Техника миллефиори в пластилине цветы. Лепка в технике миллефиори. Мастер-класс. Структура мастер - класса

14.10.2019

Мастер-класс с пошаговыми фото «Петушок-Золотой Гребешок».

Лепка из пластилина в технике «Миллефиори»


Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель – ГБОУ Детский сад №1524, г. Москва.
Данный мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ, родителей, детей подготовительной группы 6-7 лет.
Назначение: Украсит любую стену, можно в уголок природы, а ещё можно попробовать сделать со своими детьми подарок для бабушки или мамы на 8 марта или День матери.
Применение: в работе педагогов ДОУ, для совместного творчества детей 6-7 лет и родителей, детей школьного возраста, педагогов дополнительного образования, учителей технологии и всех взрослых, любящих творчество.
Цель: Изготовление поделки в технике «миллефиори».
Задачи: Познакомить детей с техникой «миллефиори».
Развивать творческие способности, фантазию.
Воспитывать усидчивость, терпение в работе.
Закреплять умение работать самостоятельно, аккуратно, доводить начатое дело до конца
Вовлекать в художественно-творческую деятельность и учить вносить элементы прекрасного в жизнь.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Немного интересной информации
Старинная техника итальянских стеклодувов, называемая Муранское стекло или «Миллефиори» (тысяча цветов) – формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок. Стеклянные изделия и украшения миллефиори притягивают к себе взгляды уже несколько сотен лет.


Именно этот аспект был удачно скопирован при работе с полимерной глиной и пластилином.
Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт:


Материалы и инструменты:
Пластилин, стеки, доска для лепки, крепкая нитка, цветной картон, линейка.


Порядок выполнения работы:
Берем два бруска пластилина контрастные по тону, например красный и желтый. Из этих кусков раскатываем две пластины одинакового размера, складываем их вместе


и скатываем их как рулет.


Раскатываем и ровняем руками.


Разрезаем тонкой ниткой на пластинки. Примерно шириной 0,5см.


Из готовых пластинок формируем каплеобразные перья. Это будет шея петушка.


Далее нам потребуется пластилин четырех цветов. Из них мы будем формировать тело петушка.


Из двух кусков пластилина раскатаем пластины примерно одинаковые по размеру и желательно квадратной формы – одну из куска темного пластилина, другую из светлого пластилина.


Из третьего куска пластилина раскатаем три тонких жгута по длине равных пластинам. Одну пластину используем для обертывания жгутов.


Пластину разрезаем стеком на три равные части. Каждый жгутик обертываем куском пластины, получатся двухслойные жгуты.


Двухслойные жгуты завернем во вторую пластину.


Получилось не очень ровно.


При желании, неровности можно заполнить при помощи дополнительных жгутов одного цвета или разных цветов.


Для выравнивания заготовки раскатаем её руками.


При раскатывании наша заготовка не только выровнялась, но и удлинилась. Разрежем заготовку тонкой ниткой на пластины. Толщиной примерно 0,5 см. Удобно разрезать на линейке. Нарезаем 9 пластин.


Чтобы сделать хвост петушку, берем пластилина разного размера. Как и в предыдущем узоре цвета лучше брать контрастные по цвету или тону. Из получившихся кусков раскатаем четыре узкие пластины разные по длине. Складываем пластины в стопочку одна на одну, как пирамидку, начиная с длинной и заканчивая самой короткой, сгибаем как книгу или как крышу домика.


Края пластин не выравниваем. Разрезаем на пластины. Это хвост петушка.


Нарезаем примерно 5- 6 пластин.


Осталось сделать голову петушку. Скатываем из желтого пластилина шарик.


Разминаем.


Делаем петушку гребешок и бородку. Для этого берем два бруска пластилина красный и оранжевый. Из этих кусков раскатываем две пластины одинакового размера, складываем их вместе.


и скатываем как рулет.


Разрезаем тонкой ниткой на 2 пластинки. Из готовых пластинок сформируем гребешок и бородку.


Собираем все заготовленные детали петушка на цветном картоне.


Прикрепляем детали на место.
Получился петушок.

Чижевская Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР - д/с "Золотой ключик", Ростовская область, город Зерноград

Чижевская Е.В. Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори" в рамках конкурса "Педагог года-2018" // Совушка. 2018. N1(11)..08.2019).

Заказ № 73564

Тема : Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция» .

Цель : Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи :

Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «миллефиори» ;

Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия , творчества детей;

Рассмотреть «миллефиори» как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;

Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса ;

Форма проведения мастер-класса:

С педагогами и для них без участия детей;

Лекция с элементами презентации + практическая работа.

Материалы для работы:

Заготовка панно;

Пластилин;

Доска для лепки;

Емкости с водой;

Резачок, чеснокодавилка;

Скалка для раскатывания;

Стека, деревянная палочка;

Влажные салфетки;

Бабочка для декора;

Оформление :

Презентация по теме мастер-класса ;

Работы детей и педагога в технике «миллефиори» ;

Методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование : 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе -материалы и приспособления для лепки.

Структура мастер - класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса . Содержание мастер -класса в целом и его отдельных составных частей.

2 . Теоретически - демонстрационная часть.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка.

Миллефиори - как вид нетрадиционной лепки в изобразительной деятельности.

Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори» .

  1. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори» . Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

  1. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Начать я хотела бы с японской пословицы:

«Расскажи мне - и я услышу,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я научусь!»

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори. Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн - трость. Я применяю эту технику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

Сейчас я попрошу выйти желающих 5 человек для участия в мастер - классе . Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: (будьте внимательны)

1хлопок — здороваемся за руку;

2хлопок — здороваемся плечами;

3хлопок — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.

Педагог : Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.

Сидим красиво, спины держим ровно. На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления при работе с которыми соблюдаем технику безопасности. Об этом я всегда напоминаю своим детям.

Начнем с трости лепестка.

Алгоритм действий:

Возьмем заготовку - белую трость, стекой делаем надрез по всей длине трости, разрезаем не до конца, примерно чуть больше середины. Вставляем в разрез узкую пластину яркого цвета. Выступающие части обрезаем стекой, немного раскатываем трость по рабочей поверхности. Заворачиваем в заготовку - пластину яркого цвета (сиреневый, красный) нашу трость не внахлест. Если края немного не соединились их можно соединить руками, все лишнее обрезаем. Формируем из трости лепесток, для этого сторону, где сделали вставку, по всей длине делаем немного уже. Берем приспособление - резачок, которое я сама изготовила, трость держим вертикально и нарезаем ее. Делать это нужно аккуратно, проволоку фиксировать пальцем на толщине 1,5 мм и протягивать ее плавно параллельно трости. Нарезанные детали откладываем на тарелку.

Теперь берем кусочки пластилина зеленого и желтого цветов, смешиваем их. Во время манипуляции с пластилином у нас происходит естественный массаж - Су-Джок терапия . Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений. Раскатали колбаску. Какого цвета остались пластины? - (зеленого).

Их мы используем для приготовления трости листа. Складываем пластины друг на друга, темную пластину вниз, в центр кладем нашу заготовку и соединяем края, лишнее обрезаем стекой. Формируем лист, он уже чем лепесток, для этого трость с обеих сторон заостряем. Нарезаем таким же способом. Скатываем маленький шар для сердцевины цветка.

Нам осталось составить с вами цветочную композицию на заготовке по собственному замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию. Если композиция готова, приступаем к декорированию. Деревянной палочкой делаем в сердцевине точки. Стекой по краю лепестка делаем насечки, это придаст ему объем и, прорисовываем прожилки на листе.

Замечательные получились цветы, на них непременно должна сесть бабочка - делаем последний штрих!

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

Теперь рассмотрим ваши работы, замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер

4. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса .

Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам . Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашимидетьми.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю Вам творческих успехов!

Галина Карпова

Изначально название «миллефиори » (с итальянского “mille fiori” – «тысяча цветов» ) употреблялось для одного из видов мозаичного стекла с особенным декоративным узором в виде цветов, отсюда и название. Такое мозаичное стекло было известно ещё древним римлянам, что подтверждается археологическими раскопками. По прошествии веков секреты этой техники были утеряны , и только в XIX в. её удалось восстановить мастерам из итальянского г. Мурано. И сейчас изделия из муранского стекла ценятся во всём мире.

В наше время технику «миллефиори » используют при изготовлении различных изделий из полимерной глины. Они очень изящны и красивы. Ну а мне захотелось попробовать сделать в этой технике что-нибудь из пластилина , например,

Осенние листья.

Взяла три кусочка пластилина : оранжевого, желтого и зелёного цвета. Оранжевый и желтый смешала вместе, скатав колбаску.

Пластилин зелёного цвета раскатала в тонкую пластину .


Разрезала на несколько частей.


Жёлто-оранжевую колбаску разрезала канцелярским ножом вдоль пополам и в каждой половинке сделала разрезы под углом.



Между разрезами поместила зелёные пластинки , подравняла, плотненько сдавила, прокатала.



Полученную колбаску обернула всю по окружности зелёной пластиной , опять прокатала.


Затем прокатывала между ладонями и немного тянула, чтобы колбаска уменьшилась в диаметре, но увеличилась по длине. Немного заострила уголок (верхняя часть будущего листика) . Вот что получилось.


Выглядит не очень. Но на полпути не останавливаемся, идём дальше. Канцелярским ножом делаем из получившейся колбасы «нарезку» .


Чудо произошло! Вот они, мои осенние листики! Неказистые, немного деформированные мои первенцы, но такие симпатишные!




А деформация произошла вот почему : 1. После окончательного раскатывания колбаски, нужно немного дать пластилину остыть , чтобы не был он чересчур мягкий и 2. У ножа лезвие должно быть тонким, острым и достаточной длины.

Но, в общем, мне понравился и процесс, и ещё больше результат. Но я, конечно же, на этом не остановилась. Стала думать и гадать, как же эту технику перенести на нашу детсадовскую почву? И вышеописанный процесс сложноват даже для старших детей, и канцелярский нож не дашь – исключено! Но постойте! Вот спиральки двуцветные они же смогут накатать? По-моему, смогут! А резать можно ножиком из одноразовой посуды. Получится серединка для цветка.




А лепестки можно сделать, наложив раскатанные пластины двух цветов внахлёст друг на друга. И обернув пластиной третьего цвета .







А сделав спиральки из большего количества цветов пластилина , можно получить крылья бабочки.


В общем, с нетерпением буду ждать окончания ремонта, будем с детками творить пластилиновые картины в технике «миллефиори » .

P. S. прошу прощения за качество снимков, что-то мой фотоаппарат забастовал.

Слайд 2

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию творческих способностей детей через внедрение нетрадиционных техник изодеятельности;
  • представить участникам мастер – класса одно из направлений творческой лепки – технику «Миллефиори»;
  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в своей работе нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников.

Слайд 3

Изначально название «миллефиори» (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» цветы ) употреблялось для одного из видов мозаичного стекла с особенным декоративным узором в виде цветов, отсюда и название. Такое мозаичное стекло было известно ещё древним римлянам, что подтверждается археологическими раскопками. По прошествии веков секреты этой техники были утеряны, и только в XIX в. её удалось восстановить мастерам из итальянского г. Мурано. И сейчас изделия из муранского стекла ценятся во всём мире.

В наше время технику «миллефиори» используют при изготовлении различных изделий из полимерной глины. Они очень изящны и красивы.

Слайд 4

Миллефиори – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы , затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» – трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори ) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой . Но не только с пластикой , можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина !

Слайд 8

Заготовки деталей можно получить тремя способами. Первый способ: из двух кусков пластилина раскатаем пластины примерно одинаковые по размеру и желательно квадратной формы – одну из куска темного пластилина, другую из светлого пластилина, складываем их вместе и скатываем, как рулет. Затем разрезаем на тонкие пластинки.

Слайд 9

Второй способ: из пластилина разного цвета катаем колбаски одинаковой длины. Затем соединяем их друг с другом, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.

Слайд 10

Третий способ: одну колбаску заворачиваем поочередно в лепешки из пластилина разного цвета, скатываем и также нарезаем стекой на тонкие полоски.

Слайд 11

Мы попробуем сделать цветущую ветку яблони.

1.Белый пластилин хорошо разминаем и формируем брусочек.

2.Из розового пластилина делаем тонкую пластину по ширине брусочка.

  1. Оборачиваем брусочек полоской розового цвета. Аккуратно срезаем лишнее и шов разглаживаем.
  1. Далее начинается самое интересное – будем ужимать полученный брусочек. Уменьшать надо от центра осторожно, медленно и равномерно сжимая (не катая и не перекручивая) получившуюся колбаску. При аккуратном уменьшении колбаска удлиняется и утончается. По краям будет выступать пластилин двух цветов – ничего страшного. Края колбасок надо срезать и увидите аккуратную серединку.
  1. Режем удлиненную колбаску на 8 равных частей. Можно это сделать по линейке, а можно разрезать пополам, ещё раз пополам и ещё раз пополам.
  1. Оставляем 5 колбасок и раскатываем короткую желтую колбаску (для серединки) по высоте розовых.
  1. Розовые колбаски выкладываем вокруг желтой серединки и прижимаем. Получился цветок. Теперь канцелярским ножом нарезаем тонкие цветочки.
  1. Далее делаем листочки. Раскатываем брусок из темно-зелёного пластилина толщиной 1 см и придаём форму листика. Затем разрезаем пополам. Разрежем обе половинки под углом 45 градусов. Раскатаем пластину светло-зелёного пластилина и разрежем на квадраты. Вставим их между кусочками бруска, ужимаем колбаску, заужая с одного края, сохраняя форму листика. Разрезаем также, как цветы.
  2. Раскатываем из коричневого пластилина тонкую веревочку и выкладываем на картон примазывая, затем выкладываем цветы и листья прижимая к фону. Стекой и карандашом (зубочистками) рисуем рельефы (тычинки, прожилки у листьев, кору ветки и т. п.)
  3. Готово!