Как сделать элементы фриформ. Фриформ. Техника вязания

19.10.2019

Фриформ. Техника вязания


Фриформ - относительно молодая, но обретающая все большую популярность техника вязания. Итак, немного теории… "Freeform", в переводе с английского языка, означает свободная форма. Фриформ - вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Основательницей этого интересного направления в вязании считается Prudence Mapstone. Ее работы настолько необычные и уникальные как по внешнему виду, так и по технике исполнения, покарили всех: и простых обывателей и рукодельниц. А сама техника фриформ посредством всемирной паутины быстро завоевала популярность во всем мире, приобретая все больше последователей.

Основное правило фриформа - никаких правил в вязании и полная свобода выбора как цветовых сочетаний, так и образцов и приемов вязания крючком и спицами. Однако отличительные черты у данной техники все же есть.

Во-первых, полотно собирается из отдельно связанных участков - скрамблий «scrumbles»- композиционных фрагментов, которые в свою очередь либо вяжутся безотрывно в технике нерегулярного вязания, либо также собираются из более мелких мотивов. Даже сама по себе связанная скрамблия может стать настоящим произведением искусства.

Во-вторых, в работе используется разнообразная, контрастная по цвету и фактуре пряжа. Главное - красивое ее сочетание, именно в этом и заключается основа уникальности и неординарности вещи, связанной в технике фриформ. Также в работе могут использоваться и другие материалы: бисер, бусины, ленты, мех, кожа и т.п.


В-третьих, использование во фриформе самых разнообразных приемов вязания в одном полотне, когда сами элементы могут выполняться как крючком, так и спицами (а иногда и крючком и спицами вместе), использоваться техники макраме или вязание на вилке. Именно здесь Вы можете проявить свою фантазию и применить все имеющиеся у вас навыки вязания.

Для придания рельефности полотна при вязании фриформа часто используется прием вязания крючком именуемый как витой или почтовый столбик, являющийся основополагающим элементом вязания в данной технике.


Витые столбики можно вязать разными способами и располагать их как по кругу, так и полосой, использовать их при вязании различных элементов. Выполнение витого столбика требует определенного опыта и терпения. Самый сложный момент при выполнении витого столбика - это протаскивание крючка через все витки и чем больше витков и тоньше нить, тем труднее это сделать. Для облегчения этой задачи можно воспользоваться вспомогательной спицей или толстой иглой, соединяя ее с крючком при формировании витков - тогда крючок будет легче проходить через витки. В любом случае потребуется практика в отработке навыка.

Каких только техник вязания сегодня не существует - каждый желающий может выбрать наиболее подходящую для себя. Одним из наиболее востребованных видов вязания считается техника фриформ. Она была придумана талантливой австралийкой по имени Пруденс Мэпстоун. Ее отличительными особенностями являются непредсказуемость, изысканность и оригинальность.

Фриформ основан на принципе изготовления так называемого «ирландского кружева». Название данной техники говорит само за себя: это свободная форма, предполагающая создание живописного полотна (результат получается эффектнее, чем обычный трикотаж вручную)

Даже у не слишком опытных рукодельниц существует прекрасная возможность научиться этому вязанию, и уже в скором времени своими руками создавать невероятно красивые изделия.

Особенности техники

Необходимо отметить специфические черты техники фриформ, чтобы понимать, почему любители вязания все чаще останавливают выбор на ней:

  • Фактура является рельефной. Благодаря этому выпуклые узоры успешно сочетаются с кружевами, бусинками, ленточками и так далее.
  • Для создания полотна нужно собирать скрамблы (самостоятельные фрагменты).
  • Еще, создавая полотно, желательно использовать однотонную пряжу (либо допускаются контрастные расцветки). Фактура может быть различной (например, травкой или фасонной).
  • Способы вязания могут использоваться разные: к примеру, нередко выбирают макраме, крючок, вилка и так далее.

Мозаичное вязание

Основной принцип техники фриформ связан с мозаичным вязанием. Существуют разрозненные фрагменты, а из них уже необходимо составить целую картину.

Начинать необходимо с создания кружка, цветка или спиральки, и затем уже добавлять остальные элементы. Желательно, чтобы по фактуре и расцветке между элементами были различия. Когда они слишком контрастные, неплохо бы разделить их с помощью «рачьего шажка» (это такой шов).

Когда скрамблы будут готовы, их следует:

  • разложить по выкройке;
  • скрепить посредством булавок;
  • соединить между собой их крючком или сшить иголкой.

При образовании пустот их можно закрыть маленькими мотивами.

Изнаночная сторона скрамблов должна быть ровной и максимально плоской. Никакого стягивания полотна и образования пузырей быть не должно.

Витый столбик

Чтобы полотно получилось рельефным и фактурным, желательно воспользоваться витым столбиком. Данный элемент, между прочим, рассматривают в качестве основного при фриформе.

Обычно для этого применяется крючок. Расположение может быть ленточным или круговым. Делается до десятка витков, после чего чрез них и петельку на цепочке протягивается рабочая нитка.

Способы вязания витых столбиков бывают разными. Расположение бывает не только круговым, но и виде полосы.

Необходимо сразу подготовиться к тому, что изготовление такого столбика потребует определенного терпения. Опытные рукодельницы справляются с этим делом быстрее, чем новички, что вполне естественно.

Наиболее тяжелым моментом считается необходимость протащить крючок через каждый виток (при тонкой нити и большом количестве витков - задача, действительно, нелегкая).

Элементы фриформа, впрочем, не зацикливаются лишь на витых столбиках. Не менее часто прибегают к вывязыванию:

  • блоков;
  • рачьего шажка;
  • ракушек;
  • спиральки;
  • пышных столбиков;
  • колокольчика;
  • кулечка;
  • ягодки;
  • крылышка и так далее.

Некоторые элементы могут вязаться спицами. Впрочем, иногда с помощью спиц изготавливаются скрамблы целиком. Благодаря этому пряжа получается более фактурной.

С поиском подходящей схемы для вязания не будет никаких проблем. В интернете их предостаточно. Узоры с рисунками могут быть вполне традиционными. Неплохо также будет проявить фантазию, позволить себе какой-нибудь интересный эксперимент.

В принципе, творческая свобода для техники фриформ - дело вполне обычное. Оттого и поклонников у такого вязания становится все больше. А готовые модели получаются красивыми и весьма оригинальными.

Многие рукодельницы даже настаивают на том, что фриформ - это настоящее искусство, а не просто одна из вязальных техник. Обосновывают такое утверждением, главным образом, тем, что в готовых изделиях присутствует гармония, притом, что ограничения при изготовлении практически отсутствуют. Если выбирать виды искусств, наиболее близкие к фриформу, наверное, это будет живопись.

Освоивши технику фриформ, можно будет собственноручно создавать чудесные вязаные вещи и украшения. Это по силам даже тем девушкам, которые только недавно начали заниматься рукоделием.

Свободная форма или фриформ – это техника вязания с использованием различных приемов и инструментов. В одном изделии можно сочетать фрагменты выполненные спицами, крючком и иными приспособлениями для вязания. В этом мастер-классе мы постараемся рассказать вам об основных деталях и нюансах фриформа для начинающих .

Немаловажной отличительной чертой фриформа является сочетание различных цветов и текстур нити. Это может быть шелковая, шерстяная, хлопковая и фантазийная пряжа. Также в этой технике сочетаются всевозможные узоры. Главное, сохранить общий стиль изделия и выдержать основную тактику исполнения. Для работы прекрасно подойдут различные остатки пряжи, которых у заядлой мастерицы накапливается далеко не один клубок.

Выполнить уникальную сумочку или великолепный жакет в технике фриформ сможет даже начинающая рукодельница. Сочетание нескольких элементов, собранных с помощью иглы или связанных между собой иным способом, может воплотиться в любом изделии.

Фриформ для начинающих рукодельниц

Несмотря на то, что свободный стиль в вязании не имеет четких правил и характеристик, все же стоит обратить внимание на некоторые рекомендации.

Первое и немаловажное отличие от многих других техник вязания — выполнение отдельных элементов (скрамблей) и последующее их соединения. Повторяющиеся приемы или узоры в каждом фрагменте могут быть выполнены как одним цветом, так и несколькими.

Ирландское кружево крайне схоже с техникой фриформ. Различие заключается лишь в том, что в первом случае фрагменты крепятся на сеточку, а во втором они соединяются между собой.

Различные объемные цветки, мотивы, листочки и абстрактные формы допустимы в изделиях свободного стиля.

При подборе пряжи для такой работы стоит учитывать то, что она может линять при стирке и тепловой обработке. Выбирайте нитки тщательно, проверяйте их на подверженность линьке.

С чего начать

Прежде чем начать работу над изделием в свободной форме необходимо создать макет, который поможет связать необходимое по количеству и размеру число деталей. Лучше всего сделать бумажную выкройку и на нее закреплять фрагменты будущего изделия. Это поможет наиболее точно соблюсти размеры самого изделия, четко определить линии изгиба (пройма рукава, горловина и прочее).

Не нужно начинать работать в данной технике сразу со сложных узоров. Обычные и самые простые мотивы, скомпонованные в единое целое, могут оказаться не менее ярким шедевром, чем сложное изделие.

Основой изделия выберите элемент, который будет преобладать над остальными. Это может быть листок или мотив, цветок или ветка с ягодами. К главному фрагменту добавляйте иные мелкие детали. Таким образом, ваше изделие будет смотреть гармоничным и целостным.

Примеры простых элементов для фриформ

Для выполнения представленных вариантов скрамблей пригодится 3 цвета нити. В работе используются самые простые приемы вязания крючком. При работе над каждым фрагментом в отдельной детали изделия нужно не забывать оставлять кончики ниток достаточно длинными. С их помощью в дальнейшем нужно будет соединять получившиеся детали.

В первом элементе применяются следующие приемы:

— кольцо, обвязанное столбиками без накида

— столбики с одним и двумя накидами

— почтовый (витой) столбик, который визуально похож на ракушку

Второй элемент включает в себя сочетание пышных столбиков и столбиков с накидами.

Третий выполнен частично по спирали, которая начинается в одной точке и вяжется поочередно двумя цветами нити.

При соединении фрагментов с помощью иглы лучше всего это делать с изнаночной стороны. С лицевой изделие получится более рельефным и аккуратным.

По окончании работы над соединением деталей все кончики ниток заправляются так, чтобы изделие не смотрелось стянутым.

Фриформ – это универсальная техника вязания. При достаточно хорошей фантазии и определенных усилиях получаются неповторимые вещи, которые смогут поразить ценителей авторских работ не только индивидуальностью и ручным исполнением. Невозможно создать две одинаковые вещи или повторить чью-то работу.

Надеемся у вас все получилось.
Делитесь с нами вашим результатом и оставляйте комментарии.

Мастер - класс по фриформу

от Елены Синюковой.

Суть техники фриформ - можно все. Никаких ограничений ни по цвету, ни по фактуре пряжи, только ваш вкус, чувство меры и полет фантазии! В основе любой композиции в фриформе- контрастность. Здесь все построено на этом принципе. Но не только в цвете, как мы привыкли, а еще в сочетании выпуклых и гладких участков, участков разреженного полотна (ажур, сетка) и плотного вязания, блестящей и матовой нити. Всегда стараясь тщательно подбирать цветовую гамму в своих работах, я пришла к выводу, что должна быть только теплая или только холодная гамма, смешивать их нельзя, плохо получается в результате. Потом должна быть идея произведения. Что вы хотите получить на выходе? Для себя во фриформе я придумываю что-то типа девиза, трех слов, которые и передают суть работы-произведения, пример: море-жара-песок; ель-дождь-полянка. Далее все мотивы должны быть одного стиля, даже разные по форме. То есть, если это фантазийные мотивы - то все (листья, круги, загогулины) должны быть - выдержаны в этом стиле. Если повторение природных мотивов - то соответственно.

Суть техники фриформ - можно все. Никаких ограничений ни по цвету, ни по фактуре пряжи, только ваш вкус, чувство меры и полет фантазии! В основе любой композиции в фриформе- контрастность. Здесь все построено на этом принципе. Но не только в цвете, как мы привыкли, а еще в сочетании выпуклых и гладких участков, участков разреженного полотна (ажур, сетка) и плотного вязания, блестящей и матовой нити. Всегда стараясь тщательно подбирать цветовую гамму в своих работах, я пришла к выводу, что должна быть только теплая или только холодная гамма, смешивать их нельзя, плохо получается в результате. Потом должна быть идея произведения. Что вы хотите получить на выходе? Для себя во фриформе я придумываю что-то типа девиза, трех слов, которые и передают суть работы-произведения, пример: море-жара-песок; ель-дождь-полянка. Далее все мотивы должны быть одного стиля, даже разные по форме. То есть, если это фантазийные мотивы - то все (листья, круги, загогулины) должны быть - выдержаны в этом стиле. Если повторение природных мотивов - то соответственно.

На фото - цветочные композиции.

А вот вариант фантазийного узора, хотя почти все элементы одни и те же. Заодно обратите внимание на вариант раскладки скрамблей на спинке.

Из своего опыта могу сказать: чем меньше сложносочиненных мотивов, тем проще они компонуются, но зато, если все разные мотивы, но в одной теме, можно получить настоящую красоту. Помимо обычных ракушек, спиралек, почтовых столбиков в разном варианте, в своих работах я активно использую тунисское вязание, но не длинным крючком, а обычным. Набираю не больше 10-12 петель прямо от основного полотна. Получаются островки тунисского вязания в общей массе. Хочу также добавить - не пытайтесь усложнять работу. Самые простые столбики можно обыграть очень выигрышно. Сначала я вяжу несколько скрамблий, затем прикладываю их друг к другу - как они смотрятся вместе. Желательно, чтобы мотив или какой-то элемент одного скрамблия продолжался на другом. Тогда будут незаметны переходы.

У вязания в технике фриформ есть одна особенность. Мелкие изделия сделать труднее, чем крупные. Не хватает размаху что-ли. Вот сделаешь один скрамбль и не понятно, нравится он или нет. Делаешь второй, прикладываешь, и начинает что-то вырисовывается. Поэтому, если что-то не получается на первых порах, продолжайте вязать дальше и больше размером.

Начиная вязать, запаситесь 12-15-ю различных по фактуре пряж. Это минимальное количество, при одноцветных полотнах это количество можно уменьшить до 10, сделав упор на фактуру пряжи. (Ориентировочные данные для начинающих). Старайтесь не вязать очень толстой пряжей (100-150м/100г). Из тонкой пряжи мотивы получаются мелкие, но зато их больше и в общем полотне это выглядит лучше. Маленький секрет для убыстрения работы - вяжите мотивы и обвязки тонкой пряжей (около 400-600м\100г) , а соединение скрамблей и мотивов можно сделать более толстой ниткой (250м\100г) выполняя различные рельефные столбики. На фото ниже показан пример скрамблия, выполненного разными пряжами толщиной не более 350м/100г

А теперь я покажу вам самые простые приемы вязания, чтобы вы осознали, что совсем не обязательно браться за сложные элементы, если такого же успеха можно добиться и с самыми простыми элементами. Нужно только немного подумать, как одни и те же мотивы и приемы можно применять и использовать по-разному.

1. Элемент «кулечки», можно располагать как по кругу в виде цветка, так и горизонтально в вязании по ряду.

3. Следующий элемент - «пуговка», «ягодка»: Связали цепочку из 4-5-6 ВП, замкнули в кольцо, обвязали кольцо СБН. Чтобы было более выпукло - поверху обвязываем уже обвязанное кольцо еще раз. Далее привязываем нить другого цвета и по полученному колечку в каждую петлю основания выполняем пышные столбики на 4-5 накидов. Вот и готовый элемент. Часто делаю незавершенные круговые мотивы. На мой взгляд, они лучше вписываются в уже готовый скрамбль.

5. Все мотивы у нас достаточно выпуклые, рельефные. Чтобы подчеркнуть рельефность элементов надо связать что-то плоское. Я предлагаю элемент тунисского вязания. Так как я буду набирать от 6 до 10 петель, то длинный крючок не требуется, можно обойтись обычным. Провязав 5-6 рядов в последнем ряду я набираю петли не до конца и он получился укороченным. Это я делаю для того, чтобы избежать правильной формы. Привязываем нить другого цвета и вяжем 2 арочки из трех воздушных петель (ВП) берем какую-нибудь фантазийную пряжу. В данном случае "букле", привязываем к нашему вязанию и провязываем небольшой кусочек СБН, так чтобы арочки из ВП были перед работой. (прижали их пальцем и провязываем за ними). Все хвостики ввязываем в работу, потом отрезаем.

7. Обвязываем полученный элемент рачим шагом (РШ) «до логического завершения», добавляем травку или другую фасонную пряжу. Вяжем обычную ракушку, обратным ходом обвязываем ее рачьим шагом другим цветом и пришиваем (или привязываем) ее к нашему кусочку. Рачий шаг я вяжу за переднюю полупетлю. Задняя полупетля остается для дальнейшего вязания.