Формирование у детей патриотического чувства. «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» консультация на тему. Из опыта работы

26.09.2019

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Макушева Н.В., воспитатель МБДОУ ДС №12 «Ёлочка» г.Старый Оскол.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре и т.д. Ребёнок впервые открывает Родину в семье. И это, прежде всего его ближайшее окружение, где он познаёт такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из важных задач нравственного воспитания, включающая в себе воспитание любви к близким людям к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой, дом в котором он живёт, родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

Позже не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина-Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Всем нам хочется заглянуть в будущее наших детей, чтобы хоть одним глазком увидеть их счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я- россиянин! Я горжусь своей страной!» Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют пробелы в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Формирование человека как члена гражданского общества, создающего личную ответственность за страну, формирование нравственно – патриотических понятий у детей дошкольного возраста, воспитание творческой развитой личности – главная цель нашей работы.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • – сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек уникальная личность со своими отличительными чертами характера;
  • – дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
  • – обогатить знания детей о родном крае (малой Родине), Родине- стране, дать знания о символике (флаг, герб, гимн) нашего государства;
  • – познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.

Формы работы: целевая прогулка, ООД, беседы, дидактические игры, восприятие художественной литературы, тематические праздники и т.д.

Знания, полученные на ООД, закрепляются в различных формах работы, в самостоятельной деятельности детей, совместно с родителями и воспитателями.

В развивающей среде групп детского сада должны быть исторические и географические предметы, символика государства, народные календари, уголки героев Великой Отечественной войны своего города.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной оформляются уголки «Моя семья», начиная с ясельной группы, дети приносят книги- альбомы о себе, о своей семье, делятся с воспитателем о своих сокровенных тайнах. Это помогает воспитателю определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир. Воспитатели проводят с детьми беседы об истории города, о главных достопримечательностях его. Дети в виртуальных экскурсиях знакомятся с улицами города, узнают, почему они так называются.

В течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Основными темами занятий и бесед в старшей и подготовительных группах могут быть:

-«Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Природа», «Достопримечательности города», «Хлеб–богатство России», «Улицы нашего города», «Памятники родного города», «Москва – столица России», «Герб Москвы» и т. д.

Формируя у детей первые представления об устройстве нашего государства, большое значение воспитатель придает изучению символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни-гимна России, не знают значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой, надо начинать с дошкольного возраста.

В детском саду детей знакомят с значением цветов флага (белый, синий, красный). Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, воспитатель может дать детям в сказочной форме. Всадник, изображённый на гербе, Святой Георгий- прототип сказочного героя. Делая выводы и анализируя содержание сказки, дети запоминают, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию даёт положительный результат. Дети знают в какой стране мы живём, умеют показывать страну на глобусе, границу государства на карте, ориентировочное место жительство на карте, знают, как называется наша малая Родина, свой домашний адрес, улицы родного города, в чью честь они названы, героев прославивших родной город, главные объекты и достопримечательности родного города, расширяется кругозор об окружающем их мире о профессиях, у детей возникает желание получить профессию, они умеют обосновывать свой выбор. Дети получают новые знания, расширяется их кругозор, увеличивается и пополняется словарный запас. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию вызывает в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. После ООД и бесед у детей возникает желание нарисовать то, о чём он только что услышал, или после прочтения художественных произведений дети организуют игру, в которой «участвуют» герои или персонажи данного произведения. Например: «Я буду добрым волшебником…», «Мы будем смелыми спасателями и спасём людей из горящего дома» и т. д. Рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать что-то своё, похожее на то, что они только, что узнали. Например, после знакомства с картой России, дети могут нарисовать карту своего дома, группы, детского сада и т. д.

Свою работу воспитатель строит в тесном содружестве с семьёй. Родители должны активно участвовать во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность должна быть основой в формировании гражданина. Успех в формировании нравственно-патриотического воспитания достигается только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Воспитывая подрастающее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Шевелева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Аленький цветочек" г.Макарова"
Населённый пункт: Макаров
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Отдел образования муниципального образования

«Макаровский городской округ» Сахалинской области

Из опыта работы.

Тема: «Воспитание патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Шевелёва Галина Викторовна,

МБДОУ «Детский №2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный

и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

рождается

замечательный актёр Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются

у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,

от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

актуальных

Выполнение

программы

патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к

обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса.

образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим:

обогащать

знаниями,

формировать

познавательные

интересы

способности.

моделируют

творческий

микроклимат,

проявляются

возможности

творческой

интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патритизм у

дошкольников:

уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на

которой родились, и нет дороже у человека, чем Родина, красота которой

открылась ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это

приобщая

культуре

Знакомясь с историей Родины, ребёнок начинает любить её и сохраняет

чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её,

значение

происходит

представят

способен

предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна истории, забытые добрые традиции и положительный опыт

старших поколений – это всё властно требует от нас по-новому взглянуть на

принять русский язык, историю, культуру. Когда ребёнок начинает новую

жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных с

тем, что ещё мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания,

развитее личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края,

страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему

живому; умение видеть историю вокруг себя.

совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

Воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты,

чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему

народу, её истории, обычаям, традициям.

поставленных

руководствуюсь

постановлением

Правительства

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

использую

Программу по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская

сторонка, это Родина моя», Программу воспитания и обучения в детском саду

редакцией

Васильевой,

возможность

планомерно

систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с

чувства любви к матери, уважения к людям, окружающих тебя, с родного

дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек! Огромную работу проводим с

изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали

выставку рисунков «Мамочка любимая моя!», участвовали в спортивном

празднике,

посвящённого

оформили

фотоальбом

«Мама, мамочка, мамулька». Дети с мамами принимали участие в выставках,

конкурсах: «Чудо с грядки», «Золотые руки мамы», «Цветочная фантазия»,

Самоделкина».

мероприятия

способствовали

гармонизации детско – родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей

является

воспитание

патриотических

«Оборона

Севастополя»

рассматривание

Твардовского «Василий Тёркин». На таких занятиях стараюсь превратить

детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников.

Э к с к у р с и и

р о д н о м у

г о р о д у,

з н а к о м л ю

достопримечательностями

воспитываю

настоящим событиям города, рассказываю. В честь кого был назван город, с

памятниками

Знакомство

вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и

желание ребёнка изобразить то, о чём он только что услышал и увидел.

обязательно

продолжается

занятиях

изобразительной

деятельности.

отражающие

чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют

выразительные

основанные

собственных

наблюдениях,

заставляют

задуматься

отношением

окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно

знакомые

дошкольники

«возвращаются» к вновь увиденным кадрам.

Посещение

краеведческого

изучение

знакомство

краеведческой

культурой,

организация

выставок

фотографий,

создание

фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей

разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во

всей его целостности и многообразии.

Развивая

дошкольников

проявлять

народной

культуре,

истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской

библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи,

вызывают

многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных

народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность

патриотического воспитания детей!

Участвуем

народных

праздниках

«Веснянка»,

«Масленица»,

«Пасха». В процессе подготовки к праздникам дети много узнают о русских

обычаях, традициях.

Организуя праздники героико – патриотической тематики, я одновременно

стараюсь

воспитывать

настоящему

отличить,

реальность.

патриотическому

воспитанию

ознакомление

художественной

литературой.

Знакомство

познавательного

художественного

иллюстративно

дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения

устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником

познавательного

нравственного

развития.

пословицах,

поговорках,

оцениваются

различные

жизненные

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Жажда новых

впечатлений,

любознательность,

постоянно

проявляемое

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все

сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети

могли самостоятельно исследовать какую – то проблему.

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

«Богатыри земли русской».

«Сундучок бабушки Арины».

«В единстве наша сила».

Большое место в организации работы по этим темам принадлежит игре, так

как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают

бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым

сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный,

плоскостной.

проходит

нравственное,

эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей, подготовительной

группы всегда демонстрируют свои артистические способности малышам.

Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов

искусств, и активное его использование помогает ребёнку ярко выплеснуть

свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он

живёт. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе

и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Участвуя в

театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают

своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру.

Через занятия тетра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению

движение,

ритмопластику,

стремимся

сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть

скованность, напряжённость, неуверенность.

Патриотическое

воспитание

направлено

формирование

развитие

личности, обладающей качествами гражданина – патриота, который готов

встать на защиту Родины. Провожу с детьми «уроки мужества», приглашаем

на встречу воинов – афганцев, солдат срочников из воинской части, ветеранов

Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится ко дню Победы. Провожу занятия по

темам: «Их имён не смолкнет слава», «Города - герои», «Бронзовый солдат»,

«Дети и война». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок

«Мы помним…»; родители принесли фотографии родных, участвовавших в

взрослые,

рассказывали

родственниках,

прошедших огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты

Интересно

посвящённый

рисунков «Война, война», развлечение «На привале». Каждый год чествуем

ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на

экскурсию в музей школы №1 «Память». Организуя праздники героико –

патриотической тематики, я, одновременно, стараюсь учить и воспитывать

детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

представлены

фотоальбомы

различной

тематики,

экологической

направленности,

портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к

предметам, когда – то принадлежавшим их родным.

потенциальные

возможности

патриотического

воздействия

заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,

часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского

народа, трудом, бережное отношение к природе, жизнелюбием, чувством

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной

жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка

вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение,

обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и

разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее

народные

народные

используемые в слушании и в музыкально – ритмической деятельности, для

дошкольного

возраста

обладают

большими

художественными

достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной

музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами

народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей

народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки

вызывают

творчеству

продолжать

знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране эффективна,

установлена

родителями

Родители

большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники

формирования личности ребёнка. Родители вместе с детьми участвуют при

проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями

защитника

Отечества»,

оформлении

фотовыставок

выставок

детского

творчества

«Великий

праздник День Победы», «Мы на Севере живём».

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в

семейных

традиций

воспитании

подрастающего

поколения»,

«Нравственно

патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

«Формирование

гражданско

патриотической позиции детей дошкольного возраста». Привлекаю родителей

к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала

для пополнения экспозиции уголка в группе.

родителями,

стараюсь

формировать

познавательную

активность,

стремление

узнавать

применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять

активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем

вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов,

ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие

на личность ребёнка на много лет вперёд.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного

результативного

выполнения

необходим

основательный

практический багаж:

Изучение новинок литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание

патриотических

представляет

совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра,

сливаются

познавательной

активностью,

представлениями

современной действительности, деятельно – практическим отношением к

Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру родного

народа, к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо

целостность

процесса

нарушится,

разрушится

поколениями.

Во спитание

патриотических

составляющих

воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку

патриотизм

русского

помогает

воспитать чувства любви к родному краю и окружающему миру. И от нас,

взрослых, зависит, какими наши будут наши дети, что они унесут из детства.

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Ольга Пашкова
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания , но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности . Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм , в элементарном значении, как чувство любви к Родине . Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание . В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле .

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства . Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте , но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.

Особенности патриотического воспитания детей в том , что они еще не могут воспринимать что-то далекое , неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности . Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал : «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов : «Большой патриотизм , – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма .

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта , если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя , – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания ».

Теоретической базой для изучения вопросов по теме «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста » могут стать идеи известных представителей отечественной дошкольной педагогики Н . К. Крупской, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, Э. К. Сусловой.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании . Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам . Отмечала необходимость знакомства детей с людьми , связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей . Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма .

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем , о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности . «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания , отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности. Занималась вопросами патриотического воспитания в игре .

Новицкая М. Ю. отмечает, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы : прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста . Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада . Постепенно воспитывается любовь к Родине , формируется понятие «родина» . Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе . Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.

я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна

Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков :

Что я знаю о себе;

Я и моя семья;

Мой детский сад;

Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .

Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей . Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя , детей и родителей .

На протяжении всего дошкольного возраста , начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей . Должны учитываться возрастные особенности детей . Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей .

Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий . Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах , в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.

Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.

Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

Задачи патриотического воспитания дошкольников

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:

– любви к родителям, близким людям;

– любовь к родному дому;

– любовь к детскому саду;

– любовь к улице, на которой живешь;

– любовь к родному городу (селу);

– любовь к родной стране.

23.Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание дошкольников целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни.

Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

единство в понимании красивого, доброго, правильного;

целостное восприятие содержания и формы;

способность к соучастию и сопереживанию;

непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3.Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:

окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);

искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);

собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).

Методы эстетического воспитания:

· метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

· метод эстетического убеждения;

· метод сенсорного насыщения;

· метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

· метод разнообразной художественной практики;

· метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

· метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

· метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формы эстетического воспитания дошкольников

· самостоятельная художественная деятельность детей;

· организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;

· экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;

· театрализованные игры и игры-драматизации;

· праздники и развлечения.

«Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно-речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.

Ø «Семицветик»

Ø «Дети в музее»

Ø «Войди в мир искусства».

Ø «Цветные ладошки»

Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина, Р.А. Мирошкина и др.

Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.

Детская театральная деятельность как одно из средств эстетического воспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной.

Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой, Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева.

В области развития музыкальной деятельности дошкольников плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько.

Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.