Что делать если новорожденный переедает при грудном вскармливании. Признаки, по которым мама может понять, наедается или нет младенец грудным молоком

13.07.2019

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Правильное кормление, в том числе, прикладывание к груди нужным образом, обеспечивает:

  • полноценное питание малыша
  • отсутствие нехватки молока в железах, застоя молока, мастита, трещин сосков и других проблема матери
  • формирование нужной связи между мамой и дитем, психологическую гармонию

Правильный захват соска

Правильный захват подразумевает, что сосок не принимает участия в сосании малышом материнского молока. Если вы считали иначе, то ошибались. Стимуляция ареолы (кружка, который окружает сосок) помогает молоку вырабатываться, а не сам сосок. В ареоле есть синусы, в которых и происходит скопление молока.

В процессе сосания сосок должен быть повернут к верхней челюсти новорожденного. При правильном прикладывании к груди у малыша рот широко открыт, он максимально захватывает молочную железу, стимулируя ареолу, а не сосок мамы. При этом активно работает нижняя челюсть младенца, и ребенок прижат к матери.

Правильное кормление, как мы заметили выше, приводит к профилактике травм соска. Женщина не должна иметь болевые ощущения в процессе вскармливания. В первые 10-20 дней кормления грудью возможна небольшая боль, но на протяжении всего 1-2 минут. Признаками неправильного прикладывания к груди служит небольшое открытие рта ребенка, сосание им именно соска, а не ареолы. Таким образом, из всех долек не выходит молоко, а только то, что лежит ближе к поверхности.

Неправильное кормление грозит и голодным состоянием малыша, как минимум. И при этом не все мамы понимают, что делают что-то неправильно.

Техника прикладывания к груди

Здесь будет дан пошаговый инструктаж, . Мама должна занять удобное положение, плечи должны быть расслаблены, никаких зажатий. Если вы будете напряжены, не будет нормального отхода молока, что будет мешать вам и ребенку. Иногда после тяжелых родов женщине нельзя или больно сидеть, тогда нужно кормить лежа.

Малыш в процессе кормления должен быть развернут личиком к маме, голова и ножки находятся на одной плоскости. Напротив соска матери должен быть рот ребенка, чтобы он не оттягивал железу. Ребенок при сосании должен иметь возможность шевелить головой так, как хочет. Потому не фиксируйте ее ничем. На боку нужно лечь животиком к малышу, а самого ребенка придерживать за спинку или за ягодицы.

Часть женщин переживает, что упор носиком в железу может спровоцировать трудности дыхания. И они начинают давить на грудь рядом с носом младенца. Но не нужно так делать! Вы не помогаете ребенку, а наоборот. В такой позе кормления дети нормально дышат.

Захват груди и сосание — это рефлексы. Чтобы стимулировать их, мамочка может первые 2-3 раза поводить ареолой (но не соском) по губам ребенка. И тогда он сам поймет, что нужно брать грудь. Вы можете также первые разы чуть помочь ему, повернув головку в нужном направлении. Ребенок, захватывая ареолу, должен открыть рот широко. Снизу он захватит большую площадь ареолы, чем сверху.

Сосание груди

В процессе сосания вы сможете видеть часть языка ребенка, который покрывает десну снизу. Ребенок совершает волнообразные движения языком и нижней челюстью, чтобы добыть молоко из железы. Нос и подбородок ребенка должны прижиматься к молочной железы мамы. Губки ребенка чуть вывернуты наружу. Если они направлены вовнутрь, это неправильно. Щеки двигаются ритмично и свободно в такт сосанию.

Вы увидите, как малыш глотает молоко. Лучше всего кормить ребенка, когда он без одежды. И маме при этом лучше оголить торс. Там грудное вскармливание будет более приятным в психологическом плане для обоих сторон.

Позы для кормления новорожденного

  1. Живот к животу

Первая поза была описана выше. Она удобная, не затрудняет дыхание ребенка, не мешает оттоку молока. Можно под спину, ноги или верхние конечности матери подкладывать подушки разных форм, если так удобнее.

Это та же поза, что лежа на боку, только перевернутая. Голова и тело ребенка должны находиться на одной линии. Он наполовину развернут к матери. Опирается новорожденный на одну из материнских рук. Лучше всего, чтобы его головка была у вас в локтевой яме. Второй конечностью нужно придерживать младенца за спину. Тут тоже можно применить подушку по необходимости, положив ее под опорную руку.

  1. Подмышкой

Женщина должна сесть на диван или кровать, положить рядом подушку и уложить на нее малыша, при этом его тело прячется под руку матери. При этом руки не напрягаются, что является преимуществом данной позы для кормления новорожденного.

Если малыш расположен в слинге, то кормление можно произвести, не ложась и не садясь. Можно расположиться полулежа или полусидя. Мамочке лучше не кормить, когда она лежит на спине.

Лучшим вариантом будет одновременное кормление двойни. Это полезно для , спокойствия детей и матери.

Как долго ребенок сосет грудь?

Для всех малышей это время разное. Ведь даже у новорожденных проявляется разница в характере. Также у них разная скорость сосания и потребность в количестве молока. Груди матерей также могут иметь свои особенности. Процесс кормления длится 5-20 мин. Если вы отметили, что ребенок пару минус покушал, а потом засыпает или впадает в апатичное состояние, потормошите его легонько, чтобы он сосал грудь дальше и нормально наелся.

Как отнимать грудь у ребенка?

Когда ребенок наедается, он сам убирает ручки и рот от железы. Не вынимайте насильно грудь изо рта ребенка, потому что он может противиться и еще больше закусывать ареолу и сосок. Результатом станут травмы. Если малыш заснул, и при этом рот его остался на вашей груди, можно направить железу к уголку рта и медленно ее вытащить. Если чувствуете сопротивление новорожденного — остановитесь.

Давать две груди или одну?

Все мамы интересуются, из скольких грудей малыш должен пить молоко за одно кормление. Каждый раз давайте новорожденному другую грудь. Но могут быть исключения из правил, например, при кормлении грудью двойни, или если у матери выделяется слишком мало молока. Тогда придется задействовать обе железы.

В процессе выработки молока и заглатывания его ребенком у матери выделяется гормон под названием « ». Он нужен для стимуляции лактации. Молоко поступает сразу в две железы, а не конкретно в ту, которую сосет ребенок. Женщина ощущает прибытие молока. Груди тяжелеют, становятся плотными, могут побаливать. Если за один раз новорожденный выпил молоко из двух желез, они снова наполнятся со временем.

Как давать грудь, если ребенок плачет?

Прикладывание к груди избавляет ребенка от плача. Но не нужно делать это каждый раз, когда он капризничает. Успокойте его перед тем, как кормить. Можно прижать, чтобы он расслабился в маминых объятьях, покачать, спеть песню, поставить спокойную музыку и т. п.

Когда новорожденный плачет, он может неправильно взять грудь в рот. И расстроенная или обеспокоенная мама может не отметить этого, а потом начнутся проблемы. Чтобы успокоить новорожденного перед кормлением, можно выдавить каплю молока из железы и нанести на его губки.

Как часто давать грудь?

Сегодня многие врачи не соглашаются с установленной в прошлые годы нормой промежутка 2,5-3 часа между кормлениями. Современные акушеры-гинекологи советуют давать ребенку грудь, когда он просит. Малыш начнет плакать, искать головой молочную железу матери. Когда вы будете прикасаться к его лицу, он будет открывать рот. Эти признаки говорят о том, что младенец проголодался.

Малыш в свои 3-5 суток жизни в сутки должен прикладываться в груди по собственному желанию от 7 до 15 раз в среднем. Дальше он будет просить кушать всё чаще, даже 4 раза в час.

Как понять, что новорожденный наелся?

Это довольно сложный вопрос. За одно кормление грудью младенец не может скушать столько, сколько он выпивает из бутылочки в случаях неестественного кормления. Потому малыш может часто просить грудь, это нормально. Вы можете быть уверены, что малыш наелся, если:

  • после кормления грудь становится мягкой и не такой тяжелой
  • ребенок делает попытки прикладываться к груди 1-4 раза в час (не касается первых суток жизни)
  • настроение малыша хорошее, он активен
  • глаза ребенка не затуманены
  • кожа младенца выглядит гладкой и упругой (не касается первых суток от рождения)
  • прибавка в росте и массе тела соответствует норме (нужна консультация врача)
  • за сутки вы меняете 5-6 подгузников
  • кал имеет желто-горчичный тон

Может ли новорожденный переесть?

Что касается процесса питания, в организме младенца есть саморегуляция. Формируется определенная потребность, которая не дает малышу возможности съесть лишнее количество молока матери. Если же грудничок скушал лишнее, он отрыгивает часть молока.

Что касается переваривания, нужно знать несколько моментов. Молоко по составу является идеально сбалансированным для детей продуктом. Желудок малыша почти не трудится, для переваривания используется минимум сил. Молоко в ночное время имеет меньшую жирность, потому кормление ночью абсолютно нормально для новорожденных и не несет никакого вреда.

Ошибки вскармливания

Неправильное прикладывание к груди мы уже рассматривали. Но на это ошибки молодых мам не исчерпываются.

  1. Не придерживайте грудь руками при кормлении.

Малыши не могут задохнуться, когда сосут материнскую грудь. Даже если носик прижат к маме, всё равно ребенок будет дышать нормально. Помогая малышу сдавливанием груди, вы на самом деле только мешаете.

  1. Перед каждым кормлением мыть грудь вредно.

Тем более, если вы применяете мыло, это еще больший вред. Смывается защитная антибактериальная смазка. Душ утром и вечером полезен, но не более того.

  1. Не давайте ребенку дополнительно детский чай и воду.

Некоторые мамы переживают, что у малыша будет жажда, и, помимо кормления грудью, дают ему воду или другие жидкости из бутылочки. Но это ни к чему. Такие действия негативно отразятся на выработке молока в груди, и малыш вообще может «сойти» с естественного вскармливания.

Когда новорожденный сосет бутылочку, у него другие сосательные движения, отличные от сосаний при естественном кормлении. Потому высок риск отказа малыша от груди, если вы хоть раз поили его из бутылочки. Также дети, которых допаивают, путают соску и грудь, и начинают неправильно прикладываться к груди.

  1. Отказ от кормления грудью, если на ней есть трещины, также является ошибкой.

Мамы начинают при появлении трещин на сосках кормить малыша бутылочкой. Но это не правильно. Лечите железы между кормлениями, применяйте по желанию специальные накладки на соски. Если трещины глубокие, можно на небольшой промежуток времени не давать ребенку грудь, а сцеживать свое молоко и давать новорожденному через пипетку или ложечку.

  1. Отказ от кормления грудью во время простуды.

Это негативно сказывается на , и в дальнейшем малыш будет требовать бутылочку, а не грудь. Если мать простудилась, она при кормлении должна надевать защитную маску, которую можно купить в аптеке. Через молоко возбудитель ОРВИ не передается. Наоборот, ребенок получит антитела, которые пойдут в будущем ему на пользу.

  1. Не сцеживайте молоко, которое осталось в железе после кормления ребенка.

Это не влияет позитивно на лактацию. Молоко, которое не выпивает малыш за раз, не приобретает вредных качеств в будущем. Можете не бояться. Сцеживать молоко можно, если необходимо сохранить выработку его в период разлуки с младенцем. При активном постоянном сцеживании грудь может деформироваться. При сосании такой риск меньше в разы.

Вы получили ответы на все вопросы из серии "как кормить новорожденного". Здоровья вашему крохе и терпения вам!

Всем привет! Сегодня поговорим что может новорожденный ребенок?

Как выглядит ребенок после рождения, первый контакт с матерью, почему плачет новорожденный, что может новорожденный?

Новорожденный ребенок — это маленькое, беззащитное чудо родившееся на свет.

Новорожденные дети часто рождаются не такими, какими ждут их родители, а именно ребенок не всегда красив, головка может быть не правильной формы, ручки фиолетового цвета, сам он сморщенный.

Со временем, примерно через пару недель, ребенок становится пухленьким симпатичным малышом. И вы уже рассматриваете его, ищете сходство на кого похож и т.д.

Новорожденный: Мать и дитя

Роды прошли и наступает период узнавания ребенка и матери. Мать и ребенок начинают изучать друг друга. Во время разговора с малышом, он вас не понимает, но ему понятна ваша интонация, улыбка, смех и это приносит ребенку много радости и хорошего настроения. Но не все матери сразу чувствуют в себе материнство, любовь к ребенку приходит со временем с ежедневной заботой к малышу. Первое время у матерей бывает чувство равнодушия, но это в связи с тем, что они потеряли много сил как физических так и эмоциональных, любовь и ласка к ребенку придет через некоторое время.

Первый контакт матери и ребенка — это не только общение, но и первое кормление малыша. После родов прошел час и ребенок уже имеет сосательный рефлекс. Кормить можно ребенка как лежа так и сидя, но лучше когда мать сидит, при этом сосок лучше входит в рот ребенка.

Дыхание. Как только ребенок родился его дыхание сразу же устанавливается. Теперь ребенок дышит как взрослый человек, но пока его дыхание будет не регулярным. В дальнейшем, когда ребенок будет находится дома его дыхание может пугать родителей, так как оно может быть то глубоким, то поверхностным, то быстрым, то медленным. Бывает даже не слышно как дышит новорожденный и приходится прислушиваться затаив «свое дыхание», уже после этого прослушивается вдох и выдох своего малыша. Частота биения сердца достигает 130 ударов в минуту, когда у взрослого человека в два раза меньше.

Вид новорожденного. У новорожденного ребенка большая голова, туловище длиннее конечностей, руки длиннее ног, а живот выпуклый. Некоторые дети рождаются лысыми, а некоторые с волосами. На руках и ногах уже четко выражены ногти, но их еще пока нельзя стричь, есть возможность занести инфекцию.

Что же может новорожденный?

Первые дни после рождения ребенок сохраняет позу, в которой он находился последнее время в утробе матери: руки и ноги прижаты к телу. Ребенок пока еще не может держать головку. Когда новорожденный лежит в кроватки не запеленутый, его движение рук и ног не осмысленны, так как нервная система еще полностью не завершена. В первый день новорожденный опорожняется калом темного цвета (это жидкость в которой находился ребенок во время беременности) , дальше его кал будет светло-желтого цвета.

Плач. Когда ребенок родился он должен заплакать, при этом у него раскрываются легкие и малыш начинает дышать. В случае если он не заплакал врач принимает меры. Плач будет единственным средством новорожденного выразить свои потребности, для этого вам необходимо, научится его понимать. В основном ребенок начинает плакать в одно и тоже время (вечером или ночью) при этом он подгибает ножки к животу, возможно у него возникли колики. Чтоб помочь ребенку, возьмите его на руки, прижмите его к себе, покачайте, дайте ему полежать на животике или приложите к животику теплую грелку.

На этом первая часть статьи подошла к концу, советую , чтобы не пропустить ценную информацию!

Уход за малышом вызывает переживания у родителей: новорожденный не может объяснить, что его беспокоит. Это касается и грудного вскармливания. Материнское молоко предназначено малышу и подходит по свойствам, количеству питательных веществ и полезной микрофлоры. Зачастую возникает вопрос, как определить, что малыш наедается, нужно ли подкармливать его смесью. По утверждению врачей, это легко понимать, если внимательно присматриваться к ребенку, его поведению.

Сытый малыш

В первое время после родов молоко может вырабатываться в небольших количествах, постепенно лактация нормализуется. До шестимесячного возраста ребенку хватает грудного молока, потом в рацион большинства малышей начинают вводить . Проверить, наедается ли грудничок, помогут признаки:

  1. Грудь опорожняется, становится мягче;
  2. Если ребенок наелся грудным молоком, он выглядит довольным и счастливым;
  3. Малыш спит крепко, спокойно, достаточно продолжительно;
  4. у малыша происходит не меньше 10 раз ежедневно;
  5. темного, желтоватого цвета, кашеобразной консистенции. При сытости и усвоении достаточного количества молока стул у малыша может возникать после каждого кормления;
  6. Кожа у ребенка нормального здорового цвета, достаточно упругая, если её аккуратно захватить и отпустить, легко оттянется назад;
  7. Малыш хорошо развивается, и рост в гармоничной пропорциональности;
  8. Здоровый ребенок достаточно активен.

Частота глотательных движений

Чтобы понять, наедается ли новорожденный грудным молоком, нужно смотреть, часто ли он глотает во время кормления. Как узнать это? Когда малыша прикладывают к груди, он начинает сосать, чтобы началась выработка молока. Потом процесс сменяется активным глотанием, которое слышно и заметно по характерным движениям подбородка вверх и вниз во время глотка – это позволяет подсчитать их количество.

Обычно ребенок кушает в последовательности: 2-3 сосательных движения и одно глотание. На продолжительность кормления влияет активность малыша и скорость насыщения. Ослабленные или недоношенные дети вынуждены совершать больше сосательных движений, т. к. делают их с меньшей силой, процесс кормления увеличивается. Сколько времени нужно малышу, чтобы наедаться? В первые недели процесс может занимать больше получаса, с возрастом ребенка время кормления уменьшается. Полугодовалый малыш может наесться за 10 минут.

Признаки недоедания

Необходимо регулярно следить за состоянием малыша. Определить, что он не наедается грудным молоком, можно по признакам:

  1. Плач сразу или через небольшое время после кормления. Если приложить ребенка к груди, он обычно успокаивается и начинает есть;
  2. Младенец плохо спит, беспокоится, количество времени на сон уменьшается;
  3. Вялость, снижение активности;
  4. Ребенок резко реагирует на приближение матери, её запах;
  5. Проявление сосательного рефлекса – причмокивание, сосание пальцев, края пеленки;
  6. Низкая прибавка в весе.

В первые дни для новорожденного нормальная потеря – до 10% веса. Потом малыш должен прибавлять: активно в первые три месяца – не меньше 500 г, иногда вес может прибавиться и больше 1 кг в месяц, что считается нормой при увеличении роста и общем здоровье ребенка. С 4-х месяцев прибавление веса уменьшается. Как понять, что вес в норме? Следит за показателями обычно педиатр, взвешивая ребенка ежемесячно при осмотре. Можно самостоятельно ознакомиться с нормами и контролировать вес ребенка. Не имеет смысла проверять прибавку чаще раза в неделю.

Обезвоживание при недоедании

Грудное молоко на 80 % состоит из воды, заменяет ребенку и еду, и питье. Дополнительно водичку дают в жаркую погоду или в душном помещении. Если ребенок не наедается грудным молоком, его организм обезвоживается, при сильной степени наблюдаются:

  1. Сонливость;
  2. Тусклость глазных яблок;
  3. Сухость слизистых ротовой полости, слюна становится тягучей;
  4. Отсутствие или маленькое количество слез при плаче;
  5. Дряблая кожа не сразу восстанавливает форму после небольшого щипка;
  6. Дыхание с неприятным запахом;
  7. Редкие мочеиспускания (меньше 10 раз в сутки), при этом моча темного цвета, сильно пахнет;
  8. При таких признаках нужно дать малышу водички и обязательно обратиться к врачу.

Причины недоедания

Часто малыш не наедается грудным молоком при неправильно организованном кормлении. Распространенные ошибки:

  1. Резкий переход на кормление по часам может привести к снижению лактации. Выработка молока усиливается, когда малыш ест. Первые недели нужно прикладывать новорожденного к груди по первой необходимости – примерно раз в три часа. Постепенно можно приучать к режиму кормления;
  2. Ограничение времени кормления. Как понять, что грудничок наелся? Ребенок на рефлекторном уровне почувствует насыщение и сам откажется от груди. Если молоко закончилось, а малыш не наелся, он бросает сосок, пытается снова, выказывает недовольство. В этом случае нужно дать ему вторую грудь;
  3. Малыш неправильно прикладывается к груди. Он должен захватывать полностью сосок и ареолу;
  4. Некомфортное положение ребенка при кормлении. Затылок, шея и спина должны образовывать ровную линию. Ребенок легко захватывает сосок, ему не приходится поворачивать голову, тянуться. Нужно подобрать несколько удобных для матери и ребенка поз, менять их, при необходимости использовать специальную подушку для кормления;
  5. Отказ от ночного прикладывания. Необходимо будить ребенка ночью, постепенно снижая количество кормлений. Это позволит избежать больших перерывов в освобождении груди и стимулирует выработку молока;
  6. Ребенку дают пустышки, бутылочки с соской. Они отличаются по форме, из-за привыкания к ней ребенку трудно захватывать грудь, он отказывается от нее, капризничает, требует соску;
  7. Сцеживание большого количества молока может вызвать увеличение его выработки. Ребенок выпивает обычную норму, но не успевает добраться до заднего, более жирного молока. Из-за низкой питательности еда быстро перерабатывается организмом, и ребенок ощущает голод;
  8. Использование силиконовых накладок для кормления. Они мешают малышу правильно захватить сосок, усложняют сосание, количество проглатываемого молочка снижается. Допускается применение накладок при трещинах сосков до их заживления;
  9. Из-за того, что молоко вырабатывается на 2-3 день после родов, многим малышам начинают давать смесь. Лучше подождать и кормить малыша молозивом, что стимулирует быстрое появление молока;
  10. Ребенок недоедает при нарушении пищеварения, общем недомогании. Насморк мешает нормальному сосанию: из-за недостатка воздуха малышу приходится бросать сосок. Ребенок может отказываться от груди при заболеваниях полости рта, стоматите, молочнице, вызывающие дискомфорт во время еды;
  11. Иногда малыши засыпают во время кормления и не высасывают достаточно молока. Нужно следить за глотанием и будить ребенка при необходимости. Проверенный способ – умывание малыша перед едой, иногда помогает кормление его голеньким при комфортной комнатной температуре.

Повышение лактации

Уменьшение выработки молока приводит к недоеданию ребенка. Не нужно торопиться с применением смеси, это может привести к полному отказу малыша от груди. Если молоко не пропало, нужно попытаться нормализовать лактацию:

  • По возможности больше отдыхать, избегать стрессов и перенапряжения;
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Употреблять больше жидкости, чай, отвары, стимулирующие выработку молока;
  • Следить, чтобы питание было сбалансированным, избегать строгих диет, исключая лишь продукты, влияющие на вкус молока;
  • Делать самомассаж грудных желез;
  • Сцеживать молоко для докармливания, используя вместо соски ложечку или пипетку.

Если выработка молока не улучшилась, необходимо проконсультироваться у врача и начать прикорм смесями. Лучше не использовать для малыша коровье или . Они не предназначены для человеческого организма, могут нарушать пищеварение. Способны вызывать аллергию.

Следует учесть, что малыш может требовать грудь не только по причине голода. Иногда он так выражает потребность в ласке и внимании, рядом с грудью он чувствует себя комфортно, быстрее успокаивается и легче засыпает.

Необходимо следить за ребенком, его поведением и общим состоянием. Если не заметны отклонения от нормы, значит малышу хватает молока.