Как вылечиться от страсти к мужчине. Если преобладает страсть…. Чем отличается любовь от зависимости

06.05.2019

Брань со страстями

Кто одну страсть преодолеет, тот одного демона по-бедит, а кто две страсти одолеет, тот двух демонов победит, а кто десять или более оставит пристрастий, тот целый полк бесов переколотит и будет наслаждаться душевным миром... (преп. Антоний).

Без борьбы со страстями прожить целомудренной де-вочке никак нельзя. Но надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное — смиряться, без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие (преп. Анато-лий).

Вопрос: «Может ли Иисусова молитва быть в человеке страстном?» Ответ: «Может, но вот как: в первый период действия в человеке молитвы Иисусовой страсть побеждает его, а во второй период при всяком возбуждении страсти человек побеждает страсть. Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное. Это мы можем видеть из того, что многие подвижники, как, например, преподобный Иаков, проведя всю жизнь в под-вигах, впадали в грех. Кто трудится в молитвенном подвиге, тот несомненно ощущает в себе движение страстей, но в человеке, достигшем внутренней молитвы, страсть подобна покойнику, она уже не может властительски терзать его, и чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем все тише и тише действуют страсти, они как бы спят... Покойник лежит, значит, он существует, а не исчез, ибо мы его видим. Так и страсть в проходящем молитвенный подвиг и достигшем уже внутренней молитвы подобна покойнику...» (преп. Варсонофий).

Святые отцы учат: с особенною <со всякою> страстью борись, но от блуда спасайся бегством. Да, а нам прихо-дится (почти) от всякой страсти спасаться бегством. Под бегством здесь разумеется не буквально бегство: ощутил в себе брань — так и уходи из обители, нет! Под бегством разумеется имя Господа Иисуса, молитва Иисусова, ибо сказано: «каменные утесы - убежище зайцам...» (Пс. 103, 18). Под зайцами разумеются все робкие, слабые, смиренные, ко-торые не могут бороться со страстями своими силами... (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Я прочел у епископа Феофана в «Пути ко спасению», что надо отыскать в себе главную страсть. Я по-думал и не мог остановиться ни под какой страстью». Ответ: «Надо молиться, чтобы Господь открыл эту глав-ную страсть, сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, т.е. знать, с какою страстью преимущественно бороться» (преп. Варсонофий).

Не унывай. Хоть ты и борима от страстей — несмот-ря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более 20 лет, — но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет (преп. Анатолий).

Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей! Впрочем, и то сказать: что ж бы ты теперь стала делать в свои почтенные 25 лет? Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой вонючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтоб погордиться (преп. Анатолий).

От помыслов желаешь избавиться совершенно — это хуже, чем глупость! Святые не смели сего сказать! Страс-тей, борющих тебя, написала ты пропасть. А у меня так вдвое, втрое, вдесятеро их больше — и все терплю. Сове-тую и тебе то же! (преп. Анатолий).

Сестра Т. Г. уже преклонных лет — 26-й год живет на свете. И все еще ее не оставили страсти. Удивительно: такая почтенная старость — и страсти. Должно быть, ты слышала, да не поняла, что «седина есть мудрость человека, и возраст старости житие нескверное». Бывает, что Господь особенно смиренным дает рано бесстрастие, а то так и умрет в борьбе. Но такой не значит погиб. А сказал некто: таковой сопричислится к мученикам. А тебе хочется узнать, в каких годах оставят страсти? Давно сказано: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1, 7) (преп. Анатолий).

А что делается в сердце, не беспокойся. Иисусово имя беспокоит врага душ наших, который поселился было в сердце — вот он и возится, а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Не-пременно разыщи книгу «Семь слов» Марка Подвижника и читай постоянно. Так-таки и сиди над ней (преп. Анатолий).

Воюешь ли со своими страстишками? Воюй, воюй, будешь добр воин Христов! Не поддавайся злобе и не увле-кайся немощами плоти. А в случае поползновения спеши к Врачу, вопия со Святою Церковью, нашею Матерью: «Бо-же, сопричти мя разбойнику, блуднице и мытарю (разуме-ется, кающимся) и спаси мя» (преп. Анатолий).

Ты очень скорбишь, что страсти тебя одолевают и ты им противиться не можешь. Скорбеть об этом должно, но и то должно знать, что страсти искореняются понемногу, и долгое время надо работать над собою. А теперь пока потерпим и смиримся (преп. Анатолий).

От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как ве-лика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, жи-вой, животворящий, веселящий за все эти скорби. Господь сказал возлюбленным своим: «В мире скорбь имети буде-те, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никтоже возмет от вас» (Ср.: Ин. 16, 20, 22, 33). Значит, она будет вечна. А скорби развеются, как дым, как пыль (преп. Анатолий).

Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть... (преп. Никон).

Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, счи-тать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей (преп. Никон).

Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе ми-лость и помощь Божию (преп. Никон).

«Дочь Вавилона, опустошительница!... Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136,8—9). ...Младенцами здесь, как объясняют святые отцы, названы возникающие страстные помыслы, страстные движения. Эти-то вот страстные помыслы и движения, как только они возникнут, как только они родятся, в самом начале их возникновения, так сказать, в их младенчестве, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, их надо уничтожать, разбивать о Камень. А Камень — есть Хрис-тос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой сих младенцев вавилонских (преп. Никон).

Не говоря подробно о губительном действии страстей постыдных, блудных, так поразительно и безобразно уподоб-ляющих человека скоту, обратим внимание на то, что реши-тельно всякая страсть отнимает у человека образ человека, делая его подобным скоту и зверю. Посмотрите, что делают, например, гнев и злоба. Человек, объятый злобою, весь де-лается зверообразным, глаза мечут искры, искажается ли-цо — он, кажется, ближнего своего готов пожрать. И все вообще страсти и грехи: чревоугодие, неверие, сребро-любие и другие — превращают человека в скота (преп. Никон).

Да умудрит нас Господь без двоедушия вести борьбу с врагом нашего спасения и грехом: без умудрения от Гос-пода и помощи Его победа невозможна; мы немощны и слабы без помощи Божией, а с Божией помощью все воз-можно, как сказал Апостол: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп.4, 13) (преп. Никон).

Вопрошаешь, как бороться со страстями? — Мы здесь воинствующей церкви находимся, непрестанное у нас должно быть сражение, как и <преподобный> Паисий Величковский говорит: (непрестанная) должна быть борьба, самоукорение и смирение, пишут отцы, сильнейшее суть оружие на все страсти (преп. Иларион).

Читая писания святых отец, видишь, что желающему очистить сердце от страстей нужно призывать Господа на помощь. — Это так, но ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобрета-ется многим временем и трудами; как писание святых отец говорит: «Бог дает молитву молящемуся», а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом (преп. Иларион).

Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устро-ил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого миру, прежде подобает много потрястись и потерпеть: ежели будешь иметь откро-вение, то оно много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою (преп. Лев).

Извне война. А внутри сугубая и преопасная, а для таковой... брани пренужно вам нудиться поставлять побе-ду, а именно: терпения, самоукорения и смирения (преп. Лев).

О сем много не предавай себя смущению и отчаянию, что у вас внутри и вне противные действия возобновились: потому они внутри укрывались и таились. А как пришли нечаянно вины к действию яростной части и огорчению со рвением, то сими винами открылись и вознеистовились; но да прибегаем по Бозе к Единой Предстательнице и Покровительнице, всеобщей нашей Заступнице, Пресвятой Богородице и Деве Марии, и Та Своими всесильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни телесные и ду-шевные! (преп. Лев).

Что прочие страсти, описанные вами, стужают (беспокоят) и по-беждаетесь, а особливо яростною частью, то и о сем да не удивляемся, поелику повредиться человеку скоро, а изле-читься до надлежащего совершенного здоровья многого требуется времени, понуждения и труда; итак, предостопочтеннейшая дочь, я надеюсь на благость Божию, что ежели вы только будете продолжать надлежащее послушание и повиновение к м. Варваре, и всевозможно будете стараться открывать свои деяния и все от мысленного врага-диавола помыслы, и потщитеся во всем волю свою отсекать и ни в чем своему помыслу не верить, и самомнения и осуждения удаляться, яко от смертоносного яда, и с содействием по-могающей благодати себе потщитеся исправите, то дерзно-венно реку, яко всячески Всемилостивый Господь не только от вреда уврачует вас, но и дарует дары— смирения, рассуждения!.. (преп. Лев).

Приходящая скука супруге... конечно, есть от врага, она себя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, а враг сего ненавидит, наводит скуку: надобно потерпеть и не покоряться на разрешение, и Господь помо-жет — скука пройдет. И вам надобно господствующей вам страсти не покоряться, но показывать сопротивления, отсе-кая помалу обычай, то он и не возобладает вами (преп. Лев).

Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов; о чем вы писали, т. е. об унынии и о прочем, все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с подобно, как в нощи против врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его (преп. Лев).

Что же касается до ваших домашних поползновений, кои за гордость попустились во измождение плоти, да со смирением притекаем к Премилостивому Господу, Единому могущему неисцелимые язвы и страсти врачевать, как о сем преподобный авва Аполлос единому страждущему брату бранью <говорит>, что «сия страсть врачуется не толико человеческим тщанием, елико человеколюбием Божиим и милосердием»... (преп. Лев).

Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и беспокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или сму-щает неверие? Прежде всего должно обратить внимание на причины сих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачевство. Причина неверия — любление зем-ной славы, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44). А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и от неимения любви к ближним. Врачевство же против сих страстей: во-первых, смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцом; во-вторых, евангельское понуждение не действовать по вле-чению сих страстей, а делать противное им; третье врачев-ство — искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачевство — смиренное испрашивание помощи Божией... не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей — возможно от Бога. Пятое врачевство — самоукорение, т. е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и до-стойны мы, попущением Божиим, за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши прежние и новые (преп. Амвросий).

Молитву Иисусову произноси против блудных искуше-ний, а в гневных искушениях молись за того, на кого скор-бишь. Спаси, Господи, и помилуй такую-то и ее святыми молитвами помоги мне окаянной и грешной (преп. Амвро-сий).

Святой Лествичник говорит, что для вступивших в мо-настырь первая и главная прелесть вражия есть самочинне, самоверие и самоуправство. Каждая из вас да прилагает это к себе, оставляя всех прочих действовать, как им угодно и как благоизволяют, каждый сам о себе даст ответ Богу. Далее святой Лествичник выставляет три главных страсти, борющие находящихся в повиновении: чревоугодие, гнев и похоть плотская. Последние приемлют силу от первой, похоть возгорается от чревоугодия и покоя телесного, а гнев за чревоугодие и за покой телесный. Весь же этот злой собор рождается и происходит от самолюбия и горде-ливого расположения души. Посему Господь и повелевает во Евангелии отвергнуться себя и смириться. Понуждением себя и смирением привлекают милость и помощь Божию, с которыми человек силен бывает уклоняться от зла и тво-рить благое. Если по примеру древних подвижников не можем мы поститься, то со смирением и самоукорением да понуждаемся хоть к умеренному и благовременному воздержанию в пище и питии. Подобным образом да поступаем касательно сна и бесед и прочего. Вообще, да помним слова Апостола: «аще живем духом, духом и да ходим. Не бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5, 25—26). Зависть вреднее всего. Святой Исаак Сирин пишет, <что> обретый зависть, обрете с нею диавола. Кто допустит диавола к душе своей, то какого он смущения, мятежа и крамолы не наделает? Да избавит нас Господь от сей пагубной страсти, также и от осуждения других, которое делает нас лицемерами пред Богом (преп. Амвросий).

Описываешь брань, какую испытываешь в течение по-лугода, и недоумеваешь, за что попущена тебе такая силь-ная брань. Спрашиваешь: не прогневала ли теперь опять чем-либо Бога, смертно чем согрешила? Теперь хотя бы и не согрешила, а надо потерпеть и за старые грехи. Мария Египетская в пустыне 17 лет боролась со страстями, как со зверьми. — Говоришь: может быть, это общий путь людей, много согрешивших. Действительно, путь это общий, но на этом общем пути каждый человек испытывает больше или меньше, то или другое, по своему устроению и своим чув-ствам. Скажу тебе пример. В сырую, холодную погоду по одной и той же дороге идут несколько человек. Здоровый озябнет, да и только. У кого же послабее здоровье, тот простудится, схватит насморк, разболится голова. А чело-век болезненный и совсем разболится от того, что для здорового проходит безвредно. Так разумей и о том, о чем ты спрашиваешь: такая брань, какую ты описываешь (на-пример, что ты испытываешь, стоя в церкви), это признак глубокой немощи. Облегчается эта брань смирением, а уси-ливается от высокоумия и гордости (преп. Амвросий).

Пишешь, что долго не приходило тебе в голову и не было желания просить Царицу Небесную о заступлении в твоих бранях, и тебе кажется, что просить об избавлении от борьбы значит отказаться от креста монашеского... Сколь-ко раз было тебе писано, чтобы в твоей брани молитвенно обращалась ко Господу, просила Его помощи всесильной и заступления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, а ты пишешь, что не было желания просить Царицу Небесную. Тебе говорят, чтобы просила о помощи Божией, а ты толку-ешь об избавлении от борьбы. Не избавления от борьбы проси у Господа, а помощи и мужественного терпения. Взы-вай ко Господу и Матери Божией с смирением, с глубоким сознанием своей немощи, гнилого своего устроения, оставив высокоумные помыслы о мнимой своей любви к Богу, тогда силен Господь помочь тебе и подать тебе облегчение по мере твоего смирения (преп. Амвросий).

В письме... ты опять спрашиваешь, за что попущена тебе сильная брань, за грехи или ко очищению и т. д. и т. д. То есть ты делаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять так, чтобы не нужно было мысленно смириться. Между тем все это попускается, между прочим, именно к смирению возносительного нашего мудрования; сказать про-ще и короче, за гордость и за грехи (преп. Амвросий).

Выражено желание и вместе недоумение, почему Гос-подь как бы не слышит молитв твоих касательно очищения от страстей. На твое недоумение представлю тебе пример. Огородник весною сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу на-шему сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19) (преп. Амвросий).

Из твоей исповеди вижу, желая исполнять мои советы, борьбу имеешь со сном и помыслами, — да поможет тебе в этом Господь. А чтобы избавиться от многого сна, пишешь, стала есть не досыта и, выходя из-за обеда многоалчущей, смущаешься, что не имеешь и делаешь это без моего благо-словения. Многоалчущей не надо быть, а употребляй пищу за обедом умеренно, ужин оставлять совсем тоже не надо, наблюдай тоже воздержанность и ешь менее обеда... Вычи-тывая утреннее правило, чувствовала особенное сокруше-ние и усердие, после же во весь день борима была по-мыслами гнева и злопамятства. Сим не смущайся. Святой Исаак Сирин говорит: «аще молишься якоже подобает, — жди якоже не подобает», — так и с тобой случилось (преп. Иларион).

Братолюбие

Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы но-сить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошиб-ки, проступки и грехи братьев да будут мои (преп. Моисей).

Немощи душевные <брата своего> должно носить благодушно без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных неду-гах поступать (преп. Моисей).

Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в серд-це помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спо-койно, и исправление бывает (преп. Моисей).

Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием (преп. Моисей).

Будущая жизнь

Пишешь, что ты теперь, как от болезненного состоя-ния, так и от настроения душевного, часто плачешь и более всего молишь Бога о том, чтобы в будущей жизни не лишиться тебе лицезрения Христова; и спрашиваешь, не гордая ли это мысль? Нет. Только ты не так понимаешь эту мысль, потому что все помилованные от Господа, будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе, от лицезре-ния Его. Так и напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного, и отосланы в муку. А святой Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страш-нее геенны и мучительнее всякой муки. Преподобный Феогност в последней главе говорит: «если кто не надеется быть там, где Святая Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившегося Христа». А святой Лествичник в 29-й Степени в 14-й главе пишет, что достигшие бесстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различные обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды, и послед-ние не должны лишиться лицезрения Христова (преп. Амвросий).

Вопрос: «Батюшка, ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?» Ответ: «Нет, там этого чувства уже не будет — про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла» (преп. Амвросий).

Ты сознаешь себя виновной в том, что роптала и до-ходила до намерения лишить себя жизни, — это дело не христианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошнее ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться: или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения (преп. Анатолий).

Иногда случается так, что страсть буквально пожирает человека изнутри. Возникает вопрос: ? Как избавиться от страсти , если, все мысли только о НЕМ? А ведь страсть часто загоняет в ловушку зависимости от человека. Что же делать?

Поставить «диагноз»

На самом деле, страсть это не любовь, а ее заменитель. Она возникает обычно в самом начале знакомства и длится не очень долго. У одних это — несколько дней, у других – до трех лет. Более трех лет страсть, как правило, не длится. Характеризуется это состояние страсти тем, что человек, охваченный ею, испытывает состояние эйфории. Он буквально опьянен сильными эмоциями и не способен контролировать себя.

Как «опознать» страсть?

Обычно страсть сопровождается сильными перепадами настроения: то ты с восторгом думаешь, как сильно любишь его и жить без него не можешь, то ты думаешь о том, что вот он не звонит, и в панике решаешь, что если он не позвонит, то твоя жизнь кончена. Объект своей страсти ты идеализируешь, он для тебя – тот самый, единственный, неповторимый и т.д. Как только ты его видишь, сердце начинает биться учащенно, руки начинают трястись, ты не знаешь, что делать. Тебя буквально лихорадит. Все твои мысли о нем. Уж в этот-то момент не думаешь, как избавиться от этого! Ты думаешь, как (и что) надо сделать, чтобы быть рядом с ним вечно!

Осложнения

Во-первых, ты видишь своего избранника через розовые очки. Ты буквально идеализируешь его. Все недостатки тебе кажутся милыми и неважными. Все достоинства – увеличены чуть-ли не в десятки раз. У тебя буквально голова кружится, и дух захватывает от того, какой он необыкновенный. Во-вторых, от страсти избавиться самостоятельно практически невозможно. В-третьих, от чужой помощи ты отказываешься, она у тебя вызывает, как правило, агрессию.

Что и как делать, чтобы от страсти избавиться?

Если у тебя дошло дело до поиска ответа на вопрос «Как избавиться от страсти», то это значит, что ты уже «опознала», что этот нездоровая любовь. И либо – вся твоя любовь — страсть безответна, либо, ваши отношения причиняют тебе много боли.

Если у тебя первый вариант, то все просто: тебе необходимо набраться терпения, поменьше видеться с объектом твоей страсти, и страсть сама по себе сойдет на нет и исчезнет из твоей жизни.

Если у тебя второй вариант, и вы все-таки встречаетесь, то здесь все будет гораздо сложнее. Обычно в нормально развивающихся отношениях, страсть плавно сама по себе трансформируется в любовь. Но это при условии, что оба партнера хорошо относятся друг к другу, и равноценно берут-отдают в этих отношениях. Если же ты в ваших отношениях только отдаешь всю себя без остатка, не получая ничего взамен, то собственная страсть начинает тебя очень сильно ранить холодностью партнера. Это значит, что условий для развития любви создано не было, и она на смену страсти не пришла. В такой ситуации надо менять сам вектор отношений.

Упражнения

Составь список того, что ты даешь своему партнеру в отношениях, и что берешь. Это будет отправной точкой для работы по их улучшению и поможет тебе избавиться от страсти. Запиши все в две колонки. Например, ты отдаешь все свое свободное время (вместо подруг, своего хобби, поездок к родителям и т.д. ты все свое время проводишь с ним); помощь в решении юридических вопросов по его бизнесу, т.к. ты юрист; помогаешь ему найти новых партнеров по бизнесу, т.к. у тебя множество знакомых, которые ему интересны с этой точки зрения и т.д.

Что ты берешь: он дарит тебе подарки, проводит все свое свободное время с тобой; ездишь с ним в путешествия далекие и не очень. Если получилось так, как я описала, то все в порядке – отношения развиваются так, как надо.

Но, скорее всего, тебе особо нечего вписать во вторую колонку, иначе ты не читала бы эту статью. Если это так, то любовь, а точнее страсть, односторонняя. Либо ты просто по своей природе не можешь брать, а лишь отдаешь. А мужчина никогда не будет (во всяком случае, по любви ) рядом с такой женщиной, которой ему нечего дать.

Поэтому, если еще не поздно, и ваши отношения не длятся слишком долго, учись брать! Список у тебя есть, от чего оттолкнуться – ты теперь знаешь. Следующие шаги, которые тебе следует сделать, чтобы избавиться от страсти и перевести страстные отношения в любовь, я размещу чуть позже в рубрике «Упражнения». Следи за публикациями на моем сайте с помощью подписки на новости.

Если ты хочешь получать новости и свежие статьи, подписывайся на мою рассылку.

Все что с вами сейчас происходит, имеет свое название - страсть или «больная любовь». Это чувство не приносит счастья, а только выматывает вас и причиняет невообразимую душевную и сердечную боль.

Ваш разум осознает, что у этой страсти нет продолжения, и вы никогда не будете счастливы с этим мужчиной. Но, побороть в себе это убийственное чувство, вы не в состоянии.

Как избавиться от страсти, которая порабощает всю твою сущность? Как перебороть эту зависимость и обрести счастье?

Самое загадочное творение Бога - женщина. Не только мужчины, но, иногда психологи не в состоянии понять логики наших действий, причин появления наркотической страсти и зависимости к мужчине.

Чаще от любовной зависимости страдают женщины, иногда мужчины. Страсть - это наркотик, который разрушает весь ваш организм, даря всего лишь секунду удовольствия. К сожалению, страсть очень часто принимают за любовь.

Мужчина, который пережил любовную зависимость и страсть, чаще всего разочаровывается в любви и в женщинах. В каждой следующей женщине, которую он встретит, и, которая проявит к нему симпатию, скорее всего, примет за врага и источник боли в будущем.

У женщин происходит все по-другому. Если удается избавиться от страсти к одному мужчине, со временем, она найден новый наркотик.

К сожалению, страсть и любовная зависимость отнимает возможность человека просто любить и быть счастливым. Ему постоянно не хватает тех взрывных эмоций и боли, которые ему приносили прошлые, так сказать, отношения.

Интересно, почему возникает «больная любовь»? Психологи пришли к выводам, что чаще всего в любовную зависимость попадают люди, у которых очень занижена самооценка. Нехватка любви со стороны окружающих также ведет к тому, что человек попадает в зависимость от своего любовного объекта. Этим людям, не хватает любви, прежде всего самим к себе. Они пытаются восполнить пустые нищи, добиваясь внимания другого человека. Естественно, те чувства, которые они испытывают, не являются любовью. Это скорее, эгоизм и ущемленность.

Еще одна причина возникновения наркотической страсти - заблуждение, что предмет обожания является идеальным партнером для будущей жизни. Желание быть любимой еще больше подогревают уверенность, что мужчина идеален во всех смыслах.

Как избавиться от страсти?

Очень часто, чтобы помочь человеку избавиться от любовной зависимости, необходимо профессиональное вмешательство. Ведь причины, из-за которых возникает страсть к объекту обожания, берут свое начало из самого детства.

Чтобы разобраться в причинах, может помочь аутотренинг.

Аутотренинг - это метод, который используется в психотерапии. Благодаря этому методу, человек учиться самовнушению. Помогает успокоить свои нервы, избавиться от стресса.

Чтобы помочь себе избавиться от страсти и любовной зависимости, научитесь любить себя. Прислушайтесь к себе. Если не получается, то каждое утро внушайте себе это - «я люблю себя»! Помните, что вы у себя один. Ведь вы желаете себе счастья, зачем самолично обрекать себя на страдания и мучения.

Читайте книги, слушаете музыку, загружайте себя работой, встречайтесь с друзьями. Прекрасный способ забыться - приобрести путевку на курорт или в то место, побывать в котором вы мечтали с самого детства.

Я безумно люблю своего мужа, мы 4 года вместе, я всегда его любила, всегда думала, что это любовь на всю жизнь, что никогда в жизни я и посмотреть в сторону другого мужчины не захочу, настолько он мною был обожаем, уважаем, любим. И тут случается встреча,
которая переворачивает все внутри меня.Мужчина. Женат. А я смотрю на него и с ума схожу. В нем словно собралось все, чего мне не хватало в моем муже, он его полная противоположность, он меня манит, влечет, к нему бешеная страсть. Я хочу его, я постоянно думаю о
нем. Я ненавижу его, я плачу, меня всю ломает. Я НИКОГДА не думала, что такое со мной может вообще произойти. Я не могу нормально вести себя с мужем теперь и если все будет дальше так, он заподозрит, поймет. А я не хочу рушить эти отношения, он же мой родной,
он мне как лучший друг, брат, отец. А тот другой - он как свежий глоток воздуха, как бурный ураган, как живая страсть, как глоток молодости и красоты,как весна, которая снова пришла в мою замерзшую, засосанную рутиной душу... Так и мечет меня между двумя
огнями и вся жизнь не жизнь. Моя, но не моя. Как жить дальше, черт знает. Делаю вид, что все нормально, жду встречи, мы работаем вместе и скоро снова увидимся...
Оцените:

Ирена, возраст: 22 / 23.12.2016

Отклики:

Здравствуйте, Ирена.Страсть к этому человеку обязательно пройдёт, и вы увидите, что он не идеальный мужчина, а самый обычный, со своими достоинствам и недостатками. Вы ещё плохо его знаете, и влюбились не в него, а в свою мечту,в те качества, которых не хватает вашему
мужу. Вспомните, ведь когда вы выходили замуж, Ваш муж тоже казался вам идеальным? И ещё. Он тоже плохо знает вас,только по работе. Подумайте, будет ли он принимать вас такой, какая вы есть, прощать вам ваши слабости, как это делает ваш муж? Если вы разрушите две
семьи, то, разочаровавшись, пожалеете об этом. А разочарование неизбежно. Просите Бога избавить вас от мыслей об этом человеке, берегите свою семью.

Анна, возраст: 26 / 06.01.2017

Дорогая Ирена! Вас мучит страсть, но не любовь. И ради греха Вы хотите разрушить семью? Боритесь со страстью, избегайте встреч с её предметом. Страсть облечена в красивую, как бы бурлящую жизнью оболочку, но на самом деле неприглядна и гадка, как любой грех. У Вас
есть муж, развивайте отношения с ним, забудьте чужого мужчину. Вы пишете, что душа Ваша замерзла и засосана рутиной. Может быть, в этом причина Вашего увлечения? Почему душа замёрзла и почему ею овладела рутина? Разве для преодоления этого нужен грех? Разве нельзя без
греха изменить жизнь так, чтобы душа была живой? Помогает покаяние перед Богом и молитва.

Наталия, возраст: 45 / 07.01.2017

Ирина, это молодость и страсть, энергия и буйство. В ваших словах о другом мужчине так и вырывается наружу ураган страстей, а о своем муже вы говорите очень спокойно и ровно, с любовью и теплом, в ваших же словах он представляется мне тихой гаванью и заботой, родным и
близким человеком. Подумайте теперь, нужно ли остыть,отойти в сторону и не рушить, то, что вам дано свыше. Вы говорите о рутине, о замерзшей душе. Кто по-вашему несет ответственность за ваше состояние? Что в вас требует страсти, для чего это вам нужно? Чего вы
добиваетесь? Вопросов много. Вам бы обратиться к опытному священнику или в крайнем случае психологу, чтобы сначала разобраться в природе своих чувств, а потом действовать. Не вам ли потом пожинать плоды? Разрушить легко, а создавать очень трудно. Есть хорошая
пословица у англичан: Если ты не управляешь своей страстью, то она будет управлять тобой".

Ирина, возраст: 45 / 09.01.2017

Ирена, здравствуйте! Я вас очень понимаю, у меня в прошлом году была похожая ситуация, меня неожиданно повлекло к одному мужчине, знакомому мужа, он тоже женат. К тому же я увидела и с его стороны влечение ко мне. Причём это было очень странно, т.к. мы реально очень
разные и почему так получилось было непонятно. Я вспомнила молодость - как жила такими страстями-увлечениями, ощутила снова это состояние. Это было так сильно и так неожиданно, что я просто растерялась, если бы я не была верующим человеком, и не понимала, что это
просто ИСКУШЕНИЕ, я бы решила, что это что-то важное. Я вовремя поняла, что просто это сильное увлечение,это не связано с чем-то судьбоносным, моя судьба и любовь - муж. Дорогая Ирина, мы с вами столкнулись с сильным искушением для семейной женщины, это - пустышка,
это сильное чувство не может нести счастья, оно несёт только боль и разрушение, Слава Богу, вы говорите о любви к своему мужу, значит, в ваших силах сохранить и усилить эту любовь, даже если бы у вас были отношения с мужем не очень хорошие, поверьте НИКАКОЕ влечение к
постороннему ЧУЖОМУ мужчине не даст вам счастья. Всё это испарится очень быстро,а если этому поддаться и пойти дальше - сломает всю вашу жизнь и жизнь мужа. Не восхваляйте это чувство, не верьте тому, что оно вас так возродило, это, конечно, влюблённость, и она всегда
несколько перетрясает всего человека, но это может случаться ещё не раз, это просто игра на наших гормонах, а ЛЮБОВЬ она строится именно в семье, у вас УЖЕ есть семья - то, что самое важное в жизни, вы ещё очень молоды и может быть не осознаёте ценность отношений
именно между мужем и женой, но, поверьте, это очень большая ценность. Чтобы избавиться от этого наваждения, в идеале, вам бы нужно совсем не видеться. Если вы "попали" очень серьёзно, вам можно подумать даже о смене работы. Поверьте, на кону ваша семья. Нельзя искать
встречи, это будет только раздувать желание, здесь именно нужно полностью прекратить видеться и общаться. Найдите в себе силы. Встаньте на позицию ответственности, за свою жизнь и жизнь мужа. Не попадайтесь в капкан. Слишком легко всё разрушить, а создать семью и
сохранить в ней чувства очень сложно. У вас всё хорошо! И будет ещё лучше! Будут дети, вы будете ещё счастливее, поблагодарите мысленно этого мужчину за этот опыт чувств и отпустите его, сознательно не вызывайте его образ перед глазами, не погружайтесь в желание,
просто запретите себе и всё потихоньку пройдёт. Просто, видимо, у вас всё в семье спокойно и хорошо, а когда спокойно, не всегда мы это ценим, и вот такая встряска кажется чем-то возвышенным, только это обман, иллюзия, и дай вам Бог сил это преодолеть и остаться
верной мужу и на деле и в мыслях, всего вам самого хорошего!

Ольга, возраст: 30 / 12.01.2017

"не хочу рушить эти отношения"... Для настоящего любящего человека, мужа или жены - это не отношения, это сама жизнь, дыхание, воздух. В браке человек становится родным. Родным.
Учиться любить свою вторую половину. Осознать всю несправедливрать, мерзость, бесстыдство греха. И не грешить. Ради сохранения своей души, своей совести и семьи целой - цело-мудренной. Ради настоящей любви.

Иоанн, возраст: 25 / 16.01.2017

Добрые люди, спасибо вам всем огромное за ваши чудесные отклики и за вашу заботу! Благодаря вам я стала на верный пусть, стала избегать этого человека и теперь вовсе перестала думать о нем. Вы все были правы. А муж это святое и мне стыдно и подумать теперь, что у меня
были такие мысли. Спасибо вам всем ещё раз! Вы замечательные люди!

Ирена, возраст: 22 / 22.01.2017

Не нужно поддаваться, вы все правильно делаете что держитесь, это просто страсть, гормоны и эмоции, а настоящая любовь она другая, она воплощена в вашем муже, лучше попробуйте возобновить романтику с вашем мужем,
устройте сюрприз, съездите куда-то отдохнуть, не ругайте себя за эти мысли, вы же человек, просто не поддавайтесь, удачи и любви!)

Кира, возраст: 19 / 17.02.2017

Ужасные вещи пишите. Раньше, во время войны женщины были настолько верными и целомудренными, что ждали своих возлюбленных годами, а то и десятилетиями. Прошло каких-то 60-70 лет и современное общество превратилось в
содому и гомору. Люди развратились до немыслимых пределов. Будуче женаты, смотрят на чужих жен (мужей) со прелюбодейной страстью, словно Человека превратили в зверя. Как можно даже в мыслях представлять о том, что
кроме жены/мужа у человека может быть поклонник/любовница на стороне. Да ведь это все предательство: себя, супруга, детей, родителей, Божественных заповедей, в конце концов имени человека. Любовь она одна на всю
жизнь, единственного и единственной. Никого не осуждаю, но вот от таких историй (а их очень много) просто волосы дыбом встают. Неужели это все на одной планете происходит. Дай вам Бог, любить друг друга до скончания
веков.

Валерий, возраст: 28 / 06.04.2017

Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Внимай себе

Увидеть в себе действие страстей может только тот, кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим. 7: 19). Во мне действует грех, говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит — не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе, — тогда он будет способен каяться.

Я помню, что, когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает, откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.

Цепь пленения

Страсть не врожденное понятие — не бывает у младенцев дурных склонностей. Они прививаются со временем. Вырастают на естественной почве, если человек совершает поступки, которые противоположны совести, нравственным нормам поведения. Если он не внимает этому, тогда вырабатывается привычка. Начинается тяга к дурному — к курению, к рюмке, еще к чему-нибудь. Вот пожалуйста, казалось бы, ничего тут такого особенно неприличного нет. Ну что я, взрослые пьют, и я немного, а потом незаметно, если никто не следит, не одергивает, не воспитывает, может появиться болезнь, когда человек уже зависим. Здесь приходит склонность к пороку, к проявлению какой-то немощи. Если будем внимательны, если человек преодолеет прилог, искушающий его, осознает сам или ему подскажут, он согласится и скажет: «Я лучше воздержусь». Тогда в нем не разовьется порочная страсть.

В духовной жизни каждого человека вначале идет прилог. Он может идти от падшей природы, от излишеств в пище, от невнимательной жизни. Прилог может идти и от демонов. Потому что демоны овладевают человеком путем насаждения в его душу страстей. И если человек преодолеет на начальном уровне их прилог — умом, волею, покаянием, — то слава Богу. А если не преодолеет, за прилогом последует пленение души, согласие сердца, и потом, по определению аскетики, в нем рождается страсть. Святые отцы говорят, что страсть — это начало демонического влияния, которое попадает в человеческую душу и разрушает ее. Когда человек обнаруживает в себе действие страстей, молясь, постясь, воздерживаясь, прибегая к покаянию, читая Священное Писание, он понимает, что не свободен. У одного гордыня непомерная, у другого — блудные наваждения.

В клетке со львами

Один святой отец говорил, что борьба со страстью подобна битве со львами. Что будет, если нас бросить в клетку со львами? Да они нас сразу разорвут. Поэтому нельзя относиться к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помолюсь, и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослабнуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал полностью свободен от страсти, нельзя, потому что придет время, когда действие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остаются, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как сказано в евангельской притче о сеятеле, рядом с такой же силой и даже с большей начинают расти сорняки. В этой притче показано, что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно постоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглушало добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жизни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу, с наскока. Не думайте, что борьба со страстями — это просто. Нет, эта брань, может быть, дело всей жизни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого? У святых. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением заповедей Божиих можно победить страсти и стать святым. А мы еще стоим на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев свои страсти в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глубоко. Мы не должны расслабляться и думать, что уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движение, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую очередь учиться в духовной брани: пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет, я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя, и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться: «Господи, помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, потому что оно разрушающе действует на мою душу!» Господь говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Вот трезвение, бодрствование, пост, молитва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни.

Восемь страстей и восемь добродетелей

В нашей аскетике описаны восемь основных страстей: объядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, из которых потом вырастают другие грехи. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Сребролюбию — милосердие, гордости — смирение и самоукорение, обжорству — воздержание и пост, лености — молитва. В учении аскетики говорится не только о страстях, но раскрываются и добродетели, при помощи которых человек может противостоять действию страсти, и она будет ослабевать.

Для начала рекомендуется выбрать какую-то основную свою страсть и, вступая на борьбу с ней, просить Бога, умолять, чтобы Он помог в этой брани, избавил бы от нее. Например, человек осуждал всех подряд, но понял, как это пагубно, как это ему вредит, и стал внимательнее следить за собой. Или, допустим, он сквернословил, но потом понял слова апостола Павла, что пусто благочестие человека, если он не обуздывает своего языка, и положил начало этой брани, сказал себе: «Я буду разумно произносить слова, а пустых буду избегать» — так он начинает борьбу. Потом с Божией помощью, преуспев, он сможет перейти и к исправлению помыслов, а исправляя помыслы, начинает врачевать саму страсть.

Как понять, какая страсть главная? Есть разные мнения. Некоторые святые отцы считают, что все начинается с лености и праздности. От них рождается уныние, от уныния может прийти отчаяние, а потом от отчаяния человек и жизни не рад, готов с собой покончить. Это перспектива, которая идет от земли к небу или от простого к более высокому. Другие святые считают, что начало всех грехов — гордость. Потому что от гордости начинается зависть, обособление себя, эгоцентризм, самолюбие, самооправдание, самовозношение. Священное Писание прямо говорит, что от зависти дьявола в мир вошел грех. Дьявол позавидовал человеку, Адаму и Еве, всеял гордый помысел, что они будут как Боги, им действительно этого захотелось, и началось их отпадение от Бога. Этот путь развития страсти явно указан Священным Писанием. Но как бы мы ни подошли к этому, мы видим, что страсти начинают развиваться в человеческой душе и проявлять свое пагубное влияние, когда человек или от нерадения, или от неверия начинает расслабляться, унывать, наступает духовная леность, гордость ума. Гордый теряет благодать, а без благодати Божией тут же страсти входят в человеческую душу. От гордости человек может дойти до скотского состояния, когда говорит, что он лучше всех, что ему все позволено, или, увидев свои страсти, говорит, что с ними и бороться нечего, «я такой, какой есть, у меня характер такой».

Часто люди, которые говорят «у меня такой характер», на самом деле просто не хотят работать над собой. Потому что исправить себя — это самое трудное дело. Даже Петр I говорил: «Стрельцов смирил, сестру свою Софию отправил в монастырь, шведов победил, а себя победить не могу». Так же и мы иногда говорим. Я такой, я такая, у меня характер. В аскетической литературе есть рассуждения о том, что благодать, действуя в человеке, сохраняет за каждой личностью характерные ей природные качества. Были такие даже поговорки: суров — иди на Соловки, там подвизайся, а если ты по характеру упрям — иди на Валаам… Один решительный, другой горячий, третий тихий, четвертый милосердный, смиренный духом. Святые отцы утверждали, что благодать не меняет природу, она дает человеку избыток Божественной силы, но его качества могут оставаться прежними. Только нужно внимательно следить, чтобы за этими природными данными не скрывалось нерадение, леность, безразличие к духовной жизни. Если твой характер ведет к дурному, тогда отсекай это дурное от своего характера. Меняй свой дурной характер.

Жизнь по средствам

Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек должен осознать, что борется с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя действие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, руки опускаются. Как я могу с этим справиться? Действительно, если человек без рассуждения отнесется к этому, а опыта духовного еще нет, и вера, может, еще слаба, решимости, может, мало, воли к исправлению, — тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя: если ты собираешься строить дом, посмотри, есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. Так же если твоей стране грозят войной и ты сразу пойдешь сражаться, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи, посмотри, узнай, какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, потом взвесь, сможешь ли противостоять? Вот так и в духовной борьбе. Часто в ревности и горячности человек начинает призывать: «Давайте сейчас будем поститься, молиться, все страсти разом победим». Особенно это свойственно неофитам: пост — значит сухоядение, и вот они начинают проповедовать Великим постом, что масло не надо, варить тоже не надо! Это только показывает, что человек еще совсем не опытный, он не понимает, что духовная жизнь организуется не на один день, не на два, не на пост, а на всю жизнь. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это, как правило, рассыпается.

Постижение духовного мира возможно только с большим терпением, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область, в которой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, уповая на благодать Божию, постепенно начинать борьбу со страстью. Если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Священного Писания, правил аскетики, он не справится.

Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в самочиние, в крайности, проси Бога о помощи, и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!