Друзья, добрый день! Сегодня речь пойдет о плохой памяти и о том, что делать, чтобы ее улучшить. Какие витамины от рассеянности и невнимательности можно принимать. Работа мозга — основа полноценного жития , способности воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на происходящее вокруг.
Забывчивость и рассеянность — это не страшно конечно же, но всегда неприятно. И у меня тоже бывает такое, что пойдешь по какому-то делу, а в итоге что-то забудешь дома. Или еще смешнее. Вознамеришься прогуляться за травами, а нож дома забудешь.
И как-то грустно, а порой смешно от таких казусов. И на бумажку записываешь, а все без толку. Забывчивость это не серьезное явление, это даже не заболевание. Скорее признак нетренированного мозга.
Есть конечно старческая забывчивость , обусловленная уже возрастными изменениями в голове. Бывают даже серьезные провалы в памяти, когда человек забывает как зовут его или его родных. Это чаще всего происходит после инсультов. Такие случаи сегодня мы рассматривать не будем.
Ухудшение памяти связано напрямую с тренировкой мозга . Хоть мозг наш и не мышца, но требует к себе повышенного внимания. Он поддается тренировке и способен запоминать и хранить в себе поистине бесчисленное количество информации. Как же его натренировать? Какие вещества улучшают память?
Обезвоживание мозга - одна из причин его расстройств. Мы не замечаем, как теряем жидкость. А она крайне важна для полноценного функционирования этого органа. Утомления и снижение памяти напрямую связано с обеспеченностью мозга водой. Выпивайте в день как минимум семь стаканов воды в чистом виде, не в чаях и не в виде каких-то смешанных жидкостей.
В вашем рационе должны обязательно присутствовать витамины группы B, такие как B6 и B12. А также тиамин и ниацин . Данные вещества благотворно влияют на восстановление и функционирование тканей мозга.
Если у вас плохо с памятью и проявляется рассеянность, то кушайте бананы . В этих фруктах много витаминов B6, а также других полезных веществ. И еще: вы когда нибудь видели обезьяну с провалами памяти?
Также хорошим поставщиком витаминов этой группы можно назвать цельнозерновые продукты . А особенно проростки пшеницы и ржи.
Все насыщенные жиры закупоривают артериальный просвет, а это значит, что мозг и сердце получают значительно меньше крови, и, соответственно, кислорода. Насыщенные жиры мы получаем из сливочного масла, а также, что более опасно - из трансжиров.
Трансжиры мы получаем в готовой выпечке - печенье из магазина и всякой кондитерии. А также исключите маргарин - это вообще медленное самоотравление.
Два или три раза в неделю кушайте рыбную продукцию. Тунец, лосось, сельдь и скумбрия богаты омега-3 жирными кислотами. Эти вещества благоприятным образом, косвенно, через очищение сосудов, виляют и на мозговую деятельность.
В них должны присутствовать витамин B12, а также фолиевая кислота. Именно эти два компонента ответственны в большей степени за память. Даже совсем небольшой дефицит этих витаминов приводит к ухудшению внимания и рассеянности.
Чем больше мы тренируем мозг, тем лучше он работает, даже несмотря на недостаток каких-то веществ. Это парадокс, но именно так и происходит. То есть, он как-бы мобилизуется и все-таки работает. Лучше, конечно, когда ему еще и должная подпитка обеспечивается.
Решайте кроссворды, различные ребусы и головоломки . Читайте развивающую литературу. Учите иностранные языки. Люди с высоким уровнем интеллекта гораздо реже страдают от проблем с памятью.
Очень хорошо влияют на мыслительную активность мозга. Можно приобрести в аптеках настойку корня. Инструкцию читайте и используйте это снадобье в целях улучшения памяти.
У меня есть знакомый, который может прислать настоящий китайский настой женьшеня. Если будет интерес, то пишите на мою почту [email protected]
Издавна используется в Азии для улучшения способностей интеллекта, если память стала хуже, то люди принимают препараты готу колы или же просто добавляют листву в салаты. Это растение у них там продается на всех овощных рынках, как приправа.
Также можно приобрести в аптеках в виде экстракта и порошка. Люди стали использовать этот препарат после того, как наблюдали за слонами. Те кушали траву и становились заметно сообразительнее.
Как ни странно, кофе может оказывать и положительное воздействие. Только пить надо зерновой кофе, а не химическую отраву в виде порошка. Сами дома смолите и сварите.
Я пью каждое утро — на два стакана воды чайную ложку кофе без горки завариваю . Заливаю холодной водой перемолотый порошок и ставлю на небольшой газ. Довожу до кипения и сразу же снимаю. Настаиваю еще минут 5 и пью с медом вприкуску.
Отлично повышает работоспособность и мысли упорядочивает. Пожилым людям особенно полезно для мозга . Например афонские старцы до глубокой старости сохраняют ясный ум и крепкую память. В день они выпивают до 5 чашек кофе. Нам столько не нужно конечно. Достаточно по стаканчику утром и ближе к обеду.
Ежедневно принимайте по 120 мг препаратов с содержанием гинкго билоба. Данное растение хорошо влияет на кровоснабжение мозга и улучшает поглощение им кислорода. Увеличивается работоспособность и память.
Существуют специальные практики, направленные на концентрацию внимания. Например, созерцание свечи, желательно церковной, так как сила веры особенно помогает. Я исповедую Православие, поэтому акцент делаю именно на христианских ценностях.
Итак, зажгите свечу или лампадку, и повторяя Отче Наш смотрите непрерывно а пламя. Для начала практика должна длиться минут 5, а затем можно постепенно доводить до получаса. Ваше внимание и концентрация значительно улучшатся.
Память – удивительное достижение эволюции. Этим даром обладают даже простейшие одноклеточные организмы, но лишь люди могут с возрастом ее потерять.
Вы, наверно, замечали, что пожилые люди более рассеянные, хуже запоминают и воспроизводят информацию. Такая может быть следствием как возрастных изменений, так и развития отдельных патологий. Память может слабеть из-за плохого состояния сосудов, нарушения кровообращения, кислородного голодания тканей головного мозга. Ухудшение процесса запоминания можно и нужно корректировать. Если трудно сделать это самостоятельно, следует обратиться к врачу. Он подскажет, какими методиками можно воспользоваться, поможет правильно составить режим, скорректировать питание, выпишет дополнительно лекарства.
Память – это свойство мозга, которое помогает запоминать события, информацию, хранить ее долгое время и при необходимости воспроизводить. Ученые до сих пор спорят о природе и сути этой уникальной способности. Есть разные теории, которые объясняют суть памяти. Даже имея современные технологии для исследования, ученые ведут жаркие споры о том, как же мозг записывает полученную информацию и хранит ее.
Чаще всего возникают проблемы с кратковременной памятью. Точно известно, что память можно и нужно развивать, для этого разработано множество методик. Многочисленные эксперименты подтвердили, что отдельные виды памяти действительно можно укрепить. Если пропала память, пора осваивать способы ее тренировки.
Когда человек запоминает определенную информацию, он это делает автоматически, не задумываясь о сути самого процесса. Кроме вербальной информации, человек запоминает множество запахов, цветов, эмоций, звуков и т.д. На память каждый день обрушивается огромный поток всевозможной информации, которая нужна не только для выживания организма, но и для его развития. Важно уметь сосредоточиться на том, чтобы усилить память. Это поможет легче запоминать и быстрее воспроизводить накопленные запасы. Если теряется память, страдает не только физическая, но и эмоциональная сфера.
Ученые условно выделяют три возможности памяти:
Свойства памяти у разных людей могут отличаться. Одним легче запоминать, другие успешно хранят и воспроизводят информацию.
Если вы обнаружили, что у вас определенная функция отстает, нужно приложить усилия для ее развития.
Выделяют следующие виды памяти:
Как выяснили психологи, у отдельного человека развит лишь какой-то один тип. Одним легче запомнить то, что они записали, другим – то, что они увидели.
Есть также понятие «генетическая память человека». Под ней подразумеваются наследственные реакции, которые одно поколение передает другому через гены.
У спортсменов также есть понятие «память мышечная». Под ней подразумевается перестройка клеток мышечных волокон на долгое время под действием однородной физической деятельности. Постоянные физические нагрузки помогают спортсменам быстро обрести нужную форму даже после довольно длительного перерыва.
Память может усиливаться, но может и ослабевать. Почему пропадает память? Это зависит от разных факторов, например, от того, насколько важна для человека информация. Как заметили психологи, люди всегда лучше запоминают то, что для них действительно необходимо.
Если начинается нарушение памяти, лечение должно быть индивидуальным. Все зависит от конкретных причин, которые привели к такой патологии. Не один десяток лет ученые ломают голову над тем, почему же ухудшается память. Они связывают это с возможными психологическими проблемами, гормонами, рядом заболеваний. На память женщин сильное влияние оказывает состояние репродуктивной сферы. Также эндокринологи отметили зависимость между выработкой гормонов щитовидной железы и состоянием памяти. Как только начинается снижение концентрации гормонов, человек начинает хуже запоминать. Чтобы повысить этот уровень, врачи могут назначить йод, цинк, витамин В2. К сожалению, именно этих веществ очень часто не хватает человеческому организму, потому проблемы с расстройством памяти очень распространены.
Проблема потери памяти очень актуальна для людей в возрасте, но она может настигнуть и более молодых. Если человек постоянно перерабатывает, устает, мозг перестает адекватно обрабатывать данные.
Если вы столкнулись с подобной проблемой, решить ее достаточно просто – нужно больше отдыхать, правильно питаться, придерживаться режима.
В старости человек прекрасно помнит события своей молодости, но не знает, что он делал 5 минут назад. В таких случаях помогут методики тренировки кратковременной памяти. При помощи интернета сейчас каждый может быстро выяснить, в каком состоянии находится его память.
Нарушения памяти также могут быть разными. Практически каждый из нас может забыть, где оставил шляпу, зонт, перчатки, телефон. Это нормально и является особенностью нашего мозга. Если же вы забываете, что делали вчера или для чего вышли из комнаты, стоит задуматься, возможно, пора обращаться к врачам. Также повод для тревоги – если вы не можете удержать в своей голове важную для вас информацию, даже прилагая для этого усилия.
Чаще всего от плохой памяти страдают пожилые люди, но есть причины, которые могут досаждать и в молодом или среднем возрасте. У взрослых память не такая гибкая, как у детей. При этом уровень процесса запоминания может быть ниже, чем забывания.
Иногда очень трудно восстанавливать нормальные функции мозга. Чтобы этот процесс был удачным, следует заняться коррекцией, как только была замечена проблема. Это можно сделать в домашних условиях. Есть ряд недугов и патологических состояний, влияющих на качество памяти:
Мы решили отдельно более подробно рассказать о данном заболевании, поскольку оно встречается среди пожилых людей все чаще. Если вовремя его выявить, можно существенно затормозить развитие процесса, но излечить больного полностью невозможно. Изменения в мозге необратимы, и пока медицина не располагает эффективным средством от этого страшного заболевания. Его еще называют старческой деменцией (слабоумием).
При этом неврологическом заболевании наблюдается дегенерация тканей головного мозга, из-за чего необратимо теряются все его функции. Со временем человек забывает даже, как кушать или для чего нужен магазин, как пользоваться зонтом и т.д.
Эта болезнь известна с древности, но точно описана она около ста лет назад. До сих пор неизвестно, почему происходят столь серьезные поражения. Сейчас принято считать, что причина в том, что в мозге накапливаются патологические белки. Клетки мозга из-за этого гибнут, а его масса снижается, он буквально усыхает.
Из-за потери нейронной массы страдает память, восприятие, мышление, способность обучаться, привычки, моторика. В конце человек даже не может самостоятельно обслужить себя, ему нужно постоянное наблюдение, помощь.
Часто от болезни Альцгеймера страдают крепкие и относительно здоровые старики, у которых даже не было хронических заболеваний.
Важно не упустить ранние симптомы этой патологии. Их можно принять за простые возрастные нарушения, потому нередко к помощи врача прибегают, когда заболевание входит в свою среднюю стадию.
Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.
Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:
Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:
Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:
Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.
Вода
Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.
Отказ от жиров
Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.
Рыба
В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.
Витамин В
В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.
Жалобы на забывчивость и рассеянность – удел не только пенсионеров или пожилых людей. Часто память подводит молодых людей, подростков и младших школьников и многие не знают, что нужно делать.
Рассеянность и плохая память – почти однородные понятия. Так, рассеянностью называют блуждание внимания, отвлеченность на посторонние вещи, вместо концентрации на ключевых или приоритетных объектах.
Проявление рассеянности происходит в:
Важно понять причины рассеянности, которая влечет за собой последующие провалы в памяти, забывчивость. Одна из ключевых причин – банальная лень и нежелание сосредоточиться, однообразие и монотонность в работе, постоянная нехватка сна, перегрузка организма как умственная, так и физическая.
Если ничего не изменять для улучшения условий для хорошей памяти, то постепенно состояние станет патологическим, ведь рассеянность станет хронической. Особенно это касается памяти и внимания ребенка – чем раньше привить полезные привычки, помогающие поддерживать сосредоточенность, тем лучше они будут усвоены.
Мы рассмотрим именно психологические причины плохой памяти. Если же рассеянность и забывчивость вызвана поражением мозга, здесь понадобится только квалифицированная медпомощь. Все остальные причины человек способен побороть самостоятельно.
Переутомление, отсутствие силы воли, недостаток сна или избыток нагрузок – причин, при которых память ухудшается много, а самостоятельное избавление от забывчивости включает в себя ряд простых действий и правил, выполняя которые можно устранить возможные факторы, способствующие рассеянности. Улучшить способности концентрироваться и запоминать помогут такие приемы:
У ребенка с вниманием хуже, чем у взрослых. Дети не всегда могут сконцентрироваться на важном предмете слишком долго, особенно дошкольники. Поэтому для развития внимания ребенка, его стараются сначала заинтересовать, а также делают частые перерывы, чтобы не вызвать скуку или перегрузку мозга.
Иногда плохой память становится в результате нехватки важных витаминов и микроэлементов – железа, цинка, бора. Комплекс витаминов и белковая пища, в сочетании со свежими овощами и фруктами помогут решить проблему.
Вредит памяти и употребление алкоголя. Чем чаще на столе спиртное, тем хуже становится память. У ребенка рассеянность может быть связана переутомлением и неправильным режимом дня. Организовать день школьника, особенно в первые годы, должны родители.
Ведь если неправильные привычки будут восприниматься как норма, скоро рассеянность и забывчивость станут хроническими и от них будет слишком тяжело избавиться.
Ребенку слишком скучно тренировать память самостоятельно, но взрослые могут стимулировать интерес к концентрации, придумывая разные игры на «память». Например, по пути в школу или на тренировку, можно запоминать все предметы, которые находятся на дороге. Или поиграть в шпионов, описывая самые значимые приметы всех прохожих.
Так постепенно вы и ваш ребенок привыкнет уделять внимание всему, что происходит вокруг и перестанет быть забывчивым. Используйте все вышеперечисленные советы и приемы, и тогда ваш ум всегда будет оставаться ясным, а память не подведет и в глубокой старости.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.