Физкультурно – оздоровительная работа с детьми в рамках реализации фгос до в доу. Воспитательно–образовательная оздоровительная работа в ДОУ."" Оздоровительные доу

30.06.2020

Афанасьева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ручеек» р.п. Токаревка

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия) .

Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:

  • Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию;
  • Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
  • Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

Во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование в том числе и для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Площадь земельного участка составляет 2475 кв. м. Участок огорожен, озеленён. Игровые площадки оборудованы. Имеются: песочницы, лесенки, грибок, физкультурная площадка с полосами препятствий, гимнастическими стенками, футбольными воротами. На участке выделено свободное пространство для подвижных игр.

В данное время я работаю в старшей группе с детьми 5-6 лет.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников:

  • Профилактика
  • Точечный массаж
  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Гимнастика
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки + динамический час

Закаливание:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
  • Промывание носа мыльным раствором
  • Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
  • Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

  • Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

  • Утренняя гимнастика - 8.10
  • Точечный массаж в игровой форме
  • Постепенное обучение полосканию рта
  • Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Сон без маек и подушек
  • Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  • Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  • Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика в группе 8.15
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
  • Физкультминутки во время занятий
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • «Чесночные» киндеры
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Закаливание: Элементы обширного умывания

Средняя группа

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Утренняя гимнастика
  • Точечный массаж
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия

Старший дошкольный возраст

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:

  • Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
  • Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю) .

Организация занятий

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
  • В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) .
  • В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

Детский сад № 164 является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, комбинированного вида, функционирует с апреля 1992 года. ДОУ расположено по адресу: г. Тверь, Благоева дом 5 корпус 1.

Учредителем детского сада является Управление образования администрации г. Твери. ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании»

Типовым положением о ДОУ в РФ, от 01.07.95 № 677

Типовом положением о специальном (коррекционном) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Положением о муниципальном образовательном учреждении»

- «Договором между учредителем и МДОУ»

Уставом МДОУ, зарегистрированным в Тверской городской регистрационной палате.

Лицензией на образовательную деятельность.

А также другими нормативно-правовыми актами УО.

В 2007г. МДОУ аттестовано на 2 категорию 2 уровня комбинированного вида.

Количество групп в ДОУ определялось в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Функционируют следующие возрастные группы:

Группа ясельного возраста (1-2)

2 ясельная группа (2-2,6)

3 ясельная группа (2,6-3)

Две вторые младшие группы (3-4)

Две средние группы (4-5)

Две старшие группы (5-6)

Одна подготовительная группа

Две логогруппы.

МДОУ работает в режиме, установленном Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования, а именно: пятидневная рабочая неделя, длительность работы ДОУ 12 часов. Режим работы групп 1 смена воспитателей с 7.00 до 14,12. 2 смена воспитателей с 11.48 до 19.00.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основным предметом деятельности ДОУ является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей от 1.5 до 7 лет.

Целью деятельности Учреждения является:

Образовательная деятельность, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка ребенка к жизни в современном обществе,

Подготовка к обучению в школе

Воспитание дошкольника на принципах гуманизма, гражданственности и трудолюбия.

Основными задачами учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого развития детей;

Воспитание в детях гражданственности, уважения к правам и свободам человека с учетом возрастных категорий, любви к окружающей природе, Родине и семье;

Формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в речи ребенка;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

Забота об эмоциональном благополучии ребенка;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Учреждение реализует « Программу воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой; 2006. – для детей в возрасте от 1 до 2 лет.

«Радуга» - Т.Н. Доронова, 2010. – для детей в возрасте от 2 до 7 лет.

«Специальная коррекционная программа для детей с нарушением речи» Г.В. Чиркина ОНР, Г.А. Каше ФФНР – для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Парциальными программами:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.

«Ладушки», программа развития детей в музыкальной деятельности. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.

Общая направленность учебно-воспитательного процесса на эффективное достижение результатов посредством реализации и развития образовательных способностей каждого ребенка возможно при эффективном построении педагогического процесса. Поэтому коллектив ДОУ отрабатывает технологию учебного процесса в двух направлениях:

  1. Традиционное обучение , где обновление учебного процесса направлено на такую организацию, при которой дети способны полностью усвоить необходимый учебный материал. Для этого составлен перечень конкретных результатов обучения.
  2. Инновационные технологии , которые направлены на развитие познавательных способностей каждого ребенка. С этим направлением связаны технологии развивающего обучения, разработка и внедрение нетрадиционных форм занятий познавательно-исследовательская деятельность детей, занятия-путешествия, занятия – сказки, викторины и др.

Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 - 10 мин.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:

В младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий,

В средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий,

В старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий,

В подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Продолжительность занятий:

Для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

Для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

Для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,

Для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводятся:

Для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

Для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

В середине учебного года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла.

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Родителям (законным представителям) ребенка обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Организационная работа:

Вся работа по физическому воспитанию детей проводилась с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась инструктором по физической культуре М.А. Ширяевой и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестрой и старшим воспитателем.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Обширная профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей в детском саду

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

Соблюдение температурного режима в течение дня

Дыхательную гимнастику после сна

Мытье прохладной водой рук по локоть

Правильную организацию прогулки и ее длительность

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (фитотерапия и отвары шиповника, прием поливитаминов «Гексавит» и настойки элеутерококка.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

В течение года ежемесячно, либо на производственных совещаниях, либо на заседаниях местного комитета проводится анализ заболеваемости и посещаемости детьми МДОУ. В ходе анализа было выявлено, что в сравнении с предыдущим учебным годом:

Снижена заболеваемость

Снижено число пропусков на одного ребенка

Сократилось число пропусков детодней по болезни.

Количество детей при этом существенно не менялось. Показатель уровня заболеваемости детей в сравнении с районным показателем ниже. Оценка физического развития детей с определением группы здоровья проводилась медицинским персоналом МДОУ совместно с участковой службой.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата направлялись в кабинет лечебной физкультуры при поликлинике и в физкультурный диспансер, с нарушением речи – в логопедические сады и на комиссию, с заболеванием носоглотки – в лоркабинет и центр реабилитации, с понижением зрения – к окулисту и специализированный детский сад, с неврологическими патологиями – к невропатологу.

Основной проблемой остается большое количество воспитанников с задержкой речевого развития -12%, причина тому: невысокая заинтересованность родителей в развитии речевых навыков детей и посещение логокомиссии.

Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказаны бесплатно. Прививки сделаны: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ. Особое внимание в работе врача уделялось адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

Адаптация детей к условиям детского сада проходит удовлетворительно – у 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

Во время адаптационного периода для детей создавался щадящий режим:

Сокращенный день для малыша

Присутствие мамы в группе

Повышенное внимание со стороны персонала группы.

Это способствовало тому, что у основного числа детей, впервые поступивших в детский сад, период адаптации протекал в спокойной форме.

В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
  • хореография

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Психолог : в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка:

  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Материально-техническое обеспечение ДОУ

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ №164 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • Спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, батуты, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок и т.д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • физкультурные уголки (во всех группах);
  • существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет)
  • кварцевые лампы в групповых и специальных помещениях;
  • музыкальный зал;
  • Кабинет психолога.
  • Кабинет изо.
  • Логокабинет (2)

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Полоскание горла, Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки /в теплое время года/
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год , включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

Воспитатель совместно с инструктором физо делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком.

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны

Модель двигательного режима детей в МДОУ № 164

Виды занятий

Формы организации

Особенности организации

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

Традиционная;

Игрового характера;

С использованием полосы препятствия

С использованием простейших тренажеров;

Ритмическая

Сюжетная

Ежедневно

В группе

На свежем воздухе

(по сезону)

Двигательная

разминка

Игровые упражнения;

Танцевальные движения

Подвижные игры

Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Подвижная игра

Дидактическая игра с различными движениями

Танцевальные движения

Игровые упражнения

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

Игры-эстафеты;

Игры с правилами

Упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

Индивидуальная работа по развитию движений

Физические упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Музыкально-ритмические движения

Игровая деятельность

Пробежки по массажным дорожкам

Коррегирующие упражнения

Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

Логоритмическая гимнастика

Подвижные игры

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Музыкотерапия

1 раз в неделю, подгруппами; длительность 25 мин. Проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Динамический час

Подвижные игры разной степени интенсивности;

Игры-эстафеты, в том числе с детьми из других групп;

Сюжетные двигательные задания;

Командные спортивные игры;

1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором и воспитателями.

Занятия ЛФК

Комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки;

Комплекс упражнений по коррекции плоскостопия.

2 раз в неделю, по показаниям; длительность 20 мин

Переходы из одного помещения в другое

Спокойный шаг;

Быстрая ходьба;

Осложненная ходьба по лестнице

Ежедневно по мере необходимости, под руководством воспитателя

Учебные занятия

Физическая культура,

хореография

Традиционное;

Тренировочное;

Игровое;

Сюжетно-игровое

С использованием тренажеров

Тематическое

Комплексное

Контрольно-проверочное

Прогулка-поход

3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 10-30 мин. Проводятся: младший возраст – воспитатели; со ср.гр. – инструктор физо.

Хореограф.

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность

Движения с различными игрушками, пособиями:

Сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи,

Спектакли и театрализованные представления,

Подвижные игры, разной степени интенсивности.

Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

Физкультурно-массовые занятия

Физкультурный досуг

Физкультурные упражнения и подвижные игры;

Спортивные игры;

Упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения;

Игры-эстафеты;

Музыкально-ритмические импровизации

1 раз в месяц в помещении физкультурного зала или на улице; длительность 20-40 мин.

Физкультурно-спортивные праздники

В физкультурном зале;

На открытом воздухе «катание на санках» «Соревнование снеговиков»…

2-3 в год, 30-90 мин

День здоровья

Комплексные занятия;

Прогулки-походы;

Игры-эстафеты по возрастным параллелям

Физкультурно-спортивные праздники

1 раз в квартал

Спартакиада

Физкультурно-спортивные соревнования в спортивных залах города;

1 раз в год среди детей дошкольного возраста ДОУ; участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности; длительность 75-90 мин

Дополнительные виды занятий

Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев

В зависимости от учебного плана:

Ритмическая гимнастика

2 раза в неделю; длительность 25-30 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

Учебные занятия по физической культуре;

По взаимному желанию родителей и инструктора физо

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

Подготовка и помощь в проведении физкультурных досугов, Дня здоровья, посещения открытых занятий

План летне-оздоровительной работы

Задачи:

Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей через развивающие формы оздоровительной работы.

Создать условия для закрепления нравственных качеств личности каждого ребенка в различных видах деятельности.

Оздоровительная работа.

Месяц

Медикоментоз-

ная терапия

Витаминизация

Фитотерапия

Полоскание зева травами

Июнь

По назначению педиатра.

Диспансеризация больных.

Фруктовый салат

Ревит

Отвар крапивы

Полоскание ромашкой

Июль

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

Отвар листьев черной смородины

По назначению педиатра

Август

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

По назначению педиатра

Успокоительный сбор.

По назначению педиатра

Методическая работа.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

"Организация самостоятельной двигательной деятельности на участке летом".

Июнь

Старший воспитатель

2.2.

Взаимопосещения воспитателей "Проведение исследовательской деятельности с природным материалом".

Июнь

Старший воспитатель

Воспитатели групп

2.3.

Создание фотовитрины "Организация работы по трудовому воспитанию детей в летний период".

Июнь

Старший воспитатель

2.4.

Консультация для воспитателей "Закаливание детей в летний период".

Июль

Старший воспитатель

2.5.

Консультация "организация работы с родителями по вопросам закаливания часто и длительно болеющих детей".

Июль

м/с

2.6.

Выставка новинок методической литературы.

Июль

Старший воспитатель

2.7.

Консультация "Организация работы с вновь пришедшими детьми и их родителями".

Август

психолог

Воспитательно-образовательная работа.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Спортивный праздник , посвященный Дню защиты детей.

Июнь

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Инстр. физ. восп.

2.2.

Познавательно-исследовательские ботанические игры

Июнь

воспитатель

2.3.

Музыкальный праздник "Здравствуй, лето!"

Июнь

муз.рук

2.4.

Создание экологических альбомов .

Июль

Старший воспитатель

2.5.

День здоровья (совместно с родителями).

Июль

инстр. физо

Ст. мед сестра

2.6.

Экскурсия в лесопарковую зону.

Август

Старший воспитатель

2.7.

Сбор гербария растений участка детского сада.

Август

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Взаимодействие с родителями.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Трудовая декада – разбивка цветников на территории ДОУ.

Июнь

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Родительский комитет

2.2.

Консультации "Использование природных факторов для закаливания детского организма".

Ежемесячно

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Мед. сестра

2.3.

Участие родителей в благоустройстве и ремонте групп и территории ДОУ.

Июнь -август

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Воспитатели групп

2.4.

Памятка для родителей "Организация познавательной деятельности детей в летних походах".

Июль

Воспитатели групп

2.5.

Консультации для родителей вновь поступающих детей.

Июнь-август

Заведующий ДОУ

психолог

Работа методического кабинета.

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Июнь

Старший воспитатель

2.2.

Июнь

Старший воспитатель

2.3.

Подготовка аннотаций к новинкам методической литературы.

Июнь -август

Старший воспитатель

2.4.

Подготовка методических материалов к подготовке групп к новому учебному году.

Июнь-август

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Административно-хозяйственная работа .

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственный

2.1.

Производственное совещание "Особенности работы с детьми в летне-оздоровительный период".

Июнь

Заведующий

2.2.

Консультации для помощников воспитателей "Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя при проведении режимных моментов летом".

Июнь

Старший воспитатель

м/с

2.3.

Консультация для работников пищеблока "Особенности хранения и обработки продуктов в летнее время в условиях ДОУ".

Июнь -август

Мед. сестра

2.4.

Ремонтные работы в группах и на участке ДОУ.

Июль

Заведующий ДОУ

Завхоз

Родительский комитет

2.5.

Инструктаж "Охрана жизни и здоровья детей летом".

Июнь-август

Заведующий ДОУ

Мед. сестра

2.6.

Производственное совещание "Подготовка ДОУ к новому учебному году".

Август

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада “Чебурашка” пос. Эльдикан, САХА (Я)

Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание ванны /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Полоскание горла /ежедневно/.
    Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  11. Профилактические прививки
  12. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  13. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  14. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  15. Физкультминутки /ежедневно/
  16. Подвижные игры /ежедневно/
  17. Прогулки /в теплое время года/
  18. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • мини спортивные залы в обоих зданиях оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

Не стоит забывать, что развитие дыхательной системы, сущность которой заключается в усвоении организма кислорода воздуха, также напрямую связано с движениями. Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту . “Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельность всех этих систем”, - пишет В.Зациорский.

Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный (или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье. (В.Г. Алямовская “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении).

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:

  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.

Как спланировать день здоровья? Какие занятия необходимо проводить в этот день?

Тематическое планирование занятий:

Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:

  1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
  3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
  4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
  5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
  6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
  7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
  8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.

Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка, т.е. к поступлению в первый класс.

Оздоровительная работа в детском саду

По программе Е.Ю. Александровой

«Остров Здоровья»

Использование нетрадиционного оздоровления

  1. Элементы точечного массажа
  2. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика Стрельниковой
  4. Психогимнастика по М Чистяковой
  5. Игровой массаж Уманской и Дейнеки
  6. Антистрессовый массаж и интеллектуальный Фрица Ауглина
  7. Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности (психологический фон занятий, длительность, методы и формы, санитарно – гигиенические условия).
  8. Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья в ДОУ и семье.

Нетрадиционные формы оздоровления

  1. Элементы точечного массажа
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика
  4. Психогимнастика по М. Чистяковой
  5. Игровой массаж Уманской, Дейнеки
  6. Антистрессовый массаж

Направления работы

Рациональная организация двигательной деятельности:

а. Физкультурные занятия

б. Самостоятельные физкультурные занятия

в. Интегрированные занятия с другими видами деятельности

г. Праздники и развлечения

д. Гимнастика после сна

е. Режим прогулок

ж.Двигательная активность с атрибутами и пособиями;

з. Создание развивающей среды

и. Проведение утреней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

к. Занятия по формированию здорового образа жизни.

1.Босохождение

2. Обширное умывание

3. Воздушные ванны в облегченной одежде

4. Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года

  1. Постоянный контроль осанки детей
  2. Контроль за нагрузками для переболевших детей, и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.)
  3. Подбор мебели, соответственно роста
  4. Потребление фитонцидов после консультации с родителями (чеснок, лук).

Структура внедрения

Здоровьесберегающих методк и технологий.

Физкультурно – оздоровительная работа.

  1. Подвижные игры и физкультурно - дыхательные упражнения на свежем воздухе.
  2. Утренняя гимнастика с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.
  3. Дыхательная гимнастика во время режимных моментов в течение дня.
  4. Дыхательная гимнастика после сна.
  5. Релаксация.
  6. Спортивные игры и соревнования.
  7. Босохождение в теплый период года.
  8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения.

Формы и методы оздоровления детей.

Формы и методы

Обеспечение здорового образа жизни

Щадящий режим (адаптационный режим.

Гибкий режим.

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки).

Спортивные игры

Гигиенические и водные процедуры

Умывание

Мытье рук

Обеспечение чистой среды

Свето – воздушные ванны

Проветривание помещений

Прогулки на свежем воздухе

Обеспечение температурного режима

и чистоты воздуха.

Активный отдых

Развлечения, праздники, игры, забавы

Дни здоровья

Каникулы

Светотерапия

Световое сопровождение средыи учебного процесса

Музыкотерапия

Музыкосопровождение режимных моментов.

Музыкальное оформление фона занятий

Музтеатральная деятельность

Аутотренинг и психогимнастика

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

Игры на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний

Коррекция поведения

спецзакаливание

Босоножье, игровой массаж

Дыхательная гимнастика

Вид занятийи форма двигательной деятельности

Особенность организации

  1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия

1.1 Утренняя гимнастика

Ежедневно в зале или на свежем воздухе 10 – 12 мин

1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз)

Ежедневно 7 – 10 мин

1.3 Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3- 5 мин

1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно на утренней прогулке 20 – 25 мин.

1.5 Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5 – 7 человек на утренней прогулке, длительностью 3 – 7 мин.

1.6 Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин.

Модель двигательного режима

2.Специально организованные занятия в режиме дня

2.1 По физической культуре

2 раза в неделю, 1 на прогулке

2.2 Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Ежедневно под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

3. Физкультурно – массовые занятия

3.1 Неделя здоровья

(каникулы)

2 раза в год- в конце декабря и в конце марта

3.2 Физкультурно - спортивные праздники

2 – 3 раза в год (40 мин) (руководитель по физкультуре)

3.3Физкультурный досуг

1-2 раза в месяц (30 мин) (воспитатели)

4.Совместная физкультурно – оздоровтельная работа детского сада и семьи

4.1 Домашние задания

Определяет воспитатель

4.2 Участие родителей в мероприятиях

Подготовка и проведение досугов, праздников, дней здоровья

Планирование

по использованию оздоровительной системы

В режиме дня.

Утренняя гимнастика:

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Обще - развивающие упражнения

Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем.

Перед занятиями:

Точечный массаж

Интеллектуальный массаж.

Физкульт минутки на занятиях:

- дыхательные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика

- оздоровительная ходьба, бег

Перед сном:

Релаксация, саморегуляция

После сна:

Гимнастика пробуждения

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Перед ужином:

Массаж по профилактике простудных заболеваний

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.

Программа «Педагогика оздоровления»

Этой программе присущи следующие черты:

1. В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровлние трактуется не как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Ключевым, средством программы является индивидуально-дифференцированный подход.

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладения навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости

Основные принципы программы

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое-

  1. обеспечение благоприятной адаптации
  2. выполнение сангигиенического режима
  3. решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  4. предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
  5. проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний

Организационное –

  1. организация здоровьесберегающей среды ДОУ
  2. определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.
  3. изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  4. систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  5. пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников

Лечебное-

  1. коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
  2. витаминотерапия
  3. оказание скорой помощи при неотложных состояниях

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Организация двигательного режима

Формы организации

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Утренняя гимнастика

Хороводная игра или игра средней подвижности

Физминутка во время занятия

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

Подвижная игра на прогулке

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

Динамический час на прогулке

Физкультурные занятия

Музыкальные занятия

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

20мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

40-50 мин 1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин 2 раза/год

40 мин 2/год

60-90 мин 2/год

60-90 мин 2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

Прогулки, походы

1 час 1 раз/квартал

1,5 часа 1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Физкультурно-оздоровительные занятия и их

вариативность

1. Утрення гимнастика

Традиционный комплекс

Подвижные игры

Оздоровительные пробежки вокруг детского сада

Преодоление полос препятствий

2. Двигательная разминка между занятиями

Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Двигательные задания.

3.Физкультминутки.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения.

4.Подвижные игры и физические упражнения.

Подвижные игры

Спортивные упражнения

Двигательные задания, с использованием полосы препятствий

Упражнения в основных видах движений

Элементы спортивных игр.

5. Коррекционная работа с детьми по развитию движений.

Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей.

Упражнения по формированию осанки и стопы

Двигательные задания по усмотрению воспитателя.

6. Гимнастика после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

Пробежки по массажным дорожкам.

7. Учебные занятия по физической культуре

традиционное

сюжето-игровое

тренировочное

ритмическая гимнастика

по интересам детей

комплексное

контрольно-проверочное

тематическое

8. Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.

Под руководством воспитателя.

9. Неделя здоровья

подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию

фрагменты из физкультурных досугов

10. Физкультурные праздники и досуги

игры и упражнения

спортивные игры

упражнения в основных видах движения

игры-эстафеты

музыкально-ритмические упражнения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

  1. Задачи физического развития дошкольников.

1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.

2. Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

3. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации этих задач в ДОУ созданы следующие условия:

Оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в группах.

2. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

1. Полноценное питание детей.

2. Закаливающие процедуры.

3. Развитие движений.

4. Гигиена режима.

Принципы организации питания: - выполнение режима питания

Калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов.

Гигиена приема пищи

Индивидуальный подход к детям во время питания

Правильность расстановки мебели.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

Основные факторы закаливания:

Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня

Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

Закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка

Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

Облегченная одежда для детей в ДОУ

Соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья

Соблюдение температурного режима в течении дня

Дыхательная гимнастика после сна

Релаксационные упражнения

Виброгимнастика

Самомассаж

Мытье рук прохладной водой по локоть

Развитие движений.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

Совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

Повышение физической работоспособности

Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья

Формы организации физического воспитания:

Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке

Физкультминутки

Спортивные игры

Утренняя гимнастика

Индивидуальная работа с детьми

Гигиена режима

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

Формирование элементарных представлений об окружающей среде

Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Комплекс оздоровительных мероприятий

  1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  2. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  4. Чесночные «киндеры»
  5. Фитонциды (лук, чеснок)
  6. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  7. Оптимальный двигательный режим
  8. Сон без маек
  9. Дыхательная гимнастика в кроватях
  10. Обширное умывание, ходьба босиком
  11. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

Библиография

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
  3. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
  4. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.,2001 г.
  5. Гурич А.Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
  6. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду., С-П.,2002 г.
  7. Ильенков Э.В. «Диалектическая логика» М,1984 г.
  8. Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М.,1997 г.
  9. Кудрявцев В.Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1999 г
  10. Казначеев В.П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
  11. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.
  12. Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001 г.
  13. Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.
  14. Маркова Л.С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М., 2002 г.
  15. Праздников В.П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
  16. «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 г.
  17. Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.