Пенсия или работа новый закон в беларуси. Пенсионная реформа в Беларуси: есть минусы, но есть и плюсы

13.04.2019

и как это будет

11 апреля 2016 года свершилось то, что белорусы активно обсуждали в последние несколько месяцев: . Безусловно, население с негодованием восприняло это нововведение, однако власти утверждают, что не все так плохо и для применения данной меры имеются все основания. Подробнее о пенсионной реформе, а также о цифрах в сфере пенсионных затрат рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков корреспонденту БелТА .

1. С 1 января 2017 года пенсионный возраст повышается для мужчин до 63 лет , для женщин – до 58 лет (повышение будет происходить раз в год на 6 месяцев ).

2. Согласно указу, сохранена 5-летняя разница пенсионных порогов для мужчин и женщин. Как отметил замминистра, при выборе данного варианта власти ориентировались на , а также на некоторые положения национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Кроме того, наблюдается постепенное увеличение продолжительности жизни мужчин, поэтому сокращать гендерный возрастной порог власти отказались.

3. Ежегодно пенсионная реформа будет затрагивать около 100 тыс. человек .

4. Вот как будет работать нововведение на практике :

– для женщин

– для мужчин

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если работник просрочит свое обращение, то право на пенсию ему будет предоставлено через 6 месяцев, т.е. с учетом нового роста пенсионного возраста.

5. На сегодняшний день в стране 2 млн. 354 тыс. пенсионеров , ежегодно их количество увеличивается более чем на 40 тыс. человек .

К 2018 году в Беларуси могло бы быть 2 млн. 445 тыс. , на выплату пенсий которым пришлось бы дополнительно изыскать 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение. В 2019 году на пенсии понадобилось бы уже больше дополнительных денежных средств – 5,2% от сегодняшних пенсионных расходов, а в 2020-м – 6,9%.

6. По мере роста пенсионного возраста будет в соответствующем размере увеличиваться и предпенсионный возраст (на данный момент для женщин он составляет 53 года, для мужчин – 58 лет).

Замминистра отметил, что возрастные границы охранных норм для работников предпенсионного возраста также увеличатся. Например, согласно указу № 180 контракты с мужчинами и этой категории должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

7. Повышение пенсионного возраста не приведет к напряженности на , поскольку ранее большинство пенсионеров после назначения пенсии и так продолжали работать. В среднем люди оставались в «рабочем» состоянии еще 5 лет после достижения возраста Х. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров , или 25% от их общей численности.

8. Действующие пенсионные льготы сохранятся . В частности, это касается льгот по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст льготников будет увеличиваться соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста.

9. Ожидаются следующие результаты от повышения пенсионного возраста:

– численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн. человек);

– число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%);

– удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

10. Замминистра подчеркнул, что белорусская пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям :

– соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ);

– постепенно увеличивается соотношение пенсий и пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня – менее 1%;

– на выплату пенсий в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

11. Одной из главных причин , подтолкнувших власть к , стало изменение демографической ситуации в стране за последние годы, а именно:

– выросло количество пенсионеров. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения «подскочил» с 13,6% (1960 год) почти до 25% (2015 год). К 2030 году он составит 30%.

– снизилась численность населения в трудоспособном возрасте. С 2017 по 2020 годы численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста). Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер.

– ярко выражена позитивная тенденция роста в Беларуси.

С учетом данных показателей власти считают, что важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и «зафиксировать» (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий и избежать чрезмерной нагрузки на молодое поколение по содержанию пенсионеров.

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :

Председатель федерации профсоюзов Михаил Орда. Одно из решений — ввести перерасчет пенсий работающим на заслуженном отдыхе белорусам. Профсоюзы также предлагают пересмотреть контрактную систему найма работников и увеличить заработную плату в некоторых сферах.

Напомним, ранее профсоюзы правительство за продолжающийся рост цен и тарифов на товары и услуги для населения, который не сопровождается адекватным ростом его доходов.

— Мы настаиваем на необходимости перерасчета пенсий работающим пенсионерам. Сегодня с их заработной платы взимаются отчисления в Фонд социальной защиты населения, но перерасчет пенсии при этом не производится. На наш взгляд, это несправедливый подход, и он должен быть изменен, — заявил Михаил Орда.

По его словам, профсоюзы также настаивают на более широком применении договоров добровольного страхования дополнительных пенсий.

— Указом главы государства рекомендовано нанимателям независимо от формы собственности активно применять такие механизмы поддержки людей. Примеры такой работы сегодня уже есть. Но, на наш взгляд, их недостаточно. В связи с этим мы будем выносить данный вопрос на следующее заседание Национального совета, чтобы наниматели активнее включались в эту работу и вносили такие положения в коллективные договоры, — отметил Михаил Орда.

Скрытые сокращения и контракты

По словам Михаила Орды, профсоюзы неоднократно поднимали проблему «скрытого сокращения» и настаивали на необходимости усиления мер защиты работников, занятых на контрактной форме найма.

— И сегодня мы видим, что, к сожалению, эта проблема остается актуальной. Наниматели по-прежнему используют контрактную форму найма для решения вопросов «оптимизации» численности. Контракты массово заключаются на самый короткий срок. В некоторых организациях процент контрактов, заключаемых с работниками на 1 год, составляет от 90% до 100%. И в случае необходимости оптимизации такие краткосрочные контракты просто не продлеваются. Причем увольняют всех без разбору, в том числе добросовестных работников, — отметил профсоюзный лидер.

Профсоюзы поднимали этот вопрос на последнем заседании Национального совета и предлагали внести нормы по защите добросовестных работников, занятых на контрактной форме найма, в Трудовой кодекс.

— После чего неоднократно обсуждали эту проблему и на рабочих встречах с министром труда, и в Палате представителей. Пока данные предложения правительство не поддержало. Для дальнейшего решения этого вопроса нам необходимо собрать системную и аргументированную информацию по данному вопросу, которая бы наглядно, на конкретных фактах и цифрах подтверждала, что данная проблема действительно актуальна для всех трудящихся, — добавил Михаил Орда. — Пока этот вопрос не будет решен на уровне законодательства, надо включать нормы о продлении контрактов с добросовестными работниками в каждый коллективный договор.

Профсоюзы отмечают, что сегодня заметно выросло число белорусов, которые выполняют работу по гражданско-правовым договорам.

— Со стороны отдельных нанимателей идет сознательная подмена постоянных трудовых отношений временными договорами. Особенно актуальна данная проблема для строительной отрасли. Мы крайне обеспокоены этой тенденцией, поскольку такая форма взаимоотношений снижает правовую защиту людей, — отмечают в федерации профсоюзов.

Михаил Орда привел пример. Так, на одном из строительных объектов работы по монтажу опалубки выполняли как штатные работники организации, так и работники по договорам подряда. То есть фактически они выполняли одинаковую работу на территории работодателя в его интересах и под его контролем. В один из дней молодой человек, который работал по гражданско-правовому договору, сорвался с высоты и получил смертельную травму. Но поскольку он не являлся членом трудового коллектива и профсоюза, его семья не получила выплат, предусмотренных коллективным договором, тарифным и генеральным соглашениями. «Мы не должны допускать подобных фактов. Надо работать на упреждение и не позволять подмены понятий в этом вопросе», — подытожил Михаил Орда.

О минимальных зарплатах

В Беларуси возникла необходимость повышения зарплаты в ряде отраслей, убежден Михаил Орда.

— На последнем заседании Национального совета мы поднимали перед правительством вопрос о необходимости повышения заработной платы ряду категорий работников бюджетной сферы. Вы знаете, что сложилась просто недопустимая ситуация. Когда люди, добросовестно отработав месяц, не получали даже минимальной заработной платы с учетом всех премий и надбавок. Правительство к нам прислушалось. Было принято соответствующее постановление — зарплата выросла в среднем на 7−15%. Вместе с тем, мы считаем эти меры недостаточными и будем дальше работать над тем, чтобы повысить заработную плату работникам бюджетной сферы в целом. В этом вопросе у нас уже есть ряд отработанных предложений, — сказал Михаил Орда.

Профсоюзы также обращают внимание на зарплаты аграриев.

— За январь-октябрь текущего года начисленная среднемесячная заработная плата в АПК составила только 556 рублей, или 70% от средней заработной платы по народному хозяйству. И это, как говорят, средняя температура по больнице. А если взять конкретные примеры, то есть много фактов заработной платы ниже минимальной в 265 рублей. Это недопустимо, чтобы люди получали за работу такие суммы. Все заинтересованные должны обратить внимание на данный вопрос. И внимательно посмотреть, в чем реальная причина такого положения, — отмечают в федерации профсоюзов.

Доходы не успевают за ценами

— На протяжении года мы внимательно анализировали ход выполнения действующего Генерального соглашения. К сожалению, не все договоренности сегодня выполняются. Особенно нас беспокоит тот факт, что рост цен и тарифов опережает рост зарплат и других доходов населения. И на последнем заседании Национального совета в октябре текущего года мы очень жестко поставили перед правительством вопрос о необходимости соблюдения достигнутых договоренностей. И предложили внести изменения в положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, — сказал Михаил Орда. — Хочу сказать, что этот вопрос решался очень непросто. Но все же нам удалось убедить наших партнеров в необходимости усиления ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Сегодня уже подготовлен проект указа главы государства, которым будут внесены соответствующие дополнения и изменения в данное положение.