость…

Отсутствие системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители - другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности.

К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры.

Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников…

Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.

Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.

Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей...

Анимация как средство развития культуры досуга подростков

Согласно книге «Клуб - организатор отдыха и развлечений» Стрельцова Ю.А., досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей...

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения...

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное...

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

Закономерности и принципы обучения в педагогике

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени...

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников

Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является индивидом и без знания того...

Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Методические особенности воспитания выносливости у детей 8–9 класса на уроках физической культуры

Патриотическое воспитание молодежи 14-18 лет с использованием средств физической культуры

Патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина...

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

Определить сущность предмета - значит найти и обо-значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от-личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть...

Формирование информационной культуры учителя

Наиболее органично подход к феномену культуры отражен в философских работах. Накопленный в этих исследованиях материал позволил рассмотреть культуру как совокупность материальных и духовных ценностей (А.Г. Арнольдов, Ю.Н. Ефимов, И.А. Громов)...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен...

Формирование правовой культуры школьников на современном этапе становления казахстанской модели школы