Страхи у детей что делать. «Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям. Другие причины возникновения фобий у детей

18.05.2019

Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха. Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения.

Причинами страха могут выступать любые явления: от полета ночной бабочки до прямых угроз физической расправы. В возникновении опасной ситуации — страх естественное чувство. Но мы знаем, что многие дети испытывают страхи гораздо чаще, чем для этого есть основания. С чем же это связано и как помочь нашим малышам преодолеть страх? Выделим основные виды страхов, которые являются типичными для того или иного возраста.

Причины возникновения детских страхов

В младенчестве страхи связаны, прежде всего, с чувством одиночество, поэтому малыш плачет и требует присутствия мамы. Его могут напугать резкие звуки, не-ожиданное появление человека, смена световых пятен. Его пугает малейшая боль. Если к нему приближается большой предмет, младенец демонстрирует чувство страха. Он откидывает голову, поднимает руки. В возрасте 2-3 года ему могут присниться страшные сны. Это влечет за собой появление страха перед сном. В основе своем страхи в этом возрасте обусловлены инстинктами. Они носят название охранительные страхи .

В возрасте от трех лет до пяти ребенок может бояться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей. Он не любит оставаться один, его пугает одиночество. Становясь старше, ребенок приобретает страхи, связанные, прежде всего со смертью. Он может бояться за себя, за своих родителей и близких. В младшем школьном возрасте страхи приобретают социальную окраску. Основ-ной страх ребенка — это страх несоответствия. Дело в том, что с приходом в школу ребенок меняет социальную позицию. Он получает множество социальных ролей. И, соответственно, вместе с ними получает множество страхов. Кроме того, в этом возрасте появляются мистические страхи. Жизнь ребенка наполняет потустороннее. Он любит смотреть мистические фильмы, закрывая притом глаза в особо страшных картинах. Дети пугают друг друга «ужасиками», детскими страшилками типа «черной руки».

Подрастая, ребенок расширяет сферу своих страхов. В подростковом возрасте увеличивается количество страхов несоответствия. Дети боятся непризнания со стороны взрослых и сверстников, боятся тех физических и психических изменений, которые с ними происходят в этом возрасте. Им свойственно появление неуверенности в себе, заниженной самооценки. Подростки более других нуждаются в психологической защите, поскольку в этом возрасте появившиеся длительные и неразре-шимые переживания на фоне невротических состояний приводят к возникновению новых или обострению уже имеющихся страхов. На это работает и травматический опыт ребенка. Он может являться свидетелем сцены реального или информационного насилия, пережить сам физическую боль или унижение. Подростков страшит потеря власти над своими чувствами, поступками. Весь этот комплекс имеет название невротических страхов.

Но самый опасный вид страхов — это патологические страхи . Благодаря их возникновению, ребенок может получить такие опасные последствия, как невротические тики, навязчивые движения, нарушение сна, трудности в общении с другими людьми, агрессивность или, наоборот, тревожность, дефицит внимания и т. д. Именно этот вид страхов может привести к возникновению серьезных психических заболеваний.

Как мы видим страхи — неотъемлемая часть жизни ребенка. Соответственно, в задачу взрослых входит овладение необходимыми умениями, помогающими им справляться с естественными страхами детей. Для этого необходимо выделить основные факторы, которые влияют на возникновение того или иного вида страха. Все они связаны с семейным воспитанием. Это неудивительно, учитывая, что становления личности ребенка происходит в семье. И именно из нее он выносит свои страхи.

Факторы возникновения детских страхов

Первый фактор связан с поведением самих родителей. Родители несознательно, а может и осознанно формируют чувство страха у своего ребенка своим поведени-ем и отношением к окружающей действительности. Если они все время пытаются оградить свое чадо от влияния мира, постоянно находятся в стрессе при малейшем несоответствии их желаний и происходящих в их жизни явлений. Постоянно ожидают отрицательных действий окружающих их людей. Такими действиями родители формируют у ребенка чувство постоянной опасности, ко-торая исходит от окружающего его мира. Ребенок подражателен и, соответственно, если в семье у ее членов присутствует постоянная тревога, он перенимает ее.

Второй фактор связан с семейными традициями и устоями семьи. Конфликты, возникающие в семье, пугают ребенка. Рождаясь, он вносит в этот мир гармонию и ожидает от самых близких людей гармоничных от ношений. Достаточно вспомнить, как ведет себя ребенок, если родители в ссоре. Он старается их помирить. Он даже садится между ними, стараясь объединить двух самых близких для него людей. Безусловно, если конфликты носят взрывной характер, ребенок может испугаться настолько, что подобная ситуация может привести к возникновению неврозов. Страхи возникают и тогда, когда родители предъявляют к своему ребенку чрезмерно высокие требования. Дети постоянно должны оправдывать высокие родительские ожидания. Особенно тяжело, когда родители импульсивно, непоследовательно и непредсказуемо ведут себя со своим ребенком.

Если же стиль семейного воспитания авторитарный, то ребенок постоянно держится в системе мелких и крупных страхов. В его жизни все смещается в одну точку — правильно или неправильно он действует с точки зрения маминого (или папиного) желания. Такой ребенок, как правило, нервный, запуганный. Это происходит даже в том случае, если к нему не применяется физическое насилие. Постоянное состояние тревожности приводит к возникновению все новых и новых страхов. Если же к ребенку применяются насильственные методы, то они постоянно провоцируют возникновение целого букета страхов. Даже, если родители просто кричат на ребенка. Кричат — значит сердятся. А так как понимание результатов деятельности у ребенка и родителей разное, ребенок начинает думать, что родители перестали его любить. Он не понимает, за что они на него кричат, ведь он не сделал ничего дурного (с точки зрения ребенка). Если же родительская агрессия постоянна, если ребенка все время наказывают, дергают, угрожают, у ребенка может появиться вражда по отношению к родителям, которая одновременно вызывает у ребенка чувство вины перед ними. Вот это самое чувство вины и переходит в страхи.

Третий фактор. Кроме причин семейного характера, на возникновение страхов у детей оказывается влияние и нарушенное, негармоничное общение со сверстниками. Ведь не секрет, что дети, общаясь, часто обижают друга, выдвигают чрезмерные требования друг к другу. Все это создает атмосферу нервозности в ребячьей среде и является условием возникновения страхов у отдельных детей.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что же делать родителям, встретившимся с подобными проявлениями у своих детей. Прежде всего, с пониманием отнестись к переживаниям ребенка. И, главное, не пускать на самотек, утешая себя тем, что с возрастом все пройдет. Может и не пройти, а, наоборот, углубиться. Ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, иначе вы загоните страх еще глубже. Нельзя стыдить ребенка. Этим можно создать комплекс вины. В этом случае страх никуда не уйдет, а еще больше усилится комплексом вины и несоответствия, которые будет испытывать ваш ребенок.

Помогает, если уже не избавиться совсем и сразу от страхов, но все-таки постепенно их выводить из ребенка, определенные действия, которые доступны любому родителю. Можно использовать специальные игры, в ходе которых ребенок встречается со своими страхами лицом к лицу и борет их в ходе игры. Дело том, что игры некоторым образом «берут» на себя основные страхи детей. Сколько раз приходилось наблюдать, как стайка детей играет в страшные сказки, но вместе им не так страшно, как поодиночке. Дело в том, что обращаясь к теме актуального для их возраста страха, они выплескивают свои эмоции и одновременно получают поддержку от других участников коллективной игры.

Можно порисовать с ребенком. Попросите его нарисовать свой страх, каким он его представляет. Взрослый же поможет подобрать какие-либо действия, помогающие победить нарисованный страх. Это может быть нарисованное другое существо, более сильное, которое побеждает нарисованный страх. Можно найти какие-то черты смешные или уничижительные и обратить внимание ребенка на них. Можно вылепить страх из пластилина, а потом смять фигурку, расправившись со страхом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем отметить один важный момент.

Детские страхи — это глубокие переживания детства, проявляющиеся в их последующем опыте и влияющие на становление ребенка в дальнейшем. А значит, они требуют серьезного и постоянного внимания со стороны родителей.

Страхи у детей — это ощущение тревоги и беспокойства, развивающиеся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни. Детские страхи обычно возникают вследствие психологического воздействия взрослых (родителей) или самовнушения. Если такая проблема возникла – это повод задуматься родителям. Оставлять её без внимания не стоит, поскольку невротические проявления у взрослых зачастую являются продолжением детских страхов.

Вне зависимости причины возникновения и проявлений страха, взрослые должны серьезно относиться ко всем фобиям и активно участвовать в преодоление страхов у детей. Следует отметить, что дети живут в собственном мире, где реальными являются сказочные персонажи, а неодушевленные предметы способны оживать. Поэтому дети часто видят угрозу там, где ее фактически нет.

Причины страхов у детей

Многочисленные исследования говорят о том, что большинство взрослых боязней сформировалось еще в детстве. К причинам возникновения страхов у детей относят следующие факторы:

— перенесённые психотравмирующие ситуации и боязнь их повтора (укус пчелы, собаки, падение с высоты);

— частое напоминание о возникновении предполагаемых неприятных ситуаций;

— сопровождение самостоятельных действий детей эмоционально окрашенным предостережением о возможной на пути опасности;

— постоянные запреты;

— беседы при детях об отрицательных явлениях (несчастных случаях, убийствах, смертях, пожарах);

— семейные конфликты, источником которых являются дети;

— разногласия со сверстниками;

— запугивание со стороны родителей несуществующими сказочными персонажами (леший, лихо одноглазое, баба-яга, водяной).

Все эти боязни относятся к возрастным особенностям и появляются они у эмоционально-чувствительных личностей.

Страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются проявлениями нервных заболеваний – неврозов. Они также вызываются предпосылками или косвенными причинами, которые создают условия для возникновения детских фобий. К ним относят неправильное поведение матери, берущую на себя роль лидера семьи, что провоцирует у малыша беспокойство. Стремление матери досрочно выйти на работу, не добыв до конца декретный отпуск, также способствует возникновению тревоги, беспокойства, боязней, поскольку возникает острая нехватка в общении.

Наиболее подвержены беспричинным страхам малыши из неполных семей, любимые и единственные дети, которые стали центром тревог и забот родителей. Не последнюю роль играет возраст родителей при возникновении боязней: чем родители старше, тем тревожнее и беспокойнее дети. На появление фобий влияет также перенесённый ранее беременной мамой сильный стресс или конфликт.

Страхи у детей дошкольного возраста

Малыши в дошкольном возрасте зачастую самостоятельно придумывают предмет страха. Многие в детстве боялись темноты, где обычные предметы легко становились в воображении грозными монстрами, но не все перенесли эти фобии во взрослую жизнь, поскольку на собственные фантазии все дети реагирует по-разному. Некоторые быстро забывают о них, а у других развиваются нервные расстройства.

Страхи у детей дошкольного возраста часто спровоцированы взрослыми, которые осмысленно их предупреждали заранее об опасности. Родители, воспитатели, бабушки, иногда слишком эмоционально напоминают малышу о последствиях ситуации или какого-либо действия, чем провоцируют возникновение страхов. Грозно сказанные фразы «Не трогай – обожжешься!», или «Не лезь – ты упадешь!» — становятся источником страхов для детей. Малыши непроизвольно запоминают вторую часть сказанного в предложении, и ощущают постоянно тревогу. Реакция страха способна закрепиться и далее распространиться на все типичные похожие ситуации.

Страхи маленьких детей могут быть спровоцированы ситуацией, или конкретным случаем произошедшим, например, в магазине, на улице. Боязнь повторения неприятного случая зачастую легко поддается коррекции. Все зависит от темперамента ребенка и его индивидуальных черт: тревожности, мнительности, неуверенности. Окружающая обстановка играет не последнюю роль в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Конфликты в семье: ссоры родителей заставляют малыша почувствовать себя виновным в случившемся.

Что делать, если возник страх у ребенка? Страхи у детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции, поскольку внушаемый в детстве страх способен преследовать человека всю жизнь.

Страхи у детей младшего школьного возраста

Одной из причин страха младшего школьного возраста выступает трудность общения со сверстниками в коллективе. При возникновении сложностей в коллективе, где малыша обижают, он может проявить отказ посещать школу, кружок или будет проявлять нервозность, плаксивость, неуверенность, панический страх. Нередко это происходит по причине запугивания со стороны старших сверстников. В этой ситуации необходимо разбираться вместе с педагогами, психологом и не затягивать с разрешением конфликта.

Страхи у детей младшего школьного возраста могут возникнуть по причине расстройства психики. Например, боязни могут быть симптомом невроза, нуждающегося в обязательном лечении. Невроз способен проявиться через страхи, которые не характерны для этого возраста, а также вызываться сильными приступами фобий по разнообразным поводам.

Страхи у детей 5 лет

На первом месте среди причин, вызывающих детский страх 5 лет, выступают неблагоприятные взаимоотношения с родителями, особенно с матерью.

Страхи у детей 5 лет вызываются также особенностями взаимодействия между ребенком и воспитателем: непоследовательностью оценок и требований, преобладанием авторитарного общения. В обоих случаях малыши пребывают в состоянии напряжения и скованности из-за страха не выполнить требования взрослых, а также боязни переступить жесткие рамки. Все дисциплинарные меры, которые применяются такими педагогами, зачастую сводятся к окрикам, порицаниям, отрицательным оценкам, наказаниям, запретам.

Непоследовательный воспитатель провоцирует страх невозможностью прогнозировать малышу собственное поведение. Постоянные изменения требования воспитателя, эмоциональная лабильность и прямая зависимость поведения от его настроения приводят к растерянности у малышей, не дают возможности понять, как правильно следует поступить.

У детей 5 лет с различным уровнем развития воображения отмечаются в страхах различия: с низким уровнем воображения преобладают боязни реалистического характера; с высоким уровнем воображения преобладают фантазийные боязни.

Ночные страхи у детей

Частичное пробуждение малыша ночью, которое выражается в крике, панике, слезах, хождению по комнате, метанию по кроватке, бормотанию, относят к ночным страхам. Такое поведение отмечается обычно в течение 2-х первых часов сна. Эти эпизоды безобидны и зачастую заканчиваются глубоким сном. Их относят к части естественного взросления до 6 лет.

Ночные страхи у детей отмечаются следующими симптомами: малыш напуган, его невозможно разбудить, успокоить, глаза при этом широко раскрыты, но он никого не видит рядом, все предметы, а также люди в комнате предстают пугающими; ночной эпизод страха обычно длится 10 — 30 минут, при пробуждении малыш ничего не помнит, что с ним произошло.

Ночные страхи у детей лечение

Помогите малышу вернуться к нормальному сну, не пытаясь его разбудить, поскольку он во время эпизода ночного страха крепко спит. Приглушите в комнате свет, разговаривайте с малышом убаюкивающим, спокойным голосом. Возьмите его на руки, не кричите, не трясите, поскольку это только усугубит ситуацию.

Примите все меры по предотвращению всевозможных повреждений, поскольку в период ночных страхов малыш может, встав с кроватки побежать или пойти куда-нибудь. Малыша необходимо очень мягко вернуть обратно в свою кроватку. Очень важно предупредить появление ночных страхов, чем потом бороться с ними.

Вероятность развития ночных страхов выше, если малыш переутомился. Следите за тем, чтобы ребенок придерживался режима дня, обязательно спал днем. Проследите, в каких временных рамках появляются ночные страхи. Старайтесь в течение недели будить минут за 15 до предполагаемых ночных страхов, стараясь удержать до 5 минут от засыпания.

Если ночные страхи все же повторяются, то повторите подобные действия в течение еще одной недели. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам, если эпизоды ночных страхов длятся более 30 минут, если эпизоды наблюдаются во второй половине ночи, если малыш очень беспокойный и бессвязно что-то говорит, если малыш что-либо опасное делает для своей жизни, если отмечаются дневные страхи, а также, если причиной ночных страхов является стрессовая ситуация.

Ночные кошмары — это страшные сны, провоцирующие пробуждение малыша и боязнь снова засыпать. Страшные сны – это нормальное явление для всех возрастов после 6 месяцев. Зачастую они определяются стадиями развития ребенка. Детям 2-3 лет снится, что они остались одни, детям 4-6 лет снятся сны о монстрах, а также темноте, а сами кошмары зачастую снятся во время третьей фазы сна. Определенной причины, которая послужила бы для возникновения кошмаров не существует, однако иногда страшные сны провоцируются тем, что малыш услышал или увидел, и это сильно расстроило его.

Ночные кошмары у детей лечатся добрыми сказками с хорошим концом; мягкой, любимой игрушкой; играми с фонариком, устраняющим ночной страх; играми, имитирующими действия животных (мышка прячется под одеяло); рисунками, изображающими страх — чудище и уничтожением его; исключением просмотров страшных фильмов и мультиков, открытой дверью в спальню малыша. Помогите малышу рассказать свой ночной сон, и ему обязательно станет легче. Никогда не пугайте его сказочными героями. При учащении ночных кошмаров обращайтесь обязательно к врачам.

Панические страхи у детей

Развитие панического страха происходит спонтанно, однако в дальнейшем зачастую связывают это состояние с конкретными ситуациями или обстановкой. Зачастую панические страхи возникают на фоне непонимания и насмешек, когда дети находятся в школе. Это проявляется в замкнутости, не в способности установить контакты с одноклассниками. Ухудшившиеся отношения с окружающими влияют в значительной мере на снижение успеваемости. При обнаружении обеспокоенности необходимо поговорить и выяснить причину, поскольку состояние может ухудшиться, если ребенок будет изо всех сил стараться спрятать свое состояние или скрыть эмоции.

Панические страхи у детей сопровождаются различными вегетативными симптомами и вызываются стрессом или провоцирующими факторами. Данное состояние отмечается ранимостью, незащищенностью, мышечным напряжением, поэтому важна поддержка родителей, а также близких людей. Психологи советуют для снятия таких симптомов подобрать интересное хобби, как можно больше времени находиться рядом. Панические страхи у детей могут быть обусловлены наличием других тревожных расстройств (предстоящая разлука с близкими и пр.).

Страх темноты у детей

Зачастую страх темноты провоцируют сами родители, взрослые или кто-то еще, когда выскакивают из темноты и кричат страшным голосом или рассказывают о том, что в темноте встречаются приведения.

Страх темноты у детей устраняется своеобразным «закаливанием» темнотой, когда постепенно увеличивают время нахождения в тёмной комнате или сидят с фонариком, показывая и объясняя, что кроме предметов в комнате ничего нет. Но однозначно лучше включать свет малышу, и давать спокойно увидеть, что ничего в комнате не изменилось и ждать, когда он подрастёт.

Самый разумный способ быстро избавить малыша от страха темноты оставлять всегда свет включенным, поскольку в темноте он ощущает себя беззащитным, чувствует вокруг опасность из-за отсутствия зрения. А бурное воображение угрожающе дорисовывает нечисть и ночных монстров. Включенный ночник не сможет убрать механизмы, провоцирующие возникновение страха темноты, он только отодвинет проблему. Существует вероятность, что со временем малыш обрастет новыми фобиями, и всю жизнь будет спать при свете. Скорее всего, ваш малыш еще боится оставаться один дома, воспринимая это как угрозу своей жизни.

Как помочь ребенку побороть страхи? Воспитывайте в малыше способность сочувствовать, сострадать, сопереживать. Это поможет вытолкнуть наружу страх, который не будет больше беспокоить.

Страх смерти у детей

Данная фобия неблагоприятно сказывается на детской психике, поэтому воздерживайтесь от фраз типа: «не будешь слушаться, я заболею и умру». Оградите детей от посещения похорон по возможности до 10 лет. Но разговаривая, периодически упоминайте об умерших родственниках, таким образом, приходит понимание, что после смерти человек живет в сердцах людей. Мысли о смерти отмечаются в основе большинства детских фобий. Эти боязни проявляются либо открыто заявлениями о страхе умереть, либо скрыто – в виде страха заболеть боязнью высоты, острых предметов, темноты, одиночества и так далее.

Страх смерти родителей – это боязнь лишится без родительской поддержки, любви, заботы. Соматические болезни, угрожающие или ослабляющие здоровье детей с фобиями, только усугубляют невротическое состояние, особенно, когда предполагается опасность для здоровья и жизни. У подростков отмечаются навязчивые опасения заболеть смертельным недугом, страхи смерти близких, страх подавиться при еде и т. д.

Страх воды у детей

Зачастую отмечаются два вида страхов перед водой. К первому относится страх мыться под душем или в ванне. Эта боязнь возникает с начала обучения ежедневным купаниям, однако бывает, что малыш до этого купающийся с радостью внезапно перестает любить это занятие: плачет при упоминании о необходимости принимать ванну. Наиболее тяжело малыши переносят мытье головы (четверо из пяти малышей не любит эту процедуру).

Второй вид страха воды – это страх перед водоемами (озерами, морем, широкой рекой). Малыши могут растеряться перед обилием песка и воды, больших волн, а также большого количества людей, визга и шума детворы. Для малышей это может послужить сигналом тревоги.

Страх маленьких детей перед водой проходит постепенно сам по мере взросления. Дети зачастую боятся не утонуть, а определенных свойств воды (волн, силы течения, температуры).

Как преодолеть страх воды? Родителям важно разобраться, чего именно боится малыш, при этом сдерживать свое раздражение, запастись терпением и не употреблять при ребенке обидных слов (неряха, трусишка, грязнуля). Не старайтесь насильственным путем окунать малыша в реку, специально заставлять стоять под душем, поскольку это только усугубит ситуацию и укоренит страх. Однозначно не следует отказываться от мытья головы, а так же других гигиенических процедур, но сделать это необходимо с минимальной травмой. Для этого соблюдайте комфортный температурный режим (температура воды 37-40 градусов), хороший шампунь «без слез». Для купания пусть малыш сам подбирает игрушки, предложите игрушки-брызгалки, пусть покупает куклу, вымоет ей голову, помоет игрушечные машины. Предложите ребенку полить цветы. Такие простые действия помогут детям освоиться и привыкнуть постепенно к воде, при этом не бояться ее.

Лечение страхов у детей

Встретившись с боязнями малышей необходимо с пониманием отнестись к их переживаниям. Ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, стыдить за это. Этим вы только усугубите ситуацию.

Как избавить ребенка от страхов? Можно поиграть в специальные игры, где ребенок встретиться со своим страхом. Порисуйте с ребенком, предложив ему изобразить свой страх, каким он его видит. Взрослый в свою очередь пусть подберет действия, которые помогут победить нарисованный страх. Например, это будет нарисованное другое существо, еще более сильное, побеждающее нарисованный страх малыша. Вылепите страх из пластилина, а затем сомните фигурку вместе, таким образом, ребенок расправится со своим страхом.

Коррекция страхов у детей очень успешно осуществляется с помощью рисования. Рисование помогает детям снять свои отрицательные эмоции. В рисунке малышей можно увидеть особенности характера, их увлечения, интересы, переживания, боязни, панические страхи. Благодаря этому метод коррекции страхов у детей рисуночными тестами выступает самым эффективным. Графически изображая объект, который вызывает страх, уменьшается тревожность, беспокойство, связанное с ожиданием чего-то страшного.

Коррекция страхов у детей осуществляется только в присутствии взрослого, желательно близкого, которому малыш доверяет и в случае необходимости получит от него поддержку. Продолжительность занятия по рисованию доходит до 25 минут. Ребенку предлагают нарисовать один или несколько страхов. Важна атмосфера, в которой малыш работает: поддержка, одобрение, настрой на работу. Перед тем, как предложить нарисовать страх, ребенок рисует на нейтральную тему – любимое животное, моя семья. По содержанию последнего рисунка определяют психологический климат в семье. Если ребенок изобразил себя рядом с родителями в центре, значит причина страхов не внутрисемейные конфликты. Если изобразил в стороне от родителей, значит, имеется напряженность в семейных отношениях.

Далее постепенно переходим к теме страхов и рисуем их вместе с малышом. Темами основных рисунков могут быть: «Страшный сон», «Это то, чего я боюсь». Перед началом рисования поговорите с малышом, и составьте его список сильных страхов. Например, Баба-Яга, смерть, паук, медведь, вода, врач. После этого ребенку предложите нарисовать страшные явления или предметы. При возникновении трудностей и не знании, как изобразить страх, взрослый в общих чертах может подсказать ребенку, как это сделать. Рисование на тему смерти стоит избежать, поскольку она трудна в понимании и изображении. Если дети не желают рисовать свои страхи, то скорее всего, они их отрицают, что повлияет на их преодоление.

Анализ рисунков включает: изучение цвета рисунков (черный, серый – подавленное состояние малыша; анализ изображений пугающих явлений и объектов, по которым можно утверждать о преодолении фобии). Обсудите с ребенком, что он нарисовал. В процессе анализа-беседы с малышом, взрослому необходимо выражать свое одобрение. Дайте понять ребенку, что гордитесь ним, поскольку он справился со своей боязнью. Хорошо, когда малыши коллективно обсуждают рисунки. В данном случае эффект подражания позволит каждому ребенку быстрее преодолеть страхи.

Коррекция страхов у детей далее устраняется представлением боязней в положительном свете. Взрослый показывает малышу рисунок и описывает его персонажей в шутливом тоне. Затем обязательно спрашивает: «страшно ли ребенку?» Если страха больше нет, необходимо похвалить малыша. Это позволяет поверить в свои силы, ощутить чувство собственного достоинства. Вне зависимости от результата похвалите ребенка, сказав, что он отлично справился с заданием. Даже при сохранности фобии, она значительно ослабнет, поскольку ребенок почувствует поддержку.

Очень важно закрепить результаты такого рисования. Темой заключительного рисунка может выступить «Кем я хочу стать». Такое завершение привносит позитив и позволяет справиться с внутренними проблемами малышу. Ребенок чувствует себя уверенным и самостоятельным. В рисунке «Кем я хочу стать» он изображает свое будущее, где нет места для страхов. Успех закрепляем игрой «Расскажи лучшую сказку».

Здравствуйте! Дочке 7 лет, закончила 1 класс. По характеру впечатлительная, эмоциональная. На летних каникулах увлеклась игрой «майнкрафт» и некоторое время просматривала видеоролики к этой игре (бесконтрольно…), часть сопровождались комментариями авторов с нецензурной лексикой. Ребенок жалуется, что невольно думает о нецензурных словах, которые услышала, не может их забыть, говорит, что ей стыдно, но перестать не может, переживает.Теперь уже не играет, не смотрит, пытаемся ее успокоить. отвлечь, но все равно она вспоминает об этом каждый день, переживает.

  • Может попробовать увести в чтение, помочь найти интересную литературу по возрасту, чтоб затягивала прям, сейчас столько всяких же интересных и красочных историй есть. Если сильно переживает и нервничает, можно еще витамины подавать Бэби формула мишки Спокойствие, состав натуральный на травах мяте, мелиссе, глицин еще и магний, точно не навредит, а беспокойство и тревожность снимет наверняка.

Здравствуйте. Внучке скоро 6 лет. Основная из существующих психологических проблем у ребенка — это страх громких и резких и других специфических звуков — раньше боялась шума холодильника, проезжающего за окном автотранспорта без глушителя, ей казалось что машина приедет к нам на четвертый этаж, сейчас еще боимся всех пролетающих с шумом самолетов, вертолетов, сильно напрягаемся когда срабатывает сигнализация у автомобилей, от раскатов грома вообще панический ужас до слез, даже обнимание не помогает, отсюда боимся темных тучек которые предвестник грозы, если кто-то недалеко в доме стучит во время ремонта тоже напрягаемся, боимся звука колокола когда проходим мимо храма через парк боимся шума листвы высоких деревьев от ветра в парке….другие страхи: недавно испугалась парусника вдалеке, вообще непонятно отчего, боится что он приблизится….воды боимся однозначно — в бассейне только на мне и ездила, погрузиться в воду до пояса — это панический ужас, голову мыть проблема — боязнь захлебнуться…при всем этом ребенок любознательный, благодаря занятиям с раннего возраста уже немного читает, пишет, считает, знает карту, планеты, животных, немного растения, то есть как говорят логопеды, невропатологи, психиатр — ребенок адекватный…очень контактная, со всеми подряд если захочет на улице, в трамвае с улыбкой здоровается — дети,взрослые — не понимает если люди не реагируют…что делать со страхами…дети народ «добрый» уже свои же сверстники в садике ее пугают зомби, которыми мы ее никогда не пугали, не показывали — просто угрожающая поза другого ребенка — а дальше хоть как это назови — хоть зомби, хоть как…а дальше в школе вообще смеяться начнут…так много страхов что не знаем с чего начать…к слову сказать, мама в перинатальный период очень нервничала из-за отца ребенка, даже думала об аборте, вероятно, пыталась спровоцировать выкидыш, у нее были очень болезненные процедуры от страха которых мать буквально трясло…короче говоря ребенок натерпелся будь здоров…в младенческом возрасте малышка заходилась до рвоты несколько раз, правда с возрастом даже пыталась симулировать на эту тему…до тех пор пока она не научилась различать звуки она спокойно сидела в соседней комнате и играла…и еще, на мой взгляд, судя по заболеваниям взрослых, в семье есть склонность к неврозам из-за вегетативных расстройств нервной системы, в частности, к паническим страхам…если можно так выразиться пазлы сложились….что с этим делать я не знаю, времени мало до школы…всего год…я могу только защищать и любить…таблетки не помогают…а вот обстановка в семье непростая, мать — одиночка, как и я было, другие взрослые — люди непростые на ребенка могут обижаться не по-детски…

  • Здравствуйте, Неля. Практический детский психолог сможет помочь Вашей внучке. Психолог проведет психодиагностику и на основании нее психологическую коррекцию по устранению страхов.

Страх, что мама куда либо пойдёт, к врачу? Или по делам? 9 лет дочери, везде со мной, а если мне надо уйти истерика, оставляю только с любимой бабушкой, ну тут факт что я отхожу, и боязнь, что не отвечу на телефон! Спит со мной уже около года, ещё закрытых лифтов тоже боится одна.

Доброго времени суток. Я обращаюсь с проблемой боязни ветра, дождя и непогоды. Живем в городе, стараемся гулять на воздухе, часто бываем в деревне на природе. У меня сын 7 лет, стал сильно бояться явлений природы. Сидит и постоянно смотрит в окно, шатаются ли деревья, летит ли тучка. В школу отказывется ходить пешком, с истериками требует ехать на машине, даже если чудесная погода. Страх перерастает в панику, все тело трястись начинает. Разговоры не помогают, страхи сажали в бутылку и выбрасывали, достает всю семью миллион раз спрашивает одно и тоже, учёба хуже стала, отвлекается и в классе. Я домохозяйка, постоянно с детьми, в сад дети мои не ходили, но постоянно посещали различные кружки и центры развития, проблем не было. подскажите как побороть страх перед ветром?

Здравствуйте, моей дочери 5 лет, у неё ночные страхи, каждую ночь просыпается и проситься к нам в кровать или просит держать её за руку. Что нам с этим делать?

Здравствуйте!Моей Внучке 8 лет!С полгода назад она иногда ходила во сне.Могла прийти ко мне ночью, попроситься спать со мной, а утром удивленно спрашивала как она оказалась у меня в кровати.Сын допоздна занимался на кухне.Она вышла около 24-00 с одеялом в охапку.Положила его на скамейку.Сходила в туалет и пошла спать.Все это молча.Через пять минут выходит и говорит папе, что у нее пропало одеяло.Но уже около недели она ложиться спать и минут через 10 зовет к себе.Я включаю свет и вижу у нее широко раскрытые глаза полные тревоги, страха.Говорит, что как только закрывает глаза у нее с нарастающей скоростью вращаются страхи.Какие именно описать не может.Сегодня опять бродила во сне.Она спит в комнате вместе с братом 10 лет.Двери всегда открытые.Очень эмоциональная,активная девочка.К какому врачу нам обратиться и как ей помочь.Кстати, несколько раз в мое отсутствие смотрели фильм «Реальная мистика» ,хотя сначала включали мультики.Я заходила и они не успевали переключить.Возможно она подсознательно прокручивает в голове то что видела? Надеюсь на вашу помощь и заранее благодарна.

  • Здравствуйте, Ирина. По проблеме внучки рекомендуем обратиться к детскому практическому психологу. Психолог проведет психодиагностику (углубленное проникновение во внутренний мир ребенка), психологическую коррекцию, при необходимости перенаправит к детскому неврологу.

Здравствуйте, моей дочери исполнилось 8 лет, у нее буквально недавно появился страх смерти. Она боится за свою жизнь, за жизнь своей семьи, плачет вечерами, просит почитать молитву. Я боюсь за нее.

Здравствуйте! Моему сыну 6.5 лет, в сад не ходил, не было места! В прошлом году ходили на доп.занятия, три раза в неделю по три урока! + еще два раза в неделю по три часа (на другие занятия) + спорт 3 раза в неделю (сначала — теннис, потом — футбол, в общем искал свое), мог дома оставаться сам, не было никаких проблем! В сентябре этого года, когда ему исполнилось 6 лет, нам предоставили место в садике, первый день шел с удовольствием, на следующий день — уже со слезами, но все равно шел! Отходив неделю, группу закрыли на ремонт, раскидав деток по разным группам! Через неделю в другой группе, он наотрез отказался идти в сад, закатывая ужасные истерики, начиная задыхаться! В общем мы перестали водить, после всего этого у него теперь возник страх, что я уйду, и не вернусь! Не отпускал меня никуда, даже с папой не оставался, кричал, бился в истериках, повели к психологу, меня теперь отпускает, но остается только с папой, не дает ему никуда выйти, страх все равно остался! Стали водить на плавание, ему очень нравится, но папа должен быть в поле зрения! Сейчас началась подготовка к школ, были один день, с ним на уроках сидела я! Добавлю, что он очень грамотный не глупый мальчик, и в школу в этом году обязательно! Очень надеюсь, что может еще что нибудь посоветуете, а то уже нет сил!:(

  • Здравствуйте, Юлия. Вам психолог должен был объяснить, как успешно пройти без последствий для психики адаптацию к детскому саду.
    Все дети привыкают к дошкольному учреждению по разному. Для взрослого человека смена обстановки — это стресс, не говоря уже про кроху. Страх ребенка обоснован. Для малышей время тянется бесконечно долго и им кажется, что их привели и оставили в саду навсегда. Рекомендуем ребенка не травмировать, привыкать постепенно, устраивать дополнительные выходные дни, забирать по возможности первым и до обеденного сна. Делать это необходимо до тех пор, пока малыш сам не согласится остаться дольше. Забирать последним из детского сада категорически нельзя.
    По поводу страха в бассейне. Страхи имеют особенность накапливаться. Ребенок не справился психологически с одной проблемой, а тут новая — бассейн. Если у малыша на данном этапе есть потребность, чтобы папа был рядом — значит, необходимо создать такие условия до тех пор, пока ребенок не привыкнет.
    Рекомендуем ознакомиться:

    • Спасибо, большое! Но вы меня немного не до поняли! Мы в садик перестали водить вообще! А проблема сейчас в том, что он вообще нигде не может остаться без папы или меня! И в бассейн мы его отдали уже при этих страхах! В надежде, что он постепенно будет привыкать без нас! И все дело в том, что когда пойдет в школу, я же с ним не смогу на уроках сидеть! Вот Вам пример: «Младшая дочка ходит на танцы, сидим ее ждем в раздевалке! Я даже не могу выйти в туалет, так как идет хвостом, и стоит под дверью, и каждую минуту спрашивает: «мама, ты там, никуда не ушла?»

      • Юлия, Вы со своей проблемой не одиноки. Такие случаи не часто, но встречаются.
        Вероятно, что что-то в саду произошло (с воспитателями или со сверстниками) и это негативно отразилось на психике ребенка.
        Очень многое зависит от того окружения (взрослых), среди которого находится малыш, как к нему относятся, насколько ему комфортно и интересно.
        Теперь, насчет школы. Дети стремительно взрослеют, для ребенка полгода это достаточно большой отрезок времени и он сможет вернуться в спокойное и уверенное состояние.
        Учитывая, что бассейн — это новое место, где нужно преодолевать дополнительные страхи, связанные с водой и пространством, плюс стремиться к достижениям — учиться плавать, то это не место для расслабления. Это новый стресс, который наложился на старый страх остаться навсегда в саду и перенесся на бассейн.
        Для преодоления страха необходимо вернуться и пребывать там, где комфортно и спокойно. У Вас еще достаточно времени до осени. Главное сохранять спокойствие Вам, дети очень чувствуют настроение и переживание родителей. Первый месяц занятий в школе проведите вместе, возьмите отпуск. Это нормальная практика.
        Младшая дочь, слыша разговоры в кругу семьи и видя психологическое состояние старшего брата, неосознанно копирует его поведение.

Здравствуйте! У нас серьёзная проблема, ребёнку 3.6 лет, у него панический страх еды, всего нового. Начну с того, что с самого начала прикорма он плохо кушал, с истериками. При этом у него никогда не было интереса к какой-то еде (как у других детей). Первый зуб вылез в 8 месяцев, поэтому жевать ему было нечем. Вследствие этого он часто давился, после чего отказывался от еды вообще. Все мои попытки дать ему не измельченную еду заканчивались давками и рвотой. Поэтому мне снова и снова приходилось блендировать, для того чтоб он хоть что-то съел. Кушает молочные каши, блиндированные супы и даже перетертые котлеты, любит творог крупный со сметаной, который сам ест и жуёт. Печенье ест только одни вид, яблоко и банан только на тёрке. Никогда ничего не откусит, и ест исключительно дома. Все это время ждала, что перерастет, но с каждым годом ничего не меняется. Прочитав много о страхе еды, поняла, что это огромная проблема и что само по себе она не пройдёт. Не знаю к кому мне обратится и кого просить о помощи. Помогите пожалуйста, может знаете к кому можно обратится с этой проблемой и кто может помочь. Спасибо.

Здравствуйте! Спасибо вам за познавательную статью! Меня зовут Юлия а мою дочь Julia, ей 7. Примерно с 3 лет у нее начались ночные страхи и продолжалось это периодами. Проходило на полгода и больше, а потом снова возвращалось. Мы обратили внимание, что приступы усиливаются, когда у нее какие-то эмоциональные всплески, старались будить ее до предполагаемого приступа. Приступ длился около 5 минут, ее очень сильно трясло, очень сильно билось сердце и она очень сильно плакала, на голоса не отзывалась, а утром не помнила что с ней произошло. Мы решили не вести ее к доктору так как прочитали, что если это происходит до 6 лет, то может пройти, все будет нормально. Но ей недавно исполнилось 7. К тому же теперь она боится и днем и ей кажется, что кто-то в комнате находится, а ночью она сама никуда не может ходить, мне приходится ходить в каждую комнату с ней. Я спросила ее почему она боится и что ей видится, она сказала, что ей видится Змея и она знает, что это у нее в голове, но никак не может от этого избавиться. Я сказала, что если это у тебя в голове, значит ты можешь сделать это маленьким и тогда совсем не страшно! Помогло на несколько дней, но потом снова вернулось. Подскажите нам пожалуйста, что сделать и стоит ли ходить к доктору? Может ли это быть предвестниками развития эпилепсии или чего нибудь еще? Простите если слишком длинный текст, старалась написать подробный. Может кому-нибудь это поможет тоже! Спасибо за ваше время!

  • Здравствуйте, Юля. В Вашем случае с дочерью для уточнения диагноза и последующей коррекционной работы необходима консультация детского психоневролога и психолога.

Добрый день! Доче 1,8 мес, ничего раньше не боялась, кроме незнакомых, а сейчас боимся всего, когда дверь папа ключом открывает, когда звонит домофон, ребенок убегает и его аж трясет, может разреветься, играем в догонялки, сначала смеется убегает, а потом кричит, животных, букашек… Как вести себя в подобных ситуациях, как помочь ребенку преодолеть эти страхи?

  • Здравствуйте, Надежда. Необходимо понять причины возникновения страхов у своего ребенка, ведь малышка эти боязни приобрела в своей семье или в социуме, например, ясли.
    Негативно влияет на формирование детской психики просмотр телевизора, в частности мультфильмов с агрессией и насилием, крики взрослых, запугивание. Поэтому рекомендуем проследить за своим поведением, словами, действиями ближайшего окружения ребенка.
    «ничего раньше не боялась, кроме незнакомых» — Если ребенок боится чужих людей, то это значит, что малышка не наблюдала приветливость и улыбчивость мамы с незнакомыми людьми. Ребенок не будет бояться людей, если будет видеть открытость и радушие у своих родных. Очень часто мамы неосознанно передают свои страхи детям. Подумайте над этим.

    • Спасибо огромное за ответ! Телевизор не смотрим, мы не конфликтные, не ругаемся, а то что мама не особо любит незнакомых, это есть, я социофоб, но если к нам подходят я всегда приветлива! Будем следить за собой, спасибо еще раз!

Здравствуйте. Ребёнку 2,5 года, месяц назад начали ходить в детский сад. Каждый раз, когда приходим туда, сын закатывает истерики, не хочет раздеваться и оставаться там, хотя дома спокойно собираемся. До этого он ходил в другую группу, где было человек десять и всё было нормально. Однажды во время грозы резко с шумом захлопнулось окно, после этого сын два дня боялся, не хотел идти в садик, но потом всё прошло. Недели две назад его перевели в другую группу, там 20 человек. Когда идём с ним с садика, сын даже не заводит о нём речи. Когда спрашиваю его, почему не хочет ходить в садик — говорит, что боится, а почему молчит. Я боюсь лишний раз разговаривать с ним об этом, чтобы не травмировать. Очень беспокоюсь. Подскажите пожалуйста, что делать? Очень Вам благодарна.

Здравствуйте. Моему брату недавно исполнилось 7 лет. Как и любой ребенок в этом возрасте, любит узнавать что-то новое. Начитавшись энциклопедий, ребенок стал бояться мух. Если насекомое влетает в комнату, он закрывает все двери в квартире и закрывается в одной из комнат. На вопросы чем именно пугает его муха, он отвечает, что мухи-переносчики опасных инфекций. Пробовала вместе с ним побороть этот страх. Читали-смотрели статьи, изучали. Помогает, но на день-два. Пробовали оставаться в комнате с мухой, объясняла, что даже если муха на тебя села — можно просто помыть руки с мылом. (В детстве насекомыми никто его не пугал). Так как он недавно пошел в 1 класс, и присутствует такая реакция, я боюсь, что бы в школе его не высмеивали. Чтобы его самооценка не пострадала. Подскажите пожалуйста, что можно еще сделать в данной ситуации.

  • Здравствуйте, Екатерина. Для ребенка 7 лет боязнь насекомых естественна и Вы правильно подметили, что она является признаком активного познавательного развития. Эта боязнь появляется внезапно, и зачастую для ее возникновения много времени не требуется. В Вашем случае велика вероятность, что через некоторое время постепенно страх сойдет на нет сам, если взрослые не будут собственными тревогами и опасениями подпитывать его. Вы уже объяснили ребенку, что мухи представляют опасность только в определенных случаях. Все. Не возвращайтесь к этой теме. А чтобы сверстники не высмеивали, необходимо сказать, что у каждого человека есть свои страхи и все с этими страхами самостоятельно борются. Только ты сам можешь побороть этот страх и никто другой. А если человек идет на поводу своего страха, кричит или плачет, его считают слабаком. Ты же не хочешь, чтобы тебя причислили к слабому. Мужчина должен в любой ситуации сохранять спокойствие, в этом его сила. Рекомендуем для разбавления атмосферы страха перед мухой вместе посмотреть мультик или прочесть Чуковского «Муха цокотуха».

Здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться. У моей дочери 7 лет появились страхи, боится ко всему прикасаться, переживает, что может заболеть. Лишний раз не хочет прикасаться к учебникам, телефону, ключам и ко всему, что бывает на улице, чтобы не мыть руки, берёт эти предметы через подол платья. Идя по улице, ест булку, над головой пролетает голубь, пытается выкинуть булку и не есть её, говоря что она уже не чистая. Очень переживаю сама, говорю, что в это нет ничего страшного. Надо мыть чаще руки, даю с собой влажные салфетки, но не помогает, только всё больше фобий. Дочка в садик не ходила, в прошлом году начали ходить на подготовку в школу, не наблюдала за ней этого. Всё началось последние 2-3 месяца. Может я сама виновата, не пойму только где я ошиблась. Учила мыть руки, не садиться на унитаз в общественных туалетах, рассказывала, что можно подхватить любую болячку, теперь это учение вылилось в страхи, которые меня саму пугают. Дочка на дню по сто раз спрашивает, мама а у тебя такое было в детстве, что ты грязными руками случайно рта коснулась? Отвечаю, что конечно, и не было никаких влажных салфеток и как видишь жива и здорова. Бегали босые и ели не мытые фрукты с дерева, она слушает и вроде успокаивается, а спустя время опять всё по новой. Ещё боится потерять близких, плачет, если не беру трубку и вовремя не приду домой. Ну это мне понятно, я была такая же, один в один. Ночами проверяла дышит ли рядом спящая бабушка или мама. Эти страхи дочка переносит на младшего брата ему 4 года. Он тоже по детски повторяет, а нет ли в том или ином его действии чего-то страшного. У меня трое детей, младшему 1 годик. Я родила его на 2 месяца раньше, провела до его рождения месяц на сохранении и полтора месяца, когда малыш был в реанимации. Понимаю, что скорее всего первой надо лечить меня. Я мама со своими страхами и тревогами, боюсь потерять своих деток и родных. как же мне быть, как помочь своей маленькой доченьке? Я справилась со своими страхами в детстве, а справится ли моя дочь, не будет ли последствий? Очень надеюсь на вашу помощь. Были у невролога, сказал у вас замечательная дочь, об этом я и сама знаю, посоветовал попить детский Тенотен. К психологу вести не хочу, работая в детском доме остались не хорошие впечатления о детских психологах. Им бы самим полечиться, а они диагнозы ставят деткам не всегда разобравшись в проблеме. С нетерпением жду вашего ответа. Заранее Вам благодарна.

  • Здравствуйте, Стелла. Вы абсолютно правы в том, что могли неосознанно передать свои страхи и переживания дочери, но не последнюю роль в этом играют средства массовой информации и школа: уроки по охране жизнедеятельности. Если ребенок восприимчив и впитывает в себя всю информацию, как губка, то возможно у него возникновение опасений за свое здоровье. Поддерживайте эмоционально и дальше дочь, личным примером устраняйте ее страхи: ешьте вместе с ней булки на улице. По мере взросления дочери и правильного воспитания ее страхи постепенно исчезнут. От Вас требуется не привить новых фобий, поскольку дочь Ваша сильно впечатлительная, поэтому вовремя берите трубку и не оставляйте надолго ее одну.
    Рекомендуем ознакомиться на сайте со статьей, где Вы найдете ответ по своей проблеме:

Здравствуйте. Вот я в детстве боялся смотреть на какие-либо предметы. А именно: на пластмассовые игрушки, да и не только на игрушки, и видеть, что там просвечивается внутри. В особенности я не мог играть с пластмассовыми куклами, музыкальными куклами-неваляшками и т.д. Я испытывал чувство страха, когда видел, как внутри туловища просвечиваются их внутренние устройства. Если откровенно, я и сейчас эти страхи испытываю. Отчего это может быть?

  • Здравствуйте, Олег. Будучи ребенком, внутренность просвечивающейся игрушки представала для ваших глаз, как живая субстанция. Это и вызывало шоковое состояние, которое укоренилось в детском сознании в виде страха и запомнилось, как самое сильное переживание детства.

В редакцию журнала Матроны.РУ пришло письмо от мамы, встревоженной поведением своей восьмилетней дочери. Отвечает сотрудник психологического центра Мегаполис Вероника Петрова, аналитический психолог, детский и семейный психотерапевт Венского института интергративной психотерапии OKIDs.

Моей дочери 8 лет. Последнее время она стала бояться находиться под солнцем без головного убора. Этому есть объяснение: 2 года назад дочка получила тепловой удар и с тех пор всегда носит шляпку, без неё не может успокоиться. Но в течение этого года стали проявляться страхи, более похожие на фобическое расстройство. Например, страх переедания, она боится ужинать после 20.00.
Ребёнок стал беспокойным, постоянно на негативе, я уже теряюсь, как с ней общаться, чтобы не навредить. Подскажите, что можно предпринять в этом случае? Насколько серьёзная ситуация?

Здравствуйте!

Очень хорошо, что вы не оставляете без внимания страхи и переживания своего ребенка. Тем более, что 8 лет — это время, когда с проблемой еще можно справиться с помощью психолога или психотерапевта. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем меньше потребуется времени для работы со страхом. Если же бездействовать, то страхи постепенно закрепляются, наслаиваются, тормозят развитие ребенка и не дают ему полностью развить свой интеллектуальный потенциал. Страхи забирают так много энергии, что ребенок начинает быстро уставать, теряет интерес к учебе, а иногда даже к играм и любой активной деятельности.

Возможно, вы спросите, почему я направляю вас к психологу или психотерапевту, а не даю простых рекомендаций. Дело в том, что исходя из особенности истории развития ребенка, семейных отношений, характера и наличия травмирующих факторов, специалист находит причину, характерную именно для этого ребенка и выбирает индивидуальный путь работы с ним.

Я постараюсь вам коротко рассказать о возможных источниках страха.

Итак: 7- 8 лет-это время, когда одним из ведущих страхов является страх смерти. Это может быть страх смерти родителей, или своей собственной. Но страхи зачастую не действуют напрямую, а ищут обходные пути, что бы не быть пойманными и разоблаченными. Хорошо, если ребенок может прямо спросить или сказать о том, что его беспокоит. Но в 8 лет уже исчезает наивная непосредственность дошкольника, и ребенок чаще всего не может просто рассказать о своих чувствах и переживаниях. К тому же присоединяется страх быть смешным, каким-то не таким, неправильным. В этом возрасте о своих переживаниях легче рассказать опосредованно, через игру или рисунок.

Конечно, в основе страха может лежать какое-то травмирующее событие. Например, как в вашем случае — тепловой удар. Вы ничего не пишите о том, на сколько сильно пострадал ребенок. Одно дело, если это было легкое недомогание… Тогда причина страха лежит в другой области, а тепловой удар — лишь пусковой механизм. Но если состояние ребенка было тяжелым, с потерей сознания или госпитализацией, тогда страх повторения этого травмирующего события заставляет защищаться.

Но важно даже не только то, каким было состояние ребенка, а еще и реакция окружающих. Например, в случае одной девочки мама так испугалась эксгибициониста, подошедшего к ним на улице, что девочка долгое время вообще отказывалась выходить из дома, хотя сама даже не поняла, что произошло и в чем причина маминых криков. И тогда, мы видим, что здесь сработал страх самого родителя и рикошетом угодил в ребенка. В таких случаях бывает достаточно несколько встреч с ребенком, а далее работа со страхами матери. Дети очень чувствительны к бессознательным переживаниям взрослого, и чем меньше тревожатся родители, тем более безопасно и уверенно чувствуют себя дети.

Важно и то, кто занимается воспитанием ребенка, есть ли бабушки и дедушки? Какие взаимоотношения в семье между взрослыми? Есть ли у ребенка братья или сестры?

А так же еще ряд вопросов, которые мне, как специалисту важно было бы вам задать, для прояснения природы страхов вашего ребенка.

И в заключении, я хочу дать вам несколько простых рекомендаций, которые, помогут ослабить симптомы, пока вы подыскиваете специалиста.

1) Помните, что для ребенка страхи — это настоящие, серьезные переживания. Не стоит убеждать его в том, что это совсем нестрашно или что ничего не случится, если ты поешь после 20.00. Лучше спросите о том, что, по ее мнению, может произойти. Найдите какой-нибудь компромисс или защиту. Это облегчит состояние на какое-то время.

2) Попробуйте посмотреть на проблему или мучающий страх глазами самого ребенка. Возможно, вам удастся увидеть его настоящую причину.

3) Будьте с ребенком честны, говорите ему о своих чувствах. Тем самым вы учите его говорить о своих.

4) Предложите нарисовать свое настроение или страх. Например, как солнце наносит солнечный удар. Предложите поиграть в это, «поговорить» с солнцем и найти с ним общий язык.

5) Не опекайте ребенка слишком сильно, но будьте внимательны к тому, что происходит в его детской жизни. А так же не отказывайте в помощи, если ребенок об этом просит.

6) Позволяйте ребенку выражать агрессию, учите это делать в приемлемой форме. Озвучивайте его чувства, в том числе и негативные. (Например: «Ты злишься, потому, что я не разрешаю тебе смотреть фильм для взрослых» и т.д.)

И, конечно, давайте ребенку ощущение стабильности, спокойствия, поддержки и любви.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

В большинстве своем страхи у детей – это неосознанное проявление здорового инстинкта самосохранения, своего рода «перестраховка». Но иногда страхи у ребенка настолько сильные, что доставляют немало проблем. Причин детских страхов столько же много, сколько и видов их проявления. Поэтому помочь ребенку избавиться от страхов как можно безболезненней – важная задача родителей и педагогов.

Первые детские страхи у маленького ребенка от 1 до 2-х лет

В возрасте 1-2-х лет у ребенка происходит активное формирование сознания и речи, начинает образовываться координация движений, он постепенно осваивает исследовательские поведенческие формы своего поведения, настойчиво преодолевает разного рода трудности. При этом у него возникают определенные отношения, позволяющие ему развивать чувство семьи и своего рода.

Подобные психологические понятия образуются лишь в том случае, если семейные условия довольно благоприятные, эмоциональный контакт с взрослыми находится на нормальном уровне, к тому же должно прослеживаться взаимопонимание между родителями и их чадом, чтобы конфликты возникали как можно реже.

Благодаря такому положению вещей, семья становится для ребенка защитой, именно в ее рамках он способен в полной мере реализовать все свои умения и развить способности. Если обстановка в семье спокойная и жизнерадостная, то к концу первого года жизни у малыша полностью уходят все признаки невропатии, которые могли образоваться вследствие нарушений во время беременности и родов.

Ребенок становится менее беспокойным в ночное время, крепко спит, не слишком раздражается от яркого света или перемены обстановки. Если же родители регулярно конфликтуют друг с другом, считая, что ребенок пока еще слишком мал, чтобы понять все происходящее, то он будет воспринимать ссору с эмоциональной точки зрения. Первые страхи у ребенка появляются, как только между родителями начнет возникать напряженность. В этом случае у малыша появляется чувство беспокойства. Родители должны учитывать, что любое, даже самое незначительное эмоциональное напряжение матери будет передаваться ее ребенку и, как следствие, скажется на его самочувствии.

На этот момент стоит обратить особое внимание: если мама регулярно находится в подавленном настроении, почти не разговаривает с малышом, но при этом время от времени становится возбужденной или тоскливой, то малыш будет очень капризным. Кроме того, что у ребенка появятся первые страхи, от станет регулярно отказываться от пищи, расстроится его сон. Как только мама начнет меньше переживать и нервничать, он станет намного спокойнее и сможет выработать определенный жизненный ритм.

Примерно до двухлетнего возраста все интересы ребенка вращаются вокруг его семьи и близких людей, необходимости общения со сверстниками в этот период не наблюдается. Если в семье стабильные отношения, то эмоциональное развитие малыша будет проходить в нормальном ключе, беспокойства практически не будет, за счет чего у него начнет формироваться адекватное «Я».

Однако сложившаяся ситуация может значительно измениться, если в семье появится второй ребенок. Старший малыш, уже успевший привыкнуть к постоянному вниманию и заботе, может обижаться на родителей, которые переключили свое внимание на новорожденного. Чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, он будет использовать разного рода ухищрения. Одним из наиболее действенных способов является болезнь или боязнь. Первые детские страхи – это посыл к тому, чтобы мама опять вернулась к нему, больше заботилась и так далее. К примеру, если ребенка оставили в одиночестве, и он внезапно чего-то испугался, то мама сразу же начинает волноваться и окружать его повышенным вниманием. Следствием такого обращения может стать то, что ребенок будет чаще бояться оставаться в одиночестве. Такое чувства страха у ребенка обязательно скажется на его эмоциональном состоянии.

Возрастные особенности детских страхов от 2 до 3-х лет

Примерно к двухлетнему возрасту дети способны наверняка различать симпатические чувства родителей, они могут даже вмешиваться в их разговор, тем более, если на них в течение долгого времени никто не обращает внимания. Возрастные страхи у детей двух лет – это преимущественно ревность со стороны ребенка, который стремится безраздельно обладать главным объектом своей любви – мамой. Если он волнуется и переживает относительно того, что ее чувства не в полной мере достаются ему, то это может сказаться на нормальном сне. Ему будут сниться кошмары, наполненные ужасами по поводу исчезновения матери из его жизни. Получается, что ночные страхи у детей выступают в качестве символического диктатора того, как ребенок будет чувствовать себя в светлое время суток.

Причиной страхов у детей может быть слишком раннее определение в ясли. В этом случае нарушается эмоциональный контакт с матерью. Еще большее беспокойство будет наблюдаться у единственного ребенка, который получает слишком много внимания и опеки со стороны всех остальных членов семьи.

Начиная примерно с двух лет, малыш способен отделить свое «Я» от окружающего мира и людей, поэтому он перестает быть слишком сильно фиксирован на матери и в большей мере нуждается в общении с другими членами семьи. Именно в этом возрасте малыши начинают упрямиться.

К этому нужно относиться как можно спокойнее, так как на этом этапе развития начинают закладываться волевые качества, с помощью которых ребенок будет преодолевать неуверенность в себе, а также нерешительность в плане поступков.

Эти фото демонстрируют страхи у детей, наиболее распространенные в данном возрасте:

Как помочь ребенку преодолеть чувство страха

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх как можно быстрее, родителям в этот период не следует воевать со своим отпрыском, пытаясь ограничить его самостоятельность и оградить от разного рода опасностей. Если поступать, таким образом, то это приведет к тому, что активность у малыша не будет развиваться на данном этапе, что может стать причиной возникновения разного рода страхов.

Если родители проводят такую политику в отношении ребенка, то получится, что дома он будет тихим, а со сверстниками начнет проявлять агрессию. Случается и, наоборот - в коллективе ровесников он ведет себя очень тихо и незаметно, а с родителями становится настоящим тираном. Для быстрейшего преодоления страхов у детей психологи советуют предоставлять малышу самостоятельность как можно раньше, например, как только он начнет ползать. Конечно, придется убрать из поля досягаемости ребенка все предметы, которые могут служить потенциальными источниками опасности, чтобы он мог максимально свободно перемещаться по комнате или квартире.

Лучше всего для преодоления возрастных особенностей детских страхов действовать следующим образом: всячески поощрять самостоятельное развитие ребенка, говоря «нет» только в самых исключительных случаях, однако это должно соблюдаться неукоснительно. Даже самим родителям, выбравшим такой путь преодоления страхов у детей будет значительно спокойнее - им не придется все время следить за своим малышом, чтобы он не получил какую-нибудь травму, так как все предметы, представляющие опасность, уже убраны. Так родители научатся уважать потребность своего ребенка в независимости, эмоциональное общение будет довольно теплым. Если же периодически хвалить малыша за совершение правильных действий, то это позволит в значительной степени укрепить его волю, что в свою очередь снизит вероятность возникновения детских страхов.

Однако зачастую полностью избавиться от детских страхов как того советуют психологи, не получается. В большинстве случаев ключевым персонажем страшных снов даже у ребенка с нормальным эмоциональным развитием становится волк, чему способствует прослушивание многих сказок, где этот герой несет в себе максимум негатива.

Приступы ночных страхов у детей и как избавить от них ребенка

Волк зачастую символизирует собой физическую боль или же страхи у детей, которые опасаются наказаний со стороны отца. После трех лет в кошмарах начинает возникать и такой сказочный персонаж, как баба-яга, которая обычно отражает проблемы ребенка с матерью, если ему не хватает ласки с ее стороны. Маленькие дети могут обратиться к папе с просьбой убить бабу-ягу и волка, чтобы избавить их от ночных кошмаров. Они инстинктивно полагают, что их папа самый сильный. Такие просьбы не следует игнорировать, ведь они говорят о проблемах ребенка в семье.

Если малыш просыпается ночью от приснившегося ему кошмара, то его удается успокоить и уложить обратно в кроватку. Однако с настоящими приступами ночного страха у детей дело обстоит значительно серьезнее, так как их травмирующее влияние обычно очень сильно выражено. Когда ребенок не может проснуться во время ночного кошмара и позвать на помощь родителей, то это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим травмам. Они могут тяжело сказаться на дальнейшем развитии, тем более если ребенок нервно и физически ослаблен.

Бывает такое, что малыша попросту парализует страх, и он не в состоянии криком позвать маму или папу, чтобы они избавили его от кошмара. Это приводит к спазму голосовых связок. Подобное явление иногда бывает и днем, когда ребенок от сильного волнения может попросту онеметь, его голос зачастую дрожит, если он чем-то взволнован, а в необычной обстановке ему тяжело начать разговаривать. В качестве толчка к возникновению заикания может стать практически любое внезапное действие, связанное с различными страхами перед неожиданными звуками, например, сигнал машины или лай собаки.

Чтобы избавить ребенка от таких страхов как можно безболезненнее, нужно внушить ему уверенность в том, что ему абсолютно ничего не угрожает, что его все любят и всегда готовы встать на его защиту. Днем лучше развлекать ребенка подвижными играми, чтобы у него все его существование ассоциировалось с радостью и смехом. В этом случае сны у него будут светлыми и легкими.

При возникшей проблеме страхов у детей младшего возраста большое внимание уделяют биоритмам малышей - не следует укладывать их спать слишком рано или чересчур поздно, так как это может вызвать нарушение естественного распорядка. Время засыпания должно быть одним и тем же изо дня в день, однако при взрослении продолжительность сна становится все более короткой.

Проблем со страхами у детей в этом возрасте не возникает у родителей, когда они ведут себя с ребенком гибко и максимально уверенно, принимают во внимание особенности его темперамента, интересы и склонности. В первые годы от страхов можно очень быстро избавиться, если мама все время будет находиться рядом с ребенком, а роль главы семьи играть отец. Действия родителей в этом случае не направлены на активную борьбу с упрямством, они начинают активно развивать формирующееся «Я» их малыша, при этом сами уверены в себе и могут помочь детям, чтобы те преодолели как реальные, так и воображаемые опасности самого разного рода.

Возрастные страхи детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии обозначить чувства словами, выразить стремление к пониманию и близости с другими людьми. У него начинают появляться некоторые этические категории, например, чувство вины и сопереживания. Дети к этому возрасту становятся более самостоятельными - они способны занять себя чем-нибудь интересным, их игры не требуют постоянного присутствия Взрослых поблизости, к тому же они начинают постепенно утраиваться в общество и общаться со сверстниками. Происходит активное развитие фантазии. Именно с этим и связана высокая вероятность возникновения воображаемых возрастных страхов у детей младшего дошкольного возраста.

Кроме того, приблизительно в этом же возрасте формируются ключевые эмоции человеческой личности - любовь, жалость, нежность и так далее. Стоит отметить, что эти чувства проявляются примерно в равной степени по отношению к каждому из родителей. Однако девочки в этом возрасте больше любят отца, это чувство у них намного сильнее в случае, если они схожи с ним внешне, у мальчиков наблюдается значительное эмоциональное влечение к маме.

Нередко во время бодрствования у детей дошкольного возраста возникает страх тесного помещения, особенно если там недостаточно светло. В этом возрасте ночные кошмары перестают включать в себя таких персонажей, как волк или баба-яга, им на смену приходят другие - Бармалей, Карабас-Барабас и целый ряд прочих не слишком приятных героев, с которыми у детей связано чувство страха.

Если малыши достаточно много общаются с ровесниками, то проблем, связанных с детскими страхами, у них будет возникать значительно меньше. Дело в том, что во время совместных игр младший дошкольник может полностью раскрыть всю гамму накопившихся у него эмоций, приобрести определенные навыки защиты, воспринять свои возможные неудачи в нормальном ключе, научиться взаимодействовать в рамках социума. Помня об особенностях детских страхов, родителям гораздо лучше лишний раз сходить вместе со своим малышом на игровую площадку, чтобы через совместную игру наладить взаимоотношения между детьми. Это будет значительно полезнее, чем вновь вести ребенка к врачу.

Как бороться с сильными детскими страхами у ребенка

Если ребенок не получает достаточной эмоциональной отзывчивости со стороны родителей, то это может стать причиной детского возрастного страха, беспокойства, настроение малыша становится переменчивым. Он бывает капризным, если хочет привлечь к себе как можно больше внимания. В этой связи регулярно, причем зачастую неосознанно, используются страхи, особенно те, которые возникают перед сном. Если родители это замечают, то им следует лишний раз пообщаться со своим малышом вечером, поговорить с ним, проявить заботу и ласку. В общем, им не нужно быть такими строгими, какими они были в течение всего дня.

Как советуют бороться со страхами детские психологи? Ребенка не нужно оставлять одного, когда он засыпает, тем более нельзя оставлять его в темноте. Если не соблюдать эти условия, то в его голове начинает возникать беспокойство, из-за чего он не в состоянии заснуть. Волнение может возникать и по причине того, что ребенок будет находиться в ожидании кошмарных сновидений. В любом случае, появятся подобные страхи или нет - полностью зависит от родителей.

Слишком благополучная атмосфера в семье также может стать причиной возникновения детских страхов - когда ребенок находится под чрезмерной опекой со стороны родителей, когда они пытаются предупредить каждый самостоятельный шаг своего отпрыска. Они активно формируют в сознании ребенка убеждение, что он очень слаб и беззащитен в мире, который его окружает. Малыш и без того осознает, что все окружающее связано с неизвестностью и опасностью, поэтому такое положение вещей не стоит лишний раз подчеркивать.

Бороться со страхами ребенка так, как того советуют психологи, будет намного сложнее, если родители станут вести себя слишком нерешительно по отношению к малышу и потакать всем его капризам и шалостям.

К этому возрасту относится и формирование образного мышления, основанного на абстракции, ребенок начинает применять обобщение, понимает категории времени и пространства, задает множество вопросов в течение одного дня.

Проблема страхов у детей от 5 до 7 лет

По достижении 5 лет в малыше закладывается опыт межличностных отношений, который базируется на его умении принимать на себя определенные социальные роли. Он начинает более гибко взаимодействовать с людьми, его отношения с ними становятся более целенаправленными и разносторонними. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что помимо хороших людей в жизни попадаются и плохие. Последние - это не только те, кто плохо к нему относится, но и люди, которые постоянно ссорятся между собой и никак не могут прийти к согласию.

Все это отражается в определенных детских страхах дошкольного возраста, которые ребенок визуализирует для себя как чертей, выступающих в его сознании в качестве нарушителей социальных правил и образовавшихся устоев, кроме того, они являются представителями потустороннего мира, поэтому страхи связаны, в том числе и с этим. Причем особенностью возрастных страхов у детей 5-7 лет является то, что больше всего «нечисти» опасаются именно послушные ребята, которые при нарушении сложившихся правил испытывают серьезное чувство вины.

Возможно, ребенок в этом возрасте будет испытывать чувство тревоги и мнительности по отношению не только к окружающим, но и к себе.

Как помочь ребенку избавиться от детских страхов

Все это может пройти легко и незаметно, если на его глазах развиваются нормальные отношения между родителями, которые проявляют максимальную жизнерадостность и спокойствие. Начиная с этого возраста, придется принимать во внимание гендерные особенности детских страхов.

Бывает и такое, что ребенок в этом возрасте начинает активно употреблять бранные слова. Родителям не следует наказывать детей за это, лучше спокойно разъяснить, по какой причине подобные слова и выражения не следует употреблять. С этим также поможет справиться налаживание дружеских отношений со сверстниками другого пола. У детей этот период развития связан с различными тревожными ожиданиями, которые им поможет преодолеть нормальный и спокойный разговор с родителями. Если ребенок мнителен, то не нужно подкреплять это чувство. В этом случае следует действовать несколько иначе: переключить его внимание на что-то другое, поиграть с ним, постараться утомить его физически и тем самым выразить твердую уверенность в определенности того, что с ним происходит в данный момент.

Как уже было сказано выше, наибольшим авторитетом у детей пользуется родитель одного с ним пола. Ребенок подражает ему практически во всем, даже в привычках и манере поведения. Более того, это относится и к стилю общения с представителями противоположного пола. Нормальные отношения между родителями и детьми могут развиваться только в том случае, если родители ладят между собой. В этом возрасте малыши весьма чувствительны к эмоциональной обстановке в семье.

Статья прочитана 1 843 раз(a).