Конспект занятия на тему ежик. Конспект занятия «ёж» во внеурочной деятельности фгос. Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ёжика»

26.09.2019

Оборудование:

Массажные колючие мячики и щетки.
Игрушка «Ежик».
Вырезанные из картона силуэты ежика.
Грибы (большие и маленькие), листья, шишки, яблоки.
Аудиозаписи: «Колыбельная» Моцарта, песня «Маленький ежик».
Соленое тесто, фасоль.
Пластиковые тарелочки, пальчиковые краски.
Зубочистки, слепленные из пластилина ежики.
Картинки с изображением зайца, кота, ежа.

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Загадка»

Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел сегодня к нам в гости.

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ёжик)

Игровой массаж «Ходит ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(Массажным колючим мячиком катаем по ножкам, ручкам, туловищу)

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
(То же самое с помощью шишки)

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Бежал ежик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ежика. Положите листик сверху на ежика. Подул ветер и сдул листик. Слетел листик с ежика. Вот так.

Давайте устроим ежику постельку. Положите лоскуток на пол, на лоскуток сверху уложите ежика. А сверху укройте ежика одеялом. Спи ежик, а мы споем тебе песенку. Песенку-колыбельную.

Слушание музыки «Колыбельная Моцарта»

Воспитатель включает аудиозапись.

Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ежика»

Дети украшают тарелочку пятнышками, располагая их по краю круглой формы, не заходя во внутренний круг. Вот какая красивая тарелочка есть теперь у ежика.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

И грибок нашел.
(Каждый ребенок берет грибок)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Шишку он нашел.
(Каждый ребенок берет шишку)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Листик он нашел.
(Каждый ребенок берет листик)

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Посмотрите, сколько грибов выросло в лесу после дождя. Есть грибы большие, есть маленькие. Давайте соберем много грибов, но разложим их в разные корзинки: большие грибы - в большую корзинку, а маленькие грибы - в маленькую корзинку.

Дима шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз - большой грибок,
Два - маленький грибок,
Положи их в кузовок.

Рисование карандашом «Иголки для ёжика»

На контурном изображении ежика дети рисуют иголки - короткие линии карандашом.

Динамическая пауза «Ёжик»

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша.
Тихо листьями шурша.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
(Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф»)

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
(Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»)

Ежик надувает и сдувает щеки.
(Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у»)

Когда ежик устанет...
(Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а»)

Язычок высовывает...

(Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении)

Ежик вдруг начал зевать...
(Имитируют зевание)

Не пора ли с ним играть?

Упражнение «Иголки для ежика»

Воспитатель показывает детям щётку и предлагает потрогать её.

Какая щетка на ощупь? Колючая. Иголки ёжика такие же колкие.

В пластилинового ежика дети втыкают зубочистки.

Дидактическая игра «Найди ежика на картинке»

Среди картинок с изображением зайца и кота, дети выбирают картинку с изображением ежа.

Лепка из соленого теста «Пирог с фасолью»

Из кусочка теста шарообразной формы дети делают лепешку (придавливая ладошкой сверху). Затем сверху вдавливают в лепешку фасоль.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию воспитанников №20 «Подснежник»
городского округа Рефтинский

Конспект
познавательно – речевого занятия для детей первой младшей группы
в игровой деятельности с песком
«Ёжик».

Составитель:
Воспитатель I квалификационной категории
Новикова Елена Алексеевна

Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: познавательно - речевое
Программное содержание:
Цель: Развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать представления детей о свойствах песка (сухой, мокрый)
формировать навыки экспериментирования с песком;
обогащать тактильный опыт детей;
активизировать словарь детей
Развивающие:
формировать у детей познавательный интерес к природе;
развивать культурно-личностные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками;
развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
побуждать детей экспериментировать;
Воспитывающие:
воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
воспитывать аккуратность;
вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Дидактическое обеспечение занятия:
-игрушки: ежик, лиса, медведь;
- песочница,
- сухой песок,
- кинетический песок
- формочки, совочки,
- счётные палочки,
- запись с голосами птиц.
- леечка с водой
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы:
- Тактильно-мышечные;
- Единый сюжет в соответствии с темой занятия;
- Разнообразные формы организации заданий.
Предварительная работа: игры с песком, разучивание русских народных потешек, стихов, разучивание песенки «Маленький ёжик», просмотр и обсуждение презентаций, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, дидактические игры.
Последовательность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Актуализация знаний детей

Организует детей, концентрирует внимание; включает детей в образовательную деятельность.
Ребята, смотрите, что это? Верно коробка, это не простая коробка – это нам прислали посылку. Вам интересно узнать, что там? Да, и мне тоже не терпится. Давайте откроем и посмотрим, что там (открывают коробку).
Как называются эти предметы? (Яблоко, гриб, картинка половинки ежа)
«Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно... (Ежик)»

Дети отвечают на вопросы педагога; договаривают; перечисляют, сосредотачивают внимание, отгадывают загадку, называют предметы

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Создание хорошего настроения
Включение в образовательную деятельность

Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к новому знанию

Включение детей в целеполагание
Организует диалог
Запись «голоса птиц».
Вы слышите, птички в лес нас приглашают, на полянку созывают.
Ставит цель
Как вы думаете, ребята, может быть ёжику нужна помощь и это он нам прислал посылку. Хватит у нас с вами сил, чтобы помочь ему, тогда в путь
Слушают, выражают собственные мысли

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.


Подвижная игра
Приглашает детей поиграть


Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.

Проблемный вопрос
Задает вопросы стимулирующие процесс мышления; создает проблемную ситуацию; вовлекает к совместной деятельности.
Кто-то нас встречает? Кто это? Шли по лесу не спеша и увидели ежа.
Кто здесь живет? А как нам познакомиться с ёжиком? Верно. Давайте поздороваемся с ёжиком: «Здравствуй, ёжик!» И спросим: «Можно к тебе зайти в гости?».
Высказывают предположения, обосновывают ответ.
Умение вступать в диалог.
Совершенствование навыков позитивной коммуникации.

Включение детей в исследовательскую деятельность
- А теперь поздороваемся с песочком. Вы ладошки положите и песочек ощутите. Он сухой или мокрый (сухой). Мягкий или твёрдый? (мягкий). Оттряхните ладошки. Вот так!
- Посмотрите, какие у ёжика колючки? (ёжик какой?)
Ежик, ёжик, мы друзья.
Дай погладить нам тебя.
Ой, какой колючий!
Что ж ты ёж, такой колючий?
«Это он на всякий случай. Знаете кто его соседи? Лисы, да медведи».
Высказывания, рассуждения детей, участвуют в групповых действиях, делятся впечатлениями,

Закрепление знаний о свойствах песка: сухой, прохладный, сыпучий, приятный, мягкий.
Закрепление понятий: «сухое - мокрое», «мягкий-твёрдый», «колючий».

Пальчиковая гимнастика
Знакомит детей с игрой, дает инструкцию; стимулирует детей к решению проблемы; Способствовать снятию мышечного напряжения. Создать условия для хорошего настроения. Учить детей получать удовольствие от игры.
- Ребята хотите научить ёжика различать следы его соседей на песке. Смотри ёжик, как зайка делает свои следы. Прыг-скок. Покажите один пальчик. Глубоко его засуньте в песок. Выпрыгнул пальчик, как зайчик. И у Саши, и у Тани пальчики глубоко ушли в песок. И так же легко прыгают. Видишь, Ёжик, какие следы у Зайки.
- Чтобы было заметно какой след оставит лисичка, я песочек выровняю. Вот Лиса Патрикеевна идёт, хвостиком виляет, свой след на песке оставляет. Смотрите, я опять одним пальчиком провожу по песочку. То в одну сторону, то в другую. Попробуйте и вы, как ходит лисичка. А ты, Ёжик видишь, какой след оставляет Лиса Патрикеевна.
- Опять выравниваю песочек, чтобы узнать какой след оставит на песке мишка косолапый. Крепко-крепко сожмите кулачки. Топ-топ, топ-топ мишка по лесу идёт. И вы как мишки походите по песочку. Видишь, Ёжик, какой след оставляет Мишка.
- А ты, Ёжик знаешь, какой след сам оставляешь? Возьмите у меня мячики. Похожи мячики на Ёжика. У них тоже есть такие колючки. Кладите мячики на песок. Ладошкой крепко придавите, а потом вперёд катите. То вперёд, то назад. Посмотри, Ёжик! Вот такой след остаётся на песке после от твоих колючек. Теперь он знает у кого, какой след, и вовремя сможет спрятаться, чтоб его звери лесные не поймали».
Действуют по образцу.
Слушают и выполняют инструкцию в игре.
Совершенствование координации движений, мелкой моторики. Ориентация на плоскости. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Подвижная игра
Ой, что-то Ёжик мне шепчет. Он предлагает нам с ним поиграть. Скорее выходите на полянку. Хотите сейчас превратиться в маленьких ежат? Теперь вы маленькие ежата, а не девочки и мальчики. Ежата будут гулять по лесу, но как только встретят лису или медведя, согнутся в клубочек и выставят свои иголочки-колючки. Ёжики гуляют прямо по полянке. А в лесу то жарко, солнце светит ярко. Птички щебечут, песни распевают. А тут, откуда ни возьмись, лиса идёт, ёжиков ищет. Скорее ёжики прячьтесь. Согнулся ёжик, иголки выставил и фырчит на лису ф-ф-ф. Испугалась лиса острых колючек и убежала. Опять ёжики гуляют. А тут медведь. Ого, где тут ёжики? А ёжик опять в клубок согнулся и фырчит. И медведь ни с чем ушёл. Были вы ежата, а теперь снова девочки и мальчики.
Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность, берут на себя роль
Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.

Продуктивная деятельность

Вовлекает детей в творческую деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы;
Что же, Ёжик, опять загрустил? С нами ему весело и хорошо? А он ведь совсем один. Нет у него друзей. Что нам делать? Как помочь ёжику?» У нас же есть песок. Сможем мы ёжику слепить друзей из песка: ёжиков? Хотите проверить?
Способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Подойдём к песку. Из сухого песка можно лепить? Как же нам быть, что можно сделать, чтобы из песка слепить? Ой, что это нам показывает ежик? А что будет, если намочить песок водой? Какой стал песок (мокрый)?
Да, ребята из мокрого песка можно лепить? А ещё у меня есть волшебный песок, потрогайте его. Он какой? Верно, сухой, а лепится, а давайте из него слепим ёжиков? Как слепить из песка Ёжиков? Беру форму и совочек, насыпаю в неё песок до самого края. Затем немного постучу, чтобы весь песок плотно засыпался. Потом переворачиваю форму, опять по ней стучу совком и снимаю. Какие замечательные получаются у вас ежата. Что-то не хватает у наших ежей (иголок). Из чего же нам их сделать? Посмотрим, что у нас есть. Цветные палочки. Выберите любого цвета палочки. Вот из них мы и сделаем колючки нашему ёжику. Какого цвета иголки у Катиного Ёжика
Вот теперь ёжик и у тебя есть много друзей. Тебе есть с кем играть. А нам пора прощаться. До свиданья, Ёжик. Мы к тебе ещё придём!
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; участвуют в эксперименте; наблюдает за преобразованием предмета; выражает собственное суждение; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свою работу; проявляют самостоятельность; осваивают свойства материала (песка), действуют с материалом по образцу, делают выбор, подбирают предметы по цвету.

Проведение опыта.
Проявляет творческую активность в процессе деятельности.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Умение делать логический вывод.
Умение следовать правилам.
Проявляет познавательный интерес.

Подвижная игра

Приглашает детей поиграть
Зашагали ножки: топ, топ, топ.
Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
Ну-ка веселее: топ, топ, топ.
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность.
Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.

Итог творческой деятельности.
Вам понравилось наше путешествие. У кого мы были в гостях? Почему Ёжик был грустный? Вы такие умнички, помогли ёжику, слепили ему друзей. Теперь он не один. Ему теперь есть с кем играть?
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе;
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы.

Heading 1 Heading 2 Heading 3 Heading 4 Heading 5 Heading 6 Heading 7 Heading 8 Heading 9Default Paragraph FontTable Normal
No ListHeading 1 CharHeading 2 CharHeading 3 CharHeading 4 CharHeading 5 CharHeading 6 CharHeading 7 CharHeading 8 CharHeading 9 Char Title Char
Subtitle Char No SpacingList Paragraph Quote Char
Intense QuoteIntense Quote Char


Приложенные файлы

Конспект интегрированного занятия на тему "ЁЖ" по предмету "Азбука вежливости" и "Умелые ручки" для дошкольников 5-6 лет. Занятие прводится в сопровождении компьютерной презентации. Итогом занятия является индивидуальная поделка ёжика из пластилина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по предмету

«Азбука вежливости» и «Умелые ручки»

Тема: «Еж»

Программное содержание:

  • Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
  • Упражняться в звукоподражании.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
  • Развить навыки работы с пластилином (раскатывание, формование, сминание, присоединение частей).
  • Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация о жизни ежей.
  • Мягкая игрушка Ёж.
  • Яблоки, вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
  • Пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни.

(Показ мягкой игрушки Ёжик).

Рассказ о жизни ежа.

Педагог (от имени ежа): Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. (1 слайд)

Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).

А вы можете повторить?

(Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. (2 слайд)

А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, (4 слайд)

учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

??? Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки?

(Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Педагог (от имени ежа): Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. (5-6 слайд)

С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу.

Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у нас очень хорошее. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

??? Почему нас называют ночными охотниками?

(Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Педагог (от имени ежа): Когда у нас, ежей, выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы. (7 слайд)

Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы ими и защищаемся, свернувшись в клубок. (8 слайд)

Чуть опасность почувствуем, сразу нужно свернутся в клубок, зашипеть и затукать, как маленький мотоцикл.

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам просто нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

??? Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

??? Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит снами зимой?

(Ответы детей). Правильно, медведь.

Педагог (от имени ежа): Ребята, если вам доведется повстречаться с моим братом, ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес , (широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную Что за зверь? ладонь над бровями, поворачиваясь при этом

Какая птица? влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо - (Руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо. (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише - (приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на

Носки)

Раз - присядка, (Присесть)

Два - прыжок. (Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке")

А лисята, как проснутся , (Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть , (Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть . (Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть . (Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Ежик вдруг начал зевать

Не пора ли с ним играть?

Игра «ВЕСЁЛОЕ БОЛОТО»

Участвуют две команды по семь человек. Участники должны добраться до финиша, перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Победителем считается тот, кто не попадёт в «болото».

Кочки имитируются кружочками .

(посадить детей обратно за столы)

Педагог (от имени ежа): А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах. Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому яблочко (конфетки) подарю.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?

2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.

3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?

4. Чем питаются взрослые ежи?

5. Почему ежей называют лесными охотниками?

6. Как ежи зимуют?

7. Назовите ежиных врагов?

8. Какие звуки умеют издавать ежи?

9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

10. Любит ли ёж купаться? (нет ) Почему? (потому что они сразу разворачиваются и становятся беззащитными )

11. Сколько цветовых оттенков различает ёж? (много, как человек )

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» ,
  • «Социально-коммуникативное развитие» ,
  • «Художественно – эстетическое развитие» ,
  • «Речевое развитие» ,
  • «Физическое развитие» .

Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира, развитие познавательного интереса, навыков в художественном творчестве.

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Расширить знания детей о ежах.

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Развивать чувство прекрасного через аппликативную деятельность и способность передать это в своей работе.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физ. минутки;
  • Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Образовательные: расширять знания детей о ежах, месте их обитания, особенностях жизнедеятельности.

Воспитательные: закреплять знания правил поведения в лесу; прививать любовь к природе; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура, совершенствовать навык работы с нетрадиционными способами аппликации; формировать композиционные умения, умение расположить части изображения в необходимом месте; развивать творческое воображение, фантазию.

Предварительная работа: чтение стихотворений и отгадывание загадок о ежах, рассматривание иллюстраций с изображением ежей.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображение ежа и ежат. Кукла ёж би-ба-бо. Картон с контурным изображением ежа, листы тонированной бумаги на каждого ребенка, ½ листа черной бумаги, клей карандаш, салфетки для рук, клеенка. 1

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это (ЁЖ)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни.

(Воспитатель показывает детям игрушку Би-Ба-Бо ЁЖИК)

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. Были мы малюсенькие и всё время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молочком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все разом, причмокивая. Вот так.

(ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ) .

А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «ПРИЧМОКИВАНИЕ»

Сначала мы – ежи были совсем голенькие и слепые. (показ картинки «маленький ёжик» )

А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие, мягкие иголочки.

Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (ответ детей)

Правильно, без иголок мы беззащитные и являемся лёгкой добычей для хищников.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Всё, что попадётся: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток и пчёл, червяков, ящериц и мышей, земляные корешки и разные ягодки.

С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топаем, под каждый листик заглядываем, переворачиваем ветки. У нас очень чуткий нос и ушки. Мы, как люди, различаем многие цвета.

А остальные звери видят мир только в чёрно белых цветах.

Ребятки, а как вы думаете, почему нас называют ночными охотниками? (ответы детей)

Правильно, потому, что мы охотимся и ищем пищу ночью.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ И ИМИТАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЁЖИК»

Покажите, как ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф» ) .

Покажите, как ёжик сердится, пыхтит.

(Дети хмурят бровки и произносят звукосочетание «пых-пых-пых» ) .

Ёжик надувает и сдувает щёки.

(дети надувают щёки, затем делают выдох с призвуком «пу-у-у» .)

Когда ёжик устанет

(Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а» .)

Язычок высовывает

(Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.)

Ёжик вдруг начал зевать

Имитируют зевание

Не пора ли с ним поиграть? 2

ДИНАМИЧЕКАЯ ПАУЗА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

Здравствуй лес, прекрасный лес, (широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты влево - вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (дети всматриваются в даль держа округлённую ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и право)

Ветер дует нам в лицо- (руками машем себе на лицо)

Закачалось деревцо. (руки подняты вверх. Качаемся вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише – (приседания, руки вперед)

Раз - присядка, (приседаем)

Два прыжок. (подпрыгиваем)

Это заячья зарядка. (Ладони на голову – «ушки на макушке»

А лисята, как проснутся, (кулачками протираем глазки)

Любят долго потянуться. (потягиваемся с отводом рук)

Обязательно зевнуть, (зеваем прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть. (покачиваем бёдрами из стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (прогибаемся в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало – (разводим руки в сторону ладонями вверх)

Начинаем всё сначала!

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ёжику и щетина дана, чтоб собаки не кусали» .

Хотя лисицу мы, ежи, всё-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся.

Тут лиса хватает нас за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмёт и написает на ежа сверху, ёж тоже раскроется и – и пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увёртливый и коварный? Конечно же – лиса!

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают всё ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЁЖИК»

(закрытым ртом издаем губами звуки, подобные «тук-тук-тук» )

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в тёплом гнездышке-норке устланной травой, мхом и листьями. А раз всю зиму ёж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрёшь, солнечных деньков не дождавшись.

А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Как вы, ребятки, думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам?

Почему? (ответ детей)

Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

Ребятки, если вам доведется повстречаться с ёжиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежа, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А ёж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Послушайте пожалуйста стихотворение. В нём рассказывается про одного ёжика, которого забрали из леса домой. К счастью, всё закончилось хорошо для этого ёжика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ёжик не пьёт молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.

(Ю. Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (ответы детей)

Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей) .

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах.

А теперь давайте попробуем сделать аппликацию методом обрывания бумаги.

Посмотрите, перед вами лежит картон с нарисованным контуром ёжика, но на нем совершенно нет иголок. Наши ежики очень волнуются, что могут попасть в лапы хищников и им будет не чем себя защитить. Давайте поможем нашим ежам и сделаем им иголочки.

Мы сейчас с вами возьмем черный листочек бумаги, порвем на множество маленьких кусочков и с помощью клея сделаем нашим ежам колючую шубку, которая сможет их защитить от любой опасности. Кусочки черной бумаги мы будем наклеивать на спинку ежа внутри контура.

Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы воспитатель осуществляет контроль и при необходимости оказывает помощь затрудняющимся детям: напоминает об аккуратной работе с клеем.

Подведение итогов.

Какие красивые ёжики у вас получились! Вам понравились ваши работы?

Молодцы! Вы все очень постарались, сделали свои работы аккуратно.

Теперь они будет украшать нашу группу.

А теперь повесим ваши чудесные работы на стенд, чтобы наши гости могли ими тоже полюбоваться.

Людмила Титова

Тема : «Ёжик »

Цель : расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и среде обитания ежа.

Задачи :вызвать интерес к передаче образа ежа, передать в рисунке особенности внешнего вида; научить с помощью технического приема передавать фактуру; упражнять в звукоподражании.

Словарная работа : еж, ежата, ежиха, норка, фыркает

Материал : приглашение на передачу «В мире животных» , иллюстрации и фотографии с изображением ежей, стаканчики-непроливайки, краски, кисти, альбомы, бумага, контейнеры с поролоновыми губками, пропитанными красками, макет телевизора

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций из серии «В мире животных» , чтение стихотворений о еже.

Методика проведения занятия .

Воспитатель : - Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем и посмотрим его. Это приглашение на передачу «В мире животных» . Вы хотите там побывать? А как нам туда попасть? (дети предлагают варианты)

Воспитатель (переодетый) : - Здравствуйте, ребята! Мы рады, что вы к нам пришли. О чем пойдет речь в нашей передаче, вы узнаете, отгадав загадку :

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Кто это? (ежик)

(Описание ежика : мордочка маленькая, вытянутая, вся покрыта маленькими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся внимательными и умными. Видит еж плохо, а вот нюх у него прекрасный, лапки крепкие с маленькими коготками. На спине еж носит колючие иголки).

А зачем ежу иголки? (чтобы спасаться от врагов)

Послушайте стихотворение : Загорелись, как пожар

На рябине кисти.

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка, это еж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ежик колкий

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели.

Еж не делает запасов на зиму, он крепко спит до весны. Весной появляются ежата. Мама любит своих малышей и кормит их молоком. Когда они подрастут, родители учат их добывать себе пропитание. Днем ежи спят, а ночью охотятся. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями.

А теперь давайте поиграем.

Игра «Закончи предложение»

Заяц пушистый, а еж (колючий)

Еж спит днем, а охотится (ночью)

Медведь большой, а еж (маленький)

Белка живет в дупле, а еж (в норке)

А вы знаете как еж фыркает? Давайте попробуем все вместе пофыркать как ежата.

Артикуляционное упражнение «Ежик»

Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и посчитаем в обратном порядке от 10 до 1.

Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать ежика, но не обычным способом : рисовать мы будем смятой бумагой.

Для этого мы сомнем лист бумаги, обмокнем в краску и печатаем на тонированном листе альбома. Остальные детали дорисовываем кисточкой.

Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Занятие разработано с учётом требований ФГОС ДО 1 младшей группы «Грустный ёжик» Цель: Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая.

Конспект интегрированного занятия для детей младшей группы «Ёжик» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура». Задачи:.

Учить передавать образ ёжика в сотворчестве с педагогом, используя пластилин и бросовый материал. Давайте представим,что мы идём на прогулку.

Цель: - Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, повадки); - Продолжить знакомство со свойствами пластилина. Вызвать интерес.

*На музыкальном занятии дети учили песню о маленьком ёжике. Она им очень понравилась и ребята пели её везде. Я предложила детям сделать.

Конспект интегрированного занятия по экологии и изобразительной деятельности «Ёжик - ни головы, ни ножек» (средняя группа) Интеграция в область «» Познание» «Художественно- эстетическое развитие» Цель: Уточнить и расширить знания детей о животных леса, особенностях.

Конспект интегрированной НОД «Ёжик» Материалы и оборудование: Картина "Ежи", игрушка еж, чудесный мешочек с игрушками в виде животных, макеты "Лес", "Хозяйственный двор", муляжи.