Развитие речи 2 младшая открытое занятие. Конспект открытого занятия. Воспитатель открывает сундучок

03.03.2020

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Развиваем речь через сказку»

Тема: сказка «Теремок»

Программное содержание: Учить детей составлять связные рассказы по игрушке. Предложить детям организовать драматизацию сказки по данным игрушкам. Отразить действительность сказки своими действиями. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать у детей активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Использование грамзаписи

4. Отгадывание загадки

5. Рассматривание игрушек

6. Рассказы детей по игрушкам

7. Драматизация сказки

Предшествующая работа: оборудование уголка, изготовление масок, персонажей для настольного театра, чтение сказок, элементы драматизации, драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».

Подготовка: изучение конспекта, ширма, деревья, маски, костюмы, игрушки.

Словарная работа: дети называют друг друга ласковым именем, слово загадочный лес, гребешок, юркая.

Ход занятия: воспитатель, встречая детей, говорит, что сегодня к ним обещала прийти необычная гостья - бабушка Забава, которая любит играть и веселиться. Предлагает позвать бабушку Забаву словами:

Здравствуй, бабушка Забава,

В гости ждем тебя сюда!

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать.

Т-с-с-с, тихо, тишина.

Может, бабушка пришла!

Дети ищут бабушку, находят перчаточную куклу, которую воспитатель надевает на руку и действует от ее имени.

Бабушка Забава : Р ебята, я обещала к вам прийти вот и пришла, потому что я хочу еще крепче с вами подружиться. Вы такие веселые, дружные ребята. Предлагает спеть песню и поиграть. Дети вместе с бабушкой Забавой исполняют песню «Улыбка». После этого беседует с детьми о том, что без друга одиноко, с ним вместе интересно играть, он всегда придет на помощь. Затем проводится игра «Назови друга ласково». Дети, стоя в кругу, передают друг другу сердечко и ласково называют друга по имени. Первой начинает бабушка Забава. Затем бабушка Забава предлагает детям взять друг друга за руки и почувствовать тепло друзей под слова:

У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

А сейчас я всех вас приглашаю отправиться по сказочному лесу.

Воспитатель заранее расставляет декорации (елочки, кустики...). Сказочный

лес необычен, в нем много таинств и сюрпризов. В грамзаписи звучит пение птиц, шум леса и т. д. После этого бабушка Забава обращает внимание детей на мешок, который лежит под елкой:

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок - то не простой,

Он волшебный - вот какой!

Предлагает детям развязать мешок (причем нужно сделать так, чтобы дети не справились с этим). Далее говорит, что волшебный лес приготовил им сюрприз: мешок развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку:

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю, зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Дети отгадывают сказку, и мешок развязывается. Бабушка Забава говорит, что в нем спрятаны герои сказки. Проводится игра «Опиши игрушку», в ходе которой каждый ребенок описывает характерные особенности каждого героя из сказки «Теремок».

По окончании игры, когда из мешочка появятся все герои, бабушка Забава просит догадаться, из какой сказки эти герои. Обращает внимание детей на мешок, он похож на рукавичку. Незря герои сказки спрятались в рукавичке, потому что лучше домика им не найти. Ведет беседу с детьми по содержанию сказки «Рукавичка».

По окончании беседы, бабушка Забава предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять - Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная»

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Ответы детей - изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.

Бабушка Забава достает из мешка «рукавички» костюмы и предлагает догадаться, какому герою принадлежит костюм и в какой сказке они все живут. После этого дети выбирают, по желанию, костюм понравившегося героя. Проводится драматизация сказки «Теремок».

В поле, вблизи леса, стоит теремок. Выходит ведущий под зонтиком.

Ведущий:

Промчалось лето красное,

Настали дни ненастные.

Нет, сыровато под дождем,

(показывает на теремок)

А вот сухой отличный дом.

Он, право слово, неплохой,

Но до сих пор стоит пустой.

Ему хозяин очень нужен...

(оглядывается)

Кто это шлепает по лужам?

К теремку подходит Мышка.

Мышка:

Как я промокла под дождем!

А вот стоит чудесный дом.

(обходит теремок кругом)

Никто здесь, видно, не живет.

А может, мне...

Ведущий: Смелей, вперед,

Взбирайся, Мышка, на крылечко,

Все уберешь, затопишь печку,

Тут будешь жить да поживать.

Неплохо перезимовать. В тепле, когда метель бушует.

Мышка: Сейчас я все здесь уберу,

Помою окна поутру.

Появляется Лягушка. Она замечает избушку и направляется к ней.

Лягушка : Какая славная избушка!

Стучит лапкой в дверь.

Мышка : Кто там Лягушка: Да это я, Лягушка!

Мышка выходит на крыльцо. Скажи, не хочешь ли пожить со мною в этом теремке?

Лягушка: Согласна.

Вместе: Мы зиму проведем прекрасно,

Попьем чайку - да за уборку,

Мышка : Я в уголке нашла ведерко.

Лягушка: В лесу я веток наберу,

Пообдираю с них кору,

Свяжу отличную метелку.

Лягушка и Мышка хлопочут, убираются, суетятся. Они: то забегают в теремок, то делают что-то на улице, то выглядывают в окошко.

Ведущий : Лягушка с Мышкой за уборку. Так дружно, весело взялись,

Что очень быстро убрались.

Сияет окнами избушка.

Они пекут блины да плюшки.

Вдвоем им весело живется,

Вон над трубой дымок как вьется.

По полю бежит Заяц. Он подбегает к теремку и заглядывает в окошко. Стучится.

Заяц: Кто в теремочке живет?

Мышка: Это я, Мышка-норушка.

Лягушка: А я Лягушка-квакушка.

Заяц: А не найдется ли местечка?

Любой работы не боюсь.

Пройдет зима, весна настанет,

На огороде снег растает,

Я грядки пышные вскопаю,

Воды студеной натаскаю.

Вместе: Что ж, нам такой помощник нужен,

Заходи скорее в дом,

Жить будет веселей втроем!

Заяц, Мышка и Лягушка дружно хлопочут, помогая друг другу.

Ведущий: Опять проходит день за днем,

И в теремке теперь втроем, живут Лягушка, Заяц, Мышка,

Щи варят, пироги да пышки пекут. К зиме они готовы,

Ухожен теремок, как новый.

Появляется Петушок с гармошкой. Он шагает по дороге и поет песенку.

Песенка Петуха : Куда дорога приведет

Меня - не знаю сам,

Я не спеша, иду вперед, по рощам и лесам.

Ведущий: Эй, Петя, Петя, погоди!

Избушку видишь впереди?

Скорей в окошко постучи.

Погреться пустят на печи.

Накормят пирогами,

Там встретишься с друзьями.

Петушок: Ой, теремок! И в нем друзья,

Сбывается мечта моя.

И, правда, постучу в окно,

Устал, и отдохнуть давно Мне хочется чайку попить, да посидеть, поговорить.

(Петушок подходит к избушке и стучится в окошко). Кто в теремочке живет?

Звери отвечают.

Петушок: Я это, Петя-Петушок!

Вместе: Входи скорей, за стол садись.

Лягушка: А хочешь, оставайся жить,

Мы будем вчетвером дружить.

Все заходят в теремок.

Ведущий : Так и зажили вчетвером,

Теперь весельем полон дом.

Ведь каждый вечер у окошка Петух играет на гармошке,

Танцуют Мышка и Лягушка,

А Зайка хлопает подружкам.

Шагает Медведь и прямо к теремку.

Медведь: Что это тут за теремок?

В окошках свет, идет дымок.

Я тоже жить в таком хочу,

Сейчас в окошко постучу.

Медведь стучит в окно. Из окошка выглядывает Петушок, Мышка, Заяц и Лягушка выходят на крыльцо.

Медведь : Друзья, я с вами жить хочу.

Все звери : Но в доме нашем тесновато.

Медведь : Я втиснусь как-нибудь куда-то,

Постелите на чердаке.

Петух: Что ж, и его пустить придется.

Медведь (лезет на крышу)

Под тяжестью Медведя теремок кренится и разваливается.

Все звери : Зима уже, а ты наш дом сломал, Куда теперь пойдем? Медведь: Простите, я ведь не нарочно.

Петушок: Давайте строить новый дом!

Мышка, Лягушка, Заяц, Петушок и Медведь принимаются за работу. Они дружно строят новый теремок.

Ведущий : И новый теремок на диво

Построят быстро и красиво!

Да станут жить и поживать,

Прохожих в гости зазывать!

Затем все дети встают в круг, и сказка завершается словами.

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья. Под веселую музыку дети исполняют танец.

По окончании воспитатель и бабушка Забава хвалят детей за исполнительские умения:

Артистами ребятки побывали. И сказочку ребята показали...

Артисты были очень хороши,

Похлопаем друг другу, малыши!

Бабушка Забава прощается, обещая, еще прийти в гости, к ребятам.

Таня Плотникова

Задачи :

Активизировать речь детей в игре - драматизации, используя слова и выражения из сказки ; учить строить ролевой диалог, уметь согласовывать свои действия с действиями других героев; обогащать словарный запас детей;

- развивать творческое воображение, эмоции и чувства;

Воспитывать доброжелательность, симпатию друг к другу, интерес и любовь к театрализованным играм.

Оборудование : магнитная доска,ширма с крышей, заранее подготовленные карточки для загадок, магнитофон (для музыкального сопровождения героев в сказке , цветок, корзина с книгой сказок , костюмы героев сказки «Теремок» .

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках,в костюмах для сказки .

Организационный момент.

Воспитатель : – Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель : дети встали у стульчиков,взялись за руки и сделали большой круг. «Волшебный цветок»

В/д : -Вот мы встали все в кружек, вот он сказочный цветок , вот мы в сказочном саду , здравствуй на волшебный друг.

В/д : -В мире много сказок есть ,всех их не перечесть, ты нам дверцу пре открой сказку нас возьми с собой . Лепесточки полетели,а мы на стульчики тихо-тихо сели.

Воспитатель : - Ребята,нам из леса прислали волшебную корзину


Воспитатель : - А что же в этой корзине лежит?

Дети : - Книга.

Воспитатель : - А в книге у нас сказки интересные-интересные, но что бы попасть в мир сказок ,мы с вами совершим путешествие, дорога будет долгая, трудная,а перед дорогой нам нужно подкрепиться.

Воспитатель : гимнастика лица.

Толстые внуки приехали в гости (надуть щеки)

С ними худые, кожа да кости (втянуть щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбнулись)

Поцеловать их всех потянулись (губами поцелуй)

Губы сожмем и рот прополощем

И самовар пыхтит что есть мочи (надуваем щеки и выпускаем воздух)

Блюдца поставим,наложат блины нам (достаем язык)

Блинчик жуем, свернем и прикусим

Вкусный был завтрак,мы губки оближем.

Воспитатель :

Подкрепились,молодцы.

Разгадываем загадки :

Воспитатель :

Хвост пушистый,мех золотой,в лесу живет в деревне кур крадет -это (Лиса)

Зимой спит,летом ульи воротит -это (Медведь)

Кто зимой холодный, ходит голодный – это (Волк)

Через поле на прямик скачет белый воротник - это (Заяц)

Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка - это (Лягушка)


Воспитатель : - Молодцы ребята, разгадали все загадки. Двигаемся дальше.

Ребята, а в сказочном лесу происходят чудеса на дороге (Встали в круг)

В/Д : -Были мы ребятами,стали мы мышатами (по кругу как мышки пи-пи)

Были мы мышатами,стали лягушатами (присели,прыгаем ква-ква)

Были мы лягушатами, стали мы зайчатами (прыгаем)

Были мы зайчатами, стали мы лисятами (тихо на носочках, руки перед грудью,показываем пушистый хвост)

Были мы лисятами, стали мы волчатами (вытянутые руки,хлоп –хлоп)

Были мы волчатами, стали мы медвежатами (переваливаемся с ноги на ногу)

Были мы медвежатами,стали мы ребятами (сели на стульчики)

Воспитатель : - Где живут все звери?

Дети : - В лесу.

Воспитатель : - А какие это животные?

Дети : - Дикие.

Воспитатель : - А почему они дикие?

Дети : - Они живут в лесу.

Воспитатель : - Ребята, а из какой сказки пришли все эти герои? На магнитной доске обобщает всех героев (мышь, лиса, заяц, волк,лягушка, медведь) .

Дети : - Теремок.

Воспитатель : - Давайте мы с вами,вспомним, расскажем и покажем . Сказка «Теремок» начинается (музыкальное сопровождение к каждому выходу героя) .










Воспитатель : - Ребята, а кто первый нашел теремок?

Дети : - Мышь.

Воспитатель : - А кто последний?

Дети : - Медведь.

Воспитатель : - Ребята,а почему они всех приглашали в теремок жить?

Дети : - добрые, гостеприимные, хорошие, дружные.

Воспитатель : - Ребята,а как мишка поступил,хорошо или плохо?

Дети : - Плохо.

Воспитатель : - Ребята,а мишка исправил свою ошибку?

Дети : - Да.

Воспитатель : - Мы с вами выполнили все задания.

Ребята,давайте с вами построим свой теремок (взялись за руки)

Воспитатель : - В чистом поле теремок, он не низок (садимся)


Не высок (встаем)

Звери разные там жили, жили дружно (круг замыкается, соединяемся) не тужили,

Там и мышка,там лягушка,зайчик с лисонькой подружкой, там и волк зубами щелк, в дружбе они знали толк (ходим по кругу,

Мишка косолапый, раздавил он теремок своей огромной лапой (руки сжать в кулак и стучать кулак об кулак)

Звери очень испугались,поскорее разбежались (на стульчики)

А потом собрались снова,чтоб построить терем новый (вкруг, за руки,руки вверх подняли)

Воспитатель : - Мы с вами будем дружными,добрыми и хорошими.

Воспитатель : - (Дети встали в круг) Вот мы в сказке побывали ,поучились,поиграли и героям помогали и заданья выполняли,скажем дружно - До свидания.

Публикации по теме:

«Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе «Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе Образовательная область: «Познание».

Конспект занятия по развитию речи со второй младшей группой «Путешествие в сказку» Цель: Активизировать и обогатить двигательный опыт. Задачи: Образовательная: формировать умение детей правильно строить ответ на вопрос,.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в Сказку» НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ» программное содержание: учить детей произносить ролевые диалоги,.

Открытое занятие по развитию речи с элементами экологии во второй младшей группе «На птичьем дворе» Открытое занятие по развитию речи с элементами экологии во второй младшей группе «На птичьем дворе» Цель: Воспитывать у детей познавательный.

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие в страну игрушечных домашних животных и птиц» Задачи: Развивать речь детей и мелкую моторику рук, уточнить представление о домашних животных, их внешнем виде и питании. Воспитывать доброе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Путешествие в осенний лес» Тема «Путешествие в осенний лес» Задачи: 1) упражнять детей в правильном употреблении в речи пространственных предлогов НА, ПОД, ПЕРЕД,.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе к конкурсу «Воспитатель года» Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора в младшей группе «В гостях у козочки рогатой» Составила воспитатель.

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши» Самарская область, г. Новокуйбышевск, ГБОУ ООШ №19 с/п "Детский сад "Аист" Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Домашние.

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе Путешествие в сказку «Теремок» Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: Путешествие в сказку. Цель занятия: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного.

Открытое занятие в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Расскажем Шапокляк о дружбе» В. : Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно? (показывает на конверте рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Библиотека изображений:

Представленный конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе позволяет реализовать несколько образовательных и воспитательных целей, а именно:

  1. Научить составлять простое словесное описание знакомых игрушек.
  2. Развивать повествовательную речь, умение использовать предлоги.
  3. Добавить в активный словарь описательные прилагательные.
  4. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Методические приемы

В ходе занятия используются следующие методические приемы:

  • Последовательное формирование алгоритма описания предметов
  • Организованные коллективные речевые игры
  • Игрушки, раздаточные карточки
  • Сюрпризный момент

Материал

  • Петрушка
  • игрушечные звери (заяц, белка, медведь, бобер)
  • карточки для игры с предлогами (с изображениями животных в лесу)
  • корзинка
  • разрезные картинки (парные, с отличиями) «Игрушки»

Ход занятия

Вводная часть

Звучит запись веселой плясовой мелодии.
Педагог надевает игрушку-бибабо Петрушку на руку, затем читает стихотворение:

На гармошке кто играет,
Всех ребяток собирает?

Петрушка:

На гармошке я играю,
Всех ребяток собираю.

Дети рассаживаются по местам, здороваются с Петрушкой.

Игра: «Познакомимся!»

Воспитатель предлагает детям не просто поприветствовать Петрушку, а сыграть с ним в веселую игру: Петрушка что-то расскажет о себе, а ребенок, к которому он обращается, – о себе.

Педагог говорит: «Петрушка хочет познакомиться: узнать не только ваше имя, но что-то еще. Тот, чье имя он назовет, сможет поговорить с нашим веселым гостем, ответить на его вопросы.» Затем воспитатель разыгрывает пример диалога (с Петрушкой и еще одной куклой).

Петрушка: «Привет, Оля! Меня зовут Петрушка, у меня светлые волосы. А у тебя?»

Кукла Оля: «Привет, Петрушка! Меня зовут Оля, у меня волосы темные».

Петрушка может задавать вопросы про («На мне красная рубашка, а на тебе?»), любимое блюдо («Я люблю макароны с сыром, а ты?») или сказку «»Моя любимая книжка - про трех поросят, а твоя?», домашнего питомца («У меня дома живет хомячок, а у тебя?») .

Вопросы лучше подготовить заранее, в данный конспект занятия включены только несколько примеров. Педагог должен составить вопросы, учитывая интересы, склонности своих воспитанников, так они охотнее, полнее будут отвечать на них.

Артикуляционная гимнастика

Педагог просит детей показать Петрушке , которая помогает красиво говорить. Все выполняют упражнения, выученные ранее. Можно использовать любой комплекс, рекомендованный ФГОС для данного возраста. Если вы проводите открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе, то стоит использовать карточки-подсказки с рисунком-символом для каждого упражнения.



Дыхательная гимнастика

Воспитатель: “А теперь Петрушка хочет поиграть с воздушным шариком. Надуем для него большой красивый шар”.

Дети набирают много воздуха, а потом медленно выдыхают его, с разными свистящими и шипящими звуками (С, З, ).

Все занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада должны обязательно включать оба этих вида гимнастики.

Игра «Подскажи мне!»

Педагог достает красный воздушный шар и красный мяч. Она показывает детям один из предметов, затем называет любое его свойство (цвет, размер, вес, материал), говоря: «Шарик - легкий, а мяч – ……?». Дети должны подобрать нужное слово (тяжелый). Тот, кто первым правильно назвал подходящее прилагательное, ловит брошенный ему мяч, а затем возвращает его взрослому. Потом воспитатель кидает мячик тому ребенку, который отвечает на следующий вопрос: «Шарик - большой, а мяч – ….?».

Игра «Подержи и передай»

Воспитатель берет в руки шар, называет одно из его свойств, которые только что были перечислены. Затем передает шарик ближайшему к ней ребенку, предлагая сказать про шарик что-то еще, ответить на вопрос «Какой он?». Шарик дети передают по кругу, перечисляя его характеристики. Затем игра повторяется с мячом. Именно в динамичных играх развитие речи в детском саду проходит наиболее успешно.

Физминутка “Как же мы играли!”

Как же - как же мы играли?
Шарик вместе надували, (изображаем надувание шарика)
На скакалке поскакали, (прыжки на месте)
Дом из кубиков собрали, (приседаем - поднимаемся)
Покружились как юла, (кружимся на месте)
А теперь и ночь пришла! (все зажмуриваются)

Игра «Кто же спрятался в лесу?»

Перед педагогом на столе стоят игрушечные звери. Среди них может оказаться и лесная птичка, хорошо знакомая детям. Один ребенок выходит к столу, встает к игрушкам спиной. Взрослый показывает одну фигурку и просит детей по очереди сказать:

Какой у нее хвостик?
Какие у зверюшки ушки?
Где она живет?
Что любит есть?

Дети отвечают на вопросы по очереди. Ребенок у стола слышит описание игрушки, пытается ее угадать. Если он справился, то зверь «убегает в лес», если нет - остается на столе.

Если занятие по развитию речи проводится во 2 младшей группе, то важно подобрать пары животных одного цвета (лиса-белка, медведь-бобер, заяц-волк). Дети должны иметь возможность ориентироваться не только на цвет игрушки, отгадывая персонажа.

Игра «Кто где спрятался?»

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены звери в лесу. Педагог просит каждого ребенка назвать то место, где спрятался его зверь, используя специальные слова-помощники: в, под, над, между, за, перед, у, около, рядом.

Игра «Игрушечный магазин»

Педагог говорит детям: «А теперь мы с вами отправляемся в игрушечный магазин. Поедем на паровозике: все встают в круг, друг за другом. Педагог читает стихотворение, дети повторяют звукоподражания:

Едет-едет паровоз: оз-оз, оз-оз.
Все вагончики бегут: ут-ут, ут-ут.
Проезжаем ручеек: ек-ек, ек-ек.
Пробежал бурундучок: чок-чок, чок-чок.
Пролета вдруг сова: вааааа, вааааа.
Вот уже и наш вокзал: ал-ал, ал-ал.

Все снова рассаживаются по своим местам, игра продолжается. Педагог говорит, что все приехали в игрушечный магазин, где нужно выбрать подарки для Петрушки. Она говорит: «Давайте найдем здесь игрушки и понарошку положим их в эту корзинку». Корзину передают по кругу, дети перечисляют названия игрушек. Далее воспитатель предлагает отправить в корзинку апельсин или огурец, молоток или сапоги, подводя детей к необходимости отделить «игрушки» от «не игрушек».

Жукова Надежда

Цель:

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.

Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Закрепить знание сказки Репка.

Развивать связную речь детей.

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей - пирожки.

Ход занятия:

Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.

В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой

Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх

Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.

Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).

Дети: Письмо.

Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста» .

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

слон большой, а мышка - маленькая

Кубик квадратный а мяч- круглый

Лук горький, а торт - сладкий

Волк злой, а зайчик - добрый

Скамейка низкая, а забор - высокий

Зимой холодно, а летом - тепло

Днем светло, а ночью - темно

Мишка мягкий, а кирпич – твердый

(дети по очереди становятся в паровозик)

Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Воспитатель: Поехали.

(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

Воспитатель: ребята кто это у нас тут?

Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)

А ворона где сидит? (Под деревом)

А как кричит ворона? (Кар-кар)

Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?

Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Дети: собака .

Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка) .

Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)

Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?

Дети: (варианты ответов) Репка .

Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?

Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку )

Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()

У нас еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.

Дети: кошка.

Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)

Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька ) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая ).

Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?

Дети: кс-кс-кс.

Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.

Дети: (варианты ответа) мышка.

Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!

Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька )

А как пищит она?

Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.

(звучит тревожная музыка, гром, молния)

Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.

(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)

Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)


Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение - вкусные пирожки. Угощайтесь!

Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна

Открытое занятие по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Путешествие с коровкой».

Описание работы : Итоговое занятие по развитию речи на тему «Домашние животные». Данное занятие позволит детям закрепить знания и представления о домашних животных и детенышей, их внешнем виде, особенностях образа жизни, питания, строения тела.

Цель: Создание социальной ситуации для закрепления знаний и представлений о домашних животных.

Задачи:
· Создать условия для закрепления у детей представлений о домашних животных и их детенышей: курочке, петухе и цыплятах, корове и теленке, утке и утятах, собаке и щенках, кошке и котятах, их внешнем виде, особенностях образа жизни, питания, строения тела.
· Сформировать представления детей об осени, как времени заготовки запасов на зиму.
· Закреплять умения узнавать и называть цвета.
· Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
· Стимулировать использование детьми в активной речи слов “тёплый”, “мягкий”, “пушистый”.
· Побуждать к высказываниям в виде полных предложений.
· Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Формы работы: индивидуальные, групповые (фронтальные).

Методические приемы: заинтересовывающий момент, беседа, постановка проблемного вопроса, физкультминутка, дидактическая игра, звукоподражания, пальчиковая гимнастика, чтение считалочки, подвижная игра.
Наглядно-дидактические пособия: «Домашние животные».

Материал: коровка (кукла на руку), карточки с домашними животными (собака, щенок, утка, утята, корова, теленок, кошка, котенок, курица, петух, цыплята), коробочка с домашними животными - игрушками и едой для них (собачка, курочка, кролик, косточка из пластилина, зернышки, морковка).

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе», заучивание наизусть считалочки «Во двор идем гулять», физкультминутки «По ровненькой дорожке», подвижной игры «Теленок».

Ход занятия.

Воспитатель:
- Все садитесь рядком,
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня пошла,
И коровку встретила.
Коровка: - Здравствуйте, ребята! (Воспитатель говорит от имени коровки.)
Дети: - Здравствуйте!
Коровка: - Мне очень грустно потому, что у меня нет друзей.
Воспитатель : - Дети, а мы можем помочь коровке найти друзей?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Посмотрите, какая коровка?
Дети: - Красивая, белая.
Воспитатель: - Как кричит?
Дети: - Мууу….
Воспитатель: - Что у нее есть? Покажите?
Дети: - Рога, копыта, хвост, ушки, глазки.
Воспитатель: - Какие рога?
Дети: - Короткие.
Воспитатель: - Какой хвост?
Дети: - Длинный.
Воспитатель: - Какие глазки?
Дети: - Маленькие.
Воспитатель: - Что коровка дает?
Дети: - Молоко.
Воспитатель: - Молодцы! Как вы много знаете про коровку. А теперь отправимся искать ей друзей?!
Физкультминутка «По ровненькой дорожке»(Дети выполняют движения по тексту)
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу – прыг. Через ямку – скок.
Бух – упали. Куда же мы попали?
Шли мы, шли. В бабушкин двор пришли.
Воспитатель: - Посмотрите кого мы нашли в бабушкином дворе. Животные потерялись и не могут найти своих деток. Давайте найдем. (Дети по одному находят на карточках животных, выставляют на доске и называют кто это: собаке –щенка, утке – утят, курочке – цыплят и петушка, коровке – теленка, кошке - котенка).
Дидактическая игра «Собери семью»
Воспитатель: - Ребята, вы хорошо потрудились. Всем нашли семью. А как лает собачка? (дети – гав, гав) Как крякает утка? (кря-кря) Как курочка квохчет? (ко-ко-ко) Петушок? (ку-ка-реку) Цыплятки? (пи-пи-пи) Кошка? (мяу).
Воспитатель: - Поиграем с пальчиками с вами.
Пальчиковая гимнастика «Семья» (дети загибают пальчики по очереди от большого и проговаривают).
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: - Вот сколько мы друзей нашли для коровки. Сколько мы нашли друзей коровке?
Дети: - Много друзей!
Коровка: - Спасибо, ребята вам! Я так рада новым друзьям.
Воспитатель: -Пойдем дальше. Может мы еще найдем друзей.
Считалочка «Во двор идем гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (шагаем на месте)
Мы во двор идем гулять.
Там животных повстречаем (хлопаем)
И, конечно, всех узнаем.
Справа бык (рукой направо)
Большой, как дом, (руками вверх – делаем домик)
Слева – гусь (рукой налево)
Шипит на нас ш-ш-шш.
А когда мы все устали,
На лошадке поскакали (цокаем языком и держим вожжи).
Воспитатель: - Ой, посмотрите – коробочка. Посмотрим кто в ней спрятался! (воспитатель достает по очереди животных и ставит на стол).
Дидактическая игра «Накорми животных»
Педагог достаёт из корзинки игрушку – собачку.
Воспитатель: - Посмотрите, какая собачка! Какого цвета у нее шубка? (Дети отвечают - Белая, желтая.) Разноцветная шубка.
- Какая у нее шкурка? (Мягкая. Тёплая. Пушистая.)
- Какие ушки? (Короткие.)
- Какой хвостик? (Маленький. Длинный.)
Воспитатель: - Давайте угостим собачку чем – нибудь вкусным. Что она любит есть? Вот у меня в корзине зернышки, морковка, косточка. Что дадим собачке? (Дети отвечают: косточка).
Воспитатель: - она очень рада угощению и замахала хвостиком. Как машет хвостиком собачка? (Упражнение “Хвостик”: движение языка влево и вправо.)
(Воспитатель достает кролика)
Воспитатель: - Посмотрите, какой кролик! Какого цвета у него шубка? (Серая.)
- Какая у него шкурка? (Мягкая. Тёплая. Пушистая.)
- Какие ушки? (Длинные.)
- Какой хвостик? (Маленький. Короткий.)
Давайте угостим кролика чем – нибудь вкусным. Что он любит есть? (Дети – морковку!)
(Педагог достаёт из корзинки игрушку – курочку).
Воспитатель: - Посмотрите, какая курочка! Какого цвета у нее перышки? (Серые, желтые.)
- Какие у нее перышки? (Мягкие. Пушистие.)
- Какой хвостик? (Маленький. Короткий.)
Давайте угостим курочку чем – нибудь вкусным. Что она любит есть? (Дети отвечают - зернышки.)
Воспитатель: - Ребята, а какие это животные домашние или дикие? Почему? (Дети отвечают.)
Дети: - Домашние.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Домашние животные живут во дворе у человека или дома.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! А кто заготовил запасы домашним животным?
Дети: - Папа, мама, дедушка.
Воспитатель : - Правильно. Люди готовят запасы и кормят домашних животных. А когда заготавливают морковку, капусту для кролика?
Дети: - Осенью. На огороде собирают урожай.
Воспитатель : Вы такие молодцы!! Еще нашли для коровки друзей. Давайте поиграем с коровкой. Вы будете телята – детки коровки.
Подвижная игра «Теленок»

Я рогатый, (рожки показываем пальчиками)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Я хвостатый, (за спину руку – хвостик показываем)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Я ушастый, (ушки из ладошек)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Очень страшный, (рожки показываем пальчиками)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Испугаю, (топают)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Забодаю. (бодаются)
Воспитатель: - Молодцы, как весело мы поиграли с коровкой!
- Поиграли и с домашними животными. Вы сегодня помогли коровке найти много друзей. А теперь коровке пора прощаться!
Коровка: - Спасибо, ребята! До свидания!
Дети машут: - До свидания, коровка!