Что делать родителям, если ребенок-подросток не хочет учиться: заставить или помочь — ценные советы психолога. Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

26.07.2019

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.

При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

Ошибки родителей

Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету . В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки. Ребенок начинает не только протестовать, но и спрашивать, для чего вообще необходимо учиться. Для богатой жизни? Замечательно, если у родителей к научной степени прилагается двухэтажная вилла и пара автомобилей. В реальности же гораздо чаще встречаются успешные двоечники и нищие ученые. Для пользы стране? Подобная формулировка абсолютно непонятна для ребенка. Для новых знаний? Тоже не аргумент, поскольку не научен ребенок получать настоящее удовольствие от обучения.
  • Причиной отказа от учебы становится усталость , если ребенок не хочет учиться в школе только во втором полугодии.
  • Малышу не хватает родительского внимания и любви . В этом случае он подсознательно пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Вы замечаете, что хорошее поведение у детей воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое — вызывает серьезные разговоры. Пусть это не самое приятное, но тоже совместное время с мамой и папой!

Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

  1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
  2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
  3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями . Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.
  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.
  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.
  • Сравнения и унижения . Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу. У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».
  • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе» . Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот. Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.

Обратите внимание на свои интересы

Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Для многих школьников и их родителей выполнение домашнего задания становится настоящей пыткой. Ребенок убежден, что школа – это каторга, придуманная исключительно для издевательства над ним, а родители сокрушенно хватаются за голову. Как не пустить все на самотек и при этом избежать учебы «из-под палки»?

www.interesno.name

Для многих школьников и их родителей выполнение домашнего задания становится настоящей пыткой. Ребенок убежден, что школа – это каторга, придуманная исключительно для издевательства над ним, а родители сокрушенно хватаются за голову. Все обратные доводы исчерпаны; ребенок давно отодвинул учебники и равнодушно смотрит в окно. Как не пустить все на самотек и при этом избежать учебы «из-под палки»?

А планка падает...

Вот результаты исследований: на сегодняшний день в школах из года в год уровень стремления к успехам неумолимо падает. Самое неприятное, что есть тенденция: этот процесс начинается не в старших и даже не в средних классах, а именно в начальной школе. Если раньше у третьеклассников интерес к учебе был очень заметен, то сейчас стимул отсутствует. Последствия такого подхода к занятиям неутешительные: порядка 10% учащихся начальных классов и около 15% учеников средней школы систематически прогуливают уроки. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, а 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

В чем проблема?

Конфликты на почве неудовлетворительного выполнения ребенком своих задач и обязанностей зачастую возникают не из-за отсутствия у него способностей, а из-за недостатка мотивации к учебному процессу. Потому что на достижения и неудачи в школе влияет не только уровень умственного развития, но и большой набор других различных факторов. Успех – совокупность способностей и желания. А отстающим школьникам, как правило, недостает именно заинтересованности в уроках. Они занимаются лишь потому, что вынуждены это делать. В итоге они поверхностно осваивают материал, не отдаваясь глубокому его изучению.

Учиться противно? Добавьте мотива!

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно, мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Когда мотивация присутствует, взрослые это прекрасно видят: у ребенка горят глаза, повышается активность, энергия бьет ключом, его не нужно заставлять что-то делать. Он сам полностью погружается в процесс и знает, что при его успешном завершении его ждет какой-то ощутимый, осязаемый, видимый итог. Этот результат как раз и является тем мотивом, который движет человеком в начале какой-либо деятельности.

В случае же отсутствия мотивации все делается с протестом, раздражением и большим нежеланием. Ежедневные уроки и домашние занятия превращаются в сущую каторгу. Родители вынуждены прибегать к неприкосновенному запасу стимулов, которые были припасены на крайний случай. Но иногда ничего – ни денежное вознаграждение, ни угрозы – не помогает. Подобные ситуации возникают не только в рамках процесса школьного образования. Это может касаться всего что угодно: музыкальной школы, спорта, домашних дел.

Комментирует психолог-консультант, тренер центра тренинга и консультирования «12 коллегий» Олеся Денисенко (которая тему мотивации детей в домашних условиях озвучивает и на мастер-классах в Академии родительского мастерства): «Существует ряд причин, которые чаще остальных кроются в таком явлении, как отсутствие мотивации. Во-первых, это несформированность навыков. Приведу пример. Ко мне как-то на прием пришел мальчик десяти лет. У ребенка все прекрасно с интеллектуальным развитием, с памятью, с вниманием. Мы с ним стали заниматься всевозможной практикой, и я видела отличные результаты – у мальчика все получалось великолепно, а главное, он все делал с увлечением и интересом. Но когда мы дошли до задания «устный счет», ребенка будто подменили. Его взгляд замер в одной точке, весь интерес пропал без следа... Оказалось, что, когда его на занятиях обучали этому самому устному счету, у него совсем не сложились благоприятные отношения с учителем. Это и привело к тому, что конкретно этому навыку не удалось сформироваться. Во-вторых, это эмоциональный дискомфорт. Он возникает в случае, когда ребенок при какой-либо деятельности чувствует себя подавленным, когда советы и вмешательства со стороны своего наставника воспринимает негативно и болезненно. Третьей причиной часто становится травмирующая ситуация. Например, у ребенка при каком-либо занятии однажды возник конфликт или эксцесс, который впоследствии на ассоциативном уровне не позволяет ему углубиться и с удовольствием выполнять эту же задачу. И четвертой распространенной причиной становится физиология ребенка. Отсутствие внимания, врожденная рассеянность, плохая память, быстрая утомляемость – вот те физиологические барьеры, которые мешают ребенку качественно заниматься какой-либо учебной деятельностью. Со всеми этими причинами способны в первую очередь качественно и результативно бороться именно родители. Мама и папа, как никто другой, должны знать, что способно заинтересовать, увлечь, заинтриговать ребенка. И в каждом конкретном случае использовать эти вещи в качестве стимула. Также существует несколько обобщенных методов, которые работают в умелых руках родителей при отсутствии мотивации у ребенка. Во-первых, это элемент игры и конкуренции. Постарайтесь вовлечь малыша в деятельность при помощи азарта. Пусть у него возникнет стремление быть первым, победителем. Во-вторых, поощрение. Поделите задание на несколько этапов и при успешном прохождении ребенком каждого из них награждайте и хвалите его. И, наконец, если вы видите, что ребенок столкнулся с трудностью, помогите ему, преодолейте ее вместе! Если вы возьмете часть проблемы на себя, поверьте, у вашего сына/дочки появится гораздо больше уверенности в себе, в вас и в успехе!»

Сам себе стимул

Мотивация – это не фиксированный, постоянный показатель. Нет. Ее уровень и значения очень переменчивы. И меняются они в зависимости от ситуации, настроения ребенка, предмета изучения. Но нет такого ученика, у которого реальный показатель мотивации равен нулю. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться. Надо только нащупать их и поспособствовать их правильному применению.