Благодарность всевышнему аллаху

22.09.2019

Хвала Аллаху, Создателю великих творений, который создал человека из глины, затем продолжил его род из эссенции ничтожной капли, затем сделал его прекрасным и вдохнул в него от Своего духа.

قُلْ هُوَ الَّذِي أَنشَأَكُمْ وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ قَلِيلًا مَّا تَشْكُرُونَ

«Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!» (Коран, 67: 23).

Свидетельствуем, что нет никакого божества, кроме Аллаха, всё поклонение посвящаем только Ему, нет у него соучастников и партнёров во власти, Он– Один Великий Царь, Он –явная Истина!

Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, печать пророков, предводитель благодарных и смиренных. Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненными и помните о дарах, которыми наделил вас Аллах. Сыны Адама, вы не сможете счесть все те блага, которыми Аллах окружил вас. Всевышний сказал:

وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا

Из всех творений Господа самое близкое к тебе – твоё собственное тело, вглядись в него, посмотри, как оно устроено.

وَفِي الْأَرْضِ آيَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَ * وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Коран, 51: 20-21).

Наше тело – это изумительная конструкция, состоящая из великого множества деталей, материалов сложнейших устройств. Кости, сухожилия, нервы и другие органы – все это свидетельствует о безупречной точности божественного создания. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ * الَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّاكَ فَعَدَلَكَ * فِي أَيِّ صُورَةٍ مَّا شَاء رَكَّبَكَ

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» (Коран, 82: 6-8).

وَاللّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لاَ تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ الْسَّمْعَ وَالأَبْصَارَ وَالأَفْئِدَةَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны» (Коран, 16: 78).

أَلَمْ نَجْعَل لَّهُ عَيْنَيْنِ * وَلِسَانًا وَشَفَتَيْنِ

«Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и устами?» (Коран, 90: 8-9).

Всё упомянутое – явные дары, Аллах разъяснил о них, дабы люди ценили их и были благодарными. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كل سلامى من الناس عليه صدقة كل يوم تطلع فيه الشمس: تعدل بين اثنين صدقة ، وتعين الرجل في دابته ، فتحمله عليها ، أو ترفع له عليها متاعه صدقة ، والكلمة الطيبة صدقة ، وبكل خطوة تمشيها إلى الصلاة صدقة ، وتميط الأذى عن الطريق صدقة

«За каждый свой сустав людям надлежит давать милостыню (садака) каждый день, над которым восходит солнце. Если ты справедливо рассудишь двух людей – это будет милостыней, поможешь человеку с верховым животным, сесть верхом или погрузить вещи – это милостыня, приятное слово – это милостыня, каждый шаг, который ты делаешь, идя на молитву, — милостыня, когда ты убираешь с дороги мусор – это тоже милостыня» .

Человек состоит из множества костей и суставов, каждый из них является подарком от Аллаха, за который нам следует благодарить Его ежедневно, так же постоянно, как мы им пользуемся. Но Аллаху ведомо наше положение, Он знает нашу слабость и нужду, а потому, по своей доброте и щедрости, облегчил для нас пути благодарности.

Аллах устроил множество способов делать добро. Когда мы говорим «субхана-Ллах» (Безупречен Аллах), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «ля иляха илля-Ллах (нет божества, кроме Аллаха), «Аллаху Акбар» (Аллах велик) – это засчитывается нам как благодеяние. Побуждение к добру, удержание от зла, любая помощь, оказанная людям и животным, – это милостыня.

В одном из хадисов сообщается, что Пророк велел каждый день давать милостыню по количеству суставов, имеющихся в теле человека, но сподвижники признались, что не осилят таких расходов каждый день. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что всё это может быть заменено послевосходной молитвой ад-Духа , состоящей из двух ракаатов . Это молитва благодарности, совершая её, человек вспоминает, насколько щедро Аллах окружил его своей заботой, о том, насколько он слаб перед своим Великодушным Творцом. Молитва ад-Духа служит благодарностью, так как при её совершении задействованы все суставы, каждый из которых своим движением выражает признательность Господу миров.

Благодарность доступна каждому, вне зависимости от материального достатка. Мусульманин может помогать людям по мере своих возможностей словом, улыбкой, небольшим легким делом. Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про человека, который совершенно не способен приносить людям никакой пользы и ничем не может им помочь, он сказал:

فليمسك عن الشر فإنه صدقة

«Пусть воздержится от зла, и это будет для него милостыней» .

Это значит, что даже воздержания от грехов будет достаточно для того, чтобы выплатить садаку благодарности. Для этого надо выполнять свои обязанности (ваджиб), отстраняться от запретов Всевышнего. Потому что несоблюдение обязательных постановлений Ислама и нарушение запретов (харам) является одним из величайших видов зла.

Дорогие мусульмане, помните, сколь ценно данное нам здоровье. Абу Дарда (да будет им доволен Аллах) говорил: «Здоровье – богатство тела» . Вахб ибн Мунаббих говорил: «В премудростях семейства Дауда было начертано «Хорошее здоровье – это незаметная власть». Это истинная правда, ведь движущееся тело, послушное своему хозяину, скрывает в себе невообразимое количество тайн и загадок, каждая из которых – неоценимая милость, оказанная человеку Всевышним Аллахом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ: الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ

«Два дара, которым многие люди не придают должного значения: здоровье и свободное время» .

Это дары, о которых человек будет спрошен в День Воскрешения, от него потребуют полного отчёта о том, как он использовал их. Всевышний Аллах сказал:

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

«В тот день вы будете спрошены о благах» (Коран, 102: 8).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَوَّلُ مَا يُسْأَلُ عَنْهُ الْعَبْدُ مِنَ النَّعِيمِ أَمْرَانِ : يُقَالُ لَهُ: أَلَمْ نُصِحَّ جِسْمَكَ ، وَنَرْوِكَ مِنَ الْمَاءِ الْبَارِدِ

«Две милости Аллаха, о которых будут спрошены Его рабы в первую очередь: «Разве мы не сделали твоё тело здоровым?» и «Разве не напоили вволю холодной водой?»

Ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) говорил: «Блага, о которых говорится в аяте, — это безопасность и здоровье ».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) говорил: «Блага – это здоровье, слух и зрение. Аллах спросит рабов своих о том, как они их использовали, а Он лучше знает об этом, чем они. Всевышний сказал:

إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً

«Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран, 17: 36).

Если ты желаешь оценить дары здоровья по достоинству, посмотри на тех, кто поражён болезнями, кто лишён каких-либо органов или частей тела. Сходи в больницу и посмотри, как много там лежит больных, издающих стоны, сколько изувеченных и раненых. Поинтересуйся людьми, которые не имеют зрения или не слышат. Слышал ли ты о тех, кто мечтает спокойно поспать, чтобы только забыться и отдохнуть от боли? Если мы будем помнить об этом, то начнём ценить ту благодать, которой постоянно окружены, но о которой так часто забываем и которую расцениваем как должное. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ: اللَّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بِي مِنْ نِعْمَةٍ أَوْ بِأَحَدٍ مِنْ خَلْقِكَ فَمِنْكَ وَحْدَكَ لا شَرِيكَ لَكَ ، لَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْرُ ، فَقَدْ أَدَّى شُكْرَ ذَلِكَ الْيَوْمِ

«Кто скажет утром следующие слова, тот исполнит свою благодарность за этот день: «О Аллах! Любое благо, которое снизошло на меня или на любое из Твоих творений, нисходит только от Тебя одного, нет у Тебя совладельцев и партнёров, только Тебе посвящается хвала и только Тебе воздаётся благодарность» .

Дорогие братья и сёстры, помните о милостях Аллаха к вам, произносите это поминание (зикр) ежедневно, и оно побудит вас ещё усерднее делать добро и быть покорными Всевышнему Аллаху.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالْأَرْضِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком.

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Благодарность сердцем.

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха.

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему». (Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللهِ

بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине». (Лукман, 31/20)

Благодарность всеми органами.

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены». (Аль-Анкабут, 29/17)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!»» (Лукман, 31/12)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».

Своей неспособности выразить благодарность Всевышнему Аллаху достойным образом.

Как об этом сказал Джунайд (да будет свята его душа): «Благодарность - это не считать себя заслуживающим благо. Сущность благодарности не в том, чтобы только заметить благо. Она заключается в принятии дарованных Аллахом благ с покорностью и осознанием того, что благом наделяет лишь Всемогущий Аллах».

Также сказано: «Благодарность - это знание сердцем того, что данным благом одарил Аллах, и произнесение соответствующих слов благодарности и хвалы».

Благодарность - благо от Аллаха

Знайте, что благодарность сама по себе является благом от Всевышнего Аллаха. Если бы Аллах не наделил вас способностью выразить Ему благодарность, то вы не смогли бы сделать это сами.

Один из благочестивых людей, обращаясь к Аллаху, сказал: «О мой Аллах, как я могу выразить Тебе благодарность, когда моя благодарность - это ещё одно благо от Тебя!». Аллах тогда внушил ему: «Вот сейчас ты проявил Мне истинную благодарность».

Когда пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господи, Ты сотворил Адама (мир ему) и наделил его такими-то и такими-то благами, как он поблагодарил за это?». Всевышний ответил: «Он узнал, что все эти блага от Меня, и признание этого было его благодарностью Мне».

Только Всевышний Аллах достоин благодарности и восхваления

С благочестивых людей взят обет, чтобы они проявляли благодарность Аллаху, когда Он наделяет их благами и когда не одаривает ими. Праведники - подопечные Всевышнего - вверили себя Творцу. А Аллах превыше того, чтобы предать раба, который доверился Ему.

Также с праведников взяли обет , чтобы они не выявляли свое какое-либо похвальное качество, кроме как в знак благодарности Всевышнему Аллаху или чтобы другие следовали за ними в этом. В остальных случаях благочестивые люди скрывают все свои похвальные качества и делают это ради Аллаха. Они не выступают на разных собраниях из-за стыда и опасения, что люди похвалят их в этом мире. А ведь восхваления заслуживает только Всевышний Аллах*.

Имам аль-Газали (да будет свята его душа) объясняет, что хвала несет для восхваляемого большой вред. Похвала порождает в нём гордыню и высокое мнение о себе. А иногда он радуется этой похвале, и это портит его благие деяния.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если вы увидите тех, кто нахваливает людей, бросайте в их лица землю».

Также говорят: «Когда вас похвалят, то вспомните, что вы сотворены из глины, проявите скромность и не восхищайтесь собой из-за похвалы».

Наш господин Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Когда Всевышний хочет для раба блага, Он скрывает от него совершенство его нафса. Творец превращает его в Своего чистого, искреннего раба, в котором не проявляется ничего из качеств, достойных только Всевышнего Аллаха».

От всего, к чему привык нафс из знаний и познаний, рабу подобает отказаться, даже если это знание тайного (кашф) или особое духовное состояние (халь). Если Всевышний Аллах избрал его и доволен им как Своим рабом, то что же может навредить ему, даже если у него нет ни знаний, ни благих деяний?

Ученые-богословы говорят, что самой малой степенью благодарности Всевышнему является выражение благодарности языком. Нет человека более слабого, чем тот, кто не выражает словесную благодарность. Такая благодарность должна быть всеобъемлющей.

Самой высшей степенью словесной благодарности за дарованные Создателем блага является чтение рабом суры «аль- Фатиха». Пусть при ее чтении верующий вознамерится выразить благодарность за все блага Всевышнего Аллаха: явные и тайные, материальные и духовные, известные рабу и неведомые, касающиеся как земной, так и вечной жизни, которые он уже получил и которые ещё получит, постоянные и данные на время. С таким намерением пусть человек прочтёт эту суру по возможности от одного раза до ста. Кто поступает таким образом, того Всевышний запишет среди проявляющих благодарность. Либо в качестве награды этот раб получит еще больше благ в соответствии с его намерением и согласно обещанию Аллаха.

Способов всеобъемлющей словесной благодарности много. Примером такой благодарности являются следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «О Господь, я не в силах благодарить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты таков, как Ты Сам восхваляешь Себя».

Пророк Адам (мир ему) сказал: «О Господи, Ты научил меня, как добыть пропитание своими руками**, так научи меня тому, что включает в себя всю хвалу и славословие». Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Адам, каждый день утром и вечером скажи по три раза: «Аль-хамду лиллахи раббиль аламин, хамдан ювафи ниамаху ваюкафиу мазидаху» («Я воздаю хвалу Аллаху, Господу миров, которая охватывает все Его блага и соответствует их увеличению Им»). Эти слова вбирают в себя все виды восхваления и славословия».

Разница между благодарным (шакир) и очень благодарным (шакур) рабом в том, что шакир благодарит за то, что Всевышний даровал ему, а шакур за то, что Аллах лишил его чего-либо.

Поистине, за каждое благо есть соответствующая благодарность. Благодарность за глаза - потупить взор при виде запретного и недостатков людей. Благодарность за уши - не слушать о недостатках людей, за руки - не протягивать их к чужому имуществу. Благодарность за ноги - удержать их, чтобы они не ступали туда, где нарушаются повеления Всевышнего. Также и по отношению к другим частям тела.

Сущность благодарности в том, чтобы ты использовал дарованные тебе Аллахом блага в соответствии с их предназначением. Сюда входит и имущество, и тело, и внешние и внутренние органы. Поэтому, когда ты используешь что-либо из этих благ не в соответствии с тем, для чего оно сотворено, это будет неблагодарностью за это благо.

Восхваляющие Аллаха во всех состояниях

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил, что первыми в Рай войдут люди, восхваляющие Аллаха во всех состояниях. В другом предании говорится: «Восхваляющие Аллаха и в радости, и в горе».Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Слова «аль-хамдулиллах» являются проявлением благодарности за все блага».

Рассказывают, что ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа) сказал: «Вот уже тридцать лет я прошу прощения у Аллаха за слова «хвала Аллаху», которые я произнёс однажды». У него спросили: «Как же это?». Он ответил: «В Багдаде случился большой пожар. Я встретил некоего человека, который сообщил мне: «Твоя лавка уцелела». Тогда я сказал: «Хвала Аллаху». И вот в течение тридцати лет я сожалею об этих словах, ибо захотел себе пользу тогда, когда другие мусульмане пострадали».

Рассказывают, что Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах), остановившись у угла Каабы, обратился к Аллаху со словами: «О мой Аллах, Ты одарил меня благами, а я не проявил благодарность. Ты меня испытал бедами, а я не проявил терпение. Ты не лишил меня благ из-за неблагодарности и не наслал на меня беды за нетерпение. О Господи, от щедрого не исходит ничего, кроме щедрости ».

* Не желая, чтобы люди хвалили их подобно тому, как восхваляют Всевышнего Аллаха.

** 62 То есть занят работой, посредством которой я зарабатываю себе на жизнь. - Ред.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

islam.ru