Если ваш ребенок левша: признаки и особенности воспитания

18.05.2019

С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.

Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.

Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:

(П — Л) х 100
(П + Л)

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.

Существуют также и другие способы:

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма .

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков , которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу , срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения , это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками , чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые. Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой . Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги . Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения . К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику .

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет» . Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве . Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры . Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад -перед», «над -под», «в -на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности , как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область . А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка .

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей , таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Как научить писать ребенка левшу

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

В детстве и родители, и воспитатели учат ребенка держать ручку в правой руке, объясняя, что так надо. Однако в мире по подсчетам статистов каждый шестой человек - левша. Такой ребенок предпочтительно пользуется левой рукой вместо правой. Хорошо это или плохо?

Почему появляются левши?

Дело в том, что головной мозг в равной степени отвечает за двигательные возможности человека. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой, а правое, соответственно, левой рукой и ногой. У правшей доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую руку. Однако во врем развития головного мозга иногда происходят изменения, в результате чего меняется доминирующее полушарие. Поэтому малыш становится левшой. Но отличие ребенка левши от правши заключается не только в том, в какой руке он держит ручку или ложку.

Ученые выделяют ряд психологических характеристик леворуких детей:

    Левши часто начинают говорить позже, чем их сверстники, при этом у них могут возникать трудности при произношении некоторых звуков.

    Леворукие дети более чувствительны, поэтому они более плаксивы и капризны.

    Они могут иметь проблемы с письмом, математикой и чтением.

    Левши - очень эмоциональные и творчески одаренные дети, они часто имеют отличные музыкальные способности.

Такие дети хорошо рисуют, лепят из глины или пластилина. Если вы хотите определить доминирующую руку у вашего ребенка, то проведите несколько несложных тестовых заданий, которые помогут прояснить ситуацию. Посмотрите, в какой руке ваш малыш держит карандаш, когда рисует; какой рукой берет расческу, ножницы, мяч; к какому уху поднесет часы, чтобы послушать. Если большинство заданий ребенок выполняет левой рукой, то, возможно, он леворукий.

Часто родители, обнаружив, что их ребенок левша, начинают паниковать. Многие из них пытаются «превратить» ребенка в правшу: ругают его за неправильные действия. Поэтому, прежде всего, нужно остановиться. Ваш ребенок здоров. Ему лишь нужно создать условия для нормального развития: не нужно переучивать малыша; выделите ему место за партой или столом с левой стороны; сделайте так, чтобы свет от настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Учитывайте его эмоциональность, будьте чуткими с вашим ребенком.

Леворукость - это не заболевание. Напротив, многие знаменитые политики, военные, ученые, художники, актеры, музыканты и писатели - левши! Среди них: Александр Македонский, Жанна д"Арк, Уинстон Черчилль, королева Виктория, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Гарри Каспаров, Том Круз, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Джулия Робертс и многие другие. Так о каком приговоре может идти речь? Не нужно принижать достоинства ребенка, воспитывайте полноценную личность и, возможно, именно в вашей семье вырастет молодой Эйнштейн.

До определенного возраста детям все равно, какой рукой пользоваться. Но вот ваш малыш подрастает, и в какой-то момент вы замечаете, что карандаш или ложку он предпочитает держать левой рукой. Что делать, если ваш ребенок — левша?

Для начала давайте разберемся, откуда у ребенка берется леворукость. Дело ведь не только в том, какой рукой пишет ваш ребенок — у левши по-другому функционирует головной мозг. Левое полушарие мозга у людей управляет правой половиной тела и отвечает за речь и логическое мышление, а правое полушарие управляет левой половиной тела и отвечает за образное мышление и творческие способности. Если у человека доминирует левое полушарие, то ведущей будет правая рука, а если правое — то левая. Леворукость чаще всего бывает генетически обусловленной, но может развиться и вследствие травмы левого полушария мозга в период внутриутробного развития — тогда правое полушарие будет развиваться интенсивнее, и родится так называемый «компенсаторный» левша.

Как определить, левша ли ваш ребенок? Проведите несколько простых тестов. В какой руке он держит карандаш или расческу? Какой ногой бьет по мячу? Каким глазом смотрит в калейдоскоп или подзорную трубу? Если попросить его топнуть — какой ногой он это сделает? Можете попросить его сложить пальцы в замок — большой палец ведущей руки будет сверху. Если среди ваших родственников есть левши, то вероятность того, что и ваш ребенок — левша, повышается. Обычно доминирующая рука проявляется в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно овладевать речью и осознает себя как личность (в его речи появляется слово «я»).

Дети-левши более эмоциональны и возбудимы, чем правши. Часто они художественно одарены и ярче проявляют свои художественные наклонности, будь то тяга к рисованию или музыкальный слух. У ребенка-левши могут наблюдаться трудности с развитием речи и произношением некоторых звуков, поэтому стоит отвести его к логопеду раньше, чем его ровесника-правшу.

Стоит ли переучивать левшу? Однозначный ответ — нет. Переучивание ребенка-левши — это, по сути, попытка изменить работу его мозга, вмешаться в естественный ход вещей. Да, именно естественный, ведь леворукость у ребенка — это не патология. Переучивание левши может привести к повышенной утомляемости, неврозам, заиканию, недержанию мочи. У переученных левшей обычно очень плохой почерк. Среди переученных левшей чаще встречаются (дислексия — нарушение способности к овладению чтением и письмом).

Не нужно внушать ребенку-левше, что леворукость — это плохо и ненормально. Ему и так непросто, ведь он с детства не такой, как все, а большинство предметов, которые его окружают (ножницы, дверные ручки, музыкальные инструменты), предназначены для правшей и могут быть неудобны в использовании.

Так что же делать, если ваш ребенок — левша? Как помочь ему освоиться в окружающем мире и не дать чувствовать себя неполноценным? Предлагаем вам несколько советов, которые могут оказаться полезными, если ваш ребенок оказался левшой.

Не пытайтесь переучить ребенка и не давайте этого сделать родственникам и учителям. Объясните ему, что он не один такой, что есть другие левши, и это не отклонение, а разновидность нормы.

Постарайтесь создать дома максимально комфортную и доброжелательную атмосферу. Будьте чуткими с ребенком-левшой, не ругайте его чрезмерно за промахи, связанные с тем, что определенные действия ему приходится выполнять левой рукой.

Проследите, чтобы в школе он сидел за партой слева — так они с соседом не будут сталкиваться локтями и мешать друг другу. У ребенка-левши могут быть проблемы с прописями: когда он пишет, то закрывает рукой образец. Постарайтесь найти специальные прописи для левшей, а если не получится — сделайте так, чтобы у ребенка был дополнительный образец правильного написания букв.

Хвалите ребенка-левшу за успехи, если у него наблюдается склонность к музыке — поощряйте ее, но не требуйте от ребенка слишком многого. Да, считается, что среди левшей много одаренных и талантливых людей, но это не значит, что любой левша — гений. Не заставляйте вашего ребенка прыгать выше головы. Хваля ребенка, не сравнивайте его со сверстниками, лучше сравните его предыдущие результаты с нынешними: «Сегодня ты решил задачу лучше и быстрее, чем вчера, молодец».

У левшей иногда бывают проблемы с координацией движений. Поэтому им полезны несложные физические упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги сразу. Можно отдать ребенка-левшу в бассейн, плаванье способно улучшить координацию.

И самое главное — любите своего ребенка таким, какой он есть. Любовь и поддержка родителей помогут ему преодолеть любые трудности.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению