Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.
Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.
Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.
Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.
Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.
Правильно организованные дидактические игры развивают:
Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:
Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.
Рассматриваемые игры развивают:
Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.
Дидактические игры для детей 2–3 лет:
Занятия для дошкольников 4–5 лет:
Игры для старшей группы:
Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.
А именно:
Задания на развитие мышления в младшей группе:
Игры для средней группы:
Упражнения для старших дошкольников:
Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.
Упражнения для младших дошкольников:
Игры для средней группы:
Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.
При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.
Игры для младших школьников:
Мы обнимаем мячик нежно,
Оттолкнем его небрежно.
А теперь догоним дружно:
Пожалеть его нам нужно!
Упражнения для средней группы:
Задания для старших дошкольников:
«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.
«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.
«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.
Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.
Основные дидактические игры с детьми:
После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.
В средней группе картотека игр может составляться по темам:
Дидактические игры в старших группах:
Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.
Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:
Дидактические игры для малышей:
Занятия с детьми средней группы:
Игры для старших дошкольников:
Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:
Музыкально-дидактическая игра:
Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:
Валентина Александровна Алейникова
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им не интересны.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры , в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, организуя, подбирая дидактические игры и игрушки , в основе которых заложен обучающий принцип. Для достижения этого мною были созданы условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом .
Дидактические игры :
Игра «Осень в саду»
Цель : учить детей различать и называть цвета : красный, желтый, зеленый. научить детей группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов. Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь , взаимовыручку.
Игра «Кто скорее соберёт»
Цель : Учить находить предметы (пуговицы) (цвету, размеру) ; Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку .
Игра «Фонарики»
Цель : закреплять у детей умение различать цвета, а также соотносить их по признаку (цвету) . Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь , взаимовыручку.
Игра «Найди свое окно»
Цель : учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Воспитывать умение находить предметы (окошки) по его наиболее характерным признакам (цвету, форме) ; развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку .
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель : учить детей
Игра «Волшебные шары»
Цель : способствовать формированию у детей цветовых представлений.
Игра «Где круг, где квадрат?»
Цель : учить группировать предметы по форме.
Игра «Украсим бабочку»
Цель : развивать координацию движений рук и мелкую моторику пальцев.
Игра «Найди ниточку»
Цель : учить детей соотносить предметы по цвету.
Игра «Подбери пёрышко»
Цель : учить детей различать и называть основные цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.
Игра «Волшебные коробочки»
Цель : учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие формы.
Публикации по теме:
"Младший дошкольный возраст - золотая пора для сенсорного воспитания детей" - писал известный педагог Щелованов. Начиная с 1 младшей группы.
Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.
Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность.
Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.
Тема: Цветы и бабочки. Образовательные области: Познание, формирование целостной картины мира, развитие познавательно- исследовательской.
(Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).
Мария Дмитриева
Учебно-методическое пособие адресовано родителям малышей.
В данном альбоме я демонстрирую пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей , направленной на освоение ими сенсорных эталонов . Мои пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей .
Дидактическое пособие «Паровозик»
Для развития у детей воображения , формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами предлагаю изготовить дидактическое пособие «Паровозик» . Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Цель : закрепление знания цвета, размера; развитие моторики руки.
Описание приготовления пособия :
Пособие состоит из коробки с наклеенными паровозиками, самолетом, солнцем и облаками из самоклеящейся плёнки, в центре изображений проделаны отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера и цвета. На горлышки завинчены пробки, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине.
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.
Цель : сенсомоторное развитие , формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Описание приготовления пособия :
капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра «Ёжик»
Цель : - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию;
Учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; выбирать «прищепку - колючку» в соответствии с цветом ежика.
Описание приготовления пособия :
вырезаем из картона 4 ёжика (красный,желтый,зеленый,синий) и прикрепляем прищепки по цветам.
Публикации по теме:
Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.
Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.
"Занимательные фишки" Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.
Данные дидактические игры помогут воспитателям детских садов и педагогам начальной школы для индивидуальной и групповой работы. Игра № 1.
Дошкольное детство - период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.
Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период жизни сенсорный опыт, получаемый из окружающей среды, имеет первоочередное значение для малыша и влияет на формирование процессов мышления, мелкой моторики и речи. для дошкольников позволяют развивать все типы восприятия и обогатить сознание ребенка новой информацией о мире.
В возрасте 1-3 лет у мальчиков и девочек происходит формирование так называемых сенсорных эталонов. Ребенок усваивает базовые понятия, что позволяют ему в дальнейшем успешно классифицировать сенсорные раздражители, что поступают с органов чувств. К эталонам относятся высота звуков, различные тактильные ощущения, основные цвета, понятия количества, величины, геометрической формы.
Познавательные дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов широко используются в дошкольной педагогике. Такие методики позволяют в игровой форме донести до каждой крохи знания о разнообразии большого мира вокруг.
Воспитание и развитие детей посредством дидактических игр в один-три года приводит к положительным результатам в учебе в старшем возрасте, когда малыши идут в школу. Развитие сенсорных способностей, начиная с того момента, как ребенку исполнился один год, напрямую влияет на уровень интеллекта человека во взрослой жизни.
Существуют такие виды дидактических игр :
Яркие и веселые игровые заготовки можно сделать своими руками, к ним не останется равнодушен ни один малыш. Создавайте игры, стимулирующие различные типы сенсорик, интроверт и экстраверт, какими в зависимости от психотипа могут быть дети, обрадуются такому подарку.
Созданные дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками позволяют собрать свой уникальный комплект развивающих пособий. Рассмотрим, как сделать игру «Подбери по цвету», которая помогает закрепить знания базовых оттенков, улучшить логическое мышление, навыки сортировки по цвету, и влияет на развитие мелкой моторики.
Вам понадобятся :
Нарисуйте на самоклеящейся бумаге небольшие кружки и вырежьте их по контуру. Полученными кругами оклейте картонную коробку, чтобы она была покрыта ими полностью.
Прямоугольные листы картона формата А4 разделите на половину. Каждую половинку формата А8 расчертите на 6 ровных прямоугольников. На одну картонку наклеивайте по 6 цветных кружков одного из базовых оттенков.
Оставшиеся картонных листов тоже разделите на половину, и прямоугольники формата А8 расчертите на 3 ровных части. Наклейте на каждую по три разных цветных круга, используя базовую палитру оттенков.
Ребенку предлагается расставить разноцветные баночки в соответствии с образцом (карточки первой группы), или построить узор из крышек и баночек по принципу «цветового домино», используя карточки второй группы.
Игра будет незаменима в ясельной группе, ею также заинтересуется средняя группа. И даже старшая группа найдет для себя что-то полезное и необычное, если использовать вместо обычных кружков стеклянные бусины или усложнить правила игры. В этой интересной игре задействованы разные виды сенсорик (интроверт и экстраверт одинаково увлекаются игровым процессом).
Развитие сенсорики у детей 2-4 лет
Игра «Спрячь мышку» – дидактическое пособие, цель которого посредством создания игровой ситуации научить детей различать четыре базовых цвета и улучшить навыки мелкой моторики. Если вы готовите занятия по сенсорике, первая младшая группа будет безумно рада использовать такой развивающий набор.
Детям нужно спасти разноцветных мышек от кошки, спрятав в домике соответствующего цвета. Стимулируйте визуальный тип сенсорик, интроверт или экстраверт в маленьком возрасте одинаково нуждаются в правильном сенсорном воспитании.
Дидактические игры изготавливаются по сенсорике «Спрячь мышку» из следующих материалов :
Сначала пошейте подушечку – сенсорный коврик. Верх сделайте из сшитых вместе квадратов 4 базовых цветов, низ сделайте одноцветным. Внутрь подушечки положите поролон. Сверху на каждый квадрат нашейте по 3 половинки липучки.
Чтобы изготовить мышку, нарисуйте на бумаге выкройку – тело каплевидной формы. Приложите заготовку к ткани, вырежьте две детали, которые затем сшиваются вместе. Наполните внутреннюю часть мягкой игрушки разными сыпучими наполнителями или ватой. На животик каждой мышке пришейте вторую половинку липучки. На мордочке мышонка сделайте глаза из черных бусин, хвост пошейте из тонкой полоски флиса, прикрепленной к туловищу.
Игра, благодаря которой развивается зрительная сенсорика и мышление, готова.
Сенсорное развитие детей невозможно представить без использования качественных развивающих игрушек. Их можно изготовить в домашних условиях из подручных средств. Используйте аудиальные дидактические игры, звук дети научаться анализировать с их помощью намного лучше, чем прежде. Этот нужный тип сенсорик, интроверт или экстраверт – ваши мальчик или девочка, каждому он пригодится.
Рассмотрим, какие игрушки и игры по сенсорике для детей, направленные на стимуляцию слухового анализатора, можно сделать самостоятельно. Предлагаем сделать «Осьминожка-шумелку».
Для этого из разноцветных ниток вяжется осьминог, на щупальцах которого крепятся капсулы от «Киндер-сюрпризов». Внутри у каждой размещены различные сыпучие материалы, что издают разные звуки, если капсулу потрясти. Эти коробочки тоже обвязываются разноцветными нитками. Можно использовать базовые оттенки, или расширенную палитру.
Полноценное сенсорное развитие у детей возможно только при достаточной стимуляции тактильной чувствительности. Особенно связано это с формированием мелкой моторики, так как на кончиках пальцев находится максимальное количество нервных окончаний.
Для игры «Определи на ощупь» используйте «волшебный мешочек» – красивую коробку или мешочек из ткани, внутри какой находятся мелкие предметы различной текстуры. Ребенок должен положить руку в мешочек и, не подглядывая, определить, что он держит в руках, и словами описать тактильные ощущения, что вызывает у него этот предмет – сказать какая поверхность (гладкая, шершавая, пупырчастая, пушистая и т.д.).
Нужно развивать все типы сенсорик, интроверт или экстраверт – ваш ребенок, это не имеет значения. В этом вам помогут оригинальные дидактические игры, сделанные своими руками с любовью к детям.
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение ЦРР
Дидактические игры
своими руками
по сенсорному воспитанию
для детей раннего возраста
Спрячь мышку"
Существует множество разновидностей игры "Спрячь мышку". Её делают из цветного картона, из цветной бумаги, из дерева. Я предлагаю вариант игры, сшитой из материала.
В эту игру могут играть дети с 1 года до 3 лет.
Руководство: Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети прикрепляют мышей на липучки в квадратики такого же цвет как мышка.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image004_36.jpg" width="240 height=180" height="180">.jpg" width="328" height="246 src=">
Основу для выкройки мышек делала в виде капельки. Вырезаем по 8 штук капелек каждого цвета, чтобы получились 16 мышек (по 4 каждого цвета). К одной части пришиваем тесемочку – это хвостик и 2 часть липучки, затем сшиваем 2 капельки между собой, оставляя дырочку с широкой стороны для наполнения синтепоном. Дырочку зашиваем иголкой. Осталось украсить мышку – пришиваем глазки из черного бисера. Мышки готовы!
Игра привлекает внимание детей яркостью и мягкой фактурой. И дети с удовольствием в неё играют.
Нарядим солнышко"
такая", "не такая", "одинаковые", "разные".
Для изготовления игры потребуется картон, самоклеящаяся цветная пленка.
Вырезаем из картона круг и оформляем его в виде солнышка.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image010_20.jpg" width="180" height="135 src=">
Предлагаем детям разложить вокруг солнышка косички (полосочки), а к ним - и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.
Цвета выбираются по возрасту и на ваше усмотрение, так же как и количество косичек.
Детям с 1.6 лет можно предложить для начала 4 основных цвета, и постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов. Ребенок в раннем возрасте может и не называть цвета, но подбирать и различать - это ему вполне доступно.
Подбери по форме"
Предлагаю игру, сделанную из коврика для ванной. Коврик разрезается на квадраты одинаковой величины, а затем внутри вырезаются различные геометрические фигуры.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image015_13.jpg" width="214" height="161 src=">
Для детей с 3-5 лет: «Найди похожую форму».
«Нарисуй фигуру» (путем обведения фигуры внутри квадрата),
«Какая фигура живет в домике?»
https://pandia.ru/text/78/206/images/image017_10.jpg" width="120" height="91 src=">.jpg" width="117" height="87 src=">
Методическая литература по сенсорному воспитанию:
1. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»