Как сделать из ребенка гения занятия. Как вырастить гения и не погубить детство? Как все начиналось

10.10.2019

© AFP 2016, Lluis Gene

Как вырастить гения: уроки 45-летнего исследования сверхумных детей

Многолетнее исследование исключительных детей показывает, что нужно для подготовки ученых, которые поведут за собой мир в XXI веке

Летним днем в 1968 году профессор Джулиан Стэнли (Julian Stanley) познакомился с чрезвычайно умным, но скучающим 12-летним подростком по имени Джозеф Бейтс (Joseph Bates). Этот школьник из Балтимора настолько опередил своих одноклассников по математике, что родители отправили его на компьютерные курсы в университет Джонса Хопкинса, где преподавал Стэнли. Но и этого оказалось недостаточно. Опередив всех взрослых в группе, ребенок занялся преподаванием языка программирования Фортран для аспирантов.

Не зная, что делать с Бейтсом, его преподаватель по компьютерам познакомил мальчика со Стэнли, который хорошо известен своей исследовательской работой в области психометрии, посвященной изучению познавательной деятельности. Чтобы больше узнать о талантах юного вундеркинда, Стэнли устроил для Бейтса настоящую экзаменационную сессию, в том числе, стандартизированные приемные тесты в вуз, которые в США обычно сдает молодежь в возрасте 16-18 лет, желающая поступить в университет.

Результаты у Бейтса оказались гораздо выше проходного балла в университет Джонса Хопкинса, и Стэнли стал искать местную школу, где мальчик мог бы заниматься высшей математикой и естественными науками. Найти такую школу ему не удалось, и Стэнли убедил декана факультета в своем университете взять 13-летнего Бейтса в вуз студентом.

Стэнли в своем научном исследовании одаренной молодежи (SMPY) любовно называет Бейтса «студентом номер ноль». Это исследование коренным образом изменило подходы к выявлению и поддержке одаренных детей в американской системе образования. Программа SMPY стала самым продолжительным исследованием интеллектуально развитых детей, и его участники на протяжении 45 лет следили за карьерами и достижениями пять тысяч человек, многие из которых стали выдающимися учеными. Постоянно увеличивающийся массив данных этого исследования стал основой для написания 400 с лишним научных трудов и нескольких книг, и позволил лучше понять, как следует искать и развивать таланты в области естественных и точных наук, технологий, инженерного дела и так далее.

«Джулиан хотел узнать, как находить детей с самым сильным потенциалом высоких достижений в области естественных и точных наук, и как увеличивать шансы на то, что они реализуют этот потенциал», — говорит протеже Стэнли Камилла Бенбоу (Camilla Benbow), которая сегодня работает деканом по вопросам образования и развития человеческого потенциала в университете Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси. Но Стэнли был заинтересован не просто в изучении талантливых детей; он хотел развивать их интеллект, увеличивая шансы на то, что эти дети в свое время изменят мир. Он рассказывал своим аспирантам, что его лозунг это «Больше никакой методики преодоления ради знаний».

Контекст

Aftenposten 10.09.2016

Война против детей

Bild 22.07.2016

Если детство пришлось на войну

Reuters 14.07.2016
Сегодня, когда первые участники программы исследования одаренных детей находятся на пике своей карьеры, стало понятно, что эти люди намного превосходят остальное общество по степени своего влияния. Многие первопроходцы, развивающие науку, технику и культуру, это те люди, чьи уникальные познавательные способности были выявлены и нашли поддержку еще в детские годы в рамках программ обогащения, проводимых, среди прочего, в Центре талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса. Его в 1980-е годы основал Стэнли, когда начинал проводить исследование SMPY. Вначале и исследование, и центр были открыты для юношей и девушек, которые по результатам вступительных экзаменов входили в первый один процент. В эту группу вошли выдающиеся математики Теренс Тао (Terence Tao) и Ленард Нг (Lenhard Ng), глава Facebook Марк Цукерберг, соучредитель Google Сергей Брин и певица Стефани Джерманотта (Леди Гага). Все они прошли через Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса.

«Нравится нам это или нет, но такие люди действительно управляют нашим обществом», — говорит психолог Джонатан Уэй (Jonathan Wai), работающий в университете Дьюка в городе Дарем по Программе выявления талантов (Talent Identification Program) и сотрудничающий с университетом Хопкинса. Уэй сопоставил данные 11 ретроспективных и проспективных продольных исследований, в том числе, полученные от исследования SMPY, дабы продемонстрировать корреляционную связь между ранними способностями к познанию и успехами во взрослом возрасте. «Та молодежь, которая оказывается в верхнем одном проценте, обычно становится нашими выдающимися учеными, академиками, руководителями крупных компаний из списка Fortune 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами», — говорит он.

Эти результаты противоречат общепринятым идеям о том, что профессиональные достижения являются главным образом результатом практики, и что любой человек, прилагающий сконцентрированные усилия в нужном направлении, может достичь больших высот. А вот результаты SMPY свидетельствуют о том, что ранние способности к познанию имеют большее значение для дальнейших успехов, нежели целенаправленная практическая работа или окружающие факторы, такие как социально-экономическое положение. Это исследование подчеркивает важность воспитания и поддержки математически одаренных детей, особенно сегодня, когда в США и в других странах основное внимание уделяется улучшению успеваемости слабых учеников. В то же время, работа по поиску и поддержке талантливых учеников подняла ряд тревожных вопросов о рисках классификации детей и о недостатках поиска талантов и стандартизированных тестов как способа выявления учеников с большим потенциалом, особенно в бедных и сельских районах.

«Уделяя повышенное внимание прогнозам о том, кто поднимется наверх, мы рискуем подвести многих детей, которые не будут замечены в ходе таких тестов, — говорит психолог из Торонто Дона Мэтьюз (Dona Matthews), которая учредила в Нью-Йорке при Хантерском колледже Центр исследований и воспитания таланта. — Когда изучаемых детей называют „одаренными“ и „неодаренными“, это не идет им на пользу. В обоих случаях такое разделение может ослабить стремление ребенка к учебе и познанию».

Начало исследования

Дождливым и теплым августовским днем Бенбоу и ее муж психолог Дэвид Любински (David Lubinski) рассказывают мне о начале исследования SMPY во время прогулки по двору университета Вандербильта. Бенбоу была аспиранткой университета Джонса Хопкинса, когда в 1976 году познакомилась со Стэнли на занятиях, которые он проводил. Бенбоу и Любински после ухода Стэнли на пенсию возглавили исследование, а в 1998 году перенесли его в университет Вандербильта.

«В определенном смысле исследование Джулиана совершило полный круг, потому что именно здесь он начинал свою научно-преподавательскую карьеру», — говорит Бенбоу, когда мы подходим к университетской психологической лаборатории. Это первое здание в США, посвященное научным исследованиям в данной области. Оно было построено в 1915 году, и там размещается небольшая коллекция старых вычислительных приборов, которые применялись в количественной психологии в начале 1950-х годов, когда Стэнли начал свою научную работу по психометрии и статистике.

Его интерес к развитию научных талантов усилился благодаря одному из самых знаменитых продольных исследований в психологии под названием «Генетические исследования гениальности», которое проводил Льюис Терман (Lewis Terman). Начиная с 1921 года, Терман отбирал людей для своего исследования, основываясь на показателях коэффициента умственного развития, а потом следил за их карьерой, оказывая им поддержку и содействие. Но к огорчению Термана, из его когорты вышло очень мало авторитетных ученых. Среди тех, кого он отверг из-за IQ в 129 баллов, что было слишком мало для попадания в его когорту подопечных, оказался изобретатель транзистора и лауреат Нобелевской премии Уильям Шокли (William Shockley). Также был забракован другой лауреат Нобелевской премии физик Луис Альварес (Luis Alvarez).


© AP Photo, Elaine Thompson Студенты на территории кампуса университета Джорджа Вашингтона

Стэнли считал, что Терман не пропустил бы Шокли и Альвареса, будь у него надежная методика тестирования для количественного определения способностей логического мышления. Поэтому Стэнли решил ввести тест способности к обучению (сейчас его называют просто SAT). Его тест предназначался для студентов, однако Стэнли предположил, что он хорошо подойдет для измерения способностей к аналитическому мышлению у талантливых школьников.

В марте 1972 года Стэнли отобрал 450 способных детей в возрасте от 12 до 14 лет из района Балтимора и дал им математическую часть теста SAT. Это был первый стандартизированный «поиск талантов» на научной основе. (Позднее ученые включили туда устную часть экзамена и другие оценочные испытания.)

«Первый большой сюрприз состоял в том, что очень многие подростки сумели решить задачи по математике, которые не встречались им во время учебы, — говорит психолог Дэниел Китинг (Daniel Keating), в то время готовивший диссертацию в университете Хопкинса. — Второй сюрприз — очень многие из этих детей показали знания гораздо выше проходного балла в элитные университеты».

Стэнли не думал о том, что его исследование растянется на многие десятилетия. Но после первого обзора результатов, сделанного спустя пять лет после начала работы, Бенбоу предложила продлить его и следить за участниками на всем протяжении их жизни, добавив новые группы и включив в исследование анализ интересов подопечных, их предпочтений, профессиональных достижений и жизненных успехов. Первые четыре когорты испытуемых это те, кто вошел в первые 3-0,01% по результатам тестов SAT. Ученые из команды SMPY в 1992 году добавили пятую когорту, состоящую из студентов магистратур, изучающих математику и естественные науки, чтобы проверить универсальность модели поиска талантов с целью выявления научного потенциала.

«Я не знаю ни одного другого исследования в мире, которое дало бы нам столь всестороннее представление о том, как и почему проявляются и развиваются таланты в области естественных и точных наук, технологий и инженерного дела», — говорит психолог из Ростокского университета Кристоф Перлет (Christoph Perleth), изучающий интеллект и развитие таланта.

Пространственные способности

Когда начали поступать данные, очень быстро стало понятно, что стандартный подход ко всем одаренным детям и к образованию в целом не соответствует требованиям.

«Исследование SMPY дало нам первую крупную выборку данных, чтобы от общего интеллекта перейти к оценке конкретных познавательных способностей, интересов и прочих факторов», — говорит Рена Суботник, которая руководит Центром образования одаренных людей при Американской ассоциации психологов, находящейся в Вашингтоне.

В 1976 году Стэнли начал экзаменовать свою вторую группу (563 13-летних ребенка, которые на тестах SAT вошли по своим оценкам в первые 0,5%) по пространственным способностям. Так называют способность понять и запомнить пространственные отношения между предметами. Тесты по проверке пространственных способностей могли включать сопоставление предметов, увиденных с разных точек зрения, определение, каким получится поперечное сечение, когда предмет разрезается тем или иным образом, или оценку уровня воды в наклоненных бутылках различной формы. Стэнли хотел узнать, можно ли при помощи пространственных способностей предсказывать будущий образовательный и профессиональный уровень человека лучше, чем это делает количественное измерение логических рассуждений.

Последующие исследования групп 18, 23, 33 и 48-летнего возраста подтвердили его догадки. Проведенный в 2013 году анализ выявил связь между количеством полученных человеком патентов и написанных публикаций, и его прежними результатами по тестам SAT и проверкам пространственных способностей. На долю тестов SAT пришлось около 11% расхождений, а на долю проверок пространственных способностей еще 7,6%.

Эти выводы, совпадающие с результатами последних исследований, указывают на то, что пространственные способности играют большую роль в творчестве и технических инновациях. «Я не исключаю, что это может быть самый крупный из известных, но неиспользованных источников человеческого потенциала», — говорит Любински, добавляя, что из учеников, которые не демонстрируют особых успехов в математике или какие-то исключительные речевые возможности, но обладают отличными пространственными способностями, получаются выдающиеся инженеры, архитекторы и хирурги. «И тем не менее, известные мне председатели приемных комиссий не смотрят на это, да и в школьных характеристиках на это не обращают особого внимания», — заключает он.

Хотя такие исследования как SMPY дают работникам сферы образования возможность выявлять и поддерживать талантливых детей, интерес к этой группе в мире весьма неодинаковый. На Ближнем Востоке и в Восточной Азии в последнее десятилетие уделяется значительное внимание ученикам с выдающимися успехами в области естественных и точных наук. Южная Корея, Гонконг и Сингапур проверяют детей на одаренность, а тех, кто демонстрирует самые высокие показатели, включают в инновационные программы. В 2010 году Китай запустил в работу десятилетний Национальный план развития талантов, чтобы поддержать самых лучших учеников и направить их в науку, сферу технологий и прочие отрасли с высокими требованиями.

В Европе поддержка исследований и образовательных программ для одаренных детей ослабла, и основное внимание там переключили на всеобщее вовлечение. Англия в 2010 году решила упразднить Национальную академию для одаренной и талантливой молодежи, перенаправив средства на принятие большего количества бедных студентов в ведущие университеты.

Когда Стэнли начинал свою работу, у одаренных детей в США был небогатый выбор, и он начал искать ту среду, где мог бы расцвести ранний талант. «Джулиану было ясно, что просто выявить способности недостаточно; их надо соответствующим образом развивать, чтобы пламя таланта горело ровно и не гасло», — говорит Линда Броуди (Linda Brody), которая училась вместе со Стэнли, а сейчас в университете Джонса Хопкинса руководит программой по консультированию особо одаренных детей.


© РИА Новости, Юрий Абрамочкин

Сначала работа велась от случая к случаю. Родители других одаренных детей начали обращаться к Стэнли тогда, когда услышали о его работе с Бейтсом, который отлично учился, поступив в университет. К 17 годам он получил степень бакалавра и магистра по кибернетике и готовился к соисканию докторской степени в Корнелльском университете, что в Итаке, штат Нью-Йорк. Позднее, работая профессором в питтсбургском университете Карнеги — Меллон, он стал новатором в области исследования искусственного интеллекта.

«Я был застенчивым, и существующее в старших классах социальное давление не шло мне на пользу, — говорит Бейтс, которому сегодня 60 лет. — Но в вузе я вместе с другими студентами не от мира сего нашел свое место, хотя был намного моложе. Я развивался в социальном плане и в интеллектуальном своими собственными темпами, потому что благодаря ускоренным темпам не пропадал мой интерес к содержанию».

Данные SMPY подтвердили идею об ускоренном обучении тех, кто все схватывает на лету, за счет перескакивания из одного класса в другой. Было проведено сравнение группы детей, ускоренно переходивших из класса в класс, с контрольной группой столь же умных детей, которые оставались в своих классах. В итоге у первой группы оказалось на 60% больше докторских степеней и патентов, и они в два с лишним раза чаще защищали кандидатские диссертации в области естественных и точных наук. Ускорение это обычное дело в исследуемой когорте 0,01%. Из-за интеллектуального разнообразия и быстрых темпов приобретения знаний такими детьми их очень трудно учить. Но ускоренное продвижение этих детей из класса в класс почти ничего не стоит, а в некоторых случаях школы экономят на них деньги, говорит Любински. «Этим детям зачастую не нужно ничего нового и инновационного, — отмечает он. — Им надо просто раньше получить доступ к тому, что изучают дети постарше».

Многие педагоги и родители по-прежнему считают, что ускорение вредно для детей, что оно наносит им ущерб в социальном плане, лишает их детства или создает пробелы в знаниях. Но исследователи из сферы образования в целом согласны с тем, что ускорение идет на пользу подавляющему большинству одаренных детей в социальном, эмоциональном, научном и профессиональном плане.

Быстрее переходить из класса в класс это не единственный вариант. Исследователи из программы SMPY говорят, что даже самое скромное вмешательство, такое как обеспечение доступа к сложному материалу, например, к программам углубленного изучения предметов на вузовском уровне оказывает заметное воздействие. Те одаренные ученики, которым давали возможность учиться по усложненным довузовским программам и получать более глубокие знания в области естественных и точных наук, затем публиковали больше научных трудов, получали больше патентов и добивались более значительных успехов в своей карьере по сравнению с такими же умными сверстниками, у которых не было этих возможностей.

Несмотря на многочисленные открытия, сделанные в рамках исследования SMPY, ученые до сих пор не обладают полной и целостной картиной одаренности и достижений. «Мы не знаем, почему даже на высоком уровне одни люди демонстрируют прекрасные показатели, а другие нет, — говорит психолог Дуглас Деттерман (Douglas Detterman), исследующий познавательные способности в университете Кейс Вестерн Резерв, расположенном в Кливленде, штат Огайо. — Умственными способностями нельзя объяснить все различия между людьми. Здесь также важны такие факторы как мотивация, особенности личности, упорство в работе и так далее».

Определенные представления и идеи дали немецкие исследования, которые проводятся по той же методике, что и SMPY. Продольное исследование одаренности, начатое в середине 1980-х годов в Мюнхене в группе из 26 000 одаренных учеников, показало, что когнитивные факторы наиболее предсказательны, однако некоторые особенности личности, такие как мотивация, любознательность и способность преодолевать нагрузки, также оказывают ограниченное влияние на успехи. Определенный эффект имеют и факторы среды, скажем, семья, школа и сверстники.

Данные таких исследований интеллекта и таланта также способствуют углублению представлений о том, как люди развивают свои знания по разным предметам. Некоторые исследователи и авторы, прежде всего, психолог Андерс Эриксон (Anders Ericsson) из университета штата Флорида в Таллахасси и писатель Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) популяризовали идею о пороге способностей. Согласно этой идее, для людей с определенным барьером умственных способностей (часто называют цифру 120) время сосредоточенной практической работы по приобретению знаний гораздо важнее, чем дополнительные интеллектуальные способности. Однако данные исследования SMPY и программы университета Дьюка опровергают данную гипотезу. В этом году были опубликованы результаты исследования, где сравниваются успехи студентов, в детстве входивших по своим умственным способностям в первый 1% и в первые 0,01%. Если в группе номер один ученые степени встречаются в 25 раз чаще, чем в среднем у населения, то во второй группе такое происходит в 50 раз чаще.

Но иногда такая работа вызывает противоречия. Некоторые эксперты по развитию детских способностей из Северной Америки и Европы жалуются, что в научной работе по развитию таланта ученые часто руководствуются стремлением спрогнозировать, кто поднимется наверх, а специалисты в области образования выражают серьезную обеспокоенность по поводу концепции выявления и классификации учеников с их разделением на одаренных и посредственных.

«Высокие результаты теста указывают лишь на то, что человек обладает большими способностями и хорошо подходит для этого конкретного теста в этот конкретный момент времени, — говорит Мэтьюз. — А низкий балл по тесту не говорит нам практически ничего». Все дело в том, что снижать показатели учеников могут очень многие факторы, в том числе, культурный багаж и то, насколько комфортно им сдавать тесты, от которых очень многое зависит. Мэтьюз рассказывает, что когда экзаменуемые дети проходят тесты на одаренность в юном возрасте, они чувствуют, что их оценивают на предмет будущих успехов, и это может навредить их мотивации в учебе и способствует формированию того, что психолог из Стэнфорда Карол Двек (Carol Dweck) называет «фиксированным складом ума». Гораздо лучше, говорит она, формировать «развивающийся склад ума», когда дети считают, что ум и талант это лишь отправная точка, и что способности можно развивать упорным трудом и постоянным интеллектуальным поиском.

«Ученики сосредотачиваются на самосовершенствовании, не беспокоясь о своем умственном уровне и не стремясь к одобрительным оценкам, — отмечает Двек. — Они упорно учатся, получают знания и становятся умнее». Проведенные Двек и ее коллегами исследования показывают, что ученики, занимающиеся с таким настроем, демонстрируют больше мотивации в школе, получают более высокие оценки и лучше сдают экзамены.

Бенбоу согласна с тем, что выбор учеников не следует ограничивать стандартными тестами, что надо разрабатывать стратегии познания и обучения, которые больше соответствуют способностям детей, позволяя ученикам и студентам на каждом уровне в полной мере реализовывать свой потенциал.

В будущем году Бенбоу и Любински планируют начать исследование самой одаренной когорты (0,01%) в среднем возрасте, уделяя особое внимание карьерным достижениям и удовлетворенности жизнью, а также повторно исследовать выборку 1992 года из числа выпускников ведущих американских университетов. Предстоящие исследования могут еще больше разрушить стойкие, но ошибочные представления о том, что одаренные дети достаточно умны, чтобы преуспевать самостоятельно, без особой помощи со стороны.

«Система образования по-прежнему упорствует, — говорит психолог Дэвид Гири (David Geary), исследующий вопросы когнитивного развития в области математики в Миссурийском университете в Колумбии. — Существует общее убеждение в том, что детям, обладающим познавательными или какими-то иными преимуществами, не нужна дополнительная поддержка, и что сосредоточиться надо на детях со слабой успеваемостью».

Специалисты по образованию одаренных детей заговорили о расширении возможностей для развития талантов в США, но такими возможностями пока пользуются только те ученики, которые находятся на самой вершине по показателям способностей и по социально-экономическому положению.

«Мы знаем, как выявлять этих детей, и мы знаем, как помогать им, — говорит Любински. — Тем не менее, мы не замечает многих очень умных детей по всей стране».

Когда Любински и Бенбоу заканчивают прогулку по двору университета, часы бьют полдень, и из учебных аудиторий в столовую устремляются толпы радостных студентов. Многие из них это участники программ для талантливой молодежи, проводимых в университете Вандербильта, и летних курсов обогащения знаниями, на которых одаренные студенты за три недели впитывают годичный материал по математике, литературе или естествознанию. Другие проводят время в университетских спортивных лагерях.

«Они развивают самые разные таланты, — говорит Любински, который в школе и университете занимался борьбой. — Но наше общество в большей степени поощряет спортивные, а не интеллектуальные таланты».

Тем не менее, эти одаренные студенты, «матлеты», как их называют в вузе, могут изменить будущее. «Если посмотреть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество — а это здравоохранение, климатические изменения, терроризм, энергетика — то у таких детей больше всего возможностей для их решения, — говорит Любински. — Именно на таких детей мы должны делать ставку».

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.

Система доктора Глена Домана творит чудеса. Дети могут с самого раннего возраста могут выполнять невероятные гимнастические упражнения, с двух лет умеют читать и общаться на нескольких иностранных языках. И это еще не все! В чем же секрет этой методике, которая воспитывает гениев?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В конце 40-х годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Он разработал особые методики, которые сразу же начали давать отличные результаты. Дети, которым давался «приговор» быстро развивались и даже во многом обгоняли своих здоровых сверстников. Вскоре выяснилось, что в основе всех методик Домана лежит легкое открытие: на поврежденные участки мозга можно воздействовать через здоровые.

Глен Доман возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Сегодня его методику используют родители всего мира.

Все дети гениальны с рождения, но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться

ФУНКЦИИ МОЗГА

Глен Доман выделяет шесть функций головного мозга, благодаря которым человек и отличается от всех других живых созданий. Это моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо, зрение, слух, ощущения.

Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Все эти функции от рождения ребенка и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. На этой основе и построена вся методика обучения Домана.

При этом, основной функцией считается двигательная функция (ходьба, бег, прыжки).

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Обильная подвижность дает ребенку возможность быстрее повышать свой умственный потенциал. Поэтому начинать развитие нужно с самого рождения малыша.

Первая ошибка. Большинство младенцев обычно кладут на спину, а в этом положении они беспомощны и не имеют возможности нормально двигаться. Доман предлагает перевернуть новорожденного на живот.

Вторая ошибка. Родители часто кутают малышей в теплые одежды, которые очень мешают им в движении. Учитывайте, факт, что после рождения ребенку не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С, но чтобы ему было тепло, нужно утеплить саму комнату, а не надеть на него кучу одежды.

СУТЬ МЕТОДИКИ


Доман предлагает использовать с первого дня рождения специальные треки для . Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Когда кроха отталкивается ножками, то сможет проползти достаточно большие расстояния. А любое ползание очень важно в развитии зрения, речи и интеллекта малыша. Поэтому даже старшим детям рекомендуется ползать вместе с малышами.

Кроме ползания, важно развивать у новорожденных . Для этого можно просто подносить 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам.

В итоге, перемещение на животе через 2,5 месяца перерастет в осознанное ползание, в 3-4 месяца в ползание на четвереньках, а потом в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, уже в шесть лет ребенок сможет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и несколько километров без остановки.

В изучении методики Глена Домана, также важно брать то, что подходит именно вашему малышу, не ставя себе рамки только этой программой. Так, например, продолжайте слушать с ребенком песенки, читать стихи, играть в ролевые игры и игрушки, а также заниматься творчеством.

Не забывайте подкреплять процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поглаживанием или поцелуем

ЧТЕНИЕ С РОЖДЕНИЯ

Доман считает обучение чтению самой главной и важной задачей. Если малыш научится читать, он не будет ограничиваться тем, что знают и дают ему родители.

По системе Глена Домана обучение чтению, математике и разным другим наукам строится по одному принципу. В течении дня ребенку нужно быстро показывать карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т.д., при этом четко произносить названия изображаемого. Такое обучение нужно начинать как можно раньше, тогда эффект будет больше.

Кстати, Доман не начинает обучение детей с букв. Он считает, что читать буквы очень сложно, поскольку нет примеров, на которых им можно показать. Зато гораздо проще со словами: много кто ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу.

Сегодня столько разных методик развития детей, что сами дети уже не знают, куда от них деться. Но по-настоящему целеустремленных родителей не остановят метеоритный дождь, цунами и асфальтоукладчик: с упорством циркулярной пилы они делают из детей гениев. Мы решили не оставаться в стороне и собрать десяток вернейших рекомендаций для амбициозных родителей.

Карточки

Не теряй ни минуты драгоценного времени! Начинай показывать ребенку карточки с рождения. Возьми их с собой в роддом, развесь по палате и демонстрируй крохе животных, цвета, мировые столицы и все остальное. Конечно, только на китайском – за ними будущее.

Грудное вскармливание

Лучше до школы, а дальше как пойдет. Долгий контакт с матерью обеспечивает ребенку гармоничное развитие всех полушарий мозга, нейронных связей и гениальности. Если ребенок отказывается под предлогом “пойти покататься с друзьями на велике”, не слушай его и давай грудь. Совсем к своим шести годам распоясался! В наше время такого не было!

Не запрещай

Вообще ничего и никогда! Нельзя ребенку ничего запрещать! Ясно же, что ты нанесешь ему психическую травму, он вырастет и будет работать исключительно на оплату сеансов психоаналитика! А твоя цель – раскрепощенная личность, свободная от комплексов! Ну и что, что током шарахнет, – вдруг у него от этого откроется чакра творчества?

Корми правильно

Исключительно органической едой, выращенной твоими знакомыми фермерами, и заботливо перетертой органическим ручным деревянным блендером в органическое пюре. Ясно же, что на баночном питании вырастают сплошь обычные люди, чуждые тонких материй и гениальности.

Не давай мужу

Мужу вообще младенца лучше без надобности не доверять. Всем известно, что мужчины проявляют просто-таки феноменальную тупость и слабоумие в том, что касается вопросов воспитания! Вдруг он накормит его полдником не в 16, а в 16.02? И ВСЕ! Вся система воспитания пойдет насмарку из-за жалких двух минут!

Не давай свекрови

Эти свекрови так и норовят выставить тебя дурой с твоей гениальной системой воспитания, да что они понимают вообще в этой жизни, староверы! Никто не знает, как воспитывать ребенка кроме его мамочки!

Не давай лекарств

Ясно же, что лекарства – это происки дьявольских сил, негативно влияющие на мозг! Отвар свеклы, мед и уринотерапия – твой выбор! Надо лечиться естественными методами, тогда организм немедленно поймет, что деваться ему некуда и моментально станет самым гениальным в мире. В крайнем случае применяй гомеопатию. Это хотя бы модно.

Не делай прививок

Плевать на результаты многолетних исследований и статистику! Ты-то, доморощенный Шерлок Холмс, в курсе, что все это глобальный заговор гнусных фармкомпаний, жаждущих наживы на потребу своей черной душе! А на самом деле прививки – это инопланетная интервенция с целью захвата власти на Земле, просто об этом все молчат.

Развивай

Пусть у твоего ребенка развитием будет заполнена каждая свободная минуточка! Мало ли, что может прийти ему в голову, пока он спокойно сидит на ковре с игрушкой? Если кубики – то развивающие! Если деревянная утка на веревке – исключительно органическая и способствующая открытию способностей к рисованию! И пению! И конечно, постоянно оценивай его, поправляй, рекомендуй. Куда же он без твоего чуткого материнского контроля? И методиками его, методиками!

Контролируй

Каждый шаг ребенка должен идти ему во благо, никакой самодеятельности! Он не хочет играть с мячом? Надо срочно изучить этот феномен! Круглые формы его пугают, потому что символизируют ограничения и правила? Ему не нравится зеленый цвет? Давайте срочно принесем красный! Ну и совершенно ясно, что вместо всякой фигни вроде детских сказочек ребенок должен слушать спряжения китайских глаголов от няни-носителя языка. За китайцами будущее, помним.

Текст: Яна Ставень

Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.

Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда, люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.

В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?

Думаю, многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире. Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения, всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту. Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка, чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения, алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей. Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы, это для него имеет смысл.

Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому. Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички, где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку. Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.

Раскрыть же способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей, навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при этом считают, что делают все во благо ребенка.

В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?

Да, школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не годится для обучения всех детей». Мой принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ… А так приходится знакомить учителей с их же учеником.

Мы с мужем всегда поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача – быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.

Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?

Я думаю, при разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором. Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.

Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного ребенка?

Жертвовать собой! Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.

Естественно, под контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.

НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у него интерес, предлагайте ему разные игры.

Даже обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например, любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем, как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует», «Пони спит»… Кому-то эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно, а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.

КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.

Наталья Вишня – телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес-консультант и мама троих детей.