Факторы социализации детей дошкольного возраста. Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения

11.05.2019

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Золотой ключик»

Сообщение на тему: « Что такое социализация дошкольника.

Игра – как форма социализации ребенка»

(к педсовету на тему: «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной

социализации ребенка дошкольника»)

Подготовила:

Воспитатель

Май 2015 год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ДОУ

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Людмила Ермолаева
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10

муниципального образования Каневской район

Доклад на тему : Что ?

Составитель :

воспитатель МАДОУ детский сад №10

Ермолаева Людмила Анатольевна.

ст. Каневская

Тема : Что такое социализация дошкольника ?

1. Сущность и содержание социализации личности дошкольников .

2. Условия для успешной социализации .

3. Игра, как эффективное средство формирования личности дошкольника .

а) влияние развивающих игр;

б) влияние обучающих игр.

4. Роль семьи в формировании мировоззрения дошкольников .

1. Личностные качества, которые должен приобрести человек, и социальное поведение , которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка . Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. В Российской культуре ценятся средние качества между Западом и Востоком.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации , те процесса, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Именно социализация личности является одной из важнейших функций воздействия специальных институтов социализации , а именно дошкольных заведений , школы, профессиональных учебных заведений, детских и молодежных организации и объединений, семьи. Они выступают внешним фактором. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры , которая включает в себя : освоение первоначальных представлений социального характера , приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка . Первое знакомство с социальной жизнью , ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении , помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность.

Дошкольники , в казалось бы самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии, т. к. дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания . У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

2. Поэтому детский сад рассматривается как основной институт социализации . Наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников .

Первым условием для успешной социализации является использование здоровьесберегающих технологий : Различные виды закаливания (традиционные и нетрадиционные, занятия их серии «Здоровье» , коммуникативные игры, организация двигательной активности в течение дня, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика после сна, массаж, игро-, сказко-, музыкотерапия, пальчиковые игры.

Второе условие : реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно -образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность. Основным средством совместной деятельности является общение, партнерство, которое дает возможность включить детей выполнение реальных дел, участие в проектах. Уже традиционно у нас в детском саду ведется комплексно-тематическое планирование, экспериментирование, игровые обучающие ситуации, дети участвуют в конкурсах, акциях.

Третье условие – эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций). Мы стараемся создать атмосферу, комфортную для каждого ребенка, способствующую развитию индивидуальности, достижению жизненного успеха.

Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать, слышать, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции, переживания других людей. Такие навыки дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Пятое условие. Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды. Требования к предметно-пространственной среде :открытость, гибкое зонирование, стабильность – динамичность, полифункциональность, гендерный подход.

Шестое условие – одно из важнейших – профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОУ. Доброжелательное отношение к ребенку, позитивное отношение к жизни, стремление к лучшему, желание понять ребенка и помочь ему, грамотное педагогически оправданное построение воспитательно -образовательного процесса.

Воспитывает только тот , кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

3. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка , в игре закладываются основы будущей личности. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях .

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственности участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определённом уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общества психического развития каждого ребёнка. Сюжетно ролевая игра- это особая деятельность детей, специфика которой носит условный характер, замещающий по отношению к настоящей, серьёзной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации. Оно позволяет детям реализовать сюжетное событие (или цель событий, определяющее смысловой контекст игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни , «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки , даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения : они направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

При организации игры перед воспитателем встают и другие трудные вопросы : каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

4. Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников . Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте , поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников . Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду , уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников . Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых : познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Библиографический список :

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009г.

2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ : методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

Цели социализации дошкольников

Замечание 1

Развитие у ребенка основ социализации в процессе игровой деятельности – это одна из современных задач годового плана любого дошкольного учреждения. Социальное развитие ребенка в дошкольном обучении представляет из себя процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями). Конечно же, в процессе социализации малыш познает и самого себя, свой внутренний мир, узнает, что ему интересно, а что нет, и все это влияет на его будущее.

Цели социализации ребенка дошкольного возраста выглядят следующим образом:

  1. Воспитать у дошкольника представления о нормах и правилах поведения в обществе;
  2. Приобщить ребенка к миру людей, окружающей природы, технике;
  3. Содействовать социализации личности ребенка, оберегая его от негативных влияний.

Педагогические ориентиры в социализации дошкольника

Ребенок дошкольного возраста проводит больше всего времени в двух основных местах: во-первых, дома, с семьей и своими родителями, которые несут ответственность за его жизнь, здоровье и воспитание. Во-вторых, дошкольники проводят много времени в детских учреждениях – яслях и детских садах, а также в различных подготовительных развивающих кружках.

Педагогическими ориентирами социального развития дошкольника являются следующие:

  1. Во-первых, педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих способностях, а также ощущения нужности не только в рамках семьи, но и иных общественных отношений;
  2. Во-вторых, педагог воспитывает в ребенке чувство толерантности и позитивного отношения к окружающим, причем не только к другим детям, но и к старшим, а также к животным;
  3. В-третьих, воспитывает у ребенка социальные навыки, формирует социальную компетентность в социуме, который находится за гранью семейных отношений.

Замечание 2

Помимо того, что в дошкольном возрасте ребенку очень многое дают, к нему, все же, есть определенные требования. Эти требования формируются в виде базовых навыков, которые формируются в детском саду: навык соблюдать правила этикета, правил безопасности, сотрудничества с окружающими, безконфликтного взаимодействия с ними, соблюдение общих для всех правил и договоренностей, применение позитивных способов решения конфликтных ситуаций в случае их возникновения (первые уроки дипломатии и вежливости).

Показатели успешной социализации дошкольника

Контроль уровня социализации ребенка соблюдается при помощи специальных показателей. В качестве них могут служит следующие: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, следовать нормам и идти на уступки в случае несогласия с ними, контроль своих желаний.

Социально-личностные качества дошкольника также могут помочь определить уровень социализации. Во-первых, это проявляется в отношении ребенка к самому себе, в его поведении. Если ребенок не принимает себя сам, если он не видит своей пользы для общества, то это значит, что и общественность не увидит в нем тех способностей, которые он может развить, и которые будут полезны во взрослой жизни.

Во-вторых, интерес ребенка к сверстникам. Дети бывают очень разными, одни активны, требуют к себе много внимания, но при этом и сами готовы отдавать его. На ранних этапах развития им просто необходимо выплескивать свою энергию в общение, в игру с другими детьми. Этих детей отличает гиперактивность, экстраверсия, но это несет в себе не только положительные стороны (коммуникативность), но и отрицательные: зачастую такие дети могут получать очень мало внимания со стороны родителей и близких, поэтому стремятся самореализоваться и осуществить свой потенциал через общение с посторонними.

Другой тип детей – замкнутые в себе, интроверты. Такие дети с детства очень стеснительны, сложно идут на контакт со взрослыми или со своими сверстниками. Опять же, основные проблемы могут таиться именно в семье, где ребенка не ценят, не дают выразить свою точку зрения, не подчеркивают его значимость. Поэтому он сам не видит в себе никакого потенциала, не стремится развиваться, обладает таким качеством, как отсутствие мотивации.

В-третьих, отношение ребенка к группе детского сада. Это можно связать с предыдущими двумя аспектами, поскольку отношение начинается прежде всего с взаимодействия с собственным внутренним миром. Если ребенок знает о своих интересах, желаниях, не боится высказаться о них, то и отношение к остальным будет строиться на основе понимания.

Замечание 3

Конечно, дети воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Процессы ознакомления с действительностью сложны, полны противоречий, с которыми одному ребенку не справиться. Поэтому поддержка со стороны семьи и педагогов в этот период крайне важна. Именно в таком раннем возрасте, еще будучи совсем маленькими, мы понимаем, какими мы хотим быть, видим примеры для подражания и стремимся реализоваться, пусть и на самом раннем этапе, в процессе игры, взаимодействия с другими детьми. Но именно в этом и состоит суть социализации дошкольника: при помощи взрослых сформировать задатки, чтобы в процессе последующей социализации их реализовать в практической деятельности (в обучении, работе, хобби).

Чаще всего Монтессори-педагогику критикуют за недостаток социального взаимодействия на занятиях. И если в Монтессори-классе действительно не хватает общения, так ли это плохо и вредно? Давайте разбираться.

От трёх до шести лет дети меняются поразительно быстро. Изменения затрагивают каждую часть их жизни: социальную, эмоциональную, физическую, интеллектуальную. Однако Монтессори-метод рассматривает эти изменения иначе, чем традиционная педагогика. Давайте разберёмся в различиях.

Что такое социализация детей-дошкольников

Это когда они общаются и играю друг с другом? Или нечто большее? Перед вами стандартное определение данного понятия: «Процесс, во время которого отдельные личности знакомятся с поведением, которое другие ожидают от них с учётом норм, ценностей и культуры общества, в котором живут. Средства социализации включают в себя семью, школу, друзей, религиозные учреждения и СМИ».

Ах, так это процесс, охватывающий множество разных аспектов, и длится он продолжительное время! Социализируясь, человек развивает способность учитывать в своих действиях потребности других людей. Совместная игра - лишь небольшая часть этого процесса, и комната, полная одногодков, не всегда лучшее место, чтобы узнать нормы, ценности и культуру общества.

Если вы поищете информацию о том, каковы особенности социализации дошкольников, то найдёте следующее.

Ребёнок в возрасте с трёх до шести: - изобретает игры с простыми правилами; - всё ещё путает фантазию и реальность; - научился делиться, но не всегда хочет это делать; - физически выражает гнев и нежелание делиться; - эмоционально не готов к соревнованиям; - часто играет в одиночку и не допускает к своей игре других; - иногда любит покомандовать; - любит принимать собственные решения; - предпочитает компанию из одного или двух членов; - начинает понимать понятия «хорошо» и «плохо»; - самостоятельно играет без постоянного наблюдения; - понимает и уважает правила, часто спрашивает разрешения; - любит как давать, так и брать; - иногда хочет побыть в одиночестве.

В классе много всего происходит, но не всё можно заметить невооружённым глазом. Опытный наблюдатель способен увидеть концентрацию и не прерывает юного исследователя. Со стороны может показаться, что все занимаются сами по себе (или даже антисоциальны), но это не так. Дети развивают способность сосредотачиваться на упражнении и фактически создают свою личность. Эту задачу возможно реализовать только во время самостоятельной работы.
В Монтессори-классе социализация действительно происходит, но это выглядит не так, как люди привыкли. Например, большое внимание уделяется тому, как можно помочь обществу. Ученик берёт материал с полки, работает с ним и после аккуратно возвращает на место. Вернув материал на место, он проявляет заботу о других членах класса.

Как и в других дошкольных учреждениях, в Монтессори-классе существует распорядок дня. В процессе занятий акцент делается не на взаимодействии, но есть другое время в расписании, когда общение происходит естественным образом. На обеде или перемене у дошкольников есть возможность поговорить и поиграть.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что в Монтессори-классе ученики не общаются (имея в виду не играют), он просто не понимает, что происходит, а замечает лишь то, что отсутствует. Будет очень полезно, если родителям объяснят, как малыш развивается и укрепляет свой характер благодаря самостоятельной работе.

Мы, педагоги, всегда следим за взаимодействием между детьми. Мы видим, как сменяются разные этапы социализации ребёнка: несколько месяцев он может заниматься совершенно один, а затем внезапно начать работать в паре с кем-то каждый день.

Дети обычно знают, что им нужно, и, проявляя к ним большое уважение, мы признаём их выбор и не заставляем делать то, что они не хотят. Монтессори-школа с её прекрасно подготовленной средой - идеальное место, чтобы развивать собственное я, которое каждый проявит в обществе по-своему.

Если ученик не взаимодействует ни с кем и ни при каких условиях, это сигнал о необходимости вмешательства и коррекции. В остальных случаях необходимо дать ему свободу и позволить самому выбрать степень активности.

Одни дети от природы более общительны, чем другие. Кроме того, особые ситуации (переход в новый класс, переезд или рождение брата или сестры) могут вызвать изменения в социальном развитии. Главное, чтобы независимо от врождённого уровня общительности, дошкольник чувствовал, что ему рады и его ценят.

Социализируются ли дети в Монтессори-классе

А вот что думает о социализации детей в Монтессори-классе Эмили, автор проекта по онлайн-обучению Монтессори-педагогов и родителей Age of Montessori.

Недавно я читала форум, на котором обсуждали Монтессори-метод, и наткнулась на следующий комментарий: «Система Монтессори не фокусируется на социальном взаимодействии между детьми, она делает упор на самостоятельности. Я наблюдала: дети в Монтессори-классе действительно самостоятельные, уверенные и гордые. Тем не менее обстановка - более строгая и спокойная по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку ученики занимаются индивидуально или по двое-трое. Основное внимание уделяется проекту, а не общению, решению проблем и развитию социальных навыков. А больше всего дошкольникам нужно учиться взаимодействовать со сверстниками. Это понадобится им в начальной школе, при общении с братьями или сёстрами».

Я уже не в первый раз слышу эту мысль и считаю её заблуждением, хотя и распространённым. Но я понимаю, как люди приходят к такому выводу. Наш метод действительно развивает самостоятельность через индивидуальную работу. Тем не менее, он также придаёт большое значение развитию социальных навыков.

В Монтессори-школах учат проявлять уважение, быть вежливыми и учтивыми согласно обычаям и культуре социума. Эта часть программы называется «Вежливость и этикет». Каждый день ученики правильно приветствуют друг друга, используют «спасибо» и «пожалуйста» и устанавливают зрительный контакт во время разговора. На групповых занятиях они учатся слушать друг друга, соблюдать очерёдность и следовать указаниям.

В Монтессори-среде поощряют вежливость в выражении своих чувств и проявление уважения к старшим и сверстникам. На самом деле большая часть классной среды - это и есть уважение. С детьми уважительно разговаривают и учат их ценить друг друга, учителей, родителей и то, что их окружает. Они видят, что с ними общаются с уважением, которого они заслуживают, и учатся вести себя так же по отношению к другим.

На первый взгляд, спокойный Монтессори-класс может показаться не самым лучшим местом для социализации. Но здесь дети действительно учатся вести себя вежливо, уважительно взаимодействовать, решать проблемы и работать сообща.

Фактически большая часть «спокойного» поведения, считающегося результатом «строгости», на самом деле результат удовлетворённости. Дети, потребности в развитии которых удовлетворяют, становятся радостными учениками и почтительными членами общества.

Может создаться впечатление, что этих детей держат в чрезмерной строгости, однако в их действиях совершенно отсутствует робость. Их яркие глаза, весёлые, умиротворённые лица и готовность пригласить других наблюдать за их работой… даёт нам понять, что мы находимся в обществе людей, которые чувствуют себя как хозяева у себя дома.

Как Монтессори-педагоги социализируют детей

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют детей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Современные ученые понимают социализацию как непрерывный процесс, в результате которого индивид включается в различного рода отношения между людьми. Именно они делают человека зависимым от общества. Становление социального развития личности заключается в усвоении ею общечеловеческого опыта, а именно - знаний, умений и навыков, и в использовании их в своей трудовой деятельности. А также в общественной жизни.

Успешная социализация дошкольников связана с такими понятиями как «обучение», «образование», «воспитание», «развитие гармоничной личности ребенка». Эти процессы становятся полноценными только при условии их целенаправленности. Становление детского социогенеза является очень специфическим моментом, который требует непосредственного влияния взрослых людей. Их специально организованная деятельность позволяет сопровождать становление ребенка как личности, обладающей собственными мнением и убеждениями, делает этот процесс комплексным. Социализация дошкольников зарождается не только в семье, но и в в ходе процессов воспитания, образования и развития гармоничной личности ребенка. На маленького человека также могут оказывать влияние и контркультурные группы, которые имеют совсем другие цели и задачи.

Социализация в детском саду представляет собой специально организованный процесс, в ходе которого дети знакомятся и осваивают существующую действительность окружающего мира. Обеспечить благоприятное его протекание способна грамотная педагогическая работа ДОУ, которая позволяет организовать непрерывность и преемственность всех этапов приобщения ребенка к человеческому бытию. имеет своей конечной целью формирование их готовности к вступлению в межличностные отношения и дальнейшее освоение ими культуры. Под готовностью понимаются желания, умения и способности ребенка.

В настоящее время проблеме социализации дошкольников уделяется особое внимание. Психологи и педагоги изучают вопросы, связанные с гармоничным развитием личности детей и воспитанием в семье, которые напрямую влияют на их способность приобщаться к действительности окружающего мира. А также закладывают основы социальной компетенции, позволяющие этому процессу протекать самым оптимальным образом. Именно такие характеристики позволят человеку в дальнейшем быть успешным во всех своих основных видах деятельности. В настоящее время понимается как способность ребенка удовлетворять потребности через взаимодействие с окружающим миром на основе общественно приемлемых способов реализации своей активности.

По мнению Л.С. Выготского, ребенок изначально является социальным существом, так как напрямую зависит от окружающих людей, на первых этапах - от родителей и других членов семьи, а после - от воспитателей и учителей. Это принципиально-значимый факт для деятельности выступает для маленького человека неким культурным образцом. От грамотности работы воспитателя будет в дальнейшем зависеть успешная социализация дошкольников. Так как он выступает прямым образцом для подражания. Смысл успешности рассматривается в контексте творческой социализации ребенка и его индивидуализации, способности в условиях постоянно изменяющегося бытия творить не только себя, но и новую культуру. А также приобщаться к духовным и материальным ценностям. Возможность сотворения культуры основывается на становлении универсальных человеческих способностей, базирующихся на познании и усвоении знаний, умений и навыков. Именно они становятся основой включения маленького человека в социум.

Специалистами уже неоднократно доказан тот факт, что семья и детский сад обеспечивают целостность и полноту культурно-образовательной и социально-педагогической среды для развития и самореализации ребенка. Успешное взаимодействие семьи и ДОУ основывается на грамотном и гармоничном взаимодополнении друг друга, а не на дублировании и замене социозначимых функций одного воспитательного института другим.