Когда появился праздник День Дурака в России? Праздник: история, традиции, обычаи

17.05.2019

Праздновать день рождения начали в Древнем Египте, позже этот обычай распространился и на Ассирию.

Но он касался только людей выдающихся — фараонов и царей, а также их наследников мужского пола. Первые письменные свидетельства о праздновании дней рождения египетских фараонов относятся примерно к 3000 году до н.э.

Во дворце устраивали пир, в котором принимали участие помимо знати и слуги и рабы. Нередко по случаю дня рождения фараона из тюрем выпускали заключённых.

Долгое время дни рождения женщин не только не отмечали, но даже не записывали. Насколько известно, первой женщиной, которая удостоилась ежегодного праздника, была Клеопатра II, царица Египта (185—116гг. до н.э.).

Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в год (так, день рождения Артемиды, богини Луны и охоты, праздновали шестого числа каждого месяца).

Что же касается простых смертных, то такой привилегией пользовался только глава семьи — муж и отец, и то лишь один раз в году. На женщин и детей особого внимания не обращали.

Но ни тогда, ни позже, в Средние века, дни рождения людей почти не отмечали. В основной своей массе человечество не пользовалось календарями. И жизнь каждого человека в отдельности ничего не значила.

С распространением христианства традиция отмечать чьи-либо дни рождения исчезла. Ранние христиане рассматривали мир как место скорби и считали, что радостное событие — не рождение, а уход человека, его избавление от греховного мира. Кроме того, традиции, унаследованные от язычников — египтян, греков и римлян, не поощрялись церковью.

И только в годы Реформации возможность устроить праздник вне зависимости от дней, посвященных каким-либо святым, вдруг показалась очень привлекательной.

Вначале торжественные дни рождения были привилегией королей. Затем к церемонии допустили детей — первой страной, которая начала отмечать детские дни рождения, стала Германия.

Постепенно позиция церкви смягчилась, и к XII веку приходские священники завели книги регистрации рождения и крещения. Тогда в семьях и начали отмечать дни рождения не только взрослых мужчин, но также женщин и детей.

В XIII веке у немецких крестьян сложился ритуал детского дня рождения.

Ребёнка будили на заре песнями и подносили ему пирог со свечами. Но пирог не съедали, а постепенно сгорающие на нём свечи заменяли новыми вплоть до вечера, когда семья собиралась на ужин. Именинник задувал свечи и загадывал желание.

Чтобы желание сбылось, надо было держать его в тайне, а все свечи задуть одним выдохом. После этой церемонии пирог делили между собравшимися. Свечей на нём было столько же, сколько лет виновнику торжества плюс одна свеча, символизировавшая сам момент рождения.

Как на Рождество или на Новый год всем приносит подарки Санта-Клаус или Дед Мороз, так на день рождения приносил подарки особый «день рожденный гном». Эта фигура сохранялась в немецком фольклоре вплоть до начала ХХ века.

В России именины начали отмечать только в XVII веке. Накануне варили пиво, пекли пироги и каравай и пели про него песню.

Царские дни рождения отличались особой пышностью, а караваи раздавались народу. Известно: на именины Елизаветы Петровны было потрачено столько денег, что на них можно было построить три шикарных дворца с обстановкой.

Именины членов императорской фамилии и церковных иерархов назывались тезоименитствами. А вот дни рождения в России стали праздниками только в XIX веке — и то у дворян и богатых купцов.

Ни в православной, ни в католической традиции праздновать день рождения было не принято. Католики отмечали только дни рождения святых, православные — только три рождения: Рождество Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

А вот протестанты считали иначе — и отмечали дни рождения простых смертных.

В России после революции именины не праздновались. И даже «Муху-цокотуху» Корнея Чуковского в 20-е годы запрещали, в том числе за пропаганду того, что «Нынче Муха-цокотуха именинница…».

Традиционно в день рождения бывает... ...тягание за уши или другие физические воздействия на виновника торжества — древний обычай, чтобы обдурить злых духов.

За уши дерут у нас и в Италии, за мочку уха — в Бразилии. В англоязычных странах именинника берут за руки и за ноги и подбрасывают вверх по числу лет плюс один раз на счастье. В Израиле поднимают на стуле. Иногда новорожденного бьют по руке, в Испании щелкают по лбу, а на Украине в прежние времена ребенка выводили в поле и пороли у межи, чтобы заодно точно знал, где межа проведена. В Канаде кончик носа именинника мажут маслом, чтобы неудачи не могли поймать его за скользкий нос, а в Непале рисуют отметину на лбу; торт со свечками, который вносят в темную комнату.

Эта традиция тоже идет из древности, и зажигание свечей торта или пирога отсылает к возжиганию алтаря в честь языческих богов. Иногда в эти пироги запекали на счастье монеты и кольца, кое-где так продолжают делать до сих пор.

Во многих странах ко дню рождения готовят особенную еду. Например, в Азии это лапша — длинная, чтобы жизнь была долгой.

Торт вносят, и все гости поют песни в честь именинника.

Двести лет назад на Руси пели про каравай, в Польше и до сих пор желают "сто лят" (похоже на церковную "Многую лету"), а во многих странах поют Happy Birthday.

Эту песню сочинили сестры-учительницы Хилл из Кентукки в 1893 году, чтобы приветствовать детей в классе. Вначале она звучала как "Доброе утро тебе". А вот кто положил на мелодию слова про день рождения, история умалчивает.

Согласно Книге рекордов Гиннесса, это самая популярная в мире песня; а потом свечи на торте задувают, загадывая желание.

Интересные факты:

Особенными во многих странах считаются юбилейные даты — 10, 30, 50 лет. Часто особым образом отмечают 1 год, 18 лет и 21 год.

Золотым, или шампанским, днем рождения считается день, совпадающий с числом лет именинника: например, 15-летие, отмечаемое 15-го числа.

В некоторых странах определенные дни рождения являются частью ритуала.

Так еврейские мальчики в 13 лет отмечают бар-мицву, а девочки в 12 — бат-мицву. В Латинской Америке квинценера — праздник 15-летних девочек в день их рождения.

В этот день дочь обязательно танцует вальс со своим отцом. Иногда на квинценеру она впервые надевает туфли на каблуках. В США некоторые девушки отмечают сладкое шестнадцатилетие (sweet sixteen).

День рождения российского Деда Мороза — 18 ноября. Так решили в Великом Устюге, где поселили Деда, в прошлом году. Планировалось, что это станет новой традицией, открывающей новогодние мероприятия.

У разных африканских народов традиции похожи: достигнув определенного возраста, дети проходят инициацию — испытания, после которых становятся полноправными членами своего племени.

Поскольку времена года на континенте не слишком отличаются друг от друга и, вообще, по-прежнему "на проклятом острове нет календаря", дни рождения африканцы празднуют редко. К примеру, в племени галла — раз в 8 лет. А в племени кукуйю и вовсе раз в 13. Именинник в этот день сажает фиговое дерево.

В Дании и некоторых других скандинавских странах в окне именинника вывешивают флаг.

В странах Латинской Америки к потолку во время отмечания дня рождения (и в другие праздники тоже) подвешивают специально сделанную из папье-маше или соломы фигуру в форме животного или какого-нибудь предмета — пинату, — наполняя ее сладостями. Ребенок должен с завязанными глазами проткнуть пинату палкой, чтобы просыпался сладкий дождь.

Считается, что день рождения всех скаковых лошадей в Южном полушарии — 1 августа, в Северном — 1 января.

День рождения Земли — всемирный День Земли — отмечается 22 апреля. Эта дата вошла в календарь с 1971 года по инициативе ООН.

В некоторых странах члены монаршей семьи имеют официальный день рождения, который является праздником для страны и при этом не совпадает с настоящим днем появления королевских особ на свет. К примеру, такие дни рождения есть у нидерландских и английских монархов.

Английская Елизавета II, рожденная 21 апреля, празднует свой день рождения во вторую субботу июня. В Англии эта традиция пошла со времен Эдуарда VII, который родился поздней осенью, но хотел устраивать торжества по столь знаменательному поводу в хорошую погоду и при большом стечении народа.

До сих пор традиция отмечать дни рождения на Западе пересекается с другой: празднованием именин в честь святого покровителя, подарившего ребенку свое имя. К примеру, Свидетели Иеговы не признают дней рождения, полагая их языческими праздниками вместе с Рождеством и Пасхой.

В американских школах иногда отмечают половинный день рождения — сколько-то с половиной лет, — если, к примеру, настоящий приходится на время каникул, особенно на Рождество.

В теории вероятности существует так называемый парадокс дней рождения. Он звучит так: в любой группе из более чем 22 человек с вероятностью, превышающей 50%, у двух или более человек дни рождения совпадают. В группе, где 55 человек, вероятность этого 99%, а если людей наберется 68, то уже 99,9%.

В некоторых индейских племенах, кроме дня рождения, отмечают дату первого усаживания и первого шага.

Арабы дни рождения не празднуют, как не праздновал их пророк, хотя делать это не запрещено. Возможно, даты рождения не отмечают потому, что детей в семье обычно слишком много.

Дни рождения в Голландии в 5, 10, 15, 20 и 21 год называются коронными. В эти даты именинник получает особенно значительные подарки, а его место в доме украшают цветами, шарами и бумажными лентами.

Известно, что в странах Восточной Азии (таких как Китай, Япония, Корея, Вьетнам) отсчет человеческой жизни ведут иначе — с момента зачатия. Малыш становится старше на год с наступлением каждого нового года — все дни рождения празднуются в один день. Правда, наравне с этим отсчетом есть и западный, и многие японцы и корейцы считают возраст так же, как мы.

В Англии все, кто дожил до 80, 90 и 100 лет, получают личное поздравление от королевы.

Но, несмотря ни на что, все-таки, самые несчастные именинники живут в Японии, так как там День Рождения вообще отмечать не принято.

Там поздравляют родителей ребенка за то, что они совершили своеобразный подвиг — родили ребенка. Кто из детей еще может похвастаться тем, что праздник в честь них все-таки устраивают, так это -трех, -пяти и семигодовалые малыши, для которых устраивают «Сити-Го-Сан».

Правда, этот праздник один для всех детей и вполне может не совпадать с личным Днем Рождения ребенка.

Подарки же в Японии, как ни странно, принято дарить только, когда человеку исполняется 60, 70, 79, 88, 99 лет.

Каждый из нас хорошо знает, сколько ему лет и месяцев. А вот сколько дней вы прожили на свете? Кое-где в мире есть очень интересная традиция: отмечать свой децимальный день рождения — круглые даты прожитых дней, «тысячедневия».

Первый такой день рождения отмечается в 1000 дней. А самые крупные поводы — 10000-, 20000- и 30000-дневие (если повезет).

В школу мы идем примерно в 2500 дней.

Подростковый возраст приходится на 5000 —7000-е дни.

В возрасте около 28 лет можно отмечать 10000 дней с начала жизни.

Сорокалетие примерно совпадает с 14600-дневием.

Человеческая жизнь в России длится в среднем 23750 дней (65 лет — из которых каждый четвертый високосный, — 3 месяца и 16 дней).

Медицинская астрология.

Еще в 50-е годы австрийский врач Штур заметил, что большая часть его пациентов, больных раком, родилась в определенные месяцы. Проанализировав три тысячи историй болезни, он вывел закономерность: реже всех злокачественные опухоли возникали у тех, кто родился с мая по август.

С тех пор исследований, посвященных поиску связей между месяцем рождения и болезнями, предпринимали немало.

Ученые из Института демографических исследований (г. Росток, Германия), проанализировав даты рождения более миллиона человек, умерших в Австрии, Дании и США с 1968 по 1998 годы, пришли к выводу: до самых преклонных лет доживают те, кто родился осенью. Австралийские данные это подтверждают — долгожители континента рождаются с апреля по июнь, то есть как раз австралийской осенью.

Работы ученых Бристольского и Эдинбургского университетов содержат данные о том, что у женщин, родившихся зимой, чаще отмечается высокий уровень холестерина (выборку делали на 4286 примерах), болезни легких и предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям. И чем холоднее время года, в которое родился человек, тем больше вероятность того, что он будет страдать болезнями сердца и сосудов (примерно на 24%).

Зато... Недавние норвежские исследования 6752 школьников 14-15 лет говорят о том, что успешнее всего учатся дети, рожденные в январе, феврале и марте. А те, кто родился в конце года, не только учатся хуже, но еще и имеют проблемы с общением. А еще рожденные зимой чаще вырастают гениями.

С этим поспорил бы американский физик Мак-Джерви, который, изучив связь времени рождения 17 тысяч ученых и 6 тысяч политиков с их профессиональным статусом, пришел к выводу: все случайно.

Обследование 50000 призывников, предпринятое учеными Венского университета, показало: те, кто родился весной, более робкие и стеснительные, зато ростом выше всех прочих. А левши у них, в Австрии, как оказалось, рождаются чаще с сентября по февраль.

По данным англичан, шизофренией в Европе и США чаще заболевают те, кто родился весной. Не исключено, что причина лежит в дефиците витамина D на ранних стадиях развития плода.

А еще время рождения влияет на отношение к жизни. Британские психологи, опросив 4000 человек, вывели: те, кто родился летом, более оптимистичны и обладают более высокой самооценкой. Есть предположение, что летние дети охотнее предаются радостям жизни, потому что родители больше возятся с новорожденными именно в теплые месяцы.

И совершенно противоположное, хотя тоже английское, исследование. Среди полутора сотен женщин, покончивших с собой после 55 лет, абсолютное большинство родились летом, а те из них, кто появился на свет в августе, убили себя с особой жестокостью.

Как все это объясняют? Банальными погодными условиями. Во время беременности и первых месяцев жизни человек подвергается воздействию многих природных факторов. Питание, солнечный свет, инфекции, гормональная активность — все это связано со временем года и может оказать влияние на нашу судьбу. Но...

Как видим, часто данные ученых противоречат друг другу. Из чего можно сделать вывод: безусловных связей между временем рождения и здоровьем (умом, темпераментом и т.п.) не бывает.

Потому не существует и оптимального месяца для рождения. А если все-таки хотите совета, то вот он: некоторые врачи рекомендуют зачинать ребенка в январе-феврале, чтобы большая часть беременности приходилась на время фруктов и овощей, а приобретенный от мамы иммунитет хранил его от инфекций в первые, самые холодные, полгода. Или же планируйте зачатие на сентябрь-октябрь, когда находитесь на пике своего здоровья после летнего отдыха и питания.

Берегись дня рождения!

Как доказывают физиологи, день рождения — большой стресс для каждого человека. Установлено, что накануне праздника у детей ухудшается иммунитет, возрастает уровень тревожности, наблюдаются проблемы со здоровьем.

А у взрослых количество осложнений после хирургической операции, сделанной накануне или сразу после дня рождения, возрастает до 32% по сравнению с 12% случаев в обычные дни.

И даже затевать ремонт, принимать серьезные решения или жениться в течение месяца до и после дня рождения не рекомендуют.

Во второй половине III века нашей эры в итальянском городе Терни жил священник по имени Валентин. Молодой христианин был добр и отзывчив, в свободное от проповедей время он занимался медициной и помогал людям. В то время огромной Римской империей правил император Клавдий II - заклятый язычник и большой любитель повоевать с непокорными соседями. Заметив, что некогда доблестные и отважные легионеры, сами рвущиеся в бой, стали гораздо больше времени уделять своим семьям, детям и домашнему хозяйству, императору не пришло в голову ничего, кроме как издать совершенно безумный закон.
"Отныне мужчины не имеют права жениться, поскольку мысли женатого воина заняты не тем, чем положено! " - заявил Клавдий и баста. Горожане, конечно, поворчали, но перечить первому лицу в государстве не стали. Однако незатейливый план его величества не торопился притворяться в жизнь. Вместо того, чтобы думать о благе империи, уже благополучно вступившей в период упадка, и воевать в никому, кроме императора, ненужных войнах солдаты, как и раньше, влюблялись в обворожительных римлянок и женились на них, только теперь уже тайно. А отважный Валентин, не боясь императорского гнева, венчал влюбленных легионеров. Более того, иногда он помогал косноязычным воякам грамотно составлять любовные письма, а если те ссорились со своими пассиями, то непременно мирил их. Церемонии священник проводил у себя дома. В полумраке при свете единственной свечи жених и невеста произносили клятву любви и верности, вслушиваясь в каждый шорох. Утаить свадьбу в небольшом городке было не легче, чем шило - в мешке, поэтому вскоре до императора стали доходить тревожные слухи. Буквально помешанные на Римском праве законопослушные патриции такой дерзости стерпеть, разумеется, не смогли. Над Валентином сгустились тучи, и в конце 269 года, в дом к священнику ворвалась императорская охрана. К счастью пара, которую Валентин сочетал в тот момент, успела бежать. Арестованного заковали в кандалы и бросили в тюрьму. Взбешенному Клавдию не понадобилось много времени, чтобы подписать смертный приговор.

Последние дни священник проводил в молитве и старался не падать духом. Мимо тюрьмы, в которой был заточен Валентин, проходило множество людей, все они сочувствовали священнику, старались изо всех сил поддержать его - в окно камеры то и дело летели записки со словами благодарности и цветы. Одной из посетительниц знаменитого арестанта стала дочка тюремного надзирателя. Услышав трогательную историю о тайных браках, Джулия была очарована храбростью Валентина и тут же влюбилась в него, хотя и не имела возможности взглянуть на своего избранника - девушка была от рождения слепой. Не смея нарушать обед безбрачия, Валентин не отвечал ей взаимностью, но в день казни, он отправил ей короткое письмо с признанием в любви и подписью "От Валентина". Отсюда и пошла традиция дарить валентинки. По легенде, получив валентинку, дочь надзирателя в одно мгновение прозрела. Валентина казнили 14 февраля 269 года. Церковь нарекла его святым великомучеником, а влюбленные сделали - своим покровителем. В тот же день вся Римская империя справляла праздник богини любви и брака Юноны - тоже своего рода языческий День Влюбленных.

Говорят, что каждую весну у могилы Святого Валентина, возле одной из римских церквей расцветает розовое миндальное дерево - символ верной любви

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и перспективная форма бытия культуры.

В конце 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон, утверждающий дату, когда празднуется День народного единства. Согласно этому документу данный праздник, посвященный одному из победных дней России, должен отмечаться каждый год 4 ноября. И впервые россияне отмечали этот общенародный праздник уже в 2005 году.

История возникновения праздника народного единства

История возникновения праздника Дня народного единства своими корнями уходит в 1612 год, когда возглавляемая Мининым и Пожарским народная армия освободила город от иностранных захватчиков. Кроме того, именно это событие послужило толчком для окончания Смутного времени в в XVII веке.

Причиной начала волнений стал династический кризис. С момента смерти Ивана Грозного (1584г.) и до венчания на царство первого Романова (1613 г.) в стране господствовала эпоха кризиса, которая была вызвана прерыванием рода Рюриковичей. Очень быстро кризис стал национально-государственным: единое государство разделилось, начались массовые грабежи, разбои, кражи, коррупция и страну охватили всеобщее пьянство и хаос. Начали появляться многочисленные самозванцы, пытающиеся захватить русский престол.

Вскоре власть была захвачена «семибоярщиной», во главе, которой стоял князь Федор Мстиславский. Именно он и пустил в город поляков и пытался венчать на царство католика - польского королевича Владислава.

И тогда патриарх Гермоген поднял русский народ на борьбу с польскими захватчиками и защиту православия. Но первое антипольское народное восстание под предводительством Прокопия Ляпунова распалось из-за распрей между дворянами и казаками. Это произошло 19 марта 1611 года.

Следующий призыв о создании народного ополчения прозвучал только через полгода - в сентябре 1611 года от мелкого «торгового человека» Кузьмы Минина. В своей знаменитой речи на городской сходке он предложил не жалеть людям ни своих жизней, ни имущества ради великого дела. На призыв Минина откликнулись горожане и добровольно стали сдавать тридцать процентов своих доходов на создание ополчения. Однако этого оказалось недостаточно, и людей вынудили отдать еще двадцать процентов на эти же цели.

Главным воеводой ополчения Минин предложил пригласить молодого новгородского князя Дмитрия Пожарского. А в помощники Пожарскому горожане выбрали самого Минина. В итоге народ избрал и облачил полным доверием двух человек, которые и стали во главе второго общегосударственного восстания.

Под их знамена было собрано огромное для тех времен войско, в том числе военнообязанных более 10 тыс. человек, около 3000 казаков, 1000 стрельцов и еще много крестьян. И уже в начале ноября 1612 года с чудотворной иконой в руках общегосударственного восстание сумело взять штурмом город и изгнать из него захватчиков.

Вот чему посвящен , который отмечается в нашей стране совсем недавно, но на самом деле этому празднику уже не одна сотня лет.

Празднование Дня народного единства по традиции заключается в проведении массовых и общественно-политических мероприятий, в том числе шествиями, митингами, спортивными мероприятиями и благотворительными акциями, возложением президентом цветов к памятнику Минину и Пожарскому, Совершением Патриархом Московским и всея Руси Божественной литургии в главном храме города Успенском соборе Московского кремля. И завершается праздник вечерним концертом. Все эти мероприятия проходят в разных городах страны и организовываются политическими партиями и общественными движениями страны.

С древних времен праздник являлся непременным спутником человеческой жизни. Первые значимые признаки формирования праздничных обрядов появились на рубеже 50-30 тысячелетий до нашей эры, приблизительно в этот же период начали формироваться первые зачатки искусства в древнем обществе, такие как наскальные росписи, гравировки на камне и кости. Относимые к этому периоду гибридной неандертало-кроманьонской эпохи (мустьерская эпоха) погребения неандертальцев, найденные при раскопках, могли свидетельствовать о зарождении первых религиозных представлений древних людей, дополнившиеся тотемическими обрядами. Таким образом, первые праздники, появившиеся в древнейшие времена, наиболее вероятно были связаны с погребальным культом.

Вдохновением для человека всегда являлась природа. На следующем этапе развития человеческого общества появились праздники, вытекающие из природно-климатических явлений - чередование дня и ночи, последовательность сезонов, периоды брачных игр у животных, видимые глазу циклы движения небесных тел.

На этапе более высокого уровня развития человеческой цивилизации, праздники получили значительный импульс в своем развитии, хотя и оставались в значительной степени связанными с природно-климатическими циклами. Праздничные обряды четырех основных древних цивилизаций, возникших на рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры, а именно Шумерская, древнего Египта, древнего Китая и древней Индии, несмотря на относительную автономность своего существования, имели весьма схожие поводы: праздники весеннего равноденствия, время разлива рек, начала посевного периода и сбора урожая. Однако, все они имели индивидуальные религиозные обряды, свойственные для каждой из перечисленных цивилизаций. Можно с определенностью сказать, что именно в период развития данных цивилизаций и произошло зарождение регулярных праздников.

Постепенно природа праздников усложнялась, и уже в период античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, возникших на рубеже I тысячелетия до нашей эры, к традиционным праздничным дням добавляются новые традиции, отчасти сохранившиеся до наших дней. Стало возникать множество новых праздников, не имевших аналогов в прошлом. К примеру, хронология проведения олимпийских игр в древней Греции относит нас в 776 год до нашей эры, хотя есть свидетельства, что игры проводились и до этого периода, но, к сожалению, точных данных об этом не сохранилось. В этот период возникают традиции назначения индивидуальных праздников национального масштаба.

Надо отметить, что деление праздников на индивидуальные и регулярные существовало на протяжении всего периода существования праздничных обрядов, на различных этапах развития человеческой цивилизации. При этом, к индивидуальным обрядам относились обряды похорон или празднование рождения наследников, а так же празднования отдельных событий, таких как пиры по поводу победы в войне и подобные мероприятия. Такие праздники назначались по поводу отдельного события и иногда, в последствии, переходили из категории индивидуальных в регулярные. Примерами таких праздников, существующих в наше время, являются религиозный праздник Рождества, или же мирской праздник Дня Победы, или Дня города .

Что касается регулярных праздников, то на заре человеческой цивилизации, как уже отмечалось, они обычно возникали в связи с существованием календарного цикла – праздник весны, праздник урожая, праздники весеннего или осеннего равноденствия, а также летнего или зимнего солнцестояния. При этом, момент наступления регулярных праздников чаще определялся на основе лунного календаря, так как людям, в тот период не обладавшим глубокими астрономическими знаниями, было проще отслеживать фазы лунного цикла. К примеру, период наступления нового года в Китае до сих пор отслеживается по лунному календарю. Этапы изменения солнечной активности требовали более внимательного и точного измерения. Тем не менее, продвинутые астрономические знания, уже существовавшие в период шумерской цивилизации, а в последствии развитые в античном мире, привели к возникновению традиционного календаря.

По началу, в период античных цивилизаций, как и в период древних цивилизаций, обнародованием календарных событий, в том числе праздников, обычно заведовали верховные жрецы (понтифики) или верховные правители. Однако, в 304 году до нашей эры в древнем Риме, Гней Флавий впервые объявил календарь Фасти (Fasti) на весь предстоящий год, назначив точные даты праздничных дней, которые отличались от будней тем, что в эти дни не работали суды, и не совершались важные дела (сделки). Текст объявленного календаря выдалбливался на каменных плитах и выставлялся на всеобщее обозрение в общественных местах. Календарь позволил окончательно закрепить традицию регулярных массовых праздников.


Отдельно следует остановиться на психологической стороне вопроса массовых праздников. К примеру, день рождения или новый год можно отпраздновать в небольшой компании или в семейном кругу, а карнавал в Рио невозможно представить без огромной массы совместно танцующих и веселящихся людей.

У каждого человека в жизни возникают значимые события, но праздниками такие события становятся только при соблюдении правила общности людей. Так уж устроена природа человека, что он не будет радоваться и рассматривать происходящее как праздник, оставшись в момент праздника наедине с самим собой, даже если у него при этом присутствует хорошее настроение. Именно поэтому, зачастую, критерием яркости праздника является количество его участников. Как часто мы слышим вопрос про праздник, будь то вечеринка или масштабный фестиваль: «много ли было людей?».

Психологи отмечают, что при значительных скоплениях люди начинают оказывать влияние друг на друга, как бы заражая друг друга общим настроением, и при этом зарождается так называемая «массовая душа». Чем больше присутствует людей, объединенных общей идеей и настроением праздника, тем сильнее это влияние.

Французский психолог и историк Гюстав Лебон в своей работе, посвященной изучению психологии масс, отмечал, что в толпе, в силу факта присутствия множества подобных себе, человек испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему придаться первичным позывам, которые, будучи в одиночестве, он вынужден был бы обуздывать. В большой массе людей, человек в некотором роде на время утрачивает свою индивидуальность. Чем не характеристика атмосферы известных нам карнавалов, концертов и фестивалей? При этом отмечается, что нравственный уровень поведения массы в иных случаях бывает выше, чем уровень нравственности составляющих ее отдельных индивидов. Что, пожалуй, объясняет всеобщее радушие людей друг к другу, позитивный дух, непременно охватывающий всех участников массовых праздников. Хотя, ведь далеко не факт, что все пришедшие на праздник, в обыденной жизни являются столь дружелюбными и добродушными, коими представляются во время фестивалей и карнавалов.

Знаменитый австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, в своей работе «Психология масс и анализ человеческого я», приводя в пример праздники древнего Рима (Сатурналии), отмечает, что периодические праздники являются необходимым элементом нормальной психической жизни любого человека и представляют собой прорыв различных табу и запретов, налагаемых подсознанием на наше сознание в обыденной жизни, являясь по существу своеобразной психологической разрядкой. В момент такого прорыва человек испытывает чувство освобождения, что придаёт любому празднику азарта и веселья.

Тем не менее, для того, чтобы эйфория праздничного веселья не перешла в стадию полного распутства, а сам праздник не превратился в своего рода шабаш или загул, в любом празднике необходимо соблюдать традиции и обряды, которые выступают в роли естественных ограничительных рамок, предотвращающих превращение празднующей массы народа в беснующуюся толпу. Знание этих правил поведения на празднике, соблюдение норм традиционных обрядов, последовательности действий и этапов мероприятия, позволяет массе людей оставаться в рамках приличия даже при самом разудалом веселье.

** В качестве иллюстрации степени строгости, такие праздничные нормы могут различаться от уровня крайней зарегулированности, как, например, парад, где у каждого участника есть строго предопределенный регламент действий с четко предписанным маршрутом и временем проведения, без какого-либо права на самодеятельность, либо более мягкой формы - праздничной демонстрации или шествия, когда у участников есть свобода действия, лишь отчасти ограниченная предопределенным маршрутом, временем и лозунгами. Примером абсолютно либерального регламента проведения массового праздника могут являться различные открытые концертные мероприятия (опенэйры), протекающие при большом скоплении народа. На таких мероприятиях люди, по сути, полностью предоставлены самим себе, без каких-либо ограничений, в течение всего времени гуляний.

Надеемся, что изучение традиций и обрядов, существующих в мире всевозможных праздников, позволит вам расширить свой кругозор и получить массу приятных впечатлений. Так что укрепляйте психическое здоровье - празднуйте с удовольствием!