Тематическое планирование по зож в первой младшей группе. Проект по ЗОЖ в первой младшей группе «Будьте здоровы! Тема: «Врачи - наши помощники»

05.08.2020

Тема: Айболит проверяет здоровье детей

Программное содержание . Начать воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, укреплять весной свое здоровье витаминной пищей. Упражнять детей в различении и назывании плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, апельсина, яблока. Развивать речь детей.

Материал для занятия: кукла Айболит, корзина на машине с зеленым крестом, ручное зеркало, разделочная доска, 2-3 тарелки, нож.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, присаживайтесь на стульчики. Сейчас к нам кто-то приедет.

(В группу «приезжает» Айболит.)

Дети, кто к нам приехал? Правильно, это добрый доктор Айболит из сказки. Доктор ходит по детскому саду и проверяет здоровье детей.

Айболит . Здравствуйте, дети! Как вы себя чувствуете? Все ли здоровы? Давайте я вас посмотрю.

(Воспитатель с Айболитом обходит всех детей и дает им возможность посмотреть на себя в зеркало.)

Айболит. Посмотрите на свои румяные щечки, на веселые глазки, на прекрасную вашу улыбки. (При этом гладит детей по голове, по плечу, по ручке.)

Как я рад, что вы все здоровы, что вы не болеете. Молодцы.

Воспитатель . Дорогой доктор, наши дети каждый день, чтобы не заболеть, едят зеленый лук, который растет у нас на окошке.

Айболит. Это хорошо, это очень прекрасно. Покажите, где у вас растет зеленый лук?

(Дети с воспитателем подходят к окну.)

Воспитатель. Вот, Айболит, этот лук посадили наши ребята. А теперь мы срезаем эти зеленые листочки и едим их.

Айболит. В луке много витаминов, и лук обязательно надо есть. А это кто? (Показывает на игрушку Луковка.) Ваш лук растет, а эта Луковка тоже растет? (Нет, это игрушка.)

Воспитатель. Нет, доктор, игрушка не растет. Она неживая.

Айболит. Садитесь на стульчики, сейчас я покажу вам, что я привез. А привез я вам полезные для здоровья овощи и фрукты.

Чтобы не заболеть весной, надо есть витамины, а их много в овощах и фруктах.

Воспитатель. Доктор Айболит, наши дети знают много овощей и фруктов. Ведь к нам на занятие приходил Дедушка из сказки «Репка» и приносил угощения со своего огорода.

Айболит. Хорошо, сейчас я буду по одному доставать то, что привез, а вы будете называть.

Что это? Кто узнал морковку? Какая морковка? Какого она цвета?

Воспитатель. Видишь, Айболит, ребята знают морковку и хорошо ее едят, потому что она полезная.

(Аналогичная работа проводится со свеклой, луком, яблоком, апельсином и лимоном.)

Спасибо тебе, доктор, за заботу о здоровье наших малышей.

Айболит. Все ли хорошо запомнили, что надо есть лук, морковку, яблоки, лимоны, чтобы быть крепкими, сильными и не болеть?

Воспитатель. Дорогой Доктор, можно ли угостить наших ребят теми овощами и фруктами, которые ты привез? (Воспитатель угощает детей, спрашивая при этом, что они едят.)

Айболит. Срежьте еще на обед и зеленый лук. В нем же много витаминов. Он полезен для здоровья.

Воспитатель. Давайте, дети, подойдем к нашему огороду и срежем зеленый лучок.

Айболит. Мне уже пора уходить в другую группу. Там меня ждут другие дети. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Айболит, приходи еще.

  1. «Отгадай загадку по картинке » №1_________________________________________________________________ 2
  2. « Правила гигиены»№2_______________________________________________________________________ 2
  3. « Найди опасные предметы »№3____________________________________________________________________ 2
  4. « Мой день»№4_____________________________________________________________________________ 3
  5. « Опасно – не опасно»№5_________________________________________________________________________ 3
  6. « Если сделаю так »№6________________________________________________________________________ 4
  7. « Наши помощники - растения»№7______________________________________________________________ 4
  8. « Скорая помощь »№8_________________________________________________________________________ 4
  9. « Путешествие в страну здоровья»№9________________________________________________________________ 5
  10. « К нам пришел Незнайка»№10________________________________________________________________ 5
  11. « Подбери пару»№11________________________________________________________________________ 6
  12. « Полезная и вредная еда»№12 _____________________________________________________________________ 6
  13. « Пищевое лото»№13____________________________________________________________________________ 6
  14. « Веселый человек»№14______________________________________________________________________ 7
  15. « Путешествие хлебного комочка»№15_______________________________________________________________ 7
  16. « Что такое хорошо, что такое плохо»№16____________________________________________________________ 7
  17. « Что ты знаешь»№17__________________________________________________________________________ 7
  18. « Цветик - семицветик»№18________________________________________________________________________ 8
  19. « Подбери предметы»№19_________________________________________________________________________ 8
  20. «Сложи картинку»№20________________________________________________________________________ 8
  21. « Как вырасти здоровым»№21__________________________________________________________________ 9
  22. «Что изменилось»№22________________________________________________________________________ 9
  23. «Узнай предмет по контуру»№23_______________________________________________________________9
  24. «Почини спортивную форму»№24_______________________________________________________________10
  25. «Что сначала, что потом»№25__________________________________________________________________10
  26. «Лабиринты»№26___________________________________________________________________________10
  27. «Умею – не умею»№27_______________________________________________________________________10
  28. «Этикет – школа изящных манер»______________________________________________________________11

«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ ПО КАРТИНКЕ» №1

Цель:

Оборудование:

Ход: Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ» №2

Цель: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: Картинки с изображением опасных предметов.

Ход: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причесывание, купание.

«НАЙДИ ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» №3

Цель: Помочь детям запомнить предмет, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не осторожного обращения с ними.

Оборудование: Нож, ножницы, иголка, утюг.

Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  • Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  • Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд. Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
  • Опасно одному выходить на балкон.

«МОЙ ДЕНЬ» №4

Цель: Рассказать детям о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход: Располагать карточки необходимо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант №1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант №2. «Продолжи ряд».

Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант №3. «Исправь ошибку».

Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив ее в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«ОПАСНО – НЕ ОПАСНО» №5

Цель: Учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Ход: Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словестной) ситуации для жизни и здоровья, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно выслушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«ЕСЛИ СДЕЛАЮ ТАК» №6

Цель: Обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: Набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Ход: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: « Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю … » дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

«НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ» №7

Цель: Закрепить представление о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: Предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Ход: Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» №8

Цель: Закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: Картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Ход: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ» №9

Цель: Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться здоровыми.

Оборудование: Игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Ход: Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

«К НАМ ПРИШЕЛ НЕЗНАЙКА» №10

Цель: Научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: Кукла Незнайка, фишки, портфель с поощряющими призами.

Ход: Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

«ПОДБЕРИ ПАРУ» №11

Цель: Соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: Предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход: Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

«ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА» №12

Цель: Закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копченная колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Ход: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую карточку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной. Дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«ПИЩЕВОЕ ЛОТО» №13

Цель: Формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: Три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.); большие карты по типу лото.

Ход: Дети раскладывают маленькие карточки в кармашке больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

«ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК» №14

Цель: Развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: Детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ХЛЕБНОГО КОМОЧКА» №15

Цель: Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: Таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Ход: Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» №16

Цель: Учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Ход: Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредную – в раму красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

«ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ» №17

Цель: Рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: Мяч, поощрительные призы.

Ход: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

«ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» №18

Цель: Определение нравственного развития группы.

Оборудование: Цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Ход: Каждый ребенок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нем модно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернется к тому ребенку, который загадывает желание. Передавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружаться.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ» №19

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ход: Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продуты.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ» №20

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ход: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. (Можно использовать цветные фотографии).

«КАК ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ» №21

Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроту реакции.

Ход: Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом; б) выполнение физических упражнений; в) прием здоровой пищи; г) игры на улице; д) сон; е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми; ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» №22

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Ход: Детям предлагают 5-6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т.д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО КОНТУРУ» №23

Цель: Учить детей по контуру подбирать реалистические изображения.

Ход: Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

«ПОЧИНИ СПОРТИВНУЮ ФОРМУ» №24

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Ход: Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» №25

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Ход: Детям предлагают несколько картинок, связанных с одним сюжетом, расположить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«ЛАБИРИНТЫ» №26

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход: Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни. «Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки! », «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щетке и пастой».

«УМЕЮ – НЕ УМЕЮ» №27

Цель: Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: Мяч.

Ход: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«ЭТИКЕТ – ШКОЛА ИЗЯЩНЫХ МАНЕР» №28

Цель: Научить ребенка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженое, торты, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, длины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.


Вероника Зуйкова
Проект по ЗОЖ в первой младшей группе «Будьте здоровы!»

Проект по ЗОЖ «Будьте здоровы .

(Творческий, фронтальный проект ) .

1. Зуйкова Вероника Витальевна. Место работы : МБДОУ «Детский сад № 8» . Воспитатель. Стаж педагогической работы- 24 года. Категория - первая .

План проекта .

1. Выявление проблемы.

2. Цель и задачи проекта .

3. Предполагаемые результаты.

4. Планирование и реализация проекта .

5. Итоги проекта .

6. Список используемых источников.

Ход проекта.

1. Выявление проблемы.

Диагностика физического развития и здоровья детей в 1 младшей группе показала :

К 1 группе здоровья относятся 44 % детей;

Ко 2 – 56%

Анализируя, показатели заболеваемости за 2014-2015 учебный год, мы (медсестра - Фаизова Ф. М., воспитатели : Зуйкова В. В. заметили, что с наступлением холодного периода заболеваемость в группе стала расти .

Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Средне-списочный состав детей 15 15 16 16 16 16 16

Число пропусков дней по болезни 6 14 22 22 18 11 6

Число пропусков на одного ребенка 0,4 0,93 1,4 1,4 1,3 0,6 0,4

Кол-во случаев заболеваемости 2 4 4 4 3 2 2

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главной задачей для нас стало укреплению здоровья детей в детском саду и непосредственно в нашей (I младшей группе , формирование у детей и родителей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни . Нужно научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него, а это требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

В сентябре месяце была проведена начальная диагностика освоения образовательной области здоровье , в декабре месяце 2014 года промежуточная диагностика, в апреле - итоговая диагностика. Показатели значительно улучшились. (Данные)

3. Цель проекта .

Формирование знаний о здоровье и его значимости у детей младшего дошкольного возраста и внедрение в работу здоровье сберегающих образовательных технологий.

Задачи проекта :

1. Укрепление и охрана здоровья детей и формирование у них начальных представлений о ЗОЖ.

2. Создание условий для систематического закаливания организма,

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Предполагаемые результаты проекта

Обогащение двигательного опыта; повышение двигательной активности, укрепление здоровья , развитие культурно-гигиенических навыков, культуры питания, формирование основ безопасности и сохранения своего здоровья .

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей .

4. Планирование и реализация проекта .

Отправной точкой проекта стали конкурсы : «нестандартное физкультурное оборудование» «Лучший физкультурный уголок ДОУ» .

Участники проекта .

1. Воспитатели Зуйкова В. В., Ситова Т. А.

2. Дети первой младшей группы и их родители .

3. Специалисты детского сада : медсестра Фаизова Ф. М., музыкальный руководитель Карасева Т. В., социальный педагог Зуйкова В. В.

4. Шефы : ученицы 6 «А» класса ООШ № 13.

План проекта .

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная область. литература. Дата Тема Задачи

Физическое развитие 10.02. «Ловким, сильным быть хочу!» Учить ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей представление о ЗОЖ. Воспитывать желание заниматься физкультурой

11.02 Физкультурное занятие по сюжету РНСк. «Колобок» Закреплять умение ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей умение подлезать под дугу. Продолжать формировать представление о ЗОЖ.

Лит-ра оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 205 13.02 На воздухе.

(Игры «Мой веселый звонкий мяч» , «Снежинки» )

Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель. Закреплять умение ходить и бегать, не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед, внимательно слушать и убегать при последних словах стиха. Продолжать формировать представление о ЗОЖ – польза зимних прогулок.

17.02 По сюжету русской народной сказки «Кот, петух и лиса» . Учить прыжкам из кружка в кружок. Закреплять умение ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей умение подлезать под дугу. Продолжать формировать представление о ЗОЖ.

Лит-ра : Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 82 18.02 2. «Мы идем в поход»

Цель

Лит-ра : Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 214

«В гостях у сказки» 20.02. Итоговое событие проекта - развлечение 2 . «Мы идем в поход»

Развитие умения энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места.

Познание.

Лит-ра младшая группа

Стр. 90 9.02. «Купаем» Помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов, качеств и действий (ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, теплая, холодная вода)

Закреплять отчетливое произношение звука (ф) .

Закрепить знание названий предметов одежды и последовательности раздевания.

Воспитывать желание самостоятельно умываться.

Познание.

Формирование целостной картины мира, сенсорное развитие).

Ж. «Дошкольное воспитание» № 7, 2004г. С. 7.

«Айболит и растения» . Знакомство с доступной пониманию ребенка профессией – врач. Продолжать работу по формированию у детей желания не болеть и укреплять свое здоровье витаминной пищей . Знакомить с признаками хорошего состояния комнатных растений. Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать.

Воспитывать уважительное отношение к профессии врач.

Художественное творчество (рисование) .

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» - М. 2013 г.

Стр. 94 10.02 Расческа Учить рисовать карандашом прямые горизонтальные и вертикальные линии. Закреплять представление об элементарных навыках гигиены.

Художественно - эстетическое развитие (рисование) .

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. 2013 г.

Стр. 94 17.02 «Фрукты для куклы» Подведение детей к изображению предметов круглой формы. Закреплять навыки рисования красками. Побуждать изображать красками простые предметы круглой формы (апельсин, яблоко) . Формировать знания о пользе фруктов. Формировать у детей правильную позу при рисовании.

Воспитывать заботливое отношение к кукле.

Художественное творчество (лепка)

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. 2013 г.

Стр. 95 12.02 «Овощи и фрукты-полезные продукты» -Учить приему вдавливания. Закреплять навыки лепки округлых предметов. Закрепить умение различать и правильно называть цвета : красный, желтый, зеленый.

Развивать умение сравнивать и обобщать.

Дать элементарные представления о пользе овощей и фруктов для здоровья .

Художественное творчество (лепка) 19.02 «Таблетки и витамины» Развитие умения раскатывать комочки круговыми движениями между ладонями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Развитие мелкой моторики рук.

(конспект прилагается)

Музыка (Музыкальный руководитель)

9.02,12.02 Музыкальные игры «Тихо-громко» Формирование умение двигаться в соответствии с музыкой и силой ее звучания (громко, тихо) . Эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение.

П/и «Заинька» .

16.02,19.02 «Быстро, медленно» . Развитие двигательных навыков : вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. П\И «Поезд» .

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Обогащение развивающей среды.

Родителям и педагогам. Подобрать художественную литературу на тему «ЗОЖ» в уголок детской книжки»: «Мойдодыр» ,

«Доктор Айболит» К. Чуковского, Купанье З. Александровой 9.02

«Лейся чистая водица, мы умеем чисто мыться. Чтение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» с обыгрыванием.

Лит-ра :

(Н. С. Голицына «Комплексно-тематические занятия 1 мл. гр.» с. 92) Закрепить культурно-гигиенические навыки умывания. Воспитывать аккуратность. Активизировать словарь словами : здоровье , чистота. Обогащение словаря детей словами по теме

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания.

Речевое развитие (развитие устной речи) .

12.02 А. Барто «Девочка чумазая» Упражнять в слушании литературного произведения без показа, способствовать его пониманию.

Развивать слуховое восприятие. Закреплять отчетливое произношение звука (Ф) в словах.

Воспитывать аккуратность, опрятность

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Лит-ра : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе » с. 79 16.02 Обыгрывание потешек «Водичка, водичка» , «Ай, лады-лады-лады» Приучение детей к слушанию потешек, спровождать их игровыми действиями.

Развивать слуховое и зрительное внимание. Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы.

Воспитывать самостоятельность при выполнении культурно-гигиенических навыков

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Лит-ра : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе » с. 55 19.02 Купание куклы Кати Учить сопровождение свои действия словами : ванночка, мыло, горячая вода, полотенце. Развивать слуховое внимание.

Обогащение словаря детей словами по теме : полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок.

Воспитывать внимательное отношение к своему внешнему виду (чистоте) .

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Базовый вид деятельности Периодичность Интеграция образовательных областей

Утренняя гимнастика

Под музыку. Ежедневно ОРУ для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины и гибкости позвоночника.

Поощрение участия детей в совместных физических упражнениях. Воспитание интереса к физическим упражнениям, желания пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Формирование у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развитие умения реагировать на сигналы «беги» , «стой» .

Комплекс закаливающих процедур.

Воспитатель+ медсестра. Ежедневно Обливание рук прохладной водой до локтя. Профилактика плоскостопия (ходьба после сна в трусиках и маечках по массажным дорожкам. Комплекс релаксирующих упражнений. (Профилактика нервного перенапряжения, охрана психологического здоровья детей ).

Самомассаж (профилактика простудных заболеваний)

Гигиенические процедуры Ежедневно Совершенствование культурно – гигиенических навыков поведения во время еды, умывания. Формирование привычки следить за своим внешним видом; умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой и носовым платком.

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Ежедневно Формирование начальных представлений о человеке. Формирование первичных гендерных представлений о человеке, первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, заботливые) . Формировать потребность в употреблении слов «спасибо» , «здравствуйте» , «до свидания» . (в семье, группе ) . Формирование желания принимать участие в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности. Поощрение стремления оказывать помощь взрослым, воспитание бережного отношения к результатам их труда.

Прогулки. Ежедневно Воспитывать потребность в укреплении здоровья , желание активно двигаться на прогулке, соблюдать правила игры и безопасности. Дети играют в подвижные игры : «Догони комок» , «Мы топаем ногами» , «Попади в цель» , «Зайка серенький сидит» и т. д. катаются на санках, делают вместе с воспитателями постройки из снега. Формировать желание помогать взрослым сооружать постройки из снега, развивать умения детей замечать изменения в природе. Формирование умения одеваться по погоде.

Физкультурно - оздоровительная работа 1раз в неделю.

Организовала социальный педагог – воспитатель Зуйкова В. В.

Являясь социальным педагогом, а также председателем родительского комитета 6 «А» класса ООШ № 13, тесно взаимодействую с классным руководителем, родителями, педагогами. С большим желанием ученицы 6 «А» класса стали шефами 2-ой младшей группы . Они сами любят спорт, ведут активный образ жизни и помогли воспитателям проводить физкультурно-оздоровительную работу . Мы назвали это мероприятие : «Здоровье в порядке спасибо физкультуре и зарядке!»

Цель : взаимодействие школьников с младшими дошкольниками , обогащение двигательного опыта детей.

Задачи :

1. Формирование социальных умений взаимодействия с другими детьми, в том числе со школьниками. Учить строится в колонну по одному. Развитие и совершенствование основных видов движений их выразительности и красоты.

2. Закрепление умения энергично отталкивать мячи при катании, бросании.

3. Воспитывать положительное отношение к ЗОЖ.

В ходе взаимодействия школьников и дошкольников все поставленные цели и задачи были успешно решены, обрели неоценимый социальный и двигательный опыт. (Смотри приложение 1) .

Работа с педагогами : Проведен семинар-практикум «Методика проведения утренней гимнастики» .

Работа с родителями :

1. Проведено родительское собрание «Будьте здоровы » (с элементами практикума) .

2. Консультация «Основы безопасности детей»

3. Оформлена папка-передвижка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

4. Проведен день открытых дверей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей во время приема пищи».

5. Родители приняли участие в конкурсе газет «Мама, папа, Я – спортивная семья» .

6. Фотовыставка «Зимний отдых с детьми» .

Медсестра Фаизова Ф. М.

Провела беседу с родителями «Витамины зимой» .

Музыкальный руководитель Карасева Т. В. Помогала в подборе музыки для физкультурного досуга. Зарядка, физкультурные занятия, физкультурный досуг проходят под музыку, что придает занятиям положительный эмоциональный фон.

6. Итоги проекта .

1. Здоровье детей укрепилось . Существенно снизилась заболеваемость в группе . (См. таблицу)

2. Дети стали проявлять больше самостоятельности при проведении гигиенических процедур и выполняют эти процедуры с удовольствием. Они стали понимать значение культурно-гигиенических навыков во время приема пищи и умывания, важность сохранения здоровья .

3. Повысилась компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей .

4. Родители, школьники и младшие дошкольники приобрели навыки взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в деле укрепления здоровья .

5. Диагностика показывает развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ » ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ . (Сентябрь, декабрь, апрель)

Соблюдают элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно держит ложку правой рукой, самостоятельно ест)

При небольшой помощи взрослого снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, застежки на «липучках» ) в определенном порядке аккуратно складывает снятую одежду; при небольшой помощи взрослого правильно надевает одежду и обувь.

Сохраняет устойчивое равновесие, правильную осанку при выполнении движений.

7. Перспективы проекта - Работа с педагогами.

Семинар-практикум «Методика проведения утренней зарядки» (апрель 2015)

Планирование летней оздоровительной работы .

8. Список используемых источников.

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Васильевой, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва; Мозаика-Синтез 2011 г.

2. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. ,2013 г.

3. «Дошкольное воспитание» 2012 г., № 10;

2013г., № 1; 2013г., № 2; 2012г., № 7;

7. Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013.-288С.

Конспект занятия в I младшей группе

«Мы идем в поход»

Цель : создать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию ходьбы.

Учить преодолевать препятствия во время ходьбы.

Развивать равновесие, координацию движений; активизировать речь.

Вызывать интерес и эмоционально положительное отношение к занятию и совместным действиям со взрослыми и детьми.

Материалы и оборудование : 3 «бревна» , сшитых из материалов разного цвета, 3 малых обруча, складной туннель, массажная дорожка, ребристая доска.

Ход занятия.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Фоном звучат звуки природы.

Посмотрите, дети, какая сегодня хорошая погода! Светит солнышко. Приглашаю вас пойти в поход.

2. Основная часть (закрепление основных видов движений) .

Наш поход начнем с этой красивой дорожки-идем прямо по ней никуда не сворачиваем.

Идут по тканевой дорожке, затем по ребристой доске, до определенного места, там находят султанчики.

ОРУ с султанчиками.

1. «Покажи и спрячь султанчик» .

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках- султанчик. Показали султанчик-руки вытянули вперед, спрятали султанчик-руки спрятали за спиной. (3-4 раза) .

2. «Вот какие у нас султанчики» .

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках султанчик. Подняли руки вверх- машем султанчиком; опустили руки вниз. (3-4 раза) .

3.«Возьми вертушку»

И. п. – сидя, ноги врозь, в руках султанчик. Наклоны туловища к носкам ног, положить вертушку, выпрямиться, наклониться, взять султанчик в руки. (3-4 раза) .

4. «Отдыхают ручки, ножки» .

И. П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, помахать султанчиком, опустить. Поднять ноги вверх, опустить. (3-4 раза) .

Развитие основных движений. Дети преодолевают препятствия (пролезают в воротики, проходят по ребристой доске, далее лежат 3 обруча.

Упражнение «С кочки на кочку» - выполняются прыжки на 2-х ногах в плоские обручи (из картона) . Обручи разложены друг за другом 3 штуки. (2-3 раза) .

Подвижная игра «Карусель»

Вот мы с вами прошли лес, речку, болото и вышли на полянку. И для того, чтобы немного отдохнуть и совершить привал, я вам предлагаю поиграть в игру «Карусель» .

Еле, еле, еле, еле, Дети идут топающим шагом друг за другом,

Завертелись карусели, Держась за руки.

А потом, потом, потом Бег по кругу, взявшись за руки.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите Бег становится все медленнее

Карусель остановите

Раз, два, раз, два Дети останавливаются, приседают, руки

Вот и кончилась игра! На колени.

Вот таким интересным и необычным было наше путешествие, и я предлагаю нашим путешественникам отправиться в группу . А за то, что вы были такими смелыми, решительными, я вам подарю волшебные (массажные мячики, они светятся и издают звуки) .

Самомассаж :

Давайте, я покажу как этими волшебными мячами можно делать массаж ладошек. (Воспитатель показывает, а дети катают мячи между ладоней) . Как здорово у вас получается . Такой массаж поможет нам реже или вообще не болеть.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» творчество».

Занятие в I младшей группе «Таблетки и витамины» .

Задачи : Уточнить знания о способах укрепления здоровья . Развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями ладоней, сплющивать шар, сжимая его ладонями обеих рук. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье .

Ход занятия.

Ребята, сейчас зима и очень легко простудиться и заболеть. А что бывает,

когда мы болеем? (Сидим дома, пьем лекарства, ходим к врачу) .

Да, когда здоровые дети бегают , прыгают, играют в детском саду, больные должны лежать в постели, принимать лекарства и выполнять все, что скажет доктор. А это очень скучно и грустно. Скажите, а как же можно защитить себя от простуды и болезни.

(Ответы детей)

Правильно, для этого мы резали в блюдце чеснок, проветривали группу , смазывали нос оксолиновой мазью. Мы посадили лук, а когда он вырос, то добавляли его в суп.

Мы знаем, что в зеленом луке содержится много витаминов.

Зеленый лук – это витамины с грядки. В народе так и говорят : Лук от семи недуг (болезней и хворей) .

А есть еще другие витамины, которые живут в нашей аптечке, и вы с ними тоже знакомы

А еще в аптечке хранятся таблетки. Скажите, когда мы принимаем таблетки? (Ответы детей)

Да, когда мы заболели, когда у нас болит голова и горло, поднимается температура – вот тогда мы пьем таблетки.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые лежат в постели.

Ребята, посмотрите, какие грустные куклы. Как вы думаете, что с ними случилось? (Ответы детей) .

Да, они заболели. И что же нам. делать, как им помочь? (Ответы детей) .

Правильно, мы будем их лечить. Что нам для этого надо сделать. (ответы детей)

Да, куклам нужны таблетки. А где мы их возьмем? (Ответы детей) .

А давайте сами сделаем таблетки для кукол. Из чего их можно сделать? (Ответы детей) .

Правильно, сделаем таблетки для больных кукол из пластелина, а для здоровых зверюшек слепим витамины.

Давайте вспомни, на что похожи витамины. (Ответы детей.)

Да, это маленькие, желтые шарики. Как мы будем их лепить. (От большого комка отщипываем маленькие комочки и раскатываем шарики между ладошками).

Из некоторых шариков сделаем таблетки – мы расплющим шарики ладошками рук.

Воспитатель помогает детям по мере необходимости. Подбадривает и хвалит их от имени кукол. После окончания работы таблетки собираются в одно блюдце, витаминки – в другое. Дети лечат таблетками больных кукол и угощают витаминками здоровых зверюшек .

Молодцы, ребята, куклы говорят вам спасибо за то, что вы захотели им помочь. Если бы не ваши таблетки, они еще долго бы болели. И зверюшки благодарны вам за заботу об их здоровье .

А я хочу позаботиться о вашем здоровье , и угощаю вас настоящими витаминами.

Перечень оборудования в уголке самостоятельной двигательной деятельности

Мячи резиновые

Погремушки

Косички

Кольцебросы

Мячебросы

Мешочки с песком

Ребристые дорожки

Мягкая змейка

Массажные коврики, массажные мячики

Велотренажёр

Для мальчиков

Футбольные мячи

Гантели

Силомер

Клюшки Для девочек

Прыгалки

Нестандартное оборудование

(перечень пособий, сделанных своими руками)

Мячи набивные

Массажные коврики со следами

Мягкая змейка (для равновесия)

Ребристая дорожка (из реек, пуговиц, мягких крышек)

Мешочки с песком

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Дидактические игры и упражнения

Игра «Овощи и фрукты».
Цели:
Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
Воспитывать бережливое отношение к растениям;
Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
Материал:
Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.
Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.
В огороде, в огороде весело гуляли
В огороде, в огороде грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали, в ямку их опускали
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти скорей морковка, перец и чеснок!
Грядку мы прополем.
Водичкою польём!
Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам.

Игра «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их
внешний вид и наощупь.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.

Игра «Овощной магазин»
Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Игра «Угостим куклу чаем»
Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Игра «Уложим куклу спать»
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Игра «Что, где лежит?»
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду»
Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры:
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки(пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

Игра «Узнай и назови овощи»
Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.
Оборудование: картинки или муляжи овощей.
Ход игры.

Игра «Куда положить урожай Зайчика»
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", упражнять в умении их различать и называть.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда, что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.

Игра «Угадай на вкус»
Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.
Ход игры.
После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности(капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.

Игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания об овощах, их качествах (цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Игра «У нас порядок»
Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.

Игра «Найди картинку»
Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры:
Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде.
Игра «Таня проснулась»
Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Ход игры:
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.

Игра «Купание куклы»
Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Упражнение «Как мы узнаем предмет»
Цель: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает:
-найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь(меховые, холодные, мокрые),
-с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты,
-понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.

Игра «Кто что умеет»
Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что умеют делать тучки?
Что твои умеют ножки?
Что умеют делать рожки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеют делать зайчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?

Упражнение «Запомни движение»
Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.
Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.
Ход игры.
Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы.

Программное содержание.
1.Познакомить детей с органами слуха, обоняния,зрения и их значение в жизни человека.
2.Формирование умения ухаживать за своими органами слуха, зрения, осязания и обоняния.
3.Формировать логическое мышление, эстетический вкус.
4.Развивать творческую фантазию, музыкальный вкус.

Демонстрационный материал.
1.Зеркало.
2.Талисман – силуэт изображения солнышко.
3.Овощи, апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленые огурцы, зубчик чеснока.
4.Ширма, бубен, барабан, бумага, 2 бокала, один с водой.

Ход занятия

Наше солнышко проснулось
Все оно нам улыбнулось
Всем здоровья пожелало.
Это наше с вами солнышко. Наш талисман. А какой у вас девиз?
Дети: ”Быть здоровыми хотим”

Воспитатель: Ой, ребята, я слышу звук. Он нас зовет. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам оставили веселые колокольчики. Ой, ребята, посмотрите, что-то на столах. Дети – зеркала.)
Воспитатель: Садитесь за столы.
Воспитатель: Свет наш, зеркало, сажи да всю правду покажи.
Зеркало: Я вам покажу, берите зеркало в руки.
Воспитатель: Дети, берите зеркало. Посмотрите в него. Что вы там видите?
Дети перечисляют, нос, рот, уши, глаза.
Воспитатель: Да у нас есть глаза. Сколько у нас глаз? (дети – два) А какого они цвета. Посмотрите в зеркале. Таня, какого цвета у тебя глаза? (коричневые), Алеша (голубые) и т.д. Да, ребята, у Вани глаза голубые, у Полины глаза коричневые. Глаза бывают разного цвета и голыбые, и зеленые, и коричневые, а по другому они называются карие глаза. А зачем нам нужны глаза? (дети – чтобы смотреть).
А сейчас мы поиграем в игру:
“Что прибавилось”.
На столе стоит один мишка,одна кукла, одна машина. Потом два мишки,две куклы и одна машина.
Молодцы вы все справились,доказали, что глаза нужны чтобы смотреть. А чтобы глазки не болели, нужно делать зарядку для глаз.
Зарядка для глаз.
Глазки солнцу улыбнутся
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
Водят взгляд туда-сюда.
Не устанут никогда
Крепко глазки закрываем
Широко их открываем.
Воспитатель: Ой, ребята, нас колокольчик опять зовет к столу подойти. И опять просит взять зеркало.
Снова зеркальце берем,что же вновь мы видим в нем?
Воспитатель: Ребята, что вы еще видите на лице? (дети – носик). Сколько у нас с вами носиков? (дети – один). А для чего нам нужны носики? (дети – чтобы дышать). Давайте это докажем. Закройте носик одной рукой,а ротик другой рукой. И попробуйте подышать. Не получается. Вот мы с вами доказали,что носик нам нужен для дыхания. А сейчас мы с вами поиграем.
Игра.
Носик, носик, угадай,
Чем же пахнет, ты узнай?(Берется чеснок, духи, апельсин, конфеты). Дети угадывают. Так, дети, для чего нам нужен нос? (дышать, ощущать запахи). А чтобы наш носик не болел, нужно делать гимнастику для носа.
Гимнастика для носа.
Глубоко вздохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз-вдох, два - вдох
Раз-вдох, два - вдох
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем
Опять слышим звон колокольчика (подходим к столу).
Воспитатель: “Снова зеркальце берем, что еще мы видим в нем” (дети- рот). А зачем нам нужен рот? (дети – разговаривать, есть). А у рта, какие есть помощники? (губы, зубы, язык). Да, дети, у нас есть губы, зубы и язык… для чего нам нужны зубы((чтобы жевать). А язык (он помогает нам говорить и распознавать какую пищу мы едим). Давайте, дети, поиграем. Я вам в ротик буду класть продукты, а вы угадывать их на вкус.
Игра “Угадай на вкус”.
(апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленый огурец на зубочистках).
Что нам помогало определить эти предметы – язык.
Воспитатель: Снова слышим звон колокольчика. Подходим к столу. “Снова зеркальце берем,что еще мы видим в нем” (дети – уши). Сколько ушей? (дети – два). Для чего они нам? (дети – чтобы слышать). Подходите вы ко мне, сейчас поиграем в игру “ Чей звук”.
Игра.
(за ширмой колокольчик, бубен, барабан, шуршание бумаги, переливающаяся вода из бокала в бокал). Все правильно дети вы угадали, уши наши послушники.
А чтобы ушки наши хорошо слышали,давайте сделаем зарядку для ушей.
Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Снизу вверх опять пройдем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Ой, вы слышите, кто плачет. Пойдемте к столу. Вот ребята дед и бабка слепили Колобок. А что они забыли, что ему нужно, чтобы он смотрел на солнышко (глаза), улыбался нам с вами (рот), слышал волка, медведя (уши), чтобы дышать воздухом(рот). А давайте поможем колобку, подарим ему что? (нос, уши, рот, глаза). Дети выполняют.
Посмотрите, Колобок заулыбался и говорит на спасибо. Ребята, а наше солнышко тоже радуется за вас и еще раз говорит, вам “Будьте здоровы”, что мы ему ответим? “Спасибо!”